ТОИ-РД 31.82.05.10-95
ИНСТРУКЦИЯ № 10 ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ДОКЕРА-МЕХАНИЗАТОРА-ШВАРТОВЩИКА
TOИ-PД 31.82.05.10-95
СОГЛАСОВАНО Письмом ЦК профсоюза работников морского транспорта от 15 февраля 1995 г. № 3.06/57
Письмом Российского профсоюза докеров от 17 февраля 1995 г.
УТВЕРЖДЕНО Директором Департамента морского транспорта Минтранса Российской Федерации Н.П. Цахом 10 апреля 1995 г.
1. Общие требования
1.1. К выполнению обязанностей швартовщика допускается докер-механизатор (ДМ), прошедший обучение, получивший квалификацию швартовщика, имеющий при себе удостоверение и прошедший обучение и инструктаж по безопасным приемам и методам работы на рабочем месте.
1.2. Швартовщик, допустивший нарушение требований охраны труда, направляется на внеочередную проверку знаний. Швартовщик, не прошедший проверку знаний, к работе не допускается.
1.3. Докер-механизатор-швартовщик должен знать Инструкцию № 1 по охране труда для ДМ, настоящую Инструкцию по охране труда и уметь выполнять швартовые операции.
1.4. ДМ-швартовщик привлекается к швартовым операциям судов только к береговым причалам. Запрещается ДМ-швартовщикам принимать участие в швартовке судов на открытом рейде и на рейдовые бочки на акватории порта.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. ДМ, назначенные на швартовку, должны прибыть на причал вместе с руководителем работ за 5-10 мин до подхода судна и поступить в распоряжение работника службы капитана порта.
2.2. ДМ должен получить инструктаж у работника службы капитана порта по всем вопросам, связанным с производством швартовых работ на данном причале.
2.3. Нельзя приступать к швартовым работам в неисправных рукавицах, при недостаточном освещении, загромождении, захламлении и скользком причале.
2.4. Заблаговременная подготовка причала к швартовке судов производится по указанию руководителя работ с установкой знаков безопасности со стороны возможного появления транспортных средств.
2.5. До начала швартовых операций ДМ-швартовщик обязан проверить:
2.5.1. Наличие и исправность отбойных устройств.
2.5.2. Готовность швартовных тумб.
2.5.3. Чистоту причала.
2.5.4. Наличие багров, спасательных кругов с линями.
2.6. Приступать к выполнению швартовных операций ДМ-швартовщик обязан в защитной каске с закрепленным подбородочным ремешком и в спасательном жилете.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Все работы по швартовным операциям должны производиться под руководством работника службы капитана порта с соблюдением мер личной безопасности. Запрещается приступать к швартовным операциям без работника службы капитана порта.
3.2. ДМ, привлеченные к швартовным операциям, должны строго соблюдать расстановку ДМ по местам швартовки, произведенную работником службы капитана порта, в также обращаться за помощью в работе к лицам, не допущенным к швартовым операциям.
3.3. Во время подготовки и производства швартовных работ не разрешается заниматься посторонними разговорами, покидать рабочее место без разрешения работника службы капитана порта, курить и принимать пищу.
Запрещается совмещение швартовных работ с какими-либо другими работами.
3.4. При подходе судна к причалу швартовки, услышав предупредительный окрик с судна о подаче бросательного конца: "Берегись" ДМ-швартовщик должен стать лицом к судну, но не ближе одного метра от края причала и следить за падающей легостью (мешочек с песком), но не ловить его руками.
3.5. Выбирая бросательный конец, а затем швартовный канат, можно стоять лицом к судну. Нельзя находиться между тянущимся швартовым канатом и кромкой причала, ставить ногу в огон (петлю), надевать его на руку или на плечо.
3.6. Перед накладкой огона (петли) швартовного троса на береговую тумбу нужно отвязать бросательный конец и находиться с тыловой стороны тумбы.
3.7. Швартовый канат можно брать только за середину огона (между сплеснем и концом огона).
3.8. После закрепления швартовного каната на тумбе старший группы швартовщиков должен сообщить об этом на судно: "Швартов закреплен".
3.9. Перед подачей бросательного конца (легости) с причала на судно нужно предупредить команду судна окриком: "Берегись!".
3.10. При выбирании швартовного каната на судне или при работе судовой машины, когда швартовы закреплены на тумбе, нужно быстро отойти в сторону и не стоять против линии натяжения, а также ближе 5 м по обе стороны от швартовного каната.
3.11. Перекладывать или отдавать швартовные канаты с тумбы и сбрасывать их в воду можно только по указанию работника службы капитана порта.
3.12. После отдачи швартовного каната с тумбы нужно сообщить об этом на судно, крикнув: "Швартов отдан и чист!".
3.13. Работы по перетяжке судна вдоль причала разрешается производить только под руководством работника службы капитана порта.
3.14. При накладывании швартовного каната на береговую тумбу руки следует держать с наружной стороны огона.
3.15. При наложении на тумбу второго швартовного каната, огон последнего пропустить снизу под огон первого каната.
3.16. Запрещается работать в замасленных рукавицах.
3.17. Запрещается находиться вблизи сильно натянутых канатов, на линии направления тяги.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. Кроме выполнения требований, изложенных в разделе 4 Инструкции № 1 по охране труда для ДМ, в аварийных ситуациях ДМ-швартовщик обязан прекратить работу при угрозе возникновения несчастного случая или аварии.
4.2. Если во время выбирания швартовного каната большой длины и диаметра появилось ощущение физического перенапряжения ("канат тянет назад"), нужно его бросить и выбирать повторно с помощью двух ДМ-швартовшиков.
4.3. При падении в воду ДМ-швартовщика немедленно бросить ему спасательный круг с линем и принять другие меры к подъему его на причал и при необходимости оказать первую помощь.
5. Требования безопасности по окончании работ
По окончании швартовных операций ДМ-швартовщик должен сообщить работнику службы капитана порта о всех замеченных при швартовке недостатках.
6. Ответственность
За невыполнение данной Инструкции ДМ-швартовщик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.