МУ 1434а-76
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Главного
государственного санитарного врача СССР
А. И. ЗАИЧЕНКО
17 декабря 1976 г.
№ 1434«а»-76
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ГОРОДОВ
МУ 1434а-76
Методические указания разработаны Институтом общей и коммунальной гигиены им. А. И. Сысина АМН СССР при участии Киевского НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева, Новосибирского научно-исследовательского санитарного института и кафедры коммунальной гигиены ЦОЛИУ врачей.
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические указания имеют целью помочь органам санитарно-эпидемиологической службы в осуществлении государственного санитарного надзора за разработкой и реализацией генеральных планов городов в связи с выполнением Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» от 29 декабря 1972 г.
1.2. Государственный санитарный надзор за разработкой и реализацией генеральных планов городов возлагается на санитарно-эпидемиологические станции союзных и автономных республик, краев, областей, округов, городов. Санитарно-эпидемиологические станции административных районов городов принимают участие в этой работе при выполнении частных задач по поручению вышестоящего органа или учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
1.3. Объем и характер деятельности органов государственного санитарного надзора по разработке и реализации генеральных планов городов определяется настоящими методическими указаниями в соответствии с «Положением о государственном санитарном надзоре в СССР», «Инструкцией по составлению проектов планировки и застройки городов» (СН-345-66), «Указаниями о порядке утверждения генеральных планов городов и поселков городского типа» (1964 г.), а также с учетом опыта работы санитарно-эпидемиологических станций и научно-обоснованных гигиенических рекомендаций.
1.4. Государственный санитарный надзор осуществляется на всех стадиях проектирования и строительства городов, а именно - на подготовительной стадии, в период разработки, утверждения и реализации генерального плана.
На подготовительной стадии органы государственного санитарного надзора участвуют в составлении задания на проектирование (санитарное задание) и программы работы. В период разработки генерального плана - составляют санитарную характеристику города и передают ее вместе с перечнем оздоровительных мероприятий головной проектной организации для использования в соответствующих главах проекта. Важное значение имеет также участие в выборе и отводе участков под новое строительство и консультации специалистов проектной и других организаций по ходу разработки генерального плана. По завершении проектных работ органы государственного санитарного надзора рассматривают генеральный план и выдают санитарное заключение. В дальнейшем санитарно-эпидемиологические станции осуществляют постоянный контроль за реализацией генерального плана города.
2. Участие органов государственного санитарного надзора на подготовительном этапе проектирования
2.1. В целях своевременного участия органов государственного санитарного надзора в подготовке задания на проектирование и других необходимых для разработки генерального плана материалов, а также для осуществления государственного санитарного надзора на ранних стадиях проектирования, санитарно-эпидемиологические станции получают информацию о плане перспективных проектных работ институтов Госстроя союзной республики, а также краевых, областных и городских проектных институтов. Кроме того, в СЭС должны быть решения Исполкомов городских и областных советов и градостроительных Советов о сроках проектирования, головной проектной организации, составе участников и др. Оперативная информация получается путем участия главного врача или его заместителя в работе градостроительного Совета, других комплексных и ведомственных организаций и делового контакта с ними.
Если в план проектных работ по республике (области, краю) включаются города областного (краевого) подчинения, то вышестоящая санитарная организация должна уведомить нижестоящую о начале проектных работ и сообщить ей сроки проектирования и головную проектную организацию.
2.2. В соответствии с решением Исполкома о начале проектных работ, санэпидстанция должна разработать и передать градостроительному Совету санитарное задание для включения его в общее задание на проектирование города.
В санитарном задании должно быть сформулировано мнение санитарно-эпидемиологической службы по следующим наиболее важным вопросам перспективного развития города:
а) направление и границы территориального роста города с учетом природно-климатических условий и санитарного состояния внешней среды;
б) мероприятия по охране и оздоровлению внешней среды: вынос за черту города особо вредных промышленных предприятий и крупных транспортных объектов, изменение их профиля, технологии, организация санитарно-защитных зон; строительство сооружений по улавливанию выбросов промышленных предприятий; охрана водоемов и почвы от загрязнения хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами, твердыми отходами и отбросами; озеленение, обводнение и благоустройство территории и т.д.;
в) выбор новых площадок для жилого, гражданского и промышленного строительства, а также реконструкция существующей застройки жилых и промышленных районов;
г) перспективы улучшения водоснабжения: необходимый уровень водопотребления, увеличение мощности существующих водопроводных сооружений, строительство новых; замена и увеличение протяженности водопроводных сетей; выбор нового источника водоснабжения и т. д.
д) перспективы канализования и очистки территории от твердых отходов и отбросов: увеличение мощности или строительство новых сооружений по обезвреживанию сточных вод, строительство мусоросжигательных или мусороперерабатывающих установок, организация усовершенствованных свалок, полигонов и т.д., повышение мощности парка мусороуборочных машин и т.д.;
е) перспективы развития сети лечебно-профилактических, культурно-бытовых и спортивно-массовых учреждений, мест отдыха.
