МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2001 г. N 10
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВОВ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России, согласно Приложению.
2. Установить, что Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
3. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых нормативов численности в соответствии с заявками организаций.
Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК
Приложение
Утверждены
Постановлением
Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 22 января 2001 г. N 10
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМАТИВЫ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 с учетом мнения Федерации Независимых Профсоюзов России и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях разработаны Центральным бюро нормативов по труду Министерства труда и социального развития Российской Федерации при участии Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников этой службы, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями.
1. Общая часть
1.1. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (далее - нормативы численности) предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
1.2. Нормативы численности предусматривают также и условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел).
1.3. Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации:
управление охраной труда;
организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
организация работы по приведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда;
организация пропаганды по охране труда;
проведение вводного инструктажа;
организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;
планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;
оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;
контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;
расследование и учет несчастных случаев.
1.4. В основу разработки нормативов численности положены:
данные оперативного учета и статистической отчетности служб охраны труда;
материалы изучения существующей организации труда в структурных подразделениях.
КонсультантПлюс: примечание.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
По вопросу, касающемуся государственных нормативных требований охраны труда, см. статью 211 Трудового кодекса РФ.
Постановление Правительства РФ от 11.03.1999 N 279 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 N 5.
По вопросу, касающемуся особенностей расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, см. Постановление Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73.
1.5. Нормативы численности разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702), Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 13, ст. 1595).
1.6. Наименования должностей работников службы охраны установлены в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными в установленном порядке.
1.7. Нормативами охвачены следующие должности: начальник отдела (бюро), специалисты всех категорий.
1.8. Штатная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами не предусмотрена.
1.9. Приведенные в сборнике числовые значения нормативов с указанием "до" следует понимать включительно.
1.10. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.
1.11. В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше, численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы. Обособленной производственной структурой следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
2. Организация труда
Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором и соглашением по охране труда организации, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами организации, а также совместным комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.
Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.
Рабочее место работника службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стулом, книжным шкафом для хранения документов; обеспечить ПЭВМ, телефонной связью и необходимыми канцелярскими принадлежностями, а также нормативно-справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для данного вида производства с учетом специфики работ.
3. Нормативная часть
3.1. Создание службы охраны труда
3.1.1. Условия формирования службы охраны труда
Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3 - 5 единиц (включая начальника) или отдел - при штатной численности работников от 6 единиц.
3.1.2. Руководитель службы охраны труда
Состав работ:
Осуществляет руководство службой охраны труда, планирует и организует ее работу, разрабатывает должностные инструкции работников, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на службу задач и функций, отвечает за представление отчетности. Координирует работу уполномоченных по охране труда.
Обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию службы.
Представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в службе охраны труда, о поощрении отличившихся работников или о применении дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Обеспечивает систематическое повышение квалификации работников службы охраны труда.
3.2. Основная деятельность работников службы охраны труда
3.2.1. Организация работы по предупреждению
производственного травматизма, профессиональных
и производственно-обусловленных заболеваний
в организации
Состав работ:
Изучение и анализ причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Участие в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания. Контроль за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма.
Доведение приказов, писем вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до коллективов цехов; подготовка проектов приказов, предписаний, писем по вопросам охраны труда (по организации).
Таблица 1
N |
Среднесписоч- |
Численность рабочих, занятых на
тяжелых и |
|||||
до 100 |
101 - |
351 - |
501 - |
1001 - |
5000 и |
||
Нормативная численность, человек |
|||||||
1 |
до 500 |
0,13 |
0,14 |
0,16 |
- |
- |
- |
2 |
501 - 750 |
0,14 |
0,16 |
0,17 |
- |
- |
- |
3 |
751 - 1000 |
0,16 |
0,17 |
0,19 |
- |
- |
- |
4 |
1001 - 1500 |
0,19 |
0,21 |
0,24 |
0,27 |
- |
- |
5 |
1501 - 3000 |
0,28 |
0,31 |
0,34 |
0,37 |
- |
- |
6 |
3001 - 5000 |
0,40 |
0,43 |
0,46 |
0,51 |
0,56 |
- |
7 |
5001 - 7500 |
0,55 |
0,58 |
0,63 |
0,68 |
0,74 |
0,81 |
8 |
7501 - 10000 |
0,70 |
0,75 |
0,80 |
0,86 |
0,93 |
1,02 |
9 |
10001 - 20000 |
1,30 |
1,35 |
1,41 |
1,48 |
1,57 |
1,68 |
10 |
20001 и свыше |
1,60 |
1,65 |
1,71 |
1,79 |
1,88 |
1,99 |
инд. |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
3.2.2. Организация работы по проведению аттестации
рабочих мест на соответствие их требованиям условий
и охраны труда в организации
Состав работ:
Организационное и методическое руководство работой по аттестации и рационализации рабочих мест в части соответствия рабочих мест требованиям условий охраны труда.
