МУ 4435-87

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ШУМОВОЙ НАГРУЗКИ

МУ 4435-87

РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским институтом гигиены труда и профзаболеваний АМИ СССР (Г.А. Суворов, Э.И. Денисов, Л.П. Шкаринов, А.Ю. Широков), Московским научно исследовательским институтом гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана (П.Л. Карагодина, С.Д. Солдаткина, Л.Г. Орлова), Киевским научно-исследовательским институтом гигиены труда и профзаболеваний (Л.Л. Меньшов, Л.Л. Петриченко, П.М. Курева), Киевским научно-исследовательским институтом общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Марзеева (Л.Д. Очешкевич, Ж.Г. Сидоренко).

УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 11 ноября 1987 года № 4435-87

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические указания предназначены для гигиенических научно-исследовательских институтов, кафедр гигиены и учреждений санэпидслужбы при проведении комплексной гигиенической оценки суммарного воздействия производственного и непроизводственного шума и изучения влияния их на состояние здоровья населения.

Методические указания разработаны в развитие "Санитарных норм допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки" № 3077-84, "Санитарных норм допустимых уровней шума на рабочих местах" № 3223-85, а также "Методических рекомендаций по дозной оценке производственных шумов" № 2908-82.

1.2. Настоящие указания могут быть использованы как при проведении научных и научно-практических работ, так и в практике здравоохранения (для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, медсанчастей, промышленных предприятий и др.) при осуществлении комплексных программ "Здоровье" и охраны окружающей среды на предприятиях и в городах:

для оценки и прогнозирования степени неблагоприятного действия шума на здоровье населения;

для совершенствования гигиенического нормирования шума в различные периоды жизнедеятельности;

для разработки профилактических мероприятий и расчета их социально-экономической эффективности.

2. ПАРАМЕТРЫ ДОЗНОЙ ОЦЕНКИ ШУМОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

2.1. Доза шума (относительная) - интегральная величина, учитывающая акустическую энергию, воздействующую на человека за определенный период времени, в долях (или процентах) от допустимой согласно "Санитарным нормам допустимых уровней шума на рабочих местах" № 3223-85, "Санитарным нормам допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки" № 3077-84 и "Методическим рекомендациям по дозной оценке производственных шумов" № 2908-82:

,

где: ДШ - отношение фактической дозы к допустимой (величина безразмерная)

Д - фактическая доза,

Ддоп. - допустимая доза.

Допустимая доза равна 1 при условии соответствия ее допустимому уровню для 8 часов воздействия производственного шума или допустимому уровню внепроизводственного шума в течение 8 часов дневного времени или 8 часов ночного времени. При продолжительности производственного шума менее или более 8 часов допустимая доза устанавливается в соответствии с "Методическими рекомендациями по дозной оценке производственных шумов" № 2908-82.

2.2. Для оценки суммарного воздействия производственного и внепроизводственного шума используется среднесуточная доза.

Суточная доза шума состоит из 3 парциальных доз, соответствующих 3 восьмичасовым периодам суток, отражающим основные виды жизнедеятельности человека: труд, деятельность, отдых в домашних условиях и сон.

Парциальные дозы определяют отдельно для каждого восьмичасового периода с учетом соответствующих им допустимых уровней шума. Расчет парциальных доз шума для указанных 3 периодов жизнедеятельности проводят по разности между фактическими и допустимыми уровнями звука в дБА или дБАэкв. с учетом характера труда и вида жизнедеятельности человека (отдых, сон). Для этого находят три значения разностей уровней и по табл. соответствующие им превышения допустимых доз (количество раз) для каждого периода. Если Д меньше Ддоп., то ДШ меньше 1.

2.3. Среднесуточную дозу определяют делением суммы парциальных доз на 3 (количество периодов суток):

При средней суточной дозе не более единицы (ДШср.сут. 1) для человека обеспечиваются приемлемые акустические условия на производстве и в быту.

Пример 1. В течение 8-часовой смены рабочий подвергается производственному шуму 92 дБА, допустимый уровень - 80 дБА, разница 12 дБА. Внепроизводственный шум: днем в жилом помещении во время отдыха 55 дБА, допустимый - 40 дБА, разница 15 дБА; ночью - 40 дБА, допустимый - 30 дБА, разница 10 дБА.

По табл. находим, что разнице 12 дБА соответствует превышение допустимой дозы шума в 16 раз, 15 дБА - в 32 раза, 10 дБА - в 10 раз. Суммируем три значения превышения соответствующих допустимых доз шума и делим на 3:

,

т.е. превышение среднесуточной допустимой дозы равной 1, составляет 20 раз или 20 доз; кроме того, имеется превышение парциальных доз в течение всех трех периодов суток.

Таблица

СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ РАЗНОСТЬЮ УРОВНЕЙ ЗВУКА (ФАКТИЧЕСКИЕ МИНУС ДОПУСТИМЫЕ) И ДОЗАМИ ШУМА


Разность фактического и допустимого уровней дБА (дБАэкв)

-10

-9

-8

-7

-6

-5

-4

-3


-2

-1

0

Доля от допустимой дозы шума, кол-во раз

0,1

0,13

0,16

0,2

0,25

0,32

0,4

0,5


0,63

0,8

1,0

Разность фактического и допустимого уровней дБА (дБАэкв)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Превышение допустимой дозы шума, кол-во раз

1,3

1,6

2,0

2,5

3,2

4,0

5,0

6,3

8,0

10

13

16

Разность фактического и допустимого уровней, дБА (дБАэкв.)

13

14-15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Превышение допустимой дозы шума, кол-во раз

20

25-32

40

50

63

800

100

130

160

200

250

320

Пример 2. На служащего в проектном институте воздействует шум уровнем 50 дБА, допустимый - 50 дБА; в домашних условиях - днем 50 дБА, допустимый - 40 дБА, ночью - 35 дБА, допустимый - 30 дБА. По табл. находим, что для производственных условий превышение уровня равно 0, что соответствует парциальном дозе, равной 1; в домашних условиях превышение нормы днем на 10 дБА, т. е. 10 доз, ночью на 5 дБА, т. е. 3,2. Суммируем три парциальные дозы и делим на 3:

,

т.е. превышение среднесуточной допустимой дозы шума равно 5 или 5 дозам. Таким образом, в данном примере превышение допустимой среднесуточной дозы обусловлено более значительным превышением норм шума в быту - днем в 10 раз, ночью - в 3,2 раза при нормативном производственном шуме.

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

3.1. Для оценки влияния на здоровье населения производственного и внепроизводственного шума и определения влияния доли каждого из них на заболеваемость или функциональное состояние органов и систем организма проводят массовые или выборочные обследования.

3.2.1. Для исследований на производстве выбирают организованные контингенты рабочих или служащих, которые в зависимости от уровней шума на производстве и в быту делят на 4 группы:

1 - производственный шум и бытовой выше нормы;

2 - производственный и бытовой шум в пределах нормы (контроль);

3 - производственный шум выше нормы, бытовой в пределах нормы;

4 - производственный шум в пределах нормы, бытовой выше нормы.

Подобный подбор исследуемых лиц позволяет оценить значение превышения допустимых уровней производственного шума при разной интенсивности непроизводственного и наоборот.

3.2.2. При выборочном физиолого-гигиеническом обследовании отдельных контингентов рабочих и служащих исследования проводятся в динамике дня (до начала работы, перед обеденным перерывом и после окончания работы) и повторяются 4-5 дней. Количество исследуемых лиц должно быть не менее 5 человек в каждой группе. Для исследований должны подбираться работающие в возрасте 20-25 лет со стажем работы в шумных условиях не более 5 лет, которые в процессе выполнения производственных операций не подвергаются воздействию других факторов производственной среды, превышающих предельно допустимые величины.

3.2.3. К показателям физиологических функций, которые обязательно должны регистрироваться при проведении подобных исследований в производственных условиях, относятся пороги слуховой чувствительности (тональная аудиометрия), латентный период акустико-моторной реакции, показатели силы нервных процессов.

В качестве дополнительных методов можно исследовать латентный период зрительно-моторной реакции, а также статическую выносливость кисти. Оценка проводится по "Методическим рекомендациям по разработке дифференцированных норм шума с учетом напряженности и тяжести труда" № 1958-78.

3.3. Исследование влияния внепроизводственного шума на состояние организма трудящихся в условиях проживания в период отдыха после окончания работы (тех же рабочих или служащих в домашних условиях) позволяет выяснить, в какой мере предшествующая производственная шумовая нагрузка сказывается на переносимости ими внепроизводственного шума разной интенсивности, а также в какой мере шумовой режим в домашних условиях способствует восстановлению работоспособности после трудового дня. Для исследования могут быть приняты такие же группы трудящихся с теми же соотношениями интенсивности производственного и внепроизводственного шума.

3.4. Эпидемиологические обследования целесообразно проводить на организованном контингенте населения - служащих (например, сотрудниках проектных институтов) или рабочих однотипных производств, которые имеют идентичные социально-гигиенические условия проживания и профессиональной деятельности в опытном и контрольном районе (кроме шумового режима), что позволяет проводить стандартизацию по полу, возрасту, длительности проживания и производственному стажу, а также устранить зависимость состояния здоровья от величины шумовой нагрузки.