2.3. Следующим этапом деятельности органов санитарно-эпидемиологической службы является участие в составлении программы работ. Программа разрабатывается головной проектной организацией совместно с участниками работы, в том числе, по характеристике санитарного состояния города - совместно с санитарно-эпидемиологической станцией. В программе определяются объем, сроки и исполнители отдельных частей работы.
При составлении программы необходимо выяснить, какие материалы имеются в местных органах здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, научных гигиенических и лечебных учреждениях, медико-санитарных частях и промышленно-санитарных лабораториях, статистическом отделе, отделе коммунального хозяйства исполкома и в самой проектной организации.
2.4. В программу работы органов санитарного надзора должно входить:
а) санитарное обследование территории города; б) сбор, анализ и обобщение материалов, имеющихся в органах и учреждениях санэпидслужбы за предшествующие годы; в) проведение специальных наблюдений за состоянием окружающей среды; г) ознакомление с необходимыми материалами в проектной и других организациях; д) оформление санитарной характеристики и обоснование оздоровительных мероприятий.
При необходимости и по согласованию с вышестоящим органом государственного санитарного надзора к работе привлекаются гигиенические научно-исследовательские институты и кафедры медицинских институтов.
2.5. Учитывая, что составление санитарной характеристики и разработка оздоровительных мероприятий связаны с большим объемом работы и что СЭС, как правило, не располагают для этого необходимыми штатами, целесообразно в программе работ предусмотреть возможность заключения хозяйственного договора. Такой договор заключается на общих основаниях проектной организацией с исполнителями (СЭС или НИИ). В параграфах хозяйственного договора должны быть предусмотрены ассигнования на весь запланированный объем натурных наблюдений, на привлечение внештатных специалистов, оформление имеющихся материалов, а также на командировочные выезды, приобретение необходимой контрольно-измерительной аппаратуры, посуды и химических реактивов.
2.6. Органы санитарно-эпидемиологической службы должны принять участие также в составлении программы работ по разделу «Охрана и оздоровление внешней среды», так как этот раздел является наиболее существенным для создания благоприятных условий жизни населения города. С этих позиций важно убедиться, что программа предусматривает необходимость выполнения специальных наблюдений, расчетов и составления прогноза для обоснования оздоровительных мероприятий (ожидаемые уровни фонового и локального загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы с учетом природно-климатических особенностей, существующего положения, перспектив развития промышленности, энергетики и транспорта, а также оздоровительных мероприятий; предполагаемые уровни шума на территории города, составление шумовой карты города и отдельных участков; оценка микроклиматических условий на территории города, в том числе особенностей ветрового режима, радиационных условий, прогнозирование гидрогеологических условий, в том числе возможного подъема уровня грунтовых вод) и т. д.
3. Участие органов государственного санитарного надзора
в разработке генерального плана города
3.1. На этапе разработки генерального плана города санитарно-эпидемиологическая служба в соответствии с утвержденной программой работы (см. п. 2.4) составляет санитарную характеристику города и дает обоснования к оздоровительным мероприятиям.
3.2. Одним из важных разделов работы является участие в комплексном обследовании города, которое организуется градостроительным Советом с привлечением представителей головной проектной организации. При этом обследовании специалисты санитарно-эпидемиологической службы должны уделить особое внимание районам сложной планировочной и санитарной ситуации, местам массового отдыха населения, а также территориям, предназначенным для перспективной застройки жилыми и другими зданиями и сооружениями. Обследованию подлежат также водозаборы централизованных источников водоснабжения, территории, требующие проведения мелиоративных мероприятий и др.
Результаты комплексного обследования оформляются в виде справки и используются в дальнейшем для составления санитарной характеристики города.
3.3. В целях подробной санитарной характеристики города проводится углубленное обследование, в котором принимают участие санитарные врачи и специалисты различного профиля. Обследование осуществляется путем осмотра объектов м занимаемых ими территорий и ознакомления с материалами по санитарной характеристике объекта. Первичные материалы, необходимые для паспортизации объектов, хранятся в санитарной организации и используются для санитарной характеристики города.
3.4. Для составления санитарной характеристики города и обоснования оздоровительных мероприятий используются также результаты многолетних наблюдений за санитарным состоянием атмосферного воздуха, водоемов и почвы, изучения шумо-вибрационного режима, анализа заболеваемости населения, а также материалы текущего санитарного надзора за состоянием жилых зданий, учреждений обслуживания и мест массового отдыха населения.
3.5. Санитарная характеристика города должна состоять из следующих разделов:
а) оценка природно-климатических условий и их влияния на санитарное состояние городской среды;
б) оценка функционального зонирования территории города и сложившейся планировочной ситуации (размещение промышленных, энергетических и транспортных предприятий и сооружений; планировка жилых районов; уличная есть и др.;
в) данные о санитарном состоянии атмосферного воздуха по городу в целом и по отдельным районам;
г) санитарное состояние водоемов и почвы по городу и целом и по отдельным районам;
д) санитарное состояние водоснабжения в городе;
е) санитарная характеристика удаления и обезвреживания сточных хозяйственно-бытовых и промышленных вод;
ж) санитарная характеристика организации очистки от твердых отбросов и отходов;
з) оценка шумового режима жилых районов, прилегающих к магистральным улицам городского и районного значения, скоростным авто- и железнодорожным линиям и др. источникам;
и) санитарная оценка организации обслуживания населения учреждениями лечебно-профилактического, культурно-бытового и спортивно-массового назначения.
