РД 50-680-88
УДК 65.015.13.011.56:006.354 Группа П87
руководящий документ по стандартизации
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
РД 50-680-88
Дата введения - 1 января 1990 года
Информационные данные
1. Разработан и внесен Государственным комитетом СССР по стандартам.
Разработчики: Е.С. Кранков, канд. техн. наук; Ф.Р. Выдра, канд. техн. наук; Я.Г. Виленчик (руководители темы); Ю.Б. Ирз, канд. техн. наук; П.А. Шалаев, канд. техн. наук; Г.И. Шалатова; Л.И. Зайденберг, канд. техн. наук; А.К. Джинчарадзе, канд. техн. наук; Б.А. Дюков; Н.М. Вицын, канд. техн. наук; С.И. Галкина; А.В. Суворов, канд. техн. наук; Е.И. Некрылов, канд. техн. наук; Ю.С. Объедков; И.С. Митяев; В.И. Шебанов; Ю.М. Репьев, канд. техн. наук; А.Д. Пащенко; А.А. Веткина.
2. Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.12.88 № 4622.
3. Взамен ГОСТ 24.103-84, ГОСТ 23501.101-87 (в части принципов создания, разд. 2).
4. Ссылочные нормативно-технические документы:
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер приложения |
ГОСТ 2.102-68 | Приложение 1 |
ГОСТ 2.601-68 | Приложение 1 |
ГОСТ 19.101-77 | Приложение 1 |
5. Переиздание. Июнь 1991 г.
Настоящие Методические указания распространяются на автоматизированные организационно-технические системы (АС) и устанавливают назначение, состав, основные принципы создания и функционирования АС.
Пояснения терминов, используемых в настоящих Методических указаниях, приведены в Приложении 1.
1. Назначение автоматизированных систем
1.1. АС представляет собой организационно-техническую систему, обеспечивающую выработку решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельности (управление, проектирование, производство и т.д.) или их сочетаниях.
1.2. В зависимости от сферы автоматизируемой деятельности АС разделяют на:
1) автоматизированные системы управления (ОАСУ, АСУП, АСУ ТП, АСУ ГПС и др.);
2) системы автоматизированного проектирования (САПР);
3) автоматизированные системы научных исследований (АСНИ);
4) АС обработки и передачи информации (АСОИ);
5) автоматизированные системы технологической подготовки производства (АСТПП);
6) автоматизированные системы контроля и испытаний (АСК);
7) системы, автоматизирующие сочетания различных видов деятельности.
1.3. АС реализуют информационную технологию в виде определенной последовательности информационно связанных функций, задач или процедур, выполняемых в автоматизированном (интерактивном) или автоматическом режимах.
1.4. Целесообразность создания и внедрения АС определяется социальным, научно-техническим и другими полезными эффектами, получаемыми в результате автоматизации.
2. Состав и структура автоматизированных систем
2.1. В процессе функционирования АС представляет собой совокупность комплекса средств автоматизации (КСА), организационно- методических и технических документов и специалистов, использующих их в процессе своей профессиональной деятельности.
2.2. В процессе проектирования АС (ее частей) разрабатывают, в общем случае, следующие виды обеспечений: техническое, программное, информационное, организационно-методическое, метрологическое, правовое, математическое, лингвистическое, эргономическое.
2.3. Проектные решения по программному, техническому и информационному обеспечениям реализуют как изделия в виде взаимоувязанной совокупности компонентов и комплексов, входящих в состав АС (их частей) с необходимой документацией.
2.4. Проектные решения по остальным видам обеспечений входят в состав АС (их частей) в качестве организационно-методических и эксплуатационных документов или реализуют в компонентах программного, технического или информационного обеспечений.
Примечания. 1. Проектные решения математического обеспечения реализуют, как правило, через программное или, в отдельных случаях, техническое обеспечение.
2. Лингвистическое обеспечение представляют и реализуют в информационном или программном обеспечении.
2.5. Внутреннее строение систем характеризуют при помощи структур, описывающих устойчивые связи между их элементами.
