РД 03112194-1014-97 (с изм. 1 2000)

АВТОБУСЫ

УСТАНОВКА НА АВТОБУСЫ ГАЗОБАЛЛОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА КОМПРИМИРОВАННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ (КПГ). ПРИЕМКА И ВЫПУСК ПОСЛЕ УСТАНОВКИ. ИСПЫТАНИЕ ГАЗОТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РД 03112194-1014-97

Срок действия - с 1 мая 1997 года

до 1 апреля 2000 года

Внесено Изменение № 1, утвержденное Минтрансом РФ 20.11.2000

Настоящие технические условия (ТУ) распространяются на городские, пригородные автобусы и автобусы общего и местного назначения, находящиеся в эксплуатации и предназначенные для переоборудования в газобаллонные, работающие на компримированном (сжатом) природном газе (сокращенно - КПГ), в том числе:

- с искровой системой зажигания ("газовые автобусы" - сокращенно ГАИСЗ);

- с воспламенением газовоздушной смеси в цилиндрах двигателя от запальной дозы дизельного топлива ("газодизельные автобусы" - ГДА).

Настоящие ТУ устанавливают:

- общие требования к организации переоборудования базовых автобусов в газобаллонные;

- технические требования к автобусам, сдаваемым на переоборудование;

- технические требования к монтажу на автобус газовой аппаратуры, газопроводов и баллонов для КПГ;

- технические требования к автобусам, выпускаемым после переоборудования;

- единые требования к проведению испытаний газотопливных систем питания газобаллонных автобусов;

- единые правила приема автобусов на переоборудование и выдачи их после переоборудования;

- требования, предъявляемые при регистрации, перерегистрации и государственном техническом осмотре переоборудованных газобаллонных автобусов.

Обозначение продукции при заказе: "Переоборудование автобуса _______________________

(наименование модели)

в газобаллонный, работающий на компримированном природном газе".

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ БАЗОВЫХ АВТОБУСОВ В ГАЗОБАЛЛОННЫЕ И ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ ПИТАНИЯ

1.1. Переоборудование автобусов в газобаллонные должно производиться на предприятиях (авторемонтных заводах, производственных комбинатах, станциях технического обслуживания и др.), имеющих:

- соответствующую производственную базу и технологическое оборудование;

- сертификат, выданный аккредитованным органом сертификации услуг населения (ОСУ) на право производства работ по переоборудованию автотранспортных средств в газобаллонные согласно Общероссийского классификатора услуг населению - ОКУН 017603;

- лицензию на право проведения указанных работ, выданную уполномоченным для этих целей государственным органом.

1.2. Испытания газотопливных систем питания газобаллонных автобусов (далее - испытания) производятся по единой технологии согласно Приложению 3 к настоящим ТУ.

1.3. Испытания могут производиться:

1.3.1. Сжатым воздухом на специализированных испытательных пунктах (станциях).

1.3.2. Компримированным природным газом (КПГ) на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) в специально отведенном для этих целей боксе.

1.4. Специализированные пункты или АГНКС, производящие испытания, должны иметь сертификат соответствия (код вида услуги по ОКУН - 017604) и лицензию на проведение указанных работ, выданные органами, перечисленными в пункте 1.1 настоящего документа.

1.5. Работы по переоборудованию базовых автобусов в газобаллонные и испытанию газотопливных систем могут осуществляться как на едином технологическом комплексе, удовлетворяющем вышеуказанным требованиям, так и на различных производственных базах, каждая из которых удовлетворяет соответственно требованиям п. п. 1.1 и 1.4.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОБУСАМ, СДАВАЕМЫМ НА ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ

2.1. На переоборудование принимаются находящиеся в эксплуатации автобусы отечественного или зарубежного производства, имеющие газобаллонную модификацию для работы на КПГ или имеющие опытные образцы газобаллонных автобусов, прошедших в установленном порядке испытания и допущенные к постановке на производство.

2.2. Автобусы, предназначенные для переоборудования, должны быть технически исправны и укомплектованы в соответствии с техническими условиями и документацией предприятия - изготовителя по 1-й комплектности.

К автобусам 1-й комплектности относятся полнокомплектные автобусы с полностью оборудованным салоном, кабиной со всеми составляющими частями, аппаратурой, приборами, арматурой и деталями, предусмотренными конструкцией конкретного автобуса, без комплекта инструментов.

2.3. Перед сдачей на переоборудование автобусы должны пройти техническое обслуживание в полном объеме ТО-2, указанном в "Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" или в "Инструкции по техническому обслуживанию автобуса" данной модели.

2.4. Сдаваемые на переоборудование автобусы должны удовлетворять следующим требованиям:

2.4.1. Кузов автобуса, его несущий каркас, крышка и стойки не должны иметь трещин, механических повреждений, сквозной коррозии, особенно в местах будущего крепления газового оборудования и баллонов.

2.4.2. Наличие ремонтных воздействий (дополнительных сварочных швов, отверстий, накладов) в зонах крепления газовой аппаратуры и баллонов не допускается.

