МУ 1891-78

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

Утверждаю

Заместитель Главного

санитарного врача СССР

В.Е. Ковшило

19 июня 1978 г.

№ 1891-78

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА РАЗМЕЩЕНИЕМ СТОЯНОК, ГАРАЖЕЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

МУ 1891-78

Введение

Среди мер, направленных на оздоровление городской среды, важное место занимают вопросы рационального размещения объектов хранения и обслуживания автомобилей в плане города (населенного пункта) и особенно на территории жилых районов.

В практическом решении данной проблемы одним из возможных направлений является использование подземного пространства, которое в крупных городах содействует улучшению планировочной структуры города, совершенствованию улично-дорожной сети и организации транспортного движения.

Научные исследования, выполненные Институтом общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Сысина АМН СССР и Московского НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана в содружестве с Московским НИИ типового и экспериментального проектирования (МНИИТЭП), показали, что размещение некоторых объектов внутригородского транспорта под землей при определенных условиях может способствовать уменьшению неблагоприятного влияния последних на окружающую среду и население.

На основании анализа результатов научных исследований, а также обобщения литературных и проектных материалов, результатов систематических натурных наблюдений за состоянием воздушной среды, уровнями шума и вибраций были определены соответствующие требования и рекомендации к размещению объектов хранения и обслуживания автомобилей, что и послужило основанием для разработки специальных методических указаний.

I. Общие положения

1.1. Настоящие методические указания предназначены для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих предупредительный и текущий санитарный надзор за планировкой, застройкой и благоустройством населенных мест.

Методическими указаниями надлежит руководствоваться при рассмотрении генеральных планов городов, проектов детальной планировки (ПДП) жилых районов, промышленных и коммунально-складских районов, проектов пригородных зон и ПДП оздоровительных комплексов, при отводе участков для строительства жилых и общественных зданий и гаражей (стоянок).

1.2. При получении проектной документации на согласование, необходимо проверить полноту представленных на рассмотрение материалов, а именно, при рассмотрении генплана, проекта пригородной зоны, ПДП жилых и промышленных районов - наличие в пояснительной записке разделов об организации транспорта с расчетом перспективной численности парка и выделяемых для них площадей, а также схемой размещения объектов автотранспорта внутри и за пределами городской черты в соответствии с п. 1.4 ВСН 15-73 "Временные указания по размещению стоянок, гаражей и предприятий технического обслуживания легковых автомобилей в городах и других населенных пунктах".

1.3. При рассмотрении генеральных планов городов, в разделе "Организация транспорта" следует проверить, соответствует ли вместимость проектируемых гаражей и автостоянок расчету перспективной численности автомобилей, в том числе и ожидаемому уровню автомобилизации (обеспеченности населения индивидуальными автомобилями) с учетом размеров города, его природно-климатических условий и существующей обеспеченности индивидуальными автомашинами в соответствии с п. 8.2 главы СНиП II-60-75 "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов".

При этом в проекте на расчетный срок должна быть предусмотрена, по возможности, 100% обеспеченность проектируемого парка автомашин гаражами и стоянками для постоянного хранения автомобилей. Расчет мест для постоянного хранения автомобилей должен быть проверен по таблице 2 п. 2.2 ВСН 15-73.

1.4. При рассмотрении генплана необходимо уточнить также расчеты площади, необходимой для размещения постоянных и временных гаражей и стоянок в отдельных функциональных зонах города (жилой, промышленной, коммунально-складской) и проверить правильность суммарных подсчетов по городу в целом, отраженных в балансе территории города в соответствии с табл. 54, п. 8 и табл. 55 п.п. 10 и 16 главы СНиП II-60-75.

При этом на 1-ю очередь строительства рекомендуется обеспечивать 50% существующего автопарка земельными участками для постоянного хранения автомобилей и 50% - для временного хранения автомашин.

Примечание. В случаях невозможности строительства гаражей в указанные сроки необходимо проверить, зарезервированы ли необходимые территории для их размещения.

1.5. При рассмотрении ПДП жилых, коммунально-складских, промышленных районов города, проекта пригородной зоны и ПДП оздоровительных комплексов, необходимо проверить насколько представленные проектные материалы соответствуют решениям, принятым генпланом города (обеспеченность автомашинами в пересчете на одного жителя, расчеты площади участков и пр.).