3.6. Характеристика климата дается на основании материалов многолетних наблюдений метеорологической станции, которые обычно имеются в разработанном виде в головной проектной организации или местных учреждениях гидрометеослужбы. Кроме того, используются данные маршрутных и стационарных наблюдений, выполненные научно-исследовательскими институтами, кафедрами и другими учреждениями при оценке микроклиматического режима на территории города.
3.7. При оценке климатических условий особое внимание необходимо уделить ветровому режиму, который имеет важное значение в распространении и рассеивании воздушных загрязнений. Тщательно анализируется сезонная роза ветров по скорости и направлению, критические скорости ветра. Оценивается повторяемость штилей, туманов, температурных инверсий в связи с рассеиванием загрязнений в атмосферном воздухе.
Оценивая влияние климата на санитарные условия жизни населения желательно использовать материалы по биоклиматической характеристике среды; особенности местных погодных условий, перепады температуры, влажности воздуха, атмосферного давления в межсуточном разрезе (межсуточная изменчивость погоды), повторяемость дискомфортных условий, ограничивающих пребывание человека на открытом воздухе, режим ультрафиолетовой радиации.
3.8. Особого внимания требует санитарная характеристика промышленных предприятий и других объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на санитарные условия жизни населения. В связи с этим, по каждой из промышленных зон, районов или групп промышленных предприятий необходимо иметь материалы, характеризующие санитарные условия размещения предприятий (наличие санитарно-защитных зон, их благоустройство, состав выбросов, наличие и эффективность работы очистных сооружений и т.п.).
Раздел "Санитарное состояние атмосферного воздуха, водоемов и почвы" является одним из основных в санитарной характеристике города и должен быть подготовлен особенно тщательно, т.к. приведенные в нем материалы должны обосновать рекомендации по оздоровлению внешней среды города.
Санитарная оценка состояния атмосферного воздуха, водоемов и почвы должна войти в главу «Мероприятия по охране и оздоровлению внешней среды», которая разрабатывается головной проектной организацией.
Для облегчения работы по сбору и анализу материалов по санитарной характеристике размещения промышленных предприятий см. таблицы (приложение).
3.9. Следующим в санитарной характеристике города является раздел, посвященный оценке шумового режима, вибрации и электромагнитных колебаний на территории города. Эта оценка дается на основании: а) имеющихся в СЭС данных об уровнях шума на отдельных магистралях, вблизи от объектов ж. д. транспорта, аэродромов, промышленных предприятий; б) анализа жалоб населения на шум; в) расчетов шумового режима и прогноза уровней шума на перспективу, выполненных специальными организациями.
В период подготовки и разработки генерального плана города целесообразно ставить вопрос о создании шумовой карты города или его отдельных участков (приказ Министра здравоохранения СССР «О мерах по снижению шума на предприятиях, в жилых и общественных зданиях и на территории»).
3.10. Оценка состояния сети обслуживающих население учреждений проводится на основании данных о количестве учреждений, их вместимости и санитарном состоянии зданий и участков, а также о равномерности их распределения по территории города и отдельных районов.
3.11. Важное значение для оценки санитарного состояния города имеет характеристика условий водоснабжения, канализования и очистки сточных вод. В этом разделе необходимо привести данные о водопотреблении, качестве воды в источнике и сети, о работе водопроводной станции, эффективности очистки воды, мощности водопроводных сооружений, состоянии сети, проценте обеспечения домовладений централизованным водоснабжением и т. п.
Значительное внимание должно уделяться санитарному состоянию водоемов и почвы, характеристике источников загрязнения и оценке эффективности работы очистных сооружений - локальных и общегородских.
В этом разделе должна быть также дана оценка прогноза развития водоснабжения, канализования и очистки сточных вод.
3.12. Особым разделом необходимо выделить вопросы оценки санитарной очистки территории города от твердых отходов и отбросов (оценка существующей системы сбора, транспортировки и обезвреживания отходов и отбросов, санитарная характеристика свалок, полей запахивания и др. сооружений для обезвреживания твердых отходов. Состояние транспорта, его достаточность, регулярность вывоза мусора и т.п.). В заключение необходимо оценить перспективу развития санитарной очистки территории города.
3.13. Одним из важных разделов санитарной характеристики города является раздел, посвященный анализу заболеваемости населения города в целом и отдельных возрастные групп. В этом разделе следует привести данные, которыми располагают статистические управления (отделы) здравоохранения, отдельные лечебные учреждения, НИИ и кафедры, а также результаты специально выполненных работ по изучению заболеваемости населения в связи с теми или иными факторами внешней среды (климат, состояние атмосферного воздуха, качество питьевой воды и т.д.)
3.14. В конце санитарной характеристики города необходимо привести перечень оздоровительных мероприятий, рекомендованных СЭС на основании анализа всех материалов по санитарному состоянию внешней среды и прогнозу.
4. Рассмотрение генерального плана
4.1. Проекты планировки и застройки городов, а также технико-экономические основы генеральных планов крупных и крупнейших городов подлежат обязательному согласованию с органами государственного санитарного надзора.
