ТОИ Р-32-ЦВ-630-99
Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
А.Н. КОНДРАТЕНКО
19 января 1999 года
Согласовано
Президиумом ЦК
Российского профсоюза
железнодорожников
и транспортных строителей
Постановление
от 31 декабря 1998 г. № 10.05
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ПОДГОТОВКОЙ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ К ПЕРЕВОЗКАМ И РЕМОНТУ
ТОИ Р-32-ЦВ-630-99
1. Общие требования безопасности
1.1. Типовая инструкция по охране труда для работников, занятых подготовкой грузовых вагонов к перевозкам и ремонту (далее - Инструкция), устанавливает основные требования безопасности при наружной обмывке, проверке кузова и крыши на водопроницаемость, сухой очистке от остатков грузов, внутренней промывке и сушке (далее - очистке) грузовых вагонов (далее - вагонов).
Инструкция распространяется на мойщиков-уборщиков, машинистов моечных, сушильных, вакуумных, пылесосных установок, подметальных машин и другого оборудования (далее - работников), выполняющих свои обязанности на пунктах технического обслуживания, на специализированных железнодорожных путях и участках вагонного депо (далее - пунктах) при подготовке вагонов к перевозкам и ремонту.
Инструкция не распространяется на работников, осуществляющих подготовку цистерн к перевозкам и ремонту на промывочно-пропарочных станциях, пунктах и в поездах и на работников, занятых ветеринарно-санитарной обработкой крытых и изотермических вагонов на дезинфекционно-промывочных станциях и пунктах.
1.2. К работе по очистке вагонов допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, обучение, стажировку и проверку знаний.
Работники в процессе работы должны проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, и внеплановые инструктажи, периодическую проверку знаний, а также периодические медицинские осмотры.
1.3. К управлению машинами, установками, агрегатами и другим оборудованием, применяемых при очистке вагонов, допускаются лица, прошедшие специальное обучение по правилам эксплуатации этого оборудования, сдавшие экзамены в установленном порядке и имеющие удостоверение на право работы с ним.
1.4. Все работы по очистке вагонов должны производиться в соответствии с требованиями местных технологических процессов и инструкций по охране труда, отражающих особенности и последовательность проведения операций для каждого типа вагона с учетом конкретных условий работы данного пункта, вагонного депо.
1.5. Очистка вагонов должна проводиться под руководством мастера (бригадира), который обязан контролировать применение работниками безопасных приемов выполнения работ, использование ими индивидуальных средств защиты и других защитных приспособлений.
Очистку лотков от оседающих в них остатков грузов, а в зимний период удаление наледи должно производиться по мере необходимости механизмами и приспособлениями, установленными местным технологическим процессом под наблюдением мастера (бригадира).
1.6. Очистка вагонов должна производиться только после ограждения состава в соответствии с технико-распорядительным актом железнодорожной станции и местным технологическим процессом под руководством старшего мастера или мастера (бригадира). Ответственность за ограждение состава несет лицо, назначенное руководителем предприятия.
1.7. Работники должны знать:
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
правила оказания первой (доврачебной) помощи и места расположения аптечек;
требования производственной санитарии и пожарной безопасности;
последовательность и порядок очистки всех типов вагонов;
порядок ограждения составов или групп вагонов.
1.8. Работники должны:
выполнять только входящую в их служебные обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;
применять безопасные приемы выполнения работ;
содержать в исправном состоянии и чистоте в течение смены инструмент, приспособления, инвентарь, машины, установки, агрегаты и другое оборудование, применяемое при очистке вагонов, а также спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
внимательно следить за сигналами и распоряжениями мастера (бригадира), оператора, дежурного по железнодорожной станции и выполнять их команды;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков и надписей, а также сигналов, подаваемых водителями транспортных средств, машинистами локомотивов, сигналистами и составителями;
проходить по территории пунктов и депо по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;
быть внимательным в местах движения транспорта на территории предприятия;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
выполнять требования режимов труда и отдыха.
