Аттестация труда водителей
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
СОГЛАСОВАНЫ:
Руководитель Департамента условий и охраны труда Минтруда России Сорокин Ю.Г. 07.12.2001 г.
УТВЕРЖДЕНЫ:
Руководитель Департамента автомобильного транспорта Минтранса России Пинсон А.Б. 21.12.2001 г.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие Методические рекомендации разработаны Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) по заданию Министерства труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (17 июля 1999 г. № 181-ФЗ, ст.14), постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство Р 2.2.755-99), требованиями ГОСТ, нормативной технической документации и предназначены для организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм, эксплуатирующих автотранспортные средства для перевозки грузов или пассажиров.
Методические рекомендации являются межотраслевыми.
Методические рекомендации предназначены для работников предприятия, ответственных за проведение аттестации рабочих мест, назначенных приказом по предприятию, и специалистов испытательных лабораторий для практического руководства.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации устанавливают цели, порядок проведения аттестации рабочего места водителей (РМВ) по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации.
Основные термины и их определения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в Приложении 1.
Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей проводится с целью:
обоснования предоставления компенсаций водителям, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда в предусмотренном законодательством порядке;
решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) дальнейшей эксплуатации транспортного средства в связи с возникшей угрозой здоровью водителя;
ознакомления водителей с условиями труда на рабочем месте;
планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
сертификации работ по охране труда;
составления статистической отчетности о состоянии условий труда по форме № 1-Т (условия труда);
включения в трудовой договор условий труда водителей.
При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда. Инструментальная оценка измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется лабораторными подразделениями самой организации, аккредитованной или аттестованной на компетентность и право проведения указанных измерений для оценки условий труда на рабочих местах водителей.
При отсутствии в организации аккредитованной испытательной лаборатории для проведения оценки условий труда привлекаются центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных работ.
При экспертной оценке проверяется травмобезопасность и оснащение рабочего места водителей, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.
Рабочее место по условиям труда водителей существенно отличается от других рабочих мест, так как в это понятие входит не только рабочее место в кабине автомобиля, но и оборудование автомобиля, его оснащение, инструмент и приспособления, которыми пользуется водитель, и т.п. В связи с этим для оценки условий труда на рабочем месте водителей выбраны требования, обеспечивающие безопасные условия его труда, из действующих нормативных документов, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА К РАБОЧЕМУ МЕСТУ ВОДИТЕЛЯ
№№ п/п | Требования к элементам рабочего места водителя | Наименование НД, содержащей требования охраны труда | |||
1 | 2 | 3 | |||
1. Кабина | |||||
1.1 | Система принудительной вентиляции должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину из расчета на одного человека не менее 30 м3/ч. При температурах внешней среды выше 17 °С подаваемый в кабину воздух не должен нагреваться более чем на 2 °С относительно температуры внешней среды. Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с. Система вентиляции должна обеспечивать: 1. подвижность воздуха в кабине в зоне головы и пояса водителя в 0,5-1,5 м/с; 2. перепад между температурой наружного воздуха и температурой в кабине в зоне головы водителя при температуре окружающего воздуха 25 °С не должен превышать 3 °С | ГОСТ Р 50993-961, п.5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 ГОСТ Р 50866-962 | |||
1.2 | Отопительные устройства кабины в холодное время должны быть исправны | Правила по охране труда на AT3, п.6.1.2 | |||
1.3 | Система отопления должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении в зависимости от предназначения автотранспортного средства (АТС) | ГОСТ Р 50993-96, п.5.3.4 ГОСТ Р 50866-96 | |||
1.4 | Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать: 45 °С - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70 °С); 35 °С - при отключенной системе отопления | ГОСТ Р 50993-96, п.5.3.4 ГОСТ Р 50866-96 | |||
1.5 | Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8 °С относительно температуры внешней среды. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0 °С. Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с. Относительная влажность воздуха в кабине должна находиться в пределах от 30 до 60%. Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15 °С. | ГОСТ Р 50993-96, п.5.4 ГОСТ Р 50866-96 | |||
