ОСТ 32.66-96

           МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  

                                УКАЗАНИЕ

                      от 5 марта 1997 г. N С-261у

  

           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОСТ 32.66-96

  

       В целях  установления  общих  требований   к   создаваемым   и

   эксплуатируемым  защитным лесным насаждениям на полосах земельного

   отвода железных дорог Министерство путей сообщения приказывает:

       Утвердить и  ввести  в  действие  с  1 июля 1997 года стандарт

   отрасли ОСТ  32.66-96  "Охрана  природы.  Флора.  Защитные  лесные

   насаждения железных дорог. Общие требования".

  

                                                 Заместитель Министра

                                               путей сообщения России

                                                          В.Т.СЕМЕНОВ

  

  

  

  

  

  

                                                            Утвержден

                                                 указанием МПС России

                                          от 5 марта 1997 г. N С-261у

                                       Дата введения 1 июля 1997 года

  

                            СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

  

           ОХРАНА ПРИРОДЫ. ФЛОРА. ЗАЩИТНЫЕ ЛЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ

                    ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

  

                              ОСТ 32.66-96

  

                              Предисловие

  

       1. Разработан      Всероссийским      научно-исследовательским

   институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) с участием рабочей

   группы Московского государственного  университета  леса  (МГУЛ)  и

   Всероссийского  научно-исследовательского  института лесоводства и

   механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ).

       Внесен Департаментом пути и сооружений МПС России.

       2. Утвержден и введен  в  действие  указанием  МПС  России  от

   5 марта 1997 г. N С-261у.

       3. Введен впервые.

  

                         1. Область применения

  

       Настоящий стандарт   устанавливает    общие    требования    к

   создаваемым и эксплуатируемым защитным лесным насаждениям, которые

   находятся  или  будут  находиться  на  полосах  земельного  отвода

   железных дорог.

       Установленные общие требования обязательны для применения  при

   составлении технических заданий на создание, ремонт, реконструкцию

   и  лесомелиоративное  устройство  придорожных  лесных   насаждений

   различного назначения при их выращивании и содержании.

  

                         2. Нормативные ссылки

  

       В настоящем   стандарте  использовались  ссылки  на  следующие

   нормативные документы:

       СНиП 32.01.95. Железные дороги колеи 1520 мм.

       ГОСТ 17.5.3.02-90.  Охрана природы.  Земли. Нормы выделения на

   землях  Государственного  лесного фонда защитных полос лесов вдоль

   железных и автомобильных дорог.

       ОСТ 32.30-94.   Охрана   природы.   Флора.   Защитные   лесные

   насаждения железных дорог. Термины и определения.

       ОСТ 32.38-94.   Охрана   природы.   Флора.   Защитные   лесные

   насаждения железных дорог. Экологические и защитные требования.

       ОСТ 32.36-94.   Охрана   природы.   Флора.   Защитные   лесные

   насаждения железных  дорог.  Номенклатура  и  показатели  качества

   работ.

  

                             3. Определения

  

       В настоящем стандарте применяются следующие термины.

       Земли железнодорожного  транспорта.  Землями  железнодорожного

   транспорта  являются земли федерального значения,  предоставляемые

   безвозмездно   в   постоянное   (бессрочное)    пользование    его

   предприятиям  и  учреждениям  для осуществления возложенных на них

   специальных  задач  (ст.  5  Федерального  закона  "О  федеральном

   железнодорожном транспорте").

       Полосы отвода  земель  железных  дорог.  Полосы   земель   для

   железной   дороги,   необходимые   для  бессрочного  (постоянного)

   пользования - по СНиП 32.01.95.

       Полоса отвода    земель   придорожного   лесного   насаждения.

   Нормированная полоса земли,  занятая защитным лесонасаждением  или

   предназначенная для его создания - по ОСТ 32.30-94.

       Техническая полоса  земельного  отвода.  Нормированная  полоса

   земли, примыкающая к земляному полотну дороги, предназначенная для

   технического обслуживания транспорта - по ОСТ 32.30-94.

       Создание защитного лесного насаждения. Первый этап выращивания

   защитного   лесного   насаждения,   начиная   от    изыскания    и

   проектирования и кончая сдачей молодых посадок в эксплуатацию - по

   ОСТ 32.30-94.