Для согласования генерального плана головная проектная организация должна представить в городскую санитарно-эпидемиологическую станцию пояснительную записку и графический материал до обсуждения проекта на градостроительном Совете при горисполкоме.
4.2. В санэпидстанцию обязательно должны быть представлены следующие графические материалы: схема прилегающего района с вариантами выбора площадок, опорный план, план-схема планировочных ограничений, генплан (основной чертеж) на расчетный срок, схема водоснабжения и канализования, схема размещения жилищного строительства первой очереди, проект пригородной зоны (если последние входят в состав рассматриваемого проекта), а также планы и карты, характеризующие природные условия и инженерное оборудование.
4.3. Генеральный план не принимается к рассмотрению, если в СЭС не представлены все материалы, которые могут иметь значение для санитарных условий жизни населения. Не допускается выдача заключения только по материалам «Основные положения генплана».
4.4. Рассмотрение генерального плана проводится в СЭС врачами коммунального отделения с обязательным привлечением специалистов - врачей или инженеров других отделений, замечания которых по соответствующим разделам должны включаться в общее заключение по генеральному плану.
При необходимости, СЭС может привлечь к рассмотрению генерального плана специалистов НИИ санитарно-гигиенического профиля или других учреждений для консультации и подготовки заключения по отдельным вопросам.
4.5. В основу рассмотрения генерального плана города следует положить ранее разработанные: 1) задание на проектирование города (санитарное задание) и 2) санитарную характеристику с перечнем оздоровительных мероприятий.
Кроме того, следует проверить, соответствуют ли предложения проекта по размерам территории, спискам основных предприятий, организации пригородной зоны, схеме районной планировки и схеме расселения на территории административного района, области или территориально-промышленного комплекса.
4.7. Целесообразно начинать рассмотрение проекта с перспектив развития города, изложенных в главах «Экономическая база города», «Градообразующая база города», «Промышленность». При этом необходимо обратить внимание на обоснованность решений по следующим вопросам:
1) направление и территориальные резервы развития города;
2) меры по предотвращению роста города за пределами планируемого по генплану (регулирование роста системы городов, находящихся в пределах влияния проектируемого большого, крупного или крупнейшего города);
3) правильность решения вопроса о сохранении существующих промышленных предприятий или их выноса за пределы города;
4) перспективы развития новых производств;
5) перспективы роста населения, расчет градообразующей, обслуживающей и несамодеятельной групп (по СНиП II-60-75), проектная численность населения, демографические данные и др.;
6) правильность расчета потребности жилого фонда с учетом перспективной численности населения города, современной обеспеченности жилой площадью, ростом норм общей и жилой площади, а также сноса ветхого неблагоустроенного жилья и вывода из санитарно-защитных зон;
7) правильность выбора этажности жилых зданий, использования типовых проектов в соответствии с демографическим составом населения и особенностями природно-климатических условий.
4.8. При рассмотрении главы «Природно-климатические условия» следует оценить полноту представленных данных и проконтролировать, использованы ли в главе материалы санитарной характеристики города.
Следует особенно тщательно проверить, какие данные представлены для оценки температурно-влажностного режима, ветрового режима, радиационного режима, а также учтены ли местные особенности климата и микроклимата. Нельзя признать достаточной характеристику климата только по средним показателям метеорологических элементов. Обязательным является представление данных по повторяемости тех или иных погод, состояний атмосферы и др.
Существенным является прогноз возможного изменения микроклимата под влиянием застройки и благоустройства. Поэтому целесообразно представление прогноза и мероприятий по улучшению микроклимата отдельных территорий (например, снижение скорости ветра ветрозащитной застройкой, зелеными полосами; улучшение условий инсоляции при правильной застройке склонов и т. д.).
Характеристика рельефа территории рассматривается с учетом влияния рельефа на решение вопросов вертикальной планировки, инженерной подготовки территории и санитарно-технического оборудования. Поэтому важно посмотреть в пояснительной записке и на схемах, как показаны особенности рельефа: уклоны, тальвеги, водоразделы и т. д. Следует помнить, что в главе «Инженерная подготовка территории» также могут быть представлены сведения по рельефу местности. В местностях, где для жилой застройки будут использоваться участки c большими уклонами (больше 6-8%), следует обратить особое внимание на приемы застройки и благоустройства.
В описании почв следует оценить их пригодность для произрастания насаждений, а также возможность использования почвенных методов обезвреживания твердых и жидких отбросов. Необходимо проконтролировать, указаны ли участки, которые ранее были загрязнены органическими и неорганическими веществами.
Гидрогеологические условия рассматриваются в отношении полноты характеристики высоты стояния и состава грунтовых вод, заболоченных и затапливаемых территорий, подрусловых вод и подземных водоносных горизонтов. В главе отдельно может быть выделено описание открытых водоемов, качество воды, мощность стока и др.
Следует обратить внимание на характеристику лесов и пригородных лесопарковых насаждений: имеются ли данные по породному составу, размерам, состоянию лесных и парковых массивов, дается ли характеристика ветрозащитных лесополос.
