РД 3107938-0181-94

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

АВТОВОКЗАЛЫ И ПАССАЖИРСКИЕ АВТОСТАНЦИИ

ВСН-АВ-ПАС-94

(РД 3107938-0181-94)

Срок действия с 01.07.94

Срок действия до 31.12.99

разработаны арендными предприятиями "Гипроавтотранс" (Москва) и (Санкт-Петербург).

В разработке норм принимали участие:

архитекторы: А.А. Ованесян и С.Ф. Энтелис (руководители темы), инженеры: М.Г. Аванесов, Г.Д. Димова, Н.П. Егорова, В.Г. Краснов, Т.М. Медведева, М.Н. Филатова, Т.П. Хрищанович, Л.Г. Шунский.

Согласованы с ГУГПС МВД РФ 15.04.94 № 20/22/719

Госкомсанэпидемнадзором России 14.02.94 № 01-13/176-11

ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ 29.07.93 № ПЗ-227

Утверждены Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России 17.05.94. (протокол № 2)

Взамен пособия по проектированию "Автовокзалы и пассажирские автостанции"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы предназначены для проектирования новых, реконструкции и расширения существующих автовокзалов и пассажирских автостанций.

1.2. На автовокзалах и пассажирских автостанциях должны предусматриваться:

пассажирские, служебные и технические помещения в здании;

благоустроенные пассажирские зоны вне здания с организацией ожидания пассажиров, продажей билетов на улицу, хранения ручной клади, розничной торговли в киосках;

перроны отправления и прибытия с постами посадки и высадки пассажиров;

транспортная территория с площадкой межрейсового отстоя, проездами для движения автобусов и постами технического осмотра;

хозяйственная зона с площадкой для сбора и хранения мусора и пищевых отходов.

1.3. При проектировании автовокзалов и пассажирских автостанций следует предусматривать устройства и мероприятия для обеспечения безопасного передвижения по территории инвалидов и маломобильных групп населения, их удобного доступа и пользования помещениями в зданиях:

пандусы при лестницах на входах в здания и при наличии перепадов отметок полов в помещениях;

двери и тамбуры с размерами, учитывающими проезды инвалидных кресел-колясок и детских колясок;

устройство пассажирских лифтов при наличии помещений для пассажиров выше первого этажа.

Приспособления для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в помещениях автовокзалов и пассажирских автостанций следует предусматривать в соответствии с требованиями ВСН 62-91 "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения".

1.4. Состав и площади помещений здания автовокзалов и пассажирских автостанций, а также благоустроенных пассажирских зон вне здания предусматриваются в зависимости от климатических условий района строительства:

зона А - все климатические районы, кроме отнесенных к зоне Б;

зона Б - III, IV климатические районы с продолжительностью периода со среднесуточной температурой наружного воздуха 0°С менее 100 дней (СНиП 2.01.01.82).

1.5. На автовокзалах, при невозможности обеспечения эффективной кооперации по обслуживанию автобусов с ближайшими автотранспортными предприятиями должны предусматриваться:

- механизированная мойка автобусов;

- средства подогрева двигателей на площадке межрейсового отстоя автобусов.

1.6. Мощность автовокзала или пассажирской автостанции определяется расчетным суточным отправлением пассажиров, устанавливаемыми по форме обязательного приложения 1 к заданию на проектирование.

1.7. Классификация автовокзалов и пассажирских автостанций определяется в зависимости от величины расчетного суточного отправления пассажиров согласно табл. 1.

Вместимость автовокзала или пассажирской автостанции:

- число людей, которое может одновременно разместиться в здании с соблюдением нормативных требований;

- в климатической зоне Б число людей на территории пассажирской зоны вне здания принято 20% от всего числа.

Таблица 1


Расчетное суточное отправление, пасс.

Вместимость, пасс.

Наименование

от 100 до 200

10


свыше 200 до 400

25

Пассажирские

-"- 400 до 600

50

автостанции

-"- 600 до 1000

75


свыше 1000 до 2000

100

Автовокзалы

-"- 2000 до 3000

150

малые

-"- 3000 до 4000

200


свыше 4000 до 6000

250

Автовокзалы

-"- 6000 до 8000

300

средние

-"- 8000 до 10000

400


свыше 13000 до 15000

500


-"- 15000 до 20000

600

Автовокзалы

-"- 20000 до 25000

700

большие

-"- 25000 до 30000

800


-"- 30000 до 40000

900


-"- 40000

1000


2. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

2.1. Автовокзалы и пассажирские автостанции в малых и средних городах следует размещать в центре внутригородских транспортных сообщений; автовокзалы в больших, крупных и крупнейших городах, как правило, в периферийных районах, обеспеченных внутригородскими видами транспорта и удобными выходами на внешние автомобильные дороги.

2.2. В городах, имеющих пункты пересечения или примыкания двух или нескольких видов внешнего транспорта, должны проектироваться объединенные автовокзалы, обслуживающие пассажирские перевозки этих видов транспорта.

2.3. В генеральном плане должно быть обеспечено разделение путей движения автобусов и пассажиров на территории автовокзала и пассажирской автостанции.

2.4. При решении генерального плана должны быть предусмотрены мероприятия по организации движения транспорта и пешеходов:

расстановка дорожных знаков, светофоров и средств визуальных коммуникаций;

разметка проезжей части и площадки межрейсового отстоя;

обустройства пешеходных переходов, остановок и стоянок городского транспорта.

2.5. Перроны отправления необходимо размещать в максимальном приближении к зданию, обеспечивая кратчайшие пути следования из пассажирских помещений. В примыкании к перронам отправления следует предусматривать зоны ожидания пассажиров шириной не менее 2,5 м.

Размещение перронов прибытия должно обеспечивать кратчайший выход пассажиров на привокзальную площадь, минуя здание.