       Выращивание защитного   лесного   насаждения.  Технологические

   процессы создания и формирования у насаждения  (в  соответствии  с

   его  назначением)  нужных  защитных  и  хозяйственных качеств - по

   ОСТ 32.30-94.

       Содержание защитного      лесного      насаждения.     Система

   агротехнических и  лесоводственных  мероприятий,  направленная  на

   предупреждение   в   лесном   насаждении   различных  расстройств,

   регулирование в процессе роста и  развития  взаимоотношений  между

   лесными  породами  и  формирование  из  них наиболее долговечных и

   ценных в защитном  и  хозяйственном  отношениях  насаждений  -  по

   ОСТ 32.30-94.

       Эксплуатация защитного  лесного   насаждения.   Система   мер,

   направленная   на  поддержание  насаждения  в  состоянии  надежной

   защитной  эффективности  после  сдачи  его  в  эксплуатацию  -  по

   ОСТ 32.30-94.

       Лесомелиоративное устройство   защитных   лесных   насаждений.

   Периодически  повторяемая  система организационных,  технических и

   экономических     действий,     осуществляемых     в      процессе

   подготовительных, полевых и камеральных изысканий, направленных на

   разработку комплекса мероприятий по поддержанию всех  имеющихся  в

   хозяйстве защитных лесонасаждений в постоянно исправно действующем

   и культурном состоянии,  отражаемом в плане организации и  ведения

   лесного хозяйства - по ОСТ 32.30-94.

  

                           4. Общие положения

  

       4.1. Искусственные  лесные  насаждения  и  естественные  леса,

   находящиеся на полосах земельного отвода железных дорог, относятся

   к защитным.

       4.2. Защиту пути и других объектов железнодорожного транспорта

   от  неблагоприятных для его функционирования природных явлений,  а

   прилегающей к дорогам окружающей природной  среды  от  воздействия

   вредных   антропогенных   нагрузок  следует  осуществлять  лесными

   насаждениями.  Это требование не является обязательным только  для

   мест,  не  пригодных  для  выращивания  древесной  и кустарниковой

   растительности.

       4.3. Лесные  насаждения  на полосах земельного отвода железных

   дорог,  в  зависимости  от  основного  защитного  их   назначения,

   разделяются     на     следующие     виды:     снегозадерживающие,

   ветроослабляющие,          оградительные,           пескозащитные,

   почвоукрепительные,    противоабразионные,    водоемозащитные    и

   озеленительные.

       4.4. Все  виды  придорожных  лесных насаждений (за исключением

   оградительных,  противоабразионных   и   озеленительных)   следует

   создавать,  а  в процессе эксплуатации содержать сомкнутыми сверху

   донизу,  причем в районах  с  выраженной  деятельностью  метелевых

   ветров  наиболее ветропроницаемыми со стороны снегосборной площади

   и ветронепроницаемыми с путевой  стороны  по  всему  вертикальному

   профилю насаждения.

       4.5. Основополагающим принципом  ведения  хозяйства  в  лесных

   насаждениях  железных  дорог  является обеспечение непрерывности и

   постоянства    защитного,    природоохранного,     санитарно     -

   оздоровительного   и   эстетического  их  действия.  Этот  принцип

   осуществляется      своевременным      проведением       комплекса

   организационных,        лесохозяйственных,        агротехнических,

   лесовосстановительных и охранных  мероприятий,  регламентированных

   действующими   в   системе   МПС   техническими   руководствами  и

   нормативными документами (приложение А) <*>.

       --------------------------------

       <*> Не приводится.

  

       4.6. Земли полос отвода железных дорог, занятые лесокультурной

   опашкой,   а  также  земли,  не  занятые  лесной  растительностью,

   находящиеся между  лесными  полосами  придорожных  лесонасаждений,

   являются составной частью этих насаждений.

       4.7. Использование земель железнодорожного транспорта, занятых

   защитными  лесными  насаждениями  или отведенных в законодательном

   порядке для их создания, в иных целях запрещается.

       4.8. Защитные   лесные  насаждения,  расположенные  на  землях

   транспорта,  находятся в  ведении  (владении)  дистанций  защитных

   лесонасаждений    дорог    и    иных    хозяйств,   осуществляющих

   лесохозяйственные, лесокультурные и лесоохранные мероприятия.

       4.9. Ответственность  за  надлежащее  состояние  и  сохранение

   придорожных лесонасаждений,  непрерывное выполнение ими защитных и

   природоохранных   функций   несут  работники,  непосредственно  их

   обслуживающие,  и руководители предприятий,  в ведении которых они

   находятся.

       4.10. Отношения при пользовании придорожными лесонасаждениями,

   охрана   насаждений   и   общий   контроль   за   их   состоянием,

   лесовосстановлением   и   выполнением   природоохранных    функций

   регулируются   законодательными   актами  Российской  Федерации  и

   республик в составе Российской Федерации.

       4.11. Ведомственный   контроль   за   состоянием,  выполнением

   защитных    и     природоохранных     функций,     использованием,

   воспроизводством   и   охраной   придорожных   лесных   насаждений

   возлагается на Департамент  пути  и  сооружений  МПС,  Департамент

   безопасности движения и экологии МПС м службы пути железных дорог.

       4.12. Экологические и  защитные  требования,  предъявляемые  к

   различным    видам    придорожных   лесных   насаждений,   следует

   устанавливать по ОСТ 32.38-94,  номенклатуру и показатели качества

   работ - по ОСТ 32.36-94.

       Термины и определения понятий,  относящиеся к защитным  лесным

   насаждениям железнодорожного транспорта,  применять в соответствии

   с ОСТ 32.30-94.

  

          5. Основные требования, предъявляемые к создаваемым

                           лесным насаждениям

  

       5.1. Все виды придорожных защитных лесных насаждений создаются

   в соответствии с утвержденными службой пути дорог проектами.

       5.2. Каждое  насаждение  следует  создавать по индивидуальному

   проекту.  После  свода  (раскорчевки)  старых  насаждений  молодые

   посадки   на  их  месте  создаются  по  новым  проектам  с  учетом

   достоинств и недостатков предшествовавшего насаждения и достижений

   науки, а также накопленного местного производственного опыта.

       5.3. Проекты    создания    защитных     лесных     насаждений

   разрабатываются  на основе утвержденного задания на проектирование

   исходных материалов,  полученных в результате проведения полевых и

   камеральных изыскательских работ.

       5.4. Проектировать создание защитных лесных насаждений следует

   в  соответствии  с  требованиями  правил  технической эксплуатации

   железных дорог,  строительных норм и правил (СНиП),  действующей в

   системе МПС нормативной документации, а также порядком разработки,

   согласования и утверждения проектов.

       5.5. Проекты  создания  лесных  насаждений  при  строительстве

   новых   и   реконструкции   действующих   железнодорожных    линий

   составляются в период проектирования этих линий.  Проекты создания

   насаждений являются составной частью общего проекта  строительства

   или реконструкции дорог.

       5.6. Выращивание  новых  защитных  лесных  насаждений  следует

   осуществлять   одновременно  со  строительством  и  реконструкцией

   железных дорог.

       5.7. Все   виды   создаваемых  придорожных  насаждений  должны

   отвечать следующим основным требованиям:

       - состоять  из  наиболее  ценных  в  защитном  и хозяйственном

   отношении,  биологически  устойчивых  и  долговечных  древесных  и

   кустарниковых пород;

       - вступать  в  эксплуатацию   в   установленные   действующими

   нормативами сроки;

       - препятствовать      выходу      из       снегозадерживающих,

   ветроослабляющих и оградительных насаждений крупных диких животных

   и безнадзорного скота на железнодорожный путь;

       - схемы  смешения  и  размещения деревьев и кустарников должны

   способствовать     полной     механизации     лесокультурных     и

   лесохозяйственных  работ  на  всех этапах выращивания и содержания

   насаждений;

       - обладать   более   высокой   защитной,   природоохранной   и

   экономической эффективностью по сравнению с другими видами защит.

