РД 02-034-2004 (с изм. 1, 2 2006, 3 2007, 4 2008)
Утверждено
Приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 22 ноября 2004 г. № 213
Введено в действие
с 22 ноября 2004 года
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
РД-02-034-2004
Внесены Изменения № 1, 2, 3, 4, утвержденные и введенные в действие Приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 марта 2006 г. № 253, от 21 июля 2006 г. № 717, от 23 октября 2007 г. № 720, от 2 апреля 2008 г. № 196.
I. Общие положения
1. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту - Управление) является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, нормативными правовыми актами, организационно-распорядительными и руководящими документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также настоящим Положением.
3. Полное официальное наименование Управления: Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кабардино-Балкарской Республике.
Сокращенное наименование Управления: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кабардино-Балкарской Республике.
Местонахождение Управления: 360019, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. 9-го Января, 136.
(Измененная редакция, Изм. № 4)
4. Управление осуществляет свои полномочия на территории субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
5. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
6. Основными задачами Управления являются:
6.1. Государственный надзор и контроль в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления).
6.2. Государственный надзор и контроль в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, и охраны недр.
6.3. Государственный надзор и контроль в сфере промышленной безопасности.
6.4. Государственный надзор и контроль в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).
6.5. Государственный надзор и контроль в сфере безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики.
6.6. Государственный надзор и контроль в сфере безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения.
6.7. Осуществление в установленном порядке и в пределах компетенции лицензирования и разрешительной деятельности, организация и проведение государственной экологической экспертизы.
6.8. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - объекты, отнесенные к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору).
(Введен дополнительно, Изм. № 2)
7. Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
7.1. Организует и проводит проверки (инспекции) и иные мероприятия по надзору и контролю за соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, в том числе по надзору и контролю:
7.1.1. За соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов.
7.1.2. За соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
7.1.3. За соблюдением (в пределах компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), а также требований безопасности электрических и тепловых установок и сетей.
7.1.4. За безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, с целью обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр (в пределах компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), по безопасному ведению горных работ, а также с целью предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения.
7.1.5. За соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ.
7.1.6. За соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления.
7.1.7. За соблюдением (в пределах компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
7.1.8. За соблюдением (в пределах компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
7.1.9. За соблюдением (в пределах компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
7.1.10. За готовностью поднадзорных организаций, горно-спасательных, газоспасательных и противофонтанных служб к ликвидации аварий на опасных производственных объектах.
7.1.11. За соблюдением порядка подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководителей, специалистов и рабочих организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
7.1.12. За выполнением поднадзорными организациями установленных правил осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
7.1.а. Организует и проводит проверки соответствия работ, выполняемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
(Введен дополнительно, Изм. № 2)
7.2. Осуществляет лицензирование, отнесенное законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в пределах установленного разграничения соответствующих полномочий между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами), а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
7.3. Осуществляет разрешительную деятельность (в установленном порядке и в пределах установленного разграничения соответствующих полномочий между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами), в том числе по выдаче разрешений:
7.3.1. На применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах.
7.3.2. На застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах горного отвода.
7.3.3. На выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
7.3.4. На трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
7.3.5. На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации ядовитых веществ.
7.3.6. На применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами.
7.3.3-7.3.6. (Измененная редакция, Изм. № 3)
7.3.7. Выдает заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и (или) складских помещений организациям, намечающим осуществление лицензируемой деятельности, связанной с производством и (или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
(Введен дополнительно, Изм. № 3)
7.4. Устанавливает лимиты на размещение отходов.
7.5. Устанавливает предельно допустимые и временно согласованные выбросы для конкретных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (в установленном порядке и в пределах установленного разграничения соответствующих полномочий между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами).
7.6. Регистрирует опасные производственные объекты и ведет территориальный раздел государственного реестра таких объектов.
7.7. Ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух (в установленном порядке и в пределах установленного разграничения соответствующих полномочий между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами).
7.8. Участвует в ведении государственного реестра объектов размещения отходов при формировании государственного кадастра отходов, а также в ведении государственного учета в области обращения с отходами.