4.9. На основе представленных текстовых и графических материалов необходимо оценить правильность рекомендуемых в генплане решений по зонированию территории города, организации пригородной зоны, рассмотреть и оценить карту планировочных ограничений: уточить, все ли территории, нуждающиеся в мелиорации, показаны на схеме, учитываются ли особенности неинфекционной краевой патологии, а также источники и пути распространения инфекционных заболеваний, зоонозов и глистных инвазий.
4.10. Рассматривая следующие главы пояснительной записки и графические материалы, необходимо основное внимание уделить оценке существующей ситуации и проектных предложений по функциональному зонированию города: правильность взаимного расположения селитебной, промышленной, коммунально-складской, транспортной зон, возможность территориального роста каждой из зон, мероприятия по упорядочению зонирования, созданию укрупненных промышленных, коммунально-складских и транспортных районов, разделение их зелеными полосами специального назначения, естественными рубежами (рельеф и др.).
4.11. При рассмотрении планировки промышленных районов необходимо проверить: а) размещается ли большинство промышленных предприятий в обособленных промышленных зонах (или районах) с соблюдением санитарных требований;
б) не оказывают ли влияния друг на друга предприятия разного класса вредности при размещении их и одном промрайоне;
в) не допускается ли разрешение предприятий пищевой промышленности и продовольственных складов и баз в промрайонах, где располагаются источники загрязнения атмосферного воздуха токсическими и неприятно пахнущими веществами;
г) предусмотрено ли кооперирование производственного, инженерного оборудования и транспортного обслуживания;
д) возможно ли создание общих для группы производств сооружений по очистке выбросов в атмосферу, сточных вод, промышленных отвалов и полигонов для складирования и обезвреживания твердых отходов.
4.12. Особое внимание следует уделить проверке обеспечения санитарно-защитных зон от промышленных районов и отдельных производств, а также реальности и правильности проектных предложений по выводу из санитарно-защитных зон детских, школьных и лечебно-профилактических учреждений, с установлением конкретных сроков сноса или изменения назначения заданий, характера озеленения и благоустройства территории.
При невозможности организовать требуемые санитарно-защитные зоны для промышленных предприятий, следует проверить включение этих предприятий в список выводимых из города, убедиться в реальности мер по созданию санитарно-защитной зоны «особого режима» вокруг сохраняемых производств до изменения их профиля.
4.13. Особое внимание следует уделить анализу и проверке материалов, представленных в главе «Оздоровление и охрана внешней среды». Эта глава, в соответствии с приказом Госгражданстроя от 21/III-1973 № 61, должна содержать обоснованные расчеты, натурные наблюдения и другие объективные данные, материалы по оздоровлению и охране внешней среды с учетом существующего положения, перспектив развития промышленности и транспорта, а также планируемых оздоровительных мероприятий.
В главе должны быть расчеты выбросов промышленных предприятий (количественный и качественный их состав), расчеты рассеивания выбросов, а также обоснованные этими расчетами мероприятия по снижению содержания вредных веществ и по улучшению условий рассеивания выбросов в атмосфере (расчет высоты выбросов).
В этой же главе должны приводиться расчеты санитарно-защитных зон с учетом возможных мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферу вредных веществ. Размеры санитарно-защитных зон, принятые по СН-245-71, должны уточняться в каждом конкретном случае с учетом существующего фонового загрязнения атмосферы, местных особенностей режима метеорологических факторов, состава и объема выбросов, высоты трубы и других условий, в соответствии с СН-367-74. При этом должны также учитываться эффективность действующих и перспективных очистных сооружений, изменение технологии или профиля производства, рекуперация, безотходное производство и т. д.
4.14. Серьезное внимание должно быть уделено контролю проектных решений по разделу «Организация селитебной территории». При этом следует проверить:
а) расчеты площади селитебной территории, плотности жилого фонда, озелененных территорий;
б) условия размещения в жилой зоне отдельных предприятий V класса вредности, предназначенных для обслуживания повседневных нужд населения города (хлебозаводы, кондитерские фабрики, молокозаводы, швейные фабрики, фабрики по ремонту обуви и т. п.);
в) соответствие приемов организации селитебной территории прогрессивным решениям планировки, озеленения и благоустройства жилых районов и микрорайонов, а также организация обслуживания населения;
г) соответствие приемов планировки селитебной территории местным природно-климатическим и социально-демографическим условиям;
д) организацию сети магистралей и улиц, систему их застройки, разрывы от жилой застройки и т. п.
4.15. При анализе проектных предложений по разделу «Культурно-бытовое обслуживание» необходимо проверить целесообразность сохранения ряда объектов, уточнить их вместимость и номенклатуру обслуживающих учреждений, их соответствие действующим нормативам и демографическому составу населения, проверить радиусы обслуживания, обеспечение ступенчатости обслуживания, достаточность площади земельных участков, ограничение встроенных учреждений, создание центров обслуживания и т. п.
При расчете сети лечебно-профилактических учреждений желательно учесть характер местной заболеваемости жителей города и тяготеющих к нему населенных мест.
