МУ 2164-80
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ, СТРОИТЕЛЬСТВОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
МУ 2164-80
УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР В.Е. Ковшило 10 апреля 1980 года № 2164-80
"Методические указания по гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных заведений" разработаны докт. мед. наук В.И. Берзинь (кафедра гигиены Рижского медицинского института).
Методические указания касаются условий размещения вузов и учебно-научных комплексов, функционального зонирования их территории, гигиенических особенностей проектирования специализированных структурных подразделений вузов, их планировки, оснащения, микроклимата, условий видимости, оснащения техническими средствами обучения. Настоящие указания дополняют и разъясняют отдельные положения главы СНиП II-68-78 "Высшие учебные заведения. Нормы проектирования". Указания составлены на основании результатов специально проведенных исследований.
Методические указания предназначены для органов санитарно-эпидемиологической службы, работников проектных и строительных организаций и сотрудников высших учебных заведений.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Высокие темпы развития народного хозяйства в нашей стране, предусмотренные решениями XXVI съезда КПСС, требуют расширения подготовки высококвалифицированных специалистов, строительства новых и реконструкции существующих высших учебных заведений.
В процессе обучения студенты встречаются со многими производственными факторами. Интенсивность и длительность их воздействия ниже, чем на промышленных предприятиях, однако, как показывают исследования, сочетание этого воздействия с интенсивной умственной нагрузкой определяет не только уровень работоспособности, но и состояние здоровья, эффективность учебного процесса и труда студентов и сотрудников ВУЗов.
Условия труда студентов определяются с одной стороны спецификой учебного процесса, а с другой - материально-технической базой ВУЗов, состояние которой во многом определяется качеством проектирования и строительства объектов.
Здания ВУЗов в настоящее время проектируются в соответствии с главой СНиП II-68-78 "Высшие учебные заведения. Нормы проектирования" и других его глав. Настоящие методические указания разъясняют и дополняют основные положения этой главы, регламентирующие условия размещения ВУЗов и учебно-научных комплексов, функционального зонирования территории, особенности проектирования учебных специализированных структурных подразделений, планировку, микроклимат, освещение, оснащение техническими средствами различных групп учебных помещений.
Методические указания* разработаны доктором мед. наук В.И. Берзинь (Рижский медицинский институт) и предназначены для санитарных врачей, архитекторов и сотрудников ВУЗов.
_____________
* Примечание: настоящие указания распространяются на высшие учебные заведения всех типов: институты, университеты, академии, высшие школы, высшие училища, консерватории.
1. Гигиенические требования к территории ВУЗов
1.1. Размещение высших учебных заведений в генеральном плане города определяется профилем и размерами ВУЗа.
Университеты, крупные технические и политехнические ВУЗы, институты физической культуры следует размещать в зеленой зоне города или в пригороде. Малые и средние по вместимости ВУЗы (педагогические, экономические институты, ВУЗы культуры и искусства) можно размещать на селитебной территории города. Медицинские ВУЗы следует размещать на базе крупных больниц. Сельскохозяйственные институты - в пригороде на базе учебно-производственных хозяйств. ВТУЗы допустимо размещать на периферии промышленных зон.
1.2. На территории ВУЗа предусматриваются следующие основные зоны: учебно-научная с лабораторными корпусами, аудиторными блоками и научно-исследовательскими подразделениями; хозяйственная с подсобными мастерскими, гаражами, складами и т.п.; жилая со студенческими общежитиями и домами для сотрудников; спортивная с закрытыми и открытыми спортивными сооружениями. Последние две зоны могут быть общими для нескольких ВУЗов.
1.3. Плотность застройки учебно-научной зоны должна быть в пределах 20-30%. Зонирование территории ВУЗа производится с учетом смежного размещения спортивной зоны с учебно-научной и жилой. Не менее 40% земельного участка ВУЗа отводится под озеленение.
1.4. В крупных ВУЗах и вузовских комплексах не допускается размещение учебных корпусов в одну вытянутую линию. Наиболее рационально размещение специализированных лабораторий в параллельно или периметрально стоящих корпусах. Максимально допустимое расстояние между учебными корпусами одного факультета не должно превышать 700 м. Для ВУЗов, размещаемых в 1-м строительно-климатическом районе, предусматриваются отапливаемые переходы между отдельными учебными зданиями.