Формирование необходимой нормативно-правовой базы для проведения аттестации рабочих мест и организация ее изучения.
Учет рабочих мест и классификация работ:
по категориям работников; наименованию профессий (должностей); их количеству и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и др.) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений.
Оценка рабочих мест по условиям труда: соответствие санитарно-гигиеническим нормативам и требованиям охраны труда; составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса; кодирование производств, цехов, участков, рабочих мест для проведения автоматизированной обработки результатов; обеспеченность работающих спецодеждой и спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам; проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований.
Организация оформления документов о результатах аттестации рабочих мест (протокол аттестации рабочих мест, карты аттестации, ведомости рабочих мест, формы которых должны соответствовать требованиям машинной обработки).
Доведение информации о результатах аттестации рабочих мест до сведения работодателя.
Разработка предложений, с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, о порядке подготовки организации к сертификации работ по охране труда и определение мероприятий, конкретизирующих содержание подготовки.
Таблица 2
N |
Среднесписоч- |
Численность рабочих, занятых на
тяжелых и связанных |
||||||
до 100 |
101 - 350 |
351 - 500 |
501 - 1000 |
1001 - |
3501 и |
|||
Нормативная численность, человек |
||||||||
при
количестве самостоятельных
производственных |
||||||||
1 |
до 500 |
0,13 |
0,15 |
0,17 |
- |
- |
- |
|
2 |
501 - 750 |
0,15 |
0,17 |
0,19 |
- |
- |
- |
|
3 |
751 - 1000 |
0,16 |
0,18 |
0,20 |
- |
- |
- |
|
4 |
1001 - 1500 |
0,19 |
0,22 |
0,25 |
0,29 |
- |
- |
|
5 |
1501 - 3000 |
0,28 |
0,32 |
0,35 |
0,38 |
0,40 |
- |
|
6 |
3001 - 5000 |
0,40 |
0,44 |
0,48 |
0,50 |
0,53 |
- |
|
7 |
5001 и свыше |
0,57 |
0,61 |
0,64 |
0,67 |
0,71 |
0,77 |
|
при
количестве самостоятельных
производственных |
||||||||
8 |
до 500 |
0,15 |
0,16 |
- |
- |
- |
- |
|
9 |
501 - 750 |
0,16 |
0,18 |
- |
- |
- |
- |
|
10 |
751 - 1000 |
0,18 |
0,21 |
- |
- |
- |
- |
|
11 |
1001 - 1500 |
0,21 |
0,23 |
0,26 |
0,29 |
- |
- |
|
12 |
1501 - 3000 |
0,29 |
0,33 |
0,36 |
0,39 |
- |
- |
|
13 |
3001 - 5000 |
0,42 |
0,45 |
0,49 |
0,53 |
- |
- |
|
14 |
5001 - 7500 |
0,57 |
0,61 |
0,64 |
0,67 |
0,71 |
0,77 |
|
15 |
7501 - 10000 |
0,72 |
0,76 |
0,81 |
0,84 |
0,87 |
0,92 |
|
16 |
10001 и свыше |
0,73 |
0,81 |
0,89 |
0,95 |
1,07 |
1,27 |
|
при
количестве самостоятельных
производственных |
||||||||
17 |
от 500 |
0,20 |
0,22 |
- |
- |
- |
- |
|
18 |
501 - 750 |
0,23 |
0,27 |
0,31 |
- |
- |
- |
|
19 |
751 - 1000 |
0,27 |
0,31 |
0,37 |
0,43 |
- |
- |
|
20 |
1001 - 1500 |
0,31 |
0,37 |
0,43 |
0,47 |
0,51 |
- |
|
21 |
1501 - 3000 |
0,37 |
0,43 |
0,47 |
0,52 |
0,62 |
- |
|
22 |
3001 - 5000 |
0,43 |
0,46 |
0,51 |
0,66 |
0,77 |
0,93 |
|
23 |
5001 - 7500 |
0,51 |
0,60 |
0,71 |
0,79 |
0,92 |
