ТОИ Р-45-058-97

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ


СОГЛАСОВАНО:

ЦК профсоюза

работников связи

Российской Федерации

письмо от 20.11.97 г. № 4-681


УТВЕРЖДАЮ:

Начальник Управления

почтовой связи

Государственного комитета Российской Федерации

по связи и информатизации

Заместитель начальника

НТУ ОТ Госкомсвязи

России И.П. Зернов

письмо от 30.10.97 г.

№ НТУ ОТ-4-162


В.В. Коршунов

25.12.97 г.

Типовая инструкция

по охране труда для проводников-электромонтеров почтовых вагонов

ТОИ Р-45-58-97

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая инструкция определяет безопасные методы и приемы работ, а также технические и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность труда проводников-электромонтеров почтовых вагонов.

1.2. В процессе работы на проводника-электромонтера могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

1.2.1. повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

1.2.2. движущиеся вагоны, локомотивы, механизмы;

1.2.3. элементы и выступающие части подвижного состава;

1.2.4. работа на высоте, в условиях повышенного риска;

1.2.5. повышенная температура поверхности оборудования (открытое пламя, искры при топке котла);

1.2.6. неблагоприятные микроклиматические условия (в вагоне);

1.2.7. неблагоприятные метеорологические условия при выполнении наружных работ (вне вагона);

1.2.8. повышенные уровни шума, вибрации;

1.2.9. недостаточные уровни освещенности;

1.2.10. нервно-психические перегрузки.

1.3. К работе в должности проводника-электромонтера допускаются лица:

1.3.1. не моложе 18 лет;

1.3.2. не имеющие медицинских противопоказаний по результатам медицинского освидетельствования при поступлении на работу и периодического их прохождения;

1.3.3. знающие устройство почтового вагона и его основных узлов, внутреннее оборудование вагона, устройство и оперативные схемы электрооборудования вагона, правила технической эксплуатации и инструкции по сигнализации на железнодорожном  транспорте, неисправности, при которых вагоны не должны включаться в состав поезда, почтовые правила и инструкции, применяемые на данном рабочем месте, прошедшие обучение и проверку знаний в соответствии с Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей с присвоением квалификационной группы по электробезопасности не ниже III.

1.4. При обмене почты с использованием контейнеров проводник-электромонтер должен иметь удостоверение на право управления кранами.

1.5. Проводник-электромонтер обязан:

1.5.1. соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда и другие нормативные правовые акты, связанные с его профессиональной деятельностью;

1.5.2. правильно применять выдаваемые ему индивидуальные средства защиты:

- костюм хлопчатобумажный или халат хлопчатобумажный;

- рукавицы комбинированные;

при обслуживании цельнометаллических вагонов дополнительно:

- галоши диэлектрические (дежурные);

- перчатки диэлектрические (дежурные);

зимой дополнительно:

- куртка на утепляющей прокладке (по поясам);

- брюки на утепляющей прокладке (по поясам);

1.5.3. следить за подаваемыми сигналами, обеспечивающими безопасность, а также организацию движения поезда и маневровой работы;

1.5.4. знать правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим от электрического тока и других несчастных случаях;

1.5.5. немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, и оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.

1.6. Соблюдать правила пожарной безопасности.

1.7. За нарушение требований настоящей инструкции и иных нормативных актов по охране труда работники привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и республик в составе РФ

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Проводник-электромонтер перед приемкой почтового вагона обязан получить в цехе технического обслуживания почтовых вагонов сведения о местонахождении вагона и о пути безопасного следования к нему.

2.2. При следовании к почтовому вагону проводник-электромонтер должен быть внимательным к движению на железнодорожных путях, идти по пешеходным дорожкам, по междупутью или обочине железнодорожного полота, прислушиваться к сигналам локомотивов и сообщениям по средствам связи, переходить железнодорожные пути в установленных местах, а при их отсутствии - только под прямым углом к путям. Особую осторожность следует соблюдать в темное время суток, при плохой видимости и слышимости, при снегопаде и гололеде.

2.3. При переходе железнодорожных путей запрещается наступать на головки рельсов, стрелочные переводы, перебегать пути перед приближающимся локомотивом, подлезать под вагоны и проходить между близко стоящими вагонами.

