ИСТОРИЯ СВАРКИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

РАЗВИТИЕ СВАРОЧНОЙ ТЕХНИКИ И НАУКИ О СВАРКЕ

Глава 1 ИСТОРИЯ СВАРКИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

Способность металла свариваться открыта человеком еще в период первоначального освоения этого материала и это положило начало такого понятия как история сварки. Самородки металлов человек рассматривал как своеобразные камни, которые при ударах не раскалываются, а сминаются. Поэтому первым способом обработки металлов была холодная ковка. Уже в энеолите в процессе освоения ковки с небольшим нагревом была открыта и стала применяться при изготовлении различных вещей сварка металла. Довольно рано люди научились добывать металлы из руд. Земледельцы и скотоводы Древней Анатолии несомненно уже в VIII—VII тыс. до н. э. использовали не случайно найденные самородки, а умели добывать из руды и обрабатывать медь и свинец. Судя по имеющимся данным, по крайней мере с V тыс. до н. э. человек использовал также золото и серебро. На территории СССР первые металлические изделия появились в Южной Туркмении на поселениях культуры Анау конца V — начала IV тыс. до н. э.

Металлографические исследования изделий трипольских племен, живших на территории Юго-Западной Украины и Бессарабии в IV—III тыс. до н. э., показали, что при выделке их в ряде случаев еще до освоения техники рас-плавления и литья металла применялась кузнечная сварка меди [16]. При помощи сварки двух полос меди иногда делали шилья, долота, амулеты и нашивные бляшки. В этих случаях кузнечная сварка служила для увеличения размеров заготовок. При изготовлении медных бус концы изогнутой на круглой оправке полосы соединяли внахлестку и сваривали кузнечным способом. Сварку меди применяли не только для изготовления вещей, но и для их починки, наращивания изношенных краев. В большинстве случаев качество сварки было не очень высоким, в соединениях появились трещины, поры и цепочки вытянутых шлаковых включений. Применение кузнечной сварки в эпоху энеолита у трипольских племен было вызвано тем, что местные мастера вначале еще не знали техники плавления и литья металлов

В течение III—II тыс. до н. э. племена трипольской, а позднее катакомбной, срубной и др. культур осваивают плавку металла и литье. В тех случаях, когда требовалось дополнительно соединить какие-либо детали, использовали такие приемы, как закручивание, обжим, фальцовка, паяние и, наконец, заклепочные соединения, но сварки всячески избегали.

По-видимому, местами была известна и холодная сварка. Золотые коробочки в Национальном музее в Дублине (Ирландия), по заключению экспертов, изготовлены в эпоху поздней бронзы с применением холодной сварки.

Особенно высокого развития и большого разнообразия достигает техника получения неразъемных соединений металлов в железном веке. Железо не просто расширило ассортимент материалов, которые человек уже использовал для своих нужд, но, как отметил Ф. Энгельс, оно сыграло «революционную роль в истории» [10], оказав огромное влияние на все основные виды деятельности человека в хозяйстве. Древнейшие изделия из железа относятся к IV тыс. до н. э. и обнаружены в Египте.

При сыродутном, или кричном, способе получения железа, который господствовал на протяжении тысячелетий, железо добывали непосредственно из руд в виде криц, применяя неоднократные проковки, чередовавшиеся с нагревом, выжимая шлак и добиваясь сваривания отдельных частиц железа. В те же отдаленные времена выработалось умение сваривать отдельные куски железа для соединения — деталей и при починке сломанных железных орудий труда и оружия путем нагрева й последующей проковки. Так появилась кузнечная сварка — наиболее ранний широко распространенный способ сварочных работ. Археологические находки показывают, что кузнечная сварка применялась уже в очень отдаленные времена.

II—VII вв. до н. э. в Восточ-4 ной Европе появляются биметаллические мечи и кинжалы (рис. 1.1), при изготовлении которых соединяли брон зу и железо [8, 17, 18].

Мечи киммерийского типа, сварка

Рис. 1.1. Биметаллические и дельножелезный мечи киммерийского типа (VIII—VII вв. до н. э.)

