РД 52.18.597-98
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
АККРЕДИТАЦИЯ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ) МОНИТОРИНГА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К "ПОЛОЖЕНИЮ ОБ АККРЕДИТОВАННОЙ ЛАБОРАТОРИИ (ЦЕНТРЕ)"
РД 52.18.597-98
Дата введения 2001-06-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН Научно-производственным объединением "Тайфун" (НПО "Тайфун"), Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова (ГГО), Гидрохимическим институтом (ГХИ), Государственным океанографическим институтом (ГОИН), Институтом глобального климата и экологии (ИГКЭ)
2 РАЗРАБОТЧИКИ А.Ф. Ковалев (НПО "Тайфун"), Г.М. Фоменко (НПО "Тайфун"), А.М. Шкляева (НПО "Тайфун"), Л.Н. Жарова (НПО "Тайфун"), А.И. Полищук (ГГО), Н.Ш. Вольберг (ГГО), А.А. Назарова (ГХИ), И.С. Матвеева (ГОИН), М.И. Афанасьев (ИГКЭ).
3 УТВЕРЖДЕН начальником УЭМЗ Росгидромета 17.07.98 г.
4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН ЦКБ ГМП за № РД 52.18.597-98 от 11.06.99 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие методические указания устанавливают общие требования к построению, изложению, содержанию и оформлению "Положения об аккредитованной лаборатории (центре)" (далее - "Положение").
Настоящие методические указания предназначаются для аккредитованных лабораторий и центров (если они состоят из нескольких лабораторий) мониторинга загрязнения окружающей природной среды и научно-исследовательских учреждений (НИУ) Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет).
Настоящие методические указания разработаны на основании требований, изложенных в руководящем документе "Система аккредитации аналитических лабораторий (центров)" [1], приложение Б, а также [2, 3, 4].
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих методических указаниях использована ссылка на стандарт ГОСТ Р 1.5-92 ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих методических указаниях применяют следующие термины с соответствующими определениями:
- Система аккредитации лабораторий - система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации лабораторий (далее - Система аккредитации), [5];
- орган по аккредитации лабораторий - орган, который управляет Системой аккредитации лабораторий, проводит аккредитацию и предоставляет право на ее проведение, [5];
- количественный химический анализ (КХА) - экспериментальное определение содержания (массовой или объемной доли, молярной концентрации и т.д.) одного или ряда компонентов вещества в пробе физическими, физико-химическими, химическими или другими методами. КХА проводят согласно методике анализа, узаконенной в установленном порядке, посредством косвенных измерений либо путем прямых измерений с использованием приборов специального назначения. Процедура КХА, как правило, включает операции по преобразованию пробы в форму, обеспечивающую надежное и точное определение компонента данным методом, [6];
- мониторинг состояния и загрязнения окружающей природной среды - осуществление наблюдений, оценки и прогноза состояния и загрязнения окружающей природной среды;
- лаборатория, выполняющая измерения в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды - лаборатория (центр), осуществляющая формирование и обеспечение функционирования наблюдательной сети (стандартных и передвижных постов и пунктов наблюдений) за состоянием и загрязнением окружающей природной среды; разработку и выполнение программ наблюдений на наблюдательной сети, отбор проб объектов окружающей природной среды; КХА проб объектов окружающей природной среды; обработку и систематизацию результатов наблюдений загрязнения окружающей природной среды, распространение информации в установленном порядке; формирование фонда данных по территории и передача их в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды;
- аккредитованная лаборатория мониторинга (далее - лаборатория) - лаборатория (центр), выполняющая измерения в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды и прошедшая аккредитацию.
4 ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ "ПОЛОЖЕНИЯ"
4.1 Структурные элементы
4.1.1 "Положение" должно содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- область применения;
- общие положения;
- задачи и функции лаборатории;
- права лаборатории;
- обязанности лаборатории;
- взаимодействие лаборатории со сторонними организациями и предприятиями;
- статус и структура лаборатории;
- финансирование работ лаборатории;
- реорганизация и ликвидация лаборатории;
- приложения.
