РД 10-112-3-97
Группа Г86
РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
С ИСТЕКШИМ СРОКОМ СЛУЖБЫ
ЧАСТЬ 3. БАШЕННЫЕ, СТРЕЛОВЫЕ НЕСАМОХОДНЫЕ
И МАЧТОВЫЕ КРАНЫ, КРАНЫ-ЛЕСОПОГРУЗЧИКИ
РД 10-112-3-97
Срок действия с 01.01.98
до 31.12.99
_____________
Срок действия продлен до 01.07.2002
Письмо Госгортехнадзора России
от 03.12.2001 г. N12-01/1195
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН И УТВЕРЖДЕН Специальным конструкторско-технологическим бюро башенного краностроения (СКТБ БК)
СОГЛАСОВАН с начальником Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России В.С. Котельниковым - письмо № 12-7/1056 от 13.11.97.
2. РАЗРАБОТЧИКИ: Галетин В.М., Голев С.П., Жуков В.Г., Инденбаум А.И., Котельников В.С., Красных А.М., Лампер Л.И., Лунден Е.Е., Невзоров Л.А., Пазельский Г.Н., Певзнер Е.М., Постникова Н.А.
3. ВЗАМЕН РД 22-318-91 и в дополнение к РД 10-112-96 ч. 1.
1. Область применения
Настоящий документ распространяется на башенные, стреловые несамоходные и мачтовые краны, а также на краны-лесопогрузчики*.
________________
* Далее в тексте документа все вышеперечисленные типы кранов именуются просто "краны"
Документ действует совместно с РД 10-112 часть 1 и устанавливает конкретные требования к обследованию вышеуказанных кранов.
2. Термины и определения, нормативные ссылки.
В настоящем РД в дополнение к РД 10-112 часть 1 используются следующие термины и определения:
Перекос поворотной опоры (синонимы - люфт, рабочий зазор) | - Угловое перемещение плоскостей колец (полуобойм) и венца поворотной опоры друг относительно друга, возникающее под действием рабочей нагрузки. |
Район сейсмически опасный | - Зона, где сила подземных толчков при землетрясениях превышает 6 баллов по СНиП II-7. |
Ремонт капитально-восстановительный | - Ремонт, выполняемый для кранов с истекшим сроком службы путем выявления дефектов после разборки крана, их устранения и восстановления ресурса крана до следующего обследования. |
Ремонт полнокомплектный | - Ремонт, выполняемый для устранения дефектов, отмеченных в акте обследования крана, с целью продления его срока службы до очередного обследования. |
Система технического обслуживания и ремонта (система ТО и Р) | - Комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для поддержания работоспособности и исправности машин во время их эксплуатации при соблюдении заданных условий и режимов использования. |
2.2. В настоящем РД использованы ссылки на стандарты, приведенные в приложении А3.
3. Общие требования.
3.1. Виды и периодичность обследования.
3.1.1. Требования по видам и периодичности обследования, приведенные в настоящем РД, основаны на РД 10-112 часть 1 и уточняют их применительно к особенностям кранов, указанных в п. 1, не отменяя указаний, приведенных в эксплуатационной документации, информационных письмах предприятий-изготовителей, Госгортехнадзора и проектных организаций на эти краны.
3.1.2. Первичное обследование крана с истекшим нормативным сроком службы проводится по истечении нормативного срока службы, определяемого с даты выпуска крана предприятием-изготовителем.
3.1.3. Нормативный срок службы крана следует принимать по данным эксплуатационной документации. При отсутствии в документации этих данных нормативный срок службы необходимо принимать по таблице 1.
Таблица 1. Нормативные сроки службы*
________________
* Нормативному сроку службы соответствует ресурс (в мото-часах), принимаемый согласно эксплуатационной документации (ЭД) на кран. При отсутствии этих данных в ЭД ресурс за срок службы рекомендуется принимать:
- для кранов грузоподъемностью до 10 т вкл. - 16500 м.ч.
- то же, св. 10 т - 27000 м.ч.
- для переносных кранов - 8600 м.ч.
Тип крана | Группа классификации (режим работы) | Нормативный | ||
по Правилам Госгортехнадзора 1969 г. | по ГОСТ 25546 | по ИСО 4301/1 | срок службы*, лет | |
Кран башенный строительный грузоподъемностью: | ||||
до 10 т вкл. | легкий | 4К | А4 | 10 |
св. 10 т | легкий | 4К | А4 | 16 |
Кран башенный приставной | легкий | 4К | А4 | 16 |
Кран башенный для гидротехнического строительства | тяжелый | 6К-7К | А6-А7 | 10 |
Кран-лесопогрузчик грузоподъемностью: | ||||
до 10 т вкл. | средний | 5К | А5 | 10 |
св. 10 т | средний | 5К | А5 | 16 |
Кран стреловой переносной (типа "Пионер", КЛ) | легкий | 1К-3К | А1-А3 | 8 |
Мачтовый кран | легкий | 4К | А4 | 10 |
Кран стреловой несамоходный грузоподъемностью: | ||||
до 10 т вкл. | легкий | 4К | А4 | 10 |
св. 10 т | легкий | 4К | А4 | 16 |
*Нормативный срок службы для кранов с группой классификации А4 принят при 1,5 - сменной работе.
При более интенсивной эксплуатации срок службы может быть скорректирован СКТБ БК на основании расчета, учитывающего реальную группу классификации крана (по режиму работы) за весь срок его службы.
3.1.4. Краны в процессе эксплуатации помимо полнокомплектных ремонтов, проводимых по результатам обследования, должны подвергаться и капитально-восстановительному ремонту. При этом ремонте в процессе разборки должна проводиться дефектация всех элементов с ремонтом тех из них, которые имеют дефекты, превышающие допустимые.
3.1.5. Периодичность обследования и сроки проведения капитально-восстановительного ремонта следует принимать согласно таблице 2.
Таблица 2. Максимальная периодичность между обследованиями
Проведение капремонта | Максимальные сроки эксплуатации после очередного обследования, лет: | Дальнейшее использование крана | ||||
за срок | первичного | повторного | ||||
службы: | 1-го | 2-го | 3-го | 4-го | ||
проводился | 3,0 | 2,0* | 2,5 | 2,0 | 1,5 | Списание крана (возможность |
не проводился | 2,0* | 2,5 | 2,0 | 1,5 | - | дальнейшего продления срока службы может приниматься только на основании расчета остаточного ресурса крана) |
_________________
* В период после указанного обследования и до следующего обследования должен быть проведен капитально-восстановительный ремонт (по техническим условиям СКТБ БК), о чем должна быть сделана запись в Акте указанного обследования.
3.1.5.1. Максимальный срок допускается принимать в тех случаях, если по результатам обследования отсутствуют существенные замечания по техническому состоянию крана, по системе функционирования ТО и Р и по состоянию крановых путей.
3.1.5.2. Периодичность между обследованиями для кранов повышенного риска устанавливается отдельными методиками, разрабатываемыми для конкретных типов кранов СКТБ БК, а для кранов, работающих в условиях агрессивной среды принимаются на 0,5 года меньше, чем приведено в табл. 2.
3.1.5.3. Решение о досрочном проведении капитально-восстановительного ремонта может принять комиссия, проводящая обследование.
3.1.6. Капитально-восстановительный ремонт может быть совмещен с полнокомплектным ремонтом и перебазировкой крана.
3.1.7. Обследование кранов:
- изготовленных по зарубежным нормам;
- имеющих серьезные дефекты конструкции или изготовления, которые отражаются на их безопасности (кранов повышенного риска);
- работающих в условиях агрессивной среды,
должно выполняться в соответствии с требованиями настоящего РД и с учетом дополнительных требований, разрабатываемых для конкретных случаев СКТБ БК, и в частности в соответствии с ВРД 22-28-25, МУ 22-28-01 и МУ 22-28-02.
Эти же требования относятся и к кранам, при обследовании которых обнаружены отступления от паспортных данных (по температуре окружающей среды, ветровому или сейсмическому районам, режиму работы, на вечномерзлых грунтах). При указанных отступлениях возможность дальнейшей эксплуатации должна быть подтверждена экспертным заключением головной организации.
3.1.8. Внеочередному обследованию подвергают краны в следующих случаях:
- при возникновении в процессе эксплуатации повторных трещин в несущих металлических конструкциях;
- при появлении деформаций металлических конструкций, возникающих в процессе перебазировки, монтажа, технического освидетельствования, в случае появления аварийных ситуаций и др.;
- по требованию органов госгортехнадзора или по заявке владельца крана.
