Screenshot_141

Газовую сварку толстостенных латунных изделий начинают (для ускорения процесса сварки) с их предварительного подогрева ацетилено-кислородным пламенем. Детали малой толщины (см. табл. 21) в предварительном подогреве не нуждаются.

Требуемая мощность сварочных горелок, измеряемая часовым расходом ацетилена, составляет 100—150 л/час на 1 мм толщины свариваемой детали. Применение как чрезмерно мощных, так и маломощных горелок, приводит к ухудшению качества сварного соединения. В первом случае возможен перегрев, вызывающий интенсивное испарение и выгорание цинка не только из шва, но и из свариваемых кромок. Во втором случае время нагрева до плавления свариваемых кромок увеличивается, что, естественно, также приводит к увеличенному испарению и выгоранию цинка. Интенсивное испарение цинка чаще всего приводит к пористости шва.

При сварке латуни всех марок для получения плотных швов следует применять окислительное пламя; соотношение кислорода ‘ к ацетилену в пламени должно составлять 1,3—1,4. Применение пламени с избытком кислорода приводит к образованию на поверхности ванны пленки окислов цинка, препятствующих вследствие высокой температуры плавления (свыше 1800° С) дальнейшему окислению цинка.

Screenshot_138

Можно также полагать, что на поверхности ванны, подобно тому, как это происходит при плавлении цинка [18], образуется пленка, состоящая из основного карбоната цинка, также препятствующая дальнейшему его окислению. Кроме того, такое пламя обладает наивысшей температурой, примерно равной 3400° С [8], что приводит к повышению производительности труда п. как следует полагать, к уменьшению испарения цинка вследствие сокращения времени подогрева и сварки.

Однако применением окислительного пламени, легированных присадочных прутков и специально подобранных флюсов не ограничиваются. Наряду с этими мерами, с целью предупреждения появления пористости в сварных швах сварку латуни ведут так, чтобы расстояние между ядром пламени сварочной горелки и ванной было больше, чем оно обычно бывает при сварке стали. При сварке латуни это расстояние должно составлять 5—10 мм, а при больших номерах наконечников — даже 12 мм и более.

Эта мера предосторожности необходима для того, чтобы создать вокруг жидкого металла окислительную атмосферу и предохранить его от соприкосновения со свободными водородом и углеродом, содержащимися в ядре пламени.

При сварке с нагревом второй зоной пламени (восстановительной атмосферой) или ядром будет протекать процесс восстановления ZnO окисью углерода

ZuO + СО -> Zn + С02.

Процесс восстановления будет сопровождаться разрушением поверхностной пленки окислов цинка, что приведет к интенсивному окислению цинка внутри ванны и к усиленному газообразованию, т. е. в конечном счете к пористости шва.

При сварке с нагревом ядром пламени не исключена возможность растворения водорода в жидкой латуни и, как следствие, образования в сварном шве пор.

Наличие в окислительном пламени (далеко отScreenshot_139 ядра) значительной концентрации СОг препятствует восстановлению окиси цинка, тем самым сохраняя ее на поверхности ванны, что предотвращает образование пористости в шве.

После подогрева на свариваемые кромки наносят флюс, который расплавляется последующим нагревом. После этого конец присадочного прутка вносят в зону пламени, нагревают в ней, а затем погружают в банку с флюсом (если он предварительно не был им покрыт) и вновь вносят в пламя для расплавления и образования шва.

Угол наклона горелки к свариваемому изделию устанавливается такой же, как и при сварке стали; он зависит от толщины Латуни. Чем толще свариваемая латунь, тем больше угол между осью горелки и поверхностью изделия. Для больших толщин и при заварке дефектных участков литья угол наклона устанавливают до 90°. Как правило, даже при сварке больших толщин стремятся к образованию шва за один проход, избегая по возможности многократного нагрева свариваемых кромок.

Пламя при сварке направляют на конец присадочной проволоки, а не на кромки изделия. При этом проволоку не следует погружать слишком глубоко в сварочную ванну.

Сварку латуни следует производить возможно быстрее, что также способствует сохранению цинка и, следовательно, улучшению качества шва.

При газовой сварке латунных конструкций следует учитывать возможность появления значительных деформаций, что при правильно выбранном технологическом процессе может быть в значительной степени уменьшено.

Меры борьбы против деформации изделий при сварке латуни те же, что и при сварке других металлов, например стали, но еле-1 дует учитывать большую абсолютную величину деформации, что [I объясняется большей теплопроводностью латуни.

После сварки латуни больших толщин рекомендуется термическая обработка изделий, заключающаяся в нагреве их до I 550—600° С с последующим медленным охлаждением.

После сварки деталей малых толщин (менее 3 мм) термическая обработка не нужна.