РД 34.10.104

Министерство энергетики и электрификации СССР

Главное техническое управление по эксплуатации энергосистем

МЕТОДИКА ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБНОСТИ В РЕЗЕРВНОМ

ОБОРУДОВАНИИ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ ДЛЯ РЕМОНТНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭНЕРГОСИСТЕМ

РД 34.10.104

УДК 621.31

Составлено Всесоюзным научно-исследовательским институтом электроэнергетики (ВННИЭ)

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора НИИПиН при Госплане СССР Н.Н. Шаталин 31 июля 1979 г.

УТВЕРЖДЕНО Заместитель Министра энергетики и электрификации СССР В.Н. Буденный 27 декабря 1979 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая методика предназначена для определения нормативов и норм потребности в резервных изделиях (запасных частях, сменяемых узлах, оборудовании, механизмах, передвижных электростанциях и подстанциях), находящихся в централизованном запасе эксплуатационных и обменном фонде ремонтных организаций Минэнерго СССР.

1.2. Норматив потребности в резервных изделиях - это максимальное их количество, которое необходимо иметь для обеспечения эксплуатационной готовности и надежности энергетического оборудования в случаях отказов, отбраковки или необходимости замены эксплуатируемых изделий по другим причинам.

Норма потребности в резервных изделиях - это удельное значение норматива, приходящееся на единицу работающего оборудования данного типа.

1.3. Норматив потребности в обменном фонде транспортабельных узлов, запасных частей и оборудования - это максимально допустимое их количество, которое необходимо иметь ремонтной организации (тресту и межсистемному ремонтно-механическому заводу Главэнергоремонта, производственному ремонтному предприятию, центральному ремонтно-механическому заводу энергосистемы, ремонтному цеху электростанции или предприятия электрических сетей) для обеспечения выдачи капитально отремонтированных изделий взамен сдаваемых на ремонт.

Норма потребности в обменном фонде - это удельное значение норматива, приходящееся на единицу изделий определенного типоразмера, ремонтируемых в течение года данной ремонтной организацией.

1.4. Если ремонтная организация обслуживает определенное количество изделий, эксплуатируемых в энергосистеме или группе энергосистем, то нормативы потребности изделий в обменном фонде совпадают с нормативами потребности в резервных изделиях, ремонт которых осуществляется централизованным способом.

1.5. В составе резерва выделяется страховая (аварийная) составляющая, предназначенная для срочных замен вышедших из строя изделий вследствие отказов и при обнаружении неисправностей, препятствующих эксплуатации оборудования или вводу его в работу после ремонта.

Ремонтная составляющая (разность между нормативом резервного запаса и его страховой составляющей) предназначена для замены в плановом порядке после отбраковки, или обнаружении неисправностей, не препятствующих дальнейшей работе оборудования. Не допускается использование изделий из резерва для плановых ремонтов и модернизаций оборудования при снижении резерва до значения страховой составляющей и ниже.

1.6. Разрабатываемые нормативы и нормы потребности в резервных изделиях должны учитывать:

состав эксплуатируемого оборудования, надежность и взаимозаменяемость его отдельных узлов, затраты на создание, содержание и транспортировку изделий, экономические потери от задержек в доставке на объекты и временного отсутствия необходимых изделий на базах хранения;

необходимость сокращения запасов материальных ценностей и их эффективного использования путем максимально возможной централизации резерва, сокращения времени ремонта неисправных транспортабельных узлов и оборудования, сокращения времени поставок узлов и оборудования с заводов-изготовителей (рекомендации по выбору уровней централизации и способов управления запасами приведены в приложении 1).

1.7. Перечень оборудования и энергоустановок, для которых необходимо создавать резерв, устанавливается на основе анализа экономической эффективности. Резерв экономически целесообразен в тех случаях, когда затраты на его создание и содержание окупаются за нормативный срок.

1.8. Номенклатура резерва устанавливается на основе анализа надежности и взаимозаменяемости изделий, системы технического обслуживания и ремонтов, а также и технико-экономических расчетов.