При описании АС используют следующие виды структур, отличающиеся типами элементов и связей между ними:
1) функциональные (элементы - функции, задачи, процедуры; связи - информационные);
2) технические (элементы - устройства, компоненты и комплексы; связи - линии и каналы связи);
3) организационные (элементы - коллективы людей и отдельные исполнители; связи - информационные, соподчинения и взаимодействия);
4) документальные (элементы - неделимые составные части и документы АС; связи - взаимодействия, входимости и соподчинения);
5) алгоритмические (элементы - алгоритмы; связи - информационные);
6) программные (элементы - программные модули и изделия; связи - управляющие);
7) информационные (элементы - формы существования и представления информации в системе; связи - операции преобразования информации в системе).
3. Принципы создания автоматизированных систем
3.1. АС создают в соответствии с техническим заданием, являющимся основным исходным документом, на основании которого проводят создание АС и приемку ее заказчиком.
Основные положения по созданию и функционированию автоматизированных систем приведены в Приложении 2.
3.2. При создании АС необходимо руководствоваться принципами системности, развития (открытости), совместимости, стандартизации (унификации) и эффективности.
3.2.1. Принцип системности заключается в том, что при декомпозиции должны быть установлены такие связи между структурными элементами системы, которые обеспечивают цельность АС и ее взаимодействие с другими системами.
3.2.2. Принцип развития (открытости) заключается в том, что исходя из перспектив развития, объекта автоматизации, АС должна создаваться с учетом возможности пополнения и обновления функций и состава АС без нарушения ее функционирования.
3.2.3. Принцип совместимости заключается в том, что при создании систем должны быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с другими системами в соответствии с установленными правилами.
3.2.4. Принцип стандартизации (унификации) заключается в том, что при создании систем должны быть рационально применены типовые, унифицированные и стандартизованные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ, комплексы, компоненты.
3.2.5. Принцип эффективности заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание АС и целевыми эффектами, включая конечные результаты, получаемые в результате автоматизации.
3.3. При создании (модернизации) объектов автоматизации должно быть предусмотрено проведение работ по созданию (модернизации) АС.
Приложение 1
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ
1. Комплекс средств автоматизации автоматизированной системы (КСА) - совокупность взаимосогласованных компонентов и комплексов программного, технического и информационного обеспечений, разрабатываемая, изготовляемая и поставляемая как продукция производственно-технического назначения.
2. Программное обеспечение автоматизированной системы - совокупность программ на носителях информации с программной документацией по ГОСТ 19.101.
3. Техническое обеспечение автоматизированной системы - совокупность средств реализации управляющих воздействий, средств получения, ввода, подготовки, преобразования, обработки, хранения, регистрации, вывода, отображения, использования и передачи данных с конструкторской документацией по ГОСТ 2.102 и эксплуатационной документацией по ГОСТ 2.601.
4. Информационное обеспечение автоматизированной системы - совокупность системно-ориентированных данных, описывающих принятый в системе словарь базовых описаний (классификаторы, типовые модели, элементы автоматизации, форматы документации и т.д.), и актуализируемых данных о состоянии информационной модели объекта автоматизации (объекта управления, объекта проектирования) на всех этапах его жизненного цикла.
5. Организационно-методическое обеспечение автоматизированной системы - совокупность документов, определяющих: организационную структуру объекта и системы автоматизации, необходимых для выполнения конкретных автоматизируемых функций; деятельность в условиях функционирования системы, а также формы представления результатов деятельности.
6. Правовое обеспечение автоматизированной системы - совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании автоматизированной системы, и юридический статус результатов ее функционирования.
7. Математическое обеспечение автоматизированной системы - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при функционировании системы.
8. Лингвистическое обеспечение автоматизированной системы - совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц, используемых в АС при функционировании системы для общения с КСА.
9. Эргономическое обеспечение автоматизированной системы - совокупность взаимосвязанных требований, направленных на согласование психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических характеристик и возможностей человека-оператора, технических характеристик КСА, параметров рабочей среды на рабочем месте.
Приложение 2
Рекомендуемое
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ
1. Создание АС осуществляют в плановом порядке в соответствии с действующими положениями и нормативными актами.
1.1. Для вновь строящихся, реконструируемых, расширяющихся, технически перевооружаемых и других объектов автоматизации, для которых предусматриваются работы по капитальному строительству, создание АС включают в планы и проекты по этому виду работ.
1.2. Работы по созданию АС на действующих объектах, как правило, выполняют на основании договоров.
2. Планирование и разработку АС осуществляют аналогично правилам, установленным для продукции единичного производства.
