РД 08-31-2003
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИКАЗ
от 31 декабря 2003 г. № 141
Об утверждении и введении в действие инструкции по осуществлению надзора
за физической защитой радиационных источников, пунктов хранения
и радиоактивных веществ
Приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие со 2 февраля 2004 г. прилагаемую Инструкцию по осуществлению надзора за физической защитой радиационных источников, пунктов хранения и радиоактивных веществ (РД-08-31-2003).
2. Признать утратившим силу со 2 февраля 2004 г. Приказ Госатомнадзора России от 17 мая 2000 г. № 37 "Об утверждении и введении в действие Методических указаний по осуществлению надзора за обеспечением физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов (РД-08-21-2000)".
Начальник Госатомнадзора России А.Б. МАЛЫШЕВ
Утверждена
Приказом Начальника
Госатомнадзора России
от 31 декабря 2003 г. № 141
Введена в действие
со 2 февраля 2004 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ
И РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
РД-08-31-2003
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок осуществления государственного надзора за обеспечением физической защиты радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов (далее - пункты хранения), радиоактивных веществ, радиоактивных отходов (далее - физическая защита).
К радиоактивным отходам в данной Инструкции относятся радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.
2. Инструкция разработана на основании Федерального закона "Об использовании атомной энергии", Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности и Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (далее - Положение об организации государственного надзора).
3. Требования Инструкции обязательны для работников центрального аппарата, межрегиональных территориальных органов и организаций Госатомнадзора России, участвующих в осуществлении государственного надзора за физической защитой.
4. Предметами государственного надзора за обеспечением физической защиты являются:
соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации на объектах использования атомной энергии в части обеспечения физической защиты;
соблюдение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (в части требований по обеспечению физической защиты);
выполнение условий действия лицензий, выданных Госатомнадзором России на осуществление деятельности в области использования атомной энергии (в части условий, предъявляемых к обеспечению физической защиты);
организационное и техническое обеспечение физической защиты.
5. При осуществлении государственного надзора за обеспечением физической защиты следует руководствоваться:
утвержденными и введенными в действие в установленном порядке нормативными правовыми актами и нормативными документами, устанавливающими требования к обеспечению физической защиты;
организационно-распорядительными и руководящими документами Госатомнадзора России, регламентирующими вопросы организации и осуществления государственного надзора за обеспечением физической защиты;
лицензиями на виды деятельности в области использования атомной энергии.
Основные документы, используемые при осуществлении государственного надзора за физической защитой радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, приведены в Приложении.
6. В организации и осуществлении государственного надзора за обеспечением физической защиты принимают участие Управление по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты и территориальные органы Госатомнадзора России.
7. Управление по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты в пределах своей компетенции:
организует государственный надзор за обеспечением физической защиты и участвует в его осуществлении;
участвует в лицензировании деятельности в области использования атомной энергии;
осуществляет методическое руководство деятельностью территориальных органов Госатомнадзора России по вопросам надзора за обеспечением физической защиты;
организует профессиональную подготовку работников территориальных органов Госатомнадзора России по вопросам надзора за обеспечением физической защиты и участвует в ее осуществлении.
8. Территориальные органы Госатомнадзора России в пределах своей компетенции организуют и осуществляют государственный надзор за обеспечением физической защиты на объектах использования атомной энергии, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, указанных в положениях об этих органах.
9. Государственный надзор за обеспечением физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов включает в себя следующие формы его реализации:
получение и анализ информации об обеспечении физической защиты организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии;
проведение инспекций и анализ их результатов;
применение установленных законодательством Российской Федерации санкций в случаях выявления нарушений требований к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии.
10. Физическая защита радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов должна осуществляться в соответствии с Правилами физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ (НП-034-01) (далее - Правила физической защиты), утвержденными Постановлением Госатомнадзора России от 16 января 2002 г. № 3.
II. Анализ информации об обеспечении физической защиты
11. Информация об обеспечении физической защиты на объектах использования атомной энергии включает:
сведения организаций об обеспечении физической защиты на объектах использования атомной энергии, включаемые в годовой отчет о состоянии физической защиты (при наличии в условиях действия лицензий требования о представлении такого отчета), а также включаемые в годовой отчет в соответствии с Требованиями к содержанию отчета о состоянии радиационной безопасности на радиационно опасных объектах народного хозяйства (РБ-012-2000);
сообщения организаций о несанкционированных действиях в отношении радиационных источников, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, совершении или попытке совершения вывода из строя инженерно-технических средств физической защиты;
результаты проведенных инспекций;
результаты экспертиз документов, обосновывающих обеспечение физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
сведения об обеспечении физической защиты на соответствующих объектах, получаемые Госатомнадзором России от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других органов и организаций.
