ОСТ 32.66-96
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 5 марта 1997 г. N С-261у
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОСТ 32.66-96
В целях установления общих требований к создаваемым и
эксплуатируемым защитным лесным насаждениям на полосах земельного
отвода железных дорог Министерство путей сообщения приказывает:
Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1997 года стандарт
отрасли ОСТ 32.66-96 "Охрана природы. Флора. Защитные лесные
насаждения железных дорог. Общие требования".
Заместитель Министра
путей сообщения России
В.Т.СЕМЕНОВ
Утвержден
указанием МПС России
от 5 марта 1997 г. N С-261у
Дата введения 1 июля 1997 года
СТАНДАРТ ОТРАСЛИ
ОХРАНА ПРИРОДЫ. ФЛОРА. ЗАЩИТНЫЕ ЛЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ОСТ 32.66-96
Предисловие
1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским
институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) с участием рабочей
группы Московского государственного университета леса (МГУЛ) и
Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и
механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ).
Внесен Департаментом пути и сооружений МПС России.
2. Утвержден и введен в действие указанием МПС России от
5 марта 1997 г. N С-261у.
3. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к
создаваемым и эксплуатируемым защитным лесным насаждениям, которые
находятся или будут находиться на полосах земельного отвода
железных дорог.
Установленные общие требования обязательны для применения при
составлении технических заданий на создание, ремонт, реконструкцию
и лесомелиоративное устройство придорожных лесных насаждений
различного назначения при их выращивании и содержании.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использовались ссылки на следующие
нормативные документы:
СНиП 32.01.95. Железные дороги колеи 1520 мм.
ГОСТ 17.5.3.02-90. Охрана природы. Земли. Нормы выделения на
землях Государственного лесного фонда защитных полос лесов вдоль
железных и автомобильных дорог.
ОСТ 32.30-94. Охрана природы. Флора. Защитные лесные
насаждения железных дорог. Термины и определения.
ОСТ 32.38-94. Охрана природы. Флора. Защитные лесные
насаждения железных дорог. Экологические и защитные требования.
ОСТ 32.36-94. Охрана природы. Флора. Защитные лесные
насаждения железных дорог. Номенклатура и показатели качества
работ.
3. Определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины.
Земли железнодорожного транспорта. Землями железнодорожного
транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые
безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его
предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них
специальных задач (ст. 5 Федерального закона "О федеральном
железнодорожном транспорте").
Полосы отвода земель железных дорог. Полосы земель для
железной дороги, необходимые для бессрочного (постоянного)
пользования - по СНиП 32.01.95.
Полоса отвода земель придорожного лесного насаждения.
Нормированная полоса земли, занятая защитным лесонасаждением или
предназначенная для его создания - по ОСТ 32.30-94.
Техническая полоса земельного отвода. Нормированная полоса
земли, примыкающая к земляному полотну дороги, предназначенная для
технического обслуживания транспорта - по ОСТ 32.30-94.
Создание защитного лесного насаждения. Первый этап выращивания
защитного лесного насаждения, начиная от изыскания и
проектирования и кончая сдачей молодых посадок в эксплуатацию - по
ОСТ 32.30-94.
Выращивание защитного лесного насаждения. Технологические
процессы создания и формирования у насаждения (в соответствии с
его назначением) нужных защитных и хозяйственных качеств - по
ОСТ 32.30-94.
Содержание защитного лесного насаждения. Система
агротехнических и лесоводственных мероприятий, направленная на
предупреждение в лесном насаждении различных расстройств,
регулирование в процессе роста и развития взаимоотношений между
лесными породами и формирование из них наиболее долговечных и
ценных в защитном и хозяйственном отношениях насаждений - по
ОСТ 32.30-94.
Эксплуатация защитного лесного насаждения. Система мер,
направленная на поддержание насаждения в состоянии надежной
защитной эффективности после сдачи его в эксплуатацию - по
ОСТ 32.30-94.
Лесомелиоративное устройство защитных лесных насаждений.