Структурные элементы, за исключением элементов "Титульный лист", "Содержание", "Область применения" могут быть объединены и дополнены новыми, в зависимости от специфики работ лаборатории.
4.2 Титульный лист
4.2.1 Положение должно быть утверждено руководителем УГМС (НИУ) и согласовано с руководителем органа по аккредитации.
4.2.2 На титульном листе должна быть подпись заведующего лабораторией или начальника центра (если в него входит несколько лабораторий).
Пример оформления титульного листа "Положения" приведен в приложении А.
4.3 Содержание
4.3.1 Содержание оформляют согласно ГОСТ Р 1.5, 3.4. Оно включает порядковые номера и наименования разделов (при необходимости - подразделов), приложений с указанием номера страницы, на которой они помещены.
Содержание размещают, как правило, на новой странице.
4.4 Область применения
4.4.1 Структурный элемент "Область применения" приводят для определения области назначения (распространения) "Положения", размещают на первой странице и нумеруют единицей (1).
Структурный элемент "Область применения" излагают согласно ГОСТ Р 1.5, 3.7.
4.5 Общие положения
4.5.1 В разделе следует отразить следующие вопросы:
- является ли лаборатория самостоятельным или структурным подразделением УГМС (НИУ);
- местонахождение лаборатории;
- кем назначаются и освобождаются от должности руководители лаборатории;
- в соответствии с какими документами лаборатория организует свою работу (планы, договоры и т.д.);
- какими документами должна руководствоваться лаборатория в своей деятельности, например: "Положением о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"; приказами и указаниями Росгидромета; инструкциями, указаниями и руководящими документами головных НИУ; Уставом УГМС; настоящим "Положением"; организационными и методическими документами Госстандарта России и органа по аккредитации; действующим законодательством Российской Федерации (РФ); постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и др.;
- кто осуществляет инспекционный контроль за деятельностью лаборатории.
4.6 Задачи и функции лаборатории
4.6.1 Задачи лаборатории
4.6.1.1 В разделе должен быть указан конкретный перечень основных задач, выполняемых лабораторией, например:
- проведение работ по мониторингу;
- обеспечение аналитической информацией заинтересованных ведомств и организаций.
4.6.2 Функции лаборатории
4.6.2.1 В разделе следует перечислить функции лаборатории, относящиеся к проведению мониторинга в пределах возложенной на нее ответственности, например:
- выполнение работ по развитию и рационализации размещения сетевой наблюдательной организации (СНО), совершенствованию программ наблюдений [7, 8];
- выполнение работ, относящихся к методам, техническим средствам, технологиям производства наблюдений, обработки и передачи данных [7, 8];
- выполнение работ по контролю производства наблюдений [7];
- выполнение работ по подготовке и повышению квалификации кадров [7];
- выполнение работ, относящихся к нормам и нормативам затрат [7];
- выполнение работ по лицензионной деятельности [7];
- выполнение работ в случае прикрепления других СНО, например, станций более низкого разряда, постов и др. [7];
- проведение наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод суши и морской среды, атмосферных осадков, снежного покрова, включая радиоактивное загрязнение [9];
- проведение внутреннего и внешнего контроля качества анализов проб на определяемые загрязняющие вещества при научно-методическом руководстве головных НИУ Росгидромета (по видам измерений);
- изучение и распространение передового опыта подразделений, осуществляющих работы по мониторингу, внедрение его в практику работы лаборатории и сетевых подразделений;
- участие в разработке и проведении мероприятий по охране и безопасности труда, пожарной и экологической безопасности в соответствии с действующими нормативными документами;
- выявление, совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, фактов высокого и экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) природной среды, проведение расследования причин их возникновения, прогнозирование распространения зон ЭВЗ окружающей природной среды;
- обеспечение немедленной передачи заинтересованным организациям прогнозов перемещения зон ЭВЗ окружающей природной среды;