1.9. Работникам запрещается:
находиться под поднятым и перемещаемым грузом;
прикасаться к электрооборудованию, арматуре освещения, открывать дверцы электрических шкафов, прикасаться к неизолированным проводам, наступать на электрические провода и кабели;
прикасаться к оборванным проводам и другим легко доступным токоведущим частям;
подниматься, находиться или производить какие-либо работы на крыше вагона, находящегося под контактным проводом до отключения напряжения и заземления контактного провода;
выполнять работы, на которые у них нет допуска;
находиться на территории и в помещениях, в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также вблизи этих мест при прохождении подвижного состава.
1.10. Во время работы на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся транспортные средства, механизмы, подвижной состав;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны;
пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования;
повышенная влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
повышенные уровни шума и вибрации;
расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;
физические перегрузки.
На работников, занятых очисткой вагонов после перевозки ядохимикатов, минеральных удобрений, пестицидов и других опасных веществ и материалов, а также использующих синтетические моющие средства, могут воздействовать химические опасные и вредные производственные факторы.
1.11. Работники, занятые очисткой вагонов, должны обеспечиваться следующими средствами индивидуальной защиты:
Мойщик-уборщик подвижного состава:
комплект водоотталкивающей одежды для мойщиков-уборщиков подвижного состава;
костюм хлопчатобумажный;
белье нательное;
сапоги резиновые;
берет суконный;
перчатки резиновые;
галоши резиновые;
респиратор.
Зимой дополнительно:
куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;
брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке;
сапоги кирзовые утепленные во II и I поясах;
валенки в особом, IV и III поясах.
При выполнении работы по очистке и промывке вагонов из-под ядохимикатов, минеральных удобрений дополнительно:
фартук прорезиненный с нагрудником;
нарукавники прорезиненные;
фильтрующий противогаз.
Машинист моечной установки:
костюм хлопчатобумажный;
сапоги резиновые;
нарукавники прорезиненные;
перчатки резиновые;
фартук прорезиненный;
рукавицы комбинированные;
очки защитные.
На наружных работах дополнительно - полуплащ из обрезиненной ткани.
При необходимости, по условиям выполняемой работы, при очистке вагонов из-под опасных веществ и материалов работникам должны выдаваться защитные очки, респираторы и другие средства индивидуальной защиты, а при работе на железнодорожных путях - сигнальные жилеты.
1.12. Личную одежду и спецодежду работники должны хранить отдельно в шкафчиках в гардеробной. Запрещается выносить спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты за пределы предприятия.
Работники обязаны следить за исправностью спецодежды и спецобуви, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафчики в чистоте и порядке.
1.13. Работники должны выполнять следующие основные требования пожарной безопасности:
курить только в отведенных и приспособленных для этого местах;
не подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым баллонам, легковоспламеняющимся жидкостям и материалам;
не прикасаться к кислородным баллонам руками, загрязненными маслом;
знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
1.14. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочих местах запрещаются. Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или специально оборудованных для этого комнатах. После очистки или промывки вагонов из-под минеральных удобрений, цемента, извести, а также других пылевидных грузов принимать пищу, пить воду или курить разрешается только после того, как тщательно с мылом вымыты руки и лицо. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.
1.15. Для питья необходимо пользоваться кипяченой водой из специальных закрытых бачков, защищенных от попадания пыли и других вредных веществ. Допускается использование некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода при наличии разрешения центра санитарно-эпидемиологического надзора.
1.16. При нахождении на железнодорожных путях работники обязаны соблюдать следующие требования:
проходить к месту работы и с работы только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями "Служебный проход";
проходить вдоль железнодорожных путей только по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям вагоны и локомотивы;
переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося подвижного состава;
переходить железнодорожный путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тормозными площадками вагонов, убедившись в исправности поручней и подножек и в отсутствии движущихся по смежному пути локомотива и вагонов;
при сходе с переходной площадки вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода;
обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
1.17. При нахождении на железнодорожных путях работникам запрещается:
переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом (локомотивом, мотовозом, дрезиной) и другим движущимся транспортом;
подлезать под вагоны;
садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и поперечных скреплений стрелочных переводов;
становиться или садиться на рельс;
становиться между остряком и рамным рельсом или в желоба на стрелочном переводе и концы железобетонных шпал.
1.18. На электрифицированных участках железных дорог работникам запрещается приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м, а также прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет.
Работники, обнаружившие обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязаны немедленно сообщить об этом в ближайший район контактной сети, дежурному по железнодорожной станции или поездному диспетчеру.
До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.
1.19. Выходя на железнодорожный путь из помещений, а также из-за зданий, которые затрудняют видимость железнодорожного пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а кроме того в темное время суток подождать, пока глаза не привыкнут к темноте.
1.20. В случае получения травмы или заболевания работник должен прекратить работу, поставить в известность мастера (бригадира) и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
При травмировании других работников работник обязан оказать при необходимости первую помощь пострадавшему и без промедления сообщить об этом мастеру (бригадиру).
При обнаружении нарушений положений настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, средств индивидуальной защиты и пожаротушения работник должен сообщить мастеру.
1.21. Знание и выполнение требований безопасности работником являются служебной обязанностью, а их нарушение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Перед началом работы работники должны надеть полагающуюся им исправную спецодежду и спецобувь, привести их в порядок:
застегнуть на пуговицы обшлага рукавов;
заправить свободные концы одежды так, чтобы они не свисали.
Не допускается носить расстегнутую спецодежду и с подвернутыми рукавами.
Спецодежду и спецобувь работники не должны снимать в течение всего рабочего времени.
Закрепленные за работником средства индивидуальной защиты должны быть подобраны по размеру и росту.
2.2. Все работники должны подготовить средства индивидуальной защиты, необходимой для проведения работы, и проверить их исправность.
Работники, получающие предохранительные приспособления и другие средства индивидуальной защиты (респираторы, защитные очки и др.), должны быть проинструктированы по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих приспособлений, а также практически обучены способам их применения.
2.3. Работники обязаны проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений. Неисправный инструмент должен быть заменен на исправный.
2.4. Перед началом работы необходимо проверить исправность всех машин, установок, агрегатов и другого оборудования, применяемого при очистке вагонов.
Запрещается их эксплуатация, если имеются следующие неисправности:
оголены или повреждены токоведущие части электрооборудования;
отсутствует ограждение вращающихся частей, механизмов и токоведущих частей;
неисправны освещение, сигнализация;
не работает хотя бы одно из блокирующих или предохранительных устройств.
2.5. Перед началом работы все машины и установки, трубопроводы, шланги, рукава и наконечники для воды работники должны проверить на плотность соединений и исправность теплоизоляции.
Вентили и другая запорная арматура должны обеспечивать надежное и полное перекрытие трубопроводов. Течь трубопроводов и повреждение их теплоизоляции не допускаются.
2.6. Перед включением установки для сушки вагонов работник должен проверить:
исправность защитных кожухов и сеток, нагревательных устройств, изоляции стыков электрических кабелей;
проверить работу местной вытяжной вентиляции и местного освещения.
2.7. До пуска машины в работу машинист моечной установки должен провести ее внешний осмотр и проверить работоспособность щеток, устройств обдува и центробежного насоса.
2.8. О всех обнаруженных неисправностях оборудования и других недостатках сообщить мастеру (бригадиру) и не приступать к работе до их устранения.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Работники должны приступать к очистке вагонов только после их остановки, ограждения и разрешения мастера (бригадира) на начало производства работ, а также получения сведений о том, что вагоны не требуют специальной ветеринарно-санитарной обработки.
Перед очисткой вагонов необходимо определить содержимое остатков в вагонах, а при необходимости определить состав остатка груза в химической лаборатории.
Очистка вагонов, загрязненных радиоактивными веществами, допускается при наличии на пункте специальной системы канализации и проведении радиационного контроля.
Вагоны после перевозки животных и сырья животного происхождения должны подвергаться ветеринарно-санитарной обработке на дезинфекционно-промывочных станциях или дезинфекционно-промывочных пунктах.
Вагоны после перевозки опасных веществ и материалов должны, как правило, подвергаться нейтрализации, обезвреживанию и промыванию грузополучателем.
Очистка вагонов после перевозки ядохимикатов, пестицидов и других опасных и токсичных веществ и материалов допускается на пунктах при наличии специального железнодорожного пути, обособленной площадки для сбора остатков опасных грузов и отдельной канализационной системы.
При обнаружении в очищаемом вагоне взрывоопасных устройств или предметов, их напоминающих, работы следует прекратить и немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру).