1.5. При наличии магистральных дорог вблизи учебных зданий, последние должны располагаться не менее чем в 50 м от границы проезжей части. Земельный участок высшего учебного заведения ограждается и не должен пересекаться транспортными магистралями.
2. Гигиенические требования к объемно-планировочным решениям ВУЗов
2.1. Здания ВУЗов следует проектировать с учетом их функционального назначения, объединяя в планировочные группы:
- общеинститутские помещения - ректорат, административно-хозяйственные подразделения, мастерские, столовые, корпуса общеинститутских кафедр, общеинститутский аудиторный блок, технический центр института, центральная библиотека, блок актового зала и клуба, медицинский центр;
- факультетские помещения - корпуса специализированных кафедр факультета, факультетский аудиторный блок, деканат;
- корпуса научно-исследовательских подразделений (могут примыкать или объединяться с учебными зданиями соответствующих факультетов);
- спортивные сооружения;
- корпуса производственных, складских, хозяйственных и вспомогательных помещений;
- жилые здания для студентов и сотрудников.
Перечисленные структурные элементы необходимо размещать на территории ВУЗа и соответствующих функциональных зонах.
2.2. По характеру учебно-технологического процесса, состоянию учебно-производственной среды, влиянию ее на функциональное состояние организма студентов и виду их деятельности учебные помещения ВУЗов распределяются на 5 групп:
I группа. Помещения общего назначения - лекционные и групповые аудитории, читальные залы библиотек;
II группа. Специализированные учебные помещения - лаборатории физические, радиотехнические, с вычислительной техникой, с техническими средствами обучения, лингофонные кабинеты, лаборатории с точными измерительными приборами и с электро- и радиоаппаратурой, залы курсового и дипломного проектирования;
III группа. Учебные лаборатории-практикумы (с выделением производственных вредностей - стеклодувные, сварочные, химические, со средним и тяжелым машинным оборудованием);
IV группа. Лаборатории-практикумы со специальным технологическим оборудованием - технология пищевых продуктов, химическая технология; обработка сырья, металлов, сплавов, пластмасс; ядерные установки и т.п.;
V группа. Спортивные помещения.
2.3. Поточные лекционные аудитории следует размещать в специализированных аудиторных блоках. В малых и средних ВУЗах допустимо размещение поточных аудиторий в торцевой части лабораторного блока (на нижних этажах) или в пристройке к нему. Изоляция лекционных аудиторий от лабораторий в этом случае достигается посредством холла или вестибюля.
2.4. Размеры площади учебных помещений I и II групп принимаются согласно таблице 1.
Таблица 1
№№ п/п. | Наименование помещений | Площадь на одно место (в м2) | |
I группа - помещения общего назначения | |||
1. | Аудитория | на 50-75 мест | 1,5 |
2. | " | 100 мест | 1,3 |
3. | " | 150 мест | 1,2 |
4. | " | 200 мест | 1,1 |
5. | " | 300 мест | 1,1 |
6. | " | 400 мест | 1,0 |
7. | " | 500 мест | 0,9 |
8. | Групповые аудитории на 25 мест | 2,2 | |
II группа - специализированные учебные помещения | |||
1. | Полугрупповые аудитории на 12 мест, кабинеты с вычислительной техникой, лингафонные кабинеты | 3,0 | |
2. | Учебные кабинеты на 25 мест | 2,2 | |
3. | Аудитории с обратной связью на 50-100 мест | 1,8 | |
4. | Чертежные залы, залы курсового и дипломного проектирования | 3,6 |
2.5. Для обеспечения оптимальных условий видимости на мелковой доске минимально допустимый угол рассматривания (физиологически обоснованный) должен составлять 35°. Допускается его уменьшение до 30°, при этом площадь рабочей поверхности меловой доски для аудитории на 50-75 мест должна быть не менее 5 м2, для аудитории на 100-150 мест - не менее 7 м2, для аудитории на 200 и более мест - не менее 10 м2. Ширина меловой доски должна быть не менее 4 м в аудиториях до 100 мест и не менее 5 м в аудиториях вместимостью более 100 мест.