1,02 |
|
24 |
7501 - 10000 |
0,60 |
0,69 |
0,79 |
0,88 |
0,94 |
1,10 |
|
25 |
10001 - 20000 |
0,75 |
0,83 |
0,90 |
0,96 |
1,08 |
1,29 |
|
26 |
20001 и свыше |
0,90 |
0,95 |
1,03 |
1,10 |
1,25 |
1,50 |
|
при
количестве самостоятельных
производственных |
||||||||
27 |
до 750 |
0,20 |
0,22 |
- |
- |
- |
- |
|
28 |
751 - 1000 |
0,27 |
0,33 |
0,39 |
- |
- |
- |
|
29 |
1001 - 1500 |
0,33 |
0,39 |
0,49 |
0,58 |
- |
- |
|
30 |
1501 - 3000 |
0,39 |
0,49 |
0,69 |
0,73 |
0,26 |
- |
|
31 |
3001 - 5000 |
0,49 |
0,69 |
0,74 |
0,86 |
0,95 |
- |
|
32 |
5001 - 7500 |
0,60 |
0,74 |
0,86 |
0,94 |
1,01 |
1,08 |
|
33 |
7501 - 10000 |
0,73 |
0,85 |
0,95 |
1,01 |
1,08 |
1,2 |
|
34 |
10001 - 20000 |
0,91 |
1,01 |
1,01 |
1,20 |
1,36 |
1,56 |
|
35 |
20001 и свыше |
0,95 |
1,03 |
1,10 |
1,25 |
1,38 |
1,58 |
|
при
количестве самостоятельных
производственных |
||||||||
36 |
до 1000 |
0,31 |
0,36 |
0,45 |
0,55 |
0,67 |
- |
|
37 |
1001 - 1500 |
0,37 |
0,45 |
0,56 |
0,69 |
0,78 |
- |
|
38 |
1501 - 3000 |
0,46 |
0,55 |
0,67 |
0,78 |
0,86 |
- |
|
39 |
3001 - 5000 |
0,56 |
0,67 |
0,78 |
0,85 |
1,04 |
1,21 |
|
40 |
5001 - 7500 |
0,69 |
0,77 |
0,86 |
1,01 |
1,19 |
1,29 |
|
41 |
7501 - 10000 |
0,85 |
1,01 |
1,19 |
1,28 |
1,47 |
1,57 |
|
42 |
10001 - 20000 |
1,04 |
1,05 |
1,28 |
1,47 |
1,57 |
1,84 |
|
43 |
20001 и свыше |
1,05 |
1,08 |
1,30 |
1,53 |
1,60 |
1,90 |
|
инд. |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
Примечание. Под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.
3.2.3. Организация пропаганды по охране труда
Состав работ:
Руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видео- и кинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати организации, стенных газет, витрин и т.д.
Организация и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организация выставок, уголков, витрин, стендов, проведения конкурсов и общественных смотров по охране труда. Организация и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда. Организация обмена передовым опытом по охране труда. Выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда.
Таблица 3
N |
Среднесписочная |
Количество самостоятельных
производственных |
||||
Нормативная численность, человек |
||||||
до 5 |
6 - 10 |
11 - 20 |
21 - 50 |
51 - 125 |
||
1 |
до 500 |
0,16 |
0,18 |
0,21 |
0,24 |
- |
2 |
501 - 750 |
0,18 |
0,21 |
0,24 |
0,30 |
- |
3 |
751 - 1000 |
0,19 |
0,22 |
0,27 |
0,33 |
- |
4 |
1001 - 1500 |
0,23 |
0,26 |
0,32 |
0,40 |
0,51 |
5 |
1501 - 3000 |
0,34 |
0,40 |
0,44 |
0,59 |
0,75 |
6 |
3001 - 5000 |
- |
0,56 |
0,67 |
0,83 |
1,07 |
7 |
5001 - 7500 |
- |
- |
0,84 |
1,08 |
1,37 |
8 |
7501 - 10000 |
- |
- |
0,98 |
1,38 |
1,79 |
9 |
10001 - 20000 |
- |
- |
1,08 |
1,63 |
2,28 |
10 |
20001 и свыше |
- |
- |
1,35 |
1,89 |
2,40 |
инд. |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
3.2.4. Организация проведения инструктажей, обучения,
проверки знаний требований охраны труда
работников организации
Состав работ:
Разработка программы проведения вводного инструктажа по охране труда.