3.2. Включать и выключать насосы для подачи воды на установку наружной обмывки и проверки крыш вагонов на водонепроницаемость необходимо с дистанционного пульта управления.
3.3. При открытии дверей вагонов работники должны следить, чтобы ролики двигались по направляющим и не соскальзывали. При обнаружении неисправности дверей работник должен сообщить об этом мастеру (бригадиру) и не приступать к очистке и промывке вагонов до снятия или временного укрепления дверей.
3.4. При наличии значительных остатков грузов в вагонах необходимо использовать средства механизации (автопогрузчики, ленточные транспортеры и другое оборудование).
Остатки грузов из вагонов следует сбрасывать в открытые двери вагонов с противоположной от эстакады (платформы) стороны.
Очистку труднодоступных мест в вагонах следует производить с использованием электро- и пневморазрыхлителей. Для удаления со стенок кузова вагонов затвердевших остатков груза следует применять вибрационную установку.
3.5. Очистку внутренней поверхности кузова и пола вагонов с небольшим количеством и мелкой фракцией остатков грузов следует производить с помощью стационарных или передвижных пылесосных установок, полоподметающих машин, промышленных пылесосов и других механизмов.
3.6. Удаление остатков груза из вагона в углах, углублениях и других местах необходимо проводить с помощью ручных приспособлений и инструмента (щеток, скребков, швабр).
3.7. Во избежание образования в вагоне пыли при очистке удаляемые отходы, мусор и остатки груза следует смачивать водой. При очистке вагона от остатков пылевидных грузов следует применять средства защиты органов дыхания (респираторы, а при необходимости противогазы).
По мере загрязнения, но не реже 1 раза в смену, необходимо менять фильтр респиратора (марлевую прокладку).
3.8. Складировать остатки грузов в зависимости от вида обработки следует раздельно на площадках, предусмотренных технологическим процессом.
Загрузка мусора и остатков грузов на позиции грубой очистки вагонов должна производиться в транспортные средства механизированным способом для вывоза на захоронение.
3.9. Внутреннюю промывку вагонов следует производить горячей водой с помощью вагономоечных машин или переносными промывочными приборами. В отдельных случаях домывка вагонов может проводиться с помощью брандспойта.
Для внутренней промывки необходимо ввести консоли вагономоечной машины внутрь вагона и только после этого включить подачу воды.
3.10. При промывке и обмывке вагонов работники должны использовать специально предназначенные для этого рабочие шланги и рукава, длина которых должна обеспечивать промывку, обмывку не более двух четырехосных вагонов из одной точки подключения.
Присоединять и отсоединять шланги и рукава разрешается только при закрытом кране на водоразборной колонке, гидранте через специальные наконечники.
3.11. Перемещая шланг или рукав вдоль вагонов, работник должен следить за тем, чтобы он не скручивался и не зацеплял оборудование, водоразборные колонки, гидранты и другие предметы и устройства. Протягивать шланги и рукава под вагонами запрещается.
3.12. Присоединяя шланги и рукава к водоразборной колонке, гидранту, необходимо убедиться в том, что наконечник рукава имеет плотное соединение, и только после этого открывать кран.
3.13. После окончания промывки, обмывки вагона водой работники должны отключить кран подачи воды.
3.14. После отключения крана необходимо отсоединить рукав, опустить его конец в канализационный лоток и полностью слить оставшуюся в рукаве воду в канализацию.
3.15. Во время наружной обмывки вагонов работник не должен направлять струю воды на контактный провод, рядом работающих людей или находящееся поблизости оборудование.
3.16. При временной остановке работы работник должен отключить воду и уложить рукава за габариты приближения строений.
3.17. В случае обнаружения неисправности системы водообеспечения во время промывки, обмывки вагонов работники должны немедленно прекратить работу и доложить об этом мастеру (бригадиру).
3.18. Не допускается разъединение шлангов, находящихся под давлением. Во время включения крана воздушной или водопроводной магистралей брандспойт, наконечник шланга следует держать в руках.
3.19. При механизированном и ручном способах промывки не допускается выбрасывание струи воды из вагона наружу через дверные проемы и люки. Чтобы избежать этого, работник должен закрыть все люки и двери, а те, через которые подается вода, приоткрыть.
Работникам запрещается во время работы вагономоечной машины находиться на обмывочной площадке и проходить между вагонами и вагономоечной машиной во время ее работы.
Во время промывки вагонов машинист моечной установки должен наблюдать за ее работой, а также за движением (вагонов) состава. При обнаружении неисправностей вагономоечной машины работник должен подать сигнал мастеру (бригадиру) об остановке состава.
3.20. Сушку вагонов следует производить подогретым воздухом от отопительно-вентиляционных установок, сушильных агрегатов и других устройств.
3.21. При использовании для сушки огневой сушильной установки не допускается включение ее при наличии в системе течи жидкого топлива.
В случае появления из раструба огневой сушильной установки пламени или искр ее необходимо отключить и прекратить подачу воздуха до выявления и устранения неисправности.
Во время работы запрещается проводить ремонт вагономоечных и сушильных установок других машин, механизмов и устройств.
3.22. При удалении из вагонов смерзшихся остатков грузов следует применять ручной механизированный инструмент и другие устройства.
3.23. Технологические операции с применением ручного механизированного инструмента, промышленных пылесосов и ленточных транспортеров следует выполнять в соответствии с требованиями инструкций по их эксплуатации, разработанных с учетом местных условий.
Запрещается во время работы снимать кожуха и ограждающие устройства с ленточных транспортеров и конвейеров.
3.24. Работникам, пользующимся ручным механизированным инструментом, запрещается:
передавать механизированный инструмент лицам, не имеющим на это соответствующего разрешения;
выполнять ремонт механизированного инструмента, подводящих кабелей, шлангов, наконечников, разъединителей, штепсельных соединений;
касаться открытых вращающихся и движущихся частей механизированного инструмента во время его работы;
удалять с механизированного инструмента грязь и другие предметы во время его работы.
3.25. К работе с электроинструментом и другим электрооборудованием допускаются работники, имеющие первую группу по электробезопасности.
Работая с электроинструментом и переносными лампами, работники должны:
при обнаружении неисправности или подозрении на нее немедленно прекратить работу и обесточить инструмент;
при прекращении подачи электроэнергии и во время перерыва в работе отключать их от электросети;
при работе на высоте пользоваться площадками, оснащенными перилами.
Электроинструмент, выдаваемый работнику, должен быть осмотрен и проверен на холостом ходу в его присутствии.
Корпус электроинструмента, работающего от сети напряжением выше 42 В или не имеющего двойной или усиленной изоляции, должен быть заземлен.
3.26. При очистке вагонов для перехода с одного места на другое работникам следует пользоваться эстакадами, расположенными вдоль железнодорожного пути на высоте пола вагона.
3.27. Перед промывкой вагонов для предотвращения падения внутреннего оборудования крытых и изотермических вагонов (потолочных балок, напольных решеток и др.) под действием струи воды необходимо его предварительно надежно закрепить. При невозможности закрепления оборудование следует снять с вагона.
У рефрижераторных поездов, секций и автономных вагонов перед внутренней промывкой напольные решетки необходимо поднять и закрепить.
3.28. Во время маневров и других перемещений вагонов работникам запрещается проводить какие-либо работы по очистке, а также находиться внутри вагонов, под ними или на них.
3.29. Работникам, занятым очисткой вагонов, запрещается:
очищать, промывать, ремонтировать вагоны, а также очищать железнодорожные пути от остатков грузов и мусора во время передвижения вагонов с позиции на позицию;
проводить наружную обмывку и внутреннюю промывку вагонов на электрифицированных железнодорожных путях до отключения напряжения в контактной сети;
пользоваться промывочными приборами с засорившимися или заглушенными соплами;
включать электрические машины и приборы без предварительного заземления;
пользоваться переносными осветительными приборами с напряжением более 36 В.
3.30. Перед использованием приставных лестниц необходимо проверить:
наличие на их тетивах инвентарного номера, даты следующего испытания;
на тетивах - наличие резиновых наконечников (шипов) и стяжек;
на ступенях и тетивах - отсутствие сколов и трещин.
Запрещается применять лестницы, сбитые гвоздями, без скрепления тетив стяжками и врезки ступенек в тетивы.
3.31. При работе на приставной лестнице внизу должен находиться второй работник в защитной каске, страхующий работающего на лестнице.
Запрещается:
работать с приставной лестницы, стоя на ступеньке, находящейся на расстоянии менее 1 м от верхнего ее конца;
устанавливать приставные лестницы под углом более 75 градусов к горизонтали, без дополнительного крепления верхней части;
находиться на ступеньках приставной лестницы более чем одному человеку;
поднимать и опускать груз по приставной лестнице и оставлять на ней инструмент;
выполнять работы по поддержанию на высоте тяжелых предметов;
работать с использованием электрического и пневматического инструмента;
выполнять газо- и электросварочные работы;
работать под движущимся краном или вблизи него.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. Действия работников при возникновении ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям
4.1.1. При очистке вагонов могут возникнуть следующие аварийные ситуации:
сход подвижного состава с рельс при подаче вагонов на специализированные железнодорожные пути;
разрывы шлангов, рукавов и трубопроводов с горячей водой;
возникновение опасности поражения химическими, радиоактивными и другими опасными веществами;
загорание вагона или возникновение пожара.
4.1.2. При сходе подвижного состава с рельс; разрыве шлангов, рукавов, трубопроводов; возникновении опасности поражения химическими, радиоактивными и другими опасными веществами или несчастном случае работники обязаны прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся мастеру (бригадиру) и далее выполнять его указания.
4.1.3. Работники, находящиеся поблизости от места аварии, по сигналу тревоги обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой доврачебной помощи или устранении возникшей аварийной ситуации.
4.1.4. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.
4.1.5. При загорании вагона или возникновении пожара необходимо:
немедленно сообщить мастеру (бригадиру);
оповестить окружающих и при необходимости вывести людей из опасной зоны;
сообщить в пожарную охрану, указав точное место возникновения пожара;
приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения;
организовать встречу пожарной части.
4.1.6. При пользовании пенными (углекислотными, порошковыми) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) направлять в сторону от людей. При попадании пены на незащищенные участки тела стереть ее платком или другим материалом и промыть раствором соды.
При пользовании углекислотным огнетушителем не браться рукой за раструб огнетушителя.
4.1.7. Внутренними пожарными кранами необходимо пользоваться расчетом из двух человек: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй - по команде раскатывающего рукав открывает кран.
Тушить загоревшийся керосин водой запрещается.
4.1.8. При использовании кошмы для тушения (в случае загорания) пламя накрывать кошмой так, чтобы огонь из-под нее не попадал на тушащего человека.
4.1.9. При тушении пламени песком совок или лопату не поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.
4.1.10. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями.
Тушить горящие предметы водой, химическими, пенными и воздушно-пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.
4.1.11. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактного провода, находящегося под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети и других частей, находящихся под напряжением.
4.2. Действия работников по оказанию первой помощи пострадавшим
4.2.1. Механические травмы
При получении механической травмы необходимо остановить кровотечение, обработать рану перекисью водорода, наложить повязку. Если накладывается жгут, необходимо зафиксировать время его наложения. Жгут можно не снимать в течение двух часов в теплое время года, а в холодное - одного часа.
При переломах необходимо наложить шину, фиксирующую неподвижность поврежденных частей тела. Для этого можно использовать доски и бинт. При открытых переломах необходимо до наложения шины перевязать рану.
При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения давящую повязку и холодный компресс. При вывихах конечность обездвиживают в том положении, какое она приняла после травмы, на область сустава накладывают холодный компресс.
При всех видах механических травм пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.
4.2.2. Термические ожоги
При ожогах первой степени (наблюдается только покраснение и небольшое опухание кожи) следует смочить обожженное место крепким раствором марганцовокислого калия.
При ожогах второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) надо наложить на обожженное место стерильную повязку. Не следует смазывать обожженное место жиром и мазями, вскрывать или прокалывать пузыри.
При тяжелых ожогах следует на обожженное место наложить стерильную повязку и немедленно отправить пострадавшего в лечебное учреждение. Нельзя смазывать обожженное место жиром или мазями, отрывать пригоревшие к коже части одежды. Обожженного необходимо обильно поить горячим чаем.
