РД 52.04.576-97
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ РУКОВОДСТВЕ НАБЛЮДЕНИЯМИ
ЗА СОСТОЯНИЕМ И ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
РД 52.04.576-97
УДК 551.501.(083.13)
Дата введения 1997-09-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН | Главной геофизической обсерваторией им. А. И. Воейкова, Государственным гидрологическим институтом, Центральной аэрологической обсерваторией, Государственным океанографическим институтом, Всероссийским научно-исследовательским институтом сельскохозяйственной метеорологии, Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом |
2 РАЗРАБОТЧИКИ | В. И. Кондратюк (ГГО), руководитель разработки; Т. П. Светлова (ГГО); М. М. Айнбунд (ГГИ); С. В. Победоносцев (ГОИН); А. Д. Пасечнюк (ВНИИСХМ); В. А. Романцов (ААНИИ); И. Г. Потемкин (ЦАО); О. А. Городецкий (УГСН Росгидромета) |
3 УТВЕРЖДЕН | Федеральной службой России no гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН | ЦКБ ГМП за № 52.04.576-97 от 14.03.97 |
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ |
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящее Положение регламентирует деятельность научно-исследовательских учреждений (НИУ) — головных по видам наблюдений, управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) и их подразделений по организации и осуществлению методического руководства наблюдениями за состоянием и загрязнением окружающей природной среды на наземной сети наблюдений (НСН) Росгидромета [1].
Методическое руководство является обязательным для исполнения всеми руководителями и специалистами учреждений, организаций и предприятий Росгидромета при планировании и осуществлении научно-методической и производственной деятельности, в том числе при контроле за соблюдением требований ко всем видам работ в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, выполняемых предприятиями и учреждениями других ведомств независимо от их организационно-правовых форм. Требования Положения распространяются также и на оперативно-производственные работы в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды, выполняемые непосредственно в головных НИУ по видам (сетям) наблюдений.
2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем Положении применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Государственная служба наблюдений РФ (ГСН РФ) — комплексная многоуровневая информационно-измерительная система наблюдений за состоянием атмосферы, почв, поверхностных вод суши, морской среды, сельскохозяйственных культур и пастбищной растительности, выборочные пункты наблюдений которой включены в Глобальную систему наблюдений (ГСП) Всемирной метеорологической организации (ВМО) [2] и другие международные сети наблюдений за состоянием природной среды.
НСН — совокупность всех сетевых наблюдательных организаций (СНО), производящих наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей природной среды, построенная в соответствии с масштабами природных процессов и явлений, антропогенной деятельности и с учетом потребностей народного хозяйства [3].
СНО — организационная структурная единица НСН Росгидромета, осуществляющая наблюдения и руководство выполнением измерений в закрепленных пунктах, а также обработку результатов наблюдений в соответствии с программой работ [4].
Сеть пунктов наблюдений — совокупность всех пунктов наблюдений определенного вида (метеорологических, гидрологических, аэрологических и др.), построенная по научному принципу [3].
Пункт наблюдений - постоянное место, где производятся наблюдения за отдельными гидрометеорологическими величинами или их комплексом, атмосферными явлениями и другими показателями состояния окружающей среды.
Головное НИУ — учреждение (институт, центр и т. п.), возглавляющее и проводящее в пределах сферы своей ответственности определенное направление исследований, наблюдений и мониторинга, осуществляющее методическое руководство закрепленными за ним видами (сетями) наблюдений НСН Росгидромета.
Методическое руководство — комплекс научных, методических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение единства измерений [5], требуемой точности, достоверности, репрезентативности, стандарта качества результатов наблюдений и их сопоставимости (как между собой, так и с результатами наблюдений других государств), а также на поддержание и развитие НСН, контроль ее работы.