1.6 | Содержание вредных веществ в воздухе кабины не должно превышать: Азота оксиды (в пересчете на NO2) - 5 мг/м3 Проп-2-ен-1-аль (акролеин) - 0,2 мг/м3 Углеводороды алифатические предельные С1-С10 (в пересчете на С) - 300 мг/м3 Углерода оксида - 20 мг/м3 | ГН 2.2.5.686-984. п/п 5, 1570, 1918, 1920. ГОСТ Р 51206-985 ГОСТ 12.1.005-886 | |||
1.7 | Уровни звукового давления на рабочем месте не должны превышать допустимых величин | СН 2.2.4/2.1.8.562-967 ГОСТ 12.1.003-838 | |||
1.8 | Уровни вибрации на рабочем месте не должны превышать допустимых величин | СН 2.2.4/2.1.8.566-969 ГОСТ 12.1.012-9010 | |||
1.9 | На сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; сиденье и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя | Правила по охране труда на AT, п.6.1.2 | |||
1.10 | Замки всех дверей должны быть исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения | Правила по охране труда на AT, п.6.1.2 | |||
1.11 | Двери кабины, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения. | Правила по охране труда на AT, п.6.1.15 | |||
1.12 | Пол кабины автомобиля должен быть застлан ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений | Правила по охране труда на AT, п.6.1.2 | |||
1.13 | Автомобили с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин | Правила по охране труда на АТ, п.6.1.14 | |||
Освещение | |||||
1.14 | Освещение в кабине должно составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк | СП № 4616-8811, п.4.1, 4.2 | |||
Органы управления | |||||
1.15 | Рычаги и педали органов управления должны иметь исправные уплотнители, препятствующие проникновению отработавших газов | Правила по охране труда на AT, п.6.1.3 | |||
1.16 | Усилие на органе управления тормозной системой не должно превышать для АТС категорий8: - М1- 490 Н; - M2, M3, N1, N2, N3 - 686 Н. | ГОСТ Р 51709-200112, п.4.1.1 | |||
1.17 | Усилие, прилагаемое к органу управления стояночной тормозной системы, не должно превышать для АТС категорий: М1 - 392 Н; для остальных категорий - 588 Н. | ГОСТ Р 51709-2001, п.4.1.5 | |||
2. Укомплектованность инструментом и приспособлениями | |||||
2.1 | Наличие специальных упоров (не менее двух штук) для подкладывания под колеса | Правила по охране труда на AT, п.6.1.9; | |||
2.2 | Наличие широкой подкладки под пяту домкрата | Правила по охране труда на AT, п.6.1.9 | |||
2.3 | Наличие огнетушителя и пломб на нем. Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, должны быть укомплектованы 2 огнетушителями (1-й в кабине водителя, 2-й в салоне или в кузове) | ГОСТ Р 51709-2001, п.4.7.15; Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, п.4.1.913 Правила по охране труда на AT, пп.6.1.9, 6.1.10 | |||
Для грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих дальние рейсы (продолжительностью более 1 суток) | |||||
2.4 | Наличие металлических козелков, лопаты, буксирного приспособления, предохранительной вилки для замочного кольца колеса, применяемой при накачке колес, а в зимнее время - дополнительно цепей противоскольжения | Правила по охране труда на AT, п.6.1.11; | |||
3. Требования к обустройству автомобилей, прицепов и полуприцепов | |||||
3.1 | Борта кузова должны свободно открываться (откидываться), иметь исправные петли и запоры | Правила по охране труда на AT, п.6.2.2 | |||
3.2 | Система питания, смазки и охлаждения не должны иметь течи топлива, масла, антифриза и воды | Правила по охране труда на AT, п.6.1.4 | |||
3.3 | Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи | Правила по охране труда на AT, п.6.1.8 | |||
3.4 | Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы | Правила по охране труда на AT, п.6.1.13 | |||
3.5 | Одноосные прицепы (кроме роспусков), а также прицепы, не имеющие тормозов, должны иметь предохранительные (аварийные) цепи или тросы | Правила по охране труда на AT, п.6.2.8 | |||
3.6 | Полуприцепы должны иметь исправные передние опоры | ГОСТ Р 51709-2001, п.4.7.22 Правила по охране труда на AT, п.6.2.10 | |||
3.7 | Все прицепы и полуприцепы (за исключением одноосных) должны иметь исправные стояночные тормоза, а также не менее двух противооткатных упоров | Правила по охране труда, п.6.2.9 | |||
3.8 | Прицепы (кроме роспусков) должны иметь исправное устройство, поддерживающее сцепную петлю дышла | Правила по охране труда на AT, п.6.2.7 | |||
3.9 | Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь исправные устройства, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова | Правила по охране труда на AT, п.6.2.11 | |||
Дополнительные требования к обустройству автомобилей, работающих на газовом | |||||
3.10 | Аппаратура, трубопроводы, магистральный и расходные вентили должны быть герметичными и проверяться в установленные сроки | Правила по охране труда на AT, п.6.3.2 | |||
3.11 | Баллоны, установленные на автомобиль, должны быть окрашены в красный цвет, иметь нанесенные на них паспортные данные, а также иметь надпись белой краской "Пропан" или "Метан" | Правила по охране труда на AT, п.6.3.3 | |||
