РД 07-01-2004
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 11 октября 2004 г. № 126
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 января 2005 г. прилагаемые Методические указания по проведению оценки состояния физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов по результатам проведенной инспекции (РД-07-01-2004).
Вр.и.о. Руководителя
А.Б.МАЛЫШЕВ
Утверждены
Приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 11 октября 2004 г. № 126
Введены в действие
с 1 января 2005 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ЯДЕРНО И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ПРОВЕДЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
РД-07-01-2004
I. Общие положения
1. Методические указания по проведению оценки состояния физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов по результатам проведенной инспекции (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. № 264 (далее - Правила ФЗ), Правилами физической защиты радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ, утвержденными Постановлением Госатомнадзора России от 16 января 2002 г. № 3, и определяют порядок проведения оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО).
2. Методические указания предназначены для использования работниками структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и межрегиональных территориальных округов указанной Службы, назначаемыми в состав комиссий для проведения инспекций ФЗ ЯОО (РОО) с целью оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) при проведении инспекций ФЗ этих объектов.
При проведении оценки состояния ФЗ РОО настоящие Методические указания не распространяются на объекты 4-й категории.
3. Целью оценки состояния ФЗ является проверка ее соответствия предъявляемым к ней требованиям и выявление элементов, не соответствующих требованиям к ФЗ, которые принимаются за критические элементы ФЗ.
4. Используемые в Методических указаниях термины и их определения, а также сокращения и их расшифровка приведены в Приложениях № 1 и 2 соответственно.
II. Проведение оценки состояния физической защиты ядерно опасных объектов (радиационно опасных объектов)
5. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) проводится при комплексных и целевых инспекциях, по результатам анализа состояния ФЗ, соответствия ее требованиям Правил ФЗ (руководящих документов) с использованием экспертного метода. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) может проводиться также в следующих случаях:
- на этапе рассмотрения и экспертизы материалов по обоснованию безопасности ЯОО (РОО);
- при изменении внешних и внутренних угроз объекту;
- при изменениях, вносимых в систему ФЗ, влияющих на ее состояние.
Члены комиссии одновременно являются и экспертами. Число членов комиссии должно быть не менее трех.
6. При проведении оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) следует осуществить проверки организационных мероприятий, ИТС ФЗ, действий подразделений охраны объекта и по результатам проверок составить перечень критических элементов ФЗ ЯОО (РОО).
7. Применяемый в Методических указаниях экспертный метод предусматривает использование в качестве исходных данных факторов состояния, которые определяют организацию и обеспечение ФЗ ЯОО (РОО) в соответствии с требованиями нормативных документов.
8. Экспертный метод предусматривает следующие действия при проведении оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО):
- составление перечня ФС для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО (РОО);
- выявление критических элементов из перечня ФС по результатам анализа проекта ФЗ ЯОО (РОО);
- определение показателей веса ФС и показателей реального состояния ФС;
- обработка результатов экспертных оценок и оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО);
- определение соответствия состояния ФЗ ЯОО (РОО) требованиям нормативных документов.
9. ФС, из числа которых составляется перечень ФС для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО и РОО, приведен в Приложениях № 3 и № 4 соответственно.
10. Анализ состояния ФЗ ЯОО (РОО) проводится в следующем порядке:
ФС разделяются на три группы по принадлежности к составным частям СФЗ ЯОО (РОО):
- ФС организационных мероприятий (ФС группы a);
- ФС инженерно-технических средств ФЗ (ФС группы b);
- ФС действий подразделений охраны (ФС группы с).
Для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО (РОО) эксперт выбирает (определяет) количество ФС (k, l, m) из Приложения № 3 для ЯОО и из Приложения № 4 для РОО по группам a, b, с соответственно.
11. Члены комиссии анализируют данные при рассмотрении состояния элементов ФЗ ЯОО (РОО) согласно п. 10. Пример составления исходных данных для расчета показателя состояния ФЗ приведен в Приложении № 5.
12. При выборе ФС и их весовых значений экспертам необходимо учитывать задачи, выполняемые ФЗ ЯОО (РОО).