3 ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
НИУ | — | научно-исследовательское учреждение. |
УГМС | — | территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. |
НСН | — | наземная сеть наблюдений. |
Росгидромет | — | Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. |
ГСН РФ | — | Государственная служба наблюдений России. |
ГСН | — | Глобальная система наблюдений. |
ВМО | — | Всемирная метеорологическая организация. |
СНО | — | сетевая наблюдательная организация. |
СИ | — | средства измерений. |
ЦГМС | (областной, краевой, республиканский) центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. | |
ГВК РФ | — | Государственный водный кадастр России. |
МВИ | — | методика выполнения измерений. |
СГЯ | — | стихийное гидрометеорологическое явление. |
ЭВЗ | — | экстремально высокое загрязнение. |
ГМЦ | — | гидрометеорологический центр. |
ЦМС | — | территориальный центр по мониторингу загрязнения окружающей среды. |
ССИ | — | служба средств измерений. |
АСПД | — | автоматизированная служба передачи данных. |
НИОКР | — | научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. |
ЦКПМ | — | Центральная комиссия Росгидромета по приборам и методам получения и обработки информации о состоянии природной среды. |
4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1 Основной целью методического руководства наблюдениями за состоянием и загрязнением окружающей природной среды является обеспечение единства измерений, требуемой точности, достоверности, репрезентативности и стандарта качества результатов наблюдений, получаемых на НСН Росгидромета, их сопоставимости как между собой, так и с результатами наблюдений, осуществляемых другими государствами.
4.2 Методическое руководство включает в себя комплекс мероприятий по следующим основным направлениям:
— стандартизация требований ко всем видам наблюдений и работ в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, контроль за их соответствием документом ВМО, регламентирующим деятельность ГСН, и документам Росгидромета, регламентирующим деятельность НСН;
— контроль за техническим оснащением наблюдений средствами измерений (СИ), реализующими установленные требования;
— метрологическое обеспечение измерений с передачей единиц измерений от эталонов до рабочих СИ;
— методическое обеспечение выполнения наблюдений (измерений) всех видов, а также осуществления мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды.
4.3 Методическое руководство распространяется на следующие работы, выполняемые НСН Росгидромета, а также другими организациями, учреждениями и предприятиями независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм:
— производство наблюдений всех видов, включая технологии отбора проб [4];
— первичную обработку и контроль результатов этих наблюдений в СНО;
— оперативную (срочную) передачу полученных данных с СНО (пунктов наблюдений) в виде сообщений (телеграмм, радиограмм и др.);
— занесение данных на технический носитель и отправку (почтой, нарочным и т. п.) результатов наблюдений, в том числе проб, установленным адресатам;
— обработку и контроль режимной информации в центрах автоматизированной обработки данных;
— получение обобщенных характеристик за декаду, месяц, квартал, год.
4.4 Методическое руководство наблюдениями осуществляется на разных уровнях учреждениями, организациями, предприятиями Росгидромета и условно подразделяется на две группы:
— научно-методическое обеспечение;
— оперативное методическое руководство НСН.
4.4.1 Научно-методическое обеспечение наблюдений осуществляется головными НИУ и включает:
— научную разработку теоретических и практических основ построения, совершенствования НСН и проводимых ею наблюдений и работ с учетом требовании ВМО и основных потребителей информации;
— научно-исследовательские работы по созданию новых методов и технологий наблюдений, обработки и контроля данных;
— разработку требований и подготовку заданий на создание перспективных технических средств и систем наблюдений;
— разработку и подготовку к изданию соответствующих руководящих (наставлений, руководств, методических указаний, кодов и т. п.) и других нормативных документов;
— экспертизу и согласование нормативно-технической документации, подготавливаемой разработчиками новых технических СИ;
— участие во всех видах испытаний новых и модернизируемых СИ, руководство их внедрением.
4.4.2 Оперативное методическое руководство НСН осуществляется НИУ и УГМС и включает:
— введение новых и переработанных нормативных документов;
— метрологический надзор за состоянием СИ на НСН;
— регулярный контроль и анализ оперативной и режимной информации по результатам наблюдений;
— организацию контроля качества расходных материалов и химикатов, в том числе путем проведения подконтрольной эксплуатации;
— оказание методической помощи УГМС и СНО при проведении претензионно-исковой работы;
— подготовку и направление на НСН заключений, обзоров, методических указаний и рекомендаций по разделам наблюдений и работ;
— инспекции (проверки на местах) деятельности УГМС, его центров, служб, СНО;
— проведение совещаний, семинаров, курсов переподготовки и повышения квалификации, стажировок.
4.5 Перечень НИУ, головных по видам (сетям) наблюдений и мониторинга окружающей природной среды, представлен в приложении А.
