РД СМА-005-04
Согласовано с Госгортехнадзором России 06.04.04 г. | Утверждено НТЦ «Строймашавтоматизация» 05.04.04 г. |
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ НАЛАДКИ И РЕМОНТА ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
РД СМА-005-04
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Типовое положение устанавливает общие требования к Службе наладки и ремонта приборов (систем) безопасности грузоподъемных машин (грузоподъемных кранов, подъемников и вышек, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков) в организации, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности для опасных производственных объектов. Типовое положение о службе наладки и ремонта приборов безопасности грузоподъемных машин (далее - Типовое положение) разработано в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)*, Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-611-03)*, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (ПБ 10-257-98)*, Правилами устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97), с изменением № 1*.
___________
* Далее - Правила.
1.2. Служба наладки и ремонта приборов (систем) безопасности грузоподъемных машин** в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Общими правилами промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ПБ 03-517-02), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.02 № 61-А, а также другими нормативными документами Госгортехнадзора России и Ростехнадзора.
___________
** Далее - Служба наладки и ремонта.
1.3. Настоящее Типовое положение предназначено для применения:
специализированными организациями по наладке и ремонту приборов безопасности;
организациями - владельцами грузоподъемных машин, самостоятельно выполняющими техническое обслуживание и ремонт приборов безопасности.
1.4. Настоящее Типовое положение устанавливает требования к: организации работ; персоналу; процессу выполнения работ и оформлению их результатов; системе обеспечения качества; организации аккредитации; процедуре рассмотрения жалоб; договорным соглашениям; регистрации, учету и хранению документов, мерам безопасности.
1.5. Положение о службе наладки и ремонта приборов (систем) безопасности организации разрабатывается на основании настоящего Типового положения и может содержать дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных машин, указаний по техническому обслуживанию и ремонту приборов (систем) безопасности, изложенные в руководствах по эксплуатации грузоподъемных машин и приборов (систем) безопасности.
2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ НАЛАДКИ И РЕМОНТА
2.1. Служба наладки и ремонта должна решать следующие задачи:
проводить работы по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту приборов (систем) безопасности грузоподъемных машин организации, в состав которой она входит, а также обеспечивать выполнение договорных обязательств по указанным выше работам перед другими организациями;
осуществлять контроль качества и комплектности приборов (систем) безопасности и их запасных частей, а также используемого в работе контрольно-диагностического и технологического оборудования. Оформлять при необходимости соответствующие рекламации;
обеспечивать своевременное и качественное заполнение производственных журналов, оформление актов и протоколов проведения работ по приборам (системам) безопасности, регистрацию, учет и хранение производственных документов;
производить учет рекламаций со стороны организаций, пользующихся услугами Службы наладки и ремонта, и принимать меры по устранению недостатков в своей работе.
2.2. Для решения указанных выше задач Служба наладки и ремонта должна:
иметь организационную структуру, включающую систему обеспечения качества, создающую условия для успешного функционирования в соответствии с видом и объемами выполняемых работ;
иметь назначенных и аттестованных на знание требований Правил и других нормативных документов специалистов и обслуживающий персонал. Численность Службы наладки и ремонта и ее структура должны определяться приказом руководителя организации;
установить порядок проведения работ по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту приборов (систем) безопасности;
обеспечить снабжение специалистов Службы наладки и ремонта должностными инструкциями, а обслуживающий персонал - производственными инструкциями;
обеспечить снабжение специалистов и обслуживающего персонала необходимой нормативной и эксплуатационной документацией, методическими и справочно-информационными материалами;
иметь возможность привлечения независимых экспертов и специалистов других организаций при выполнении работ по приборам (системам) безопасности;
обеспечивать соблюдение мер безопасности и охраны труда при выполнении работ сотрудниками Службы наладки и ремонта.
3. СТРУКТУРА И СОСТАВ СЛУЖБЫ НАЛАДКИ И РЕМОНТА
3.1. Служба наладки и ремонта является подразделением организации и в своей деятельности руководствуется приказами и распоряжениями ее руководства, должностными инструкциями, руководствами (инструкциями) по эксплуатации вверенных службе технических средств, правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин по профилю предприятия, производственными инструкциями по охране труда, правилами внутреннего трудового распорядка.
3.2. Состав и структура Службы наладки и ремонта, лицо, ответственное за ее работу, специалисты по эксплуатационному сопровождению и наладчики приборов безопасности, а также специалисты по обработке информации регистраторов параметров определяются приказом по организации.