2.6. Для пассажиров пригородных маршрутов с интервалом движения автобусов менее 20 мин. при их расчетном суточном отправлении свыше 3 тыс. пасс. следует предусматривать отдельные перроны отправления и прибытия, обеспечивая проход к ним, минуя здание.

2.7. Для транзитных автобусов в зоне перрона отправления следует, как правило, выделять отдельные посты.

2.8. Перроны по конфигурации кромки для постановки к ним автобусов предусматриваются:

прямолинейные;

уступообразные;

гребенчатые.

Прямолинейные перроны допускаются при количестве постов не более трех.

Гребенчатые перроны допускаются как исключение.

Геометрические параметры перронов необходимо принимать согласно рис. 1, 2 и 3 обязательного приложения 3.

2.9. Над перронами необходимо предусматривать навесы шириной, обеспечивающей укрытие пассажиров при посадке и высадке, а также на пути следования их от здания до передней двери автобуса.

Допускается не предусматривать навес над перронами прибытия.

Перроны должны быть рассчитаны на подход автобусов передним ходом и возвышаться над проезжей частью на 25 см.

2.10. Количество постов посадки и высадки, а также количество мест на площадке межрейсового отстоя автобусов следует определять в соответствии с общим расчетным суточным отправлением пассажиров по табл. 2, при этом количество постов для каждого вида сообщений определяется в соответствии с процентом данного вида сообщения от общего суточного отправления.

Пример расчета см. приложение № 5.

Таблица 2


Расчетное суточное отправление, пасс.

Количество для автобусов

междугородных

пригородных

постов

мест на

постов

мест на

отправления

прибытия

площадке отстоя

отправления

прибытия

площадке отстоя

От 100 до 200

1

1

2

1

1

3

Св. 200 до 400

2

1

3

1

1

4

" 400 до 600

2

1

4

1

1

6

" 600 до 1000

3

2

6

2

1

8

" 1000 до 2000

5

3

10

3

2

12

" 2000 до 3000

6

3

12

3

2

14

" 3000 до 4000

7

4

14

4

2

16

" 4000 до 6000

8

4

16

4

2

18

" 6000 до 8000

9

5

18

5

3

20

" 8000 до 10000

10

5

20

5

3

22

" 10000

добавляется 1 пост (место) на каждые


2000

4000

1000

4000

4000

1000


пассажиров суточного отправления свыше 10000

2.11. Благоустроенные пассажирские зоны следует размещать, как правило, в примыкании к перронам и зданию.

При организации продажи билетов на улицу в климатической зоне Б необходимо предусматривать навес для пассажиров шириной не менее 6 м.

Хранение ручной клади в автоматических ячейках вне здания в климатической зоне Б следует устраивать под навесом с ограждением, обеспечивая их сохранность, в количестве, указанном в п. 1 табл. 4, п. 6 табл. 5.

2.12. Перроны, проезды, площадки отстоя автобусов и стоянки легковых автомобилей должны иметь твердые покрытия, устойчивые к нефтепродуктам.

2.12. На территории, примыкающей к благоустроенной пассажирской зоне или к привокзальной площади, следует размещать киоски и павильоны розничной торговли, общественного питания и зрелищно-развлекательного назначения. Количество и назначение перечисленных объектов определяется заданием на проектирование.

2.13. Пост технического осмотра предназначен для проверки узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения.

Технический осмотр автобусов выполняется на наружной эстакаде или в здании (при наличии механизированной мойки), на проездных или тупиковых постах из расчета 1 пост на 20 мест межрейсового отстоя, но не менее одного.

Посты технического осмотра, механизированную мойку автобусов и их оборудование следует проектировать согласно требованиям ОНТП 01-90.

2.14. Геометрические параметры площадки межрейсового отстоя автобусов и проездов следует принимать согласно техническим характеристикам автобуса "Икарус-256"

2.15. Площадь земельного участка для строительства автовокзала или пассажирской автостанции следует, как правило, определять в соответствии с количеством постов посадки и высадки согласно табл. 3.

Таблица 3


Количество постов посадки и высадки

Автовокзалы и пассажирские автостанции

Удельная площадь земельного участка, м2 на 1 пост

От 2 до 5

Пассажирские автостанции

1300

Св. 5 до 10

Малые автовокзалы

1700

Св. 10 до 15

Средние, большие автовокзалы

1400

" 15 до 20

-"-

1200

" 20

-"-

1000

Примечание. Удельная площадь земельного участка дана без учета привокзальной площади и территории для размещения объектов, указанных в п. 2.12.

Рекомендуемые схемы генерального плана пассажирской автостанции и автовокзала приведены на рис. 1 и 2 приложения 2.

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ

3.1. Объемно-планировочные решения зданий автовокзалов и пассажирских автостанций должны обеспечивать планировочное разделение зон пассажирских и служебных помещений и отвечать требованиям функциональных связей по кратчайшим путям следования пассажиров и персонала.

3.2. Состав и площади помещений зданий пассажирских автостанций следует принимать согласно табл. 4.

Таблица 4


Помещения

Площадь, м2, при расчетном суточном отправлении, пасс.

100-200

200-400

400-600

600-1000

1

2

3

4

5

А. Пассажирские помещения





1. Пассажирский зал:





в климатической зоне А

35

60

100

150


с учетом киосков розничной торговли, шт.


1

2

3


автоматических ячеек хранения ручной клади, шт.


9

18

27

36

в климатической зоне Б

35

60

80

120


с учетом киосков розничной торговли, шт.