2.4. При приемке почтового вагона проводник-электромонтер должен проверить исправность оборудования вагона, топки, электроустановок, освещения, вентиляции, наличие и комплектацию средств  сигнализации,  индивидуальной  защиты,  пожаротушения, инструмента, инвентаря, санитарное состояние помещений вагона, запасов воды и топлива.

2.5. Индивидуальные средства защиты следует применять в соответствии с их назначением - постоянно или по необходимости.

2.6. При запахе дыма или гари в вагоне необходимо выяснить причину и принять меры к его устранению.

2.7. Обнаруженные в вагоне недостатки и неисправности следует устранить до отправления в рейс.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Проводник-электромонтер обязан:

3.1.1. следить за своевременным пополнением запасов воды и угля;

3.1.2. воду, предназначенную для питья, хранить в бачках с краном или другой емкости с плотно закрывающейся крышкой;

3.1.3. топливо хранить в специальном люке в холодном тамбуре.

3.2. В холодный период года температуру воздуха в вагоне следует поддерживать в пределах от + 17 до + 22 град С.

3.3. При шуровке топлива следует стоять сбоку от топки, т.к. возможны вспышки скапливающихся в топке газов и вылет наружу искр и пламени.

3.4. Очищать зольник, поддувало и топку от золы и шлака следует только на стоянках. Золу и шлак следует собирать в специальную тару и выносить на станциях.

3.5. При входе поезда в тоннель принудительную вентиляцию следует отключить.

3.6. Перед обменом почты после полной остановки поезда проводник-электромонтер обязан протереть поручни, а в зимнее время - очистить подножки ото льда и снега.

3.7. При обмене почты с использованием контейнеров необходимо до начала погрузочно-разгрузочных работ проверить исправность грузоподьемных механизмов на холостом ходу в соответствии с регламентом.

3.8. На промежуточных станциях снимать и надевать приводной ремень, осматривать подвагонные устройств и оборудование можно при стоянке поезда не менее 10 минут, при этом вагон должен быть огражден красными сигналами железнодорожного образца одним из членов бригады.

3.9. Запрещается:

3.9.1. производить не предусмотренные правилами по эксплуатации электроустановок работы без снятия напряжения на токоведущих частях;

3.9.2. пользоваться нагревательными приборами, открытым огнем вблизи аккумуляторных батарей;

3.9.3. оставлять без присмотра включенные электронагревательные приборы;

3.9.4. выбрасывать из вагона горящие угли, золу и шлак;

3.9.5. заливать огонь в топке водой во избежание ожогов горячим паром и разрыва котла; отогревать открытым огнем, раскаленными углями или нагретым в топке металлическим предметом замороженные трубы отопления и водоснабжения;

3.9.6. провозить в вагоне горючие и взрывоопасные вещества.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении аварийной ситуации (электрическом замыкании на корпус, разрыве труб в системе отопления, возникновении очага загорания, несчастном случае и т.п.) проводник-электромонтер обязан принять экстренные меры по ликвидации происшествия и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.

4.2. При аварии, разрыве труб и т.п. для быстрого охлаждения котла, гашения огня в топке необходимо перевернуть колосниковую решетку и закрыть обе дверцы топки и поддувала.

4.3. При обнаружении очага загорания или возникновении пожара следует немедленно остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на железнодорожном мосту, виадуке, путепроводе и в других местах, не допускающих эвакуации пассажиров из поезда и препятствующих организации тушения пожара) вызвать бригадира поезда, отключить источники электроснабжения, за исключением цепей аварийного освещения, и одновременно приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

4.4. При срабатывании сигнализации контроля нагрева букс немедленно остановить поезд стоп-краном.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Произвести генеральную уборку всех помещений почтового вагона.

5.2. Проверить отсутствие горящего топлива в топке, очистить топку от золы, шлака.

5.3. Отключить электроустановки вагона.

5.4. Снять спецодежду.

5.5. Сообщить техническому контролеру или другому ответственному лицу цеха (участка) технического обслуживания почтовых вагонов о неисправностях вагона или оборудования, замеченных в пути и не устраненных до окончания рейса.