Проведение вводного инструктажа по охране труда. Контроль за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажей по охране труда. Организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и по оказанию первой помощи пострадавшим.
Проведение консультаций по вопросам охраны труда.
Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников организации.
Оказание методической помощи руководителям подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников.
Таблица 4
N |
Среднесписоч- |
Среднемесячная
численность
|
|||||
Нормативная численность, человек |
|||||||
до 20 |
21 - 30 |
31 - 40 |
41 - 50 |
51 - 70 |
71 - 100 |
||
1 |
до 500 |
0,38 |
0,40 |
0,43 |
0,46 |
- |
- |
2 |
501 - 750 |
0,42 |
0,45 |
0,48 |
0,52 |
0,57 |
- |
3 |
751 - 1000 |
0,47 |
0,50 |
0,54 |
0,59 |
0,64 |
0,70 |
4 |
1001 - 1500 |
0,55 |
0,59 |
0,65 |
0,75 |
0,83 |
0,91 |
5 |
1501 - 3000 |
0,81 |
0,86 |
0,92 |
1,00 |
1,08 |
1,17 |
6 |
3001 - 5000 |
1,16 |
1,24 |
1,32 |
1,41 |
1,54 |
1,72 |
7 |
5001 - 7500 |
1,60 |
1,68 |
1,77 |
1,90 |
2,08 |
2,21 |
8 |
7501 - 10000 |
- |
2,12 |
2,24 |
2,43 |
2,56 |
2,76 |
9 |
10001 - 20000 |
- |
- |
3,98 |
4,24 |
4,43 |
4,78 |
10 |
20001 и свыше |
- |
- |
4,64 |
4,80 |
5,00 |
5,30 |
инд. |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
3.2.5. Планирование мероприятий по охране труда;
составление отчетности по установленным формам, ведение
документации по охране труда в организации
Состав работ:
Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами организации плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда и приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда, с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.
Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб организации) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
Согласование проектов инструкций по охране труда для работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте.
Составление совместно с руководителями структурных подразделений организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми, на основании действующего законодательства, работникам предоставляются компенсации за тяжелые, вредные или опасные условия труда.
Организация хранения документации (актов, формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров вредных и опасных производственных факторов, материалов аттестации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно-профилактического обслуживания работников.
Определение основных направлений совершенствования условий труда.
Таблица 5
N |
Среднесписочная |
Количество самостоятельных
производственных |
||||
Нормативная численность
работников |
||||||
до 5 |
6 - 10 |
11 - 20 |
21 - 50 |
51 - 125 |
||
1 |
до 500 |
0,13 |
0,15 |
0,19 |
0,21 |
- |
2 |
501 - 750 |
0,15 |
0,17 |
0,20 |
0,24 |
- |
3 |
751 - 1000 |
0,16 |
0,18 |
0,25 |
0,28 |
- |
4 |
1001 - 1500 |
0,19 |
0,22 |
0,26 |
0,33 |
0,43 |
5 |
1501 - 3000 |
0,28 |
0,32 |
0,39 |
0,48 |
0,61 |
6 |
3001 - 5000 |
- |
0,47 |
0,56 |
0,69 |
0,88 |
7 |
5001 - 7500 |
- |
- |
0,68 |
0,88 |
1,12 |
8 |
7501 - 10000 |
- |
- |
0,82 |
0,89 |
1,38 |
9 |
10001 - 20000 |
- |
- |
0,91 |
1,53 |
2,11 |
10 |
20001 и свыше |
- |
- |
1,23 |
1,60 |
2,20 |
инд. |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
3.2.6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда
в организации и ее структурных подразделениях,
в состав которого входит:
контроль за: выполнением работниками в структурных подразделениях организации требований инструкций по охране труда; содержанием производственных и вспомогательных помещений; безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств; правильной организацией рабочих мест, проведением технологических процессов; использованием и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты; техническим состоянием машин и оборудования; эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения.