Периодически повторяемая система организационных, технических и
экономических действий, осуществляемых в процессе
подготовительных, полевых и камеральных изысканий, направленных на
разработку комплекса мероприятий по поддержанию всех имеющихся в
хозяйстве защитных лесонасаждений в постоянно исправно действующем
и культурном состоянии, отражаемом в плане организации и ведения
лесного хозяйства - по ОСТ 32.30-94.
4. Общие положения
4.1. Искусственные лесные насаждения и естественные леса,
находящиеся на полосах земельного отвода железных дорог, относятся
к защитным.
4.2. Защиту пути и других объектов железнодорожного транспорта
от неблагоприятных для его функционирования природных явлений, а
прилегающей к дорогам окружающей природной среды от воздействия
вредных антропогенных нагрузок следует осуществлять лесными
насаждениями. Это требование не является обязательным только для
мест, не пригодных для выращивания древесной и кустарниковой
растительности.
4.3. Лесные насаждения на полосах земельного отвода железных
дорог, в зависимости от основного защитного их назначения,
разделяются на следующие виды: снегозадерживающие,
ветроослабляющие, оградительные, пескозащитные,
почвоукрепительные, противоабразионные, водоемозащитные и
озеленительные.
4.4. Все виды придорожных лесных насаждений (за исключением
оградительных, противоабразионных и озеленительных) следует
создавать, а в процессе эксплуатации содержать сомкнутыми сверху
донизу, причем в районах с выраженной деятельностью метелевых
ветров наиболее ветропроницаемыми со стороны снегосборной площади
и ветронепроницаемыми с путевой стороны по всему вертикальному
профилю насаждения.
4.5. Основополагающим принципом ведения хозяйства в лесных
насаждениях железных дорог является обеспечение непрерывности и
постоянства защитного, природоохранного, санитарно -
оздоровительного и эстетического их действия. Этот принцип
осуществляется своевременным проведением комплекса
организационных, лесохозяйственных, агротехнических,
лесовосстановительных и охранных мероприятий, регламентированных
действующими в системе МПС техническими руководствами и
нормативными документами (приложение А) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
4.6. Земли полос отвода железных дорог, занятые лесокультурной
опашкой, а также земли, не занятые лесной растительностью,
находящиеся между лесными полосами придорожных лесонасаждений,
являются составной частью этих насаждений.
4.7. Использование земель железнодорожного транспорта, занятых
защитными лесными насаждениями или отведенных в законодательном
порядке для их создания, в иных целях запрещается.
4.8. Защитные лесные насаждения, расположенные на землях
транспорта, находятся в ведении (владении) дистанций защитных
лесонасаждений дорог и иных хозяйств, осуществляющих
лесохозяйственные, лесокультурные и лесоохранные мероприятия.
4.9. Ответственность за надлежащее состояние и сохранение
придорожных лесонасаждений, непрерывное выполнение ими защитных и
природоохранных функций несут работники, непосредственно их
обслуживающие, и руководители предприятий, в ведении которых они
находятся.
4.10. Отношения при пользовании придорожными лесонасаждениями,
охрана насаждений и общий контроль за их состоянием,
лесовосстановлением и выполнением природоохранных функций
регулируются законодательными актами Российской Федерации и
республик в составе Российской Федерации.
4.11. Ведомственный контроль за состоянием, выполнением
защитных и природоохранных функций, использованием,
воспроизводством и охраной придорожных лесных насаждений
возлагается на Департамент пути и сооружений МПС, Департамент
безопасности движения и экологии МПС м службы пути железных дорог.
4.12. Экологические и защитные требования, предъявляемые к
различным видам придорожных лесных насаждений, следует
устанавливать по ОСТ 32.38-94, номенклатуру и показатели качества
работ - по ОСТ 32.36-94.
Термины и определения понятий, относящиеся к защитным лесным
насаждениям железнодорожного транспорта, применять в соответствии
с ОСТ 32.30-94.
5. Основные требования, предъявляемые к создаваемым
лесным насаждениям
5.1. Все виды придорожных защитных лесных насаждений создаются
в соответствии с утвержденными службой пути дорог проектами.
5.2. Каждое насаждение следует создавать по индивидуальному
проекту. После свода (раскорчевки) старых насаждений молодые
посадки на их месте создаются по новым проектам с учетом
достоинств и недостатков предшествовавшего насаждения и достижений
науки, а также накопленного местного производственного опыта.
