РД 34.20.568-91

МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ УСТРОЙСТВ ОГРАНИЧЕНИЯ

НАЛИПАНИЯ МОКРОГО СНЕГА НА ПРОВОДА

ВЛ 10-220 кВ

РД 34.20.568-91

РАЗРАБОТАНО Всесоюзным научно-исследовательским институтом энергетики (ВНИИЭ)

ИСПОЛНИТЕЛЬ В.А.ШКАПЦОВ

УТВЕРЖДЕНО бывшим Главным производственно-техническим управлением электрических сетей и сельской электрификации Минэнерго СССР 15.11.91 г.

Начальник И.И.БАТЮК

УДК 621.315.175 (083.96)

I. ВВЕДЕНИЕ

Значительное число воздушных линий (ВЛ) электропередачи в различных регионах страны (Северо-запад, Поволжье, Дальневосточное приморье и т.д.) подвержено в зимнее время года и в осенне-зимних и весенне-зимних сезонах налипанию мокрого снега на провода. Есть энергосистемы (Краснодарэнерго, Киевэнерго), где интенсивные налипания мокрого снега на провода ВЛ наблюдаются каждые 2-3 года. Весьма тяжелые ситуации, когда масса налипающего снега на каждый погонный метр провода достигает 5-6 кг, отмечены на линиях Сахалинэнерго.

До недавнего времени основными средствами борьбы с отрицательными последствиями налипания мокрого снега были усиление ВЛ (установка дополнительных опор, применение более прочных проводов и опор), плавка снега и профилактический обогрев проводов с целью предотвращения образования тяжелых отложений.

В начале 70-х годов в Японии разработаны и получают все более широкое применение снегоотталкивающие провода. В энергетической компании Хоккайдо Электрик Пауэр такими проводами оборудовано 95% общей протяженности воздушных линий.

Настоящие Методические указания распространяются на ВЛ напряжением 10-220 кВ с одиночными проводами, требующими защиты от налипания мокрого снега. В основу разработки предлагаемых средств зашиты от налипания мокрого снега положен опыт энергетических компаний Японии. Предлагаемые средства защиты достаточно просты по конструкции и по технологии их применения на ВЛ.

2. НАЛИПАНИЕ МОКРОГО СНЕГА НА ПРОВОДА

2.1. Условия возникновения, геометрические размеры и

физические свойства отложений мокрого снега на проводах

2.1.1. Налипание снега происходит при прохождении зоны низкого атмосферного давления, как правило, в осенне-зимнем и весенне-зимнем сезонах. Выпадение снега с большим содержанием воды (до 32%) происходит при температуре воздуха на уровне земли от -2 до +2°С.

2.1.2. Налипание снега на провода в подавляющем большинстве случаев происходит при действии ветра скоростью от 10 до 25 м/с. Снежные муфты, образующиеся на проводах, имеют прочное сцепление с ними и не разрушаются даже при действии порывистых ветров скоростью до 35-40 м/с.

2.1.3. При определении погонной массы налипшего на провода снега обычно принимают его плотность γ = 0,2 г/см3, однако в зависимости от содержания воды плотность мокрого снега может достигать значений 0,6-0,8 г/см3, что необходимо учитывать при оценках механических нагрузок на провода и опоры ВЛ.

2.1.4. В процессе налипания мокрого снега по мере увеличения эксцентриситета отложения и роста толщины его стенки происходит проскальзывание снежного осадка вдоль наружного повива в нижнюю часть провода (рис.1), а также закручивание провода при более прочном сцеплении с ним эксцентричного одностороннего отложения. На боковой поверхности провода со стороны несущего снег воздушного потока продолжается процесс налипания [I]. В зависимости от крутильной жесткости провода и влагосодержания снега (определяющей способность снега скользить вдоль повива провода) образуются отложения с формой, близкой к цилиндрической (рис.2,а), либо с разной степенью эксцентричности (рис.2,б,в,г). Обычно толщина стенки отложения находится в пределах от 40 до 140 мм. Известны случаи, когда толщина налипающего снега достигает 160-200 мм.

Рис.1. Процесс образования снежной муфты на проводе

Рис.2. Формы и размеры отложений мокрого снега на проводах

2.2. Характерные повреждения ВЛ,

связанные с налипанием мокрого снега на провода

2.2.1. Опасность налипания снега состоит в увеличении статических механических нагрузок на провода, линейную арматуру и опоры ВЛ. Масса налипающего снега соизмерима с массой провода, а иногда и значительно превышает последнюю, достигая 6-8 кг/м.

2.2.2. Прохождение области пониженного атмосферного давления, сопровождающееся выпадением мокрого снега, обычно происходит при действии ветров скоростью от 10 до 25 м/с. Значительное число аварий на ВЛ происходит при метеоусловиях, когда мокрый снег налипает на провода и конструкции опор при действии поперечных трассам ВЛ ветров скоростью от 25 до 40 м/с. При этом к нагрузкам от действия массы налипающего снега добавляются весьма значительные ветровые нагрузки, обусловленные действием ветра высокой скорости на увеличенное снежным отложением сечение провода, металлоконструкции и т.д.