Все случаи отклонения рассматриваемых проектных решений от принятых в генплане должны быть обоснованы в пояснительной записке к ПДП и подробно рассмотрены органами и учреждениями санэпидслужбы. Отношение санэпидслужбы к допущенным отклонениям от генплана должно быть отражено в заключении по проекту детальной планировки.

С гигиенической точки зрения при этом является нежелательным увеличение числа мест и площади участков объектов постоянного и временного хранения автомашин в жилой зоне за счет ведомственного и коммунального транспорта и преуменьшение этих же цифр в промышленной и коммунально-складской зонах города.

1.6. Проверка расчетов вместимости и площади земельных участков в ПДП отдельных районов производится также, как и при рассмотрении генеральных планов (см. п.п. 1.3 и 1.4 настоящих Указаний).

1.7. При отводе участка для размещения гаражей разного назначения органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы должны требовать от проектных организаций следующие материалы:

- выкопировку с карты топографической съемки района (с ПДП жилого района, микрорайона) с обозначением границ участка и контура здания гаража, трассировки проездов и благоустройства прилегающей территории в масштабе 1:1000-2000;

- техно-рабочий чертеж здания гаража или стоянки в масштабе 1:200 и 1:500 (план и разрезы);

- схему вентиляции и другого санитарно-технического оборудования гаража;

- пояснительную записку с характеристикой объемно-планировочных решений здания гаража, описания режима использования и условий работы отопительно-вентиляционных систем гаража.

1.8. При отводе участка для размещения гаражей и стоянок в жилой зоне или в случае примыкания к жилым районам или местам массового отдыха, следует запросить у проектной организации дополнительно специальные акустические расчеты, расчеты предполагаемых объемов выброса и условий рассеивания вентиляционных газов (с учетом существующего фона). Акустические расчеты выполняются по формулам, приведенным в таблице СН 245-71 "Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий".

В основу расчетов ожидаемого загрязнения воздушного бассейна должно быть положено количество вредных газов и паров, согласно приложению 2 к главе СНиП II-93-74 "Предприятия по обслуживанию автомобилей. Нормы проектирования".

II. Размещение гаражей и стоянок

2.1. Ведомственные и коммунальные гаражи с техническим обслуживанием должны размещаться в специально создаваемых промышленных, коммунально-складских или транспортных зонах города.

Таксомоторные и междугородние автобусные парки с круглосуточным режимом работы, автоколонны и ведомственные гаражи вместимостью более 500 машино-мест должны быть обеспечены обособленными земельными участками в соответствии с показателями, приведенными в таблице 55 п. 10.16 главы СНиП II-60-75.

2.2. В общественно-деловом центре города допускается размещать ведомственные гаражи малой и средней вместимости (до 250 машино-мест), а большей вместимости в промзонах.

2.3. На территории жилых районов и микрорайонов допускается размещать гаражи-стоянки для машин индивидуальных владельцев.

В жилых районах и местах массового отдыха населения не допускается размещать гаражи ведомственного назначения независимо от их вместимости.

2.4. Стоянки для временного размещения автомобилей могут размещаться во всех функциональных зонах города. Размещение стоянок для автомобилей у общественных зданий и промышленных предприятий допускается при условии обеспечения их надлежащими участками согласно табл. 54 п. 10.8 главы СНиП II-60-75 и санитарными разрывами до жилых и общественных зданий.

2.5. Величина разрывов от границы участка отдельно стоящих наземных и полуподземных гаражей, а также от всех видов открытых стоянок до жилой застройки устанавливается в соответствии с п. 8.4 СН 245-71 для ведомственных и коммунальных гаражей и табл. 57 п. 10.21 главы СНиП II-60-75 для гаражей и стоянок индивидуальных машин.

При устройстве подземных гаражей величина санитарно-защитной зоны от ворот гаража до жилых зданий может быть уменьшена до 10-15 м при условии размещения гаражей-стоянок в примагистральной полосе и устройства рациональной системы вентиляции.

III. Объемно-пространственное решение

3.1. Этажность зданий гаражей, расположенных во всех функциональных зонах города, кроме жилых районов и мест массового отдыха, не ограничивается. Рекомендуется применять многоярусные здания и сооружения как с заглублением, так и без него.

Этажность гаражей, размещаемых в жилых районах и местах массового отдыха, следует ограничивать исходя из расчетов максимальной обеспеченности населения и отдыхающих машинами индивидуального пользования, при условии выделения надлежащих санитарно-защитных зон. Гаражи-стоянки в указанных зонах рекомендуется размещать преимущественно в подземном пространстве.

Для размещения подземных гаражей целесообразно максимально использовать имеющиеся на территории города перепады рельефа, в том числе долины ручьев, овраги, карьеры, карстовые воронки.

Примечание. При использовании подземного пространства для ведомственных и коммунальных гаражей, посты технического обслуживания и прочие помещения с производственными вредностями должны размещаться в наземной части здания.

3.2. Гаражи и стоянки не допускается размещать в подвальных, полуподвальных и первых этажах жилых зданий, учреждениях здравоохранения, школах, детских учреждениях и других зданиях общественно-культурного назначения.

3.3. Внутренняя планировка зданий и сооружений автотранспорта должна соответствовать технологическим и планировочным требованиям главы СНиП II-93-74 и ВСН 15-73. Основное внимание при этом следует обратить на выполнение требований п.п. 3.6; 3.7; 3.19 главы СНиП II-93-74 об изоляции помещений гаражей от помещений другого назначения, об условиях пристройки гаражей к общественным зданиям и об изолированном хранении автомобилей, работающих на газовом топливе и приспособленных для перевозки вредных или опасных веществ.

3.4. Створы ворот гаражей должны быть ориентированы в сторону магистрали или в сторону торцов жилых зданий, не имеющих окон.

В подземных гаражах-стоянках для индивидуальных машин, размещаемых в жилых районах, или ведомственных гаражах, размещаемых в деловом центре города, пандусы для въезда и выезда должны размещаться внутри гаража или под землей. При отсутствии такой возможности вдоль пандусов необходимо предусмотреть шумозащитные устройства (древесно-кустарниковые насаждения, откосы и пр.). Выбор шумозащитных средств должен производиться на основе акустических расчетов.

IV. Благоустройство и озеленение земельных участков гаражей и стоянок

4.1. Подъезды к гаражам и гаражам-стоянкам, размещаемым в деловом центре или в жилых районах, рекомендуется осуществлять на местных проездах, трассируемых вдоль магистральных улиц. Для проезда к гаражу не рекомендуется использовать специально устроенные прогулочные набережные.

Не допускается совмещать подъезды к гаражам и стоянкам с пешеходными дорожками внутри жилых микрорайонов, в местах массового отдыха и в крупных спорткомплексах.

4.2. По границам территорий гаражей и стоянок следует предусматривать ограждение в соответствии с п. 2.1 главы СНиП II-93-75. Территория должна иметь уклоны и твердое покрытие, отвечающие требованиям п. 2.8 главы СНиП II-93-75 для обеспечения беспрепятственного стока поверхностных вод.

4.3. Вокруг участков гаражей и стоянок рекомендуется предусматривать защитные многорядные (2-3 ряда) полосы из деревьев и кустарников, шириной не менее 10 м.

Примечание. Площадь проездов к гаражу, пандусов и зеленых полос не входит в расчет площади зеленых участков гаражей (см. примечание п. 10.12 главы СНиП II-60-75).

4.4. Непосредственно над перекрытием подземных гаражей рекомендуется устройство газонов и других видов партерного озеленения.

Территория над подземными гаражами может быть использована для размещения хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок, при условии рационального размещения вентиляционных шахт и устройства специальных дорожных покрытий.

V. Дополнительные требования к гаражам-стоянкам

5.1. Гаражи-стоянки, предназначенные для индивидуальных машин, должны размещаться в зоне хозяйственно-коммунального назначения жилых районов и микрорайонов или между группами жилых домов с соблюдением санитарных разрывов до жилых и общественных зданий в соответствии с таблицей 57, п. 10.21 главы СНиП II-60-75.

5.2. Гаражи-стоянки индивидуальных машин могут быть наземными, полуподземными и подземными.

5.3. Гаражи-стоянки индивидуальных машин предназначаются только для хранения автомобилей. Производство в них ремонтно-регулировочных работ не допускается.

5.4. Устройство сквозных проездов к гаражу-стоянке через территорию микрорайона не допускается. Въезды и выезды из таких гаражей должны предусматриваться на улицы и дороги местного значения или магистральные улицы районного значения согласно п. 10.3 главы СНиП II-60-75.