При контроле за эксплуатацией аудиторий следует исходить из физиологически обоснованного минимального "угла рассматривания" меловой доски в 35°. При величине угла рассматривания 35° веерообразное размещение рабочих мест (в аудиториях на 100 мест и более) допустимо в пределах рабочего сектора с углом не более 110°. При соблюдении такой величины угла рабочего сектора приемлемой конфигурацией лекционных аудиторий может быть прямоугольная, квадратная и трапецевидная.
2.6. Расстояние между оборудованием в аудиториях определяется условиями видимости объектов на меловой доске, а также органометрическими требованиями и принимается в соответствии с таблицей 2 (СНиП II-68-78; 3.23). Ширина коридоров в учебных зданиях и переходов между ними должна быть не менее 2,2 м.
Таблица 2
№№ п/п | Расстояние между оборудованием | Допустимые величины (см) |
1. | От меловой доски до демонстрационного стола | 100 |
2. | От демонстрационного стола до пюпитров первого ряда в аудиториях: | |
- до 100 мест включительно | 110 | |
- свыше 100 мест | 250 | |
3. | От меловой доски до стола преподавателя | не менее 90 |
4 | От меловой доски до первого ряда в аудиториях без демонстрационного стола | не менее 200 |
5 | От меловой доски до последнего ряда в аудиториях | не более 200 |
6 | Между аудиторными столами (включая место для стульев) | не менее 70 |
7 | Между торцами столов в аудиториях до 50 мест | не менее 60 |
8 | От пола до нижней кромки меловой доски | 90 |
9 | От пола до верхней кромки меловой доски в рабочем положении | не более 230 |
2.7. Применение технических средств обучения в ВУЗах требует учета технических возможностей проекционной аппаратуры и соблюдения гигиенических рекомендаций по оптимальному ее использованию в лекционных и групповых аудиториях разной вместимости и размеров (табл. 3). С целью сохранения оптимальных условий в аудиториях вместимостью более 200 мест проекционную аппаратуру рекомендуется размещать в смежном помещении - аппаратной. При использовании препараторских для проекции "на просвет" их площадь и глубина принимаются в зависимости от вида аппаратуры. Расстояние от экрана до спинки первого ряда сидений должна быть не менее 3 м, а до спинки последнего ряда - не более 20 м.
Таблица 3
Условия использования проекционной аппаратуры в учебных помещениях ВУЗов
Виды проекционной аппаратуры | Фокусное расстояние (м) | Максимальное проекционное расстояние (м) | Размеры экрана (м) | Расстояние от экрана до 1-го ряда (м) |
1. Луч | 18 | 4,50 | 110х80 | 1,65 |
2. Протон | 75 | 4,60 | 208х142 | 3,12 |
3. Протон | 100 | 6,15 | 208х141 | 3,12 |
4. Протон | 150 | 9,20 | 208х141 | 3,12 |
5. Горизонт | 78 | 4,80 | 209х142 | 3,13 |
6. ЛЭТИ (36х24) | 92 | 6,83 | 260х170 | 3,90 |
7. ЛЭТИ (36х24) | 122 | 9,06 | 260х170 | 3,90 |
8. ЛЭТИ (36х24) | 143 | 10,00 | 260х170 | 3,90 |
9. Украина-4 | 35 | 8,75 | 240х180 | 3,60 |
10. Украина-4 | 50 | 12,50 | 240х180 | 3,60 |
11. Украина-4 | 65 | 16,25 | 240х180 | 3,60 |
12. КПТ-2 | 110 | 16,60 | 320х230 | 4,80 |
13. Черноморец | 35 | 12,75 | 350х261 | 5,25 |
14. Черноморец | 50 | 10,25 | 350х261 | 5,25 |
15. Черноморец | 65 | 23,70 | 350х261 | 5,25 |
2.8. При проектировании учебных лабораторий и практикумов со специальным учебно-технологическим оборудованием (III и IV группы) следует руководствоваться нормами СНиП для предприятий соответствующих отраслей промышленности и народного хозяйства. В указанных помещениях предусматривается защита от газовыделений, шума, вибрации, ионизирующих излучений, электромагнитных полей, избыточных низких или высоких температур и т.п. согласно установленным соответствующими документами нормативам.