2.2.3. Аварийные отключения ВЛ, связанные с налипанием мокрого снега, происходят как из-за повреждений элементов линий, вызванных действием превышающих допустимые значения механических нагрузок, так и по причине возникновения перекрытий из-за приближения проводов к заземленным конструкциям опор, к деревьям и проч. При действии сильных порывистых ветров на провисающие под влиянием массы мокрого снега провода наблюдаются схлестывания проводов разных фаз, а также проводов с грозотросами.

2.2.4. На ВЛ 10-220 кВ механические перегрузки от действия мокрого снега и ветра приводят к обрывам проводов и грозозащитных тросов, повреждениям изолирующей подвески, к поломкам траверс и стоек опор. На линиях со штыревыми изоляторами наиболее частыми последствиями снежных штормов являются обрывы вязок. Обрывы проводов нередко сопровождаются в распределительных сетях каскадным повреждением опор.

3. СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОДИНОЧНЫХ ПРОВОДОВ И

ГРОЗОЗАЩИТНЫХ ТРОСОВ ВЛ ОТ НАЛИПАНИЯ МОКРОГО СНЕГА

3.1. Грузы-ограничители закручивания проводов

3.1.1. Для защиты проводов от налипания мокрого снега рекомендуется применение снегоотталкивающих колец и грузов-ограничителей закручивания проводов [2]. Установка под проводами грузов увеличивает крутильную жесткость проводов. Это необходимо для того, чтобы предотвратить закручивание провода отложением снега, первоначально нарастающим со стороны несущего воздушного потока. Гребешок снега, налипающего на провод с повышенной, благодаря установке грузов, крутильной жесткостью, приобретает более вытянутую в сторону несущего аэродинамического потока форму. Отложения резко выраженной эксцентричной формы осыпаются по мере их роста. Предотвращается образование массивных снежных муфт цилиндрической формы.

3.1.2. Конструкция груза сферической формы, выполняемого заодно с тягой, обеспечивающей эксцентричное положение груза по отношению к центру кручения провода, показана на рис.3. Груз крепится к проводу стандартным болтовым плашечным зажимом. Для защиты провода в месте установки груза от износа и усталостных повреждений, вызываемых вибрацией и другими видами колебаний провода, предусмотрено применение армирующих прутков. Прутки в количестве 3 шт. могут быть установлены поверх плашечного зажима (см. рис.3), либо под зажимом (рис.4). В последнем случае прутки должны образовать в пределах своей строительной длины дополнительный защитный повив, а плашечный зажим груза выбирается большего типоразмера - по диаметру провода с армирующими прутками.

Рис.3. Груз-ограничитель закручивания сферической формы

с одним элементом крепления армирующими прутками:

1 - груз с тягой; 2 - плашечный зажим; 5 - провод; 4 - армирующие прутки

Рис.4. Груз сферической формы с зажимом

устанавливаемым на армирующие прутки

3.1.3. Конструкция груза цилиндрической формы с двумя тягами и двумя элементами крепления к проводу показана на рис.5.

Рис.5. Груз-ограничитель закручивания цилиндрической формы

с двумя элементами крепления:

1 - плашка; 2 - тяга; 3 - груз; 4 - палец; 5,6,7 - болт, гайка, шайба; 8 - провод

Поскольку статические и динамические механические напряжения в местах крепления к проводу груза с двумя плашечными зажимами, значительно уменьшены, а на участке между зажимами груза вибрация отсутствует, такие грузы-ограничители кручения могут применяться без дополнительных средств защиты от вибрации, т.е. без армирующих прутков.

3.1.4. Посредником разработки и размещения заказов на изготовление грузов-ограничителей закручивания проводов и армирующих прутков может быть ВНИИЭ.

3.2. Снегоотталкивающие кольца

3.2.1. Кольца являются основными элементами защиты проводов от налипания снега. Снег с большим содержанием влаги, налипающей на провод эксцентрично со стороны несущего аэродинамического потока, проскальзывает в нижнюю часть провода вдоль скрутки наружного повива. Кольца, установленные на проводе, препятствуют скольжению налипающего снега вдоль скрутки провода и способствуют его осыпанию (рис.6).

3.2.2. Кольца изготавливаются из пластмассы с помощью прессования, имеют замок и пружинящий элемент. В исходном состоянии кольца разомкнуты. Пружинящий элемент позволяет перед установкой раскрыть кольцо для того, чтобы надеть его на провод. При закреплении на проводе кольца обжимаются клещами, замок скрепляет устройство в замкнутое кольцо. Рекомендуемые размеры колец: толщина 3-5 мм, ширина 6-10 мм, причем для проводов большего диаметра должны применяться кольца большей толщины и ширины (рис.7).

3.2.3. Размещение заказов на разработку и изготовление снегоотталкивающих колец может быть выполнено при посредничестве МО СКТБ ВПО "Союзэлектросетьизоляция".