1 — меч из Субботовского городища; г — схема сварки лезвия меча из Субботовского городища; з — меч из Среднего Поднепровья; 4 — схема сварки лезвия этого меча; 5 — кинжал из с. Головя-тино Смелянского района; 6 — кинжал из Софиевки Черкасского района; 7 — меч из погребения у Симферополя (незаштрихованные части — из бронзы)
Появление их, видимо, было связано с тем, что еще не было освоено изготовление из железа деталей сложной конфигурации и ручки с навершием и перекрестием легче было отлить из бронзы. Подтверждением этого может служить тот факт, что относящиеся к тому же времени цельножелезные мечи делались без перекрестия и с очень слабо выраженным брусковидным навершием. Исследования биметаллических мечей показали, что лезвия их выковывались из железа, низко- или среднеуглеродистой стали (до 0,6% С). Здесь мы встречаемся с древнейшими случаями применения сварки черных металлов кузнецами киммерийской эпохи. Крицы, получавшиеся в сыродутных горнах, и сделанные из них заготовки были еще маленькими, и из них нельзя было выковать более или менее крупные вещи. Поэтому, когда кузнецам понадобилось изготовить мечи с длинными лезвиями (у меча, найденного на Субботовском городище, оно достигает 95 см), они вынуждены были применить кузнечную сварку однородного металла, соединяя внахлестку концы двух заготовок.
В скифскую эпоху (VII—III вв. до н. э.) все основные виды металлических орудий производства и оружия у племен Восточной Европы изготовляли из железа и стали. Была хорошо освоена преднамеренная цементация железа для получения стали и увеличения твердости режущих кромок орудий. Основным способом обработки железа и стали по-прежнему была свободная ковка. В то же время наряду с простыми изделиями из железа или стали кузнецы Скифии широко применяли также технологические приемы, в которых использовались различные виды кузнечной сварки. Сварку применяли для увеличения размеров заготовки, придания изделиям нужной формы, соединения разнородных металлов с целью улучшения качества лезвий режущих и рубящих орудий.
Для увеличения длины изделий
сварку вели внахлестку (рис. 1.1, позиции 2, 4). Таким же образом из нескольких полос среднеуглеродистой стали (0,3—0,4% С) был выкован клинок меча VI — начала V вв. до н. э. (коллекция Государственного исторического музея УССР) [19]. Во всех этих случаях сварка выполнена хорошо и сварные швы видны только на микрошлифах. Для лучшего соединения при такой сварке концы одной из стыкующихся деталей иногда делали с фигурным вырезом в виде ласточкина хвоста. Таким образом была оформлена заготовка для навершия меча, украшенная стилизованной головкой грифона (рис. 1.2, позиция 3).
Очень широко в скифский период применяли наварку накладных деталей при изготовлении мечей и кинжалов. Этот прием зафиксирован неоднократно. Так, для получения фигурного перекрестия скифского меча при помощи зубила вырезали соответствующую заготовку, которую обрабатывали точильным камнем, надевали на меч у начала рукоятки и затем сваривали кузнечным способом (рис. 1.3, позиция 1).
При изготовлении втулок копий и дротиков заготовку изгибали на конической оправке и иногда производили сварку краев внахлестку. Но хороших соединений при этом не наблюдается, видимо, потому, что при работе на оправке трудно было произвести хорошую проковку.
Наконец, можно отметить еще один прием, применявшийся при изготовлении боевых топоров. Для получения проушины заготовку с одной стороны сначала разрубали, затем при помощи круглой оправки формировали среднюю часть топора с отверстием, а обушную часть сваривали (рис. 1.3, позиция 2). Такая технология, зафиксированная на топоре VI в. до н. э. из кургана у с. Круглик, может быть объяснена тем, что кузнецу было трудно произвести прошивку толстой стальной заготовки для получения отверстия (рис. 1.2, позиция 6).

Рис. 1.2. Сварные железные изделия скифской эпохи
Рис. 1.2. Сварные железные изделия скифской эпохи