Таблица 6
N |
Среднесписоч- |
Численность рабочих, занятых на
тяжелых |
|||||
до 100 |
101 -
|
351 - |
501 -
|
1001 -
|
3501 и
|
||
Нормативная численность, человек |
|||||||
при
количестве самостоятельных
производственных |
|||||||
1 |
до 500 |
0,26 |
0,29 |
0,33 |
- |
- |
- |
2 |
501 - 750 |
0,29 |
0,33 |
0,37 |
- |
- |
- |
3 |
751 - 1000 |
0,32 |
0,36 |
0,40 |
- |
- |
- |
4 |
1001 - 1500 |
0,38 |
0,43 |
0,50 |
0,57 |
- |
- |
5 |
1501 - 3000 |
0,56 |
0,63 |
0,70 |
0,75 |
0,79 |
- |
6 |
3001 - 5000 |
0,80 |
0,87 |
0,96 |
0,99 |
1,05 |
- |
7 |
5001 и свыше |
1,13 |
1,21 |
1,28 |
1,34 |
1,41 |
1,54 |
при
количестве самостоятельных
производственных |
|||||||
8 |
до 500 |
0,29 |
0,32 |
- |
- |
- |
- |
9 |
501 - 750 |
0,32 |
0,36 |
- |
- |
- |
- |
10 |
751 - 1000 |
0,35 |
0,42 |
- |
- |
- |
- |
11 |
1001 - 1500 |
0,41 |
0,45 |
0,51 |
0,57 |
- |
- |
12 |
1501 - 3000 |
0,59 |
0,65 |
0,71 |
0,79 |
- |
- |
13 |
3001 - 5000 |
0,83 |
0,89 |
0,97 |
1,05 |
- |
- |
14 |
5001 - 7500 |
1,13 |
1,21 |
1,28 |
1,34 |
1,41 |
1,54 |
15 |
7501 - 10000 |
1,43 |
1,51 |
1,61 |
1,68 |
1,74 |
1,84 |
16 |
10001 и свыше |
1,45 |
1,62 |
1,78 |
1,89 |
2,14 |
2,53 |
при
количестве самостоятельных
производственных |
|||||||
17 |
от 500 |
0,40 |
0,44 |
- |
- |
- |
- |
18 |
501 - 750 |
0,45 |
0,53 |
0,62 |
- |
- |
- |
19 |
751 - 1000 |
0,53 |
0,62 |
0,73 |
0,86 |
- |
- |
20 |
1001 - 1500 |
0,62 |
0,73 |
0,86 |
0,94 |
1,02 |
- |
21 |
1501 - 3000 |
0,73 |
0,86 |
0,94 |
1,04 |
1,24 |
- |
22 |
3001 - 5000 |
0,86 |
0,91 |
1,02 |
1,32 |
1,53 |
1,85 |
23 |
5001 - 7500 |
1,02 |
1,20 |
1,42 |
1,58 |
1,83 |
2,04 |
24 |
7501 - 10000 |
1,20 |
1,38 |
1,59 |
1,76 |
1,87 |
2,19 |
25 |
10001 - 20000 |
1,50 |
1,65 |
1,80 |
1,91 |
2,16 |
2,59 |
26 |
20001 и свыше |
1,80 |
1,90 |
2,05 |
2,20 |
2,50 |
3,00 |
при
количестве самостоятельных
производственных |
|||||||
27 |
до 750 |
0,40 |
0,44 |
- |
- |
- |
- |
28 |
751 - 1000 |
0,53 |
0,66 |
0,78 |
- |
- |
- |
29 |
1001 - 1500 |
0,65 |
0,79 |
0,98 |
1,16 |
- |
- |
30 |
1501 - 3000 |
0,79 |
0,97 |
1,38 |
1,46 |
1,72 |
- |
31 |
3001 - 5000 |
0,97 |
1,38 |
1,47 |
1,72 |
1,89 |
- |
32 |
5001 - 7500 |
1,19 |
1,47 |
1,72 |
1,88 |
2,01 |
2,16 |
33 |
7501 - 10000 |
1,46 |
1,70 |
1,89 |
2,01 |
2,16 |
2,40 |
34 |
10001 - 20000 |
1,81 |
2,01 |
2,16 |
2,40 |
2,71 |
3,12 |
35 |
20001 и свыше |
1,90 |
2,05 |
2,20 |
2,50 |
2,75 |
3,15 |
при
количестве самостоятельных
производственных |
|||||||
36 |
до 1000 |
0,61 |
0,72 |
0,89 |
1,09 |
1,34 |
- |
37 |
1001 - 1500 |
0,74 |
0,89 |
1,11 |
1,38 |
1,56 |
- |
38 |
1501 - 3000 |
0,91 |
1,09 |
1,34 |
1,56 |
1,71 |
- |
39 |
3001 - 5000 |
1,11 |
1,34 |
1,56 |
1,70 |
2,08 |
2,41 |
40 |
5001 - 7500 |
1,38 |
1,54 |
1,71 |
2,01 |
2,38 |
2,58 |
41 |
7501 - 10000 |
1,70 |
2,01 |
2,38 |
2,55 |
2,93 |
3,14 |
42 |
10001 - 20000 |
2,08 |
2,10 |
2,55 |
2,93 |
3,14 |
3,68 |
43 |
20001 и свыше |
2,10 |
2,15 |
2,60 |
3,06 |
3,20 |
3,80 |
инд. |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
3.2.7. Контроль за соблюдением законов и иных нормативных
правовых актов по охране труда
Состав работ.