3.12 | Газопроводы высокого давления должны быть окрашены в красный цвет | Правила по охране труда на AT, п.6.3.6 | |||
Дополнительные требования к обустройству специализированного | |||||
3.13 | Рабочие площадки, находящиеся на высоте более 0,7 м, должны быть оборудованы исправным ограждением (перилами) | Правила по охране труда на AT, п.6.5.3 | |||
3.14 | Каждый панелевоз должен быть укомплектован двумя козелками | Правила по охране труда на AT, п.6.5.4 | |||
3.15 | На панелевозах должны быть исправные лебедки и устройства для крепления грузов | Правила по охране труда на AT, п.6.5.5 | |||
3.16 | Выпускная труба глушителя автомобиля, перевозящего пожароопасные и взрывоопасные грузы, не должна проходить под кузовом и должна выводиться вправо под переднюю часть автомобиля (по ходу) с наклоном выпускного отверстия вниз | Правила по охране труда на AT, п.6.2.13 | |||
3.17 | Сливная арматура автоцистерны должна исключать возможность подтекания перевозимого груза | Правила по охране труда на AT, п.6.5.8 | |||
3.18 | Крышки загрузочных люков автоцистерн должны иметь исправные запоры, обеспечивающие герметичность цистерн | Правила по охране труда на AT, п.6.5.12 | |||
3.19 | Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов должны иметь: 1. лопату; 2. заземляющее устройство; 3. необходимый запас песка для тушения пожара; 4. средства нейтрализации перевозимых опасных веществ14; 5. средства индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала14 | Правила по охране труда на AT, п.6.5.6; Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом | |||
3.20 | Лестницы, переходные мостики и рабочие площадки должны быть исправны, очищены от грязи, льда и снега | Правила по охране труда на AT, п.6.5.2 | |||
Обеспеченность спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ | |||||
3.21 | Водители автомобильного транспорта должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ | Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и другие СИЗ работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Постановление Минтруда России от 16.12.97 г. № 63 |
Примечания:
1 ГОСТ Р 50993-96. Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности
2 ГОСТ Р 50866-96. Автотранспортные средства. Система отопления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эффективности и безопасности
3 Правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ РО-200-01-95.
4 ГН 2.2.5.686-98. Предельно допустимые концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны
5 ГОСТ Р 51206-98 Автотранспортные средства. Содержание вредных веществ в воздухе салона и кабины. Нормы и методы определения
6 ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
7 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки
8 ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности
9 СН 2.2.4/2.1.8.566-96 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий
10 ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования
11 Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей № 4616-88
12 ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.
13 Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
14 Транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимых опасных веществ и средствами индивидуальной защиты водителей и сопровождающего персонала в случаях, предусмотренных в условиях безопасной перевозки опасных грузов и в аварийной карточке.
Коды вредных производственных факторов приведены в Приложении 2.
Классификация условий труда по степени вредности и опасности приведена в Приложении 3.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда водителей, а также для подведения итогов по аттестации рабочих мест, в организации приказом руководителя создается аттестационная комиссия, назначаются председатель аттестационной комиссии, члены комиссии и ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, а также определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
В состав аттестационной комиссии включаются: главный инженер (механик), специалист по охране труда или лицо, исполняющее его обязанности, руководители подразделений (колонн), работник отдела труда и заработной платы, представитель профсоюзной организации, совместного комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, медицинский работник (если он предусмотрен в штате организации).
Аттестационная комиссия:
осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы на всех ее этапах;
формирует необходимую нормативно-справочную базу для проведения аттестации рабочих мест и организует ее изучение. Перечень нормативных правовых документов указан в таблице 1;
составляет полный перечень рабочих мест водителей;
рассматривает жалобы водителей на условия труда;
разрабатывает предложения по устранению выявленных недостатков;
рассматривает результаты проведенной инструментальной и экспертной оценок рабочих мест водителей;
принимает решение об аттестации каждого рабочего места водителя;
дает предложения руководителю организации о степени готовности данного подразделения (колонна, отряд и т.п.) к сертификации работ по охране труда.