1

2

3

2. Комнаты матери и ребенка:





Общая комната

-

-

15

21


количество детских спальных мест


2

3

Уборная

4

4


количество унитазов


1

1

3. Общественные уборные:

По СНиП 2.09.04-87


количество санитарных приборов, напольных чаш и писсуаров, всего


6

8

8

10

4. Буфет

количество посадочных мест


-

12

12

16

Б. Служебные помещения





1. Кассы

4

4

4

8


количество ячеек


1

1

1

2

2. Диспетчерская,

18

18

24

24

в том числе водительская за барьером

6

6

8

8

3. Комната кратковременного отдыха водителей

9

4. Кабинет начальника

-

8

8

10

5. Подсобная комната

4

6

6

8

6. Кладовая

-

-

6

8

7. Дворницкая

-

-

6

8

8. Служебные уборные

По СНиП 2.09.04-87


количество унитазов, всего


-

-

1

2

9. Технические помещения

По соответствующим главам СНиП и техническим условиям

Примечания. 1. Отклонения от норм площадей отдельных помещений допускаются в сторону увеличения для помещений площадью:

до 10 м2 - на 20%,

св. 10 м2 - на 10%.

2. Площадь пассажирского зала дана без учета киосков и 2-х метровой зоны перед ними.

3. В пассажирских автостанциях с расчетным суточным отправлением 400 и более пасс. необходимо предусматривать возможность продажи билетов непосредственно на улицу.

4. Количество санитарных приборов в общественных мужских и женских уборных следует принимать одинаковым.

3.3. Состав и площади помещений зданий автовокзалов следует принимать согласно табл. 5.

3.4. Количество работающих на автовокзалах и пассажирских автостанциях рекомендуется принимать согласно таблице приложения 4.

3.5. В состав пассажирских помещений автовокзалов входят зоны: кассовая, ожидания, распределительная и розничной торговли, которые могут быть расположены в едином пассажирском зале; возможно выделение раздельных залов ожидания и кассового.

3.6. К распределительной зоне относятся помещения (вестибюли, холлы, переходы и т.п.), которые служат для распределения пассажиропотоков между различными пассажирскими помещениями.

3.7. В зданиях больших автовокзалов допускается предусматривать выделение зала предварительной продажи билетов, а также устройство раздельных залов ожидания пассажиров междугородных и пригородных маршрутов, при этом продажу билетов на пригородные маршруты допускается осуществлять в зале ожидания.

3.8. Помещения для пассажиров с детьми следует, как правило, размещать в примыкании к зоне ожидания.

3.9. Общественные уборные следует располагать между основными путями прибытия и отправления пассажиров и обеспечивать входами из пассажирских помещений и с перронов.

Общественные уборные допускается размещать в отдельно стоящем здании в оптимальном приближении к перронам и к зданию.

3.10. В предприятиях общественного питания в зданиях больших автовокзалов следует выделять торговый зал с раздачей для обслуживания персонала и водителей.

3.11. Кассовые ячейки необходимо предусматривать размером не менее 1,8x1,8 м, изолированными друг от друга. Не допускается устройство билетных касс за открытым барьером, а также использование конструкций и материалов для устройства полов, приводящих к их охлаждению.

3.12. Комнату дежурного по вокзалу следует размещать в примыкании к основным пассажирским помещениям.

Таблица 5


Помещения

Площадь, м2, при расчетном суточном отправлении, пасс.


1000-2000

2000-3000

3000-4000

4000-6000

6000-8000

8000-10000

10000-15000

15000-20000

20000-25000

25000-30000

30000-40000

Свыше 40000

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А. Пассажирские помещения













1. Кассовая зона:













климатическая зона А

40

50

80

120

150

180

220

370

420

500

600

700

климатическая зона Б

30

40

60

90

120

130

160

260

300

360

430

500

2. Зона ожидания:













Климатическая зона А

80

120

160

200

250

330

410

490

580

660

750

850

климатическая зона Б

50

70

100

120

150

200

250

300

350

400

450

500

3. Распределительные зоны:













климатическая зона А

40

60

80

100

130

170

210

250

290

330

380

430

климатическая зона Б

30

45

55

70

90

120

150

175

200

230

270

300

4. Зона розничной торговли:













климатическая зона А

20

24

24

30

30

30

30

36

36

36

50

50


количество киосков


3

4

4

5

5

5

5

6

6

6

8

8

климатическая зона Б

14

18

18

24

24

24

24

30

30

30

40

40


количество киосков


2

3

3

4

4

4

4

5

5

5

6

6

5. Комнаты матери и ребенка:













игровая

24

36

18

18

24

24

30

30

36

40

45

50

спальная

-

-

18

20

24

36

45

50

60

70

80

90


количество детских спальных мест


3

4

4

5

6

8

10

12

14

16

18

20

уборная

4

4

4

По СНиП 2.09.04-87


количество унитазов


1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

горшечная

-

-

-

3

3

3

3

6

6

6

10

10

ванная

-

-

-

-

-

-

-

4

4

4

4

4

комната дежурных

-

-

-

4

4

4

4

6

6

6

6

6

прихожая

2

2

2

4

4

6

6

8

8

12

12

12

6. Камеры хранения ручной клади:













оборудованные автоматическими

24

32

48

32

40

50

56

70

90

100

120

130

ячейками только в климатической зоне

количество ячеек

А

54

81

108

72

90

126

144

180

216

234

288

324

оборудованные стеллажами

-

-

-

30

36

40

56

64

70

80

90

100


количество мест хранения


-

-

-

63

72

90

126

144

162

180

196

216

зона перед камерой хранения, оборудованной стеллажами

-

-

-

15

18

20

28

32

35

40

45

50

комната дежурных с камерой хранения утерянных вещей

-

-

-

-

-

8

8

12

12

12

18

18

7. Курительная комната только в климатической зоне А

-

-

-

18

18

24

24

36

36

36

36

36

8. Общественные

По СНиП 2.09.04-87

уборные

количество санитарных приборов напольных чаш и писсуаров.