В эпидемиологических одномоментных исследованиях участвуют специалисты различного клинического профиля: терапевт, невропатолог, отоларинголог, проводятся биохимические исследования, например, крови на холестерин, слюны на ионы натрия и калия и др.

3.5. При углубленном обследовании используются физиолого-гигиенические методы: определяется функциональное состояние центральной нервной системы (хронорефлексометрия - простая и с дифференцировкой, критическая частота слияния звуковых и световых мельканий, тремометрия, кожно-гальваническая реакция, тесты на внимание и работоспособность и т.д.), сердечно-сосудистой системы (ЭКГ, АД, частота пульса с пробами Мастера и велоэргометрией, реография), органов слуха (речевая, тональная, пороговая и надпороговая аудиометрия). Определяется субъективная реакция (опрос, словесно-ассоциативный эксперимент, психологические тесты: личностные опросники Кеттела, Айзенка и др.).

3.6. Анализ заболеваемости включает выявление ранних форм болезней по данным медосмотров, анализа амбулаторной обращаемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ). Количественные показатели заболеваемости с ВУТ отражены в "Методических рекомендациях по углубленному изучению заболеваемости с временной утратой трудоспособности". М., 1981, МЗ СССР.

Применение дозной оценки шума и определение удельного веса ее составляющих позволяет провести дифференцированный анализ состояния здоровья трудящихся, выявить причину повышенной заболеваемости, причиной которой может явиться высокий уровень шума на рабочих местах или в условиях проживания.

Это положение имеет существенное значение для обоснования, разработки и финансирования первоочередных оздоровительных мероприятий, которые должны осуществляться или за счет средств промпредприятий при проведении работ по снижению шума на рабочих местах, или за счет исполкомов городских Советов народных депутатов и должны включаться в планы охраны окружающей среды и программы "Здоровье".

ПРОТОКОЛ РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СУТОЧНОЙ ДОЗЫ ШУМА


Дата


Ф.И.О.


Адрес


пол


возраст


социальная группа



Предприятие

ПДУ




1.Работа бессменная, сменная



Профессия (занятие), должность





стаж


ДШ


2. Дневной отдых (деятельность) дома


дБА


мин













вне дома

















транспорт




















ДШ




3. Ночной отдых











ДШ

4. Суточная доза шума

средневзвешенная


суммарная

АНКЕТА

Уважаемый товарищ! Просим Вас внимательно просмотреть данную анкету и отметить (+) или подчеркнуть подходящие для Вас ответы.

Просим Вас указать свою фамилию, т.к. Ваши ответы будут проанализированы совместно с результатами измерений шума и обследования состояния Вашего здоровья.

ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ!


Фамилия, имя, отчество



Домашний адрес



Ваш возраст

пол

стаж







Ваша профессия



Образование (неполное среднее, высшее)



Была ли Ваша предыдущая профессия связана с воздействием шума (да, нет; сколько лет __)

Ваше место работы (напишите, пожалуйста, на первой строчке название предприятия и цеха, на второй - участок, отдел, лаборатория)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Вы испытываете физическое или умственное (подчеркнуть) напряжение при ежедневной работе?

- очень большое

- достаточно большое

- не очень большое

- не испытываю

Считаете ли Вы себя нервным?

- очень

- достаточно

- не очень

- совсем нет

Часты ли у Вас конфликтные ситуации на работе?

- да

- нет

- редко

- не знаю

Случаются ли у Вас конфликты дома?

- да

- нет

- редко

- не знаю

Какова, по Вашему мнению, сила шума на Вашем рабочем месте?

- отсутствует

- слабый

- умеренный

- сильный

- очень сильный

Сколько лет испытываете воздействие шума на производстве? Как Вы переносите шум во время работы?

- не ощущается

- ощущается, но не мешает

- мешает

- утомляет слегка

- неприятен, раздражает

- переносится с трудом

Сколько времени действует на Вас шум в течение рабочего дня?

- кратковременно (не более 30 мин)

- менее половины смены

- большую часть смены

Устаете ли Вы во время работы?

- не устаю

- почти не устаю

- к концу рабочего дня

- к началу обеденного перерыва

- вскоре после начала работы

Имеете ли Вы возможность отдохнуть дома?

- да

- нет

Когда после работы у Вас проходит чувство усталости?

- почти сразу после работы

- примерно через 1 час

- через 3-4 часа

- усталость не проходит к началу следующего рабочего дня

Занимаетесь ли Вы умственным трудом дома? Если да, то как шум влияет на работоспособность?

- невозможно сосредоточиться

- удлиняет время и изменяет качество работы

Беспокоит ли Вас шум дома после работы?

