РД СМА-003-04

Согласовано

с Госгортехнадзором России

от 06.04.04 г.

Утверждено

НТЦ «Строймашавтоматизация»

05.04.04 г.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ И НАЛАДЧИКОВ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

РД СМА-003-04

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Типовое положение устанавливает общие требования к Учебной организации, осуществляющей подготовку специалистов (специалистов по эксплуатационному сопровождению грузоподъемных машин, специалистов по обработке информации регистраторов параметров грузоподъемных кранов) и наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин (грузоподъемных кранов, подъемников и вышек, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков). Типовое положение об учебной организации, осуществляющей подготовку специалистов и наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин (далее - Типовое положение) разработано в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)*, Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-611-03)*, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (ПБ 10-257-98)*, Правилами устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97), с изменением № 1*, Типовой инструкцией для наладчиков приборов безопасности грузоподъемных кранов (РД 10-208-98), с Изменением № 1 [РДИ 10-474(208)-02], Типовой инструкцией для специалистов по обработке информации регистраторов параметров грузоподъемных кранов (РД СМА-002-03).

__________

* Далее - Правила.

1.2. Учебная организация, осуществляющая подготовку специалистов и наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин (далее - Учебная организация), в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями 1996-2003 гг.), письмом Минобразования РФ и Минтруда РФ «О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций» от 21.07.98 № 06-51-48ин/23-10, 4226 НП, постановлением Правительства Российской Федерации «Положение о лицензировании образовательной деятельности» от 03.10.02 № 731 и 18.10.00 № 796, Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России (РД 03-444-02), а также другими нормативными документами федеральных органов надзора (Госгортехнадзора России, Ростехнадзора).

1.3. В соответствии с указанными выше нормативными документами подготовка (обучение) специалистов и наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин является дополнительным образованием для лиц, получивших начальное, среднее или высшее образование, и производится в Учебной организации, имеющей образовательную лицензию.

1.4. Настоящее Типовое положение предназначено для применения учебными организациями, осуществляющими первичную подготовку и повторную проверку знаний специалистов и наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин, а также проводимое в форме дополнительного образования обучение и повышение квалификации работников других профессий (электромонтеров, наладчиков строительных машин, наладчиков КИП и автоматики, электрослесарей, монтажников и др.).

1.5. Учебная организация выполняет подготовку тех категорий специалистов и наладчиков приборов безопасности, а также работников других профессий, которые оговорены в выданных им разрешительных документах (образовательной лицензии) в рамках существующего законодательства в области образовательной деятельности.

1.6. Учебная организация может входить в состав образовательного учреждения и функционировать на основании выданной образовательному учреждению лицензии и приложенного к ней либо к другой образовательной лицензии перечня профессиональных образовательных программ, по которым оно имеет право вести подготовку по указанным выше профессиям.

1.7. Настоящее Типовое положение устанавливает требования к: организации обучения, персоналу, процессу обучения и оформлению его результатов, системе обеспечения качества, организации аккредитации, регистрации, учету и хранению документов, мерам безопасности в процессе обучения.

1.8. Положение об Учебной организации, осуществляющей подготовку специалистов и наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин, разрабатывается на основании настоящего Типового положения и может содержать дополнительные требования, вытекающие из местных условий обучения, базовой подготовки специалистов и наладчиков, проходящих обучение, возможностей проведения теоретических и практических занятий.

2. ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ УЧЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Учебная организация должна решать следующие задачи:

проводить первичную подготовку и аттестацию, а также повторную проверку знаний специалистов и наладчиков приборов безопасности согласно учебным программам, разрабатываемым Учебными организациями на основе типовых учебных программ, согласованных с федеральными органами надзора. При этом в учебных программах и экзаменационных билетах должны находить отражение новые нормативные документы, новые приборы безопасности и контрольно-диагностическое оборудование, а также прогрессивные методы их применения;

выполнять при необходимости подготовку и повышение квалификации в форме дополнительного образования работников других профессий (электромонтеров, слесарей, крановщиков, машинистов и операторов) по учебным программам, согласованным с федеральными органами надзора;

обеспечивать проведение обучения квалифицированными преподавателями и специалистами, а учебный процесс - учебно-методическими материалами, учебными пособиями, приборами безопасности, руководствами по проведению практических занятий, контрольно-диагностическим и другим оборудованием, предусмотренным учебными программами;

осуществлять своевременное и качественное оформление расписаний и журналов проведения занятий, протоколов аттестационной комиссии, удостоверений, регистрацию, учет и хранение документов Учебной организации;

осуществлять контроль качества учебного процесса;

производить учет рекламаций со стороны организаций и лиц, пользующихся услугами Учебной организации, и принимать меры по устранению недостатков в своей работе;

обеспечивать безопасные условия проведения учебного процесса.