5.3. Проекты создания защитных лесных насаждений
разрабатываются на основе утвержденного задания на проектирование
исходных материалов, полученных в результате проведения полевых и
камеральных изыскательских работ.
5.4. Проектировать создание защитных лесных насаждений следует
в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации
железных дорог, строительных норм и правил (СНиП), действующей в
системе МПС нормативной документации, а также порядком разработки,
согласования и утверждения проектов.
5.5. Проекты создания лесных насаждений при строительстве
новых и реконструкции действующих железнодорожных линий
составляются в период проектирования этих линий. Проекты создания
насаждений являются составной частью общего проекта строительства
или реконструкции дорог.
5.6. Выращивание новых защитных лесных насаждений следует
осуществлять одновременно со строительством и реконструкцией
железных дорог.
5.7. Все виды создаваемых придорожных насаждений должны
отвечать следующим основным требованиям:
- состоять из наиболее ценных в защитном и хозяйственном
отношении, биологически устойчивых и долговечных древесных и
кустарниковых пород;
- вступать в эксплуатацию в установленные действующими
нормативами сроки;
- препятствовать выходу из снегозадерживающих,
ветроослабляющих и оградительных насаждений крупных диких животных
и безнадзорного скота на железнодорожный путь;
- схемы смешения и размещения деревьев и кустарников должны
способствовать полной механизации лесокультурных и
лесохозяйственных работ на всех этапах выращивания и содержания
насаждений;
- обладать более высокой защитной, природоохранной и
экономической эффективностью по сравнению с другими видами защит.
5.8. Снегозадерживающие и ветроослабляющие насаждения в
метелевых регионах страны рассчитываются на полную аккумуляцию
расчетного годового количества приносимого к пути снега. За
расчетный годовой объем (куб. м/пог. м пути) метелевого
снегоприноса к пути принимать объем вероятностью превышения 1:15
(7%), а для наиболее ценных земель (пашни, орошаемые и осушенные
земли) - 1:10 (10%).
5.9. В многополосных системах насаждений лесные полосы
преимущественно создавать (особенно со стороны поля) двухрядными с
шириной междурядий не менее 3 м в благоприятных по увлажнению
климатических зонах и не менее 5 м - в засушливых.
5.10. При проектировании двухполосных снегозадерживающих и
ветроослабляющих насаждений ширину межполосного интервала
устанавливать не больше 6 высот полевой лесополосы, достигаемых в
местных условиях к периоду сдачи посадок в эксплуатацию.
5.11. Оградительные лесные полосы в метелевых районах следует
создавать только вдоль участков пути с незаносимым профилем
земляного полотна и содержать их в период эксплуатации, во
избежание заносов пути метелевым снегом, высотой не выше насыпи.
5.12. Пескозащитные, почвоукрепительные и противоабразионные
лесные насаждения необходимо выращивать из сочетания различных
лесных пород, отличающихся строением корневых систем. В такие
насаждения следует вводить растения с глубоко проникающей в
почво-грунты корневой системой, а также с хорошо разветвленной
поверхностной.
5.13. Водоемозащитные насаждения создавать сложными по составу
лесных пород с густым кустарниковым подлеском, хорошо
аккумулирующим твердые взвеси стока поверхностных вод.
5.14. Озеленительные насаждения выращивать разнообразными
живописными группами, исключающими возможность застоя воздуха и
заноса озеленяемых объектов снегом, песком и пылью.
5.15. Технологию проведения основной и последующих за нею
видов обработки почвы разрабатывать с учетом почвенно -
климатических условий. Она не должна способствовать снижению
плодородия почвы, выворачиванию ее засоленных горизонтов на
поверхность и перемещению загрязненных (выше предельно допустимых
концентраций) земель на незагрязненные участки прилегающих
территорий.
5.16. Посевной и посадочный материал для создаваемого
насаждения должен соответствовать действующим ГОСТам.
5.17. Виды, состав работ, кратность их выполнения и технология
проведения агротехнических приемов текущего содержания
устанавливать с учетом почвенно-климатических условий и
действующих в системе МПС нормативных документов по этим вопросам.