5 ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА НАБЛЮДЕНИЯМИ
Основными задачами методического руководства наблюдениями являются:
— наиболее рациональное (в научном, организационном, экономическом и социальном аспектах) построение НСН в целом и сетей наблюдений разных видов;
— обеспечение единства измерений и сопоставимости получаемых результатов;
— обеспечение современного уровня СИ и технологии наблюдений и обработки;
— стандартизация методик выполнения измерений (МВИ), обработки, контроля наблюдений и разработка соответствующих нормативно-методических документов;
— обеспечение установленного объема и стандарта качества получаемой информации о состоянии и загрязнении окружающей природной среды, в том числе о стихийных гидрометеорологических явлениях (СГЯ) и экстремально-высоких уровнях загрязнения (ЭВЗ) окружающей среды;
— участие в контроле за работой НСН Росгидромета и соблюдением лицензионных требований по видам деятельности, возложенным на Росгидромет.
6 ФУНКЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ РОСГИДРОМЕТА ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ НАБЛЮДЕНИЯМИ
6.1 НИУ, головные по видам наблюдений, для решения перечисленных в разделе 5 задач осуществляют научно-методическое обеспечение наблюдений, оперативное методическое руководство НСН, а также выполняют функции базовых метрологических организаций по закрепленным за ними видам наблюдений и направлениям работ.
6.1.1 Научно-методическое обеспечение наблюдений
6.1.1.1 Работы по построению и оптимизации НСН в целом, отдельных сетей пунктов и программ наблюдений и работ:
— разработка и совершенствование научных принципов и концепций построения, рационализации, развития НСН и проведения мониторинга окружающей среды;
— разработка (совместно с другими НИУ и УГМС) перспективных проектов, планов развития и рационализации сетей пунктов наблюдений, их технического переоснащения, программ наблюдений, а также автоматизации производственных процессов, обеспечивающих функционирование НСН;
— учет, изучение и обеспечение выполнения рекомендаций ВМО и других международных организаций при разработке основ построения НСН и отдельных сетей наблюдений, МВИ, технологий наблюдений, отбора проб, обработки и контроля, программ наблюдений и работ, передачи данных (включая коды) с целью выполнения международных обязательств РФ по вопросам гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
— участие в разработке нормативно-методических документов по лицензионной деятельности.
6.1.1.2 Работы, относящиеся к методам, техническим средствам, технологиям производства наблюдений, обработки и передачи результатов наблюдений:
— определение перечня приборов, оборудования и других технических средств для выполнения наблюдений до профилю своей деятельности, разработка технических требований и заданий на создание средств и систем измерений;
— разработка новых и усовершенствование существующих МВИ, методов и технологий наблюдений и отбора проб, обработки и контроля результатов наблюдений на основе новых научных исследований;
— разработка методов и технологий метрологического обеспечения измерений, контроля сохранности метрологических характеристик СИ;
— разработка руководящих (наставлений, руководств, методических указаний и пр.) и других нормативных документов, регламентирующих производство наблюдений, эксплуатацию и поверку СИ, обработку, контроль и передачу результатов наблюдений, в том числе о СГЯ и ЭВЗ;
— разработка научно-методической базы лицензионной деятельности по закрепленным видам наблюдений и направлениям работ;
— разработка новых и совершенствование существующих технологий, кодовых и других форм передачи и представления информации;
— разработка методов и государственных нормативных документов по расчету и прогнозу характеристик распространения вредных веществ в окружающей природной среде, а также по оценке уровней загрязнения окружающей природной среды на основе данных наблюдений и результатов моделирования процессов загрязнения;
— разработка совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами норм и правил по методам расчета гидрометеорологических характеристик, а также межведомственных норм и правил по таким расчетам;
— составление и издание информационной продукции, формирование и ведение банков данных по профилю своей деятельности.
6.1.1.3 Работы, относящиеся к нормам и нормативам затрат:
— разработка норм и нормативов затрат на производство наблюдений и работ, времени, людских ресурсов (штатов), финансовых затрат, материально-технического обеспечения расходными материалами;
— разработка и уточнение табелей приборов и оборудования, используемых для наблюдений (измерений).