2.2. Для решения указанных выше задач Учебная организация должна:

иметь организационную структуру, включающую систему обеспечения качества, создающую условия для успешной подготовки слушателей в соответствии с видами обучения;

иметь назначенных и аттестованных на знание требований Правил и других нормативных документов преподавателей, а также административный, учебно-методический и обслуживающий персонал. Численность и структура Учебной организации должны определяться приказом ее руководителя;

установить порядок подготовки, проведения занятий и аттестации слушателей в соответствии с учебными программами;

обеспечить снабжение преподавателей Учебной организации должностными инструкциями, а учебно-методический и обслуживающий персонал - производственными инструкциями;

предоставить преподавателям необходимые учебно-методические, нормативные и справочно-информационные материалы, учебные пособия;

оснастить помещения для проведения занятий учебными пособиями, техническими средствами отображения информации, приборами безопасности, руководствами по проведению практических занятий, контрольно-диагностическим и другим оборудованием, предусмотренным учебными программами;

иметь возможность привлекать преподавателей и специалистов других организаций для полноценного проведения учебного процесса;

обеспечивать соблюдение мер безопасности и охраны труда при выполнении работ в Учебной организации.

3. СТРУКТУРА И СОСТАВ УЧЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Учебная организация должна располагать организационными документами, необходимыми для проведения обучения, преподавателями, административным, учебно-методическим и обслуживающим персоналом.

3.2. В Уставе Учебной организации указываются ее наименование, место нахождения (юридический и фактический адреса), учредитель, организационно-правовая форма, цели образовательного процесса и основные характеристики его организации, порядок управления, права и обязанности участников образовательного процесса, перечень основных видов организационных документов, регламентирующих его деятельность.

3.3. Лицензию об образовательной деятельности Учебной организации (образовательному учреждению) выдает орган местного самоуправления, наделенный в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями (лицензирующий орган), после представления ему наряду с другими документами утвержденного в установленном порядке Положения об Учебном центре, а также Акта о готовности Учебной организации к подготовке специалистов и наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин. В приложении к лицензии указывается перечень профессиональных образовательных программ, по которым Учебная организация (образовательное учреждение) имеет право вести образовательную деятельность. В вышеупомянутом Акте указываются конкретные категории специалистов и наладчиков приборов безопасности, подготовку и аттестацию которых может проводить Учебная организация.

Акт о готовности Учебной организации к подготовке специалистов и наладчиков приборов безопасности в области грузоподъемных машин, а также работников других профессий выдается компетентной комиссией, состав которой согласовывается с территориальным органом Ростехнадзора. При подготовке отзыва эта комиссия руководствуется настоящим Типовым положением. Один экземпляр Акта для сведения направляется в территориальный орган Ростехнадзора.

3.4. Учебная организация в своей деятельности руководствуется приказами и распоряжениями ее руководителя, должностными и производственными инструкциями, руководствами (инструкциями) по эксплуатации используемых технических средств, инструкциями по охране труда, правилами внутреннего трудового распорядка. Если Учебная организация входит в состав образовательного учреждения, то она функционирует в соответствии с приказами и распоряжениями руководителей этого учреждения, а также другими организационными документами (инструкциями, правилами) образовательного учреждения, касающимися деятельности Учебной организации.

3.5. Состав и структура Учебной организации определяются приказом (распоряжением) ее руководства. Полномочия руководства Учебной организации определяются ее Уставом и другими учредительными документами. Если Учебная организация входит в состав образовательного учреждения, то ее состав и структура определяются приказом по этому учреждению.

3.6. В приказе о формировании Учебной организации и назначении лиц, ответственных за организацию и проведение учебного процесса (заведующего учебной частью, заведующего учебной лабораторией), преподавателей, а также административного и обслуживающего персонала (методистов, лаборантов и др.) должны указываться их должности, фамилии, имена, отчества, номера и даты выдачи дипломов, удостоверений, а также других документов, подтверждающих квалификацию.

3.7. На должность руководителя Учебной организации, а также лиц, ответственных за организацию и проведение учебного процесса (заведующего учебной частью, заведующего учебной лабораторией) назначаются аттестованные специалисты по эксплуатационному сопровождению приборов безопасности, прошедшие обучение по учебной программе для преподавателей Учебных организаций.

Руководитель Учебной организации несет всю полноту ответственности за проведение подготовки и аттестации слушателей.

3.8. Преподаватели, проводящие в Учебной организации занятия по приборам и системам безопасности грузоподъемных машин, должны пройти обучение и аттестацию в Учебном центре головной организации по краностроению (по приборам безопасности). В удостоверениях лиц, успешно прошедших такое обучение, делается отметка об их подготовленности к проведению в Учебных организациях занятий со специалистами и наладчиками (с указанием их уровня) приборов безопасности грузоподъемных машин.

В проведении занятий могут также принимать участие аттестованные специалисты и наладчики приборов безопасности грузоподъемных машин.

3.9. Лица, ответственные за организацию учебного процесса, и преподаватели перед допуском их к работе должны быть ознакомлены (под расписку) с должностными инструкциями и инструкциями по охране труда, а остальной персонал Учебной организации - с производственными инструкциями и инструкциями по охране труда.

3.10. На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия руководителя Учебной организации, а также лиц, ответственных за организацию и проведение учебного процесса, и преподавателей выполнение их обязанностей должно возлагаться приказом на других работников, имеющих соответствующую квалификацию и прошедших аттестацию в установленном порядке.

4. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

4.1. Учебная организация выполняет:

первичную подготовку и аттестацию, а также повторную проверку знаний специалистов по эксплуатационному сопровождению приборов безопасности грузоподъемных машин;

первичную подготовку и аттестацию, а также повторную проверку знаний специалистов по обработке информации регистраторов параметров грузоподъемных кранов;

первичную подготовку и повторную проверку знаний наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин;

подготовку и аттестацию, а также повышение квалификации работников других профессий в форме дополнительного образования (электромонтеров, слесарей, крановщиков, машинистов и операторов).

По мере освоения новых учебных программ и видов обучения Учебная организация может проводить занятия в соответствии с рекомендациями, изложенными в соответствующих актах, оформляемых комиссиями, состав которых согласовывается с территориальным органом Ростехнадзора. При этом готовность к проведению обучения каждого уровня (1, 2 или 3-го) наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин либо к проведению выездной или дистанционной форм обучения должна подтверждаться положительным заключением такого Акта.

4.2. Учебная организация проводит подготовку и аттестацию в рамках заключаемых в этих целях договоров с юридическими или физическими лицами.

4.3. Учебная организация проводит подготовку по утвержденным ее руководителем учебным программам и экзаменационным билетам, разработанным на основании типовых учебных программ. В этих учебных программах и экзаменационных билетах должны находить отражение новые нормативные документы, новые приборы безопасности и контрольно-диагностическое оборудование, а также прогрессивные методы их применения.

4.4. Учебная организация при разработке и корректировке учебных программ и экзаменационных билетов учитывает требования и рекомендации, изложенные в действующих нормативных документах, в том числе типовых инструкциях для специалистов и наладчиков приборов безопасности, в эксплуатационных документах грузоподъемных машин, приборов и систем безопасности, контрольно-диагностического оборудования.

В свои программы и экзаменационные билеты Учебная организация может вносить при необходимости изменения и дополнения, исходя из запросов организаций и слушателей, пользующихся ее услугами. При этом изменения в учебных программах и экзаменационных билетах должны быть утверждены руководителем Учебной организации.

4.5. Учебная организация должна располагать:

учебно-организационными документами, необходимыми для проведения текущей работы Учебной организации в процессе подготовки, аттестации и повторной проверки знаний;

учебно-техническим оснащением;

учебно-методическим обеспечением.

4.6. Учебно-организационные документы включают:

расписания занятий;

журналы учета занятий;

опросные листы;

образцы протоколов аттестационной комиссии;

образцы удостоверений по освоенным в Учебной организации видам обучения;

ведомость учета выдачи удостоверений слушателям;

инструкцию по охране труда;

журнал учета ознакомления слушателей с мерами по охране труда.

4.7. Расписания занятий составляются на основании учебных программ по видам обучения и утверждаются руководителем Учебной организации. Помимо занятий, проводимых согласно учебным программам, в расписания могут быть также включены факультативные занятия, в том числе по отдельным типам приборов безопасности, а также консультации для слушателей, имеющих недостаточную подготовку для освоения отдельных разделов учебных программ.

4.8. Журнал учета занятий ведется по видам обучения. В этом журнале преподаватели делают записи о теме и времени проведения занятий, а также отмечают посещаемость занятий слушателями.

4.9. В целях получения достаточно полной информации о контингенте слушателей (об уровне их подготовки, заинтересованности в подготовке по приборам безопасности, не отраженным в расписании и др.) и своевременного внесения коррективов в учебный процесс оформляются опросные листы, заполняемые слушателями при поступлении на учебу.

4.10. Результаты проверки знаний и решение об аттестации специалистов и наладчиков приборов безопасности отражаются в протоколах квалификационной комиссии Учебной организации, на основании которых оформляются удостоверения. Состав квалификационной комиссии устанавливается приказом руководителя Учебной организации. Протоколы квалификационной комиссии составляются для каждого из видов обучения и подписываются всеми членами комиссии, а также руководителем учебного центра. Работа квалификационной комиссии и оформление протокола при повторной проверке знаний может проходить без участия инспектора Ростехнадзора.

4.11. В процессе повторной проверки знаний специалисты и наладчики приборов безопасности знакомятся с новой нормативной и технической документацией, новыми приборами безопасности и техническими средствами эксплуатационного сопровождения, а также с новыми методами проведения сервисных работ. Аттестационная комиссия производит повторную проверку знаний по тем же экзаменационным билетам, что и при первичной аттестации.

4.12. Слушатели могут проходить контроль знаний с использованием персональных компьютеров. Результаты такого контроля предъявляются квалификационной комиссии, которая и принимает то или иное решение по аттестации слушателей. Порядок проведения контроля с использованием персональных компьютеров, а также используемые при этом прикладные компьютерные программы и контрольные вопросы утверждаются руководителем Учебной организации.

4.13. После сдачи экзамена в удостоверениях наладчиков приборов безопасности и специалистов по обработке информации регистраторов параметров грузоподъемных кранов, прошедших практические занятия и успешно сдавших экзамены квалификационной комиссии, делается запись об аттестации или повторной проверке знаний.

4.14. Если наладчик представляет в учебный центр оформленный протокол, выданный специализированной организацией о прохождении стажировки по монтажу прибора безопасности под руководством аттестованного наладчика приборов безопасности со стажем работы не менее двух лет, то этот прибор может быть по решению аттестационной комиссии записан в его удостоверение после проверки знаний и принятия положительного решения аттестационной комиссией. Аналогично может проводиться аттестация с внесением изменений в удостоверение специалиста по обработке информации регистраторов параметров.

4.15. Формы удостоверений, выдаваемых Учебной организацией, должны приниматься согласно образцам, приводимым в типовых программах. В удостоверениях могут записываться только те приборы безопасности, по которым в Учебной организации проводятся теоретические и практические занятия. В период повторной проверки знаний Учебная организация по решению ее руководителя может проводить теоретические и практические занятия по отдельным типам приборов, не предусмотренных в учебной программе, с последующей сдачей экзаменов и отметкой об этих приборах в удостоверениях. Такие занятия могут проводиться на основании заявок организаций и слушателей.

4.16. Сведения об удостоверениях, выдаваемых слушателям после окончании учебы, заносятся в специальную ведомость.

4.17. В инструкции по охране труда излагаются меры безопасности, которые должны соблюдать слушатели в процессе подготовки в Учебной организации, в том числе при проведении практических занятий. Инструкция содержится в доступном для слушателей месте. После ознакомления с инструкцией слушатели расписываются в журнале по охране труда.

4.18. Учебно-техническое оснащение включает:

аудитории для проведения теоретических занятий;

учебную лабораторию для проведения практических занятий;

служебные помещения для размещения административного и учебно-методического персонала, преподавателей;

вспомогательные помещения для хранения учебного оборудования и материалов.

4.19. Аудитории для проведения теоретических занятий должны удовлетворять действующим санитарным нормам для учебных заведений, они должны быть оснащены учебно-информационным оборудованием и материалами (наглядными пособиями, аудио- и видеотехническими средствами для демонстрации учебных материалов, персональными компьютерами для контроля знаний, учебными фильмами и др.).