3.3. В приказе о формировании Службы наладки и ремонта и назначении лица, ответственного за работу этой службы, исполняющих обязанности специалистов по эксплуатационному сопровождению и наладчиков приборов безопасности, специалистов по обработке информации регистраторов параметров (в случае выполнения работ с регистраторами параметров), а также другого обслуживающего персонала должны указываться их должности, фамилии, имена, отчества, номера и даты выдачи удостоверений.
3.4. На должность руководителя Службы наладки и ремонта назначается аттестованный специалист по эксплуатационному сопровождению приборов безопасности. Обязанности специалиста по эксплуатационному сопровождению приборов безопасности указываются в должностной инструкции, разработанной и оформленной согласно Типовой инструкции для специалистов по эксплуатационному сопровождению приборов безопасности грузоподъемных машин (РД СМА-004-04).
Руководитель Службы наладки и ремонта несет всю полноту ответственности за организацию работ по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту приборов (систем) безопасности грузоподъемных машин.
3.5. Обязанности наладчиков приборов безопасности и порядок их назначения указываются в должностной инструкции, разработанной и оформленной согласно Типовой инструкции для наладчиков приборов безопасности грузоподъемных кранов (РД 10-208-98), с Изменением № 1 [РДИ 10-474(208)-02]. Наладчик, не имеющий опыта самостоятельной работы, прошедший обучение и имеющий удостоверение, оформляется на должность исполняющего обязанности наладчика-стажера. Наладчик-стажер участвует в работах с приборами безопасности без права самостоятельного проведения работ и оформления документов. Перед оформлением по приказу на должность исполняющего обязанности наладчика приборов безопасности он должен пройти стажировку в течение не менее 3 мес под наблюдением аттестованного наладчика, имеющего стаж практической работы не менее двух лет.
3.6. Обязанности специалиста по обработке информации регистраторов параметров грузоподъемных кранов указываются в должностной инструкции, разработанной и оформленной согласно Типовой инструкции для специалистов по обработке информации регистраторов параметров грузоподъемных кранов (РД СМА-002-03).
3.7. Допускается совмещение обязанностей специалиста по эксплуатационному сопровождению, наладчика приборов безопасности и специалиста по обработке информации регистраторов параметров.
3.8. Наладчики приборов безопасности перед самостоятельным проведением монтажа приборов (систем) безопасности, указанных в удостоверениях наладчиков, должен пройти стажировку под руководством аттестованного наладчика приборов безопасности.
3.9. Руководитель Службы наладки и ремонта, специалист по эксплуатационному сопровождению и наладчик приборов безопасности, а также специалист по обработке информации регистраторов параметров перед допуском их к работе должны быть ознакомлены (под расписку) с должностными инструкциями и инструкциями по охране труда, а обслуживающий персонал - с производственными инструкциями и инструкциями по охране труда.
3.10. На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия руководителя Службы наладки и ремонта, специалистов по эксплуатационному сопровождению или наладчиков приборов безопасности выполнение их обязанностей должно возлагаться приказом на других работников, имеющих соответствующую квалификацию и прошедших аттестацию в установленном порядке.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ НАЛАДКИ И РЕМОНТА
4.1. Служба наладки и ремонта выполняет следующие работы по приборам (системам) безопасности:
осуществляет монтаж и наладку приборов (систем) безопасности;
производит ЕО, первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания, а также техническое обслуживание приборов безопасности при консервации (КО) и при транспортировании в составе грузоподъемных машин (ОТ), а также в других случаях, указанных в эксплуатационных документах;
текущий (ТР) и капитальный (КР) ремонты;
проверку приборов безопасности при регистрации грузоподъемных машин;
участие в проверке приборов безопасности при техническом освидетельствовании грузоподъемных машин;
участие в статических и динамических испытаниях грузоподъемных машин;
участие в экспертном обследовании грузоподъемных машин;
проверку работы регистраторов параметров.
Кроме указанных видов работ Служба наладки и ремонта производит с использованием специализированного контрольно-диагностического оборудования входной контроль приборов безопасности, а также проверку их после ремонта и перед монтажом на грузоподъемную машину.
4.2. Служба наладки и ремонта руководствуется указаниями эксплуатационных документов грузоподъемных машин и их приборов (систем) безопасности о содержании, объеме и периодичности всех видов указанных выше работ и техническом персонале, который должен выполнять эти работы, а также о применяемых при этом контрольно-диагностическом оборудовании и контрольно-измерительных приборах. При отсутствии или недостаточном объеме этих сведений используются рекомендации, приведенные в РД 10-208-98, с Изменением № 1 [РДИ 10-474(208)-02], РД СМА-001-03, а также изложенные в других нормативных документах.
4.3. При организации работ по эксплуатационному сопровождению приборов (систем) безопасности Служба наладки и ремонта исходит из того, что ежесменное техническое обслуживание проводит крановщик (оператор грузоподъемной машины), а все остальные виды технического обслуживания и ремонта выполняют аттестованные наладчики приборов безопасности:
наладчики 1-го уровня - ТО-1 всех приборов безопасности, в том числе микропроцессорного типа, указанных в их удостоверениях, а также ТО-2, СО, КО, ОТ и ТР приборов безопасности не микропроцессорного типа;
наладчики 2-го уровня проводят все виды технического обслуживания и ТР приборов безопасности, указанных в их удостоверениях;
наладчики 3-го уровня проводят все виды технического обслуживания и ремонта, включая КР, на приборах безопасности, указанных в их удостоверениях. В гарантийный период времени ремонт приборов безопасности проводится при наличии соответствующего соглашения (договора) между ремонтными центрами, в которых они работают, и предприятиями - изготовителями приборов безопасности.
4.4. О проведении монтажа и других видов работ с приборами (системами) безопасности делается запись в их эксплуатационных документах с оформлением соответствующих протоколов и актов.
4.5. Служба наладки и ремонта должна быть оснащена:
контрольно-измерительными приборами и специализированным контрольно-диагностическим оборудованием, необходимыми для проверки приборов безопасности, в том числе предусмотренной эксплуатационными документами грузоподъемных машин и их приборов безопасности;
электромонтажным инструментом, оборудованием, оснасткой, приспособлениями и материалами;
обменным и ремонтным фондами приборов безопасности;
современной оргтехникой, в том числе персональными компьютерами;
техническими средствами оперативной связи;
эксплуатационной документацией приборов безопасности, контрольно-измерительных приборов, специализированного контрольно-диагностического оборудования, а также справочно-информационными и методическими материалами;
техническими средствами считывания, обработки и оформления информации регистраторов параметров (в случае выполнения таких работ Службой наладки и ремонта).
4.6. Служба наладки и ремонта должна иметь возможность проводить проверку приборов безопасности грузоподъемных машин контрольными грузами и у макета линии электропередачи (далее - макет ЛЭП). Макет ЛЭП должен иметь паспорт, утвержденный ее владельцем.
4.7. Номенклатура и количество контрольно-измерительных приборов и специализированного контрольно-диагностического оборудования, обменного и ремонтного фондов приборов безопасности, электромонтажного инструмента, оснастки, приспособлений, а также эксплуатационной документации, справочно-информационных и методических материалов должны быть достаточными для проведения Службой наладки и ремонта всех видов работ по приборам (системам) безопасности, указываемых в договорах и других производственных документах. Оборудование, приборы и инструмент должны обеспечивать возможность проведения работ в лабораторных условиях, а также непосредственно на грузоподъемных машинах.
4.8. О проведении монтажа и других видов работ с приборами безопасности делается запись в их эксплуатационных документах с оформлением соответствующих протоколов и актов.
4.9. Применяемые в Службе наладки и ремонта приборы безопасности, специализированное контрольно-диагностическое оборудование и контрольно-измерительные приборы должны быть укомплектованы эксплуатационными документами, в которых делаются отметки о проведении их проверки (метрологической поверки), монтажа, технического обслуживания, ремонта.
4.10. Служба наладки и ремонта своевременно обеспечивает метрологическую поверку контрольно-измерительных приборов и проверку специализированного контрольно-диагностического оборудования в порядке, предусмотренном их эксплуатационной документацией.
Аттестованное контрольно-диагностическое оборудование должно проходить проверку по методике, прилагаемой к его эксплуатационным документам. Эта проверка проводится в испытательных лабораториях (испытательных центрах), имеющих свидетельство, выданное аккредитованным органом по стандартизации, а также в центрах метрологии и стандартизации.
4.11. При отсутствии отдельных видов специализированного контрольно-диагностического оборудования, а также контрольных грузов или макета ЛЭП допустимо использование на договорной основе соответствующего оборудования, принадлежащего другим организациям.
4.12. Оргтехника, включая компьютеры, принтеры и другое оборудование, используемое Службой наладки и ремонта, должна обеспечивать возможность ведения делопроизводства, а также осуществления обработки и оформления информации, в том числе считываемой с регистраторов параметров.