2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ И НОРМ РЕЗЕРВА

2.1. Нормы потребности в резервных изделиях разрабатываются на перспективный плановый период, как правило, без распределения по годам этого периода. Нормативы потребности в резервных изделиях уточняются по мере изменения количества работающего оборудования.

2.2. Типовые нормативы и нормы потребности в резервных изделиях разрабатываются научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями, рассматриваются Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем и утверждаются Минэнерго СССР.

2.3. Местные нормативы потребности в резервных изделиях, как правило, разрабатываются на основе типовых нормативов и норм отделами и службами эксплуатационных и ремонтных организаций, на уровне управления которых централизованы запасы, и утверждаются руководителями этих организаций. Местные нормативы по мере необходимости пересматриваются на стадии подготовки техпромфинплана.

2.4. Указанные в п. 2.3 организации могут разрабатывать совместно с вычислительными центрами местные нормативы потребности в резервных изделиях, которые отличаются от типовых и учитывают состояние оборудования, условия эксплуатации, ремонта и транспортировки.

Эти нормативы утверждаются вышестоящей организацией.

2.5. Номенклатура и количество резервных изделий централизованного хранения Министерства устанавливаются специальным распоряжением Минэнерго СССР.

2.6. Одновременно с утверждением нормативов потребности в резервных изделиях (обменного фонда) утверждается порядок использования, хранения и пополнения запаса резервных изделий, централизованных на данном уровне управления.

3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

3.1. Основными исходными данными для расчета нормативов и норм потребности в резервных изделиях служат:

показатели расходования запаса - среднее количество требований на изделия из резерва в единицу времени (интенсивности требований) на расчетных интервалах планируемого года и количество изделий в каждом из требований;

показатели пополнения запаса - время восстановления неисправных изделий путем ремонта, время от момента подачи заявки до момента поставки новых изделий с заводов-изготовителей, минимальная норма заказа изделий;

правила принятия решений.

3.2. Показатели расходования запаса определяются одним из следующих способов:

по утвержденным нормам расхода изделий на ремонтно-эксплуатационные нужды;

по статическим данным об удельных расходах за 2-5 предшествующих плановому периоду года;

на основе характеристик надежности и системы технического обслуживания и ремонтов оборудования.

3.3. Показатели пополнения запаса определяются одним из следующих способов:

по утвержденным нормам на продолжительность ремонта или по проектным показателям времени ремонта изделий на ремонтном предприятии;

по статистическим данным о времени ремонтов и периодичности поставок изделий в запас.

3.4. Правила принятия решения рекомендуется выбирать из следующего перечня:

минимум приведенных затрат на создание и содержание запаса с учетом потерь, связанных с задержкой в удовлетворении требований на изделия из резерва;

вероятность задержки в удовлетворении аварийных требований не более 0,02 (отношение количества задержанных в удовлетворении требований к общему их количеству);

вероятность задержки в удовлетворении требования для плановых и реконструктивных работ - устанавливается лицом, которое поручает разработку нормативов;

вероятность дефицита изделий не более 0,005 (отношение времени задержки аварийных требований к общему времени функционирования системы).

3.5. Способ определения исходных данных и правила принятия решений выбираются организацией-разработчиком типовых нормативов и норм. Допускается использование метода экспертных оценок при определении показателей расходования и пополнения запаса.

4. МЕТОДЫ РАСЧЕТОВ НОРМАТИВОВ И НОРМ ПОТРЕБНОСТИ В РЕЗЕРВЕ

4.1. Способ расчета нормативов и норм потребности в резерве выбирается организацией-разработчиком из приведенных ниже методов в зависимости от вида оборудования и особенностей его ремонтного обслуживания, наличия исходной информации и средств вычислительной техники.

4.2. Методы расчета делятся на аналитические и имитационные.

Выбираемый аналитический метод должен по возможности ближе отражать реальную ситуацию расходования и пополнения запаса. Аналитические методы позволяют применять только вероятностные правила принятия решений. Имитационный метод, при котором ситуации расходования и пополнения запасов моделируются на ЭВМ, не имеет ограничений в применении.