10

10

12

12

16

20

24

28

34

38

42

46


9. Предприятия общественного питания

количество посадочных мест, всего

в том числе для водителей и персонала (в знаменателе)


буфет

16

4

24

4

-

-

-

-

-

24

-

24

-

2 буфета по 16

-


кафе с самообслуживанием

-

-

28

8

36

12

44

12

-

-

-

-

-

-

-


кафе с самообслуживанием и с буфетом

-

-

-

-

-

60

16

72

20

64

24

76

28

84

32

100

36

112

40


10. Медицинский пункт:














приемная

8

10

10

12

12

15

15

18

18

24

24

24


кабинет врача

18

18

18

18

18

18

18

18

18

2 кабинета по 18


перевязочная

-

-

-

-

-

18

18

18

18

18

18

18


уборная

По СНиП 2.09.04-87



количество сантехнических приборов, всего



1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2


11. Пункт милиции:














комната дежурного

12

15

18

18

24

18

24

12

12

15

15

15


камера предварительного заключения

-

-

-

-

-

8

8

8

8

12

12

12


комната дружинников

-

-

-

-

-

-

-

18

18

24

24

24


уборная

По СНиП 2.09.04-87



количество напольных чаш, всего



1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2


12. Помещения дополнительного обслуживания пассажиров (отделение связи, предприятия бытового обслуживания, зал игровых автоматов, видеосалон и т.п.)

По заданию и техническим условиям


Б. Служебные помещения














1. Кассовый блок:














кассы продажи билетов; включая ячейку администратора касс и коридор за кассами

15

20

28

35

40

56

70

85

100

110

125

140



количество ячеек, всего

в том числе с продажей билетов на улицу в климатической зоне Б (в знаменателе)



3

1

4

1

5

2

6

2

7

2

9

3

11

4

13

5

15

6

17

6

19

7

21

8


билетный склад

-

-

-

-

-

6

6

8

8

12

12

12


комната старших кассиров

-

-

-

-

8

8

12

12

18

18

24

24


комната отдыха кассиров

12

12

12

15

15

18

18

24

24

30

36

42


инкассаторская

-

-

-

12

12

12

2 комнаты по 12

3 комнаты по 12


уборная при кассах

По СНиП 2.09.04-87



количество унитазов



-

-

-

1

1

1

1

2

2

2

2

2


помещение личной гигиены женщин

-

-

-

-

-

-

-

По СНиП 2.09.04-87


2. Дежурный по вокзалу

8

8

8

12

12

12

12

18

18

18

18

18


3. Кабина справочного бюро

-

-

-

7

7

7

7

2 кабины по 7


4. Диспетчерская

18

24

24

28

28

28

32

32

36

40

44

48


5. Комната диктора оповещения

-

-

-

8

8

8

8

12

12

12

12

12


6. Узел связи

-

-

-

-

-

18

18

24

24

36

36

36


7. Водительская

18

18

18

18

24

24

36

36

36

42

42

48


8. Комнаты предрейсового медицинского освидетельствования водителей:














приемная

-

-

-

-

-

-

-

12

12

12

12

12


кабинет врача-нарколога

-

-

-

18

18

18

18

18

18

2 кабинета по 12


кабинет врача-терапевта

-

-

-

-

-

-

-

18

18

18

18

18


9. Комната перронных контролеров

-

-

-

8

8

12

12

18

18

24

24

24


10. Комната операторов распределения мест по кассам

-

-

8

12

12

12

18

18

24

24

30

30


11. Комната, носильщиков с кладовой тележек

-

-

-

-

11

16

17

24

25

32

33

34


12. Комнаты кратковременного отдыха водителей

12

12

18

18

24

24

30

36

42

48

60

72


13. Кабинет начальника

12

12

12

18

18

18

18

18

18

18

18

18


14. Приемная

-

-

-

-

-

-

-

12

12

12

12

12


15. Кабинет заместителя начальника

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12

12

12


16. Комнаты технической службы эксплуатации:














инженера:

-

-

-

-

-

12

12

12

12

12

12

12


заведующего хозяйством

-

-

-

-

-

12

12

12

12

12

12

12


17. Зал собраний

-

-

-

24

24

24

24

36

36

36

36

36


18. Комната общественных организаций

-

-

-

-

-

18

18

18

18

18

18

18


19. Кладовые уборочных машин и инвентаря

12

12

12

16

16

20

24

30

36

40

48

54


20. Кладовые оборудования, инвентаря и мебели

24

24

30

36

42

48

54

60

70

80

90

100


21. Мастерская художника

-

-

-

-

-

18

18

24

24

24

24

24


22. Мастерские по ремонту оборудования

12

12

12

18

18

24

24

36

36

48

48

48


23. Мастерская по ремонту мебели

-

-

-

-

-

18

18

24

24

36

36

36


24. Помещения хранения уличного уборочного инвентаря и механизмов

8

8

8

12

12

24

24

36

36

36

36

36


25. Дворницкая

8

8

8

8

8

8

8

12

12

12

12

12


26. Комнаты охраны

-

-

-

-

-

8

8

8

8

8

8

8


и пожарного поста

10

10

10

15

15

15

15

15

20

20

20

20


27. Уборные для персонала

По СНиП 2.09.04-87


и водителей

2

2

2

4

4

6

6

8

8

10

10

10


28. Помещение личной гигиены женщин (персонала)

-

-

-

По СНиП 2.09.04-87 (1 помещение)


29. Гардеробные

-

-

-

-

-

По СНиП 2.09.04-87


и душевые персонала

количество душевых сеток



-

-

-

-

-

2

2

4

4

4

6

6


В. Дополнительные служебные помещения по заданию на проектирование














1. Комната раскассечивания автоматических касс

-

-

-

12

12

12

12

18

18

18

18

18


2. Комната подсчета денег водителями (кондукторами)