3.2. Организация обследования.
3.2.1. Общие вопросы организации работ при обследовании изложены в разделе 3.2. РД 10-112 часть 1.
3.2.2. При определении возможности дальнейшей эксплуатации в зависимости от состояния крана обследование может проводиться в один или два этапа.
3.2.2.1. В один этап обследование должно проводиться в случае, если в процессе обследования не выявлено дефектов, препятствующих проведению статических и динамических испытаний. Обследование ограничивается одним этапом также и в случае принятия решения о списании крана.
3.2.2.2. В два этапа обследование проводится в случае, если по результатам обследования для устранения выявленных дефектов необходимо проведение ремонта или реконструкции. В этом случае второй этап, заключающийся в оценке качества проведенного ремонта, в проведении испытаний и составлении заключения о возможности продления срока службы, должен проводиться после выполнения ремонта (реконструкции) крана.
3.3. Основные работы при обследовании.
3.3.1. Обследование кранов, помимо работ, предусмотренных п. 3.3.1. РД 10-112 часть 1, должно включать:
3.3.1.1. Оценку качества проведенного ремонта (реконструкции) в случае их проведения;
3.3.1.2. Оценку состояния функционирования системы технического обслуживания и ремонта;
3.3.1.3. Разработку ограничений по дальнейшей эксплуатации кранов (при необходимости).
3.3.2. Все работы по обследованию должны проводиться в объемах, приведенных в пп.3.4.-3.14 настоящего РД. Последовательность этих работ определяется комиссией.
3.4. Ознакомление с документацией.
3.4.1. В процессе обследования комиссия должна ознакомиться со следующей документацией, предоставляемой владельцем крана:
- паспортом (ПС), включая принципиальную электрическую схему;
- техническим описанием (ТО), инструкцией по эксплуатации (ИЭ) и инструкцией по монтажу крана (ИМ);
- вахтенным (крановым) журналом;
- актами нивелировки и сдачи-приемки кранового пути;
- журналом осмотров, технических обслуживаний и ремонтов (журналом периодических осмотров) кранов (крановых путей);
- актами проверки сопротивления изоляции и заземления;
- актами поверки приборов устройств безопасности и измерительных приборов;
- справкой о характере выполненных краном работ (форма справки дана в приложении Б3);
- проектом кранового пути (при его устройстве для специальных условий эксплуатации, в т.ч. на вечномерзлых грунтах ВМГ);
- проектом ранее проведенного ремонта или реконструкции крана;
- актом предыдущего обследования крана (в случае повторных обследований);
- материалами по оценке остаточного ресурса (при ее проведении);
- имеющимися информационными письмами или предписаниями органов госгортехнадзора, предприятий-изготовителей, проектных организаций.
3.4.2. В процессе ознакомления с эксплуатационной документацией по крану уточняется рабочая карта обследования, приведенная в приложении В3. При этом из формы рабочей карты исключаются все лишние узлы, которых нет на карте, или вводятся недостающие, не предусмотренные картой. Особое внимание необходимо уделять узлам и элементам, работающим на усталость.
3.4.3. При ознакомлении с паспортом должны быть выявлены:
- проведенные на кране ремонты (замены узлов);
- наличие технической документации на ремонт и сертификатов свариваемых металлов и присадочных материалов (металлопроката, электродов, сварочной проволоки и др.), использованных при ремонте, а также соответствие их требованиям РД 22-16;
- соответствие климатического, ветрового, сейсмического исполнения крана зоне (району) его эксплуатации.
3.4.4. При ознакомлении с актами предыдущих обследований, материалами по оценке остаточного ресурса и информационными письмами выявляется выполнение записанных в этих документах предписаний.
3.4.5. Ознакомление с прочей документацией должно проводиться с целью выявления характера использования крана, уровня его обслуживания и проведенного ремонта (реконструкции), соответствие нормативным данным параметров крана, его пути, приборов безопасности, сопротивления изоляции и заземления.
С целью облегчения оценки условий использования крана по группе классификации (режиму работы) в табл. 3 дается перевод режимов работы кранов, записанных в паспортах ранее выпущенных кранов, в группы классификации, принятые в настоящее время в Правилах ПБ-10-14 (ИСО 4301).
Таблица 3. Перевод режимов работы существующих кранов и механизмов в группы классификации по Правилам
Классификация (по режиму) крана | Классификация (по режиму) механизма | ||||
Режим по паспорту крана* | Режим по ГОСТ 25546 | Группа классификации по ПБ-10-14 | Режим по паспорту крана* | Режим по ГОСТ 25835 | Группа классификации по ПБ-10-14 |
1К | А1 | 1М | М1 | ||
Л | 2К | А2 | 1М | М2 | |
3К | А3 | Л | 1М | М3 | |
4К | А4 | 2М | М4 | ||
С | 5К | А5 | 3М | М5 | |
6К | А6 | С | 4М | М6 | |
Т | 7К | А7 | Т | 5М | М7 |
ВТ | 8К | А8 | ВТ | 6М | М8 |
__________________
* Обозначение режимов по Правилам Госгортехнадзора до 1992 г., по которым изготовлялись краны:
Л - легкий, С - средний, Т - тяжелый, ВТ - весьма тяжелый режим.
3.5. Проверка состояния металлических конструкций.
3.5.1. При проверке состояния металлических конструкций следует руководствоваться указаниями раздела 3.5. РД 10-112 ч.1.
3.5.2. Основные конкретные места возможного появления характерных повреждений металлических конструкций приведены в приложении Г3.
3.5.3. При обследовании конструкций следует учитывать, что усталостные трещины возникают в первую очередь у концентраторов местных напряжений. На рис. 1-5 стрелками показаны места наиболее вероятного возникновения усталостных трещин. К типичным концентраторам относятся:
а) элементы с резким перепадом поперечных сечений (рис. 1)
Рис. 1.
б) узлы прикрепления раскосов, стоек, диагоналей, связей косынок к поясам (рис. 2);
Рис. 2.
в) места окончания накладок, ребер (проушин) (рис. 3);
Рис. 3.
г) отверстия: с необработанными кромками, прожженные, заваренные;
д) места пересечения сварных швов и их окончания (рис. 4, а), начало и окончание прерывистых швов (рис. 4, б);
Рис. 4
е) перепады в толщинах (высотах) стыкуемых листов (элементов) (рис. 4, в);
ж) технологические дефекты сварных (и, в первую очередь, ремонтных) швов: подрезы, прожоги, перерывы в швах, незаваренные кратеры, резкие переходы от наплавленного металла к основному, чрезмерное усиление сварного шва (валика), незаполненность (неполномерность) шва (рис. 5);
Рис. 5.
з) места повторной заварки трещин в сварных швах или по основному металлу.
3.5.4. При оценке погнутостей металлических конструкций необходимо обращать внимание на следующие основные дефекты, приводящие к снижению несущей способности:
а) отклонение от прямолинейности оси башни;
б) отклонение от прямолинейности оси стрелы;
в) отклонение от прямолинейности элементов решетки башен и стрел;
Методика измерения указанных дефектов приведена в приложении Д3.
При наличии значительных величин этих дефектов они измеряются и при превышении нормативных величин заносятся в ведомость дефектов.
3.5.5. В замкнутых элементах (например, ходовая рама, поворотная платформа) необходимо проверять наличие отверстий для стока воды во избежание вздутия и разрыва стенок при замерзании зимой попавшей внутрь воды. При отсутствии этих отверстий они должны быть просверлены (силами владельца крана) диаметром 9-16 мм в самой нижней точке, но не ближе 50 мм от сварных швов.
3.5.6. В металлических конструкциях следует обращать внимание на те элементы, в которых задерживается влага, скапливается грязь, в местах слабо вентилируемых, что способствует появлению коррозии. Возможными местами появления коррозии являются:
- замкнутые пространства (коробки) ходовых рам, кольцевых балок, пояса и стойки порталов;
- опорные узлы башен, стрел;
- зазоры и щели, образующиеся вследствие неплотного прилегания сопрягаемых элементов;
- соединения (сварные), выполненные прерывистыми швами.
3.5.6.1. Определение степени коррозии металла должно проводиться прямыми измерениями с помощью ультразвуковых толщиномеров или путем засверливания.
3.6. Проверка состояния механизмов, канатно-блочных систем и других узлов.