В случае, если в организации имеются автотранспортные средства одной модели, одного года выпуска, с одинаковым техническим состоянием и эксплуатирующиеся в одинаковых условиях, иными словами, когда класс условий труда водителей одинаков, то такие рабочие места могут считаться идентичными и аттестацию рабочего места достаточно проводить на любом автотранспортном средстве из данной группы.
4. МЕТОД ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
Инструментальная оценка вредных и опасных факторов на рабочем месте водителя (температура воздуха, скорость движения воздушного потока, относительная влажность, загрязнение вредными веществами воздуха в кабине, шум, вибрация, освещенность и др.) проводится по параметрам, которые указаны в таблице 1 пп.1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.14, 1.16, 1.17. При инструментальной оценке используются методы контроля, предусмотренные действующими нормативными документами (Приложение 4).
Измерение условий шума и вибрации (пп.1.7 и 1.8) не проводить до выхода государственных стандартов или методических указаний по проведению измерений и гигиенической оценке шума и вибрации на рабочем месте водителя.
Средства измерений, применяемые при инструментальной оценке должны быть метрологически аттестованы и своевременно проходить государственную поверку в установленном порядке.
Для автомобилей с бензиновыми двигателями и работающих на газовом топливе в воздухе кабины определяется содержание углерода оксида - СО, азота оксидов (в пересчете на NO2) и углеводороды – С1-С10 (в пересчете на С).
Для автомобилей с дизельными двигателями - углеводороды С1-С10 (в пересчете на С), углерода оксид СО, азота оксиды (в пересчете на NO2), проп-2-ен-1-аль (акролеин).
Измерения проводят в режимах движения в зависимости от измеряемого производственного фактора.
Результаты измерений должны оформляться протоколом (Приложение 5).
5. МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
Экспертную оценку травмобезопасности и оснащения (включает проверку наличия или отсутствия выполнения требований, указанных в табл.1 п.п.1.2, 1.9-1.13, 1.15, 2.1-2.4, 3.1-3.21) рабочего места водителя автомобиля могут осуществлять организации собственными силами или приглашенные организации, имеющие разрешение Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на право проведения указанных работ.
Результаты проведенной экспертной (визуальной) оценки рабочего места по травмобезопасности оформляются протоколом (Приложение 6).
При оценке обеспечения водителей средствами индивидуальной защиты одновременно производится оценка соответствия выданных средств фактическому состоянию условий труда на рабочем месте. Эффективность средств индивидуальной защиты должна подтверждаться сертификатами соответствия.
Оценка обеспечения водителей средствами индивидуальной защиты оформляется в виде протоколов (Приложение 11).
6. ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
Оценка тяжести и напряженности трудового процесса проводится в соответствии с Гигиеническими критериями оценки и классификацией условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, Р 2.2.755-99.
По тяжести трудового процесса (табл.4.11.8 - региональная нагрузка и рабочая поза) условия труда водителя относятся ко 2 классу (допустимый).
По напряженности трудового процесса (табл.4.11.9) на основе анализа условия труда водителя относятся к классу 3.2 (без учета режима труда и отдыха).
Класс условий труда по режиму труда и отдыха водителей устанавливается в каждой организации в зависимости от вида выполняемой транспортной работы в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Постановлением Минтруда России от 25.06.99 г. № 16.
7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ
Аттестационная комиссия рассматривает результаты инструментальной и экспертной оценок состояния условий труда, оценки состояния травмобезопасности рабочего места водителя и принимает решение об аттестации каждого рабочего места в отдельности и, при необходимости, разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков.
При аттестации рабочего места аттестационная комиссия должна руководствоваться нижеследующим:
Если рабочее место соответствует оптимальным и допустимым условиям труда, требованиям безопасности и обеспеченности средствами индивидуальной защиты, то такое рабочее место считается аттестованным.
Если фактическое значение опасных и вредных производственных факторов превышает установленные нормы или имеет невыполненные требования по обеспечению травмобезопасности и обеспеченности средствами индивидуальной защиты (п.п.1.9; 1.12; 2.1-2.3; 3.1; 3.3; 3.5; 3.13; 3.14; 3.19-3.21), то такое рабочее место считается условно аттестованным. Предложения по приведению его в соответствие с требованиями нормативных актов вносятся в План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или выводу автотранспортного средства из эксплуатации.