-

-

-

-

-

18

18

24

24

36

36

36


3. Касса приема выручки

-

-

-

-

-

6

6

6

6

2 кассы по 6


4. Касса выдачи билетов водителям (кондукторам)

-

-

-

-

-

6

6

6

6

6

6

6


5. Кладовая хранения кондукторских сумок

-

-

-

-

-

8

8

8

8

8

8

8


6. Комнаты ночного отдыха водителей:














- спальная комната на

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12


2 человек

(количество мест по заданию)


- комнаты дежурного персонала

из расчета 1 м2 на 1 спальное место, но не менее 12 м2


- вестибюль, холл

то же


- уборные, умывальные, душевые

По заданию, но не менее 2-х унитазов, 2-х умывальников и 1 душевой кабины


7. Помещения автоматизированной системы управления и информации

По техническим характеристикам оборудования


Г. Технические помещения инженерного обеспечения

По техническим условиям и характеристикам оборудования

Примечания. 1. Отклонения от норм площадей отдельных помещений допускаются в сторону уменьшения или увеличения, для помещений площадью:

до 15 м2 - на 15%;

свыше 15 м2 - на 5%.

2. В климатической зоне А, в зависимости от местных условий, допускается устройство касс с продажей билетов на улицу в количестве не более указанного для климатической зоны Б, с соответствующим уменьшением площади кассовой зоны, но не более чем на 20%.

3. При организации предварительной продажи билетов вне автовокзала, количество касс и площади кассового зала следует уменьшать в соответствии с объемами предварительной продажи билетов вне автовокзала (по заданию).

4. Организация продажи билетов через кассовые автоматы определяется заданием. Количество кассовых автоматов необходимо принимать из расчета 1 автомат на 1 тыс. пасс. расчетного суточного отправления пригородных маршрутов, но не менее трех. Количество кассовых ячеек, при этом, следует уменьшать из расчета замены 1 кассовой ячейки на 3 автомата. В климатической зоне Б кассовые автоматы допускается размещать вне здания с соответствующим уменьшением площади кассового зала.

5. Количество санитарных приборов в общественных мужских и женских уборных следует принимать одинаковым.

3.13. Диспетчерскую следует размещать, обеспечивая, как правило, обзор перронов отправления.

Отметка пола рабочего места диспетчера отправления должна возвышаться над уровнем проезжей части не менее чем на 90 см, а конструкция пола не должна приводить к его охлаждению.

3.14. Комнаты дикторов оповещения, узла связи и информатора радиосправки необходимо размещать в примыкании к диспетчерской.

3.15. Водительская должна размещаться в примыкании к диспетчерской и соединяться с ней проемами для оформления документов.

3.16. Комнаты предрейсового медицинского освидетельствования и комнаты кратковременного отдыха водителей следует размещать вблизи водительской.

3.17. Комнату перронных контролеров следует размещать вблизи диспетчерской в примыкании к перронам отправления.

3.18. Комнату носильщиков с кладовой для тележек следует размещать вблизи перронов.

3.19. Комната операторов распределения мест по кассам должна быть обеспечена связью операторов с диспетчерами для передачи документов.

3.20. Кабинет начальника в пассажирских автостанциях следует размещать в примыкании к пассажирскому залу.

3.21. Дворницкая и комната охраны должны быть обеспечены входом с улицы.

3.22. Комнаты раскассечивания автоматических касс, подсчета и сдачи выручки водителями (кондукторами) следует размещать в составе кассового блока.

3.23. Помещение инкассаторов следует размещать в кассовом блоке с учетом обеспечения удобства инкассации и должно быть обеспечено отдельным выходом с возможностью подъезда инкассаторского автомобиля.

3.24. Автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы: операционные и кассовые залы, объединенные пассажирские залы, кабины билетных и багажных касс, комнаты матери и ребенка, помещения приема и выдачи багажа и ручной клади, комнаты длительного пребывания пассажиров, помещения отделений связи и сберегательных касс, парикмахерские, помещения предприятий бытового обслуживания пассажиров, медицинские пункты, служебные помещения, гардеробные персонала, помещения (камеры) хранения багажа и ручной клади в малых вокзалах, а также помещения предприятий общественного питания и помещения для ЭВМ.

На всех вокзалах должны быть предусмотрены централизованные системы оповещения о пожаре.

3.25. Установками автоматического пожаротушения в средних и больших автовокзалах должны быть оборудованы помещения (камеры) хранения багажа и ручной клади (кроме оборудованных автоматическими ячейками) и склады сгораемых материалов.

4. ВОДОПРОВОД И КАНАЛИЗАЦИЯ

4.1. Водопровод и канализацию автовокзалов и автостанций следует проектировать в соответствии с главами СНиП по проектированию внутреннего водопровода и канализации зданий, горячего водоснабжения, наружных сетей и сооружений водоснабжения, наружных сетей и сооружений канализации и настоящим разделом.

4.2. Централизованное горячее водоснабжение следует предусматривать для средних, больших и крупных автобусных вокзалов.

4.3. Нормы расхода воды при проектировании хозяйственно-питьевого водопровода и горячего водоснабжения автовокзалов и автостанций следует принимать по таблице 6.

4.4. Внутренний противопожарный водопровод следует предусматривать для зданий объемом 5 тыс. м3 и более для зданий III, IIIа и IIIб степени огнестойкости независимо от объема.

4.5. В помещениях пассажирских автостанций и автовокзалов с расчетным суточным отправлением более 600 пассажиров, при наличии сгораемой отделки число струй на внутреннее пожаротушение следует принимать на одну больше, чем указано в СНиП 2.04.01-85.