3.6.1. При проверке механизмов, канатно-блочных систем и других узлов следует особое внимание обращать на следующие возможные дефекты:
- трещины в рамах, корпусах редукторов или рычагах тормозов, в тормозных шкивах и т.п. узлах;
- поломка тормозных пружин;
- износ зубчатых зацеплений;
- износ ходовых колес;
- выработка (износ) шарнирных соединений, тормозных шкивов, обкладок тормозов, дорожек качения ОПУ, крюка и т.п.;
- ослабление болтовых соединений;
- нарушение соосности валов, соединенных зубчатой или втулочно-пальцевой муфтой;
- неудовлетворительная балансировка тормозного шкива или барабана;
- износ или разрушение уплотнений.
3.6.2. Для блоков канатной системы характерны следующие повреждения, которые могут привести к обрыву или перетиранию каната:
- трещины или сколы реборды;
- износ по ручью или реборде блока;
- отсутствие смазочного материала в подшипниках и, как следствие, их поломка, стопорение блока.
3.6.3. Для оценки норм браковки канатов по числу оборванных проволок рекомендуется пользоваться таблицей 4.
Наиболее опасными местами по обрыву проволок являются те участки каната, которые за период работы проходят по большому числу блоков.
Кроме того контролируются места крепления каната на барабанах и на конструкциях крана.
Опасными местами, где может появиться коррозия, являются места, в которых скапливается влага и где канат редко или совсем не перемещается по блокам (например, на нижних обоймах стреловых полиспастов кранов-погрузчиков, кранов с балочной стрелой или на уравнительных блоках стрелового расчала). В этих случаях канат бракуется раз в 5 лет независимо от числа обрывов проволок.
3.6.4. Основные характерные дефекты и повреждения механизмов, канатно-блочных систем, других узлов и конкретные места их возможного появления приведены в приложении Е3.
Таблица 4. Нормы браковки стальных канатов по числу обрывов проволок
Стандарт (тип, | Группа классификации механизма | |||||||
конструкция | М1-М4 | М5-М8 | ||||||
каната)* | вид свивки | |||||||
крестовая | односторонняя | крестовая | односторонняя | |||||
число обрывов на участке длиной: | ||||||||
6d | 30d | 6d | 30d | 6d | 30d | 6d | 30d | |
ГОСТ 2688 | 5 | 10 | 2 | 5 | 10 | 19 | 5 | 10 |
ГОСТ 3066 | 2 | 4 | 1 | 2 | 4 | 8 | 2 | 4 |
ГОСТ 3069 | 2 | 4 | 1 | 2 | 4 | 8 | 2 | 4 |
ГОСТ 3077 | 3 | 6 | 2 | 3 | 6 | 12 | 3 | 6 |
ГОСТ 3079 | 9 | 18 | 4 | 9 | 18 | 38 | 9 | 18 |
ГОСТ 3081 | 3 | 6 | 2 | 3 | 6 | 12 | 3 | 6 |
ГОСТ 3083 | 7 | 14 | 4 | 7 | 14 | 29 | 7 | 14 |
ГОСТ 3088 | 9 | 18 | 4 | 9 | 18 | 38 | 9 | 18 |
ГОСТ 3097 (ТК) | 6 | 11 | 3 | 6 | 11 | 22 | 6 | 11 |
ГОСТ 3077 (ЛК) | 2 | 4 | 1 | 2 | 4 | 8 | 2 | 4 |
ГОСТ 7665 | 5 | 10 | 2 | 5 | 10 | 19 | 5 | 10 |
ГОСТ 7667 | 5 | 10 | 2 | 5 | 10 | 19 | 5 | 10 |
ГОСТ 7668 | 7 | 14 | 4 | 7 | 14 | 29 | 7 | 14 |
ГОСТ 7669 | 7 | 14 | 4 | 7 | 14 | 29 | 7 | 14 |
ГОСТ 7670 | 6 | 11 | 3 | 6 | 11 | 22 | 6 | 11 |
ГОСТ 7681 | 4 | 8 | 2 | 4 | 8 | 16 | 4 | 8 |
ГОСТ 14954 | 4 | 8 | 2 | 4 | 8 | 16 | 4 | 8 |
___________________
* Тип и конструкция каната приведены в приложении А3 в названиях стандартов.
Примечания: 1. При использовании канатов, не приведенных в настоящей таблице, следует пользоваться данными по браковке канатов, приведенными в Правилах.
2. Один обрыв проволок может иметь два видимых конца.
3. d - номинальный диаметр каната.
3.6.5. Обследование состояния механизмов, канатно-блочных систем и др. узлов, помимо указанных в п. 3.6.1. РД 10-112 ч. 1, должно включать также проверку работоспособности механизмов под нагрузкой.
3.6.6. Проверку работоспособности механизмов рекомендуется совмещать с аналогичной проверкой электрооборудования. Проверка проводится при поочередной работе всех механизмов с грузом на крюке, соответствующем 30-100% грузового момента. При работе обращается внимание на плавность пуска и торможения механизмов, отсутствие биения тормозных шкивов и барабанов, состояние креплений, характер шума в редукторах, опорно-поворотном устройстве, правильность намотки канатов на барабан.
3.6.7. Необходимость измерения износа, выявления наличия поломок зубчатых передач и износа подшипников в редукторах может быть определена по появлению повышенного неравномерного шума при работе механизма.
Решение о необходимости разборки узла, редуктора принимает комиссия.
3.6.8. Проверка состояния креплений механизмов осуществляется в процессе работы крана. При резком пуске и торможении механизмы должны быть неподвижны (кроме элементов подвижного крепления - опоры трехопорных лебедок, амортизаторы привода передвижения).
3.6.9. Проверка состояния крепления и правильности монтажа трехопорной лебедки должна производиться путем измерения перемещения наружного торца фланцевого электродвигателя в вертикальной плоскости. Перемещение определяется на лебедке в сборе как разность между крайними верхним и нижним положениями любой точки торца двигателя во время прокручивания барабана лебедки без нагрузки вручную за тормозной шкив на полный оборот. Величина перемещения не должна превышать d/900 (рис. 6). При этом опоры лебедки должны быть закреплены согласно эксплуатационной документации, обеспечивая предусмотренные конструкцией степени свободы.
Рис. 6.
Проверку правильности установки опор легко проверять по вертикальному перемещению лап редуктора и выносной опоры барабана при подъеме краном груза. При нормальной установке перемещение лапы в опоре не должно превышать 2-х мм (рис. 7).
Рис. 7.
3.6.10. Обследование опорно-поворотного устройства должно включать измерение перекоса φ и оценку состояния болтовых соединений.
Измерение перекоса поворотной опоры должно производиться в соответствии с приложением И.3. или другим аналогичным способом.
Обследование болтовых соединений опорно-поворотного устройства должно включать визуальный осмотр, остукивание болтов, проверку затяжки. При визуальном осмотре устанавливается наличие всех болтов, стопорных планок (контровки). В случае обнаружения обрыва 1-2 болтов, необходимо провести контроль затяжки всех болтов.
При наличии оборванных болтов более 2 шт. производится замена всех болтов соединения.
При обнаружении ослабленных болтов этот недостаток должен быть отражен в ведомости дефектов, а затем устранен владельцем путем затяжки динамометрическим или специальным ключом с контролем крутящего момента. Момент затяжки принимается по эксплуатационной документации.
Если возникает сомнение в материале болтов, производится контрольная проверка химсостава и прочностных свойств (σв) болтов.
3.6.11. Проверка работоспособности всех шарнирных соединений (у штоков гидротолкателей, в шарнирах элементов тормозов и т.п.) должна производиться при работе крана либо при неработающем кране путем проверки легкости перемещения элементов вручную.
3.7. Проверка состояния электро- и гидрооборудования.
3.7.1. При осмотре электрооборудования необходимо обращать особое внимание на возможные дефекты и повреждения, приведенные в приложении Ж3.
3.7.2. Визуальный осмотр электрооборудования должен проводиться при полностью снятом с крана напряжении, для чего необходимо отключить вводной рубильник на портале и автоматический выключатель на панели. Кроме того, необходимо отключить рубильник на пункте питания крана.
3.7.3. При проверке работы схемы управления необходимо включением вводного рубильника и рубильника на пункте питания подать напряжение на кран. При этом переключатель проверки на панели управления должен быть установлен в положение "Проверка", а переключатель постов - в положение "Кабина".