6.1.2 Оперативное методическое руководство НСН
6.1.2.1 Работы по построению и оптимизации НСН:
— руководство исследованиями, направленными на рационализацию НСН, работами, включенными в план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
— сертификация пунктов наблюдений всех видов и аккредитация СНО, выполняющих наблюдения за загрязнением природной среды;
— рассмотрение предложений УГМС по организации новых, закрытию, переносу пунктов наблюдений, изменению статуса, категории, СНО, программ наблюдений и выдача соответствующих заключений и рекомендаций.
6.1.2.2 Работы, относящиеся к МВИ, техническим средствам и технологиям производства наблюдений, обработки, контроля и передачи данных:
— методическое и техническое руководство эксплуатационными испытаниями СИ;
— методическое сопровождение внедрения на НСН новых и модернизируемых технических средств, систем измерений, устройств и оборудования;
— сертификация СИ и оборудования, МВИ, используемых на НСН, в соответствии с действующими положениями;
— руководство внедрением на сети руководящих и нормативных документов по производству наблюдений, обработке, контролю и передаче их результатов, контроль за правильностью их использования.
6.1.2.3 Работы по контролю качества функционирования НСН:
— проведение в УГМС инспекций (проверок на местах) состояния наблюдений и работ НСН; соблюдения МВИ, технологий, нормативных документов; состояния пунктов наблюдений, а также технических средств и устройств; квалификации персонала; обеспечения единства измерений, однородности рядов наблюдений, методического и технического руководство СНО, стандарта качества наблюдений и работ в соответствии с утвержденными положениями (инструкциями);
— разработка критериев, оценка и контроль репрезентативности и типичности положения пунктов, сохранения однородности рядов наблюдений, качества наблюдений и работ, а также осуществление (совместно с УГМС) мер по выявлению и устранению имеющихся недостатков;
— периодический анализ по регионам и территориям обобщенных данных с целью выявления и своевременного устранения причин, вызывающих появление недостоверной информации;
— подготовка и направление в УГМС годовых заключений о состоянии соответствующих наблюдений и работ с необходимыми рекомендациями;
— подготовка разъяснений и рекомендаций по отдельным видам (разделам) наблюдений и работ и направление их в УГМС, другие учреждения и организации;
— переписка с УГМС, центрами, другими организациями по вопросам производства наблюдений и работ, обработки, контроля и передачи данных.
6.1.2.4 Работы по подготовке и повышению квалификации кадров:
— участие в разработке соответствующих учебных планов и программ подготовки и повышения квалификации специалистов учебных заведений и курсов;
— организация и проведение совещаний и семинаров для ознакомления работников СНО с новыми методами, техническими средствами и технологиями наблюдений и работ, обработки и контроля информации;
— проведение в НИУ и УГМС групповых и индивидуальных стажировок и консультаций работников УГМС и НСН;
— участие в проведении курсов повышения квалификации в Институте повышения квалификации (ИПК) Росгидромета,
6.1.2.5 Работы по лицензионной деятельности:
— участие в экспертизе заявок на выдачу лицензий, а также материалов и объектов лицензирования;
— контроль за соблюдением заявителями технических, метрологических и методических требований;
— оказание консультационных услуг и методической помощи заявителям, выполняющим лицензируемые Росгидрометом виды деятельности.
6.1.3 Функции базовых метрологических организаций при методическом руководстве наблюдениями осуществляются головными НИУ в соответствии с действующим Положением о метрологической службе Росгидромета.
6.2 УГМС, его центры, службы и другие организации осуществляют оперативное методическое руководство сетями наблюдений на обслуживаемой ими территории, включающее комплекс работ в соответствии с 6.2.1—6.2.6.
6.2.1 Работы по развитию и рационализации размещения СНО, совершенствованию программ наблюдений и работ:
— участие в проводимых головными НИУ работах по оптимизации сетей пунктов наблюдений, программ наблюдений и работ;
— разработка перспективных и годовых планов развития и рационализации НСН (организация новых, закрытие и перенос действующих пунктов наблюдений, изменение программ наблюдений и работ);
— разработка (совместно с НИУ) планов технического переоснащения СНО, ввода новых, в том числе автоматизированных, средств и систем измерений, сбора, обработки, контроля и передачи данных.