7.9. Организует проведение работ по паспортизации опасных отходов.
7.10. Согласовывает условия лицензий на пользование недрами, технические проекты на разработку месторождений полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке.
7.11. Согласовывает расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
7.12. Рассматривает и утверждает в установленном порядке заключения экспертизы промышленной безопасности.
7.12.а. Выдает заключения о соответствии объектов, отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации или принимает решение об отказе в выдаче таких заключений.
(Введен дополнительно, Изм. № 2)
7.13. Организует и проводит в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу (в пределах установленного разграничения соответствующих полномочий между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами), а также осуществляет контроль за выполнением требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы.
7.14. Осуществляет техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев производственного травматизма и утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в поднадзорных организациях, а также учет случаев возникновения аварийных ситуаций при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
(Измененная редакция, Изм. № 2)
7.15. Обеспечивает деятельность функциональной подсистемы контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7.16. Организует профессиональную подготовку работников Управления, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
7.17. Представляет в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору:
7.17.1. Анализы результатов проверок (инспекций) и подготовленные на их основе предложения по предупреждению и устранению выявленных нарушений требований безопасности.
7.17.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения государственного надзора и контроля по направлениям деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основе анализа практики надзорной и контрольной деятельности.
7.17.3. Отчетную информацию о результатах своей деятельности.
7.18. Осуществляет функции получателя средств федерального бюджета на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций.
7.19. Организует в установленном порядке проведение конкурсов и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Управления.
7.20. Осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в срок, установленный законодательством Российской Федерации.
7.21. Обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну.
7.22. Обеспечивает мобилизационную подготовку Управления.
7.23. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления.
7.23.а. Формирует дело применительно к каждому объекту, отнесенному к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте которого осуществляет государственный строительный надзор, и включает в дело все документы, составленные либо полученные при осуществлении такого надзора.
(Введен дополнительно, Изм. № 2)
7.23.б. Обобщает и включает сведения, полученные при осуществлении государственного строительного надзора, в создаваемую Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору информационную систему государственного строительного надзора.
(Введен дополнительно, Изм. № 2)
7.24. В целях обеспечения взаимодействия и координации деятельности представляет в МТУ Ростехнадзора по Южному федеральному округу запрашиваемую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Управления, в том числе информацию о выполнении Управлением требований организационно-распорядительных документов Ростехнадзора, указаний руководителя Ростехнадзора и его заместителей.
7.25. На основании соответствующих организационно-распорядительных документов Ростехнадзора обеспечивает организацию работы комиссий МГУ Ростехнадзора по Южному федеральному округу по проверке деятельности Управления в установленной сфере полномочий и функций.
7.26. В необходимых случаях организует и проводит совместные (по согласованию) с МТУ Ростехнадзора по Южному федеральному округу проверки поднадзорных организаций и объектов, осуществляющих свою деятельность в Южном федеральном округе.
7.24-7.26. (Введены дополнительно, Изм. № 3)
7.27. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
(Измененная редакция, Изм. № 3)
8. Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:
8.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления.
8.2. Проводить в пределах компетенции Управления необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, заказывать проведение исследований, испытаний, измерений, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора и контроля в установленной сфере деятельности, а также проводить при осуществлении государственного строительного надзора экспертизы, обследования, лабораторные и иные испытания выполненных работ и применяемых строительных материалов.
(Измененная редакция, Изм. № 2)
8.3. Давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
8.4. Рассматривать в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях и применять административные наказания или направлять в судебные и правоохранительные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, нормах и правилах, в пределах компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
8.5. В порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
8.6. Давать юридическим лицам, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, нормах и правилах в пределах компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
8.7. Выносить предупреждения о приостановлении действия лицензий и издавать предписания о приостановлении действия лицензий в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
III. Организация деятельности
9. Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Руководитель Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление полномочий.
Руководитель Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по представлению руководителя Управления.
Количество заместителей руководителя Управления устанавливается руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
10. Управление создается, переименовывается, реорганизуется и ликвидируется приказами руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или лица, исполняющего его обязанности.