1 — меч из коллекции Государственного исторического музея УССР (ГИМУ); 2 — меч из коллекции ГИМУ; з—обломок навершия меча, селище у с. Лихачевки, коллекция ГИМ; 4 — обломок лезвия меча из Вельского городища; 5 — дротик из бывш. Чигиринского уезда; 6 — боевой топор из кургана у с. Круглик; 7 — боевой топор из кургана №3 у с. Аксютинцы, коллекция ГИМ; 8 — навершие из кургана № 407, уроч. Горячево, коллекция Государственного Эрмитажа; 9 — топорик из Андрусовки, Институт археологии АН УССР
Гораздо большее значение для развития техники обработки черных металлов имела сварка железа с разным содержанием углерода с целью улучшения качества лезвия режущих и ру
бящих орудий. В данной группе изделий можно выделить пять видов кузнечной сварки, требовавших большого мастерства кузнецов, ввиду того что температура сварки железа с различным содержанием углерода неодина-кова.
При изготовлении копий, дротиков, серпов, ножей и пр. применяли сварку двух полос железа и стали с выходом последней на режущую часть лезвия. Это давало хорбшее сочетание мягкого и вязкого железа или низкоуглеродистой стали с твердой, но хрупкой сталью, содержащей большое количество углерода. Хорошим примером такого изделия является нож из городища

Screenshot_3
Рис. 1.3. Технологические схемы изготовления вещей скифской эпохи

1 — схема изготовления меча со сварным лезвием, с ваваркой перекрестия и навершия; 2 — схема изготовления боевого топора со сварным обухом; схемы сварных лезвий; з—9 — ножи; ю—1з — серпы; 14, 15 — топоры; 1в—19 — мечи; го, 21 — копья; 22 — дротик. Места находок: 3 — Западно- Вельское городище; 4 — городище Караван; 5, в, 8 — Люботинское городище; 9 — Басовское городище; 10 — селище Чайка; И, 19 — Восточно-Бель- сиое городище; 12 — селище Скрипки; 13 — Кайенское городище; 14 — селшце Андрусовка; 15 —курган № 3 у с. Аксютинцы; 20 — курган № 396 у с. Журовка; 21 — курган у с. Су хин; 22 — находка в бывш. Чигиринском уезде; а — железо; б — сталь скифской эпохи у с. Караван (рис. 1.3, позиция 4). Лезвие его сделано сваркой полосы низкоуглеродистой стали (0,1—0,2% С) с высокоуглеродистой сталью (0,6—0,7% С).

Рис. 1.4. Детали бронзовых скифских котлов
Рис. 1.4. Детали бронзовых скифских котлов

1 — ручка котла в виде фигуры козла, прилитая к верхнему краю котла, курган Келермес; 2, 3 — починка трещин на краю котла при помощи сверления и соединения при помощи литья; котел из коллекции ГИМУ; 4 — починка ножки котла из кургана Солоха при помощи литья, коллекция Государственного Эрмитажа
Довольно часто при изготовлении ножей, серпов и топоров кузнецы ограничивались наваркой небольшой стальной пластины на режущую часть лезвия. К числу таких изделий относится нож (рис. 1.3, позиция 3) из Вельского городища, у которого на основу из низкоуглеродистой стали, практически железа (0,1—0,15% С), наварена пластина из стали (0,4—0,5% С). В одном случае при исследовании обломка меча из Восточно-Вельского городища оказалось, что стальные пластинки наварены с двух сторон обоюдоострого клинка (см. рис. 1.2, позиция 4 1.3, позиция 19).
Реже встречалась в скифское время сварка, при которой между двумя более мягкими пластинами заключалась пластина из более твердой стали. В результате получалось высококачественное
самозатачивающееся лезвие, так как мягкие боковые пластины изнашивались быстрее средней (рис. 1.3, позиции 5, 6).