- обработка, систематизация и издание в установленном порядке материалов общего пользования по загрязнению окружающей природной среды и представление информации потребителю в соответствии с регламентом, утвержденным Росгидрометом;
- организация системы наблюдений за радиационной обстановкой на территории деятельности и радиационно опасных объектах, за загрязнением окружающей природной среды, по программам Государственной службы наблюдений за состоянием окружающей природной среды (ГСН);
- обеспечение заинтересованных организаций оперативной, режимной и прогностической информацией о состоянии окружающей природной среды;
- изучение спроса на информацию о загрязнении окружающей природной среды на предприятиях и в организациях и ее использование в народном хозяйстве;
- участие в ведении государственного учета вод по количественным и качественным показателям, в ведении государственного водного кадастра на обслуживаемой территории;
- осуществление организационного, методического и технического руководства за сетевыми лабораториями мониторинга, станциями фонового мониторинга, гидрометеорологическими станциями и постами, выполняющими работы в области мониторинга;
- разработка проектов планов по объемам и номенклатуре наблюдений и изменению перечня контролируемых показателей и их согласование с головными НИУ, а также материально-технического обеспечения лабораторий и сетевых организаций, осуществляющих работы по мониторингу;
- обобщение материалов наблюдений, подготовка их к печати в виде ежемесячников, ежегодников, справочников;
- разработка и внедрение в оперативную практику специализированных форм обслуживания информацией о загрязнении окружающей природной среды на договорной основе по заказам потребителей с учетом специфики или особых региональных потребностей органов власти и управления.
В данный раздел могут быть внесены и другие функции, в зависимости от решаемых задач.
4.7 Права лаборатории
4.7.1 В разделе следует указать, какие права имеет лаборатория в рамках, определенных аттестатом аккредитации, например:
- ссылаться на факт аккредитации лаборатории в Системе аккредитации в выдаваемых документах и рекламных материалах;
- участвовать в разработке и корректировке нормативных документов Системы аккредитации;
- выполнять работы по мониторингу и проводить КХА проб объектов и выдавать соответствующие документы (протоколы КХА, экспертные заключения и др.);
- участвовать в установлении расценок на проведение работ по мониторингу, включая надбавки за проведение КХА в лаборатории;
- заключать с другими лабораториями субподрядные договоры на проведение работ по мониторингу и КХА проб объектов [1];
- заключать с предприятиями разных форм собственности, в том числе зарубежными и совместными, частными лицами договоры на проведение работ по мониторингу и КХА в области, определенной аттестатом аккредитации;
- привлекаться к проведению арбитражных анализов и проведению КХА, по результатам которых могут применяться санкции;
- привлекаться к проведению работ по мониторингу и КХА, по результатам которых могут применяться санкции при контроле продукции;
- привлекаться к проведению инспекционного и межлабораторного контроля за деятельностью других лабораторий Системы аккредитации;
- участвовать в мероприятиях по аттестации стандартных образцов, аттестованных смесей, методик КХА для целей мониторинга;
- запрашивать и получать в установленном порядке информацию о правилах функционирования Системы аккредитации от органа по аккредитации и Госстандарта РФ;
- запрашивать и получать в установленном порядке от предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм информацию и другие материалы по гидрометеорологии и мониторингу ;
- взаимодействовать в установленном порядке с подразделениями УГМС и другими ведомствами при разработке и решении поставленных задач;
- получать от заказчика необходимую исходную информацию и документацию по форме и в сроки, установленные руководством УГМС либо взаимными обязательствами;
- принимать участие в подготовке предложений по совершенствованию, рационализации, развитию и автоматизации наблюдений за гидрометеорологическими параметрами и загрязнением окружающей природной среды (атмосфера, вода, почва);
- проводить методические инспекции сетевых организаций УГМС по роду своей деятельности (для центров мониторинга).
