РД 20-07-2008
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 30 сентября 2008 года № 749
Об утверждении и введении в действие Методических указаний о порядке обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие прилагаемые Методические указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-20-07-2008).
Руководитель Н.Г. Кутьин
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ И СТАЖИРОВКИ ВНОВЬ ПРИНЯТЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
РД-20-07-2008
Введены в действие с 30 сентября 2008 года
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации"; Федеральным законом от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании"; Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (с изменениями и дополнениями).
2. Методические указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Методические указания), а также вновь принятых на государственную гражданскую службу иных должностных лиц, обладающих полномочиями по проведению обследований поднадзорных объектов, осуществлению функций по надзору и контролю (старшие государственные инспектора, главные государственные инспектора) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) определяет основные подходы в организации обучения, первоначальной подготовки и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов.
3. Методические указания устанавливают требования, предъявляемые к первоначальной подготовке, обучению, а также к порядку проведения стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов. Обучение включает изучение законодательных и нормативных документов, должностных обязанностей и прав, представленных по конкретной должности, необходимых для осуществления надзорной деятельности.
4. Используемые в Методических указаниях термины и их определения приведены в приложении № 1.
II. Обучение вновь принятого государственного инспектора
5. Обучение вновь принятого государственного инспектора осуществляется в объеме и в сроки, определяемые программой обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов.
6. После прохождения обучения в соответствии с утвержденной программой вновь принятый на государственную гражданскую службу государственный инспектор проходит проверку знаний в виде сдачи экзамена.
Экзамен проводится в форме собеседования, в процессе которого государственному инспектору должно быть задано не менее 5 вопросов по программе подготовки государственного инспектора.
В случае несдачи экзамена, вновь принятый инспектор считается не прошедшим первоначальную подготовку и соответственно не прошедшим испытание.
При обучении особое внимание следует обращать на изучение:
- функций и задач органов Службы;
- законодательных и иных нормативно-правовых актов, касающихся деятельности Службы;
- применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- порядка планирования и отчетности, действующих в Службе;
- направлений совершенствования надзорной деятельности;
- норм и правил обеспечения безопасности, касающихся надзорной деятельности Службы;
- порядка учета и технических требований при расследовании аварий, несчастных случаев и инцидентов на поднадзорных Службе объектах;
- технологических процессов и организации контроля за соблюдением требований безопасности на поднадзорных предприятиях;
- системы экспертизы, в т.ч. промышленной безопасности;
- автоматизированной информационной системы управления;
- мер административной и уголовной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения, касающиеся надзорной деятельности Службы;
- требований к организации и проведению мероприятий по контролю;
- прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);
- инструкции по делопроизводству.
7. Программа обучения вновь принятого государственного инспектора составляется в соответствии с Типовым учебным планом подготовки вновь принятого инспектора (приложение № 2).
Программа обучения составляется с учетом имеющегося производственного опыта работы государственного инспектора, вида контроля (надзора), а также особенностей объектов, которые будут им контролироваться.
8. В обучение входит практическая подготовка, осуществляемая путем участия в инспекции поднадзорных объектов с целью овладения навыками надзорной деятельности, включая анализ технической документации, изучение технологического производства, выявление нарушений, оформление результатов инспекций, расследований аварий, несчастных случаев, инцидентов и других материалов, встречающихся в ходе практической работы. Практическая подготовка государственного инспектора осуществляется как в период обучения, так и после окончания обучения и проверки знаний (сроком до 1 года) по вопросам, с которыми не представилась возможность ознакомиться за время стажировки (например, участие в техническом расследовании несчастных случаев, аварий, инцидентов, участие в обследовании строящегося объекта и работе по приемке законченных строительством объектов; участие в обследовании объектов с целью проверки соблюдения условий разрешения или лицензии и др.).
III. Проверка знаний
9. При проверке знаний особое внимание обращается на:
- знание основных законодательных, нормативных правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих надзорную деятельность применительно к соответствующему виду надзора;
- знание порядка планирования работы и форм отчетности, в соответствии с руководящими документами, действующими в Службе;
- знание основных технологических процессов, опасных видов работ и других потенциальных опасностей на объектах, подлежащих контролю, методик расследования аварий, несчастных случаев и инцидентов;
- умение устанавливать причины выявленных нарушений требований безопасности, анализировать их и предлагать меры по их устранению;
- способность обобщать и анализировать информацию по направлению надзорной деятельности, вести деловую переписку;
- умение пользоваться персональным компьютером;
- знание норм и правил по охране труда.