Таблица 6


Потребители

Измеритель

Нормы расхода воды, л



в сутки максимального водопотребления

в час максимального водопотребления



всего

в том числе горячей

всего

в том числе горячей

1. Пассажиры пассажирских автостанций, малых и средних вокзалов

1 пассажир в сутки

10

6 (только для средних вокзалов)

1,1

0,5 (только для средних вокзалов)

2. Пассажиры больших вокзалов

То же

15

6

0,8

0,5

3. Персонал вокзала

1 человек в смену

25

7

5

3

Примечание. 1. Норму водопотребления для предприятий общественного питания и душевых следует учитывать дополнительно.

2. Расход воды на механизированную уборку пассажирских помещений следует учитывать дополнительно из расчета двух уборок в сутки и нормы расхода воды на одну уборку - 2 л/м2, в том числе горячей - 1,2 л/м2.

4.6. В проектах автовокзалов и автостанций следует предусматривать установку питьевых фонтанчиков, а также автоматов питьевой газированной воды (сатураторов).

4.7. Главные входы в здания автовокзалов должны быть оборудованы решетками для очистки ног, установленными над промывными грязеотстойниками. Длину решеток и приямков (по ходу движения пассажиров) следует принимать не менее 3 м в малых и средних автовокзалах, не менее 4 м - в больших и не менее 6 м - в крупных автовокзалах.

4.8. Расстояние от отдельно стоящих подземных очистных сооружений для нефтесодержащих и поверхностных сточных вод следует принимать не менее 6 м до зданий и сооружений III, IIIб, IV, IVа и V степени огнестойкости. Данные расстояния не нормируются, если стена здания, обращенная в сторону очистных сооружений, является противопожарной.

5. ОТОПЛЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА

5.1. При проектировании отопления, вентиляции и кондиционирования (ОВК) в помещениях автовокзалов и автостанций следует руководствоваться требованиями СНиП 2.04.05-91.

5.2. Расчетные параметры воздуха в помещениях принимаются в соответствии со СНиП 2.04.05-91 Общие санитарно-гигиенические требования для легкой категории работ. Температуры внутреннего воздуха для помещений автовокзалов и автостанций приведены в таблице 7.

Таблица 7


Помещения

Расчетная температура

Кратность или объем воздухообмена в час


воздуха для отопления, °С

приток

вытяжка

1

2

3

4

1. Операционные и кассовые залы, объединенные пассажирские залы, распределительные залы, залы ожидания

18

По расчету, но не менее 20 м3 наружного воздуха на 1 человека; при невозможности естественного проветривания 60 м3 на 1 чел.

2. Кабины билетных и багажных касс

18

100 м3/ч на 1 кабину

-

3. Коридоры, переходы, главные лестницы, пешеходные тоннели, галереи

10

1

1

4. Помещения приема и выдачи багажа и ручной клади

16

2

1

5. Помещения для хранения багажа и ручной клади

16

1

2

6. Служебные и административные помещения, помещения милиции, комнаты длительного отдыха пассажиров

18

1,5

1,5

7. Медицинские пункты:




кабинеты врачей и помещения временного пребывания больных

20

2

1,5

уборные

18

-

50 м3/ч на 1 унитаз и 25 м3/ч на 1 писсуар

8. Помещения отделений связи, сберегательных касс, радиоузлы, диспетчерские, водительские, зал игровых автоматов, видеосалон

18

3

2

9. Комнаты матери и ребенка:




приемная, гардероб

18

1

1

спальни и игровые

20

1

1

детские уборные

18

-

100 м3/ч на 1 унитаз и 50 м3/ч на 1 писсуар

10. Уборные общего пользования

15

2

100 м3/ч на один санитарный прибор

11. Курительные

15

2

10

12. Бытовые помещения персонала:




гардероб

18

-

компенсация вытяжки

душевые

25

-

из душевых 75 м3/ч на 1 сетку,

уборные

16

-

50 м3/ч на 1 унитаз, 25 м3/ч на 1 писсуар

комнаты личной гигиены женщин

20

2

2

13. Кладовые и складские помещения

16

1,5

14. Электрощитовая

16

2

15. Теплопункт

16

3

5.3. В пассажирских помещениях (зоны ожидания, кассовая и распределительная зоны) следует проектировать комбинированную систему отопления:

водяное с местными нагревательными приборами и воздушное, совмещенное с вентиляцией.

В остальных помещениях автовокзала следует предусматривать водяное отопление.

5.4. Воздушно-тепловые завесы у наружных дверей и технологических проемов следует предусматривать в соответствии со СНиП 2.04.05-91 при количестве проходящих через двери в течение 1 часа 150 человек и более.

5.5. Вентиляцию следует проектировать с механическим побуждением и естественную (в том числе периодическое проветривание помещений).

Воздухообмены в помещениях автовокзалов и автостанций следует определять в соответствии с таблицей 7: по кратности и расчетным путем.

При определении воздуха расчетным путем следует учитывать избыточные теплопоступления от людей, оборудования, солнечной радиации и электрического освещения.

5.6. Размещение воздухозаборных камер приточной вентиляции должно исключать возможность поступления в них воздуха, загрязненного высокими концентрациями выхлопных газов.

5.7. Для создания подпора воздуха в автовокзале и автостанции и уменьшения инфильтрации количество воздуха, удаляемое из здания, следует принимать в размере 90% от количества приточного воздуха.

5.8. Удаление воздуха из помещений, воздухообмен в которых определен по кратности, следует производить путем выдавливания в коридор при площади помещения менее 35 м2 и непосредственно из верхней зоны помещения при площади 35 м2 и более.

.Удаление воздуха из помещений, воздухообмен в которых определен расчетным путем, следует производить из верхней зоны сосредоточенно.