3. Техническое задание на создание АС является основным документом, определяющим порядок создания и требования к АС. Разработку АС и ее приемку при вводе в действие проводят в соответствии с ТЗ.
4. Создание АС осуществляют специализированные научно- исследовательские, проектные и конструкторские организации (далее - разработчик) в соответствии с техническим заданием (ТЗ), выдаваемым заказчиком.
Возможно создание АС непосредственно заказчиком при условии создания специализированного подразделения.
5. При создании АС следует обращать внимание на:
1) интеграцию экономических и информационных процессов, технических, программных и организационно-методических средств;
2) развитие системного и программно-целевого подхода в планировании, автоматизации работы объекта, в процессах получения и обработки информации на объекте автоматизации;
3) углубление взаимодействия человека и вычислительной техники на основе диалоговых методов и средств, автоматизированных рабочих мест и интеллектуальных терминалов;
4) построение сетей ЭВМ на базе неоднородных вычислительных средств;
5) индустриализацию процессов создания АС, развитие САПР и тиражирования типовых элементов АС;
6) построение информационного фонда в виде распределенной по объектам и уровням иерархии автоматизированной базы данных;
7) минимизацию документооборота, замену его передачей текущей информации по каналам связи и представление ее на устройствах отображения;
8) максимальную автоматизацию формирования первичных исходных сведений;
9) создание гибких систем управления, способных адаптироваться к изменяющимся условиям производства.
6. Создание АС требует, как правило, изменения (совершенствования) организационной структуры объекта автоматизации.
Принципы совершенствования структуры включают следующие основные положения:
1) выделение структурных звеньев на каждом организационном уровне должно осуществляться так, чтобы каждое звено работало на достижение определенной совокупности целей; требуемая при этом интеграция всех видов деятельности достигается созданием специализированных подразделений, полностью отвечающих за выполнение определенной группы функций;
2) организационная структура должна базироваться на интегрированных информационных потоках; потоки между звеньями должны быть сведены до минимума и идти кратчайшими маршрутами;
3) достижение единства организации процессов планирования, учета, анализа, регулирования, т.е. обеспечения координации и синхронизации действия всех служб и исполнителей, должно быть получено за счет усиления непосредственного контакта с вычислительным комплексом.
7. АС, как правило, создают проектным путем с последующей комплектацией изделиями серийного и единичного производства и проведением строительных, монтажных, наладочных и пусковых работ, необходимых для ввода в действие комплекса средств автоматизации.
8. Комплекс средств автоматизации (КСА) автоматизированной системы представляет собой совокупность взаимосогласованных программно-технических (ПТК), программно-методических комплексов (ПМК) и компонентов программного, технического и информационного обеспечений, изготовляемых и поставляемых с необходимой эксплуатационной документацией, как продукция производственно- технического назначения.
9. Необходимые ограничения на состав и компоненты видов обеспечений накладывают исходя из целей и задач конкретной АС.
10. Создание и эффективное функционирование автоматизированных систем в организациях, предприятиях и других объектах автоматизации требует специальной подготовки пользователей и обслуживающего персонала системы.
11. Функционирование подсистем и комплексов АС обеспечивается совокупностью организационно-методических документов, рассматриваемых в процессе создания как компоненты правового, методического, лингвистического, математического, организационного и других видов обеспечений.
12. Совместное функционирование и взаимодействие различных систем и комплексов автоматизации производства должно осуществляться на базе локальных сетей ЭВМ. Спецификации и соглашения, принятые для локальных сетей ЭВМ, обязательны для обеспечения совместимости систем, комплексов и компонентов.
13. На объекте, на котором функционируют АС различных видов, следует осуществлять постепенное объединение их на основе единого банка данных. Автоматизированные системы, функционирующие на одном объекте, должны обладать способностью к интеграции и необходимой совместимостью, позволяющей осуществлять обмен информацией между ними.
14. Развитие АС представляет собой процесс расширения состава функций АС, базирующийся на результатах анализа функционирования АС и направленный на повышение эффективности выполнения автоматизированной деятельности.
Развитие АС, осуществляемое путем доработки программных и (или) технических средств, проводит организация-разработчик по заданию заказчика или сам заказчик, развитие АС, осуществляемое путем настройки имеющихся средств, проводит персонал АС.