4.3. Расчеты на ЭВМ серии "РЯД", Минск-32, М-220, М-222 и БЭСМ-4 нормативов резерва взаимозаменяемых изделий и их наилучшего распределения между возможными базами хранения производятся с использованием комплекса методов и программ, разработанных для настоящей Методики. Указанный комплекс методов позволяет наиболее полно учесть конкретные ситуации расходования и пополнения запаса изделий и рассчитать их оптимальное количество.

4.3.1. Основные положения комплекса программ приведены в приложении 2. Тексты программ и инструктивные материалы содержатся в рабочей документации по задаче первой очереди ОАСУ Энергия "Расчет централизованного запаса и определение баз хранения важнейших запасных частей серийного энергетического оборудования электростанций".

4.3.2. При необходимости расчета резерва, измеряемого в непрерывных единицах (тоннах, километрах и т.п.), следует запросить во ВННИЭ тексты дополнительных блоков программ.

4.4. Аналитическим методом НИИПиН при Госплане СССР нормативы и нормы потребности в резерве оборудования рассчитываются в следующем порядке.

4.4.1. Рассчитывается вероятность выхода единицы оборудования из строя:

где Σtв - суммарная длительность восстановительных ремонтов оборудования (с момента отказа до окончания ремонта) за год;

Т - годовой фонд времени работы данного оборудования.

4.4.2. Определяются норматив потребности в страховом резерве

и норма потребности в страховом резерве

nр.с = Nр.с : Nэ,

где Nэ - количество эксплуатируемых изделий, для которых определяется норматив потребности в резерве;

Nр.с и nр.с - норматив и норма потребности в резервных изделиях соответственно.

4.4.3. Норматив потребности в ремонтном резерве

Np.p = kп.р tcp

и норма потребности в ремонтном резерве

np.p = Np.p : Nэ,

где kп.р - ожидаемое за год расчетное количество плановых ремонтов и модернизаций объектов, когда необходим демонтаж старого и использование взамен него нового (отремонтированного) изделия из резерва;

tср - среднее время ремонта демонтированного изделия в долях года.

4.5. Аналитический метод расчета нормативов и норм потребности в резерве ремонтируемых изделий для ситуаций: неисправная единица оборудования выводится в ремонт и вместо нее устанавливается взятая из резерва; неисправная единица после ремонта пополняет резерв.

Норматив обменного фонда рассчитывается в следующем порядке.

4.5.1. Определяется средняя интенсивность требований на изделия из резерва - λ (шт. за год).

4.5.2. Определяется средняя интенсивность пополнения резерва отремонтированными изделиями μ = 1/tcp, где tср - средняя продолжительность восстановительного ремонта единицы изделия в годах.

4.5.3. Последовательным расчетом по формуле

для различных значений резерва Np определяется то нормативное его значение, при котором вероятность задержки требования Р (Np) удовлетворяет принятому критерию (см. п. 3.4).

На графиках (см. рисунок) приведены зависимости Р (Nр) от отношения λ/μ для различных Nр

4.5.4. Норма потребности в резервном запасе определяется делением норматива потребности на то количество изделий, которое образует принятую в расчет среднюю интенсивность требований на изделия из резерва.

4.5.5. Норма потребности в обменном фонде ремонтных предприятий, когда неизвестно количество обслуживаемого эксплуатируемого оборудования, может определяться делением норматива потребности на фактически отремонтированное количество изделий за год, предшествующий планируемому периоду.

4.6. Аналитический метод расчета нормативов и норм потребности резерва неремонтируемых изделий для ситуации: резерв рассчитывается на фиксированный промежуток времени, к концу которого желательно иметь минимальный остаток этих изделий; пополнения запаса на фиксированном отрезке времени не предусматривается. Норматив резерва рассчитывается в следующем порядке.

4.6.1. Определяется среднее ожидаемое количество требований на фиксированном отрезке времени - Nср.

4.6.2. Последовательным расчетом по формуле

для различных значений резерва Np определяется то его нормативное значение, при котором вероятность дефицита Р (Np) удовлетворяет принятому критерию (см. п. 3.4).

