ТОИ Р-15-021-97

Согласовано

ЦК профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации

17 декабря 1997 г.

Утверждено

Департаментом лесного комплекса Министерства экономики

Российской Федерации

15 декабря 1997 г.

Типовая инструкция по охране труда

для машиниста раскряжевочно-штабелевочного агрегата ДО-36

на обрезке вершин хлыстов на автопоезде

ТОИ Р-15-021-97

Инструкция вводится в действие с 01.01.1998 г.

1.Общие требования безопасности

1.1. Общие требования безопасности изложены в инструкции "Общие требования безопасности по охране труда для рабочих, занятых на лесосечных и лесокультурных работах".

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Машинист обязан тщательно проверить состояние крепежных деталей, соединений труб, шлангов, распределительных коробок навесного оборудования агрегата и самого трактора, а также действие звукового сигнала. Ослабевшие гайки и болты застопорить. Работать на неисправном агрегате ДО-36 и без сигнала запрещается.

2.2. В кабине агрегата ДО-36 должен быть установлен огнетушитель. Машинист должен убедиться в его наличии.

2.3. Все вращающиеся и движущиеся части агрегата, которые могут служить причиной травматизма, должны быть ограждены. На лобовых стеклах агрегата должны быть установлены защитные металлические решетки.

2.4. Машинист обязан очистить производственную площадку, на которой производится обрезка вершин хлыстов, и подъездные пути от обломков.

2.5. После заправки агрегата горючим и рабочей жидкостью необходимо вытереть случайно разлившуюся жидкость. Нельзя допускать подтекания горючей жидкости в местах соединения труб и шлангов.

2.6. Перед запуском двигателя необходимо предварительно проверить нейтральное положение рычагов управления.

2.7. После запуска двигателя машинист должен проверить работу всех механизмов агрегата и технологического оборудования на холостом ходу и убедиться в их исправности.

2.8. При обнаружении неисправностей и невозможности устранения их своими силами, машинист должен сообщить об этом мастеру или бригадиру.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Машинист агрегата должен убедиться в полной остановке лесовозного транспорта и по получении разрешающего сигнала от водителя приступить к обрезке вершин.

3.2. Перед началом движения машинист должен убедиться в отсутствии людей около агрегата и на пути его движения.

3.3. Дверь кабины агрегата во время работы должна быть закрыта.

3.4. При эксплуатации раскряжевочно-штабелевочного агрегата ДО-36 необходимо строго соблюдать следующие условия:

при перемещении агрегата своим ходом стрела должна подниматься на уровень, при котором обеспечивается достаточно хорошая видимость;

вести агрегат по плохой дороге или по пересеченной местности необходимо только на первой и второй передачах;

при выполнении операции обрезки вершин надвигание агрегата на автопоезд должно выполняться только на первой передаче;

рабочее давление в гидросистеме не должно превышать указанного в паспорте;

перемещаемый груз не должен превышать установленной техническим паспортом грузоподъемности агрегата.

3.5. В процессе обрезки вершин хлыстов на лесовозе, а также последующей укладки вершинной части хлыстов в штабель машинисту агрегата ДО-36 запрещается:

устранять неисправности и производить ремонт и регулировку отдельных узлов на ходу (для устранения неисправностей необходимо остановить машину и опустить захват на землю);

производить замену пильной цепи и ее регулировку при работающем двигателе агрегата;

вести раскряжевку лесоматериалов, неплотно зажатых в захвате; стоять под рабочими органами агрегата ДО-36, смазывать их или производить другие работы без установки подставок;

стоять под грузом или около него, когда он поднят;

оставлять агрегат без наблюдения при работающем двигателе трактора;

при перерывах в работе и по окончании ее оставлять стрелу с грузом и без него в поднятом положении;

подлезать под агрегат во время работы двигателя;

курить при заправке агрегата горючим и гидросистемы маслом, пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя в холодное время года;

сходить с агрегата и садиться на него на ходу;

проезжать под высоковольтными проводами электролиний при расстоянии между проводами и верхней частью машины менее 2 м;

ремонтировать способом сварки трубопроводы, гидробаки и топливные баки без предварительной их очистки и промывки.

3.6. В период обрезки вершин водитель автопоезда должен находиться в кабине. Движение автопоезда с обрезанными вершинами может быть осуществлено по получении разрешающего сигнала машиниста агрегата ДО-36.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обрыве цепи пильного механизма или разрыве шлангов гидросистемы машинист должен экстренно отключить привод раздаточного механизма, вращающего гидронасосы агрегата, или вообще заглушить двигатель.

4.2. В случае воспламенения агрегата для тушения пламени необходимо использовать огнетушитель, находящийся в кабине.

4.3. При показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить агрегат и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей;

после охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты;

открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами) и залить охлаждающую жидкость.

4.4. При необходимости устранения возникшей неисправности во время работы и проведения технического обслуживания машинист обязан выключить двигатель машины.

4.5. При заклинивании дверцы кабины необходимо воспользоваться выходом через открывшиеся окна, при невозможности воспользоваться выдавить или разбить стекло и покинуть кабину.

4.6. Работа агрегата должна быть прекращена во время ливневого дождя, при грозе, сильном снегопаде, густом тумане (видимость менее 50 м), в темное время суток, если освещенность рабочих зон менее установленной нормами искусственного освещения (менее 10 лк).

4.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен известить мастера или соответствующего руководителя работ.

4.8. Машинист должен уметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия и в следующей последовательности; сначала нужно устранить энергоисточник травмирования (выключить двигатель, остановить пильный механизм, извлечь пострадавшего из-под хлыста, трактора и др.). Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека (при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану, при подозрении закрытого перелома наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку; при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани).

При подозрении повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего только в положении лежа на жестком основании.

4.9. После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Машинист обязан:

поставить агрегат ДО-36 в отведенное для стоянки место и опустить челюсти на землю;

проверить нейтральное положение рукояток управления погрузчиком и технологическим оборудованием;

выключить гидронасосы, остановить двигатель, отключить аккумулятор, закрыть дверь кабины на замок;

очистить машину от грязи и сучьев;

при стоянке в холодное время необходимо слить воду из радиатора и системы охлаждения двигателя, снять аккумулятор;

произвести внешний осмотр агрегата и его навесного оборудования;

при обнаружении неисправностей и невозможности устранения их своими силами доложить механику или мастеру.