11. Контроль и координацию деятельности Управления осуществляет МТУ Ростехнадзора по Южному федеральному округу (в рамках установленных полномочий) и центральный аппарат Ростехнадзора.
(Измененная редакция, Изм. № 3)
12. Руководитель Управления:
12.1. Распределяет обязанности между своими заместителями.
12.2. Представляет руководителю Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
12.2.1. Предложения о предельной численности, фонде оплаты труда работников Управления, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
12.2.2. Предложения по созданию, реорганизации и ликвидации структурных подразделений в составе Управления.
12.2.3. Предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Управления.
12.2.4. Ежегодный план и прогнозные показатели деятельности Управления, а также отчет об их исполнении.
12.2.5. Предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Управления.
12.3. Назначает на должность и освобождает от должности работников Управления, определяет их должностные обязанности.
12.4. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Управлении.
12.5. Утверждает по согласованию с руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору организационную структуру и штатное расписание Управления в пределах утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору численности работников Управления и сметы расходов на их содержание.
12.6. Утверждает положения о структурных подразделениях Управления и должностные инструкции работников Управления.
12.7. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору издает приказы ненормативного характера по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
12.8. Представляет Управление во взаимоотношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, организациями, гражданами, а по поручениям руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - с представителями международных организаций и организациями зарубежных стран.
12.9. Организует соблюдение в Управлении установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований по сохранению государственной и иной охраняемой законом тайны, а также по защите информации.
12.10. Обеспечивает сохранность сведений, составляющих государственную тайну, в случае реорганизации, ликвидации Управления или прекращения работ со сведениями, составляющими государственную тайну.
12.11. Представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и награждению государственными и ведомственными наградами, применяет меры материального и морального поощрения.
12.12. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми и организационно-распорядительными документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
13. Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
14. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, включающим наименование Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Взаимодействие и координация деятельности Управления с органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики
15. В соответствии с Положением о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 725, Управление взаимодействует с органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по вопросам совместного выполнения задач, вытекающих из установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти, а также реализации федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
16. Координация деятельности Управления с органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, в том числе согласование принимаемых решений, осуществляется в порядке и по вопросам, которые предусмотрены федеральными законами и актами Президента Российской Федерации.
17. В целях осуществления взаимодействия и координации деятельности с органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики Управление в пределах своей компетенции:
17.1. Выполняет задачи и функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, связанные с реализацией федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
17.2. Запрашивает в установленном порядке от органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую для реализации своих полномочий, а также сведения о принятых решениях.
17.3. Направляет информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики для реализации своих полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
17.4. Направляет высшим должностным лицам Кабардино-Балкарской Республики (руководителям высших исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики) предложения, касающиеся вопросов совместной деятельности Управления и органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, а также информацию об основных направлениях и результатах своей деятельности.
17.5. Рассматривает обращения высших должностных лиц Кабардино-Балкарской Республики (руководителей высших исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики) и информирует их о принятых решениях.
18. Руководитель Управления вправе приглашать руководителей (представителей) органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики для участия в работе совещаний, комиссий и рабочих групп по вопросам, находящимся в сфере их ведения.
При этом Управление обязано информировать приглашаемых им лиц о дате, времени, месте проведения и повестке дня совещания, заседания комиссии и рабочей группы, а также направлять им необходимые материалы с соблюдением требований по защите государственной тайны, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
19. Руководитель Управления в случае приглашения может участвовать (направлять уполномоченных им лиц для участия) в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами Кабардино-Балкарской Республики (руководителями высших исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики), а также в работе консультативно-совещательных и/или координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами Кабардино-Балкарской Республики (руководителями высших исполнительных органов Кабардино-Балкарской Республики), коллегий органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами.
20. Разногласия между Управлением и органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по вопросам взаимодействия и координации их деятельности разрешаются руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору либо путем проведения согласительных процедур.
Раздел IV (Введен дополнительно, Изм. № 1)