13. Каждому ФС каждый эксперт назначает вес ФС из диапазонов аij = 1...5; bij = 1...7; cij = 1...10 (i - номер ФС из групп a, b, c, j - номер эксперта). При назначении весов эксперты должны учитывать характер внешних и внутренних угроз, а также в какой охраняемой зоне ЯОО (защищенной, внутренней или особо важной) находится анализируемый элемент ФЗ ЯОО.
14. Каждому i-му ФС, выбранному в ФЗ ЯОО (РОО), эксперты дают оценку степени реального состояния ФС посредством показателя реального состояния ФС dij из ряда значений 0, 1, 2, 3. Более высокие значения весов ФС и показателей реального состояния ФС дают больший вклад соответствующих им элементов ФЗ ЯОО в несоответствие ФЗ требованиям к ФЗ ЯОО (РОО).
Эксперты определяют среднее значение показателя реального состояния каждого ФС di:
,
где:
dij - показатель реального состояния i-го ФС, назначенного j-м экспертом;
n - число экспертов.
Для ФС, не выявленному как критический элемент в ФЗ ЯОО (РОО), показатель реального состояния dij принимается равным нулю.
При di, не равном нулю, элемент ФЗ ЯОО (РОО), который оценивался с использованием соответствующего i-го ФС, признается критическим элементом ФЗ ЯОО (РОО).
15. Состояние ФЗ ЯОО (РОО) оценивается следующим образом:
Члены комиссии определяют значения средних весов ФС аi, bi, ci аналогично di (см. п. 14).
Для определения оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) определяются показатели состояния составных частей ФЗ ЯОО (РОО):
а) показатель состояния организационных мероприятий:
;
б) показатель состояния инженерно-технических средств:
;
в) показатель состояния действий подразделений охраны:
,
где:
k - число ФС в организационных мероприятиях;
l - число ФС в инженерно-технических средствах ФЗ;
m - число ФС в действиях подразделений охраны;
dm - максимально возможное значение показателя реального состояния ФС (dm = 3);
аm, bm, сm - максимально возможные значения весов ФС в группе ФС (5, 7, 10 соответственно).
16. Комиссия определяет значения показателей состояния N1, N2, N3.
За показатель состояния ФЗ ЯОО (РОО) принимается среднее арифметическое значений N1, N2, N3:
.
За базовое значение показателя состояния ФЗ ЯОО (РОО) принимается значение, равное нулю.
17. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) определяется из условия:
- ФЗ ЯОО (РОО) в основном соответствует требованиям норм и правил - при N ≤ 0,05;
- ФЗ ЯОО (РОО) имеет отдельные отступления от требований норм и правил - при 0,05 < N < 0,07;
- ФЗ ЯОО (РОО) имеет значительные отступления от требований норм и правил, требующие использования компенсирующих мероприятий, - при 0,07 < N < 0,1;
- ФЗ ЯОО (РОО) не обеспечивается - при N ≥ 0,1.
При инспектировании одной составной части СФЗ определяется показатель состояния инспектируемой части СФЗ ЯОО (РОО).
Если, например, инспектируются только ИТС СФЗ, то определяется показатель состояния инженерно-технических средств - N2:
.
18. Оценка состояния составных частей СФЗ ЯОО (РОО) проводится в соответствии с п. 17.
19. Пример проведения оценки состояния физической защиты ЯОО приведен в Приложении № 6.
Приложение № 1
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Анализ состояния - совокупность действий, направленных на определение фактического состояния ФЗ ЯОО (РОО).
Базовые значения показателя состояния - значения показателя состояния, принятые за основу при оценке состояния ФЗ ЯОО (РОО).
Вес фактора состояния - базовая количественная характеристика ФС. Числовые значения веса факторов состояния составляют для:
аy = 1...5; by = 1...7; сy = 1...10.
Критический элемент - элемент ФЗ ЯОО (РОО), не соответствующий требованиям, предъявляемым к ФЗ ЯОО (РОО), из-за наличия которого нарушитель будет иметь возможность совершения диверсии или хищения ЯМ.
Оценка состояния (ОС) - результат сопоставления показателя состояния с его базовыми значениями.
Показатель реального состояния ФС (dy) - количественная характеристика ФС, выбираемая из значений числового ряда: 0, 1, 2, 3.
Показатель состояния - количественная характеристика состояния ФЗ ЯОО (РОО).