4.16. Рассматривая раздел "Организация загородной рекреационной системы", следует проверить:
а) правильность размещения объектов кратковременного, длительного и смешанного отдыха в пригородной зоне с учетом природно-климатических особенностей, транспортной доступности, соседства промышленных, коммунально-складских объектов, аэродромов, транспортных магистралей, а также достаточность санитарно-защитных разрывов между ними и местами отдыха;
б) равномерность размещения крупных зеленых массивов и открытых водоемов, используемых в оздоровительных целях, а также достаточность мероприятий по озеленению и обводнению мест отдыха, режим использования курортных ресурсов в пригородной зоне;
в) правильность использования лесопаркового пояса для массового кратковременного отдыха населения, вывод из его пределов учреждений длительного отдыха, промышленных и коммунально-складских объектов;
г) правильность расчета потребности в различных оздоровительных учреждениях с учетом перспективной численности населения города и тяготеющих к нему населенных мест пригородной зоны;
д) правильность функционирования зонирования рекреационных территорий, планировочную их организацию;
е) правильность использования прибрежных участков рек и водоемов в местах массового отдыха и т. п.
4.17. В разделал «Теплоснабжение», «Газоснабжение», «Энергоснабжение» следует проверить правильность размещения ГРЭС, ТЭЦ, АЭС по отношению к жилой застройке и рекреационным территориям, правильность установления и организации санитарно-защитных зон. Необходимо уточнить также, планируется ли изменение топливного баланса в сторону увеличения использования газа и жидкого топлива, а также мероприятия по снижению содержания сернистого газа, окиси углерода, пыли и сажи в выбросах (повышение эффективности улавливания, утилизации и т.д.).
4.18. В разделах «Организация внутригородского транспорта» и «Организация внешнего транспорта» следует проверить проектные предложения по реконструкции уличной сети (расширение, озеленение и т. д.) с учетом шумовой карты города, данных натурных наблюдений за шумовым режимом и загрязнением атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта. При этом следует уточнить, обеспечат ли намечаемые мероприятия защиту жилой застройки и мест отдыха от шума и загрязнения воздуха с учетом развития городского и внешнего транспорта и местных природно-климатических условий. Следует проверить также правильность размещения междугородних автобусных станций, крупных гаражей, автобаз и депо для коммунального и ведомственного транспорта.
Необходимо проверить санитарно-защитные разрывы от железнодорожных сооружений и путей, открытых линий метрополитена, а также правильность размещения грузовых и сортировочных станций, мастерских и депо железных дорог, грузовых, пассажирских портов (речных и морских).
Особое внимание следует обратить на размещение аэропортов и аэровокзалов, направление взлетно-посадочных полос по отношению к жилой застройке и местам отдыха, а также меры по защите населения от авиационного шума, с учетом увеличения объема авиаперевозок, применения новых типов самолетов.
4.19. В разделе «Водоснабжение города» следует прежде всего уточнить достаточность имеющихся и предусматриваемых водных ресурсов для бесперебойного удовлетворения всех бытовых и хозяйственных нужд, проверив:
а) расчет необходимого количества воды для питьевых, промышленных и хозяйственных целей с учетом проектной численности населения, местных особенностей водопотребления, инженерного благоустройства, а также санитарно-технического оборудования зданий, озеленения города и местных природно-климатических условий;
б) гидрогеологическую и санитарную характеристику существующих и проектируемых источников водоснабжения, а также обоснования по выбору новых источников централизованного водоснабжения;
в) принципиальные решения проектируемых водозаборных сооружений.
В местностях, где природные водные ресурсы ограничены и имеется необходимость использования вод с малой и повышенной минерализацией или содержанием микроэлементов, необходимо проверить, предусмотрено ли улучшение качества воды.
Необходимо проверить предложения по размещению водозаборных сооружений в плане города и по обеспечению надлежащих санитарно-охранных зон источников водоснабжения и водопроводных сооружений.
Следует проанализировать достаточность мер по уменьшению доли промышленного водопотребления и переходу большинства предприятий, особенно водоемких, на мало- или безводные режимы технологии.
При рассмотрении перспектив водоснабжения городов в районах с жарким сухим климатом следует обратить внимание на правильность расчетов водопотребления на орошение и полив территории.
4.20. При рассмотрении раздела "Канализование города" следует оценить достаточность мер по полному и своевременному удалению жидких нечистот с территории города, а также по пригодности предусматриваемых в проекте методов очистки и обезвреживания сточных вод и др.
Для этого необходимо проверить правильность принятой проектом схемы канализации в отношении:
а) присоединения к системе всех объектов селитебной территории города, рекреационных объектов и промышленных и коммунальных предприятий;
б) поэтапного развития сети и очистных сооружений, предназначенных для обеспечения вводимых в строй объемов жилищно-гражданского строительства;
в) места выпуска очищенных сточных вод в открытые водоемы, согласованные ранее с органами государственного санитарного надзора;
г) возможности применения (в зависимости от качества и количества сточных вод и мощности водоемов) рекомендуемых в проекте методов обезвреживания и очистки сточных вод и их соответствия санитарным правилам спуска сточных вод в водоемы общественного пользования;
д) условий размещения, величины разрывов и размеров земельных участков для очистных канализационных сооружений и возможности их последующего расширения.