Также редкостью в скифскую эпоху являются изделия, лезвия которых имеют структуру, напоминающую сварной дамаск. К таким изделиям относится нож из Басовского городища, выкованный из заготовки, в которой перемежается несколько слоев железа и высокоуглеродистой стали, создающих на боковой поверхности ножа узор из темных и светлых полос (рис. 1.3, позиция 9).
Таким образом, в скифский период раннего железного века кузнецы степных и лесостепных племен Восточной Европы уже хорошо освоили и широко применяли разнообразные приемы кузнечной сварки. .
В скифский период в некоторых случаях делались попытки . произвести сварку бронзы с бронзой путем прилива, например при починке больших котлов на одной ножке и для присоединения к ним фигурных ручек (рис.1. 4). Однако прочного сварного соединения не получалось. Литейщики раннего железного века при починке котлов иногда просверливали в стенках их отверстия и заливали металл таким образом, что получалась соединяющая отливка, напоминающая по форме заклепку (рис. 1.4, позиции 2, 3). Интересно, что греческие мастера также полностью не овладели технологией сварки бронзы и редко ее применяли.- Это хорошо видно на примере одной из амфор, найденных у с. Песчаное и от-носящихся к первой четверти V в. до н. э. [4].
При изготовлении ювелирных изделий из золота, серебра и бронзы в раннем железном веке широко использовали пайку. В странах Древнего Востока, в том числе в Египте, применялась пайка золота золотым припоем, меди серебром или сплавом меди с серебром, а мягкий припой долго не был известен [9]. С помощью пайки сделаны многие ювелирные изделия, найденные в курганах Скифии, начиная от золотых блях первой половины VI в. до н. э. с изображением пантеры (курган Келермес) и оленя (курган у ст. Костромской) , и кончая золотой пекторалью IV в. до н. з. из Толстой Могилы [12]. Особо следует отметить такой шедевр микропайки золота, как золотые серьги из кургана у Феодосии, на которых изображена миниатюрная четверка мчащихся лошадей с крылатой богиней Никой в колеснице, а также другие сопровождающие эту центральную ком-позицию фигуры и украшения, многие из которых трудно даже заметить невооруженным глазом. В большинстве случаев пайка произведена золотом или (реже) серебром.
В раннем железном веке, как и прежде, развитие металлообработки у различных племен в силу многих исторических причин происходило неравномерно. Даже у населения одной и той же зарубинецкой археологической культуры (II в. до н. э,— II в. н. э.) в технике обработки железа не наблюдается единства. Если среди изделий полесской, верхне- и среднеднепровской групп зафиксирована только сварка однородного металла и, по-видимому, не применялась сварка железа и стали [3], то исследования орудий зарубинец- ких племен Южного Побужья показали более высокий уровень развития металлообработки. В этой группе имеются ножи, выкованные с применением кузнечной сварки железа и стали и с использованием закалки.
Обработка железа у сарматских племен VI в. до н. э. — II в. н. э. изучена еще недостаточно. В прохоровской культуре с IV в. до н. э. появляются своеобразные сарматские мечи, при изготовлении лезвий которых применялась сварка двух или трех полос железа и стали (рис. 1.5).
Дальнейшее развитие металлообработки наблюдается при изучении железных изделий сложной по этническому составу Черняховской культуры