Переводя рукоятки командоконтроллеров по позициям, следует убедиться, что аппараты на панели включаются в заданной последовательности в соответствии с принципиальной схемой и таблицами включений, приведенными в эксплуатационной документации*.
_________________
* При отсутствии принципиальной схемы и таблиц включений они могут быть запрошены у предприятия-изготовителя или в СКТБ БК.
При резком переводе контроллера с 0-ой позиции на последнюю, контакторы ускорения должны включаться с соответствующими выдержками времени, указанными на принципиальной схеме.
Для проверки счетчика времени наработки контроллер механизма подъема устанавливается в рабочее положение на время не менее 15 минут, после чего сравниваются показания на шкале прибора (до включения и после него) с показаниями часов.
3.7.4. Для проверки работы схемы управления при монтаже и испытаниях, переключатель постов необходимо установить в положение "Монтаж" и проверить включение аппаратов при работе с монтажного пульта.
3.7.5. При проверке приводов во время работы крана без груза переключатель проверки необходимо установить в положение "Работа".
Проверить работу всех механизмов.
При этом должны обеспечиваться плавные разгон и остановка механизмов.
Обратить внимание на работу механизма поворота. Убедиться, что на первой позиции контроллера механизм поворачивает кран, а при переводе контроллера в 0-ую позицию после разгона вращение крана происходит по инерции в течение 3-5 секунд.
3.7.6. При проверке приводов с грузом, соответствующим максимальной грузоподъемности, командоконтроллер грузовой лебедки следует поставить в первое положение подъема. Груз должен подниматься с минимальной скоростью.
Последовательно переводя контроллер с позиции на позицию, а также при резком переводе рукоятки контроллера в крайние позиции необходимо убедиться, что привод обеспечивает плавный разгон и торможение.
Аналогичным образом следует проверить работу механизмов поворота, передвижения и изменения вылета.
3.7.7. Проверка исправности вспомогательных устройств (светильников, электропечей, прожекторов на стреле и на портале, звукового сигнала, стеклоочистителя и обогревателя стекол кабины) должна проводиться путем трехкратного их включения - выключения.
3.7.8. Все отклонения от паспортных данных и Правил, выявленные при обследовании электрооборудования, некомплектность и дефекты заносятся в ведомость дефектов.
Если срок поверки измерительных приборов, имеющихся на кране, истек, это также должно быть отражено в ведомости дефектов.
3.7.9. Помимо требований по контролю за состоянием гидрооборудования, приведенных в разделе 3.7. РД 10-112 часть 1, дополнительно должны быть проверены:
- соответствие установленного гидрооборудования паспортным данным;
- отсутствие повреждений и разрывов трубопроводов;
- наличие пломб на отрегулированных гидроклапанах (где это предусмотрено конструкцией крана).
3.7.10. По окончании внешнего осмотра гидрооборудования, предназначенного для выполнения рабочих движений, должна быть проведена проверка его работоспособности при работе крана без груза и с грузом.
3.8. Проверка состояния приборов и устройств безопасности.
3.8.1. При контроле состояния приборов и устройств безопасности помимо проверки наличия и их соответствия паспортным данным (согласно РД 10-112. ч. 1) необходимо проверить их соответствие требованиям Правил.
При отсутствии на кране, изготовленном до выхода ПБ 10-14, реле защиты от обрыва любой из трех фаз к документации должно быть приложено разрешение органа надзора на эксплуатацию крана без этого прибора, (ст. 4.9.13. и 10.1. ПБ 10-14).
3.8.2. Проверка работы приборов и устройств безопасности должна проводиться следующим образом:
- при любом положении (кроме нулевого) одного из контроллеров с помощью отвертки с диэлектрической рукояткой разомкнуть контакт максимального реле. При этом линейный контактор должен отключиться; проверить отключение линейного контактора, также с помощью кнопок "Стоп" или аварийного выключателя;
- для проверки работы концевых выключателей всех механизмов необходимо медленно, соблюдая осторожность, подвести механизм к концевому выключателю до его срабатывания. Линейный контактор должен отключиться. После срабатывания конечной защиты необходимо убедиться, что выезд из конечной зоны возможен только в противоположном направлении;
- проверить нулевую защиту, т.е. убедиться, что повторное включение линейного контактора кнопкой возможно только при постановке всех контроллеров в нулевое положение;
- проверить действие реле защиты от обрыва любой из трех фаз (при его наличии) путем отсоединения одного из подводящих фазовых проводов непосредственно у реле после отключения напряжения автоматическим выключателем на панели управления. При этом линейный контактор должен отключиться;
- проверить действие всех видов блокировок путем соответствующего воздействия на отключающие элементы;
- проверить работоспособность анемометра при сопоставлении показателей по шкале с показателями по ручному контрольному анемометру, размещенному на уровне опорного шарнира стрелы.
Проверка приборов проводится при отсутствии актов контрольной поверки приборов и устройств безопасности.
3.8.3. Проверка работы ограничителя грузоподъемности должна выполняться на наибольшем вылете, соответствующем максимальной грузоподъемности крана. Проверка должна проводиться при трех случаях нагружения:
- при подъеме груза, равного 110% от номинального;
- при увеличении вылета после предварительного подъема груза на высоту 0,2-0,3 м с грузом, равным 100% от номинального;
- при увеличении вылета после предварительного подъема на высоту 2-3 м и последующего опускания груза до высоты 0,2-0,3 м с грузом, равным 100% от номинального.
Ограничитель должен срабатывать при подъеме груза массой 110% от номинального и при увеличении вылета на 10% от паспортной величины.
При увеличении вылета более 15% без срабатывания ограничителя грузоподъемности механизм изменения вылета должен быть немедленно выключен во избежание поломки или опрокидывания крана.
3.9. Проверка состояния кранового пути.
3.9.1. При проверке состояния и эксплуатации кранового пути необходимо ознакомиться с действующей у владельца системой осмотра и ремонта пути:
наличием графиков ремонта, журнала осмотров, технических обслуживаний и ремонтов (или другой документации по уходу за путями).
3.9.2. При ознакомлении с журналом необходимо обратить внимание на наличие записей о проведении:
- плановых проверок состояния пути через каждые 20-24 смены работы крана;
- дополнительных осмотров после особо неблагоприятных метеорологических явлений: ливней, затяжных дождей (особенно в весенний и осенний периоды), таяния снега, снежных заносов и т.д.
- систематических осмотров при наличии неустойчивых участков пути: при путях на вечномерзлых грунтах, прохождении подземных коммуникаций и т.д.
3.9.3. Проверка работоспособности тупиковых устройств должна осуществляться путем наезда крана на тупик. При этом смещение тупикового устройства не допускается.
Скорость наезда, не превышающая 50% скорости передвижения крана, исключающая опрокидывание или поломку крана, определяется расчетом. При отсутствии данных по расчету, рекомендации для конкретных типов и марок кранов могут быть получены в СКТБ БК.
3.9.4. Отсутствие надлежащего ухода и нарушение требований, изложенных в табл. 5, могут служить основанием для запрещения дальнейшей эксплуатации крана с истекшим сроком службы или установления пониженного срока продления его дальнейшей эксплуатации.
Таблица 5. Предельные значения параметров крановых путей.
Параметр | Предельный размер |
1 | 2 |
1. Продольный и поперечный уклоны: | |
при укладке | 0,004 |
при эксплуатации | 0,010 |
на участке для стоянки крана (наличие этого участка обязательно по ПБ 10-14) | 0,002 |
2. Отклонение размера колеи, мм | ±15 |
3. Отклонение от прямолинейности на участке 10 м | |
для кранов (мм): | |
с флюгерным креплением ходовых тележек | ±25 |
с жесткими ходовыми рамами | ±20 |
4. Упругая просадка рельса под колесами крана, мм | 5 |
5. Горизонтальный износ головки рельса, мм: | |
Р 43 | 10 |
Р 50 | 11 |
Р 65 | 13 |
6. Вертикальный износ головки рельса, мм: | |
Р 43 | 8 |
Р 50 | 9 |
Р 65 | 10 |
7. Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов, мм | |
по высоте | 3 |
в плане | 2 |
8. Зазор в стыке (мм) при длине рельса 12,5 м, не более | 12 |
9. Расстояние от тупикового упора, мм: | |
до середины последней полушпалы | 500 |
до конца рельса при железобетонных балках | 500 |
10. Расстояние от крана (в момент наезда на выключающую линейку) до тупикового упора | полный путь торможения согласно паспорту на кран. |
11. Смещение тупикового упора при наезде крана, мм | не допускается |
12. Прикрепление рельсов к опорным элементам и друг к другу в стыках неполным числом креплений, болтов | то же |
13. Отсутствие равномерного уплотнения балластной призмы | -“- |
14. Трещины, отколы в любом месте рельса | -“- |
15. Излом деревянных полушпал | -“- |
16. Сквозные поперечные трещины, обнажение рабочей арматуры с обрывом или деформацией хотя бы одного стержня в железобетонных балках | -“- |
17. Неисправность заземления | -“- |
18. Сопротивление растеканию тока заземляющей системы, с питанием крана от распределительного устройства, Ом, не более: | |
с глухозаземленной нейтралью; | 10 |
с изолированной нейтралью | 4 |
19. Отсутствие стяжек между параллельными звеньями пути, в т.ч. в начале и конце пути | не допускается |
20. Плечо балластной призмы в торцах пути от последней полушпалы или конца ж/б балки (при отсутствии подпорных стенок), м | 1,5 |
3.10. Проверка химсостава и механических свойств металла несущих элементов металлоконструкций.