12. Управление по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты, территориальные органы, отделы по надзору и отделы инспекций территориальных органов Госатомнадзора России:
включают результаты анализа информации об обеспечении физической защиты на объектах использования атомной энергии и сведения о принятых мерах в отчетные материалы, разрабатываемые в соответствии с Положением о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора России (РД-03-01-2001) и Инструкцией по отчетности в системе Госатомнадзора России о надзоре за состоянием учета и контроля ядерных материалов и физической защиты (РД-08-14-2002);
используют информацию, указанную в п. 11, при планировании инспекций и в процессе их проведения.
III. Организация и проведение инспекций
13. Инспекции проводятся при рассмотрении заявлений организаций о выдаче лицензий Госатомнадзора России и при осуществлении организациями разрешенной деятельности.
14. Инспекции проводятся с целью:
проверки соблюдения эксплуатирующими организациями и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии, требований к обеспечению физической защиты;
подтверждения полноты и правильности информации об обеспечении физической защиты, представленной в органы Госатомнадзора России;
оценки возможностей и наличия условий у заявителя для осуществления лицензируемой деятельности в части обеспечения физической защиты;
принятия органами Госатомнадзора России необходимых мер по выявлению и своевременному устранению недостатков в обеспечении физической защиты.
15. Инспекции физической защиты могут быть плановыми и внеплановыми. О плановых инспекциях инспектируемые организации уведомляются заранее (рабочая программа инспекции должна быть направлена в инспектируемую организацию не позднее чем за 15 дней до ее начала), о внеплановых - непосредственно перед их началом.
Внеплановые инспекции могут проводиться в связи с нарушениями в работе объектов использования атомной энергии (в части обеспечения физической защиты) и в других случаях по решению руководства Госатомнадзора России и его территориальных органов. Рабочая программа и план проведения внеплановой инспекции должны быть переданы инспектируемой организации перед началом инспекции.
16. Целевая инспекция физической защиты в поднадзорных организациях должна проводиться не реже одного раза в два года, оперативная - по мере необходимости.
17. Инспекции физической защиты могут проводиться в рамках проведения комплексной инспекции и при проведении целевой и оперативной инспекции, организация которых предусмотрена Положением об организации государственного надзора.
18. Подготовка к проведению инспекции и проведение инспекции физической защиты осуществляются в соответствии с Положением об организации государственного надзора.
19. В ходе проведения инспекции физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов проверяются:
выполнение требований к организационным мероприятиям системы физической защиты, изложенных в п. 2.2.1 Правил физической защиты (НП-034-01) (состав требований к организационным мероприятиям приведен в п. 1 приложения 2 к указанным Правилам);
выполнение требований к инженерно-техническим средствам физической защиты, изложенных в п. 2.2.2 НП-034-01 (состав требований к инженерно-физическим средствам физической защиты приведен в п. 2 приложения 2 к указанным Правилам);
выполнение требований к действиям подразделений охраны, изложенных в п. 2.2.3 НП-034-01 (состав требований к подразделениям охраны приведен в п. 3 приложения 2 к указанным Правилам);
выполнение условий действия лицензий, выданных инспектируемой организации Госатомнадзором России на осуществление деятельности в области использования атомной энергии (в части условий, предъявляемых к обеспечению физической защиты);
устранение в установленные сроки недостатков, выявленных в ходе предыдущих инспекций.
20. Результаты инспекции, проведенной в процессе рассмотрения документов, представленных для получения лицензии Госатомнадзора России, оформляются актом, составленным по форме, установленной Положением об организации государственного надзора (приложение 1) для акта-предписания с исключением пунктов 5 и 7.
Также актом оформляются результаты комплексных и целевых инспекций, если при их проведении не выявлены нарушения требований к обеспечению безопасности.
При выявлении нарушений результаты целевой инспекции оформляются актом-предписанием, составленным по форме, установленной Положением об организации государственного надзора (приложение 1) или предписанием (приложение 2).
При выявлении нарушений результаты оперативной инспекции оформляются предписанием, составленным по форме, установленной Положением об организации государственного надзора (приложение 2).
21. Сроки устранения нарушений в предписании (акте-предписании) устанавливаются с учетом обоснований инспектируемой организации.
Выдача предписаний (актов-предписаний), изменяющих сроки выполнения и содержание работ (мероприятий), предусмотренных условиями действия лицензий, а также выдача повторных предписаний (актов-предписаний) в связи с невыполнением ранее выданных не допускается.
22. Акт, акт-предписание или предписание после оформления должны быть выданы под роспись руководителю инспектируемой организации или отправлены по почте в 15-дневный срок со дня окончания инспекции.
23. Копии всех актов, актов-предписаний и предписаний по результатам инспекций физической защиты направляются в территориальные органы Госатомнадзора России.