       5.8. Снегозадерживающие   и   ветроослабляющие   насаждения  в

   метелевых регионах страны  рассчитываются  на  полную  аккумуляцию

   расчетного  годового  количества  приносимого  к  пути  снега.  За

   расчетный   годовой   объем   (куб. м/пог. м  пути)     метелевого

   снегоприноса  к  пути принимать объем вероятностью превышения 1:15

   (7%),  а для наиболее ценных земель (пашни,  орошаемые и осушенные

   земли) - 1:10 (10%).

       5.9. В  многополосных  системах   насаждений   лесные   полосы

   преимущественно создавать (особенно со стороны поля) двухрядными с

   шириной междурядий не менее 3  м  в  благоприятных  по  увлажнению

   климатических зонах и не менее 5 м - в засушливых.

       5.10. При  проектировании  двухполосных  снегозадерживающих  и

   ветроослабляющих    насаждений   ширину   межполосного   интервала

   устанавливать не больше 6 высот полевой лесополосы,  достигаемых в

   местных условиях к периоду сдачи посадок в эксплуатацию.

       5.11. Оградительные лесные полосы в метелевых районах  следует

   создавать  только  вдоль  участков  пути  с  незаносимым  профилем

   земляного  полотна  и  содержать  их  в  период  эксплуатации,  во

   избежание заносов пути метелевым снегом, высотой не выше насыпи.

       5.12. Пескозащитные,  почвоукрепительные и  противоабразионные

   лесные  насаждения  необходимо  выращивать  из сочетания различных

   лесных пород,  отличающихся строением  корневых  систем.  В  такие

   насаждения  следует  вводить  растения  с  глубоко  проникающей  в

   почво-грунты корневой системой,  а также  с  хорошо  разветвленной

   поверхностной.

       5.13. Водоемозащитные насаждения создавать сложными по составу

   лесных    пород   с   густым   кустарниковым   подлеском,   хорошо

   аккумулирующим твердые взвеси стока поверхностных вод.

       5.14. Озеленительные   насаждения   выращивать  разнообразными

   живописными группами,  исключающими возможность застоя  воздуха  и

   заноса озеленяемых объектов снегом, песком и пылью.

       5.15. Технологию проведения  основной  и  последующих  за  нею

   видов   обработки   почвы   разрабатывать   с  учетом  почвенно  -

   климатических  условий.  Она  не  должна  способствовать  снижению

   плодородия   почвы,  выворачиванию  ее  засоленных  горизонтов  на

   поверхность и перемещению загрязненных (выше предельно  допустимых

   концентраций)   земель   на   незагрязненные  участки  прилегающих

   территорий.

       5.16. Посевной   и   посадочный   материал   для  создаваемого

   насаждения должен соответствовать действующим ГОСТам.

       5.17. Виды, состав работ, кратность их выполнения и технология

   проведения    агротехнических    приемов    текущего    содержания

   устанавливать    с   учетом   почвенно-климатических   условий   и

   действующих в системе МПС нормативных документов по этим вопросам.

       5.18. Все агротехнические приемы ухода за почвой в насаждениях

   относить к работам первой очереди и выполнять ежегодно.

       5.19. Молодые   снегозадерживающие  лесные  насаждения  должны

   сдаваться в эксплуатацию только по достижении  ими  такой  высоты,

   при которой они в состоянии аккумулировать расчетный годовой объем

   приноса снега к пути.  До сдачи этого вида посадок в эксплуатацию,

   с  целью предупреждения заносов пути снегом,  их следует дополнять

   проведением снегозадержания на прилегающих к посадкам снегосборных

   территориях.

  

            6. Основные требования, предъявляемые к ведению

                хозяйства в защитных лесных насаждениях

  

       6.1. Ведение  хозяйства  в  сданных  в   эксплуатацию   лесных

   насаждениях должно обеспечивать:

       - непрерывность и безопасность движения поездов;

       - непрерывность  и постоянство необходимого уровня защитного и

   природоохранного действия насаждений;

       - улучшение    состояния,   породного   состава   и   качества

   насаждений, повышение их продуктивности;

       - сохранение   и   усиление   средообразующих,   санитарно   -

   гигиенических и иных полезных для человека свойств леса;

       - своевременное  лесовосстановление  расстроенных и отмирающих

   насаждений;

       - эффективную   охрану  от  пожаров  и  защиту  насаждений  от

   болезней и вредителей;

       - предупреждение  загрязнения  земель транспорта и прилегающих

   территорий  от  потерь  сыпучих  грузов  и  токсических   выбросов

   промышленных предприятий;

       - повышение  эффективности   ведения   хозяйства   на   основе

   использования достижений науки, техники и передового опыта.