6.2.2 Работы, относящиеся к методам, техническим средствам, технологиям производства наблюдений, обработки и передачи данных:
— внедрение новых методов, технических средств и технологий производства наблюдений, обработки и передачи данных;
— метрологическое обеспечение измерений в СНО, в том числе обеспечение своевременной и качественной поверки СИ;
— внедрение в СНО руководящих документов по производству наблюдений, эксплуатации средств и систем измерений, обработке, передаче, контролю данных н других нормативных документов, контроль за выполнением их требований;
— проведение эксплуатационных испытаний новых методов и технических средств наблюдений (измерений);
— участие в проводимых головными НИУ работах по совершенствованию методов и технологий наблюдений, обработки, контроля и передачи данных.
6.2.3 Работы по контролю производства наблюдений и работ:
— контроль за соблюдением требований к содержанию пунктов наблюдений и их охранных зон;
— контроль полноты и качества оперативной информации (телеграмм, радиограмм, ежедневных бюллетеней и т. п.) по замечаниям автоматизированной службы передачи данных (АСПД), оперативно-прогностических организаций и пр., устранение причин, вызвавших появление недостоверной информации;
— анализ результатов контроля материалов наблюдений по замечаниям центров, осуществляющих автоматизированную обработку, с целью управления качеством данных;
— контроль результатов наблюдений, не прошедших автоматизированную обработку;
— редактирование, а при отсутствии автоматизированной обработки составление и подготовка к печати ежемесячников, ежегодников и других видов обобщения текущей информации;
— осуществление инспекций (проверок на местах) СНО, как плановых (полных), так и внеплановых (по отдельным разделам), в установленном порядке [6—8];
— осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды;
— подготовка и направление в СНО заключений о состоянии наблюдений и работ, качестве наблюдений и информации с необходимыми рекомендациями;
— подготовка разъяснений и рекомендаций по отдельным видам (разделам) наблюдений и направление их в СНО;
— переписка с СНО по вопросам производства наблюдений и работ, эксплуатации СИ, обработки, контроля и передачи данных с разбором допущенных ошибок и рекомендациями по устранению причин их появления;
— организация регулярной технической учебы наблюдателей и помощи СНО, не обеспечивающим стандарт качества информации;
— контроль сохранности технических характеристик приборов, устройстве и т. п. непосредственно в СНО.
6.2.4 Работы по подготовке и повышению квалификации кадров:
— проведение в УГМС, центрах, службах семинаров, стажировок;
— организация в СНО наставничества и индивидуального обучения.
6.2.5 Работы, относящиеся к нормам и нормативам затрат:
— разработка и внедрение в СНО прогрессивных технологий, норм и нормативов по производству наблюдений и работ, в том числе созданных НИУ и УГМС, направленных на повышение их качества и экономию людских, материально-технических и финансовых ресурсов.
6.2.6 Работы по лицензионной деятельности:
— участие в экспертизе заявок на выдачу лицензий, а также в экспертизе материалов и объектов лицензирования;
— контроль за соблюдением лицензионных требований на обслуживаемой территории;
— оказание консультационных услуг и помощи объектам, выполняющим лицензируемые виды деятельности.
6.2.7 УГМС, его организации могут проводить и другие мероприятия, направленные на повышение достоверности и полноты получаемых данных о состоянии и загрязнении окружающей природной среды, сокращение затрат на содержание СНО.
Центры, службы и другие подразделения УГМС выполняют указанные работы в пределах возложенной на них ответственности.
6.3 Центры обработки информации, проводящие автоматизированную обработку, контроль результатов наблюдений прикрепленных СНО, выполняют следующие работы:
— участвуют во внедрении в СНО новых технологий занесения результатов наблюдений на технические носители;
— осуществляют подготовку и направление в УГМС и СНО замечаний по результатам обработки и автоматизированного контроля материалов наблюдений;
— оценивают работу СНО и качество кодирования и занесения на технический носитель результатов наблюдений;
— осуществляют подготовку и направление обзоров и заключений по результатам обработки и автоматизированного контроля материалов наблюдений;
— проводят семинары и стажировки работников УГМС по автоматизированному контролю и обработке данных наблюдений;
— осуществляют переписку с УГМС и СНО по вопросам занесения результатов наблюдений на технические носители, обработки и автоматизированного контроля результатов наблюдений.