Результаты работы аттестационной комиссии оформляются протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение 7). К протоколу должны прилагаться:
1. Карты аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение 8).
2. Ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении (отряд, колонна и т. п.) (Приложение 9).
3. Сводная ведомость рабочих мест и результаты их аттестации по условиям труда (Приложение 10).
4. Протокол оценки обеспечения водителей средствами индивидуальной защиты (Приложение 11).
5. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (Приложение 12).
Плановая аттестация рабочего места водителя проводится не реже 1 раза в 5 лет.
Обязательной переаттестации подлежат рабочие места водителей на автомобилях после их ремонта, при котором затрагивались элементы, к которым предъявляются требования охраны труда, а также по требованию органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в субъектах Российской Федерации.
При проведении сертификации работ по охране труда подразделения (автоколонны) подлежат проверке следующие вопросы:
1. Наличие и ведение документации по охране труда (журналы проведения вводного инструктажа и на рабочем месте, акты о несчастных случаях).
2. Наличие специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемой водителям. Ее состояние, своевременность стирки.
3. Режим труда и отдыха.
4. Своевременность прохождения медицинского осмотра.
5. Наличие жалоб на профзаболевание.
Приложение 1
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Основные термины | Определения |
Аттестация рабочих мест по условиям труда | Система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда* |
Безопасные условия труда | Условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы (Федеральный закон № 181-ФЗ от 17.07.1999 г.**) |
Безопасность труда | Состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов (ГОСТ 12.0.002-80) |
Вредный производственный фактор | Фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства (Р 2.2.755-99***). |
Напряженность труда | Характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника (Р 2.2.755-99). |
Опасный производственный фактор | Фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти (Р 2.2.755-99). |
Охрана труда | Система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-. профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (Федеральный закон № 181-ФЗ от 17.07.1999 г.**). |
Рабочее место | Место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (Федеральный закон № 181-ФЗ от 17.07.1999 г.**) |
Травмобезопасность | Соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда* |
Тяжесть труда | Характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность (Р 2.2.755-99) |
Условия труда | Совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека (Р 2.2.755-99) |
_____________
* Постановление Минтруда РФ № 12 от 14.03.1997 г. "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".
** Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" ФЗ-181 от 17.07.1999 г.
*** Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1999 г., Р 2.2.755-99.
Приложение 2
КОДЫ ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
Код | Наименование вредного производственного фактора | Ед. изм. |
2.00 | Химический фактор | |
с 2.01 по 2.99 | Вредные вещества | мг/м3 |
4.00 | Физические факторы | |
с 4.01 по 4.49 | Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия | мг/м3 |
4.50 | Шум (эквивалентный уровень звука) | дБа |
4.51 | Вибрация локальная (эквивалентный корректированный уровень виброскорости) | дБ |
4.52 | Вибрация общая (эквивалентный корректированный уровень виброскорости) | дБ |
4.62 | Температура воздуха | °С |
4.63 | Скорость движения воздуха | м/с |
4.64 | Влажность воздуха | %, |
4.68 | Освещенность рабочей поверхности | Е, лк |
5.00 | Тяжесть и напряженность трудового процесса | Кг/м |
5.05 | Рабочая поза | в % от времени смены |
5.08 | Интеллектуальные нагрузки: содержание работы; восприятие сигналов (информация) и их оценка; степень сложности задания; характер выполняемой работы | |
5.09 | Сенсорные нагрузки: длительность сосредоточенного наблюдения; | в % от времени смены |
плотность сигналов и сообщений в среднем за 1 час работы; число производственных объектов одновременного наблюдения | шт/ч | |
5.10 | Нагрузка на зрительный анализатор: Размер объекта различения при длительности сосредоточенного наблюдения | в % от времени смены |
5.11 | Нагрузка на слуховой анализатор | |
5.12 | Эмоциональные нагрузки: степень ответственности. Значимость ошибки; степень риска для собственной жизни; степень ответственности за безопасность других лиц | |
5.14 | Режим работы: фактическая продолжительность рабочего дня; сменность работы; | ч |
регламентируемые перерывы и их продолжительность (без обеденного перерыва) | ч |
Приложение 3
КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО СТЕПЕНИ ВРЕДНОСТИ И ОПАСНОСТИ
Оптимальные (1 класс) | Допустимые (2 класс) | Вредные (3 класс) | Опасные (4 класс) |
Такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения. | Характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относятся к безопасным. | Характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и (или) его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности. | Характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм. |
Приложение 4
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных и методических документов, используемых при инструментальном контроле
№№ п/п | Статус документа | Наименование документа |
1 | ГН 2.2.5.686-98* | Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны |
2 | ГОСТ 12.2.032-78 | ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования |
3 | ГОСТ Р 50866-96 | Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эффективности и безопасности |
4 | ГОСТ Р 51206-98 | Автотранспортные средства. Содержание вредных веществ в воздухе салона и кабины. Нормы и методы определения |
5 | МУ № 1638-77, 1981 | Методические указания по определению вредных веществ в воздухе рабочей зоны, вып.1-5 |
6 | МУ № 2328-81, 1981 | Методические указания по определению вредных веществ в воздухе рабочей зоны, вып.17 |
7 | МУ № 2719-83, 1983 | Методические указания по определению вредных веществ в воздухе рабочей зоны, вып.18 |
8 | МУ № 2905-83, 1983 | Методические указания по определению вредных веществ в воздухе рабочей зоны, вып.19 |
9 | МУ 3911-85 | Методические указания по проведению измерений и гигиенической оценке производственных вибраций |
10 | Р 2.2.755-99 | Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса |
11 | МУ ОТ РМ 02-99 | Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда |
12 | МУ 2.2.4.706-98/ МУ ОТ РМ 01-98 | Оценка освещения рабочих мест |
_____________
* ГН - гигиенические нормы, ГОСТ - государственный стандарт; ГОСТ Р - государственный стандарт России, МУ - Методические указания, Р - Руководство.
Приложение 5
(рекомендательное)
ПРОТОКОЛ
инструментальных измерений
Организация _________________________________________ Код _______________________
Подразделение _______________________________________ Код _______________________
Марка, модель, гаражный № автомобиля ____________________________________________
Год выпуска _____________________________________________________________________
Результаты измерений в кабине автомобиля
№ п/п | Код фактора* | Наименование производст- венного фактора | Единица измерения | Средство измерения, дата проверки, № свидетельства о проверке | Наименование и номер нормативного документа | Дата проведения измерения | ПДК, ПДУ, допустимый уровень | Режим холостого хода | Скоростной режим (в зависимости от измеряемого производственного фактора) | Продолжи- тельность воздействия | ||||
Фактический уровень производст- венного фактора | Величина отклонения | Класс условий труда, степень вредности и опасности** | Фактический уровень производст- венного фактора | Величина отклонения | Класс условий труда, степень вредности и опасности** | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
_____________
* Код фактора по Приложению 9.
** Класс условий труда по степени вредности и опасности определяется по Гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, Р 2.2.755-99.
Организация, проводившая измерения ______________________________________________
Подпись руководителя испытательной лаборатории ___________________________________
Подпись ответственного лица, проводившего измерения _______________________________
Печать
Приложение 6
ПРОТОКОЛ
оценки по фактору травмобезопасности рабочего места водителя
Организация _________________________________________ Код _______________________
Подразделение _______________________________________ Код _______________________
Марка, модель, гаражный № автомобиля ____________________________________________
Год выпуска _____________________________________________________________________
Дата оценки _____________________________________________________________________
1. Используемые нормативные правовые акты по охране труда:
на производственное оборудование;
на приспособления и инструменты;
на средства обучения и инструктажа.
2. Результаты оценки
№ п/п | Нормативные требования безопасности к рабочему месту | Фактическое состояние | Необходимые мероприятия | |
Наличие | Соответствие нормативным правовым актам по охране труда | |||
______________
* Классификация условий труда по травмобезопасности из Приложения 10.
Выводы:
Оборудование (не) соответствует требованиям безопасности (указываются пункты требований, по которым выявлено несоответствие);
Приспособление и инструменты (не) соответствуют требованиям безопасности (указываются пункты требований, по которым выявлено несоответствие);
Средства обучения и инструктажа выполнены (не) в соответствии с нормативными требованиями безопасности к рабочему месту (указываются пункты требований, по которым выявлено несоответствие);
Условия труда на рабочем месте по фактору травмобезопасности относятся к классу (указывается класс условий труда, определяемый по таблице приложения № 6, а к настоящим Методическим рекомендациям).