Screenshot_9
Рис. 1.5. Сарматские мечи с кольцевым навер-шием и схемы изготовления сварных лезвий этих мечей

1 — меч из Среднего Поднепровья, коллекция ГИМУ; 2 — схема изготовления лезвия зтого меча; з — меч из хут. 8 марта у с. Хухры, коллекция Ахтырского музея; 4 — схема изготовления лезвия

 

 

 

 

 

Рис. 1.6. Технологические схемы изготовления сварных копий салтовской культуры
Рис. 1.6. Технологические схемы изготовления сварных копий салтовской культуры

1 — сварка железо-стального пакета; 2 — сварка железа и закаленной стали (мартенсит); 3— сварка железа с железом; 4 — сварка железа со сталью; В — наконечник копья из городища Маяки; а — железо; б — сталь; в — термически обработанная сталь.

По В. К. Михееву, Р. Б. Степанской и Л. Д. Фомину конца III — начала V вв. н. э., которая испытывала определенное влияние позднеантичного римского ремесла и усвоила многие . его достижения. Кузнецы племен черняховской культуры широко применяли самый разнообразный материал — от простого железа до высокоуглеродистой стали (0,7% С). При ивготовлении мечей, наконечников копий и дротиков, топоров и других предметов они использовали кузнечную сварку, в том числе сварку двух или трех полос железа и стали, а также наварку стальных лезвий. Применялась закалка стали с последующим отпуском [3].
Скифо-сарматское направление в развитии металлообработки продолжали / алано-болгарские племена. Кузнечное производство и обработка цветных металлов у этих племен известны нам сейчас главным образом по материалам салтовской культуры (VIII—X вв. н. э.). Кузнецы салтовской культуры обладали разнообразными инструментами (железные наковальни, молотки, специализированные клещи, кузнечные и слесарные зубила, пробойники и т. д.) и могли изготовлять высококачественные и сложные вещи — от сабель до замков. При изготовлении некоторых видов орудий и оружия применяли сварку железа и стали — косы, тесла-мотыжки, ножи, иногда серпы, наконечники копий (рис. 1.6).
В случае необходимости произвести неразъемное соединение деталей из бронзы, серебра или золота применяли пайку с использованием легкоплавкого свинцово-оловянистого припоя. Дальнейшее развитие наблюдалось и в области покрытия изделий золотом или серебром. При этом примитивная плакировка встречается уже сравнительно редко, преобладает золочение при помощи амальгамы [11].
Особенно больших успехов металлургия и металлообработка достигли в Древней Руси (X—XIII вв.) в связи с общим высоким развитием древнерусского ремесла, технический уровень
которого в целом был выше, чем в странах Западной Европы [5, б, 14]. Кузнечная сварка была основным, хорошо разработанным и освоенным методом технологии при изготовлении всевозможных железных и стальных изделий. С помощью кузнечной сварки изготовляли около 70% .металлических изделий. С успехом применяли даже сварку железа с высокоуглеродистой сталью (с содержанием углерода до 0,9%). Сварка позволяла получать соединения из тончайших полосок железа и стали (толщиной от 0,8 до 2 мм), например при изготовлении замочных пружин, кольчуг и других изделий, высококачественных режущих или рубящих частей орудий и оружия (рис. 1.7). При этом чаще всего использовали сталь, содержащую 0,5—0,7% углерода. Наиболее распространена была сварка двух видов: 1) сварка лезвия из трех полос, из которых стальная находилась внутри, а две железные — снаружи; таким способом изготовляли ножи, серпы, косы, токарные резцы, мечи, копья (рис. 1.7, позиции 1, 5, 8, 20 и др.); 2) наварка на железную основу стального лезвия; это наиболее распространенный прием, при помощи которого делали ножи, ножницы, серпы, косы, гарпуны, топоры, долота, тесла, скобели, струги, сверла, резцы, мечи, копья, кресала, бритвы и пр. (рис. 1.7, позиции 3, 4, 6, 7, 11, 12, 15, 17 и др.). Реже встречается узорчатая сварка стали (типа дамасской), основанная на применении нескольких полос различно науглероженного металла, которые сваривали, скручивали, создавая своеобразный рисунок (рис. 1.7, позиция 23). С применением этой технологии делали некоторые ножи и мечи. О таких мечах у славян-русов писал в XI в. хорезмиец Ал-Бируни.
Изучение большого количества мечей и наконечников копий из стран Прибалтики [1] показало, что некоторые из них сделаны с применением очень сложной технологии сварки, образующей на клинке своеобразный орнамент. Древнейшие мечи (Нидамские)
выкованные из такой многослойной сварочной стали типа дамасской, датируются III в. н. э. При изготовлении мечей средняя часть их не всегда на всю толщину состояла из дамасской стали. Для удешевления продукции иногда делали мечи, у которых узорчатый Дамаск представлял собой лишь наваренную на клинок накладку. Наварки из тонкой дамасской стали использовали также для нанесения на клинок надписей, обозначающих имя мастера или название мастерской, а также знаков, являвшихся своеобразными производственными клеймами [ 1 ]. К числу таких изделий относится и древнерусский меч начала XI в. с надписью «Коваль (т. е. кузнец) Людота».
Распространение того или иного технологического приема сварки не оставалось неизменным. Оно изменялось в зависимости от уровня развития ремесла и товарного производства. По мере того как ремесленник переходил к изготовлению все более массовой продукции, технология ее производства все более упрощалась. Это хорошо прослежено при изучении ножей X—XVI вв.

Screenshot_6
Рис. 1.7. Технологические схемы изготовления лезвий древнерусских сварных изделий

1—4 — ножи; 6,6 — серпы; 7,8 — косы; 9, 10 — топоры; 11, 12 — ножницы; 13, 14—долота; 15, 16—токарные резцы; 17—19 — мечи; 20—22 — копья; 23 — нож с узорчатым лезвием. Места находок: 1—12 — Сарское; 2,5 — Новгород; 7, 8, 10, 11, 22 — Новгород, курган; з — Княжая; 4 — Выш- город; 6 — Вишенки; 9, 14, 15 — Рязань; 13 — Райки; 16 — Глазов; 17 — Гнездово; 18, 19 — Михайловское; 20 — Стерженское; 21 — Лядинский; 23 — Новгород; <* — железо; б — сталь.