       6.2. Агротехнические,  лесокультурные,   лесохозяйственные   и

   лесовосстановительные мероприятия в придорожных лесных насаждениях

   следует осуществлять  приемами  и  методами,  не  ослабляющими  их

   жизнеспособность   и   защитные   функции,   не  наносящими  вреда

   окружающей природной среде, животному миру и здоровью людей.

       6.3. Ведение   хозяйства   в   защитных   лесных   насаждениях

   железнодорожного транспорта необходимо осуществлять в соответствии

   с утвержденным в установленном порядке проектом лесомелиоративного

   их устройства.

       6.4. В  эксплуатируемых  лесных  насаждениях  все  виды работ,

   предусмотренные  проектом  лесомелиоративного  устройства,  должны

   выполняться в полном объеме и в установленные этим проектом сроки.

       6.5. Рубки ухода за лесом (осветление главных и других  ценных

   древесных  пород,  разреживание древостоев,  выборка нежелательных

   пород,  срезка  и  стрижка  кустарников)   следует   назначать   в

   насаждениях первого и второго возрастного периодов.

       6.6. Потребные  виды   рубок   ухода,   их   периодичность   и

   интенсивность,  состав  работ  и очередность выполнения необходимо

   определять и осуществлять в соответствии с действующими в  системе

   МПС  указаниями  о  проведении  планово-предупредительных  работ в

   защитных лесных насаждениях железных дорог (п.  6 приложения А), а

   технологию    их    проведения    устанавливать,    руководствуясь

   Наставлением по рубкам ухода и  возобновления  в  защитных  лесных

   насаждениях  железных  дорог (п.  2 приложения А),  Инструктивными

   указаниями по  устройству  и  содержанию  оградительных  изгородей

   (п. 1  приложения А) и Руководством по созданию и содержанию живых

   изгородей из хвойных пород (п. 4 приложения А).

       6.7. Потребный   объем  санитарных  рубок  следует  определять

   исходя   из   данных,   полученных   в   год    лесоустроительного

   обследования.   Выборку   нежелательных   в  санитарном  отношении

   растений осуществлять в течение последующих трех лет.

       6.8. Капитальный   и   восстановительный   ремонты  необходимо

   назначать в лесных насаждениях третьего  возрастного  периода  или

   расстроенных   и   усыхающих   посадках  более  ранних  возрастных

   периодов,  когда агротехническими приемами и рубками ухода  нельзя

   поддержать  надлежащую  жизнеспособность  и обеспечить необходимые

   защитные качества.

       6.9. При   проведении   капитального   или  восстановительного

   ремонта в расстроенных насаждениях,  имеющих узкие междурядья  (до

   3 м)  и  межполосные  интервалы  (до  20 м),  следует одновременно

   осуществлять  и  реконструктивные  мероприятия,  заключающиеся   в

   расширении   междурядий   и   межполосных  интервалов,  уменьшении

   количества рядов  деревьев  и  кустарников  в  лесных  полосах  до

   параметрических     показателей,    рекомендованных    нормативной

   документацией МПС (п.  п.  3, 7, 8 и 10 приложения А) для создания

   новых защитных насаждений.

       6.10. Предупреждение    распада    насаждений     и     полное

   восстановление   у   них   защитных   и   природоохранных  свойств

   обеспечивать  своевременным  проведением  системы  мероприятий  по

   порослевому   и   семенному  возобновлению.  Усыхающие  насаждения

   восстанавливать безотлагательно.

       6.11. Виды   ремонтов,   состав   их  работ,  периодичность  и

   очередность  выполнения  следует  назначать   в   соответствии   с

   указаниями о проведении планово-предупредительных работ в защитных

   лесных  насаждениях  железных  дорог  (п.  6   приложения   А)   и

   техническими   указаниями   по  продлению  срока  службы  защитных

   лесонасаждений (п. 5 приложения А).