5.9. В проектах больших автовокзалов, предназначенных для строительства в IV климатическом районе, в операционных залах, залах ожидания, залах кафе и ресторанов, следует предусматривать кондиционирование воздуха, а в служебных и административных помещениях - установку бытовых оконных кондиционеров и потолочных вентиляторов.

5.10. Для экономии топливно-энергетических ресурсов .для больших автовокзалов следует максимально использовать рециркуляцию воздуха, при этом максимальное количество наружного воздуха должно составлять 20 м3/ч на одного человека, но не менее 20% общего количества воздуха.

5.11. При проектировании автовокзалов следует предусматривать использование тепловых вторичных энергетических ресурсов, целесообразность использования которых определяется экономическим расчетом.

5.12. В пассажирских автостанциях допускается устройство печного отопления.

6. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

6.1. Электроснабжение, электротехнические устройства и искусственное освещение следует проектировать в соответствии с действующими Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), главой СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения, другими главами СНиП по инженерному оборудованию и настоящим разделом.

6.2. Основные электропотребители средних и больших автовокзалов в отношении обеспечения надежности электроснабжения следует относить:

- к I категории - установки пожаротушения, охранная и пожарная сигнализация согласно требованиям СНиП 2.04.09-84;

- ко II категории - автоматизированные системы бронирования и продажи билетов, средства связи, сигнализации и оповещения, электросиловые устройства предприятий общественного питания, с числом посадочных мест - 50 и более, наружное освещение привокзальных площадей, расположенных вне населенных мест, перронов, автоматические камеры хранения ручного багажа;

- к III категории - вентиляционное оборудование, внутренние и наружные световые указатели, рекламное и иллюминационное освещение и другие электроприемники бытового и хозяйственного назначения.

Светильники аварийного и эвакуационного освещения, указатели аварийных выходов, внутренних и наружных световых указателей, рекламного и иллюминационного освещения должны присоединяться к источнику, независимому по отношению к источнику, питающему рабочее освещение. Светильники эвакуационного освещения и указатели аварийных выходов допускается осуществлять по самостоятельным групповым линиям, начиная от вводно-распределительного устройства или трансформаторной подстанции (ТП).

В проектах пассажирских автостанций и малых автовокзалах перечисленные электроприемники II категории могут быть отнесены к III категории.

6.3. При необходимости установки для электроснабжения вокзалов ТП их следует принимать встроенными в здание вокзала, либо в пристройках к нему. Допускается предусматривать и отдельно-стоящие ТП.

6.4. Наружное освещение вокзалов и автостанций, привокзальной площади и перрона должно иметь дистанционное управление, а внутреннее освещение помещений, предназначенных для пассажиров - централизованное.

6.5. Эвакуационное освещение должно предусматриваться в следующих помещениях и сооружениях вокзалов:

- в вестибюлях, кассовых залах, коридорах, переходах, галереях, лестницах, а также в пешеходных тоннелях, на пешеходных мостах и перронах;

- в помещениях, в которых одновременно может находится более 100 человек;

- в диспетчерских, радиоузлах, помещениях связи, комнатах матери и ребенка, сберегательных кассах, щитовых помещениях вводно-распределительных устройств.

Аварийное освещение должно предусматриваться в кабинетах билетных касс, в помещениях транспортной милиции, в пунктах централизованного управления системами инженерного оборудования.

6.6. Освещенность в помещениях вокзалов и автостанций следует принимать по таблице 8.

Таблица 8


Помещения

Плоскость нормирования освещенности, высота плоскости над полом, м

Освещенность при системе общего освещения, лк люминесцентные лампы

Показатель дискомфорта, не более

Коэффициент пульсации освещенности, %, не более

1

2

3

4

5

1. Операционные и кассовые залы, билетные кассы*, помещения отделений связи*, медицинские пункты, служебные помещения*

Г-0,8

300

40

15

2. Залы ожидания

Г-0,8

200

60

20

3. Вестибюли, распределительные залы

Пол

150

60

4. Помещения приема и выдачи багажа

Г-0,8

100

60

20

5. Камеры хранения ручной клади

В-1

75

6. Комнаты матери и ребенка:





игровая

Г-0,8

150

60

20

спальная*

Г-0,8

75

7. Коридоры, пешеходные тоннели, галереи, главные лестницы

Пол

75

Примечание. Звездочками отмечены помещения, в которых необходимо устройство дополнительного местного освещения.

6.7. Освещенность наружных территорий вокзалов следует принимать в соответствии с таблицей 9.

Таблица 9


Освещаемые объекты

Средняя горизонтальная освещенность, лк

1

2

1. Перроны малых вокзалов и автостанций

30

2. Перроны средних и больших вокзалов

50*

3. Пешеходные тоннели, крытые лестницы тоннелей:


днем

100

вечером и ночью

40

4. Открытые лестницы пешеходных тоннелей

20

5. Мосты для пешеходов

30

Примечания. 1. Нормы освещенности перронов принимаются одинаковыми при любых источниках света.

2. * - При наличии прикладного телевидения освещенность может быть увеличена.

6.8. Молниезащиту зданий автовокзалов и автостанций следует предусматривать в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений.

7. СВЯЗЬ И СИГНАЛИЗАЦИЯ

На автовокзалах и пассажирских автостанциях следует, как правило, предусматривать виды связи согласно таблице 10.

Таблица 10


Виды связи и сигнализации

Авто

Автовокзалы


станции

малые

средние

большие

1

2

3

4

5

1. Телефонная связь:





1.1. Междугородняя

-

+

+

+

1.2. Городская

+

+

+

+

1.3. Местная

-

-

-

+

1.4. Информационно-справочная

-

-

-

+

2. Телеграфная (телетайпная) связь

+

+

+

+

3. Радиооповещение

+

+

+

+

4. Радиофикация

+

+

+

+

5. Громкоговорящая связь *



+

+

6. Телевидение:





6.1. Прикладное **

-

-

-

+

6.2. Широковещательное ***

-

-

-

+

7. Электрочасофикация

-

+

+

+

8. Связь "кассир-пассажир"

+

+

+

+

9. Связь "кассир-оператор"

-

-

+

+

Примечания. 1. * Главный пульт рекомендуется устанавливать в кабинете начальника вокзала.

