РД 34.09.317-87
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР
МЕТОДИКА РАСЧЕТА СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
И ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТА ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ ВЛ 35-750 кВ
РД 34.09.317-87
УДК 621.315.1.004.6:621.3.083
Срок действия установлен
с 01.04.88 г.
до 01.01.94 г.
РАЗРАБОТАНО Производственной единицей по нормированию и экономическим методам управления в электроэнергетике "Экономтехэнерго" ПО "Союзтехэнерго"
ИСПОЛНИТЕЛИ В.И. ЭДЕЛЬМАН, С.В. ЛАХОВ
УТВЕРЖДЕНО Министерством энергетики и электрификации СССР 15.06.87 г.
Заместитель министра Е.И. ПЕТРЯЕВ
Методика предназначена для применения в энергопредприятиях при расчетах ожидаемого и фактического снижения себестоимости производства и передачи электроэнергии при выполнении ремонта под напряжением ВЛ 35-750 кВ.
Методика разработана в соответствии с действующей Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости электрической и тепловой энергии в энергосистемах, затрат на передачу и распределение электроэнергии в электрических и тепловых сетях (утверждена 18.03.70 г. Управлением бухгалтерского учета, отчетности и контроля и Планово-производственным управлением Минэнерго СССР).
Плановое или фактически достигнутое значение снижения себестоимости производства и передачи электроэнергии при ремонте под напряжением ВЛ 35-750 кВ рассчитывается по энергосистеме в целом. Расчетным периодом при оценке снижения себестоимости производства и передачи электроэнергии является год.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Особенностью метода ремонта под напряжением ВЛ 35-750 кВ является сохранение работоспособного состояния линий во время ремонтных работ. Применение этого метода обеспечивает экономию производственных ресурсов в энергосистеме за счет снижения их расхода на производство, передачу и распределение электроэнергии, который возникает при отключениях ВЛ для ремонта.
В него входят:
дополнительные потери электроэнергии в электрической сети из-за неоптимального токораспределения;
дополнительный расход топлива из-за отклонений от оптимального распределения нагрузки электростанций энергосистемы;
дополнительный расход топлива на остановы и пуски энергоблоков и растопки котлоагрегатов электростанций;
потери из-за отказов ВЛ вследствие несвоевременного устранения обнаруженных дефектов.
Вместе с тем применение метода ремонта ВЛ под напряжением связано с дополнительными текущими затратами на подготовку персонала и проведение ремонтных работ.
К этим затратам относятся:
текущие затраты на учебно-тренировочную базу для обучения персонала энергосистем новому методу ремонта ВЛ;
оплата труда персонала за период обучения;
дополнительная оплата труда персонала за выполнение работ под напряжением;
расходы на приобретение или изготовление специального инструмента и оснастки для производства работ под напряжением.
Снижение текущих затрат энергосистемы (снижение себестоимости) на производство, передачу и распределение электроэнергии при ремонте под напряжением воздушных линий 35-750 кВ определяется по формуле
ΔС = С1 - С2, (1)
где С1 - экономия производственных ресурсов в энергосистеме при ремонте ВЛ под напряжением, руб./год;
С2 - дополнительные текущие затраты в энергосистеме при выполнении ремонта ВЛ под напряжением, руб./год.
2. ЭКОНОМИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ В ЭНЕРГОСИСТЕМЕ ПРИ РЕМОНТЕ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ ВЛ 35-750 кВ
2.1. Составляющие экономии производственных ресурсов в энергосистеме при ремонте под напряжением ВЛ 35-750 кВ
С1 = Спр + Спер, (2)
где Спр - снижение текущих затрат в энергосистеме на производство электроэнергии, руб./год;
Спер - снижение текущих затрат в энергосистеме на передачу и распределение электроэнергии, руб./год.
2.2. Снижение текущих затрат в энергосистеме на производство электроэнергии при ремонте под напряжением ВЛ 35-750 кВ определяется как сумма составляющих
Спр = Стопл + Спуск, (3)
где Стопл - экономия текущих затрат за счет снижения расхода топлива на электростанциях данной энергосистемы, руб./год;
Спуск - экономия текущих затрат в результате сокращения числа дополнительных остановов и пусков энергоблоков тепловых электростанций данной энергосистемы, руб./год.
2.2.1. Вывод в ремонт ВЛ приводит в ряде случаев к снижению нагрузки электростанций из-за невозможности передать всю вырабатываемую мощность по оставшимся в работе связям. Это обстоятельство вызывает перераспределение нагрузки между электростанциями энергосистемы. При этом отклонение от оптимального распределения нагрузки между электростанциями приводит к повышению суммарного расхода топлива из-за возрастания его расхода на электростанциях, компенсирующих недоотпущенную электроэнергию. Таким образом, сокращение числа случаев перераспределения нагрузки между электростанциями энергосистемы в результате ремонта под напряжением ВЛ обеспечивает экономию топлива.