В таблице приведены отношения Nр : Ncp для различных вероятностей дефицита изделий в резерве.


Средний расход Ncp

Отношение Nр:Ncp для нормативного значения вероятности дефицита Р (Np)

0,1

0,06

0,02

0,01

0,1

21

25

29

30

0,5

6

6,2

7,8

7,8

1

3,7

4,4

5,0

5,5

2

2,7

2,9

3,5

3,8

10

1,6

1,7

1,9

2,0

25

1,2

1,3

1,4

1,5

50

1,2

1,2

1,3

1,3

75

1,15

1,17

1,24

1,27

100

1,12

1,15

1,21

1,23

200

1,09

1,11

1,15

1,17

400

1,06

1,08

1,10

1,12

600

1,05

1,06

1,08

1,10

1000

1,04

1,05

1,06

1,07

4.7. Нормативы и нормы потребности рассчитываются для всего возможного диапазона изменения количеств эксплуатируемых изделий.

4.8. Результаты расчетов представляются в виде таблиц зависимостей нормативов и норм потребности в резерве от количества эксплуатируемых изделий.

Приложение 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ УРОВНЕЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

И СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ

В целях сокращения запасов резерв (обменный фонд) изделий должен централизоваться на возможно высоком уровне управления.

Рекомендуются следующие уровни централизации:

на уровне Минэнерго СССР централизуется управление запасными частями, узлами и деталями стоимостью более 1 тыс. руб. к турбогенераторам 100 МВт и выше, оборудование 330 кВ и выше, трансформаторы 220 кВ и выше, передвижные газотурбинные электростанции;

на уровне районных энергетических управлений централизуется управление запасами оборудования вспомогательного оборудования электростанций, оборудования 35-220 кВ, трансформаторов 6-110 кВ мощностью 250 кВА и выше.

Приложение 2

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСА ПРОГРАММ РАСЧЕТОВ НА ЭВМ

НОРМАТИВОВ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РЕЗЕРВА ИЗДЕЛИЙ

И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО БАЗАМ ХРАНЕНИЯ

Математическое обеспечение отраслевой методики по разработке нормативов потребности в резервном оборудовании и запасных частях для ремонтного обслуживания энергосистем состоит из:

комплекса программ "Запас", который позволяет определить размеры нормативного запаса взаимозаменяемых изделий, оптимального с точки зрения принятого критерия;

комплекса программ "Базы", который позволяет для заданного норматива запаса оптимально разместить его между возможными базами хранения.

Комплекс программ "Запас" может использоваться автономно, если нет необходимости искать лучшее размещение запаса по базам хранения. Комплекс программ "Базы" использует выходную информацию комплекса "Запас" (списки событий на магнитной ленте или барабане) и может работать только совместно с этим комплексом.

Комплексы программ разработаны на алгоритмическом языке Фортран-IV с использованием автокода и предназначен для эксплуатации на ЭВМ серии "Ряд", М-220, М-222, БЭСМ-4 и Минск-32.

Программы воспроизводят на ЭВМ следующую модель. На определенной территории имеются объекты потребления, каждый из которых характеризуется:

количеством и возрастным составом оборудования, имеющего узлы (детали), для которых необходимо рассчитать резерв;

интенсивностью потока аварийных и плановых требований на изделие из резерва;

координатами нахождения,

На той же территории имеются возможные пункты (базы) хранения запаса, координаты которых связаны с объектами потребления матрицей транспортных потерь.

Любой из объектов потребления может использовать запас с любой из баз хранения, но при этом используется запас тех баз, для которых минимальны транспортные издержки и для плановых требований не используется страховой (аварийный) запас.

Процедура поиска лучшего решения состоит в многократном выполнении следующих действий: моделирование системы управления запасами при данном значении норматива резерва, оценка основных параметров системы с точки зрения удовлетворения принятому правилу выбора решения и в случае необходимости расчет при новом значении норматива резерва и т.д. Процесс повторяется до получения требуемых результатов. Если в качестве критерия оптимальности используется минимум приведенных затрат, то поиск лучшего решения производится автоматически.