3.10.1. Общие случаи, когда требуется проверка химсостава и механических свойств металла несущих металлоконструкций крана, приведены в разделе 3.10 РД 10-112 часть 1.
Помимо этого проверка химсостава и механических свойств должна проводиться (в случае необходимости):
- при оценке остаточного ресурса крана;
- при решении вопроса об использовании кранов с отступлением от паспортных данных по температуре эксплуатации;
- при определении температурных ограничений для кранов, получаемых по импорту (при отсутствии этих сведений в эксплуатационной документации).
3.10.2. Порядок отбора проб (образцов) для определения химсостава и механических свойств применительно к конструкциям башенных кранов приведены в приложении К3.
Способ отбора проб для химического анализа и проверки механических свойств не должен приводить к снижению несущей способности крана.
3.10.3. При несоответствии химсостава и механических свойств металла паспортным данным решение о допустимости дальнейшего использования крана должна принимать головная организация на основании анализа расчета крана, данных о фактическом использовании крана и с учетом требований РД 22-16.
3.10.4. Решение о допустимости применения металлов в кранах исполнения У, работающих в зоне ХЛ, по результатам анализа химсостава и механических свойств должно приниматься в соответствии с ВРД 22-28-25.
3.11. Составление ведомости дефектов.
3.11.1. Ведомость дефектов составляется в соответствии с требованиями раздела 3.11. РД 10-112 ч. 1.
3.11.2. При несоответствии установленного электро- и гидрооборудования, а также приборов и устройств безопасности паспортным данным в ведомости дефектов должно быть указано на необходимость замены оборудования или проведения реконструкции с разработкой новой принципиальной схемы* применительно к имеющемуся на кране оборудованию.
__________________
* Необходимая помощь в разработке принципиальных схем под существующее оборудование может быть оказана СКТБ БК.
3.11.3. Если срок проверки приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране истек, это также должно быть занесено в ведомость дефектов.
3.11.4. Дефекты, препятствующие проведению статических и динамических испытаний, должны быть устранены в процессе обследования, ремонта или реконструкции до завершения работы комиссии по обследованию.
3.11.5. Дефекты, которые целесообразно устранять при очередном техническом обслуживании или текущем ремонте, заносятся в ведомость дефектов с указанием срока их устранения.
3.12. Проведение статических и динамических испытаний.
3.12.1. Статические и динамические испытания должны проводиться после выполненного капитально-восстановительного или полнокомплектного ремонта (реконструкции) и оценки комиссией качества выполненного ремонта. При проведении испытаний ограничитель грузоподъемности должен быть отключен.
3.12.2. При оценке качества проведенного ремонта (реконструкции) комиссия должна убедиться, что:
- ремонт был выполнен в соответствии с проектом производства ремонтных работ ППРР, составленным с учетом требований РД 22-28-34, РД 22-207 и РД 22-322;
- после ремонта (реконструкции) электрооборудования крана обеспечивается нормальное функционирование всех механизмов;
- организации, выполнявшие ППРР и собственно ремонт (реконструкцию), имеют лицензию соответственно на проектирование (разработку ремонтной документации) и на реконструкцию и капитальный ремонт крана с применением сварки (под "капитальным ремонтом" в лицензии понимаются все виды ремонтов с применением сварки);
- качество сварки соответствует нормативной документации и при необходимости проверено неразрушающими методами контроля;
- при ремонте были применены сварочные материалы, предусмотренные РД 22-16;
- сведения по ремонту (реконструкции) занесены в паспорт крана.
В случае, если на кране были предварительно выполнены ремонты, по которым отсутствует документация, требуемая Правилами и нормативными документами, то дальнейшая эксплуатация такого крана может быть допущена только после положительных результатов экспертизы качества выполненного ремонта.
3.12.3. С целью сокращения объема испытаний целесообразно испытания, проводимые комиссией в рамках обследования крана, совмещать с техническим освидетельствованием, проводимым предприятием-владельцем крана, и приемо-сдаточными испытаниями, проводимыми ОТК ремонтного предприятия.
3.12.4. Статические испытания следует проводить с 25%-ной перегрузкой на наибольшем вылете, соответствующем максимальной грузоподъемности. Стрела должна быть расположена в сторону наименьшей устойчивости, а при равенстве базы и колеи крана - вдоль пути.
3.12.5. Динамические испытания следует проводить с грузом, соответствующим 110% максимальной грузоподъемности. При этом следует провести 5-кратный подъем (опускание) груза на половину высоты подъема для конкретного исполнения крана, а также все другие движения (поворот, передвижение, изменение вылета) в пределах, допустимых для работы с максимальной грузоподъемностью.
3.13. Оценка остаточного ресурса.*
__________________
* Раздел подлежит корректировке по мере накопления материалов обследований.
3.13.1. Оценку остаточного ресурса помимо случаев, указанных в п. 3.13.1. РД 10-112. часть 1, необходимо проводить также:
- при достижении краном предельных значений по группе классификации (по режиму), заложенной в паспорте крана;
- для кранов повышенного риска - по дополнительным требованиям, разрабатываемым для конкретных типов кранов головной организацией;
- при эксплуатации кранов в условиях, не соответствующих паспортным данным;
- по заданию Госгортехнадзора для выявления надежности конкретного типа кранов.
3.13.2. Оценка остаточного ресурса должна включать:
- анализ имеющейся конструкторской, эксплуатационной и ремонтной документации (в т.ч. и материалов по предыдущей оценке остаточного ресурса, если она проводилась) и в первую очередь по элементам, которые могут лимитировать ресурс крана;
- анализ технической информации по отказам, имевшим место по аналогичным элементам и кранам;
- анализ особенностей нагружения крана и фактической нагруженности элементов с учетом данных инструментальных испытаний (если они проводились);
- анализ механизма образования и развития дефектов и повреждений узлов, лимитирующих долговечность крана с учетом примененных в несущих конструкциях материалов;
- определение параметров предельных состояний элементов с учетом их реальной нагруженности, отклонений от заданной геометрической формы, размеров и механических свойств металла;
- выявление запасов прочности расчетных металлоконструкций по РД 22-166 с проведением, при необходимости расчетов на усталость;
- возможность и сроки дальнейшей эксплуатации крана.
3.13.3. В случае, если кран не достиг предельных значений по группе классификации (по режиму), заложенной в паспорте крана, оценку возможности дальнейшей эксплуатации крана рекомендуется принимать в соответствии с табл. 6.
3.13.3.1. На основании приведенной балльной оценки дефектов, повреждений (табл. 6) может быть принято одно из следующих решений:
- при сумме дефектов более 5 баллов по несущим элементам сборочной единицы или секции - они подлежат списанию;
- при сумме дефектов более 5 баллов у двух базовых сборочных единиц или секций одного узла - подлежит списанию весь узел (выбраковка башни производится при выбраковке не менее 30% ее секций);
- при сумме дефектов более 5 баллов у каждого из двух и более основных узлов крана (ходовая рама, поворотная платформа, портал, башня, стрела) - подлежит списанию весь кран.
3.13.3.2. В виде исключения допускается дальнейшая эксплуатация кранов с дефектами, превышающими указанные в п. 3.13.3. пределы, по заключению головной организации.
3.13.4. Оценка остаточного ресурса должна проводиться по методике, разработанной или согласованной с СКТБ башенного краностроения и составленной с учетом требований РД 09-102.
