Screenshot_145

Цельносварные пролетные строения мостов и краны-перегружатели

В 30-х годах изготовлено большое количество сварных железнодорожных мостов с пролетным строением в виде двутавровой балки рационального сече­ния. В ЦНИИпроектстальконструкция спроектирован висячий железнодорож­ный мост пролетом 132 м через р. На- рым (В. А. Росновский, Б. А. Хохлов). В 1939 г. по проекту ЦНИИпроект­стальконструкция построен арочный цельносварной железнодорожный труб­чатый мост пролетом 140 м через р. Исеть, состоящий из двух серповид­ных арок из цельносварных труб, за полненных бетоном, элементы решеток

которых приварены к фасовкам патрубков (В. А. Росновский).

Необходимо отметить, что научно-исследовательские и конструкторские
работы, проводимые в области сварки, как правило, касались промышленного строительства. Сварные мосты не были в достаточной степени изучены как в отношении внешних воздействий, так и в отношении выбора основного и сварочного материалов. Это отрицательно сказывалось на качестве сварных мостов, в связи с чем ряд проектов цельносварных мостов был заменен моста-
ми клепано-сварными. Этим также объясняется применение как цельносварных, так и клепано-сварных конструкции [3].

Особое развитие получила сварка мостов во время Великой Отечественной войны. В 1943 г. разработаны сварные решетчатые пролетные строения железнодорожных мостов пролетом 40,9 и 55 м. Начиная с 1946 г. в ЦНИИпроектстальконструкция разработаны серии типовых сварных автодорожных пролетных строений мостов пролетом 21,6,

Screenshot_142
Рис. 11.11. Многопролетный неразрезной мост $ предварительным напряжением через р. Дон
Screenshot_143
Рис. 11.12. Вантовый переход через р. Днепр пролетом 720 м
Screenshot_144
Рис. 11.13. Цельносварной кран-перегружатель пролетом 72,2 м грузоподъемностью 40 т
Screenshot_145
Рнс. 11.14. Цельносварной кран-катамаран грузоподъемностью 250 т

32,4     и 42,5 м с ездою поверху. В это же время разработаны клепано-сварные мосты пролетом 52,5 м с ездою поверху и понизу и пролетом 83,2 м с ездою понизу.

В 1947 г. ЦНИИпроектстальконструкция разработаны две серии стандартных клепано-сварных железнодорожных мостов пролетами от 33 до 110 м. Разработаны также цельносварные железнодорожные пролетные строения мостов разных пролетов. Развитие металлических мостов в этот период характеризуется повышением связи конструктивной формы с возможностью сварки и новой технологией процесса производства. Прогрессивная идея создания конструкций мостов, в которых железобетонная плита работает совместно с остальной частью конструкции, широко реализована в сварных балочных мостах. В дальнейшем разработана система в виде неразрезных балок, консольно-рамных систем и систем с предварительным напряжением. В ходе этого большого исследования конструктивных форм пролетных строений мостов разработана система вантовых и ортотропных сварных мостов [3, 4].

В 40-х годах был разработан ряд консольно-рамных цельносварных мостов. Примером таких мостов является мост через Москву-реку пролетом 106 м. Здесь цельносварные балочные конструкции выполнены из стали повышенной прочности. Балочная система вместе с железобетонной плитой проезжей части образует блок, воспринимающий вертикальные и горизонтальные нагрузки. Оригинальным в этой конструктивной форме является предварительное напряжение, позволившее всю систему превратить в жесткую распорную раму. Этот мост консольно-рамного типа с предварительным напряжением является первым в мире цельносварным мостом из стали повышенной прочности с предварительным напряжением (В. М. Вахуркин, Г. Д. Попов).

В 1953 г. сдан в эксплуатацию круп нейпгай в мировой практике цельносварной многопролетный автодорожный мост нм. Е. О. Патона через Днепр в Киеве с ездой поверху длиною свыше 1500 м. Аналогичный сварной автодорожный мост через Даугаву в Риге был запроектирован ЦНИИпроектстальконструкция в 1956 г. из низколегированной стали.

Цельносварные многопролетные неразрезные балочные мосты с предварительным напряжением были созданы в конце 40-х годов. К ним относится мост через Дон (рис. 11.11) и аналогичный ему мост через Томь.

В последние годы в развитии сварного мостостроения видное место занимают вантовые пролетные строения. ЦНИИпроектстальконструкция в 1955 г. создан временный вантовый переход через Волгу пролетом 874 м. В этой конструктивной форме сварка и предварительное напряжение позволили создать не только пояса, но и решетку из высокопрочных канатов. Эту систему применили также в переходах через Амударью пролетом 390 и 660 м и через Днепр пролетом 720 м. Последний является самым крупным в мире трубопроводным мостом (рис. 11.12). Применение сварки позволило создать ванто- во-ортотропный многопролетный мост с одним пилоном через Шексну с главным пролетом 200 м, в котором наиболее эф-фективно используется сварка, высокопрочная сталь и вантовоподвесная система.

В начале 60-х годов в ЦНИИпроект-’ стальконструкция были проведены ис-следования работы высокопрочных болтов, позволившие перейти на их применение в монтажных соединениях. Применение заводской сварки и высокопрочных болтов на монтаже позволило в 2—3 раза снизить трудоемкость монтажных операций. Дальнейшее развитие сварного мостостроения основывается на применении прогрессивных конструктивных форм решетчатых и сплош- ностенчатых, консольно-рамных, висячих и вантовых, с железобетонной и ор- тотроиной плитой проезжей части,

с использованием новых идей и возможностей.

В ЦНИИпроектстальконструкция начиная с 1947 г. проводятся научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию цельносварных кранов-перегружателей. До 1950 г. разработана конструкция сварных решетчатых кранов с заклепочными соединениями узлов. В последующие годы использованы идеи мостовых пролетных строений: решетчатые фермы с параллельными поясами, сварные стержни Н-образного сечения, соединения узлов на высокопрочных болтах. В 60-х годах совершен переход к цель-носварным кранам трубчатого сечения (рис. 11.13) с диаметром трубы-ригеля

3,8       м и стойками из сварных труб диаметром 0,8—1,50 м. Такие краны в настоящее время составляют серию козловых кранов пролетом 76,2 м грузоподъемностью 40 т. К сварным трубчатым конструкциям относится также плавучий кран-катамаран грузоподъемностью 250 т (рис. 11.14). Длина судна 130 м, ширина 50 м, скорость хода 10 узлов. Это первый в мире катамаран водоизмещением 12 тыс. т. Решетчатая трубчатая трехгранная стрела этого судна длиною 70 м, центральная колонна и колокол высотою 42 м сварные. Применение сварки позволило существенно снизить общую массу крана, а использование трубчатых цельносварных конструкций — уменьшить ветровое давление, что обеспечило необходимую прочность и живучесть уникального крана-ката- марана. Следует отметить, что создание кранов-перегружателей сварноболтовой и цельносварной конструкции обеспечило снижение их массы на 40%.

Добавить комментарий