2.9. Помещения научно-исследовательских подразделений проектируются в соответствии с инструкцией по проектированию зданий научно-исследовательских учреждений.
2.10. Закрытые спортивные помещения и сооружения для ВУЗов проектируются в соответствии с главой СНиП II-76-78 по проектированию спортивных сооружений. Размещение крытых спортивных сооружений над учебными помещениями не допускается.
2.11. Спортивные помещения ВУЗов должны размещаться в специальных корпусах. Размеры и количество спортивных залов принимаются согласно таблице 4. Для ВУЗов или группы ВУЗов с контингентом более 10 тыс. студентов допускается устройство легкоатлетических манежей и бассейна для плавания с ванной 50х25 м.
Таблица 4
Виды спортивных помещений | Размеры (м) | Количество залов при расчетном числе студентов (тыс. чел.) | |||||
до 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | ||
Универсальный зал для спортивных пар и гимнастики | 36х18х8 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Универсальный зал для спортивных игр (с местами для зрителей) | 42х24х8 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Универсальный специализированный зал для борьбы, фехтования, бокса и др. | 24х15х7 | - | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 |
Зал занятий специальных подготовительных групп | 18х12х4 | - | - | 1 | 2 | 2 | 3 |
2.12. Количество открытых спортивных сооружений ВУЗов принимается согласно таблице 5. Открытые спортивные сооружения не должны размещаться со стороны окон учебных и библиотечных помещений. От окон остальных помещений ВУЗов спортивные площадки должны размещаться на расстоянии не менее 20 м. Допускается предусматривать лыжные базы с необходимым инвентарем на 20% студентов дневной формы обучения. Для ВУЗов, размещенных в IV строительно-климатическом районе, допускается устройство открытых бассейнов с подогревом воды.
Таблица 5
Виды спортивных сооружений | Количество спортсооружений при расчетном количестве студентов (тыс. человек) | |||||
до 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | |
Спортивное ядро с полем для футбола и беговой дорожкой 400 м | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Площадка для волейбола | 3 | 3 | 4 | 6 | 7 | 9 |
Площадка для баскетбола | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Площадка для тенниса | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 |
2.13. Общая площадь служебных помещений ВУЗов (ректорат, учебная часть, деканаты, административно-хозяйственные помещения и др.) принимается в зависимости от численности контингента студентов:
студентов не менее 1000 - по 1,0 м2 на 1 студента | ||
" | 1000-2000 - по 0,8 | " |
" | 2000-4000 - по 0,7 | " |
" | 4000-6000 - по 0,6 | " |
" | 6000-10000 - по 0,5 | " |
" | 10000-12000 - по 0,4 | " |
В составе каждой кафедры предусматривается: кабинет заведующего кафедры - 18 м2, методический кабинет - 54 м2, кабинеты для преподавателей из расчета по 4 м2 на одного преподавателя.
2.14. Столовые и буфеты высших учебных заведений проектируются в соответствии с главой СНиП по проектированию предприятий общественного питания. Количество буфетов в зданиях общежитий принимается в соответствии с главой СНиП IIА.1.71. "Жилые здания".
Столовые ВУЗов следует размещать в отдельных зданиях. Наибольшее расстояние от учебно-производственных помещений до столовых не должно превышать 500 м.
2.15. Общее количество посадочных мест в столовых ВУЗов должно составлять 20% расчетного контингента студентов. В том числе:
в столовых для студентов и сотрудников | - 13% |
в столовых для сотрудников | - 1% |
в диетических столовых | - 2% |
в буфетах для студентов | - 3% |
в буфетах для сотрудников | - 1% |
Количество посадочных мест в одном зале буфета должно быть не более 50.
