РД 31.82.04.03-85
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ РАБОЧИХ КОМПЛЕКСНЫХ БРИГАД ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ ГРУЗОВ В МЕШКАХ
РД 31.82.04.03-85
Дата введения 1987-07-01
ВЗАМЕН РД 31.82.04-78
Настоящая инструкция является дополнением к РД 31.82.04.01-85 и устанавливает основные требования безопасности при перегрузке грузов в мешках, которые должны знать и выполнять рабочие комплексных бригад морских портов.
На основе настоящего РД порты разрабатывают и утверждают в установленном порядке инструкцию по безопасности труда с учетом конкретных условий производства.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Запрещается перемещение грузов в мешках грузоподъемной машиной с помощью стропов способом "в люльку", если отсутствует специальное стягивающее или прижимное устройство, предупреждающее возможность выпадения мешков из стропов во время их перемещения.
1.2. Применение щипковых и игольчатых захватов допускается при перегрузке грузов в джутовых мешках, если их состояние обеспечивает надежность удержания мешков на захватах. Накладывать щипковые и игольчатые захваты на сшивку мешка таким образом, чтобы рабочая плоскость захватов полностью прилегала к ткани мешка. Размещать захваты на раме (траверсе) следует равномерно по ее периметру (длине).
1.3. При перемещении мешков с помощью грузовых сеток последние должны полностью охватывать груз с тем, чтобы исключалась возможность выпадения груза из сетки. Нельзя освобождать сетку из-под груза способом ее выдергивания грузоподъемной машиной.
1.4. Способы укладки мешков на поддоны определяет производитель работ в соответствии с существующей технологией, о чем рабочие должны быть ознакомлены до начала работ.
При формировании пакетов на поддонах укладку мешков производить плотными устойчивыми рядами "в перевязку". Неустойчиво лежащие мешки следует переложить.
1.5. Перегрузку грузов в поврежденной таре производить с помощью грузозахватных приспособлений, обеспечивающих надежность удержания груза и его сохранность. Использовать щипковые и игольчатые захваты для перегрузки грузов в поврежденной мешкотаре запрещается.
1.6. При перегрузке пылящих грузов в мешках необходимо пользоваться средствами индивидуальной защиты в зависимости от физико-химических свойств груза.
Пылящие грузы в мешках в горячем состоянии перегружать не разрешается.
1.7. Перегрузку химических, взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, перевозимых в мешкотаре, производить в соответствии с требованиями пожарной безопасности и правил перегрузки опасных грузов. Перед началом работ рабочие должны получить инструктаж от производителя работ или лица, ответственного за перевозку и перегрузку таких грузов, о способах и правилах перегрузки с указанием их физико-химических свойств.
1.8. При перегрузке окаменелых грузов, перевозимых в мешках (например, сахара-сырца), рабочие должны быть обуты в ботинки с жестким носком. Переносить такие грузы на спине запрещается. Особое внимание следует уделять рациональной укладке мешков неправильной формы вследствие окаменелости груза. Щипковыми и игольчатыми захватами перегружать такие мешки не разрешается.
1.9. Грузы в мешках, сформированные отправителем в пакеты с помощью разовых или многооборотных средств пакетирования, поднимать за увязочные материалы разрешается только в том случае, если они предназначены для этих целей. Разрешение на такую перегрузку следует получать от производителя работ. Перегрузка пакетов за поврежденные увязочные материалы (ленты, стропы и т.д.) не допускается. Такие пакеты выгружаются в соответствии с технологией перегрузки непакетированных грузов.
Расформирование пакетов, прибывших на транспортных средствах, при условии неисправности средств пакетирования не разрешается.
1.10. Разборка штабелей на складе и в грузовых помещениях транспортных средств способом их разваливания или сбрасывания мешков с верхних рядов штабеля не разрешается.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СУДОВОЙ ОПЕРАЦИИ
2.1. Мешки в трюме судна укладывать и выбирать из штабеля таким образом, чтобы исключалась вероятность развала штабеля или падения отдельных мешков. Не допускать создания вертикальных стенок высотой более 1,5 м, так как при создании крена судна возможен развал мешков.
2.2. Выборку мешков из трюма судна при формировании пакетов вручную производить послойно по всему трюму, не допуская образования отвесных стенок и "колодцев" высотой более 1,5 м.
2.3. В случае перевозки мешковых грузов пакетами при установке их (или выгрузке) в трюме с помощью погрузчика допускается создание отвесной стенки, но при условии обеспечения устойчивости штабеля при возможном крене судна.
2.4. Формирование "подъемов" или их расформирование в трюме осуществлять на ровной площадке. Если формирование производится на грузе, то для выравнивания поверхности рабочей площадки следует использовать жесткую сепарацию.
2.5. Подтаскивать мешки из подпалубного пространства в просвет люка с помощью щипковых и игольчатых захватов запрещается.
2.6. При использовании в трюме судна погрузчика рабочая зона должна быть очищена от россыпи груза, необходимо обеспечить возможность безопасного маневрирования погрузчика и его укрытия в подпалубном пространстве в момент перемещения груза краном.
2.7. При перегрузке мешков с использованием плоских поддонов нельзя допускать большого скопления порожних поддонов в трюме. По мере накопления поддонов они должны выгружаться из трюма.
2.8. Перед выгрузкой химических и пылящих грузов, перевозимых в мешках, грузовые помещения судна должны быть проветрены. Спускаться в трюм в этих случаях можно только с разрешения производителя работ.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВАГОННОЙ ОПЕРАЦИИ
3.1. Укладывать мешки в крытых вагонах следует с небольшим уклоном вертикальной стенки штабеля в сторону торцевых стенок вагона от его середины.