10. Стажировка включает изучение законодательных и иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов, должностных обязанностей и прав, предоставленных по конкретной должности, необходимых для осуществления надзорной деятельности, овладение навыками надзорной работы, проверку знаний. По результатам проверки знаний принимается решение о допуске государственного инспектора к самостоятельной работе.
11. Первоначальное обучение (далее - обучение) включает в себя теоретическое обучение и практическое обучение (далее - стажировка) и осуществляется в объеме и сроки, определенные программой обучения.
Продолжительность теоретического обучения не должна превышать двух месяцев.
Продолжительность стажировки - от трех месяцев до окончания испытательного срока.
В исключительных случаях стажировка вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов продолжается до 1 года.
12. Ответственный за обучение вновь принятого государственного инспектора назначается по представлению начальника отдела либо непосредственно в приказе о назначении на должность, либо специальным приказом (распоряжением) руководителя территориального управления.
По окончании стажировки ответственный за обучение делает свое заключение о выполнении программы обучения и об уровне знаний государственного инспектора.
IV. Допуск к самостоятельной работе
13. Допуск к самостоятельной работе вновь принятого государственного инспектора оформляется приказом (распоряжением) руководителя территориального управления, издаваемым по результатам проверки знаний на основании служебной записки начальника отдела. В приказе указывается дата, с которой государственный инспектор допускается к самостоятельной работе в соответствии с его должностным регламентом.
14. Копии приказов по обучению, допуску к самостоятельной работе, программа стажировки, заключение ответственного за обучение о выполнении программы, протокол проверки знаний хранятся в личном деле работника.
15. Начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный инспектор (руководитель группы) или по его поручению старший государственный инспектор, организует ознакомление государственного инспектора с поднадзорными предприятиями (объектами).
16. В дальнейшем начальник отдела организует разработку совместно с государственным инспектором индивидуальной программы подготовки и стажировки (приложение № 3), оказывает помощь в технической учебе, вносит предложения о направлении его на курсы повышения квалификации.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Обучение - целеустремленный, систематический, организационный процесс получения знаний, умений, навыков.
Профессиональная переподготовка - вид дополнительного образования государственных гражданских служащих. Профессиональная переподготовка проводится в целях адаптации их к новой профессиональной деятельности и организуется при необходимости назначения на государственную гражданскую должность иного профиля или при смене рода деятельности.
Повышение квалификации - вид дополнительного образования государственных гражданских служащих. Повышение квалификации представляет собой обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Стажировка - вид дополнительного образования государственных гражданских служащих или часть профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка осуществляется также в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ФОРМА ТИПОВОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО ИНСПЕКТОРА
Типовой учебный план подготовки вновь принятого инспектора
№ | Тема | Количество часов | ||||
всего | самостоятельное изучение | консультации | практические занятия | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I. Правовое положение государственных служащих и порядок прохождения ими государственной гражданской службы | ||||||
1 | Государственная должность. Государственный гражданский служащий. Государственная гражданская служба | |||||
2 | Принципы государственной гражданской службы. Классификация государственных должностей государственной гражданской службы. | |||||
3 | Аттестация и квалификационные экзамены государственных гражданских служащих. Классные чины государственных гражданских служащих. Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы. | |||||
4 | Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего. Основные права и обязанности государственного гражданского служащего. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой. Гарантии для государственных гражданских служащих. | |||||
5 | Прохождение государственной гражданской службы. Служебный контракт. Стаж государственной гражданской службы и порядок его исчисления. Основания для прекращения государственной службы. | |||||
Правовые основы регулирования безопасности | ||||||
6 | Общие сведения о системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Назначение и полномочия федеральных надзоров России. | |||||
7 | Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, федеральные нормы и правила, руководящие документы Ростехнадзора. | |||||
8 | Государственное регулирование безопасности. Полномочия органов государственного регулирования безопасности. | |||||