Система ФЗ ЯОО и РОО (СФЗ) - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны, предназначенных для обеспечения физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных веществ, радиационных источников.
Факторы состояния (ФС) физической защиты ЯОО (РОО) - отдельные элементы ФЗ, определяющие организацию и обеспечение ФЗ ЯОО (РОО) в соответствии с требованиями нормативных документов.
Физическая защита (ФЗ) - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов.
Экспертный метод анализа состояния - метод проведения анализа и оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО), осуществляемый на основе решений, принимаемых экспертами.
Приложение № 2
ПЕРЕЧЕНЬ
СОКРАЩЕНИЙ И ИХ РАСШИФРОВКА
ВВ | - взрывчатые вещества |
ВК | - ведомственная комиссия |
ИТС (ИТС ФЗ) | - инженерно-технические средства (инженерно-технические средства физической защиты) |
КПП | - контрольно-пропускной пункт |
МВК | - межведомственная комиссия |
ПХ | - пункты хранения |
РАО | - радиоактивные отходы |
РВ | - радиоактивные вещества |
РД | - руководящие документы |
РИ | - радиационный источник |
РОО | - радиационно опасный объект |
ОС | - оценка состояния |
ПХ ЯМ | - пункты хранения ядерных материалов |
СБ | - служба безопасности |
СОЭН | - система оптико-электронного наблюдения |
СКУД | - система контроля управления доступом |
СФЗ | - система физической защиты |
ФЗ | - физическая защита |
ФС | - фактор состояния |
УИВ | - устройство индикации вмешательства |
ЯОО | - ядерно опасный объект |
ЯМ | - ядерный материал |
ЯУ | - ядерная установка |
Приложение № 3
ПЕРЕЧЕНЬ
ФАКТОРОВ СОСТОЯНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
№ п/п | Факторы состояния | |
1 | ФС организационных мероприятий (ФС группы "а") | |
1.1.1 | Положение о службе безопасности | |
1.1.2 | Положение о пропускном режиме и разрешительной системе допуска и доступа к ЯМ, ЯУ и ПХ | |
1.1.3 | Акт Межведомственной комиссии по организации охраны и акты внутренних комиссий по частичному изменению охраны ЯОО (РОО), их соответствие требованиям НД | |
1.1.4 | План охраны и обороны ЯОО | |
1.1.5 | План взаимодействия администрации, службы безопасности, подразделений охраны и персонала ЯОО в штатных и чрезвычайных ситуациях | |
1.1.6 | План взаимодействия администрации, службы безопасности и подразделений охраны ЯОО с органами ФСБ России и МВД России в штатных и чрезвычайных ситуациях | |
1.1.7 | План проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств ФЗ | |
1.2 | Организационно-распорядительные документы о назначении должностных лиц службы безопасности, ответственных за физическую защиту ЯОО | |
1.3 | Разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии у заместителя руководителя ЯОО по ФЗ и у руководителя подразделения ЯОО по ФЗ | |
1.4 | Порядок выдачи и хранения ключей от охраняемых помещений | |
1.5 | Компенсирующие меры и резервирование на случай выхода из строя элементов ТСФЗ | |
1.6 | Обеспечение разрешительной системы доступа персонала, командированных лиц, посетителей в охраняемые здания, сооружения, помещения, к ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ, а также организация допуска транспорта на территорию ЯОО | |
1.7 | Сроки и объем регламентных проверок ТСФЗ, установленных эксплуатационной документацией | |
1.8 | Размещение средств обнаружения и физических барьеров для выполнения принципа: "задержка должна осуществляться после обнаружения" | |
1.9 | Использование устройств индикации и контроля вмешательства (пломб и т.п.) | |
1.10 | Наличие анализа уязвимости ЯОО (РОО) | |
1.11 | Проверка с применением правила двух (трех) лиц транспортных средств, пересекающих периметр охраняемой зоны через КПП | |
1.12 | Перечень внутренних и внешних угроз ЯОО | |
1.13 | Перечень уязвимых мест ЯОО | |
1.14 | Наличие оценки возможного экологического и экономического ущерба при реализации угроз | |
1.15 | Наличие оценки эффективности действующей или проектируемой СФЗ и определение путей ее совершенствования | |
1.16 | Организационные документы по зонированию ФЗ ЯОО (РОО) | |