Необходимо также решить, обоснован ли выбор той или другой схемы канализации санитарными показателями, обеспечено ли обезвреживание и обеззараживание сточных вод после очистки и имеется ли необходимость закрытия или перепрофилизации отдельных производств, где практически невозможно обезвредить сточные воды от содержащихся в них токсических веществ. Следует проверить, не допускается ли возможность спуска сточных вод без очистки и как решается удаление и обезвреживание ливневых стоков. При выпуске сточных вод в море, озеро, водохранилище необходимо также оценить, как учитываются местные течения, нагоны воды ветром, места расположения пляжей и т.п.
Необходимо проверить. как решаются вопросы удаления жидких нечистот из неканализованных районов города, как разработана и достаточна ли для них предусматриваемая проектом система очистки, где и как размещены сливные станции и базы ассенизационного транспорта.
4.21. При рассмотрении раздела «Санитарная очистка города» необходимо проверить правильность:
а) расчетов количества твердых отбросов и жидких нечистот, требующих удаления с помощью вывозной системы;
б) предусматриваемой проектом системы сбора, хранения и удаления твердых отбросов и мусора;
в) выбранных методов обезвреживания и использования отбросов, а также устройства мусороутилизационных и мусоросжигательных заводов;
г) планируемого расположения устройств по приему и обезвреживанию отбросов и обеспечения надлежащих санитарно-защитных зон от них по отношению к жилой застройке и местам отдыха. Следует оценить достаточность размеров земельных участков для коммунальных предприятий, в том числе кладбищ, свалок, скотомогильников; достаточность парка транспортных средств для своевременного удаления отбросов, а также проверить правильность выделения специальных территорий - полигонов для складирования и обезвреживания промышленных отходов, золо- и шламоотвалов и т. д.
4.22. При анализе разделов по инженерной подготовке и вертикальной планировке территории следует проверить достаточность реальных проектных решений по:
а) осушению территорий, затапливаемых и с высоким стоянием грунтовых вод;
б) созданию искусственных грунтов, подсыпке и укреплению почв, профилактике карстовых явлений;
в) ирригации и обводнению территории в городах с засушливым климатом;
г) закреплению движущихся песков, предотвращению лавино-, овраго- и селеобразования;
д) ликвидации ущерба и разрушений природных ландшафтов в результате хозяйственной деятельности человека (карьеры, вырубки, пожарища и т. п.). Надо уточнить также, какие сроки намечаются в проекте для использования участков, мало пригодных и непригодных для застройки.
4.23. В разделе «Строительство первой очереди» необходимо обратить особое внимание на следующие мероприятия: перепрофилирование и вывод особо вредных промпредприятий и цехов, увеличение обеспеченности жилым фондом, вывод жилья из санитарно-защитных зон, обеспечение населения доброкачественной водой в достаточном количестве, совершенствование систем канализования и санитарной очистки
4.24. После рассмотрения пояснительной записки к проекту планировки города и указанных выше графических материалов следует ознакомиться с «Основными положениями генплана города» и проверить, изложены ли в этом документе основные и первоочередные мероприятия по созданию благоприятных условий быта и отдыха населения города.
4.25. Проект планировки и застройки города может быть согласован лишь в том случае, если в нем предусмотрены реальные решения в соответствии с рекомендациями, изложенными в главе "Санитарная характеристика". Условное согласование проектов планировки и застройки городов не допускается.
По рассмотренному проекту планировки и застройки города санэпидстанция должна подготовить развернутое заключение за подписью главного государственного санитарного врача города (или области). В нем должны быть изложены краткое содержание проекта, его положительные и отрицательные стороны.
Положительное заключение по рассмотренному проекту города, республиканские (областные, городские) санэпидстанции обязаны выдать головной проектной организации.
4.26. Согласно установленному порядку проекты планировки и застройки городов и поселков принимаются к утверждению гор-, обл-, крайисполкомами, Советами Министров союзных и автономных республик лишь при наличии согласования с органами государственного санитарного надзора. В случаях нарушения установленного порядка рассмотрения и согласования проектов, а также отклонения от согласования в связи с серьезными замечаниями, нижестоящая организация государственного санитарного надзора обязана письменно или телефонограммой уведомить об этом вышестоящую санитарно-эпидемиологическую станцию или СЭУ.
Главные санитарно-эпидемиологические управления (санэпидуправления) Министерств здравоохранения, республиканские санэпидстанции обязаны систематически проверять через Госстрой республик порядок рассмотрения и утверждения проектов.
5. Государственный санитарный надзор за реализацией генпланов городов
5.1. Утвержденный проект генплана является документом, которым обязаны руководствоваться все организации и ведомства при размещении различных видов строительства; органы и учреждения государственного санитарного надзора должны контролировать его осуществление при любых видах использования земель в проектных границах города и пригородной зоны.
5.2. При проведении предупредительного санитарного надзора органы санэпидслужбы обязаны требовать от проектных, строительных и других организаций четкого выполнения генерального плана города на всех последующих стадиях проектирования, строительства и благоустройства, а именно: размещения первоочередного строительства, проектов детальной планировки жилых и промышленных зон, а также проектов инженерного оборудования, проектов застройки жилых районов и микрорайонов, схем озеленения и внешнего благоустройства территорий, организации культурно-бытового и транспортного обслуживания, организации загородного отдыха, использования подземного пространства.
