РД 34.45.307

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

МЕТОДИКА ОБНАРУЖЕНИЯ УЧАСТКОВ С ПОВЫШЕННЫМИ ТОКАМИ УТЕЧКИ В ЛОБОВЫХ ЧАСТЯХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

РД 34.45.307

(МТ 34-70-005-83)

Срок действия установлен

с 03.01.83 г. до 01.01.93 г.

Срок действия продлен до 31.12.99 г.

Начальник Департамента науки и техники  А.П. БЕРСЕНЕВ

25.04.96 г.


РАЗРАБОТАНО

Всесоюзным научно-исследовательским институтом электроэнергетики

СОСТАВИТЕЛИ

В.Б. КУЛАКОВСКИЙ, Ю.Н. САМОРОДОВ

УТВЕРЖДЕНО

Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем


Зам. начальника К.М. АНТИПОВ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая Методика применяется при поиске дефекта изоляции поврежденного стержня в тex случаях, когда при испытании выпрямленным напряжением изоляции обмоток статоров крупных электрических машин высокого напряжения (генераторов, синхронных компенсаторов, крупных электродвигателей переменного тока) обнаруживают высокое значение тока утечки изоляции.

2. СУЩНОСТЬ МЕТОДА

Повышение тока утечки обмотки или ее части (фазы, ветви) обычно вызывается сквозным дефектом изоляции лобовых частей, который не обнаруживается визуально. Поиск такого дефекта производят, прикасаясь к различным точкам поверхности изоляции металлическим заземленным зондом (токосъемником) и измеряя ток, текущий через зонд. При передвижении зонда по поверхности изоляции к месту расположения дефекта измеряемый ток будет возрастать, поскольку будет уменьшаться сопротивление между зондом и находящейся под напряжением токоведущей частью дефектного стержня (оно определяется, в основном, при неизменном напряжении, длиной пути тока по поверхности изоляции). В реальной машине доступны не все точка поверхности изоляции лобовых частей, поэтому зонд накладывают только на верхние стержни. Для обеспечения соприкосновения с боковыми сторонами стержней и для ускорения операции зонд выполняется не точечным, а в виде П-образного токосъемника, охватывающего верхнюю и обе боковые стороны стержня. Дефекты, расположенные на нижней узкой грани верхнего стержня, а также под дистанционными прокладками и шпагатными вязками остаются недоступными для непосредственного наложения токосъемника. Однако эти дефекты могут быть выявлены по возрастанию измеряемого тока при приближении токосъемника к участку изоляции, на котором расположено место повреждения.

3. АППАРАТУРА

Обнаружение участков с повышенными токами утечки производится с помощью специальной штанги. На конце штанги шарнирно закреплен П-образный токосъемник. Токосъемник является сменной деталью, его размеры определяются размерами сечения стержня испытуемой электрической машины. На штанге установлен магнитоэлектрический индикатор тока, внутри штанги размещается высокоомное добавочное сопротивление к нему. Это сопротивление служит для ограничения тока в месте наложения токосъемника до безопасного для изоляции значения. Токосъемник заземляется через последовательно включенные добавочное сопротивление, индикатор и заземляющий провод (последний выполняется гибким).

4. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

4.1. Пометить лобовые части верхних стержней той фазы или ветви, у которой при испытаниях выпрямленным напряжением ток утечки был значительно больше чем у других фаз или ветвей.

4.2. Подготовить средства безопасности: диэлектрические боты или изолирующую подставку, диэлектрический коврик, перчатки.

4.3. Выбрать напряжение, при котором будут проводиться испытания. Для этого следует воспользоваться ранее полученными зависимостями тока утечки от напряжения для всех фаз (ветвей). При выбранном напряжении ток утечки дефектной фазы должен быть не менее нескольких сот микроампер и должен в несколько раз превышать токи утечки других фаз (ветвей) при том же напряжении. Выбранное напряжение не должно превышать номинального напряжения штанги и испытательного напряжения генератора.

4.4. Выбрать или изготовить токосъемник, соответствующий размерам сечения стержня испытуемой электрической машины.

4.5. Проверить исправность штанги, присоединить заземляющий провод к заземлению, а токосъемник - к источнику выпрямленного напряжения. Поднять напряжение до выбранного испытательного, зафиксировать показания индикатора, отключить напряжение.

5. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Приложить напряжение, значение которого выбрано согласно п. 4.3 к испытуемой фазе (ветви) при заземленных остальных фазах (ветвях).

5.2. Убедиться, что заземляющий провод штанги присоединен к заземлению, и наложить токосъемник, на лобовую часть одного из стержней испытуемой фазы (ветви) с соблюдением мер безопасности.

5.3. Провести токосъемник вдоль лобовой части стержня, следя за индикатором. При приближении токосъемника к месту дефекта изоляции показания индикатора резко возрастают. Через места прокладок, вязок и других препятствий токосъемник следует переносить.

5.4. Отключить источник напряжения, разрядить обмотку и отметить мелом границы дефектного места.

Примечание. При наложении токосъемника на стержень в момент его соприкосновения с поверхностью изоляции возможен кратковременный отброс стрелки индикатора, вызванный емкостным током разряда изоляции. Такой отброс не свидетельствует о наличии ее дефекта.

5.5. Повторить операции по п. 5.3 на всех стержнях испытуемой фазы (ветви).

5.6. Дефекты, расположенные на узкой грани нижних стержней, обращенной к верхним стержням, могут быть выявлены, если длина токосъемника достаточна для соприкосновения его концов с верхними узкими гранями нижних стержней.

6. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ И ОБНАРУЖЕНИЕ ДЕФЕКТОВ

6.1. Если при продвижении токосъемника по поверхности изоляции показания индикатора становятся близкими к полученным при проверке по п. 4.5, то это означает, что в данном месте имеется сквозной дефект изоляции.

6.2. Если при продвижении токосъемника по поверхности изоляции наблюдается максимум показаний индикатора, но значение показания не менее, чем в 2 раза ниже полученных значений при проверке по п.4.5, то это не всегда свидетельствует о наличии дефекта в данном месте. Это может быть вызвано растеканием токов утечки из места дефекта или с головок по поверхности корзинки лобовых частей как в продольном, так и в поперечном направлении, особенно при загрязнении или увлажнении этой поверхности. В этом случае следует продолжать испытания до тех пор, пока не будут обследованы все лобовые части данной фазы (ветви) и сопоставлены максимальные показания индикатора, полученные на различных стержнях, или пока непосредственно не будет найден максимум, соответствующий п. 6.1.

6.3. При оценке результатов испытания следует учитывать, что при сухой и чистой изоляции возрастание и снижение значений тока утечки в зоне дефекта происходит более резко, чем при загрязненной и увлажненной изоляции. Поэтому в первом случае точность обнаружения дефекта выше, чем во втором, но может остаться не обнаруженным дефект, к которому нельзя приблизить вплотную токосъемник (например, повреждение изоляции под достаточно широкой деталью крепления лобовых частей).

6.4. Для точного определения места расположения дефекта, если таковой обнаружен, может быть осуществлено прожигание изоляции путем введения в промежуток между лобовыми частями заземленного куска фольги.

7. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

7.1. Работы по разд.5 настоящей Методики относятся к работам под напряжением на токоведущих частях в электроустановке напряжением свыше 1000 В. Кроме того, они являются работами с подачей повышенного напряжения от постороннего источника. Соответственно должны выполняться все мероприятия по технике безопасности, удовлетворяющие требованиям действующих Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок.

7.2. Перед началом проведения работ необходимо убедиться в исправности штанги осмотром и проверкой по п.4.5 настоящей Методики. При осмотре особое внимание должно быть обращено на целость заземляющего провода и состояние его изоляции, а также на наличие контакта в зажимах индикатора.

Заземляющий провод присоединяется к заземлению до включения выпрямительной установки.

7.3. Оператор (лицо, работающее со штангой) должен стоять на коврике в ботах или на изолирующей подставке, держать штангу в пределах захвата, одев диэлектрические перчатки. Прикасаться во время испытаний к индикатору или его переключателю, а также к заземляющему проводу можно только после отделения токосъемника, от лобовых частей, не снимая диэлектрических перчаток.

По вопросу заказа устройств для определения участков с повышенными токами утечки в лобовых частях электрических машин обращаться в СКТБ ВКТ Мосэнерго по адресу: 109432, Москва. 2-й Кожуховский проезд, 29.