6.4 СНО (станции, лаборатории) в случае прикрепления к ним других СНО (станций более низкого разряда, постов и др.) выполняют следующие работы:
— оказывают прикрепленным СНО помощь во внедрении новых методов, технических средств и технологий производства наблюдений, первичной обработки и передачи данных, осуществляют контроль за эксплуатацией СИ, устройств и оборудования;
— внедряют нормативные, руководящие документы и изменения к ним;
— направляют разъяснения и рекомендации по нормативным, руководящим и другим документам;
— обеспечивают (или контролируют) своевременную отправку в поверку СИ;
— проводят инспекции (проверки) СНО в соответствии с установленным порядком;
— направляют замечания по контролю результатов наблюдений и оперативных сообщений (телеграмм, радиограмм) с рекомендациями по устранению недостатков;
— проводят стажировки и обучение персонала на месте методикам и технологиям производства наблюдений, отбора проб, обработки и передачи данных;
— оценивают выполнение планов и программ, качество наблюдений и работ прикрепленных СНО по установленным критериям и инструкциям в пределах ответственности СНО;
— осуществляют переписку по вопросам производства наблюдений, обработки, контроля и передачи данных.
7 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА
7.1 Общая схема организации методического руководства состоит из трех уровней:
— головные НИУ УГМС [гидрометеорологические центры (ГМЦ), центры по мониторингу загрязнения окружающей среды (ЦМС), службы СИ (ОСИ)];
— УГМС (ГМЦ, ЦМС, ССИ и другие службы) центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС) СНО (станции, лаборатории, партии, экспедиционные отряды, посты);
— СНО (станция, лаборатория) прикрепленные СНО (станции, посты).
В эту общую схему включаются также центры обработки, взаимодействующие с ГМЦ, ЦМС, ЦГМС и/или непосредственно с СНО. В УГМС, где нет ЦГМС, ГМЦ и другие службы взаимодействуют непосредственно с СНО.
Координацию методического руководства в целом по Службе осуществляет центральный аппарат Росгидромета.
7.2 Обязанности по методическому руководству наблюдениями обязательно предусматриваются в Уставе головного НИУ, в Положении о ГМЦ, ЦМС, ССИ, ЦГМС (других службах УГМС), в соответствующем документе центра автоматизированной обработки данных.
7.3 Методическое руководство в пределах установленных ответственности и обязанностей осуществляют:
— в головном НИУ - методический отдел (или соответствующие ему отдел, лаборатория), отдел метрологии, другие отделы, курирующие наблюдения и работы, по которым НИУ является головным в Службе;
— в ГМЦ, ЦМС, ССИ, других службах УГМС — отделы (группы), ответственные за соответствующие виды (дети) наблюдений и работ либо за СИ в целом; они осуществляют методическое руководство СНО непосредственно и/или координируют руководство, проводимое ЦГМС;
— в ЦГМС — отделы (группы), ответственные за соответствующие виды наблюдений и СИ в целом;
— в центрах обработки — группы, на которые возложены соответствующие обязанности.
В центральном аппарате Росгидромета координация методического руководства наблюдениями и работами HCН со стороны НИУ и УГМС осуществляется управлениями, на которые согласно утвержденным Положениям возложены обязанности и ответственность за обеспечение мероприятий по построению, развитию, рационализации, техническому оснащению НСН, за организацию и контроль функционирования НСН.
7.4 Работы по методическому руководству включаются в планы (перспективные и годовые) соответствующих учреждений, организаций, предприятий и Росгидромета в целом. Затраты на выполнение финансируются из средств бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного) и внебюджетных средств (по договорам и т. п.).
НИУ осуществляют научно-методическое обеспечение наблюдений и оперативное методическое руководство НСН в соответствии с годовым планом НИОКР Службы и ведомственными заказами, утвержденными Росгидрометом, а также по собственным планам. Кроме того, НИУ могут заключать соответствующие договоры на выполнение методических работ с УГМС и другими учреждениями, организациями, предприятиями с отнесением затрат на их счет.
НИУ отчитываются перед Росгидрометом за выполнение плановых работ в установленном порядке.
В УГМС объем финансирования затрат на методическое руководство также определяется через ведомственный заказ.
7.5 Наиболее важные вопросы функционирования НСН, a именно: развитие и рационализация НСН, оснащение ее техническими средствами, выполнение требований нормативных и руководящих документов, состояние наблюдений и работ, эффективность собственно методического руководства, рассматриваются и решаются на Техническом совете УГМС.