5.18. Все агротехнические приемы ухода за почвой в насаждениях
относить к работам первой очереди и выполнять ежегодно.
5.19. Молодые снегозадерживающие лесные насаждения должны
сдаваться в эксплуатацию только по достижении ими такой высоты,
при которой они в состоянии аккумулировать расчетный годовой объем
приноса снега к пути. До сдачи этого вида посадок в эксплуатацию,
с целью предупреждения заносов пути снегом, их следует дополнять
проведением снегозадержания на прилегающих к посадкам снегосборных
территориях.
6. Основные требования, предъявляемые к ведению
хозяйства в защитных лесных насаждениях
6.1. Ведение хозяйства в сданных в эксплуатацию лесных
насаждениях должно обеспечивать:
- непрерывность и безопасность движения поездов;
- непрерывность и постоянство необходимого уровня защитного и
природоохранного действия насаждений;
- улучшение состояния, породного состава и качества
насаждений, повышение их продуктивности;
- сохранение и усиление средообразующих, санитарно -
гигиенических и иных полезных для человека свойств леса;
- своевременное лесовосстановление расстроенных и отмирающих
насаждений;
- эффективную охрану от пожаров и защиту насаждений от
болезней и вредителей;
- предупреждение загрязнения земель транспорта и прилегающих
территорий от потерь сыпучих грузов и токсических выбросов
промышленных предприятий;
- повышение эффективности ведения хозяйства на основе
использования достижений науки, техники и передового опыта.
6.2. Агротехнические, лесокультурные, лесохозяйственные и
лесовосстановительные мероприятия в придорожных лесных насаждениях
следует осуществлять приемами и методами, не ослабляющими их
жизнеспособность и защитные функции, не наносящими вреда
окружающей природной среде, животному миру и здоровью людей.
6.3. Ведение хозяйства в защитных лесных насаждениях
железнодорожного транспорта необходимо осуществлять в соответствии
с утвержденным в установленном порядке проектом лесомелиоративного
их устройства.
6.4. В эксплуатируемых лесных насаждениях все виды работ,
предусмотренные проектом лесомелиоративного устройства, должны
выполняться в полном объеме и в установленные этим проектом сроки.
6.5. Рубки ухода за лесом (осветление главных и других ценных
древесных пород, разреживание древостоев, выборка нежелательных
пород, срезка и стрижка кустарников) следует назначать в
насаждениях первого и второго возрастного периодов.
6.6. Потребные виды рубок ухода, их периодичность и
интенсивность, состав работ и очередность выполнения необходимо
определять и осуществлять в соответствии с действующими в системе
МПС указаниями о проведении планово-предупредительных работ в
защитных лесных насаждениях железных дорог (п. 6 приложения А), а
технологию их проведения устанавливать, руководствуясь
Наставлением по рубкам ухода и возобновления в защитных лесных
насаждениях железных дорог (п. 2 приложения А), Инструктивными
указаниями по устройству и содержанию оградительных изгородей
(п. 1 приложения А) и Руководством по созданию и содержанию живых
изгородей из хвойных пород (п. 4 приложения А).
6.7. Потребный объем санитарных рубок следует определять
исходя из данных, полученных в год лесоустроительного
обследования. Выборку нежелательных в санитарном отношении
растений осуществлять в течение последующих трех лет.
6.8. Капитальный и восстановительный ремонты необходимо
назначать в лесных насаждениях третьего возрастного периода или
расстроенных и усыхающих посадках более ранних возрастных
периодов, когда агротехническими приемами и рубками ухода нельзя
поддержать надлежащую жизнеспособность и обеспечить необходимые
защитные качества.
6.9. При проведении капитального или восстановительного
ремонта в расстроенных насаждениях, имеющих узкие междурядья (до
3 м) и межполосные интервалы (до 20 м), следует одновременно
осуществлять и реконструктивные мероприятия, заключающиеся в
расширении междурядий и межполосных интервалов, уменьшении
количества рядов деревьев и кустарников в лесных полосах до
параметрических показателей, рекомендованных нормативной
документацией МПС (п. п. 3, 7, 8 и 10 приложения А) для создания
новых защитных насаждений.