4.8 Обязанности лаборатории
4.8.1 В разделе следует указать обязанности лаборатории, например:
- обобщать материалы наблюдений в виде ежемесячных и полугодовых справок, ежегодников, годовых обзоров, кадастров и представлять их в соответствующие организации;
- обеспечивать органы власти, народнохозяйственные, контролирующие и другие заинтересованные организации оперативной, режимной и прогностической информацией и информацией о высоких уровнях загрязнения (ВЗ) и экстремально высоких уровнях загрязнения (ЭВЗ) в соответствии с регламентом Росгидромета;
- участвовать в оперативном расследовании причин ЭВЗ (в том числе аварийных и чрезвычайных ситуаций (ЧС)) окружающей природной среды на территории своей деятельности в соответствии с [10];
- оперативно выполнять анализы в случаях возникновения ЧС, аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- обеспечивать своевременное и качественное выполнение заданий, предусмотренных ведомственным заказом на оперативно-производственные работы;
- своевременно и в требуемом объеме предоставлять в Росгидромет, специально уполномоченным государственным органам по охране окружающей природной среды и другим потребителям, определенным Росгидрометом, информацию по гидрометеорологии и мониторингу в соответствии с государственным, ведомственными и региональными заказами;
- постоянно поддерживать свое соответствие критериям аккредитации;
- сообщать органу по аккредитации и головным НИУ о любых изменениях в статусе, структуре, технической оснащенности, которые могут повлиять на точность, объективность и достоверность результатов измерений или на область аккредитации;
- при ссылках на факт своей аккредитации указывать область и срок аккредитации;
- обеспечивать сохранность и конфиденциальность сведений о результатах мониторинга и КХА проб, составляющих служебную или коммерческую тайну;
- обеспечивать объективность и достоверность результатов мониторинга и КХА проб;
- предоставлять необходимые сведения органу по аккредитации и организациям Росгидромета в установленном порядке;
- не использовать права лаборатории по истечении срока действия аттестата аккредитации;
- выдавать, в соответствии с областью аккредитации, протоколы результатов мониторинга и КХА проб в установленные сроки;
- предоставлять органу по аккредитации и головным НИУ возможность осуществления инспекционного контроля за деятельностью лаборатории и своевременно оплачивать расходы, связанные с его проведением [7, 11, 12];
- предоставлять заказчику возможность знакомиться с условиями проведения КХА по его заказу;
- вести учет всех предъявляемых претензий по результатам мониторинга и КХА проб и инспекционного контроля;
- своевременно проводить актуализацию "Руководства по качеству" лаборатории в соответствии с [13];
- обеспечивать условия хранения и сохранность проб, поступающих для проведения КХА;
- поддерживать в установленном порядке состояние оборудования и средств измерений, обеспечивая их своевременную поверку и аттестацию, техническое обслуживание;
- постоянно совершенствовать профессиональную квалификацию персонала;
- нести ответственность за:
1) соблюдение действующего законодательства и данного положения;
2) обеспечение объективности, полноты и правильности проведения исследований, необходимой степени достоверности и точности результатов измерений и выдаваемой информации;
3) соблюдение требований безопасности труда, пожарной и экологической безопасности и производственной санитарии, действующих в подразделениях УГМС (НИУ).
4.9 Взаимодействие лаборатории со сторонними организациями и предприятиями
4.9.1 В разделе следует указать организации с которыми лаборатория взаимодействует, например, с:
- головными НИУ;
- органами государственного контроля и надзора в установленном порядке (Госстандарт, Госкомэкология, Госатомнадзор) и др.;
- органом по аккредитации в части выполнения условий настоящих методических указаний и соблюдения требований Системы аккредитации.
4.10 Статус и структура лаборатории
4.10.1 В разделе необходимо отразить следующие вопросы:
- является ли лаборатория юридическим лицом или структурным подразделением УГМС (НИУ);
- кем назначаются и освобождаются от должности сотрудники лаборатории и ее руководитель;
- кто несет персональную ответственность за объективность и достоверность информации по результатам исследований объектов и проб заказчика;
- кому предоставляется право подписи протоколов по мониторингу и КХА проб заказчика;
- кто гарантирует независимость заработной платы и других видов вознаграждения сотрудников лаборатории в зависимости от результатов испытаний объектов и проб заказчика;
- перечень лабораторий, входящих в состав центра (при условии аккредитации центров);
- кем утверждаются структура и штаты лаборатории;
- закреплены ли должностными инструкциями функции, права и обязанности каждого сотрудника лаборатории;
- кто осуществляет непосредственное руководство лабораторией;
- кому вменяется в обязанность создание условий, исключающих:
1) любые формы воздействия на сотрудников лаборатории, которые могли бы повлиять на результаты КХА и объективность заключений и выводов, сделанных на их основе;
2) участие в деятельности, которая может вызвать сомнения в независимости заключений лаборатории по результатам измерений.