Осуществление контроля за:
соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;
наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
доведением до сведения работников подразделений организации вводимых в действие новых законов и иных нормативных правовых актов по охране труда.
Таблица 7
┌────┬─────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│ N │Среднесписоч-│ Численность рабочих, занятых на тяжелых, горячих и │
│п/п │ная числен- │ связанных с вредными условиями труда работах │
│ │ность работ- ├────────┬─────────┬─────────┬──────────┬───────┬──────┤
│ │ников в орга-│ до 100 │101 - 350│351 - 500│501 - 1000│1001 - │3501 и│
│ │низации │ │ │ │ │3500 │свыше │
│ │ ├────────┴─────────┴─────────┴──────────┴───────┴──────┤
│ │ │ Нормативная численность, человек │
├────┼─────────────┼────────┬─────────┬─────────┬──────────┬───────┬──────┤
│ 1 │до 500 │ 0,06 │ 0,07 │ 0,08 │ - │ - │ - │
│ 2 │501 - 750 │ 0,07 │ 0,08 │ 0,09 │ - │ - │ - │
│ 3 │751 - 1000 │ 0,08 │ 0,09 │ 0,10 │ - │ - │ - │
│ 4 │1001 - 1500 │ 0,10 │ 0,12 │ 0,14 │ 0,17 │ - │ - │
│ 5 │1501 - 3000 │ 0,14 │ 0,17 │ 0,20 │ 0,24 │ 0,28 │ - │
│ 6 │3001 - 5000 │ 0,20 │ 0,24 │ 0,29 │ 0,35 │ 0,42 │ 0,48 │
│ 7 │5001 - 7500 │ 0,28 │ 0,32 │ 0,38 │ 0,45 │ 0,56 │ 0,70 │
│ 8 │7501 - 10000 │ 0,35 │ 0,41 │ 0,48 │ 0,57 │ 0,68 │ 0,82 │
│ 9 │10001 - 20000│ 0,65 │ 0,72 │ 0,79 │ 0,93 │ 1,07 │ 1,23 │
│10 │20001 и свыше│ 0,80 │ 0,87 │ 0,94 │ 1,01 │ 1,11 │ 1,26 │
├────┼─────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────┤
│инд.│ а │ б │ в │ г │ д │ е │ ж │
└────┴─────────────┴────────┴─────────┴─────────┴──────────┴───────┴──────┘
3.2.8. Участие в реконструкции производства
и организации мероприятий, направленных на улучшение
условий труда в организации
Состав работ:
Работа в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.
Проведение совместно с соответствующими службами организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
Согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.
Таблица 8
N |
Среднесписочная |
Количество самостоятельных
производственных |
||||
Нормативная численность, человек |
||||||
до 5 |
6 - 10 |
11 - 20 |
21 - 50 |
51 - 125 |
||
1 |
до 500 |
0,18 |
0,21 |
0,24 |
0,27 |
- |
2 |
501 - 750 |
0,20 |
0,24 |
0,28 |
0,31 |
- |
3 |
751 - 1000 |
0,23 |
0,26 |
0,29 |
0,35 |
- |
4 |
1001 - 1500 |
0,27 |
0,31 |
0,34 |
0,42 |
0,61 |
5 |
1501 - 3000 |
0,31 |
0,42 |
0,45 |
0,51 |
0,62 |
6 |
3001 - 5000 |
- |
0,51 |
0,61 |
0,70 |
0,75 |
7 |
5001 - 7500 |
- |
- |
0,70 |
0,89 |
1,46 |
8 |
7501 - 10000 |
- |
- |
- |
1,01 |
1,67 |
9 |
10001 - 20000 |
- |
- |
- |
- |
2,21 |
10 |
20001 и свыше |
- |
- |
- |
- |
2,24 |
инд. |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
3.2.9. Расследование и учет несчастных случаев
в организации
Состав работ:
КонсультантПлюс: примечание.