При рассмотрении указанных документов представители санэпидстанции должны проверить, отмечено ли в пояснительной записке соответствие предложений утвержденному генеральному плану или указать на его изменения.
5.3. Все перечисленные в п. 5.2. проектные материалы и корректировка проектов подлежат согласованию с органами государственного санитарного надзора и должны быть представлены в полном объеме для обязательного рассмотрения их в санэпидстанции в сроки, установленные для проведения экспертизы.
5.4. Следует осуществлять систематический контроль за реализацией генерального плана в части очередности нового жилищного и культурно-бытового строительства, принятой этажности жилых зданий, развития и реконструкции промышленных, энергетических, коммунально-складских и транспортных предприятий, выполнения оздоровительных мероприятий по изменению профиля, технологии и выводу объектов, строительству газопылеулавливающих установок, организации и озеленению санитарно-защитных зон.
При проверке реализации генерального плана особое внимание должно быть обращено на своевременность проведения инженерной подготовки территории, трассировки магистральных улиц и проездов, строительства водопроводных и канализационных сетей и соответствующих очистных сооружений до начала строительства жилых и общественных зданий. Повседневный контроль следует осуществлять за строительством зданий культурно-бытового обслуживания и внешним благоустройством территории, которые должны вестись одновременно со строительством и быть завершены до ввода в эксплуатацию жилых зданий и санитарно-оздоровительных объектов. С этой целью санэпидстанции не реже 1 раза в год осуществляют проверку хода реализации генплана, а при обнаружении грубых нарушений выносят вопрос на рассмотрение исполкома.
Результаты систематического контроля за ходом реализации генплана следует освещать в пояснительной запуске к годовому отчету, а при обсуждении на исполкоме - высылать копию его решения в вышестоящие санитарные организации.
5.5. В целях усиления надзора санэпидстанции союзных и автономных республик должны периодически осуществлять выборочный контроль за ходом реализации генеральных планов отдельных городов. По поручению ГСЭУ (СЭУ) республик возможен перекрестный (взаимный) контроль отдельных областей и городов.
5.6. Изменения генерального плана проектными и другими организациями в части объемов и сроков строительства, границ выделенных территорий, осуществления оздоровительных мероприятий должны быть обоснованы и представлены для рассмотрения в органы или учреждения государственного санитарного надзора. Если отступления и изменения от проекта генерального плана могут привести к ухудшению санитарной ситуации, должны быть разработаны меры, предотвращающие вредное влияние предлагаемых изменений на среду и условия жизни населения.
При проектировании и строительстве таких объектов с нарушением генерального плана и гигиенических требований органы и учреждения государственного санитарного надзора обязаны приостанавливать проектные и строительные работы, а в случае невыполнения предписаний - привлекать виновных к судебной ответственности на основании прав, изложенных в п. 9 «Положения о государственном санитарном надзоре».
5.7. При отводе участков под все виды пользования, не предусмотренные генеральным планом и прочей проектной документацией, органы санэпидслужбы обязаны потребовать от проектной организации (или ведомства) обоснования необходимости размещения данного объекта на территории города, внимательно изучить и оценить их, с учетом местных природно-климатических условий и сложившейся санитарной ситуации. При этом проектная организация обязана представить все необходимые материалы, гарантирующие санитарную безопасность и безвредность данного объекта по его влиянию на окружающую среду и здоровье населения. Отвод участка оформляется специальным заключением, хранящимся в санэпидстанции в соответствии с порядком, установленным при выборе площадок для нового города (см. раздел 4 настоящего документа).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Промпредприятия различных отраслей промышленности и энергетики как источники загрязнения атмосферного воздуха
Отрасль промышленности | Наименование предприятии | Класс вредности по СН 245-71 | Санитарно-защитная зона в м | Характеристика выбросов в атмосферу | Наименование очистных сооружений | Эффективность очистки в т/год | Перспектива развития производства | Перспектива устройства очистных сооружений | Примечание | |||||||
Согласно СН 247-71 | Фактическая | Требуемая по расчетам возможного рассеивания | Состав | Кол-во в т/год | Организованные (с указанием выс. труб) | Неорганизованные | Периодичность выбросов | Расчетная | Фактическая | |||||||
1 |
Таблица 2
Зональное загрязнение атмосферного воздуха в районе расположения основных промпредприятий
Наименование предприятия (промкомплекса) | Сезон года (год исследований) | Расстояние в км от источника | Максимальные разовые концентрации вредных веществ | |||||||||||||||||||
SO2 | СО | пыль | сажа | другие | ||||||||||||||||||
конц. в мг/м3 | число проб | % проб | конц. в мг/м3 | число проб | % проб | конц. в мг/м3 | число проб | % проб | конц. в мг/м3 | число проб | % проб | конц. в мг/м3 | число проб | % проб | ||||||||
1 ПДК | 5 ПДК | 1 ПДК | 5 ПДК | 1 ПДК | 5 ПДК | 1 ПДК | 5 ПДК | 1 ПДК | 5 ПДК | |||||||||||||