       6.12. Капитальный   ремонт,   при  котором  возможно  снижение

   снегоемкости   снегозадерживающих   насаждений   ниже    расчетных

   параметров,  его  производство следует осуществлять не менее чем в

   два  приема  и  дополнять  (до  периода  сдачи   отремонтированных

   объектов в эксплуатацию) механическими средствами защиты или иными

   приемами снегозадержания на прилегающей снегосборной площади.

       6.13. В придорожных насаждениях, неисправность которых создает

   реальную угрозу безопасности и бесперебойности  движения  поездов,

   капитальный и восстановительный ремонты проводить безотлагательно.

  

                 7. Основные требования к планированию

                          и организации работ

  

       7.1. Каждая хозяйственная единица должна  иметь  перспективный

   план ведения хозяйства в защитных лесонасаждениях, рассчитанный на

   десятилетний  период,   и   годовой   (на   последующий   год)   с

   распределением   работ   по   кварталам.   Первый  разрабатывается

   проектными организациями,  а второй - специалистами хозяйственного

   предприятия   на  основе  перспективного,  откорректированного  по

   материалам ежегодного комиссионного обследования всех насаждений в

   натуре.

       7.2. Все  работы,  связанные  с  составлением  годового  плана

   мероприятий     по    текущему    содержанию,    капитальному    и

   восстановительному ремонтам,  реконструктивным мероприятиям должны

   заканчивать в год, предшествующий планируемому.

       7.3. Контроль  за  правильностью  планирования  и  выполнением

   годового  плана  работ  осуществляется представителями службы пути

   управления  дорог  путем  выборочного  обследования  насаждений  и

   анализа соответствующих материалов.

       7.4. Предприятия  по  защитным  лесонасаждениям,  опираясь  на

   перспективный   и   годовой   планы,   должны  разрабатывать  план

   организационно-хозяйственных  мероприятий,   в   котором   следует

   предусматривать:

       - своевременное  и  высококачественное  выполнение  работ  при

   наименьших затратах труда и средств;

       - внедрение научной организации труда  и  новых  прогрессивных

   технологий выполнения работ;

       - распределение годового объема и средств  дистанций  защитных

   лесонасаждений между производственными и мастерскими участками;

       - определение последовательности и сроков выполнения  работ  в

   соответствии со степенью их неотложности;

       - установление      рационального      режима      организации

   технологических процессов, учета, приемки работ и лесопродукции;

       - своевременное обеспечение  в  соответствии  с  потребностями

   необходимыми материалами,  рабочей силой,  машинами, механизмами и

   инструментами;

       - выбор   и   подготовку   к   работе   наиболее   удобных   и

   производительных машин,  механизмов,  инструмента применительно  к

   конкретным условиям;

       - обучение  рабочих  приемам  безопасного  способа  выполнения

   работ  при  использовании химикатов,  машин,  механизмов и ручного

   инструмента.

       7.5. Специалист дистанции не реже одного раза в квартал обязан

   проводить выборочную приемку выполненных работ.

       7.6. Все   виды   выполненных   работ  на  объекте  следует  в

   обязательном порядке  фиксировать  в  учетно-технической  карточке

   защитных лесонасаждений.

  

                               Всероссийский научно-исследовательский

                                            институт железнодорожного

                                                 транспорта (ВННИЖТ):

                                                Заместитель Директора

                                                            А.Я.КОГАН

  

                                    Заведующий группой стандартизации

                                                        Л.И.КОПЧУКОВА

  

                                             Заведующий отделением ПМ

                                                          А.Я.ЗАХАРОВ

  

                                         Руководитель и ответственный

                                              исполнитель разработки,

                                              заведующий лабораторией

                                              защитных лесонасаждений

                                                        Н.Т.МАКАРЫЧЕВ

  

                                                       Соисполнители:

                                          от МГУЛ - научный сотрудник

                                                         О.Н.НИКИТИНА

  

                                    от ВННИЛМ - ст. научный сотрудник

                                                          С.И.НИКИТИН

  

                                                          Согласовано

                                         Зам. Начальника Департамента

                                                    пути и сооружений

                                                        В.Б.КАМЕНСКИЙ

                                                  20 января 1997 года