Рис.6. Провод с кольцами, препятствующими скольжению снега

по спирали наружного повива

Рис.7. Снегоотталкивающее кольцо:

1 - замок; 2 - пружинящий элемент; 3 - выступ

4. УКАЗАНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРОВОДОВ ВЛ

ОТ НАЛИПАНИЯ МОКРОГО СНЕГА

4.1. Определение линий и участков линий,

требующих защиты от налипания мокрого снега

4.1.1. Применения защиты от налипания снега требуют линии и их участки, на которых не реже одного раза в пять лет наблюдаются отложения мокрого снега с толщиной стенки 60 мм и более.

4.1.2. Не требуется защита от налипания снега на участках линий, проходящих по просеке с высотой деревьев лесного массива более высоты подвеса всех проводов на опорах, на территории города с высокой застройкой, а также на участках линий, проходящих по низу горных долин и направленных вдоль них. В указанных случаях провода ВЛ либо экранированы от несущих снег аэродинамических потоков, либо направлены вдоль потоков, вследствие чего образование значительных по размерам эксцентричных отложений снега на проводах маловероятно.

4.2. Выбор параметров и схемы установки грузов-ограничителей

закручивания проводов

4.2.1. В целях унификации производства грузов-ограничителей предусматривается применение грузов массой 1, 3, 5 и 7 кг. Количество грузов, устанавливаемых в пролете ВЛ зависит от крутильной жесткости провода, на значение которой существенное влияние оказывают диаметр стального сердечника и провода в целом. Для проводов 29 различных марок, применяемых на ВЛ 10-220 кВ, массы грузов-ограничителей закручивания и рекомендуемое для установки в пролетах различной длины количество грузов приведены в табл.1.

Таблица 2


Марка

Масса

Длина пролета (м) при рекомендуемом количестве грузов в пролете

провода

груза, кг

1

2

3

4

5

АС 50/8

1

70-120

120-190

190-250

-

-

AC 70/11







АС 95/16







АС 70/72







AC 120/19

3

70-120

120-190

190-250

250-310

310-360

AC 120/27







AC 150/19







AC 150/24







AC 150/34







AC 185/24







AC 185/29


80/140

140-210

210-280

280-350

350-420

AC 185/43

5






АС 205/27







АС 240/32


90-180

180-270

270-350

350-400

400-540

АС 240/39







АС 240/56







АС 300/39







АС 300/48


100-190

190-280

280-370

370-450

450-570

АС 300/66







АС 300/67







АС 330/30

7






АС 330/43







AC 400/18







AC 400/22







AC 400/51


120-200

200-290

290-380

380-470

470-600

AC 400/64







AC 500/26







AC 500/27







AC 500/64







4.2.2. На линиях, где отсутствует опасность пляски проводов, грузы-ограничители закручивания могут устанавливаться в пролетах через равные интервалы. На линиях, где существует опасность пляски проводов и случаи пляски наблюдались, грузы рекомендуется устанавливать в пролете асимметрично и с неравными интервалами (табл.2). В этом случае грузы в определенной степени будут выполнять роль гасителей пляски маятникового типа.

Таблица  2


Количество грузов в

Места установки грузов в долях длины пролета

пролете ВЛ

1-й груз

2-й груз

3-й груз

4-й груз

5-й груз

1

10/23

-

-

-

-

2

9/23

16/23

-

-

-

3

3/23

10/23

16/23

-

-

4

3/23

9/23

13/23

16/23

-

5

3/23

7/23

10/23

15/23

19/23

4.3. Рекомендации по установке снегоотталкивающих колец

4.3.1. Кольца на проводах ВЛ устанавливаются вручную (путем обжатия клещами) с применением подъемного механизма до уровня проводов, либо тележки, перемещающейся по проводу.

4.3.2. Высокий эффект применения колец для защиты от налипания снега достигается при установке их с интервалами не более двух шагов скрутки наружного повива провода. Рекомендуемые интервалы между кольцами для проводов различных диаметров даны в табл.3.

Таблица   3


Диаметр провода, мм

Интервалы между кольцами, мм

9-14

200

14-16

250

16-20

300

20-25

400

25-30

500

30-35

600

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Asai S. et al. Improvement of countermeasures for snow accretion. 5-th International workshop on Atmostheric Icing of Structures, 1990, Tokyo, Japan, report B7-2.

2. Yasui M. et al. Ехреrimental study on countermeasure for snow accretion on power transmission lines 5-th International Workshop on Atmostheriс Icing of Structures, 1990, Tokyo, Japan, report B7-1.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

2. Налипание мокрого снега на провода

2.1. Условия возникновения, геометрические размеры и физические свойства отложений мокрого снега на проводах

2.2. Характерные повреждения ВЛ, связанные с налипанием мокрого снега на провода

3. Способ защиты одиночных проводов и грозозащитных тросов ВЛ от налипания мокрого снега

3.1. Грузы-ограничители закручивания проводов

3.2. Снегоотталкивающие кольца

4. Указания по защите проводов ВЛ от налипания мокрого снега

4.1. Определение линий и участков линий, требующих защиты от налипания мокрого снега

4.2. Выбор параметров и схемы установки грузов-ограничителей закручивания проводов

4.3. Рекомендации по установке снегоотталкивающих колец

5. Список литературы