РД 08-01-2003
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2003 г. № 5024
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИКАЗ
от 31 июля 2003 г. № 86
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О НАДЗОРЕ ЗА СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
С целью реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 962 "О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (РД-08-01-2003).
2. Управлению делами в установленном порядке направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Начальник Госатомнадзора России
А.Б. МАЛЫШЕВ
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАДЗОРЕ ЗА СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА
И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
РД-08-01-2003
Настоящее положение, разработанное в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 962 "О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов"*, устанавливает цель, общие принципы и требования к организации надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности (далее - Госатомнадзор России).
______________
* Опубликовано в Сборнике законодательства Российской Федерации от 25.12.2000 № 52, часть 3, ст. 5745.
1. В целях настоящего документа используются следующие термины и определения:
- аномалия в учете и контроле ядерных материалов - недостача или излишек ядерных материалов, ошибки в учетных или отчетных документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным материалам, нарушения порядка производства, использования, передач ядерных материалов;
- комплексная инспекция Госатомнадзора России (далее - комплексная инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку деятельности организации по всему (или большей части) комплексу вопросов обеспечения безопасности, находящихся в компетенции Госатомнадзора России, включая проверку состояния государственного учета и контроля ядерных материалов. Проводится комиссией в соответствии с программой комплексной инспекции. Состав комиссии и программа комплексной инспекции утверждаются в установленном Госатомнадзором России порядке;
- инспекция состояния учета и контроля ядерных материалов (далее - инспекция) - форма надзора, осуществляемого Госатомнадзором России, включающая проверку выполнения требований к учету и контролю, условий лицензий и ранее вынесенных постановлений и выданных предписаний Госатомнадзора России, наличия ядерных материалов в местах их нахождения;
- инцидент - установленный факт недостачи, излишков, а также несанкционированного использования и/или незаконного перемещения ядерных материалов, в том числе через таможенную границу Российской Федерации;
- оперативная инспекция Госатомнадзора России (далее - оперативная инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку состояния государственного учета и контроля ядерных материалов по отдельным вопросам в организациях, в подразделениях и на рабочих местах организаций. Проводится инспектором или группой инспекторов по плану или решению структурного подразделения Госатомнадзора России или его территориального органа;
- специальный отчет - отчет об обстоятельствах и причинах аномалии в учете и контроле ядерных материалов;
- технические средства - средства измерений количества и состава ядерных материалов, средства контроля доступа к ядерным материалам, используемые при учете и контроле ядерных материалов и надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;
- требования к учету и контролю - совокупность требований по вопросам учета и контроля ядерных материалов, устанавливаемых нормативными правовыми актами, федеральными и ведомственными нормами и правилами;
- целевая инспекция Госатомнадзора России (далее - целевая инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку состояния государственного учета и контроля ядерных материалов в организации в целом или по отдельным вопросам и проводится инспектором или группой инспекторов Госатомнадзора России и привлекаемых, при необходимости, по согласованию специалистов других организаций по программе, утвержденной в установленном Госатомнадзором России порядке.
2. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения федеральных и ведомственных норм и правил по ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности в области государственного учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий, а также состояния государственного учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации путем проведения инспекций.
Проверка состояния государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения требований к учету и контролю путем организации и проведения инспекций, анализа информации и принятия мер при выявлении нарушений учета и контроля ядерных материалов.
3. Положения настоящего документа обязательны для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и должностных лиц, осуществляющих деятельность в области государственного учета и контроля ядерных материалов и надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
4. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется с целью выявления и предотвращения нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих нарушений, факторов, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля ядерных материалов, предотвращения неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов.
5. Для достижения цели надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Госатомнадзор России в пределах своих полномочий:
- получает и анализирует информацию по вопросам функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и ее составных частей;
- организует и проводит инспекции состояния государственного учета и контроля ядерных материалов, анализирует и обобщает результаты инспекций;
- принимает меры, направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов и причин этих нарушений;
- предоставляет информацию о результатах надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов органам государственной власти Российской Федерации.
6. В основе организации надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов лежит следующее:
- взаимодействие Госатомнадзора России с организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, с Российской академией наук, с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии;
- осуществление надзора не должно необоснованно ограничивать деятельность организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и иных организаций по осуществлению учета и контроля ядерных материалов.
7. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется путем проверки выполнения требований к учету и контролю организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, информационно-аналитическими организациями, центрами сбора, обработки и передачи информации по учету и контролю ядерных материалов, деятельность которых регламентируется нормативными правовыми актами, органами управления, обеспечивающими функционирование системы на федеральном и ведомственном уровне.
8. Госатомнадзор России создает и ведет базы данных, необходимые для осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов. Накопление учетных данных по ядерным материалам, а также ведение баз данных по учету и контролю ядерных материалов Госатомнадзором России не осуществляется.
9. Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, и органы управления системы государственного учета и контроля ядерных материалов не должны создавать препятствий должностным лицам Госатомнадзора России при выполнении ими своих функций по надзору за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
10. Доступ работников Госатомнадзора России к информации организаций, к информации, содержащейся в федеральной автоматизированной информационной системе государственного учета и контроля ядерных материалов, в информационно-аналитических организациях и центрах сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровне, осуществляется в соответствии с порядком, установленным для этих организаций.
Доступ должностных лиц Госатомнадзора России к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Информация, получаемая Госатомнадзором России в ходе осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, используется исключительно с целью, изложенной в пункте 6 настоящего Положения, с соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по защите государственной и коммерческой тайны, а также прав на интеллектуальную собственность.