4.10.2 В приложении к положению должна быть приведена структурная схема лаборатории (центра). Требования к оформлению приложения изложены в ГОСТ Р 1.5, 3.12.
4.11 Финансирование работ лаборатории
4.11.1 В разделе должны быть отражены источники финансирования, например:
- из бюджета Росгидромета в рамках ведомственного заказа;
- по договорам с различными организациями.
4.12 Реорганизация и ликвидация лаборатории
4.12.1 В разделе следует указать, как осуществляется реорганизация и ликвидация лаборатории, например:
- реорганизация и ликвидация лаборатории осуществляется руководством УГМС по согласованию с Росгидрометом и головными НИУ в соответствии с действующим положением.
5 ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ "ПОЛОЖЕНИЯ"
5.1 Изложение и оформление "Положения" должны ответствовать требованиям ГОСТ Р 1.5.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
"ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АККРЕДИТОВАННОЙ ЛАБОРАТОРИИ (ЦЕНТРЕ)"
Приморское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Приморское УГМС)
СОГЛАСОВАНО Руководитель органа по аккредитации аналитических лабораторий ИЭМ НПО "Тайфун" | УТВЕРЖДАЮ Начальник Приморского УГМС | ||||||||||||||
А.Ф. Ковалев | В.Г. Федорей | ||||||||||||||
200 | г. | 200 | г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АККРЕДИТОВАННОМ ПРИМОРСКОМ ЦЕНТРЕ
ПО МОНИТОРИНГУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ (ПРИМОРСКИЙ ЦМС)
Начальник Приморского ЦМС | |||||||||||||||
Г.И. Семыкина | |||||||||||||||
200 | г. |
Владивосток 200__
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
БИБЛИОГРАФИЯ
1 Руководящий документ. Система аккредитации аналитических лабораторий (центров). - Екатеринбург: УНИИМ, 1993.
2 Положение о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1035.
3 Государственная система обеспечения единства измерений. Критерии и порядок аккредитации лабораторий радиационного контроля. - М., 1993.
4 РД 52.18.351-94 Руководящий документ. Аккредитация лабораторий, выполняющих измерения в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды.
5 Руководство ИСО/МЭК-2. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности.
6 РД 50-674-88. Методические указания. Метрологическое обеспечение количественного химического анализа. Основные положения.
7 РД 52.04.576-97. Руководящий документ. Положение о методическом руководстве наблюдениями за состоянием и загрязнением окружающей природной среды. Общие положения.
8 РД 52.04.107-86. Руководящий документ. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. - Вып.1. Наземная подсистема получения данных о состоянии природной среды. Основные положения и нормативные документы. - Л.: Гидрометеоиздат, 1987.
9 РД 52.04.567-96. Руководящий документ. Положение о наземной сети наблюдений Росгидромета.
10 Методические рекомендации по анализу причин возникновения экстремально высоких уровней загрязнения природной среды / Под ред. канд. физ.-мат. наук М.Ю.Орлова. - М.: Гидрометеоиздат, 1988.
11 Система аккредитации аналитических лабораторий (центров). Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных аналитических лабораторий (центров). - Екатеринбург: УНИИМ, 1995.
12 РД 52.18.599-98. Руководящий документ. Инструкция. Аккредитация лабораторий (центров) мониторинга загрязнения окружающей природной среды. Порядок проведения инспекционного контроля аккредитованной лаборатории (центра).
13 РД 52.18.598-98. Руководящий документ. Методические указания. Аккредитация лабораторий (центров) мониторинга загрязнения окружающей природной среды. Общие требования к "Руководству по качеству аккредитованной лаборатории (центра)".