1.17 | Перечень категорированных помещений ЯОО (РОО) | |
1.18 | Наличие Положения и документации по самоохране категорированных помещений | |
1.19 | Организация и обеспечение правила "двух лиц" при работах в особо важной зоне | |
1.20 | Проведение учений (тренировок) с подразделениями охраны | |
1.21 | Организация работы по противодействию терроризму | |
1.22 | Организация контроля за выполнением организационных мероприятий и использованием ИТС | |
2 | ФС инженерно-технических средств (ФС группы "b") | |
2.1 | ФС технических средств, которыми оборудованы периметры охраняемых зон, зданий, сооружений, помещений: | |
2.1.1 | Ресурс ТСФЗ | |
2.1.2 | Автоматическое переключение электропитания ТСФЗ на резервные источники при отключении основной системы | |
2.1.3 | Передача информации с локальных пультов управления ТСФЗ на центральный пульт управления ФЗ | |
2.1.4 | Автоматический дистанционный контроль работоспособности ТСФЗ | |
2.1.5 | Оперативность, надежность, качество связи | |
2.1.6 | Наличие информации в эксплуатационной документации на физические барьеры о среднем времени задержки нарушителя внутренней и внешней угрозы либо о времени задержки на возможных маршрутах перехвата нарушителя | |
2.1.7 | Контроль вскрытия элементов охранной сигнализации, их отсоединения, а также несанкционированного подключения к охранной сигнализации | |
2.1.8 | Периметр защищенной зоны оборудован техническими средствами обнаружения, работающими на двух разных физических принципах | |
2.1.9 | Периметр защищенной зоны оборудован средствами оптико-электронного наблюдения | |
2.1.10 | Периметр защищенной зоны оборудован ТВС | |
2.1.11 | Непрерывность обнаружения по периметру охраняемой зоны | |
2.1.12 | Здания, сооружения и помещения, расположенные во внутренней и особо важной зонах, оборудованы средствами оптико-электронного наблюдения | |
2.1.13 | Здания, сооружения и помещения, расположенные во внутренней и особо важной зонах, оборудованы техническими средствами проводной связи, системами обеспечения | |
2.1.14 | Входы (выходы) в зданиях, сооружениях и помещениях, расположенных во внутренней и особо важной зонах, оборудованы замковыми устройствами, техническими средствами обнаружения, средствами оптико-электронного наблюдения и управления доступом | |
2.1.15 | Система оптико-электронного наблюдения имеет подсистему видеозаписи и ее сохранения | |
2.1.16 | Система освещения охраняемых зон обеспечивает определенную нормативами освещенность в любое время суток при неблагоприятных погодных условиях | |
2.1.17 | Тип радиационного монитора для обнаружения проноса ЯМ соответствует виду ЯМ на ЯОО | |
2.2 | ФС КПП и средств для осуществления доступа: | |
2.2.1 | КПП защищенной, внутренней, особо важной зоны оборудованы средствами для осуществления доступа | |
2.2.2 | КПП зданий, сооружений, помещений, расположенных во внутренней и особо важной зонах, оборудованы средствами оптико-электронного наблюдения и управления доступом | |
2.2.3 | КПП внутренней и особо важной зон, КПП зданий, сооружений, помещений, расположенных во внутренней или особо важной зоне, оборудованы: средствами обнаружения проноса (провоза) ЯМ; средствами обнаружения взрывчатых веществ; средствами обнаружения металлических предметов | |
2.2.4 | Наличие на транспортных КПП противотаранных устройств | |
2.2.5 | Наличие на КПП зоны досмотра шлюзового типа | |
2.2.6 | Оборудование КПП средствами защиты охраны от поражения стрелковым оружием | |
2.2.7 | Наличие тревожно-вызывной сигнализации | |
2.2.8 | Контрольная полоса между физическими барьерами периметра защищенной зоны обеспечивает фиксацию несанкционированного проникновения через нее | |
2.2.9 | Проемы, окна, вентиляционные короба, технологические проходы оборудованы физическими барьерами, препятствующими несанкционированному проникновению нарушителя в охраняемую зону | |
2.2.10 | Оснащение физическими барьерами, замедляющими проникновение нарушителя в охраняемую зону, участков охраняемой зоны | |