2.16. Для студентов и сотрудников ВУЗов с контингентом 8000 студентов и более предусматривается поликлиника. В ВУЗах с контингентом до 8000 студентов должен быть медицинский пункт, состоящий из: кабинета заведующего медпунктом и дежурной медсестры, терапевтического кабинета с приемной и помещением для ожидающих, зубоврачебного кабинета, процедурной, физиотерапевтического кабинета. Площадь указанных помещений принимается по 18 м2. В ВУЗах с контингентом студентов более 4000, площадь терапевтического и физиотерапевтического кабинетов и процедурной увеличивается до 36 м2. Для туалета следует выделять помещение на 2-4 унитаза с умывальником.
В составе медпунктов консерваторий и музыкальных факультетов должен быть фониатрический кабинет площадью 54 м2. В учебных корпусах ВУЗов допускается размещение аптечного киоска.
3. Естественное и искусственное освещение учебных помещений ВУЗов
3.1. Учебные помещения ВУЗов должны иметь непосредственное естественное освещение, качественные и количественные показатели которого принимаются в соответствии с главой СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования". Объемно-планировочные решения аудиторий и лабораторий ВУЗов и размещение в них учебно-технологического оборудования должны обеспечить боковое левостороннее естественное освещение рабочей поверхности. В поточных лекционных аудиториях на 200 и более мест необходимо предусматривать двустороннее расположение светопроемов.
3.2. Размещение залов курсового и дипломного проектирования, чертежных и рисовальных залов производится с учетом их ориентации на С, СВ, СЗ. Для остальных видов учебных помещений допускается свободная ориентация светопроемов. Солнцезащитные устройства рассчитываются в зависимости от климатического района и ориентации помещений.
3.3. Помещения, используемые в качестве рекреаций, обеспечиваются естественным освещением. При освещении коридора с одного торца длина коридора не должна превышать 24 м, а при освещении с обоих торцов - не более 60 м. Расстояние между "световыми карманами" в коридорах принимается не более 30 м.
3.4. Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях принимаются не менее:
стены - 0,6 | двери - 0,7 |
потолок - 0,7 | оконные переплеты - 0,7 |
полы - 0,25 | мебель и оборудование - 0,35 |
3.5. Физиологически обоснованный минимальный коэффициент естественной освещенности (К.Е.О.) на рабочих местах в наиболее удаленной от окон точке в лекционных и групповых аудиториях составляет 2,5% для помещений. Указанная величина К.Е.О. может быть обеспечена только за счет верхнего света. При боковом освещении минимально допустимая величина К.Е.О. составляет 1,5%.
3.6. Искусственное освещение в аудиториях, читальных залах и лабораториях ВУЗов должно обеспечивать на рабочих местах не менее 300 лк при использовании люминесцентных ламп (СНиП II-4-79). Оптимальный уровень освещенности на рабочих местах студентов составляет 600 лк. В кабинетах преподавателей искусственная освещенность от общего освещения должна быть не менее 200 лк с обязательным дополнительным местным освещением; в залах курсового и дипломного проектирования, а также в чертежных залах требуется 500 лк, в спортивных залах - 400 лк.
4. Воздушно-тепловой режим в помещениях разного назначения
4.1. Расчетные температуры воздуха (в отопительный сезон) в учебных помещениях разного назначения принимаются согласно СНиП II-68-78 (таблица 6).
Таблица 6
№№ п/п. | Назначение помещений | Температура* воздуха, °С | ||
Допустимые пределы колебаний | Оптимальные параметры | Расчетная температура | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I группа - помещения общего назначения | 20-21 | 20 | 18 | |
1. | Поточные лекционные аудитории | |||
2. | Читальные залы библиотек | |||
3. | Учебные кабинеты на 25 мест | |||
4. | Чертежные и рисовальные залы | |||
5. | Залы курсового и дипломного проектирования на 50 мест | |||
II группа - специализированные лаборатории | 19-21 | 20 | 20 | |
1. | Физические | |||
2. | Радиотехнические | |||
3. | С точной измерительной аппаратурой | |||
4. | С электро- и радиоаппаратурой | |||
5. | Кабинеты с вычислительной техникой | |||
6. | Кабинеты с техническими средствами обучения | |||
7. | Лингафонные кабинеты | |||
III группа - лаборатории с выделением производственных вредностей | 17-18 | 17 | 16 | |
1. | Химические | |||
2. | Стеклодувные | |||
3. | Сварочные | |||
4. | Практикумы с машинным оборудованием | |||
IV группа - лаборатории со специальным технологическим оборудованием | ||||
1. | Технология пищевых продуктов | Принимается в соответствии с технологическим заданием и нормами СНиП для предприятий соответствующих отраслей промышленности и отраслей народного хозяйства | ||
2. | Химическая технология | |||
3. | Обработка сырья, металлов, сплавов | |||
4. | Ядерные установки и пр. | |||
V группа - спортивные помещения | 12-14 | 14 | 14 | |
Служебные помещения: | 20-22 | 20 | 18 | |
общественные организации, вспомогательные помещения, книгохранилища, фотолаборатории | ||||
Гардероб, вестибюли, рекреации | 16-18 | 16 | 16 |
_______________
* - При относительной влажности воздуха 30-60% и скорости движения воздуха до 0,15 м/сек.