4.13. Служба наладки и ремонта размещается в производственных помещениях, оборудованных рабочими местами для специалистов и наладчиков приборов безопасности и обслуживающего персонала. При этом предусматривается возможность для использования и хранения и контрольно-измерительных приборов, специализированного контрольно-диагностического оборудования, оснастки, приспособлений, материалов, обменного и ремонтного фондов приборов безопасности, оргтехники, размещения технической документации и справочно-информационной литературы. Производственные помещения должны отвечать санитарным нормам производственного участка для выполнения электромонтажных работ и ведения делопроизводства.
4.14. В Службе наладки и ремонта должен быть установлен порядок нормирования работ с приборами (системами) безопасности и разработаны типовые договоры на их выполнение. В этих договорах должны быть указаны содержание, периодичность и условия проведения работ либо приведены ссылки на соответствующие эксплуатационные или нормативные документы.
4.15. В договорах по выполнению работ с приборами (системами) безопасности, заключаемых Службой наладки и ремонта, должны быть предусмотрены условия для выполнения ее персоналом возложенных на них обязанностей, в частности:
проведение проверки ограничителей грузоподъемности точно взвешенными грузами, а также проверки других приборов безопасности в сроки и в объемах, указанных в эксплуатационных документах грузоподъемных машин и их приборов (систем) безопасности;
осуществление опломбирования блоков и датчиков приборов (систем) безопасности грузоподъемных машин.
4.16. Перед заключением договора на монтаж, техническое обслуживание или ремонт приборов (систем) безопасности, а также при обследовании грузоподъемных машин согласно требованиям нормативных документов следует проводить техническое освидетельствование приборов безопасности в целях установления, что:
приборы (системы) безопасности и их установка соответствуют Правилам и паспортным данным грузоподъемной машины и эксплуатационным документам (проекту установки) прибора (системы) безопасности;
приборы (системы) безопасности находятся в исправном состоянии, обеспечивающем безопасную работу грузоподъемной машины.
Техническое освидетельствование приборов безопасности выполняется специалистами по эксплуатационному сопровождению и наладчиками приборов безопасности, а результаты освидетельствования отражаются в протоколе.
4.17. Специалисты по эксплуатационному сопровождению и наладчики приборов безопасности Службы наладки и ремонта принимают участие в проверке приборов (систем) безопасности при техническом освидетельствовании и экспертном обследовании грузоподъемных машин, а также при их статических и динамических испытаниях.
4.18. Производственные задания, выдаваемые руководителем Службы наладки и ремонта, а также результаты их выполнения отражаются в журнале регистрации работ.
4.19. Рекламации заказчиков и меры, принимаемые в связи с этим, а также рекламации, предъявляемые Службой наладки и ремонта поставщикам приборов безопасности и контрольно-диагностического оборудования, отражаются в специальном журнале.
4.20. В Службе наладки и ремонта должно быть назначено лицо из числа ее сотрудников, которому поручается осуществлять контроль и учет качества выполняемых работ, а также рекламаций и принимаемых по ним мероприятиям.
4.21. В Службе наладки и ремонта должен постоянно вестись учет профессиональной подготовки персонала, своевременность прохождения аттестации и повторной проверки знаний.
4.22. Меры безопасности при выполнении работ Службой наладки и ремонта приборов безопасности отражаются в соответствующих инструкциях. Запись о прохождении инструктажа и знание условий безопасного проведения работ фиксируются в специальном журнале.
4.23. Специалисты и наладчики Службы наладки и ремонта должны быть аттестованы на знание правил по охране труда (правил электробезопасности) при эксплуатации электроустановок с записью в журнале и должны иметь 4-ю и 3-ю группы допуска соответственно.
4.24. Готовность Службы наладки и ремонта приборов безопасности к проведению работ по приборам (системам) безопасности отражается в Акте комиссии, состав которой согласовывается с территориальными органами Ростехнадзора.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖБЫ НАЛАДКИ И РЕМОНТА
5.1. Служба наладки и ремонта и ее руководитель несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за:
невыполнение, а также за некачественное или несвоевременное выполнение работ;
непринятие мер по обеспечению безопасного проведения работ.
5.2. Руководитель и сотрудники Службы наладки и ремонта несут ответственность перед администрацией организации за соблюдение правил внутреннего распорядка и выполнение должностных обязанностей в соответствии с должностными и производственными инструкциями.