2.2.11 | Каждый элемент ТСФЗ исправен и работоспособен | |
2.2.12 | Наличие: охранной сигнализации, СКУД, СОЭН, обнаружителей ЯМ, ВВ и металлов, средств проводной связи, средств радиосвязи, ТВС и системы обеспечения | |
3 | ФС действий подразделений охраны (ФС группы "с") | |
3.1 | Время реагирования подразделений охраны обеспечивает перехват нарушителя на возможных маршрутах следования нарушителя | |
3.2 | Ведомственные нормативные документы по организации охраны ЯОО (РОО) и порядку несения службы подразделениями охраны имеют следующие характеристики подразделений охраны: | |
3.2.1 | Укомплектованность личным составом | |
3.2.2 | Обеспеченность вооружением, транспортом и средствами связи | |
3.2.3 | Профессиональная подготовка, прохождение периодической аттестации, проведение учений | |
3.2.4 | Эффективность управления подразделениями охраны, методы контроля и порядок проверки эффективности действий подразделений охраны | |
3.2.5 | Практические действия подразделений охраны при получении сигнала тревоги | |
3.2.6 | Наличие РД по организации охраны ЯОО (РОО) | |
3.2.7 | Способность подразделений охраны выполнять боевую задачу в соответствии с Актом МВК (ВК) |
Приложение № 4
ПЕРЕЧЕНЬ
ФАКТОРОВ СОСТОЯНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
№ п/п | Факторы состояния | Категории РИ, ПХ, РВ по их потенциальной радиационной опасности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Факторы состояния организационных мероприятий (ФС группы "а") | ||||
1.1.1 | Создание службы безопасности и обеспечение ее функционирования | + | + | - | - |
1.1.2 | Организация охраны РИ, ПХ, РВ | + | + | + | - |
1.1.3 | Организация самоохраны РИ, ПХ, РВ | + | + | + | + |
1.1.4 | Компенсирующие мероприятия в случае отказа какой-либо составной части технических средств системы физической защиты РИ, ПХ, РВ | + | + | + | - |
1.1.5 | Разработку и утверждение документов по вопросам организации и обеспечения физической защиты РИ, ПХ, РВ | + | + | + | + |
1.1.6 | Контроль за соблюдением требований к системе физической защиты РИ, ПХ, РВ | + | + | + | + |
1.1.7 | Ограничение числа лиц, имеющих разрешение на проведение работ с РИ, РВ, РАО | + | + | + | + |
1.1.8 | Выполнение правила двух (трех) лиц: | ||||
- при работах с РИ, РВ, РАО | + | - | - | - | |
- на транспортных КПП | + | + | - | - | |
- на КПП для прохода людей | + | - | - | - | |
1.1.9 | Обеспечение функционирования разрешительной системы доступа работников (персонала), командированных лиц, посетителей и транспортных средств в охраняемые помещения, здания и на территории, где проводятся работы с РИ, РВ, РАО | + | + | + | + |
1.2 | Наличие документов по вопросам организации и обеспечения физической защиты РИ, ПХ, РВ: | ||||
1.2.1 | Перечень угроз | + | + | + | + |
1.2.2 | Документ, устанавливающий категорию РИ, ПХ, РВ | + | + | + | + |
1.2.3 | Положение о службе безопасности | + | + | - | - |
1.2.4 | План охраны и обороны РИ, ПХ, РВ | + | + | + | - |
1.2.5 | Организационно-распорядительные документы о назначении: | ||||
- должностных лиц службы безопасности | + | + | - | - | |
- ответственного за физическую защиту РИ, ПХ, РВ | + | + | + | + | |
1.2.6 | Положение о разрешительной системе доступа работников (персонала), командированных лиц, посетителей и транспортных средств в охраняемые помещения, здания и на территории, где проводятся работы с РИ, РВ, РАО | + | + | + | - |
1.2.7 | Перечень лиц, имеющих разрешение на проведение работ с РИ, РВ, РАО | + | + | + | + |
1.2.8 | План взаимодействия администрации эксплуатирующей организации, организации, предприятия, службы безопасности, подразделений охраны и работников (персонала) в штатных и чрезвычайных ситуациях | + | + | + | - |
1.2.9 | Положение о самоохране РИ, ПХ, РВ | + | + | + | + |
1.2.10 | План проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты РИ, ПХ, РВ | + | + | + | - |
1.2.11 | Документ, устанавливающий порядок применения УИВ | + | + | + | + |
1.2.12 | Должностные инструкции: | ||||