По Б. А. Колчину
[7]. Оказалось, что для X—XI вв. были характерны многослойные ножи, процесс изготовления которых был весьма сложным. С XII в. получают распространение ножи, у которых стальное лезвие сделано с помощью торцевой сварки. С первой половины XIV в. начинается изготовление ножей, у которых стальное лезвие приваривается косым швом, что упрощало технологию и позволяло увеличить количество продукции.
Во второй половине XIV в. на Руси наблюдается некоторый подъем экономики, сильно подорванной во время татаро-монгольского нашествия. Наряду с общим ростом производительных сил происходило накопление опытных знаний и навыков, необходимых для возрождения и совершенствования ремесла.

Схема сварки ствола пищали. По Г. А. Максименкову
Схема сварки ствола пищали. По Г. А. Максименкову

Рис. 1.9. Украшенный чернью древнерусский серебряный колт. Шарики и проволока напаяны. Святозерский клад близ г. Чернигова. По Б. А. Рыбакову

С развитием техники сварки связаны первые опыты в изготовлении огнестрельного оружия. В связи с описанием обороны Москвы от орд хана Тохтамыша в летописи 1382 г. впервые упоминается об успешном употреблении русскими войсками артиллерии [14]. Это были орудия типа пушек, стрелявших каменными ядрами, и тюфяков, предназначавшихся для стрельбы «дробом», т. е. картечью. С 1399 г. упоминаются и артиллерийские пищали [13].
До появления в 70-х годах XV в. пушек, отлитых из бронзы, артиллерийские орудия выковывали из железа. Позже также продолжали изготовлять железные пищали. Эти первые гладко ствольные железные орудия вначале были еще несовершенными и малоэффективными. Однако появление артиллерии поставило перед кузнецами оружейниками новые сложные задачи и способствовало дальнейшему развитию техники сварки. Технология изготовления артиллерийских орудий была весьма сложной, и поэтому этот вид производства существовал не везде, а успешно развивался в ряде передовых центров своего времени, таких, как Москва, Тверь, Псков. Изучение изображений пушек [2] и древнейших сохранившихся подлинных экземпляров пищалей [7] показывает, что железные орудия изготовляли следующим образом. Выкованный из крицы железный лист скручивали на железной оправке в трубу и сваривали продольным швом внахлестку. Затем на эту трубу наваривали еще одну или две трубы большего диаметра, следя за тем, чтобы продольные сварные швы располагались в разных местах. Выкованные таким образом трубы-заготовки были короткими. Поэтому для получения достаточно длинного ствола орудий несколько таких заготовок соединяли между собой при помощи сварки (рис. 1.8). Для этого соответствующие концы труб выковывали в виде внутреннего или наружного конуса, соединяли и сваривали внахлестку. В казенную часть ствола вваривали коническую железную заглушку, а рядом прорубали запальное отверстие. Исследования микроструктуры сварных швов древнерусских пищалей XV в. показали^ что качество сварки было очень хорошим. Иногда древнерусские мастера успешно применяли сварку бронзы и стали. Таким способом сделаны два парадных боевых топорика из Старой Ладоги и из находок в бывшей Симбирской губернии. Обух у них бронзовый, а лезвия стальные [6]. В XV—XVI вв., характеризующихся ускорением роста всех ремесел на Руси (в связи с дальнейшим развитием городов), прежде всего получило развитие кузнечное ремесло, являвшееся в то время ведущим ремеслом. При изготовлении пушек применяли иногда новый процесс, отличный от кузнечной сварки, заключающийся в том, что соединяемые части пушек заливали в местах соединения, расплавленной бронзой.
Кроме этого, древнерусские мастера широко применяли также другие способы соединения металлов: пайку различными припоями и покрытие благородными металлами (золотом и серебром). Пайку широко использовали в ювелирном деле, например при изготовлении вещей, украшенных зернью и
сканью. Работа была тончайшей. При изготовлении колтов (женских украшений) поверхность их иногда покрывалась тысячами припаянных зерен металла. Пайка железа медью использовалась при изготовлении таких хозяйственных вещей, как замки, которые подвергались также меднению [6]. С X в. встречаются серебряные изделия, украшенные чернью [15] (рис. 1.9). Этим способом украшали различные браслеты, перстни, колты и другие изделия. Покрытие серебром и золотом применяли в разных вариантах — от простой прибивки тонкой фольги до покрытия «жженым золотом», т. е. амальгамирования (сварка).

Добавить комментарий