Постановление Правительства РФ от 11.03.1999 N 279 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 N 5.
По вопросу, касающемуся особенностей расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, см. Постановление Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73.
Обеспечение соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 11 марта 1999 г. N 279.
Организация оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинское учреждение; принятии неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц.
Организация сообщения о происшедшем несчастном случае.
Работа в комиссии по расследованию несчастного случая:
определение мер по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве;
выдача предписаний руководителям подразделений;
участие в составлении и организации направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.
Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации - 24 ч. и 120 ч. (при расследовании тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая на производстве).
4. Рекомендации по расчету нормативной численности
работников службы охраны труда в организации
Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.
Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:
Чсп = Чн x Кн,
где:
Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:
% планируемых невыходов
Кн = 1 + -----------------------,
100
где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.
Штатная численность работников службы охраны труда в организации (Чип) соответствует списочной численности.
Ниже приведен пример расчета.
Приложение
к Межотраслевым нормативам
численности работников
службы охраны труда
в организациях, утвержденным
Постановлением Минтруда России
от 22 января 2001 г. N 10
ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ
РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
┌────┬────────────────────┬────────────────────┬──────┬──────┬─────────┬─────┐
│ N │ Наименование │ Наименование │Едини-│Число-│ Номер │Нор- │
│п/п │ видов работ │ факторов │ца │вые │ таблицы │матив│
│ │ │ │изме- │значе-│ │чис- │
│ │ │ │рения │ния │ │лен- │
│ │ │ │ │факто-│ │ности│
│ │ │ │ │ров │ │ │
├────┼────────────────────┼────────────────────┼──────┼──────┼─────────┼─────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │
├────┼────────────────────┼────────────────────┼──────┼──────┼─────────┼─────┤
│1. │Организация работы │Среднесписочная чис-│ чел. │ 1002 │ 1 │ 0,21│
│ │по предупреждению │ленность работников │ │ │ │ │
│ │производственного │организации │ │ │ │ │
│ │травматизма, профес-│Численность рабочих,│ чел. │ 145 │ │ │
│ │сиональных и произ- │занятых на тяжелых и│ │ │ │ │
│ │водственно обуслов- │связанных с вредными│ │ │ │ │
│ │ленных заболеваний │условиями труда ра- │ │ │ │ │
│ │ │ботах │ │ │ │ │
├────┼────────────────────┼────────────────────┼──────┼──────┼─────────┼─────┤
│2. │Организация работы │Среднесписочная чис-│ чел. │ 1002 │ 2 │ 0,39│
│ │по проведению аттес-│ленность работников │ │ │ │ │
│ │тации рабочих мест │организации │ │ │ │ │
│ │на соответствие их │Численность рабочих,│ чел. │ 145 │ │ │
│ │требованиям условий │занятых на тяжелых и│ │ │ │ │
│ │и охраны труда │связанных с вредными│ │ │ │ │
│ │ │условиями труда ра- │ │ │ │ │
│ │ │ботах │ │ │ │ │
│ │ │Количество самостоя-│единиц│ 38 │ │ │
│ │ │тельных структурных │ │ │ │ │
│ │ │подразделений │ │ │ │ │
├────┼────────────────────┼────────────────────┼──────┼──────┼─────────┼─────┤
│3. │Организация пропа- │Среднесписочная чис-│ чел. │ 1002 │ 6 │ 0,40│