2. ** Пульт управления передающими камерами и видеоконтрольное устройство (ВКУ) следует предусматривать в помещении старшего диспетчера службы организации перевозок, у дежурного по вокзалу должно устанавливаться выносное видеоконтрольное устройство.

3. *** Телевизионные приемники, как правило, цветного изображения должны устанавливаться в залах ожидания пассажиров, игровой комнате матери и ребенка и др.

8. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

8.1. Охрана атмосферного воздуха от выбросов вредных веществ

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы вредных веществ, выделяющиеся от автобусов, движущихся по территориям автовокзала и пассажирской станции и стоящих на перронах и на постах отстоя.

Основными вредностями являются:

окись углерода, окислы азота и углеводороды.

На перронах отправления автовокзалов от выхлопных труб автобусов следует предусматривать местные отсосы на гибких шлангах из расчета 650 м3/час от каждого автобуса.

Количество вредностей следует определять в соответствии с "Общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта" ОНТП-01-91, приложение 6.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) для автовокзалов и автостанций в соответствии с санитарными нормами составляет 100 м. Для определения концентраций вредных веществ на границе СЗЗ следует выполнять расчет рассеивания выбросов вредных веществ.

В случае превышения ПДК вредных веществ на границе СЗЗ необходимо при составлении расписания движения автобусов уменьшить количество отправлений автобусов в час.

8.2. Охрана окружающей среды от загрязнений сточными водами.

Разработку мероприятий по охране водоемов следует производить на основе следующих нормативно-методических документов:

- СНиП 2.04.03-85; ВСН 01-89;

- "Правил охраны поверхностных вод" /типовые положения/, утвержденных Госкомприродой СССР 21.02.91;

- "Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов", утвержденных Минжилкомхозом РСФСР 2 марта 1984 г;

В случае устройства мойки автобусов на территории автовокзалов следует проектировать в соответствии с разделом "Охрана окружающей среды" ОНТП-01-91 Минавтотранс РСФСР.

Очистные сооружения для очистки наиболее загрязненной части поверхностных сточных вод с площадок отстоя автобусов и с проездов территории автовокзала и автостанций следует рассчитывать на прием стоков от малоинтенсивных часто повторяющихся дождей с периодом однократного превышения расчетной интенсивности 0,05 года; или на аккумуляцию с последующей очисткой стоков после выпадения дождя слоем 10 мм, а также на прием стоков от таяния снега и мытья территории.

Очистные сооружения, предназначенные для очистки сточных вод (от мойки автобусов и поверхностных) производительностью до 10 л/с включительно допускается предусматривать односекционными.

Приложение 1

Обязательное

ФОРМА

задания расчетного суточного отправления пассажиров для проектирования

автовокзала (пассажирской автостанции) в г. ______________________________________


Виды

Расчетное суточное отправление

маршрутов

исходный год

расчетный год

1. Междугородные



в том числе:



транзитные



2. Пригородные



в том числе:



с интервалом движения автобусов менее 20 мин.



Всего



Примечание: Расчетное суточное отправление пассажиров необходимо определять из годового отправления, деленного на 365 дней', с учетом коэффициента сезонной неравномерности перевозок, принимаемого, как правило, равным 1,2. В случае отступления от этого необходимо привести соответствующие обоснования.

Заказчик                                                                                        ___________________________

(.подпись)

Приложение 2

ЭКСПЛИКАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ


1

Здание автостанции

2

Перрон прибытия и отправления с навесом

3

Площадка межрейсового отстоя автобусов

4

Стоянка легковых автомобилей

5

Эстакада для осмотра автобусов

Рис. 1 Схема генерального плана пассажирской автостанции вместимостью 50 пассажиров

ЭКСПЛИКАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ


1

Здание автовокзала

2

Перрон прибытия

3

Перрон отправления

4

Закрепленные посты транзитных автобусов

5

Площадка межрейсового отстоя автобусов

6

Эстакада для осмотра автобусов

7

Стоянка автомобилей "такси"

8

Стоянка личных легковых автомобилей

Рис. 2 Схема генерального плана автовокзала вместимостью 300 пассажиров

Приложение 3

Обязательное


4.00

Дополнительная полоса движения автобусов

8.00

Полоса маневрирования автобусов

5.00

Зона посадки (высадки) пассажиров

Рис. 1 Прямолинейный перрон


4.00

Дополнительная полоса движения автобусов

А

Полоса маневрирования автобусов

Б

Зона посадки (высадки) пассажиров

Геометрические параметры


град.

Размеры, м

А

Б

30

11,00

8,00

45

12,00

3,50

60

16,00

10,50

Рис. 2 Уступообразный перрон


4.00

Дополнительная полоса движения автобусов

20.00

Полоса маневрирования автобусов

11.50

Зона посадки (высадки) пассажиров

Рис. 3 Гребенчатый перрон

Приложение 4

Рекомендуемое штатное расписание, в том числе количество работающих в наиболее многочисленной смене (чел.)


Наименование

Расчетное суточное отправление, пасс.

штатной единицы

Пассажирских автостанций

Автовокзалов


100-200

200-400

400-600

600-1000

1000-2000

2000-3000

3000-4000

4000-6000

6000-8000

8000-10000

10000-15000

15000-20000

20000-25000

25000-30000

30000-40000

Свыше 40000

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1. Начальник

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2. Секретарь

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1