- работников, осуществляющих руководство СБ | + | + | - | - | |
- ответственного за физическую защиту РИ, ПХ, РВ | + | + | + | + | |
1.2.13 | Документы о сертификации технических средств физической защиты РИ, ПХ, РВ | + | + | + | + |
2 | ФС инженерно-технических средств (ФС группы "b") | ||||
2.1 | На инженерно-технические средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должна быть разработана проектная, конструкторская и технологическая документация | + | + | + | + |
2.2 | Технические средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны включать: | ||||
2.2.1 | Технические средства охранной сигнализации, обеспечивающие непрерывность обнаружения нарушителя: | ||||
- на периметре территории | + | + | - | - | |
эксплуатирующей организации, | |||||
организации, предприятия | |||||
- в зданиях | + | + | + | - | |
- в помещениях | + | + | + | - | |
Примечание. Для РИ, ПХ, РВ 1-й категории на периметре территории эксплуатирующей организации, организации, предприятия технические средства охранной сигнализации, обеспечивающие непрерывность обнаружения нарушителя, должны работать не менее чем на двух физических принципах | + | - | - | - | |
2.2.2 | Средства наблюдения | + | - | - | - |
2.2.3 | Пульт управления техническими средствами физической защиты РИ, ПХ, РВ | + | + | + | - |
Примечание. Для РИ, ПХ, РВ 1-й категории пульт управления техническими средствами физической защиты РИ, ПХ, РВ должен быть расположен в специально приспособленном помещении, имеющем пуленепробиваемые двери и стекла | + | - | - | - | |
2.2.4 | Средства обнаружения проноса РВ на КПП для прохода людей | + | + | + | - |
2.2.5 | Средства обнаружения провоза РВ на транспортных КПП | + | + | + | - |
2.2.6 | Средства связи | + | + | + | + |
2.2.7 | УИВ: | ||||
- в зданиях | + | + | + | - | |
- в помещениях | + | + | + | + | |
2.2.8 | Системы обеспечения (электропитанием, электроосвещением и др.) | + | + | + | - |
2.3 | Технические средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны иметь резервные источники электропитания, обеспечивающие работоспособность технических средств системы физической защиты РИ, ПХ, РВ путем автоматического переключения основного электропитания на резервное в случае отключения основного электропитания | + | + | + | - |
2.4 | Технические средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны обеспечивать ее стабильную работу, при которой отказ какого- либо технического средства системы физической защиты РИ, ПХ, РВ не нарушал ее функционирования в целом и не приводил к отказу другого технического средства физической защиты РИ, ПХ, РВ | + | + | + | - |
2.5 | Инженерные средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны включать: | ||||
2.5.1 | Строительные конструкции (здания) | + | + | + | - |
2.5.2 | Специально разработанные конструкции | + | + | + | + |
2.5.3 | - КПП для прохода людей | + | + | + | - |
- транспортные КПП | + | + | + | - | |
2.5.4 | Противотаранные устройства на транспортных КПП | + | + | - | - |
2.5.5 | Пуленепробиваемые средства защиты часовых на КПП | + | - | - | - |
2.6 | Инженерные средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны размещаться на возможном пути следования нарушителя | + | + | + | - |
3 | ФС действий подразделений охраны (ФС группы "с") | ||||
3.1 | Осуществление защиты РИ, ПХ, РВ от несанкционированных действий | + | + | + | - |
3.2 | Осуществление пропускного режима доступа к РИ, РВ в ПХ | + | + | + | - |
3.3 | Осуществление контроля доступа к РИ, РВ, в ПХ | + | + | + | - |
3.4 | Управление техническими средствами физической защиты РИ, ПХ, РВ | + | + | + | - |
3.5 | Своевременное обнаружение несанкционированных действий и реагирование на них | + | + | + | - |
3.6 | Пресечение несанкционированных действий | + | + | + | - |
3.7 | Задержание лиц, причастных к подготовке или совершению несанкционированных действий | + | + | + | - |
Примечание. Знаком "+" обозначено требование, обязательное для выполнения, знаком "-" - отсутствие требования, либо его необязательность.