Вопросы, связанные с осуществлением методического руководства наблюдениями и требующие решения на уровне НИУ, выносятся на Методическую комиссию соответствующего НИУ для принятия рекомендаций по рассматриваемому вопросу.
Подготовленные и оформленные в соответствии с действующими в Росгидромете требованиями документы, касающиеся деятельности НСН (нормативные и руководящие документы по производству наблюдений и работ; проекты планов размещения, развития, рационализации сетей наблюдений и НСН в целом; требования и задания на разработку СИ, снятие с эксплуатации и внедрение СИ, планы НИОКР и т. п.), выносятся (после одобрения Методической комиссией головного НИУ) на рассмотрение Центральной комиссии Росгидромета по приборам и методам получения и обработки информации о состоянии природной среды (ЦКПМ) для принятия решения (перед их утверждением, при необходимости, руководством Росгидромета) [9].
7.6 По вопросам методического руководства наблюдениями учреждения, организации, предприятия Росгидромета (включая центральный аппарат) взаимодействуют между собой в пределах свой компетенции в соответствии с установленным общим порядком, утвержденным Положением (Уставом).
Порядок взаимодействия по вопросам развития и рационализации НСН определен в [4].
8 ПРАВА НИУ И УГМС ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА
8.1 Права НИУ, головных по видам наблюдений и работ:
— проводить инспекции (проверки на местах) УГМС (центров, служб, подразделений) и СНО;
— выдавать научные заключения по организации новых, закрытию и рационализации размещения действующих СНО, изменении их статуса, категории, а также программ наблюдений и работ;
— направлять УГМС методические указания (рекомендации) и разъяснения по отдельным разделам наблюдений и работ НСН, а также указания по устранению обнаруженных недостатков;
— привлекать (выборочно) УГМС и их организации к эксплуатационной проверке вновь разрабатываемых и/или усовершенствованных руководящих и других нормативных документов, регламентирующих работу НСН;
— запрашивать и получать от УГМС разовую информацию о НСН (количественный и качественный состав сетей, программы наблюдений, техническое оснащение и т. п.), а также материалы наблюдений (книжки, таблицы и т. п.) небольшого числа СНО за отдельные периоды (с возвратом);
— вносить предложения в центральный аппарат Росгидромета о поощрении ведущих специалистов УГМС, в которых отлично работают СНО, либо о наложении взыскания на руководящих работников УГМС, где они работают плохо.
8.2 Права УГМС:
— обращаться в головные НИУ и получать необходимые разъяснения по вопросам построения НСН, производства наблюдений и работ, сбора, передачи, контроля и обобщения результатов наблюдений;
— вносить в головные НИУ (а при необходимости и в центральный аппарат Росгидромета) предложения по совершенствованию НСН, выполнению наблюдений и работ.
8.2.1 Права ЦГМС и их подразделений, а также СНО по отношению к подчиненным СНО отражаются в соответствующих положениях.
Права указанных подразделений УГМС в вопросах развития и рационализации НСН определены в [4].
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Перечень НИУ, головных по видам (сетям) наблюдений
и мониторинга окружающей среды
Головными НИУ по видам (сетям) наблюдений и мониторинга окружающей среды в Росгидромете являются:
— Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова (ГГО) — метеорологические (в том числе на судах), актинометрические, теплобалансовые, авиаметеорологические наблюдения, а также наблюдения за химическим составом осадков, загрязнением атмосферного воздуха и фоновым состоянием атмосферы по ряду ингредиентов;
— Научно-исследовательский центр дистанционного зондирования атмосферы (НИЦ ДЗА, филиал ГГО) — метеорологические радиолокационные наблюдения, в том числе комплекс МЕТЕО-ЯЧЕЙКА, озонометрические и наблюдения за атмосферным электричеством;
— Государственный гидрологический институт (ГГИ) — гидрологические наблюдения на реках и каналах; гидрометеорологические наблюдения на озерах, водохранилищах, болотах; водно-балансовые наблюдения; наблюдения за испарением с поверхности воды, почвы и снега; методические основы ведения Государственного водного кадастра России (ГВК РФ);
— Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной метеорологии (ВНИИСХМ) — агрометеорологические наблюдения; агрогидрологические работы;