3.14. Оформление результатов обследования.
3.14.1. В случае проведения работы в два этапа (см. п. 3.2.2.) обследование на первом этапе заканчивается составлением Акта, но без указания возможности продления срока эксплуатации (в случае необходимости проведения ремонта (или реконструкции) либо с записью о списании крана (в случае невозможности или нецелесообразности продления срока службы крана). Форма акта дана в приложении Л3.
Работа на втором этапе заканчивается подписанием Акта с указанием срока проведения следующего обследования.
3.14.2. Если кран эксплуатируется в условиях, указанных в п. 3.1.7., возможность дальнейшей эксплуатации крана должна быть подтверждена экспертным заключением головной организации.
3.14.3. Период, на который дается рекомендация о продлении срока службы крана, определяется техническим состоянием крана, с учетом оценки остаточного ресурса, интенсивности использования крана, состояния рельсового пути и эффективности действующей на предприятии-владельце крана системы ТО и Р.
Таблица 6. Балльная шкала оценок дефектов и повреждений металлических конструкций.
Наименование дефекта, | Оценка, n баллов | |
повреждения | дефекты и повреждения, возникшие | |
при монтаже, перевозке | при работе крана | |
1. Первичная трещина по сварному соединению (шов, околошовная зона): | ||
- в поясах, коробчатых конструкциях | 1,25 | 2,5 |
- в связях*, ребрах | 0,5 | 1,0 |
2. Первичная трещина по основному металлу: | ||
- в поясах, коробчатых конструкциях | 1,75 | 3,5 |
- в связях, ребрах | 0,75 | 1,5 |
3. Первичная деформация элементов, превышающая нормативные данные: | ||
- стрелы или башни (в сборе), пояса | 2,5 | 5,0 |
- связи | 0,5 | 1,0 |
- листовой конструкции | 1,25 | 2,5 |
4. Выработка (износ, смятие) отверстий сверх предельных значений по настоящему РД. | 1,0 | 2,0 |
5. Коррозия: | ||
- 50-95% от предельной величины по прил. Г3, п. Г3-7.1. | - | 1,0 |
- при достижении предельной величины | - | св. 5,0 |
6. Расслоение металла | св. 5,0 | св. 5,0 |
7. Повторные дефекты по п.п. 1-5 | 1,3n | 2n |
_________________
* Под "связями" понимаются элементы, связывающие пояса между собой в решетчатых конструкциях (раскосы, диагонали, стойки, связи).
3.14.3.1. Оценка функционирования системы ТО и Р должна включать в себя:
- проверку наличия и состояния выполнения существующего порядка ТО и Р крана, а также журнала осмотров, технических обслуживаний и ремонтов (в соответствии с требованиями ст. 7.3.25. ПБ 10-14);
- проверку своевременности проведения технических обслуживаний и ремонтов;
- своевременность и правильность заполнения эксплуатационных форм паспорта по проведенным ремонтам, в т.ч.:
- по замене канатов, механизмов, включая проверку наличия имеющихся сертификатов (на непользованные материалы, узлы), заключения о качестве сварки (которые должны храниться наравне с паспортом);
- по записи результатов технического освидетельствования, включая запись о проведенных предшествующих обследованиях;
- по назначению работников, ответственных за содержание крана в исправном состоянии;
- оценку проведенных ТО и Р непосредственно на кране (состояние со смазыванием узлов крана, состояние болтовых соединений, окраски, регулировки механизмов и др.).
3.14.4. В отдельных случаях могут приводиться ограничения по использованию кранов (изменение грузовых характеристик, сокращение периодичности ТО и Р, установление и периодичность контроля за конкретными элементами). Ограничения должны быть записаны в п. 7.2. Акта обследования.
3.14.4.1. В обязательном порядке эти ограничения должны составляться в случае эксплуатации кранов с отступлением от паспортных данных:
- при работе кранов "У" в зоне "ХЛ" (с учетом требований ВРД 22-28-25);
- при работе в сейсмически опасных районах;
- при работе в районах с повышенными ветровыми нагрузками;
- при работе с группой классификации выше паспортной и др.;
- при работе на вечномерзлых грунтах и др.
3.14.5. Один экземпляр Акта обследований (вместе с ведомостью дефектов) должен быть направлен в СКТБ башенного краностроения (129301, Москва, ул. Касаткина, 11) для анализа состояния с башенными кранами и разработки предложений Госгортехнадзору России по совершенствованию системы безопасной эксплуатации кранов.
3.15. Требования к организации, проводящей обследование и к ее персоналу.
3.15.1. Аттестация специалистов, проводящих обследование, проводится в соответствии с РД РосЭК 01-013, а специалистов головных организаций - в соответствии с п. 3.15.4 РД 10-112 ч. 1.
3.16. Требования безопасности при проведении обследований.
3.16.1. Общие требования безопасности при проведении обследований регламентируются разделом 3.16 РД 10-112 ч. 1.
3.16.2. При проведении обследований кранов, указанных в настоящем РД, помимо указанных в РД 10-112 часть 1, должны соблюдаться требования безопасности, предусмотренные также и следующими документами:
- Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей;
- Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;
- СНиП 111-4;
- эксплуатационной документацией на кран (ТО, ИЭ и ИМ).
ПРИЛОЖЕНИЕ А3
(справочное)
Перечень использованной нормативной документации
В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора России ПБ 10-14-92.
Правила устройства электроустановок.
Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.
ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение.
ГОСТ 2688-80 Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19(1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 3066-80 Канат двойной свивки типа ЛК-0 конструкции 6х7(1+6)+1х7(1+6). Сортамент.
ГОСТ 3069-80 Канат двойной свивки типа ЛК-0 конструкции 6х7(1+6)+1 о.с. Сортамент
ГОСТ 3077-80 Канат двойной свивки типа ЛК-0 конструкции 6х19(1+9+9)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 3079-80 Канат двойной свивки типа ТЛК-0 конструкции 6х37(1+6+15+15)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 3081-80 Канат двойной свивки типа ЛК-0 конструкции 6х19(1+9+9)+7х7(1+6). Сортамент.
ГОСТ 3083-80 Канат двойной свивки типа ТК конструкции 6х30(0+15+15)+7 о.с. Сортамент.
ГОСТ 3088-80 Канат двойной свивки многопрядный типа ЛК-Р конструкции 18х19(1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 3097-80 Канаты двойной свивки типа ЛК-0 конструкции 8х6(0+6)+9 о.с., типа ТК конструкции 8х16(0+5+11)+9 о.с. Сортамент.
ГОСТ 7565-81 Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава.
ГОСТ 7665-80 Канат двойной свивки типа ЛК-3 конструкции 6х25(1+6; 6+12)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 7667-80 Канат двойной свивки типа ЛК-3 конструкции 6х25(1+6; 6+12)+7х7(1+6). Сортамент.
ГОСТ 7668-80 Канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36(1+7+7/7+14)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 7669-80 Канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36(1+7+7/7+14)+7х7(1+6). Сортамент.
ГОСТ 7670-80 Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 8х19(1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 7681-80 Канат двойной свивки многопрядный типа ЛК-0 конструкции 18х7(1+6)+1 о.с. Сортамент.
ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах.
ГОСТ 13556-91 Краны башенные строительные. Общие технические условия
ГОСТ 14954-80 Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19(1+6+6/6)+7х7(1+6). Сортамент.
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа.
ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита.
ГОСТ 22536.2-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы.
ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора.
ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния.
ГОСТ 22536.5-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца.
ГОСТ 25835-83 Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы.
СТ СЭВ 3268-81 Опоры поворотные однорядные для экскаваторов и кранов. Технические требования.
СНиП II-7-81 Нормы проектирования. Строительство в сейсмических районах.
СНиП III-4-80 Техника безопасности в строительстве.
СНиП 3.08.01-85 Механизация строительного производства. Рельсовые пути башенных кранов.
РД 09-102-95 Методические указания по определению остаточного ресурса потенциально опасных объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России.
РД 10-112-96 Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения.
РД 22-16-96 Машины грузоподъемные. Выбор материалов для изготовления, ремонта и реконструкции сварных стальных конструкций.
ВРД 22-28-25-95 Машины грузоподъемные. Временные рекомендации по использованию машин исполнения "У" в зоне "ХЛ".
РД 22-28-34-95 Требования к составлению проекта производства ремонтных работ (ППРР) грузоподъемных кранов.
РД 22-166-86 Краны башенные строительные. Нормы расчета.
РД 22-207-88 Машины грузоподъемные. Общие требования и нормы на изготовление.
РД 22-226-94 с изм. № 1 Краны башенные и стреловые несамоходные, узлы. Форма паспорта.
РД 22-322-94 Краны грузоподъемные. Технические условия на ремонт.
РД РосЭК-001-96 Машины грузоподъемные. Конструкции металлические. Контроль ультразвуковой. Основные положения.
РД РосЭК 01-013-97 Положение о порядке подготовки и аттестации специалистов по экспертному обследованию и технической диагностике грузоподъемных кранов.
МУ 22-28-01-96 Методические указания по диагностированию состояния ходовых рам башенных кранов типа КБ-403.
МУ 22-28-02-97 Методические указания по обследованию и усилению подкосов башенных кранов КБ-503 и КБ-504.
ТИ РосЭК-001-96 Технологическая инструкция по ультразвуковому контролю сварных соединений ходовых рам при обследовании башенных кранов типа КБ-403.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б3
(рекомендуемое)
Форма
Главный инженер
_________________________
(предприятия-владельца крана)
_________________________
(Ф.И.О.)
"____" ____________199__г.
СПРАВКА
о характере работ, выполненных
___________________ краном _______________________
(тип крана) (марка, индекс крана)
зав. №________________ рег. № ____________________
_________________________________________________
(предприятие-изготовитель)
1. Год выпуска _______________________________________________________________
2. Дата начала эксплуатации _____________________________________________________
(то же, у данного владельца) _____________________________________________________
3. Максимальная масса поднимаемых грузов (т) _____________________________________
4. Среднее количество смен работы крана в сутки ____________________________________
5. Среднее количество рабочих дней в году _________________________________________
6. Показания счетчика моточасов _________________________________________________
7. Объекты, на которых эксплуатировался кран:
7.1. Для кранов, используемых на строительстве:
а) с ____19__г. по _____19__г. Тип объекта ___________________ Этажность объекта _____________ Максим. масса элементов, т. ______ Число возведенных объектов _____ | б) с ____19__г. по _____19__г. Тип объекта ___________________ Этажность объекта _____________ Максим. масса элементов, т. ______ Число возведенных объектов ______ |
в) с ____19__г. по _____19__г. Тип объекта ___________________ Этажность объекта _____________ Максим. масса элементов, т. ______ Число возведенных объектов _____ | г) с ____19__г. по _____19__г. Тип объекта ___________________ Этажность объекта _____________ Максим. масса элементов, т. ______ Число возведенных объектов ______ |
д) с ____19__г. по _____19__г. Тип объекта ___________________ Этажность объекта _____________ Максим. масса элементов, т. ______ Число возведенных объектов _____ | е) с ____19__г. по _____19__г. Тип объекта ___________________ Этажность объекта _____________ Максим. масса элементов, т. ______ Число возведенных объектов _____ |
7.2. Для кранов, используемых на складах и полигонах:
7.2.1. Общая масса грузов, поступающая и перегружаемая на складе краном в год (т) или смену (т) ________________________________
7.2.2. Среднее число циклов в сутки ___________________________
8. В какой доле циклов производится подъем грузов массой:
менее 25% Q - %
от 25% до 50% Q - %
от 50% до 75% Q - %
от 75% до 100% Q - %
(где Q - максимальная грузоподъемность крана)
9. Год и месяц проведения капитальных ремонтов на кране _____________________________
10. Адрес предприятия-владельца крана ____________________________________________
Справку составил _____________________________________________________________
Ф.И.О., должность, подпись
Дата
Примечание. В случае затруднений с составлением Справки она может быть подготовлена комиссией, проводящей обследование.
ПРИЛОЖЕНИЕ В3
(рекомендуемое)
Форма
Рабочая карта обследования крана
Условные обозначения:
- в порядке
- требует устранения неисправности
- требует ремонта
- требует списания или замены
- не предусмотрено конструкцией
Условный номер узла (индекс) | Наименование узла | Условное обозначение состояния | Дефект*, место его расположения, длина трещины |
0100 | Общие сведения | ||
0101 | Паспорт | ||
0102 | Электросхема | ||
0103 | Техническое описание | ||
0104 | Инструкция по монтажу | ||
0105 | Вахтенный (крановый) журнал | ||
0106 | Журнал ТО и Р | ||
0200 | Опорная (ходовая) рама (в целом) | ||
0201 | Рама | ||
0202 | Стыковые соединения | ||
0203 | Болтовые соединения | ||
0204 | Шарнирные соединения | ||
0205 | Флюгера | ||
0206 | Балки (отсоединяемые) | ||
0207 | Подкосы | ||
0208 | Лестницы | ||
0209 | Площадки | ||
0210 | Оси | ||
0211 | |||
0300 | Тележка ходовая (в целом) | ||
0301 | Рама | ||
0302 | Балансир | ||
0303 | Привод | ||
0304 | Тормоз | ||
0305 | Тормозные колодки | ||
0306 | Колесо ходовое | ||
0307 | Открытые передачи | ||
0308 | Буксы | ||
0309 | Оси | ||
0310 | Плужок сбрасывающий | ||
0311 | Захват рельсовый | ||
0312 | Шкворень | ||
0313 | Буфер | ||
0314 | Шарнирные соединения | ||
0315 | Болтовые соединения | ||
0316 | Места смазывания и уплотнения | ||
0317 | |||
0400 | Кабельный барабан (в целом) | ||
0401 | Барабан | ||
0402 | Привод | ||
0403 | Тормоз | ||
0404 | Рама | ||
0405 | Укладка кабеля | ||
0406 | Шарнирные соединения | ||
0407 | Болтовые соединения | ||
0408 | |||
0500 | Балласт (в целом) | ||
0501 | Плиты балласта | ||
0502 | Узлы крепления | ||
0503 | Масса балласта | ||
0504 | |||
0600 | Опорно-поворотное устройство (в целом) | ||
0601 | Зубчатый венец | ||
0602 | Полуобоймы | ||
0603 | Болтовые соединения | ||
0604 | Места смазки | ||
0605 | Ролики, шарики | ||
0606 | |||
0700 | Платформа поворотная (в целом) | ||
0701 | Платформа (сварная конструкция) | ||
0702 | Подкос телескопический | ||
0703 | Подкос монтажный | ||
0704 | Шарнирные соединения | ||
0705 | Болтовые соединения | ||
0706 | Тяги | ||
0707 | Блоки | ||
0708 | Площадки | ||
0709 | Лестница | ||
0710 | Монтажные устройства | ||
0711 | |||
0800 | Лебедка грузовая (в целом) | ||
0801 | Редуктор | ||
0802 | Тормоз | ||
0803 | Тормозные колодки | ||
0804 | Муфты | ||
0805 | Барабан | ||
0806 | Рама | ||
0807 | Валы | ||
0808 | Система переключения передач | ||
0809 | Выносная опора | ||
0810 | Болтовые соединения | ||
0811 | Пальцы крепления | ||
0812 | Места смазывания и уплотнения | ||
0813 | |||
0900 | Лебедка стреловая (в целом) | ||
0901 | Редуктор | ||
0902 | Тормоз | ||
0903 | Тормозные колодки | ||
0904 | Муфты | ||
0905 | Барабан | ||
0906 | Рама | ||
0907 | Валы | ||
0908 | Выносная опора | ||
0909 | Болтовые соединения | ||
0910 | Пальцы крепления | ||
0911 | Места смазки и уплотнения | ||
0912 | |||
1000 | Механизм поворота (в целом) | ||
1001 | Редуктор | ||
1002 | Тормоз | ||
1003 | Тормозные колодки | ||
1004 | Муфта | ||
1005 | Открытая шестерня | ||
1006 | Рама | ||
1007 | Болтовые крепления | ||
1008 | Оси крепления | ||
1009 | Места смазывания и уплотнения | ||
1010 | |||
1100 | Башня (в целом) | ||
1101 | Портал | ||
1102 | Секция башни | ||
1103 | Диагональные балки | ||
1104 | Распорка | ||
1105 | Направляющие ролики | ||
1106 | Блоки | ||
1107 | Замки | ||
1108 | Тяги | ||
1109 | Стыковые соединения | ||
1110 | Болтовые соединения | ||
1111 | Шарнирные соединения | ||
1112 | Лестницы, ограждения | ||
1113 | Площадки | ||
1114 | Крышки люка | ||
1115 | Монтажные устройства | ||
1116 | Ограждение шахты подъемника | ||
1117 | |||
1200 | Оголовок | ||
1201 | Монтажная стойка | ||
1202 | Блоки | ||
1203 | Оси | ||
1204 | Установка датчика усилия ограничителя грузоподъемности | ||
1205 | Шарнирные соединения | ||
1206 | Стыковые соединения | ||
1207 | Болтовые соединения | ||
1208 | Лестницы, ограждения | ||
1209 | Площадки | ||
1210 | Крышка люка | ||
1211 | |||
1300 | Противовесная консоль (в целом) | ||
1301 | Консоль | ||
1302 | Площадки для установки механизмов | ||
1303 | Проходы | ||
1304 | Стыковые соединения | ||
1305 | Болтовые соединения | ||
1306 | Шарнирные соединения | ||
1307 | Тяги | ||
1308 | Подъемное устройство | ||
1309 | Тележка противовеса | ||
1310 | Катки | ||
1311 | Боковые ролики | ||
1312 | Блоки | ||
1313 | |||
1400 | Противовес | ||
1401 | Плиты противовеса | ||
1402 | Узлы крепления | ||
1403 | Масса противовеса | ||
1404 | |||
1500 | Лебедка передвижения противовеса (в целом) | ||
1501 | Редуктор | ||
1502 | Тормоз | ||
1503 | Тормозные колодки | ||
1504 | Муфты | ||
1505 | Барабан | ||
1506 | Рама | ||
1507 | Валы | ||
1508 | Выносная опора | ||
1509 | Болтовые соединения | ||
1510 | Пальцы крепления | ||
1511 | Места смазывания и уплотнения | ||
1512 | |||
1600 | Подъемник машиниста (в целом) | ||
1601 | Кабина, двери, окна | ||
1602 | Привод лебедки | ||
1603 | Барабан | ||
1604 | Рама лебедки | ||
1605 | Тормоз | ||
1606 | Шарнирные соединения | ||
1607 | Стыковые соединения | ||
1608 | Болтовые соединения | ||
1609 | Буферное устройство | ||
1610 | Натяжное устройство | ||
1611 | Лестницы | ||
1612 | Площадки | ||
1613 | Аварийный выход | ||
1614 | Рейка | ||
1615 | Устройство для укладки кабеля | ||
1616 | Шахтные двери | ||
1700 | Опорные рамы - в кранах с неповоротной башней (в целом) | ||
1701 | Нижняя рама | ||
1702 | Верхняя рама | ||
1703 | Стыковые соединения | ||
1704 | Болтовые соединения | ||
1705 | Лестницы | ||
1706 | |||
1800 | Кабина (в целом) | ||
1801 | Каракас | ||
1802 | Пульт управления (рукоятки, кнопки, педали) | ||
1803 | Обозначения на пульте | ||
1804 | Кресло (возможность перемещения) | ||
1805 | Дверь | ||
1806 | Остекление | ||
1807 | Огнетушитель | ||
1808 | Вентиляция | ||
1809 | Кондиционирование | ||
1810 | |||
1900 | Стрела (в целом) | ||
1901 | Стрела (металлоконструкция) | ||
1902 | Стыковые соединения | ||
1903 | Резьбовые соединения | ||
1904 | Шарнирные соединения | ||
1905 | Оси | ||
1906 | Блоки, их ограждения | ||
1907 | Серьги | ||
1908 | Тяги | ||
1909 | Проходы | ||
1910 | Ограждения | ||
1911 | |||
2000 | Грузовая тележка (в целом) | ||
2001 | Рама | ||
2002 | Блоки, их ограждения | ||
2003 | Ходовые катки | ||
2004 | Боковые ролики | ||
2005 | Шарнирные соединения | ||
2006 | Оси | ||
2007 | Натяжные устройства | ||
2008 | |||
2100 | Лебедка тележечная (в целом) | ||
2101 | Редуктор | ||
2102 | Тормоз | ||
2103 | Тормозные колодки | ||
2104 | Муфты | ||
2105 | Барабан | ||
2106 | Рама | ||
2107 | Валы | ||
2108 | Выносная опора | ||
2109 | Болтовые соединения | ||
2110 | Пальцы крепления | ||
2111 | Места смазывания и уплотнения | ||
2112 | |||
2200 | Подвеска крюковая (в целом) | ||
2201 | Щеки | ||
2202 | Блоки, их ограждения | ||
2203 | Оси | ||
2204 | Болтовые соединения | ||
2205 | Грузы | ||
2206 | Траверса | ||
2207 | Крюк | ||
2208 | Предохранительная скоба | ||
2209 | |||
2300 | Канатные системы | ||
2301 | Канат грузовой (Соответствие ПС, состояние, закрепление концов) | ||
2302 | Канат стреловой (то же) | ||
2303 | Канат стрелового расчала (-“-) | ||
2304 | Канат тележечный (-“-) | ||
2305 | Канат монтажный (Соответствие ПС, состояние, закрепление концов) | ||
2306 | Оттяжки (то же) | ||
2307 | Канат ограничителя высоты подъема (-“-) | ||
2308 | Канат передвижения противовеса (-“-) | ||
2309 | |||
2400 | Электрооборудование (в целом) | ||
2401 | Двигатели ходовых тележек | ||
2402 | Тормозные электромагниты ходовых тележек | ||
2403 | Двигатель кабельного барабана | ||
2404 | Электромагнит кабельного барабана | ||
2405 | Двигатели грузовой лебедки | ||
2406 | Электромагнит грузовой лебедки | ||
2407 | Двигатель стреловой лебедки | ||
2408 | Электромагнит стреловой лебедки | ||
2409 | Двигатель механизма поворота | ||
2410 | Электромагнит механизма поворота | ||
2411 | Двигатель привода подъемника машиниста | ||
2412 | Электромагнит привода подъемника машиниста | ||
2413 | Двигатель тележечной лебедки | ||
2414 | Электромагнит тележечной лебедки | ||
2415 | Двигатель лебедки передвижения противовеса | ||
2416 | Электромагнит лебедки передвижения противовеса | ||
2417 | Аппаратная кабина (шкаф управления) | ||
2418 | Панели управления | ||
2419 | Контакторы | ||
2420 | Резисторы | ||
2421 | Реле | ||
2422 | Проводка | ||
2423 | Рубильник | ||
2424 | Командо-контроллеры | ||
2425 | Освещение в кабине и на кране | ||
2426 | Ремонтное освещение | ||
2427 | Прожектора | ||
2428 | Заземляющие перемычки | ||
2429 | Питающий кабель | ||
2430 | Провода | ||
2431 | Радиопереговорная связь | ||
2432 | Токосъемник кабельного барабана | ||
2433 | Токосъемник поворотной части крана | ||
2434 | |||
2500 | Устройства безопасности (в целом) | ||
2501 | Ограничитель грузоподъемности (датчики нагрузки, вылета) | ||
Ограничители рабочих движений: | |||
2502 | высоты подъема, глубины опускания | ||
2503 | изменения вылета; | ||
2504 | поворота; | ||
2505 | передвижения крана; | ||
2506 | высоты подъема подъемника машиниста; | ||
2507 | передвижения противовеса. | ||
2508 | Ограничитель скорости подъемника машиниста | ||
2509 | Блокировка дверей подъемника и его шахты | ||
2510 | Указатель грузоподъемности | ||
2511 | Молниеприемник | ||
2512 | Анемометр | ||
2513 | Прибор защиты от обрыва фазы | ||
2514 | |||
2600 | Рельсовые пути (в целом) | ||
2601 | Пути (уклон продольный максимальный) | ||
2602 | Пути (уклон поперечный максимальный) | ||
2603 | Рельсы (состояние, соответствие ТУ) | ||
2604 | Шпалы (состояние, соответствие ТУ) | ||
2605 | Балластная призма (состояние) | ||
2606 | Заземление | ||
2607 | Тупиковые упоры (указать тип) | ||
2608 |
___________________
* При выявлении повторного возникновения дефекта (после ремонта) этот случай отражается в рабочей карте.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г3
(справочное)
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ КРАНОВ
Сборочная единица | Неисправность, вид повреждения, дефект | Метод контроля | Предельные значения дефекта, | ||
узел (элемент крана) | подузел (элемент узла) | описание (признаки) | эскиз | повреждения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Г3-1. Ходовая рама | Кольцевая рама (балка) |
|