РД 31.82.04.18-85
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО КРЕПЛЕНИЮ (СНЯТИЮ КРЕПЛЕНИЙ) ГРУЗА
РД 31.82.04.18-85
Дата введения 1987-07-01
ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ
Настоящая инструкция распространяется на работы, связанные с выполнением крепления (снятием креплений) груза на судне, железнодорожном подвижном составе и автотранспортных средствах, включая прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски, трейлеры, ролл-трейлеры.
Инструкция устанавливает основные требования безопасности при выполнении работ по креплению (снятию креплений) груза.
Требования настоящей инструкции должны знать и выполнять рабочие комплексных бригад морских портов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Крепление (снятие креплений) грузов на судне осуществляется под руководством стивидора, при этом рабочие должны выполнять требования судовой администрации.
1.2. Крепление (снятие креплений) грузов на железнодорожном подвижном составе должно производиться в соответствии с утвержденными типовыми схемами крепления.
1.3. Необходимость крепления грузов при внутрипортовом транспортировании в каждом отдельном случае определяется производителем работ, если это не оговорено в РТК.
1.4. Крепление груза на автотранспортных средствах, следующих за пределы порта, должно производиться в соответствии с указаниями водителя конкретного автотранспортного средства.
1.5. Крепление груза осуществляется портовыми рабочими, а специальное крепление груза с выполнением плотницких и газосварочных работ осуществляется плотниками и электрогазосварщиками под руководством старших звеньев и по указанию производителя работ и водителя загружаемого автомобиля.
1.6. Для производства работ по креплению груза и снятию креплений на высоте следует пользоваться лестницами, испытанными и проверенными, специальными эстакадами. В отдельных случаях разрешается пользоваться люльками для подъема людей. Во всех случаях работы на высоте рабочие должны надевать предохранительные пояса со страховочным канатом.
1.7. При подъеме крепежных материалов и приспособлений массой одного места более 30 кг необходимо пользоваться грузоподъемными средствами.
1.8. Для резки креплений из проволоки следует применять специальные ножницы. Использование подручных средств, не предназначенных для этой цели, не допускается.
1.9. Для протаскивания каната через узкие отверстия следует использовать специальные проволочные крючки и другие приспособления, предусмотренные действующей технологией.
1.10. Обрубание каната, проволоки следует производить заранее на причале. Не допускается выполнять эти работы на транспортных средствах.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО КРЕПЛЕНИЮ (СНЯТИЮ КРЕПЛЕНИЙ) ГРУЗА
2.1. На судне
2.1.1. Крепление грузов в трюмах следует осуществлять с помощью найтовов. В качестве найтовов необходимо использовать мягкую обожженную стальную проволоку и стальные канаты. Для скручивания поясов и растяжек следует использовать закрутки в виде металлического стержня длиной до 1 м с отогнутым концом, который вставляют между проволоками в середине найтова. Скручивание следует вести до вытяжки втугую, избегая излишнего перекручивания.
Для натяжения найтовов из стальных канатов и цепей следует применять талрепы.
2.1.2. Крепление палубного груза следует производить к рымам, гнездам и т.п., а также к прочным конструкциям судна по указанию судовой администрации.
2.1.3. Канаты для крепления леса на палубе следует предварительно, до укладки леса на палубу, подготовить.
2.1.4. Запрещается крепить палубный груз леса жестким канатом, плохо поддающимся равномерному обжатию груза.
2.1.5. Канаты и цепи, используемые в наборе найтовов, должны иметь сертификаты, а детали найтовов - клеймо об испытании.
2.1.6. Для обтяжки найтовов следует пользоваться лебедками, имеющими стопор, во избежание самопроизвольного откручивания, или талрепы. Для управления грузовой лебедкой рабочий должен иметь удостоверение на право работы.
2.2. На железнодорожном транспорте
2.2.1. Растяжки, применяемые для крепления грузов, следует закреплять одним концом за детали груза, другим - за детали вагонов, у платформ - за торцевые и боковые стоечные скобы, у полувагонов - за увязочные косынки согласно РТК.
Крепить растяжки к другим деталям вагонов, в том числе к скоб-трапам полувагонов, увязочным кольцам, расположенным на верхнем обвязочном брусе полувагонов и боковых балках платформ, запрещается.
2.2.2. При закреплении деревянных деталей гвозди необходимо забивать молотком отвесно к полу вагона без загиба головок. Не допускается забивать гвозди обухом топора.
2.2.3. Клинья, упорные и распорные и другие деревянные детали крепления следует прибивать гвоздями или скобами так, чтобы дерево не получило трещин. В случае применения твердых лиственных пород (дуб, граб и др.) прежде чем забить гвозди, следует предварительно просверлить отверстия дрелью. Для крепления груза к подкладкам разрешается применять костыли и скобы. Скобы из стержней диаметром более 8 мм и костыли забивать в доски вагонов запрещается.
2.2.4. Для крепления грузов следует использовать стандартные болты, шпильки и винты. Для предотвращения самораскручивания гаек следует применять шплинты, контргайки, заварку, расклепку резьбы. Соединять детали крепления между собой и с грузом можно электросваркой - эти работы разрешается выполнять только дипломированным электросварщикам.
2.2.5. Запрещается крепить грузы к металлическим частям вагонов с помощью сварки и сверления.
2.3. На автотранспорте
2.3.1. По окончании (либо в процессе) загрузки платформы автомобиля при необходимости производится крепление "подъемов" или отдельных мест груза, а перед разгрузкой - снятие креплений.
2.3.2. До начала работ по креплению груза и снятию креплений необходимо убедиться в устойчивости отдельных мест груза.
2.3.3. При опасности развала груза следует предварительно придать грузу устойчивое положение путем его перекладки с помощью перегрузочных машин или укрепления. Снятие креплений производится с особой осторожностью под руководством производителя работ.
2.3.4. Грузы на трейлерах и ролл-трейлерах следует крепить с помощью многооборотных найтовов (цепных найтовов с натяжным рычагом, а также найтовов из синтетических лент с применением уголков и щитов, предотвращающих смятие и рассыпание груза).