│ │ганды по охране тру-│ленность работников │ │ │ │ │
│ │да │в организации │ │ │ │ │
│ │ │Количество самостоя-│единиц│ │ │ │
│ │ │тельных структурных │ │ │ │ │
│ │ │подразделений │ │ │ │ │
├────┼────────────────────┼────────────────────┼──────┼──────┼─────────┼─────┤
│4. │Организация проведе-│Среднесписочная чис-│ чел. │ 1002 │ 7 │ 0,55│
│ │ния инструктажей, │ленность работников │ │ │ │ │
│ │обучения, проверки │в организации │ │ │ │ │
│ │знаний работников │Среднемесячная чис- │ чел. │ 20 │ │ │
│ │организации │ленность вновь при- │ │ │ │ │
│ │ │нимаемых работников │ │ │ │ │
├────┼────────────────────┼────────────────────┼──────┼──────┼─────────┼─────┤
│5. │Планирование меро- │Среднесписочная чис-│ чел. │ 1002 │ 5 │ 0,33│
│ │приятий по охране │ленность работников │ │ │ │ │
│ │труда, составление │в организации │ │ │ │ │
│ │отчетности по уста- │Количество самостоя-│ 38 │ │ │ │
│ │новленным формам и │тельных структурных │ │ │ │ │
│ │ведение документации│подразделений │ │ │ │ │
│ │в организации │ │ │ │ │ │
├────┼────────────────────┼────────────────────┼──────┼──────┼─────────┼─────┤
│6. │Оперативный контроль│Среднесписочная чис-│ чел. │ 1002 │ 2 │ 0,79│
│ │за состоянием охраны│ленность работников │ │ │ │ │
│ │труда в организации │в организации │ │ │ │ │
│ │ │Численность рабочих,│ чел. │ 145 │ │ │
│ │ │занятых на тяжелых и│ │ │ │ │
│ │ │связанных с вредными│ │ │ │ │
│ │ │условиями труда ра- │ │ │ │ │
│ │ │ботах │ │ │ │ │
│ │ │Количество самостоя-│единиц│ 38 │ │ │
│ │ │тельных структурных │ │ │ │ │
│ │ │подразделений │ │ │ │ │
├────┼────────────────────┼────────────────────┼──────┼──────┼─────────┼─────┤
│7. │Контроль за соблюде-│Среднесписочная чис-│ чел. │ 1002 │ 1 │ 0,12│
│ │нием законов и иных │ленность работников │ │ │ │ │
│ │нормативных право- │организации │ │ │ │ │
│ │вых актов по охране │Численность рабочих,│ чел. │ 145 │ │ │
│ │труда │занятых на тяжелых и│ │ │ │ │
│ │ │связанных с вредными│ │ │ │ │
│ │ │условиями труда ра- │ │ │ │ │
│ │ │ботах │ │ │ │ │
├────┼────────────────────┼────────────────────┼──────┼──────┼─────────┼─────┤
│8. │Участие в работе ко-│Среднесписочная чис-│ чел. │ 1002 │ 4 │ 0,42│
│ │миссий по контролю │ленность работников │ │ │ │ │
│ │за состоянием охраны│в организации │ │ │ │ │
│ │труда │Количество самостоя-│единиц│ 38 │ │ │
│ │ │тельных структурных │ │ │ │ │
│ │ │подразделений │ │ │ │ │
├────┼────────────────────┼────────────────────┼──────┼──────┼─────────┼─────┤
│9. │Участие в расследо- │Количество несчаст- │единиц│ 5 │ п. 3.2.9│ 0,06│
│ │вании и учете нес- │ных случаев за год │ │ │ │ │
│ │частных случаев в │Норма времени на │ │ │ │ │
│ │организации │расследование одного│ │ │ │ │
│ │ │несчастного случая -│ │ │ │ │
│ │ │23 ч. │ │ │ │ │
│ │ │Общие затраты време-│ │ │ │ │
│ │ │ни на работы по │ │ │ │ │
│ │ │расследованию нес- │ │ │ │ │
│ │ │частных случаев в │ │ │ │ │
│ │ │организации Тоб. - │ │ │ │ │
│ │ │115 ч. │ │ │ │ │
│ │ │Норма рабочего вре- │ │ │ │ │
│ │ │мени одного работни-│ │ │ │ │
│ │ │ка на планируемый │ │ │ │ │
│ │ │год Нр.в. - 2000 │ │ │ │ │
│ │ │ Тоб │ │ │ │ │
│ │ │Чн = ---- │ │ │ │ │
│ │ │ Нр.в. │ │ │ │ │
├────┼────────────────────┼────────────────────┼──────┼──────┼─────────┼─────┤
│ │Нормативная числен- │ │ чел. │ │ │ 3,27│
│ │ность (Чн) │ │ │ │ │ │
└────┴────────────────────┴────────────────────┴──────┴──────┴─────────┴─────┘
Чсп = 3,27 x 1,1 = 3,597 ~= 3,6 чел., где 1,1 - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).