Подписи лиц, проводивших аттестацию | |||||
(подпись) | (должность) | (Ф.И.О.) | |||
(подпись) | (должность) | (Ф.И.О.) | |||
(подпись) | (должность) | (Ф.И.О.) |
Приложение 6а
КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ТРАВМОБЕЗОПАСНОСТИ
Оптимальные (1 класс) | Допустимые (2 класс) | Опасные (4 класс) |
Оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам (нормативным правовым актам). Установлены и исправны требуемые средства защиты, инструмент; средства инструктажа и обучения составлены в соответствии с требованиями, оборудование исправно. | Повреждены и неисправны средства защиты, не снижающие их защитных функций (частичное загрязнение сигнальной окраски, ослабление отдельных крепежных деталей и т.п.) | Повреждены, неисправны или отсутствуют предусмотренные конструкцией оборудования средства защиты рабочих органов и передач (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и др.), неисправен инструмент. Отсутствуют инструкции по охране труда, либо имеющиеся инструкции составлены без учета соответствующих требований, нарушены условия их пересмотра. Отсутствуют средства обучения безопасности труда (правила, обучающие и контролирующие программы, учебные пособия и др.), либо имеющиеся средства составлены некачественно и нарушены условия их пересмотра. |
Приложение 7
ПРОТОКОЛ №____________
аттестации рабочих мест по условиям труда
________________________________________________________________________________
(наименование организации)
"___" _______________ 200____г.
В соответствии с приказом по организации "____" ___________________ № ______________
аттестационная комиссия провела с _______________ по _______________ 200___ г. аттестацию _________________________ рабочих водителей по условиям труда.
Результаты аттестации представлены в:
картах аттестации рабочих мест по условиям труда;
ведомостях рабочих мест водителей и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях;
Сводной ведомости рабочих мест водителей и результатов их аттестации по условиям труда в организации.
По результатам аттестации разработан План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации ____________ рабочих мест.
количество
(Материалы аттестации и План мероприятий прилагаются к протоколу)
Рассмотрев результаты аттестации, комиссия постановила:
1. Считать работу по аттестации завершенной.
2. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда передать для утверждения руководителю организации.
Дополнительные предложения комиссии (о повторной аттестации, о приостановке или ликвидации отдельных рабочих мест, о совершенствовании организации работ по улучшению условий труда и др.):
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Председатель аттестационной комиссии | |||
(подпись) | (Ф.И.О.) | ||
Члены аттестационной комиссии | |||
(подпись) | (Ф.И.О.) | ||
(подпись) | (Ф.И.О.) | ||
(подпись) | (Ф.И.О.) |
Приложение 8
КОДЫ
Организации составителя по О ПО | Министерства (ведомства) по СООГУ | Отрасли по ОКОНХ | Территория по СОАТО | |
Организация ____________________________________________________________________
Адрес организации _______________________________________________________________
КАРТА АТТЕСТАЦИИ №_______
рабочего места водителя по условиям труда _______________________
Код _________________
Подразделение (отряд, колонна и т.п.) _______________________________________________
Код _________________
Марка, модель, гаражный номер и год выпуска автомобиля
________________________________________________________________________________
1. Общие сведения о рабочем месте водителя
Строка 010. Выпуск ЕТКС, КС _____________________________________________________
Строка 011. Раздел ___________________________ параграф ___________________________
Строка 020. Категория персонала ___________________________________________________
Строка 030. Количество работающих на рабочем месте ________________________________
Строка 050. Форма организации труда ______________________________________________
2. Строка 060. Фактическое состояние условий труда на рабочих местах*
Строка 061. Оценка условий труда:
по степени вредности и опасности __________________________________________________
по степени травмобезопасности ____________________________________________________
__________________
* Заполняется на отдельных листах в виде приложения к Карте аттестации рабочего места по условиям труда.