- совсем не беспокоит

- не особенно беспокоит

- беспокоит временами

- мешает, раздражает

- переносится с трудом

Где больше шума: на работе, дома или одинаково (подчеркнуть)

Длительность проживания в данной квартире ________________________________

Сколько комнат в квартире _____ и количество ориентированных окнами на магиcтраль ____

Ориентация окон квартиры (во двор, на магистраль, в междудомовое пространство)

Бытовые условия: квартира коммунальная, отдельная; состав семьи:

взрослых ______ детей ____

Доход ___________ руб. на 1 человека.

Какой шум беспокоит, раздражает Вас в квартире и когда (днем, ночью, зимой, летом, при открытых окнах, при закрытых)?

- от постоянного транспортного потока

- непостоянного транспортного потока

- проезда отдельных автомашин

- от других источников (дописать)

Уличный:

а) транспортный (грузовой, автобусы, трамвай, железнодорожный, авиационный)

б) промышленный

Внутридворовый и внутриквартальный (автомобили, гаражи, магазины, коммунально-транспортные предприятия, детские и спортивные площадки);

Внутридомовой (лифт и лестничные клетки, мусоропровод, водопровод, встроенные предприятия, от соседей, радио, ТВ, шаги, передвигание мебели и др.) _____________________

В чем выражается влияние шума (мешает сну, отдыху, умственной работе, вызывает головную боль, раздражительность, беспокойство, затрудняет восприятие речи, затрудняет проветривание комнат, мешает спать с открытыми окнами, др. проявления)

Отмечается ли привыкание к шуму: да, нет (подчеркнуть)

Сколько часов в сутки Вы отдыхаете _______, спите _________

Как шум влияет на сон? (долго не удается заснуть, сон прерывистый, поверхностный, бессонница, другие нарушения сна ________)

Как Вы обычно чувствуете себя после сна?

- всегда хорошо отдохнувшим

- редко хорошо отдохнувшим

- часто хорошо отдохнувшим

- очень часто неотдохнувшим

- всегда плохо отдохнувшим, разбитым

Употребляете ли Вы снотворные препараты (регулярно, нерегулярно) и какие?

________________________________________________________________________________

Употребляете ли Вы лекарства, успокаивающие нервную систему?

- да

- нет

Если да, то какие?

- регулярно, нерегулярно (подчеркнуть)

Как Вы оцениваете свое состояние здоровья?

- жалоб на состояние здоровья не имею

- иногда обращаюсь к врачу по поводу кратковременных заболеваний (грипп, ангина и т.п.)

- часто обращаюсь к врачу по поводу кратковременных заболеваний

- периодически обращаюсь к врачу в связи с хроническим заболеванием

- нуждаюсь в постоянном врачебном наблюдении

Наличие хронических заболеваний (перечислить)

- сердечно-сосудистые, гипертония

- нервные

- язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки

- болезни уха (глухота, понижение слуха, отит, неврит, звон в ушах)

Употребляете ли Вы средства индивидуальной защиты от шума и какие

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

на производстве

- да

- нет

в быту

- да

- нет

Какими видами транспорта пользуетесь при поездке на работу (метро, автобус, троллейбус, трамвай, электропоезд, такси) - подчеркнуть.

Сколько времени тратите на поездку (минут):

- метро ___ Х 2 =

- автобус ___ Х 2 =

- троллейбус ___ Х 2 =

- трамвай ___ Х 2 =

- электропоезд ___ Х 2 =

- такси ___ Х 2 =

В котором часу:

- пробуждаетесь _______________

- уходите на работу ____________

- приходите с работы___________

Как отдыхаете:

ежегодно используете отпуск: на даче, в санатории_________________________

еженедельно в выходной день совершаете прогулки на воздухе и др. виды отдыха

________________________________________________________________________________

Использование для отдыха придомовой территории, квартальных мест отдыха и т.д. - как часто, сколько времени хронометраж Вашего свободного времени, типичный день (минут):

- просмотр телепередач ___________________________________________________________

- пользование бытовой техникой (стиральные машины ________________________________,

- пылесосы ________________________________________________________________ и т.д.)

- пользование звуковоспроизводящей аппаратурой ____________________________________

- домашняя работа _______________________________________________________________

- занятие спортом (виды спорта) ____________________________________________________

- занятие музыкой ________________________________________________________________

- занятие умственным трудом (чтение) ______________________________________________

- приготовление домашних заданий _________________________________________________

- подготовка к занятиям и т.д. ______________________________________________________

- посещение театров, кинотеатров, концертов ________________________________________

- тихий отдых и т.д. ______________________________________________________________