9 | Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации. | |||||
Основные полномочия Службы и ее структурных подразделений | ||||||
10 | Структура Ростехнадзора | |||||
11 | Полномочия Ростехнадзора как органа государственного регулирования безопасности. | |||||
12 | Основные направления реализации функций Ростехнадзора. Их цели, задачи и приоритетность. | |||||
Основные задачи и функции отдела инспекций | ||||||
13 | Назначение и основные задачи инспекций. Планирование работы и отчетность отдела инспекций. | |||||
14 | Обязанности, права и ответственность работников отдела инспекций. | |||||
Правовое положение государственного и главного государственного инспектора | ||||||
15 | Роль инспекторского состава в обеспечении промышленной безопасности. | |||||
16 | Права, обязанность и ответственность государственного инспектора и главного государственного инспектора как должностных лиц Ростехнадзора. | |||||
17 | Юридические вопросы инспекционной деятельности. | |||||
18 | Планирование работы и отчетность государственного инспектора и главного государственного инспектора | |||||
Лицензионная (разрешительная) деятельность Службы | ||||||
19 | Назначение лицензии на осуществление деятельности (разрешение на право ведения работ). | |||||
20 | Полномочия Службы в сфере лицензионной (разрешительной) деятельности. | |||||
21 | Основные составляющие процесса лицензирования деятельности организаций. | |||||
22 | Должностные лица Службы, имеющие право принимать решения о выдаче лицензий или об отказе в их выдаче. Основания для отказа выдачи лицензий, а также для приостановления действия лицензий или их аннулирования. | |||||
Надзорная деятельность Службы | ||||||
23 | Содержание понятия "Государственный надзор за безопасностью" | |||||
24 | Принципы и нормативная правовая база организации и осуществления государственного надзора. | |||||
25 | Предметы государственного надзора. Формы реализации государственного надзора (анализ состояния безопасности объектов инспектирования, инспекционная деятельность, применение санкций). | |||||
26 | Формы реализации государственного надзора и виды проводимых инспекций. | |||||
27 | Общий порядок учета и анализа результатов государственного надзора. | |||||
28 | Правоприменительная практика по вопросам привлечения к административной ответственности, административной приостановке предприятия. Меры административной и уголовной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения, касающиеся надзорной деятельности Службы. | |||||
II. Специальная теоретическая подготовка Тематика для изучения в зависимости от направления деятельности (надзора) | ||||||
29 | Формы реализации государственного надзора и виды проводимых инспекций. | |||||
30 | Основные требования норм, правил, инструкций по направлению надзорной деятельности. | |||||
31 | Основы инспектирования. | |||||
32 | Основные формы работы инспектора. Права, обязанности, ответственность. | |||||
33 | Методика проведения инспекций. | |||||
34 | Методы анализа полученной информации о состоянии объекта и оценка на ее основе уровня безопасности на предприятии и деятельности его администрации, служб и ведомственного надзора. | |||||
35 | Порядок подведения итогов проведения инспекций и оформление ее результатов. | |||||
36 | Порядок расследования причин аварий и несчастных случаев. | |||||
III. Стажировка | ||||||
37 | Изучение технологических и производственных процессов на поднадзорных предприятиях, а также проектной, конструкторской и технологической документации. | |||||
38 | Участие в проведении инспекций поднадзорных организаций. | |||||
39 | Изучение практики применения санкций. | |||||
40 | Овладение основами делопроизводства, методами планирования своей деятельности, сбора и учета информации, основами анализа и документирования результатов работы. | |||||
41 | Организация работы инспектора с документами, принципы планирования работы, сбора и учета показателей безопасности и их анализа. Отчетность о выполненной работе. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ И СТАЖИРОВКИ
УТВЕРЖДАЮ ____________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество и подпись) "_____" _______________ 200 ___ года |
Программа подготовки
_______________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество и подпись)
1. Общая теоретическая подготовка
№ п/п | Наименование и содержание темы | Количество часов | Планируемый календарный срок изучения темы с___ по ____ | Отметка о выполнении (с указанием даты) | ||
Всего | в том числе | |||||
на самостоятельное изучение | на консультации | |||||
2. Специальная теоретическая подготовка
№ п/п | Наименование и содержание темы | Количество часов | Планируемый календарный срок изучения темы с___ по ____ | Отметка о выполнении (с указанием даты) | ||
Всего | в том числе | |||||
на самостоятельное изучение | на консультации | |||||
3. Стажировка (обучение на курсах профессиональной подготовки)
№ п/п | Наименование мероприятия (работы) | Планируемый календарный срок выполнения мероприятия (работы) с ____ по ____ | Отметка о выполнении (с указанием даты) |
Ответственный за подготовку: _________________________