— Государственный океанографический институт (ГОИН) — морские береговые и устьевые гидрометеорологические, гидрологические и гидрохимические, включая ледовые (кроме Арктики и Антарктики), гидрологические судовые наблюдения, в также наблюдается за состоянием загрязнения морских вод;
— Центральная аэрологическая обсерватория (ЦАО) — аэрологические (радиозондовые), метеорологические ракетные, автоматизированные метеорологические радиолокационные наблюдения (АКСОПРИ);
— Высокогорный геофизический институт (ВГИ) — снеголавинные и селестоковые наблюдения;
— Гидрохимический институт (ГХИ) — наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши;
— Научно-производственное объединение "Тайфун" (НПО "Тайфун") — наблюдения за загрязнением почв, состоянием радиоактивного загрязнения окружающей природной среды, метеорологические наблюдения на высотных башнях и мачтах;
— Институт прикладной геофизики им. академика Е. К. Федорова (ИПГ) — ионосферные и магнитные (исключая зону Арктики), геофизические ракетные, гелиогеофизические наблюдения;
— Институт глобального климата и экологии (ИГКЭ) - наблюдения за загрязнением снежного покрова и трансграничным переносом загрязняющих воздух веществ, гидробиологические наблюдения, комплексный фоновый мониторинг;
— Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — все виды наблюдений в Арктике (кроме загрязнения окружающей природной среды) и Антарктике, в том числе ледовые в морских устьях рек, на реках и озерах Арктической зоны, функции УГМС в Антарктике;
— Региональный центр "Мониторинг Арктики" — все виды наблюдений за загрязнением природной среды в Арктике.
Кроме того, функции головных НИУ выполняют:
— Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации — Мировой центр данных (ВНИИГМИ—МЦД) — методы, технологии и коды занесения данных наблюдений на технические носители, сбор, контроль и обработка режимной гидрометеорологической информации, методическое руководство ведением фонда данных о состоянии окружающей природной среды;
— Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации (Гидрометцентр России) — информационная работа всех видов, попутные судовые гидрометеорологические наблюдения (совместно с ГГО, ГОИН и ААНИИ).
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(справочное)
Библиография
1 | Положение о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. — Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 1994 г. № 1035. |
2 | Руководство по глобальной системе наблюдений ВМО. № 488. — 1990. |
3 РД 52.04.107—86. | Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Вып. 1. Наземная подсистема получения данных о состоянии природной среды. Основные положения и нормативные документы. - Л.: Гидрометеоиздат, 1987. |
4 РД 52.04.576—96. | Положение о наземной сети наблюдений Росгидромета. — СПб.: Гидрометеоиздат, 1997. |
5 | Закон РФ об обеспечении единства измерений. Принят 27.04.93. |
6 | Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Вып. 10. Инспекция гидрометеорологических станций и постов. — Л.: Гидрометеоиздат, 1959, 1960, 1976, 1981. Ч. I. Инспекция метеорологических наблюдений на станциях. — 1976. Ч. II. Инспекция гидрологических наблюдений и работ. — 1981. Ч. III. Инспекция гидрометеорологических наблюдений на морских береговых станциях. — 1959. |
Ч. IV. Инспекция гидрометеорологических постов. — 1960. Ч. V. Инспекция судовых гидрометеорологических станций, — 1959. Ч. VI. Инспекция агрометеорологических наблюдений и работ. — 1976. | |
7 | Руководство по проведению методических инспекций аэрологических станций УГМС. — М.: Гидрометеоиздат, 1981. |
8 | Инструкция по проведению инспекций метеорологических радиолокационных станций МРЛ-1 и МРЛ-2. — Л.: ГГО, 1979. |
9 | Положение о Центральной комиссии Росгидромета по приборам и методам получения и обработки информации о состоянии природной среды. — Утверждено приказом Росгидромета от 10.01.94 г. № 3. |
Ключевые слова: Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственная служба наблюдений России, методическое руководство, задачи, функции, организация.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения
2 Определения
3 Обозначения и сокращения
4 Общие положения
5 Задачи методического руководства наблюдениями
6 Функции учреждений, организаций и предприятий Росгидромета по методическому руководству наблюдениями
7 Организация методического руководства
8 Права НИУ и УГМС при осуществлении методического руководства
Приложение А Перечень НИУ, головных по видам (сетям) наблюдений и мониторинга окружающей среды
Приложение Б Библиография