Строка 070. Обеспеченность средствами индивидуальной защиты
Для проведения оценки | Наименование средств индивидуальной защиты | Документ, регламентирующий требования к средствам индивидуальной защиты | Фактическое значение оценки |
Строка 080. Доплаты к тарифной ставке
Общая оценка условий труда | Доплата (в процентах) | Примечание |
Строка 100. Продолжительность рабочей недели, дополнительного отпуска
Дней | Час. | Основание | ||||
список | раздел | пункт | стр. | |||
Продолжительность дополнительного отпуска | не указывать | |||||
Продолжительность рабочей недели | не указывать |
Строка 120. Рекомендуемые режимы труда и отдыха:
а) регламентируемые перерывы ____________________________________________________
(количество, продолжительность)
б) другие рекомендации ___________________________________________________________
Строка 130. Рекомендации по подбору водителей:
а) возраст _______________________________________________________________________
б) категория транспортного средства ________________________________________________
в) стаж управления транспортным средством _________________________________________
Строка 140. Периодичность медицинских осмотров (заполняется на основании согласованного с центрами Госсанэпиднадзора списка должностей и профессий, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медосмотрам) ___________________________
Строка 150. Рекомендации по улучшению условий труда, необходимость дополнительных исследований
Дата | Кем внесено (должность, фамилия) | Содержание мероприятия | Исполнитель (должность, фамилия) | Срок внедрения | Отметка о выполнении |
Строка 151. Заключение аттестационной комиссии
Рабочее место ___________________________________________________________________
(марка, модель, гаражный №,
________________________________________________________________________________
аттестовано, условно аттестовано, не аттестовано)
Председатель аттестационной комиссии | |||||
(подпись) | Ф.И.О. | (дата) | |||
Члены аттестационной комиссии | |||||
(подпись) | Ф.И.О. | (дата) | |||
(подпись) | Ф.И.О. | (дата) | |||
С результатами оценки условий труда ознакомлен(ы):
Ф.И.О. | Подпись работника | Дата |
Приложение 9
ВЕДОМОСТЬ
рабочих мест водителей (РМВ) и результаты их аттестации по условиям труда в подразделении
Дата | ||
наименование подразделения | ||
Рабочее место водителя | Количество работников, занятых на этих рабочих местах (чел.) | Количество РМВ с классами условий труда | Результаты аттестации | ||||||||||
марка, модель, гаражный номер транспортного средства | порядковый номер карты | оптимальными и допустимыми | вредными и опасными | травмо- опасными | аттестовано | условно аттестовано | не аттестовано | ||||||
1 и 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4.0 | 3.0 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Итого по подразделению | - |
Председатель аттестационной Комиссии | |||
(Ф.И.О.) | (подпись) |
Приложение 10
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
рабочих мест водителей (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в организации
Наименование структурного подразделения | Количество РМ | Количество РМ, на которых проведена аттестация по условиям труда | Количество работников, занятых на этих рабочих местах (чел.) | Количество РМ с классами условий труда | Обеспеченность СИЗ в соответствии с нормами выдачи | Результаты аттестации | ||||||||
оптимальными и допустимыми | вредными и опасными | травмо- опасными | ||||||||||||
1 и 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4.0 | 3.0 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Итого по организации |
Дата _____________________
Председатель аттестационной Комиссии | |||
(Ф.И.О.) | (подпись) |
Приложение 11
ПРОТОКОЛ
оценки обеспечения водителей средствами индивидуальной защиты
________________________________________________________ Код ___________________
(профессия, должность)
Дата проведения оценки _______________________________
Наименование подразделения ______________________________ Код ___________________
Наименование организации (или подразделения), проводящего оценку
________________________________________________________________________________
Перечень средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые должны быть выданы работнику, согласно действующим нормам _______________________________________________________
(наименование СИЗ)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Перечень фактически выданных работнику СИЗ ______________________________________
(наименование СИЗ,
________________________________________________________________________________
ГОСТ, наличие сертификата)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Травмы по причине неприменения или отсутствия СИЗ* _______________________________
(характер травмы, год,
________________________________________________________________________________
месяц, когда она была получена)
Профессиональные заболевания по причине неприменения или отсутствия СИЗ*
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Предложения по совершенствованию норм на СИЗ
________________________________________________________________________________
Наименование должности, фамилия, имя, отчество и подпись лица, проводившего оценку.
_______________
* За последние пять лет по отчетным данным
Приложение 12
Согласовано Руководитель профессионального организации союза организации | Утверждаю Руководитель организации | |
__________________________ | __________________________ | |
(подпись) Ф.И.О. | (подпись) Ф.И.О. | |
"___" _____________ 200___г. | "___" _____________ 200___г. | |
Председатель совместного комитета (комиссии) организации | ||
__________________________ | ||
(подпись) Ф.И.О. | ||
"___" _____________ 200___г. |
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
Наименование подразделения, рабочего места водителя (марка, модель, гаражный номер транспортного средства) | Наименование мероприятия | Назначение мероприятия | Источник финансирования Объем финансирования | Ответственный за выполнение мероприятия | Срок выполнения | Службы, привлекаемые для выполнения мероприятия | Отметка о выполнении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Председатель аттестационной Комиссии | |||
(подпись) | (фамилия, имя, отчество) |