При этом необходимо учитывать разницу в цене топлива, расходуемого на электростанциях, снижающих электрическую нагрузку и компенсирующих ее снижение.
Экономия текущих затрат за счет снижения расхода топлива на тепловых электростанциях энергосистемы при ремонте под напряжением данной ВЛ 35-750 кВ определяется по формуле
(4)
где m - число тепловых электростанций, снижающих свою нагрузку при отключениях данной ВЛ для ремонта;
n - снижение числа отключений данной ВЛ в результате применения метода ремонта ВЛ под напряжением, отключение/год;
ΔWij - недовыработка электроэнергии i-й электростанцией при i-м отключении данной ВЛ для ремонта, кВт⋅ч/отключение;
уk - удельный расход топлива на выработку электроэнергии на электростанции, компенсирующей снижение нагрузки, т/(кВт⋅ч);
уci - удельный расход топлива на выработку электроэнергии на i-х электростанциях, т/(кВт⋅ч);
цci - цена топлива, расходуемого на i-й электростанции, руб./т;
Цк - цена топлива, расходуемого на электростанции, компенсирующей снижение нагрузки, руб./т.
В тех случаях, когда точное число отключений ВЛ определить затруднительно (например, при перспективных расчетах), Стопл можно определять на основе средних значений
(5)
где ΔМ - снижение среднего числа отключений данной ВЛ в результате применения метода ремонта ВЛ под напряжением, отключение/год;
ΔWi - снижение выработки электроэнергии из-за ограничений i-й электростанции при отключении данной ВЛ для ремонта, кВт⋅ч/отключение.
2.2.2. При отключениях для ремонта ВЛ, приводящих к ограничению нагрузки электростанций, в ряде случаев (в зависимости от степени снижения нагрузки) приходится полностью останавливать энергоблоки на период ремонта ВЛ. При последующих пусках энергоблоков расходуется дополнительное количество топлива.
Экономия текущих затрат, вызванная сокращением числа дополнительных остановов и пусков энергоблоков тепловых электростанций данной энергосистемы при ремонте под напряжением данной ВЛ, определяется по формуле
(6)
где р - число энергоблоков энергосистемы, которые приходится останавливать при отключениях данной ВЛ для ремонта;
Цтi - цена топлива, расходуемого i-м энергоблоком энергосистемы, руб./т;
Bпуск ij - расход топлива i-м энергоблоком, связанный с j-м дополнительным остановом-пуском i-го энергоблока энергосистемы, т/останов-пуск.
Значение Спуск можно определить также по формуле
(7)
где αi - коэффициент реализации останова-пуска i-го энергоблока, показывающий среднее число таких остановов-пусков на одно отключение данной ВЛ для ремонта, отн. ед.;
Впускi - средний расход топлива на пуск i-го энергоблока, т/пуск.
2.3. Снижение текущих затрат в энергосистеме на передачу и распределение электроэнергии при ремонте под напряжением ВЛ 35-750 кВ определяется как сумма составляющих
Спер = Сэл + Сотк, (8)
где Сэл - экономия текущих затрат, вызванная уменьшением потерь электроэнергии в электрической сети, руб./год;
Сотк - экономия текущих затрат от сокращения числа отказов ВЛ за счет своевременного устранения обнаруженных на ВЛ дефектов, руб./год.
2.3.1. Отключение ВЛ при ремонте нарушает оптимальный режим электрической сети и приводит к перераспределению передаваемой мощности между оставшимися в работе линиями и трансформаторами. Необходимость обеспечения потребителей электроэнергией вынуждает при возникшем неоптимальном режиме перегружать оставшиеся в работе линии и трансформаторы свыше номинального уровня. При этом происходит увеличение потерь электрической энергии в электрической сети.
Экономия текущих затрат, вызванная уменьшением потерь электроэнергии в электрической сети при ремонте под напряжением данной ВЛ 35-750 кВ, определяется по формуле
Сэл = Ст ΔМ ΔWn, (9)
где Ст - топливная составляющая себестоимости электроэнергии в энергосистеме, руб./(кВт⋅ч);
ΔWn - возрастание потерь электроэнергии в электрической сети в результате отключения данной ВЛ для ремонта, кВт⋅ч/отключение1.
____________
1 Возрастание потерь в сети при отключениях ВЛ 35-750 кВ рекомендуется определять по стандартным программам в ВЦ энергосистемы.