4.20. Учебная лаборатория должна удовлетворять санитарным нормам для учебных заведений и должна быть обеспечена действующими и демонстрационными образцами приборов безопасности и контрольно-диагностического оборудования, необходимыми для проведения всех практических занятий, предусмотренных программами обучения и расписаниями занятий. Практические занятия должны проводиться в основном с использованием доступного для приобретения и использования в профессиональной деятельности служб наладки и ремонта контрольно-диагностического оборудования. Допустимо использование в учебных лабораториях приборов безопасности и контрольно-диагностического оборудования, принадлежащих другим организациям, на правах аренды или временного использования.

Учебная лаборатория должна быть также оснащена электро- и радиоизмерительными приборами универсального назначения (осциллографами, генераторами импульсов, мультиметрами, частотомерами, источниками постоянного тока, электро- и радиомонтажным инструментом и материалами), необходимыми для качественного проведения занятий.

4.21. Применяемые в учебной лаборатории приборы безопасности, специализированное контрольно-диагностическое оборудование и контрольно-измерительные приборы должны быть укомплектованы эксплуатационными документами, в которых делаются отметки о проведении их проверки (метрологической поверки), технического обслуживания, ремонта. Учебная организация обеспечивает своевременную метрологическую поверку контрольно-измерительных приборов и проверку специализированного контрольно-диагностического оборудования в порядке, предусмотренном их эксплуатационной документацией.

4.22. Практические занятия, выполняемые на грузоподъемных машинах или в других организациях, должны проводиться под непосредственным контролем и с участием преподавателей Учебной организации.

4.23. В служебных помещениях Учебной организации должны быть созданы условия для размещения административного и учебно-методического персонала, преподавателей, а также для хранения и использования служебных документов, оргтехники, библиотеки с учебной литературой, учебно-методических пособий, руководств для проведения практических занятий, справочно-информационных и раздаточных материалов.

4.24. Оргтехника, включая персональные компьютеры, принтеры и другое оборудование, используемое Учебной организацией, должна обеспечивать возможность ведения делопроизводства, а также осуществления в учебных целях обработки и оформления информации, считываемой с регистраторов параметров.

4.25. Учебная организация должна быть обеспечена учебно-методическими и информационными материалами, необходимыми для проведения занятий, предусмотренных программами обучения, в том числе:

руководствами по проведению всех практических занятий, предусмотренных программами обучения и расписаниями занятий;

учебной литературой, в том числе учебно-методическими пособиями, указанными в учебных программах, в количестве не менее пяти экземпляров каждого наименования из перечня основной литературы и не менее одного экземпляра каждого наименования из перечня дополнительной литературы;

нормативными документами по приборам безопасности и грузоподъемным машинам;

информационными материалами по приборам безопасности и грузоподъемным машинам;

образцами информационных и нормативных материалов, передаваемых слушателям для их использования по месту работы.

4.26. В Учебной организации должен быть установлен порядок обеспечения слушателей и преподавателей всеми указанными выше учебно-методическими и информационными материалами.

4.27. При проведении консультаций и проверки знаний слушателей с использованием компьютерных технических средств в Учебной организации должны содержаться необходимые для этого методические руководства и пособия.

4.28. В Учебной организации должно быть назначено лицо из числа ее сотрудников, которому поручается осуществлять контроль и учет качества выполняемых работ, а также мер, принимаемых по рекламациям.

4.29. В Учебной организации должен постоянно вестись учет профессиональной подготовки сотрудников, а также своевременности прохождения аттестации.

4.30. В Учебной организации должно быть назначено лицо из числа ее сотрудников, которому поручается осуществлять контроль за соблюдением мер безопасности. Меры безопасности при проведении занятий и выполнении других работ в Учебной организации отражаются в соответствующих инструкциях. Запись о прохождении инструктажа и знание условий безопасного проведения работ фиксируются в специальном журнале.

4.31. Лицо, осуществляющее контроль за соблюдением мер безопасности, преподаватели, проводящие практические занятия, а также обслуживающий персонал, обеспечивающий их проведение, должны быть аттестованы на знание правил по охране труда (правил электробезопасности) при эксплуатации электроустановок с записью в журнале и должны иметь группу допуска не ниже 3-й.