3.2. Для въезда в вагон электропогрузчика в дверном проеме устанавливают специальный лист (вагонный мостик), который должен быть закреплен во избежание сдвига.
3.3. Укладывать мешки в вагоне следует с применением погрузчиков или других средств механизации, исключающих или сокращающих ручной труд по подъему и перемещению грузов.
3.4. Выборку мешков из дверного проема вагона производить под непосредственным руководством старшего вагонного звена.
3.5. Перед началом выгрузки химических и пылящих грузов из железнодорожных вагонов последние должны быть проветрены.
3.6. Формирование "подъемов" производить либо на грузовом столе, установленном у проема двери вагона, либо на рампе склада. Не разрешается сбрасывание мешков из вагона на причал (землю).
3.7. При ручной разборке штабеля в крытом вагоне выборку мешков из штабеля осуществлять уступообразно. Допускается образование отвесной стенки по высоте штабеля в случаях механизированной погрузки (выгрузки) мешков в вагон с помощью погрузчиков при условии обеспечения устойчивости штабеля и безопасности людей.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СКЛАДСКОЙ ОПЕРАЦИИ
4.1. Высота складирования грузов в джутовых мешках при подаче механизмами и нахождении людей на штабеле должна составлять не более 4 м; при укладке в штабель и разборке его механизированным способом без нахождения людей на штабеле - в пределах технической возможности применяемых механизмов при условии обеспечения устойчивости штабеля и сохранности груза.
4.2. При поштучном способе формирования штабеля крайние по периметру штабеля мешки укладывать "клеткой" (пятериком). Внутри штабеля мешки четного ряда укладывать вдоль штабеля, мешки нечетного ряда - поперек штабеля. Через каждые 1,5 м по высоте штабеля по его периметру делать уступ шириной не менее 1,3 м.
4.3. При хранении грузов на открытых площадках последние 2-3 ряда мешков в штабель следует укладывать в виде усеченной пирамиды с уступом в 0,5 мешка.
4.4. При складировании груза в пакетах пакеты устанавливать в штабель устойчиво друг на друга. Через каждые 3 пакета по высоте штабеля делать уступ в 1 пакет со стороны по направлению штабелирования и в 0,5 пакета с двух других его сторон.
4.5. При складировании грузов в бумажных мешках с подачей механизмами и нахождении людей на штабеле высота штабеля не должна превышать 3 м, а в мешках из синтетических материалов - 2,5 м; при укладке груза в штабель и разборке его механизированным способом без нахождения людей на штабеле - в пределах технической возможности применяемых механизмов при условии обеспечения устойчивости штабеля и сохранности груза.
4.6. При складировании пакетов в гибкой обвязке через каждые 3 пакета по высоте укладывать жесткие прокладки.
4.7. Высота штабеля при складировании в мешках соли и сахара при подаче груза механизмами и нахождении людей на штабеле не должна составлять более 18 рядов, без нахождения людей на штабеле - в пределах технической возможности применяемых механизмов.
4.8. При складировании грузов в бумажных мешках и мешках из синтетических материалов пакеты в штабель устанавливать устойчиво друг на друга. Через 2 пакета по высоте штабеля делать уступы в 1 пакет со стороны по направлению штабелирования и в 0,5 пакета с двух других его сторон.
4.9. Максимальная высота складирования сахара-сырца в мешках при подаче груза механизмами и нахождении людей на штабеле должна составлять 24 ряда; при укладке груза в штабель и разборке его механизированным способом без нахождения людей на штабеле - в пределах технической возможности применяемых механизмов.
4.10. Высота складирования муки, крупы, зерна, гороха, какао-бобов, фасоли при подаче груза механизмами и нахождении людей на штабеле - не более 18 рядов; при укладке груза в штабель и разборке его механизированным способом без нахождения людей на штабеле максимальная высота складирования составляет 4 яруса пакетов.
4.11. Высота складирования цемента в бумажных и льноджутокенафных мешках при подаче груза механизмами и нахождении людей на штабеле допускается до 30 рядов; при укладке груза в штабель и разборке его механизированным способом без нахождения людей на штабеле высота складирования составляет 4 яруса, но не более 30 мешков по высоте.
4.12. При поштучном способе формирования штабеля крайние по периметру штабеля мешки укладывать "клеткой" (пятериком). Внутри штабеля мешки четного ряда укладывать вдоль штабеля, мешки нечетного ряда - поперек штабеля. Через каждые 5 рядов по высоте по периметру штабеля делать уступ в 1,3 м. Через каждые 10 рядов по высоте штабеля укладывать жесткую сепарацию из досок.
4.13. При укладке мешков вручную рабочие должны находиться спиной к середине штабеля и на расстоянии не менее 1 м от его края.
4.14. Разборку штабеля с помощью кранов производить от середины с углублением не более 1,5 м. Разборку штабеля с помощью погрузчика следует производить уступами.
4.15. В случае необходимости укрытия штабеля брезентами закрепление их камнями, досками и другими не предназначенными для этих целей предметами запрещается.
4.16. Не разрешается укладывать в общий штабель поврежденные мешки.
4.17. Складирование мешков с опасными грузами осуществлять на специально отведенных площадках с соблюдением правил хранения опасных грузов, с чем рабочие должны быть ознакомлены до начала работ.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОПЕРАЦИИ
5.1. При транспортировании груза на погрузчиках запрещается поправлять сползающие мешки на ходу.
5.2. Устанавливать пакеты на открытую платформу кузова автомашины следует без свешивания концов пакетов, симметрично оси кузова.
5.3. Для транспортирования грузов в мешках авто- и электропогрузчиками следует использовать также навесные грузозахватные приспособления и средства укрупнения грузовых мест, чтобы обеспечивалось устойчивое положение груза на грузозахватном органе погрузчика.