6.10. Предупреждение распада насаждений и полное
восстановление у них защитных и природоохранных свойств
обеспечивать своевременным проведением системы мероприятий по
порослевому и семенному возобновлению. Усыхающие насаждения
восстанавливать безотлагательно.
6.11. Виды ремонтов, состав их работ, периодичность и
очередность выполнения следует назначать в соответствии с
указаниями о проведении планово-предупредительных работ в защитных
лесных насаждениях железных дорог (п. 6 приложения А) и
техническими указаниями по продлению срока службы защитных
лесонасаждений (п. 5 приложения А).
6.12. Капитальный ремонт, при котором возможно снижение
снегоемкости снегозадерживающих насаждений ниже расчетных
параметров, его производство следует осуществлять не менее чем в
два приема и дополнять (до периода сдачи отремонтированных
объектов в эксплуатацию) механическими средствами защиты или иными
приемами снегозадержания на прилегающей снегосборной площади.
6.13. В придорожных насаждениях, неисправность которых создает
реальную угрозу безопасности и бесперебойности движения поездов,
капитальный и восстановительный ремонты проводить безотлагательно.
7. Основные требования к планированию
и организации работ
7.1. Каждая хозяйственная единица должна иметь перспективный
план ведения хозяйства в защитных лесонасаждениях, рассчитанный на
десятилетний период, и годовой (на последующий год) с
распределением работ по кварталам. Первый разрабатывается
проектными организациями, а второй - специалистами хозяйственного
предприятия на основе перспективного, откорректированного по
материалам ежегодного комиссионного обследования всех насаждений в
натуре.
7.2. Все работы, связанные с составлением годового плана
мероприятий по текущему содержанию, капитальному и
восстановительному ремонтам, реконструктивным мероприятиям должны
заканчивать в год, предшествующий планируемому.
7.3. Контроль за правильностью планирования и выполнением
годового плана работ осуществляется представителями службы пути
управления дорог путем выборочного обследования насаждений и
анализа соответствующих материалов.
7.4. Предприятия по защитным лесонасаждениям, опираясь на
перспективный и годовой планы, должны разрабатывать план
организационно-хозяйственных мероприятий, в котором следует
предусматривать:
- своевременное и высококачественное выполнение работ при
наименьших затратах труда и средств;
- внедрение научной организации труда и новых прогрессивных
технологий выполнения работ;
- распределение годового объема и средств дистанций защитных
лесонасаждений между производственными и мастерскими участками;
- определение последовательности и сроков выполнения работ в
соответствии со степенью их неотложности;
- установление рационального режима организации
технологических процессов, учета, приемки работ и лесопродукции;
- своевременное обеспечение в соответствии с потребностями
необходимыми материалами, рабочей силой, машинами, механизмами и
инструментами;
- выбор и подготовку к работе наиболее удобных и
производительных машин, механизмов, инструмента применительно к
конкретным условиям;
- обучение рабочих приемам безопасного способа выполнения
работ при использовании химикатов, машин, механизмов и ручного
инструмента.
7.5. Специалист дистанции не реже одного раза в квартал обязан
проводить выборочную приемку выполненных работ.
7.6. Все виды выполненных работ на объекте следует в
обязательном порядке фиксировать в учетно-технической карточке
защитных лесонасаждений.
Всероссийский научно-исследовательский
институт железнодорожного
транспорта (ВННИЖТ):
Заместитель Директора
А.Я.КОГАН
Заведующий группой стандартизации
Л.И.КОПЧУКОВА
Заведующий отделением ПМ
А.Я.ЗАХАРОВ
Руководитель и ответственный
исполнитель разработки,
заведующий лабораторией
защитных лесонасаждений
Н.Т.МАКАРЫЧЕВ
Соисполнители:
от МГУЛ - научный сотрудник
О.Н.НИКИТИНА
от ВННИЛМ - ст. научный сотрудник
С.И.НИКИТИН
Согласовано
Зам. Начальника Департамента
пути и сооружений
В.Б.КАМЕНСКИЙ
20 января 1997 года