Приложение № 5
ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ
ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
№ п/п | Критический элемент | Группа ФС | Число экспертов | Оценка веса ФС | Среднее значение веса ФС | Показатель реального состояния ФС | Среднее значение показателя реального состояния ФС | Значение произведений | ||||||
аij | bij | cij | ai | bi | ci | dij | di | aidi | bidi | cidi | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | Не определены компенсирующие меры и резервирование на случай выхода из строя элементов ТСФЗ (п. 1.6, Приложение 3) | a | 5 | 3 | 2,80 | 2 | 1,40 | 3,92 | ||||||
2 | 1 | |||||||||||||
3 | 1 | |||||||||||||
4 | 1 | |||||||||||||
2 | 2 | |||||||||||||
2 | Отсутствует автоматический дистанционный контроль работоспособности ТСФЗ (п. 2.1.4, Прилож. 3) | b | 5 | 5 | 5,40 | 2 | 2,60 | 14,04 | ||||||
7 | 2 | |||||||||||||
4 | 3 | |||||||||||||
5 | 3 | |||||||||||||
6 | 3 | |||||||||||||
3 | На транспортных КПП отсутствуют противотаранные барьеры (п. 2.2.4, Приложение 3) | b | 5 | 6 | 6,00 | 3 | 2,40 | 14,40 | ||||||
7 | 2 | |||||||||||||
6 | 3 | |||||||||||||
5 | 2 | |||||||||||||
6 | 2 | |||||||||||||
4 | Здания, сооружения и помещения, расположенные во внутренней и особо важной зонах, не оборудованы техническими средствами проводной связи, системами обеспечения (п. 2.1.11, Приложение 3) | b | 5 | 3 | 5,40 | 3 | 2,40 | 12,96 | ||||||
5 | 2 | |||||||||||||
6 | 2 | |||||||||||||
7 | 2 | |||||||||||||
6 | 3 | |||||||||||||
5 | Не соответствует ведомственным нормативным документам по организации охраны ЯОО и порядку несения службы подразделениями охраны следующая характеристика подразделений охраны: укомплектованность личным составом (п. 3.2.1, Приложение 3) | c | 5 | 9 | 8,60 | 3 | 2,40 | 20,64 | ||||||
7 | 2 | |||||||||||||
8 | 3 | |||||||||||||
9 | 2 | |||||||||||||
10 | 2 |
Приложение № 6
ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
Для проведения оценки состояния ФЗ ЯОО комиссия составляет перечень ФС, выбрав их из Приложения № 3, например:
- число ФС организационных мероприятий k = 18;
- число ФС инженерно-технических средств l = 20;
- число ФС в действиях подразделений охраны m = 5.
Далее по результатам проверки ФЗ ЯОО комиссия обнаружила, например, в ФЗ ЯОО пять критических элементов, показанных в Приложении № 5.
В Приложении № 5 даны результаты экспертных оценок, сделанных членами комиссии, и результаты промежуточных расчетов, по которым определены показатели состояния составных частей СФЗ ЯОО и показатель состояния ФЗ ЯОО:
Определен показатель состояния организационных мероприятий:
,
при: a1 d1 = 3,92; dm = 3; k = 18; am = 5.
Определен показатель состояния инженерно-технических средств:
,
при: b1 d1 = 14,04; b2 d2 = 14,40; b3 d3 = 12,96; dm = 3; l = 20; bm = 7.
Определен показатель состояния действий подразделений охраны:
,
при: с1 d1 = 20,64; dm = 3; m = 5; cm = 10.
Определен показатель состояния ФЗ ЯОО:
,
при: N1 = 0,0145; N2 = 0,098; N3 = 0,137; N = 0,083.
Оценка состояния ФЗ ЯОО в соответствии с п. 16 при N = 0,083 - имеются значительные отступления от требований норм и правил, требующие применения компенсирующих мероприятий.
Заместитель Начальника
Управления по регулированию
безопасности объектов
ядерного топливного цикла,
надзору за учетом и контролем
ядерных материалов
и радиоактивных веществ
и физической защитой
Ю.Г.ВОЛОДИН