4.2.3. Электротравмы
При поражении электрическим током прежде всего необходимо прекратить действие тока (отключить напряжение, перерубить провод), соблюдая при этом меры безопасности и не прикасаясь к пострадавшему оголенными частями тела, пока он находится под действием тока.
При поражении током высокого напряжения или молнией пострадавшего, несмотря на отсутствие признаков жизни, можно вернуть к жизни. Если пострадавший не дышит, надо немедленно применить искусственное дыхание и одновременно массаж сердца. Искусственное дыхание и массаж сердца делается до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание или до прибытия врача.
После того как пострадавший придет в сознание, необходимо на место электрического ожога наложить стерильную повязку и принять меры по устранению возможных при падении механических повреждений (ушибов, переломов). Пострадавшего от электротравмы независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб следует направить в лечебное учреждение.
4.2.4. Отравления
При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, давая ему выпить большое количество (до 6 - 10 стаканов) теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды. После напоить молоком и дать выпить 1 - 2 таблетки активированного угля.
При отравлениях кислотами необходимо тщательно промыть желудок водой и дать пострадавшему обволакивающие средства: молоко, сырые яйца.
При отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери.
При остановке дыхания и сердечной деятельности приступить к искусственному дыханию и массажу сердца.
Во всех случаях отравления пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.
4.2.5. Травмы глаз
При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего следует срочно направить в лечебное учреждение. Попавшие в глаз предметы не следует вынимать из глаза, чтобы еще больше не повредить его. На глаз наложить стерильную повязку.
При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза промыть их слабой струей проточной воды.
При ожогах химическими веществами необходимо открыть веки и обильно промыть глаза в течение 10 - 15 минут слабой струей проточной воды, после чего пострадавшего отправить в медицинское учреждение.
При ожогах глаз горячей водой, паром промывание глаз не рекомендуется. Глаза закрывают стерильной повязкой и пострадавшего направляют в медицинское учреждение.
4.2.6. Ожоги кислотами и щелочами
При ожогах кислотами обожженный участок тела следует обмыть водой с добавленными в нее щелочами: содой, мелом, зубным порошком, магнезией. При отсутствии щелочей нужно обильно поливать обожженное тело чистой водой.
При ожогах едкими щелочами следует обмыть обожженный участок тела водой, подкисленной уксусной или лимонной кислотой, или обмыть чистой водой, обильно поливая обожженное место. Пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. По окончании работ все работники должны:
привести в порядок рабочее место;
сложить инструмент, инвентарь и приспособления в специально предназначенные для них места или сдать его в кладовые;
установить все оборудование в положение, обеспечивающее безопасность маневров, прохода людей, проезда транспортных средств;
полностью слить оставшуюся в шлангах и рукавах воду в канализацию, сложить их и отнести на хранение в специально отведенное место (шланги и рукава необходимо хранить на стеллажах в помещениях, отапливаемых в зимнее время);
снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать в шкаф гардеробной или на хранение в кладовую.
После окончания обработки вагонов машинист вагономоечной установки должен привести ее в нерабочее состояние, предварительно стряхнув со щеток воду при их холостой работе, и надежно закрепить траверсы.
5.2. Удалять пыль со спецодежды и грязь со спецобуви необходимо в специально отведенном для этого помещении.
Работникам запрещается очищать спецодежду и спецобувь сжатым воздухом.
5.3. Загрязненную и неисправную спецодежду и спецобувь работники должны сдать в стирку, химчистку или ремонт.
При загрязнении опасными веществами работникам необходимо сдавать спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты для обезвреживания. Для этого, не снимая с рук, вымыть резиновые перчатки в обезвреживающем 3 - 5%-ном растворе кальцинированной соды, затем в воде, после этого снять защитные очки и респиратор, сапоги и комбинезон и снова промыть перчатки.
5.4. После работы работники должны вымыть загрязненные участки тела теплой водой с мылом и принять душ.
5.5. Для поддержания кожи в хорошем состоянии после работы необходимо применять различные защитные мази и кремы.
Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и средств индивидуальной защиты.
5.6. О всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению необходимо сообщить мастеру (бригадиру).
Типовая инструкция по охране труда работников, занятых подготовкой крытых и изотермических вагонов к перевозкам, утвержденная МПС СССР 12.12.89 № ЦВ/4761, на территории Российской Федерации не применяется.