11. Состояние государственного учета и контроля ядерных материалов проверяется при целевых и оперативных инспекциях и может проверяться в ходе комплексных инспекций.
Указанные инспекции могут быть плановыми и внеплановыми.
О плановой комплексной или целевой инспекции инспектируемая организация уведомляется заранее не позднее чем за 15 рабочих дней до ее начала, о внеплановой - не позднее чем за 3 рабочих дня.
Внеплановые инспекции могут проводиться в связи с выявленными инцидентами или аномалиями в учете и контроле ядерных материалов и в других случаях по решению руководства Госатомнадзора России или его территориальных органов.
12. Целевые инспекции должны проводиться не реже одного раза в год по зонам баланса ядерного материала и по инспектируемой организации.
Инспекции должны проводиться с учетом особенностей технологического цикла инспектируемой организации и необходимости проведения измерений при проверке наличия ядерных материалов.
13. Каждая инспекция должна включать в себя следующие этапы:
- подготовка к проведению инспекции и организация инспекции;
- проведение инспекции;
- оформление результатов инспекции.
14. Инспекция, как правило, должна включать проверку:
- наличия у организации, подавшей заявление на получение разрешения (лицензии), возможностей для осуществления лицензируемой деятельности с соблюдением требований к учету и контролю ядерных материалов;
- выполнения условий действия лицензий Госатомнадзора России;
- выполнения ранее вынесенных постановлений и выданных предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;
- проведения расследований аномалий в учете и контроле ядерных материалов и нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов;
- наличия ядерных материалов в местах их нахождения путем проведения выборочных измерений характеристик ядерных материалов;
- выполнения требований к учету и контролю. Проверка выполнения требований по вопросам защиты информации осуществляется представителями Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, привлекаемыми по согласованию к участию в проведении инспекции;
- соответствия ведомственных нормативных документов по учету и контролю ядерных материалов федеральным нормам и правилам, соответствия нормативных документов организации федеральным и ведомственным нормам и правилам по учету и контролю ядерных материалов;
- выполнения условий разрешений Госатомнадзора России, выдаваемых руководящему персоналу объектов использования атомной энергии, обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов;
- наличия системы профессиональной подготовки персонала, осуществляющего деятельность по учету и контролю ядерных материалов.
Конкретное содержание проверок устанавливается программой инспекции, утверждаемой в установленном Госатомнадзором России порядке.
15. Должностные лица Госатомнадзора России в ходе проведения инспекций вправе запрашивать и получать документы и материалы, необходимые для реализации целей инспекций, а также получать объяснения должностных лиц и работников инспектируемой организации по вопросам, непосредственно связанным с целями инспекции.
16. При осуществлении надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов по решению Госатомнадзора России или его территориальных органов могут применяться технические средства. Применение технических средств согласовывается с инспектируемой организацией по вопросам безопасности их использования.
Использование технических средств при проведении инспекций должно осуществляться специально обученными для этих целей работниками Госатомнадзора России при соблюдении требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите информации о ядерных материалах.
Территориальные органы и организации Госатомнадзора России должны поддерживать работоспособность принадлежащих им технических средств, а также обеспечивать своевременную поверку и калибровку средств измерений, входящих в состав этих технических средств. Измерения ядерных материалов в ходе инспекций должны проводиться в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками выполнения измерений с использованием приборов, имеющих действующее поверочное клеймо.
17. По результатам инспекций составляется акт или акт-предписание или предписание, экземпляр которого после оформления выдается в установленном порядке инспектируемой организации.
18. В случае выявления нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов Госатомнадзор России и его должностные лица принимают в пределах своих полномочий меры:
- выдают руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
- выдают руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий;
- приостанавливают или прекращают действие разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых должностным лицам организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, отвечающим за организацию и обеспечение учета и контроля ядерных материалов;
- приостанавливают или прекращают действие выданных Госатомнадзором России или его территориальными органами разрешений (лицензий) организациям, осуществляющим обращение с ядерными материалами;
- привлекают к административной ответственности организации, должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- направляют правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий (разрешений), если нарушения содержат признаки преступлений согласно уголовному законодательству Российской Федерации.
19. Учет и анализ результатов надзора осуществляется:
- работником подразделения, осуществляющего надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, территориального органа Госатомнадзора России;
- подразделением территориального органа Госатомнадзора России, ответственным за осуществление надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;
- территориальным органом Госатомнадзора России;
- подразделением центрального аппарата Госатомнадзора России, выполняющим функции организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
20. Анализ производится на основании следующих документов и информации:
- актов, актов-предписаний и предписаний по результатам проведенных инспекций;
- отчетов по результатам проведенных инспекций;
- информации о состоянии учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;
- специальных отчетов;
- отчетных документов органов управления, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровне, информационно-аналитических центров сбора, обработки и передачи информации и организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, получаемыми по запросам Госатомнадзора России;
- отчетов организаций о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;
- информации о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов.
21. По результатам анализа готовится заключение о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов.
Заключение о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов готовится в сроки, установленные положением о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора России для подготовки годового отчета о деятельности:
- территориального органа;
- Госатомнадзора России.
22. Учету и хранению в Госатомнадзоре России подлежат:
- акты, акты-предписания и предписания по результатам проведенных инспекций;
- отчеты по результатам проведенных инспекций;
- акты по результатам расследования инцидентов и аномалий в учете и контроле ядерных материалов;
- специальные отчеты организаций;
- отчетные документы организаций, получаемые по запросам Госатомнадзора России;
- отчеты организаций о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;
- информация о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов;
- заключения о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов.