Подводная электросварка и электрорезка—область, сравнительно новая не только у нас, но и за границей. Первые опыты, показавшие практическую осуществимость процесса дуговой электросварки под водой, были проведены автором настоящей книги в начале 1932 г.
В СССР впервые подводная электросварка была применена в 1936—1938 гг. при подъеме парохода Борис на Черном море, затем при ремонте подводной части парохода Уссури и снятии с камней ледокола Сибиряков. Кадры подводных электросварщиков в то время ограничивались несколькими наиболее способными водо* лазами-самоучками, освоившими новую профессию и не имевшими возможности совершенствовать технику своего дела из-за отсутствия квалифицированного руководства. Накануне отечественной войны Советский Союз располагал незначительным практическим опытом подводной электросварки и весьма ограниченными кадрами специалистов. В период отечественной войны отношение к новому производственному процессу коренным образом изменилось. Вследствие массовых повреждений судов в результате военных действий, недостаточности ремонтных баз и доков пришлось более серьезно заняться изучением и освоением подводной электросварки.
В настоящее время в составе Аварийно-спасательной службы Военно-Морских Сил нет ни одного отряда или группы, где бы не применялись подводная электросварка и электрорезка. Решающим фактором успеха нового дела явилась массовая подготовка подводных электросварщиков и резчиков, в совершенстве овладевших своей новой специальностью. Сварка и резка под водой нашли широкое применение в судоподъемных работах, что в значительной степени содействовало развитию подводного судоремонта, дающего возможность производить серьезные исправления повреждений подводной части судов на плаву, не прибегая к постановке корабля в док. С применением электросварки намного сократились сроки подводного судоремонта и более чем в 10 раз удешевилась его стоимость. В период войны при ремонте кораблей Военно-Морского Флота во многих случаях использовались подводная электросварка и резка, и корабли в кратчайшие сроки восстанавливали свою боеспособность.
До сего времени вся литература по электросварке и резке металлов под водой (отечественная и иностранная) ограничивалась лишь несколькими статьями, помещенными в технических журналах, по преимуществу теоретического и описательного характера, содержащими очень мало практических указаний, необходимых для производства работ.
Успех подводной электросварки и резки в первую очередь решается наличием хорошо обученных кадров электросварщиков и резчиков, в совершенстве владеющих своим делом. Успешная подготовка кадров, однако, немыслима без соответствующего учебного пособия, что и побудило Аварийно-спасательное управление Военно-Морских Сил издать настоящую книгу, обобщающую опыт экспериментальных исследований, производственных работ и подготовки кадров за период отечественной войны.
Наряду с описанием совершенно освоенных и проверенных производственных приемов с твердо установленными числовыми данными книга содержит сведения по новейшим процессам, испытанным пока еще только в лаборатории, которые затем могут подвергнуться значительным изменениям и уточнениям. Это замечание в особенности следует отнести к совсем еще новым и только начинающим осваиваться процессам полуавтоматической подводной электросварки и кислородно-электрической резки.
Настоящее учебное пособие рассчитано на подготовку курсанта, имеющего образование в объеме не ниже 5 классов средней школы. В первых главах учебника изложены необходимые основы сварочной техники, причем сначала идет описание уже изученных и освоенных приемов сварки на воздухе, с которых и должно начинаться практическое обучение курсанта. В дальнейшем излагаются особенности подводной электросварки н резки. Осиовные положення, обязательные для производства сварки и резки металлов на воздухе, переносятся и на подводные работы. В необходимых случаях на страницах данной книги приводятся элементарные сведения по свойствам металлов, основным законам электротехники и прочности металлов.
Аварийно-спасательное Управление обращается с просьбой ко всем подразделениям аварийно-спасательной службы, а также ко всем читателям книги — присылать свои замечания и пожелания относительно содержания настоящей книги, которые будут способствовать улучшению качества при ее повторном издании.
Начальник АСУ ВМС инженер-вице-адмирал А. А. ФРОЛОВ