4.2. Кратность воздухообмена на одно рабочее место в учебных помещениях I и II групп предусматривается не менее 30 м3 воздуха. В лабораториях и практикумах с выделением производственных вредностей, предусматривается подача не менее 90% от общего расчетного объема приточного воздуха, остальное количество воздуха подается в коридоры. При наличии в лабораториях вытяжных шкафов, вытяжка осуществляется через них.
4.3. Скорость движения воздуха в рабочих проемах вытяжных шкафов принимается в зависимости от ПДК выделяемых химических веществ:
1,0-1,5 м/сек при ПДК менее 0,1 мг/м3
0,6-1,0 м/сек при ПДК от 0,1 до 10 мг/м3
0,5 м/сек при ПДК более 10 мг/м3
4.4. В моечных помещениях и лабораториях без вытяжных шкафов обеспечивается приток свежего воздуха в объеме 4 м3/час, вытяжка 6 м3/час на человека. В вестибюлях и рекреациях предусматривается приток воздуха по 2 м3/час на человека. Вытяжка из служебных помещений должна составлять 1 м3/час на человека. В остальных помещениях кратность воздухообмена принимается по расчету в соответствии с технологическим заданием.
4.5. Вытяжные и приточные вентиляционные системы в специализированных лабораториях, практикумах и поточных аудиториях должны иметь пульт дистанционного управления контроля за их работой.
4.6. Оконные переплеты во всех видах учебных помещений должны иметь открывающиеся створки, фрамуги и форточки в верхней зоне окна.
4.7. У входных дверей высших учебных заведений рекомендуется проектировать воздушно-тепловые завесы в соответствии с главой СНиП II.33.75 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".
5. Санитарное содержание территории и помещений ВУЗов
5.1. Территория ВУЗа должна использоваться студентами и сотрудниками в качестве дополнительных рекреаций во время перерывов между занятиями и для проведения спортивных игр на площадках спортивной зоны. Во все сезоны года необходимо организовывать очистку территории ВУЗа. В летний период проводятся мероприятия по уходу за зелеными насаждениями, дорожками, площадками. Зимой дорожки и площадки очищаются от снега.
5.2. Полы, мебель, подоконники, оборудование в помещениях ВУЗов подлежат влажной уборке 3-4 раза в неделю. Санузлы периодически дезинфицируются 10% раствором хлорной извести.
5.3. Спортивные помещения проветриваются после каждого занятия. Инвентарь и мебель подвергаются влажной уборке. Занятия в спортивных помещениях допускаются только в спортивных костюмах и спортивной обуви.
5.4. Административно-хозяйственная часть обеспечивает регулярный контроль за осветительной аппаратурой и приборами по обеспечению воздушно-теплового режима. Очистка светильников осуществляется не реже одного раза в 3 месяца.
5.5. Администрация и общественные организации ВУЗа обязаны содействовать соблюдению оптимальных условий во всех помещениях. При этом необходимо руководствоваться постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" (19 июля 1979 г.) и приказом № 438 (5 мая 1978 г.) Министерства высшего и среднего специального образования СССР "О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений".
5.6. Санитарный надзор за условиями обучения, труда, быта и отдыха студентов возлагается на персонал медпунктов ВУЗов и местные санитарно-эпидемиологические станции.