2.3.2. Своевременный вывод в ремонт ответственных ВЛ 35-750 кВ в ряде случаев затруднителен и часто не может быть осуществлен в тот момент, когда возникает потребность в этом для устранения возникших неисправностей. Несвоевременность вывода в ремонт приводит к накоплению на ВЛ неисправностей, которые могут развиться в отказ, что в ряде случаев приводит к серьезным авариям.
Экономия текущих затрат энергосистемы от сокращения числа отказов ВЛ, вызываемых несвоевременным устранением обнаруженных дефектов, определяется по формуле
(10)
где - удельное значение параметра потока отказов ВЛ данного типа, отказ/(100 км ВЛ⋅год);
L - длина данной ВЛ, км;
Кнр - коэффициент уменьшения числа отказов ВЛ в результате своевременного устранения дефектов при ремонте под напряжением, отн. ед.;
Зотк - средние текущие затраты энергосистемы на ликвидацию отказа ВЛ, руб./отказ.
Коэффициент уменьшения числа отказов ВЛ в результате своевременного устранения дефектов при ремонте под напряжением устанавливается на основе статистических данных об отказах ВЛ данного типа, возникающих из-за несвоевременного устранения неисправностей за ряд лет
(11)
где Nt - количество отказов ВЛ данного типа, возникших из-за несвоевременного устранения неисправностей за q, лет, шт.1
_____________
1 Определяется путем обработки карт отказа воздушных линий за 5-7 лет эксплуатации в энергосистеме.
Средние текущие затраты энергосистемы на ликвидацию отказов ВЛ определяются по формуле
Зотк = Стр + Смех + См, (12)
где Стр, Смех, См - соответственно средние (в денежном выражении) затраты труда, автомашин и автоспецмеханизмов, материальных ресурсов на ликвидацию отказа ВЛ, руб./отказ.
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКУЩИЕ ЗАТРАТЫ В ЭНЕРГОСИСТЕМЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТА ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ ВЛ 35-750 кВ
3.1. Дополнительные текущие затраты энергосистемы при выполнении ремонта под напряжением ВЛ 35-750 кВ включают
С = Собуч + Сспец + Ззарп, (13)
где Cобуч - текущие затраты на обучение персонала методу ремонта ВЛ под напряжением, руб./год;
Сспец - стоимость малоценного специального инструмента и оснастки при ремонте ВЛ под напряжением1, руб./год;
____________
1 Относится на себестоимость.
Ззарп - дополнительная зарплата персонала в расчете на год, связанная с увеличением численности бригады, выполняющей ремонты под напряжением, а также повышением оплаты труда за выполнение работ под напряжением, руб./год.
3.2. Дополнительные текущие затраты на обучение персонала методу ремонта ВЛ под напряжением включают текущие затраты на учебно-тренировочную базу и издержки, связанные с сохранением средней заработной платы рабочих в период обучения.
Текущие затраты на учебно-тренировочную базу состоят из единовременных капитальных вложений на изготовление или приобретение специальных комплектов малоценного инструмента и оснастки для проведения демонстрационных работ под напряжением, текущих затрат на оплату труда преподавательского и обслуживающего персонала учебно-тренировочной базы и т.д. и определяются по формуле
(14)
где Кб, Сб - соответственно капитальные вложения на изготовление или приобретение малоценного инструмента и оснастки и текущие затраты на учебно-тренировочную базу, руб./год;
Nобуч - мощность базы (количество персонала, обучаемого в год выполнению ремонта ВЛ под напряжением), чел/год;
Зср - средняя зарплата персонала, выплачиваемая за время обучения, руб./(чел⋅дн.);
Д - продолжительность обучения персонала, дн.;
Трпн - трудозатраты ремонтного персонала энергосистемы, необходимые для выполнения данного объема работ под напряжением, чел⋅ч/год;
τ - периодичность переобучения персонала, 1/год;
t - годовой фонд рабочего времени одного электромонтера на ремонт ВЛ под напряжением.
3.3. Дополнительная зарплата персонала, связанная с увеличением численности бригады, выполняющей ремонты под напряжением, а также с повышением оплаты труда за выполнение работ под напряжением, определяется по формуле:
(15)
где знi, зoi - средняя зарплата персонала за выполнение i-го вида ремонта данной ВЛ соответственно под напряжением и с отключением, руб./(чел⋅ч);
Vнi, Voi - объемы трудозатрат персонала при выполнении i-го вида ремонта данной ВЛ соответственно под напряжением и с отключением, чел ⋅ ч/год;
n - количество видов ремонта данной ВЛ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие положения
2. Экономия производственных ресурсов в энергосистеме при ремонте под напряжением ВЛ 35-750 кВ
3. Дополнительные текущие затраты в энергосистеме при выполнении ремонта под напряжением ВЛ 35-750 кВ