Территориальные органы Госатомнадзора России направляют в Управление по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты, а также в Управление по надзору за радиационной безопасностью в народном хозяйстве копии всех актов, актов-предписаний и предписаний, касающихся обеспечения физической защиты и выданных организациям (радиационно опасным объектам), осуществляющим деятельность в области использования атомной энергии, лицензирование которых в соответствии с установленным разграничением полномочий отнесено к компетенции центрального аппарата Госатомнадзора России.
Кроме того, территориальные органы Госатомнадзора России направляют в Управление по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты копии всех актов, актов-предписаний и предписаний, касающихся обеспечения физической защиты и выданных организациям (ядерно опасным объектам), осуществляющим, кроме обращения с радиационными источниками и радиоактивными веществами, обращение с ядерными материалами.
Указанные копии направляются по почте в 15-дневный срок с момента выдачи территориальным органом Госатомнадзора России акта, акта-предписания или предписания.
IV. Применение санкций Госатомнадзора России
24. При выявлении нарушений в обеспечении физической защиты полномочные должностные лица центрального аппарата и территориальных органов Госатомнадзора России в пределах предоставленных им прав и в установленном порядке принимают следующие меры:
выдают руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии в части обеспечения физической защиты;
выдают руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, если при таких нарушениях причиняется или может быть причинен вред здоровью граждан или окружающей среде;
отказывают в установленном порядке при наличии соответствующих оснований в выдаче разрешений (лицензий), приостанавливают или прекращают действие разрешений (лицензий), выданных Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности;
привлекают к административной ответственности должностных лиц, иных работников, граждан за нарушение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также условий, определенных разрешениями (лицензиями), выданными Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности;
направляют правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий, определенных разрешениями (лицензиями), выданными Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности, содержащих признаки преступлений, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации.
V. Учет и анализ результатов государственного надзора
25. Учет и анализ результатов государственного надзора за обеспечением физической защиты осуществляется:
работниками отделов территориальных органов Госатомнадзора России, осуществляющих надзор за обеспечением физической защиты;
территориальными органами Госатомнадзора России;
Управлением по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты Госатомнадзора России.
26. Анализ проводится на основании следующих документов и информации:
актов, актов-предписаний и предписаний по результатам проведенных инспекций;
информации об обеспечении физической защиты в организациях, осуществляющих работы в области использования атомной энергии;
информации о несанкционированных действиях;
актов по результатам расследования несанкционированных действий;
отчетных документов органов управления, обеспечивающих физическую защиту на федеральном и ведомственном уровне, и организаций, осуществляющих работы в области использования атомной энергии, получаемых по запросам Госатомнадзора России;
отчетов организаций о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов.
27. Анализ информации о состоянии физической защиты в поднадзорных организациях осуществляют территориальные органы Госатомнадзора России.
28. Отчетность территориальных органов Госатомнадзора России о надзоре за состоянием физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов представляется в соответствующих разделах квартального отчета, полугодовой справки и годового отчета.
29. Обобщенный анализ информации о состоянии физической защиты во всех поднадзорных Госатомнадзору России организациях осуществляет Управление по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты, основываясь на результатах анализа, представляемых ему территориальными органами Госатомнадзора России в отчетах, а также результатах инспекций физической защиты, проведенных с участием работников Управления.
В установленном порядке Управление по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты представляет информацию для включения в соответствующие разделы годового отчета о деятельности Госатомнадзора России, а также годовой и полугодовой справок Госатомнадзора России о состоянии ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ,
РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ
Федеральный закон "Об использовании атомной энергии".
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.
Правила физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ (НП-034-01). Госатомнадзор России, 2002 г.
Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). Минздрав России, 1999 г.
Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002). Минздрав России, 2002 г.
Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников (НП-038-02). Госатомнадзор России, 2002 г.
Правила безопасности при транспортировании радиоактивных веществ (ПБТРВ-73). Минздрав СССР, ГКАЭ СССР, МВД СССР, 1973 г.
Системы и комплексы охранной сигнализации. Элементы технической укрепленности объектов. Нормы проектирования (РД 78.143-92). МВД России, 1992 г.
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией охраняемых объектов (РД 78.147-93). МВД России, 1993 г.
Рекомендации по выбору и применению современных технических средств охранно-пожарной сигнализации на объектах народного хозяйства. ВНИИПО МВД СССР, 1991 г.
Рекомендации по маскировке и скрытой установке аппаратуры охранно-пожарной сигнализации на объектах народного хозяйства и защите капитальных строительных конструкций. ВНИИПО МВД СССР, 1986 г.
Наставление по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. МВД России, 1994 г.
Требования ПУЭ, СНиП 3.01.01-85, СНиП 2.04.09-84, СНиП 3.05.06-85.
Типовая программа целевой инспекции состояния радиационной безопасности на объектах народного хозяйства (РД-07-13-2001). Госатомнадзор России.