2.4.3. Двигатель автобуса не должен иметь повышенного износа цилиндро - поршневой группы и газораспределительного механизма, выходящего за пределы, определяемые техническими условиями предприятия - изготовителя.

2.4.4. Система искрового зажигания автобуса (при ее наличии) должна быть в технически исправном состоянии.

2.4.5. Топливный насос высокого давления (ТНВД) у автобусов с дизельным двигателем должен иметь двухрежимный регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателя.

2.4.6. ТНВД должен быть проверен и при необходимости отрегулирован на специальном стенде.

2.4.7. Форсунки у автобусов с дизельным двигателем должны быть проверены на герметичность запорного конуса, на величину давления начала подъема иглы, качество распыливания; при необходимости они должны быть отремонтированы или заменены.

Примечание. Результаты проверки и регулировки ТНВД и форсунок должны быть зафиксированы в специальном акте (протоколе) с указанием зафиксированных цифровых значений показателей, которые должны вкладываться в их нормативные значения.

Акт (протокол) должен быть подписан технической службой и утвержден Главным инженером автотранспортного предприятия, сдающим автобус на переоборудование.

2.5. Сдаваемый на переоборудование автобус должен иметь запас топлива в топливном баке в количестве не менее 15 л.

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ АВТОБУСА НА ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ. ПРИЕМО-СДАТОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

3.1. Автобус, предназначенный для сдачи на переоборудование, должен иметь приемо-сдаточный акт.

Форма акта приведена в Приложении 1 к данным ТУ.

3.2. Акт подписывается Главным инженером предприятия - заказчика и скрепляется гербовой печатью.

Примечание. Для автобусов с дизельным двигателем к акту прикладывается протокол проверки ТНВД и топливных форсунок в соответствии с п.п. 2.5.5 - 2.5.7 настоящих ТУ.

3.3. В акте указывается предприятие, осуществляющее переоборудование, № сертификата и лицензии на право производства работ по переоборудованию автотранспортных средств на газовое топливо и решение предприятия о принятии автобуса на переоборудование, которое скрепляется необходимыми подписями и печатью.

3.4. В случае несоответствия технического состояния автобуса требованиям настоящих ТУ автобус на переоборудование не принимается, о чем делается пометка (с указанием причин отказа) в приемо-сдаточном акте.

3.5. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых остается на предприятии, производящем переоборудование автобуса для работы на КПГ, второй - выдается владельцу автобуса.

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОНТАЖУ ГАЗОТОПЛИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ АВТОБУСОВ

4.1. Под газобаллонным оборудованием (сокращенно - ГБО), устанавливаемым на автобус, понимается совокупность агрегатов и элементов, включая баллоны для хранения газа, соединительные трубопроводы и электрооборудование, обеспечивающих работу автобуса на КПГ.

ГБО должно соответствовать требованиям ОСТ 37.001.653-99, ОСТ 37.001.654-99, ОСТ 37.001.655-99, ОСТ 37.001.656-99, ОСТ 37.001.657-99 и конструкторской документации предприятия-изготовителя.

(Измененная редакция, Изм. № 1)

4.2. Установка всех агрегатов и узлов газобаллонного оборудования на автобус должна быть произведена в соответствии с требованиями ОСТ 37.001.653-99 и нормативно-технической документации, разработанной предприятием - изготовителем (разработчиком) комплекта ГБО.

ГБО, устанавливаемое на автобус, должно иметь сертификат соответствия для данного типа автотранспортных средств согласно требованиям ОСТ 37.001.653-99. Применение на автобусах несертифицированного газобаллонного оборудования не допускается.

(Измененная редакция, Изм. № 1)

4.3 - 4.4. Исключены (Измененная редакция, Изм. № 1)

4.5. Баллоны, расположенные на крыше автобуса, должны быть защищены от прямого солнечного излучения, попадания снега и дождя специальным кожухом, обеспечивающим доступ к вентилям на баллонах для проверки герметичности, который одновременно может служить обтекателем воздуха.

4.6. Запрещается устанавливать на автобус баллоны для КПГ:

- с истекшим сроком периодического освидетельствования;

- с неисправными переходниками и вентилями;

- с поврежденным корпусом (трещины, вмятины, коррозии, измененная форма);

- изготовленные из углеродистой стали;

- не соответствующие требованиям окраски и надписей;

- с неразборчивыми паспортными данными;

- не соответствующие конструкторской документации предприятия - изготовителя.

4.7. Газопровод, соединяющий газовые баллоны с газовой аппаратурой, расположенной в моторном отсеке, должен быть цельным по конструкции, т.е. не иметь по всей длине соединительных муфт, кроме присоединительных, и уложен в вентилируемый извне кожух.

4.8. Снаружи газопроводы высокого давления должны быть окрашены масляной краской в красный цвет, не иметь механических повреждений, глубоких рисок, трещин, следов коррозии.

4.9. Соединения газопроводов с переходниками, вентилями и другими элементами газовой аппаратуры должны осуществляться с помощью беспрокладочных ниппельных и других соединений, обеспечивающих герметичность при неоднократных монтажных и демонтажных воздействиях.

4.10. Сварка газопроводов запрещена.

4.11. Газовая аппаратура, устанавливаемая на автобус, по своим параметрам должна обеспечивать полноценную работу двигателя на холостом ходу и во всем диапазоне нагрузочных режимов.

4.12. В конструкции газовой аппаратуры должна быть предусмотрена система управления, защиты и регулирования двигателя при работе в газовом (ГАИСЗ) или газодизельном режимах во всем диапазоне его рабочих режимов (от холостого хода до номинальной мощности).

4.13. Система управления и защиты должна обеспечить прекращение подачи газа при внезапной остановке двигателя, в том числе при включенной системе зажигания.

4.14. Установленная на автобусе газовая аппаратура должна обеспечивать внутреннюю и внешнюю герметичность при рабочем давлении, характерном для данного типа используемой аппаратуры.

4.15. Запорно-предохранительная арматура (вентили расходные, магистральный, наполнительный) должна обеспечивать внутреннюю и внешнюю герметичность при давлении 19,6 МПа (200 кгс/см2).

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОБУСАМ, ВЫПУСКАЕМЫМ ПОСЛЕ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ

5.1. Автобусы после переоборудования должны быть укомплектованы по 1-ой комплектности (см. п. 2.2).

5.2. Узлы и детали автобуса, снятые при переоборудовании, должны быть возвращены владельцу автобуса.

5.3. Установленное на автобусе газотопливное оборудование или составляющие его узлы и агрегаты (п. 4.1), выпущенные промышленностью после 01.01.96, должны иметь сертификаты соответствия согласно требованиям пункта 3.1 нормативного документа ГОСТ Р "Система сертификации механических транспортных средств и прицепов. Порядок сертификации запасных частей и принадлежностей к механическим транспортным средствам и прицепам" и пункта 64 нормативного документа "Перечень запасных частей и принадлежностей к механическим транспортным средствам и прицепам, подлежащих обязательной сертификации с 1 января 1996 г.", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 31 марта 1993 г. № 7, с Изменениями № 1, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 10 марта 1995 г. № 3.

5.4. После установки на автобус газовых баллонов должна быть проверена прочность их крепления в соответствии с требованиями пункта 4.4.

5.5. После проверки прочности крепления баллонов на автобусе должна быть произведена проверка герметичности газовой системы питания под давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2) и опрессовка ("испытания") газотопливного оборудования под давлением последовательно 2,5; 5,9; 10 и 20 МПа (25, 50, 100 и 200 кгс/см2) согласно Методике, изложенной в Приложении 3 к данным ТУ.

5.6. При положительных результатах испытаний газотопливной системы питания (п. 5.4) должна быть проведена регулировка работы газовой аппаратуры автобуса на КПГ в соответствии с инструкцией предприятия - изготовителя.

Кроме организации, осуществляющей установку газовой аппаратуры, ее регулировка может производиться в условиях производственных и автотранспортных предприятий, станции технического обслуживания, специализированных пунктах и постах при АГНКС и т.п., имеющих лицензию на проведение указанных работ и сертификат соответствия на качественное выполнение услуги по коду ОКУН-017601 и 017604.

5.7. Автобус при выдаче Заказчику после переоборудования должен иметь запас нефтяного топлива в топливном баке в объеме не менее 15 л или запас КПГ в баллонах автобуса не менее 5,0 МПа (50 кгс/см2).

6. ПРАВИЛА ВЫДАЧИ АВТОБУСОВ ПОСЛЕ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ. ПРИЕМО-СДАТОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

6.1. Выдача автобуса после переоборудования представителю автотранспортного предприятия - владельцу автобуса производится представителем предприятия, производившего переоборудование автобуса, и оформляется свидетельством о соответствии переоборудованного для работы на компримированном природном газе автобуса требованиям безопасности.

Форма свидетельства приведена в Приложении 2 к данным ТУ.

6.2. После переоборудования для работы на КПГ автобусу присваивается индекс, аналогичный индексу базовой модели автобуса, выпускаемой промышленностью, с припиской на конце букв "ГП" ("газ природный"). Например, базовый автобус - модель "Икарус-283", после переоборудования в газобаллонный для работы с использованием КПГ - модель "Икарус-283 ГП".

Новый индекс газобаллонного автобуса на КПГ отмечается в выдаваемом свидетельстве (Приложение 2).

6.3. Свидетельство (Приложение 2), выдаваемое представителю автотранспортного предприятия - владельца автобуса, должно содержать и результаты испытаний газотопливного оборудования согласно п. 5.4 настоящих ТУ.

Эта часть свидетельства должна быть оформлена представителем предприятия, производившего испытания газотопливного оборудования автобуса (его опрессовку), и заверена печатью.

6.4. Свидетельство (Приложение 2) оформляется в 4-х экземплярах:

- один экземпляр остается на предприятии, производившем переоборудование автобуса;

- один экземпляр остается на станции (пункте) или АГНКС (п. 1.3), производившей испытания газотопливного оборудования автобуса согласно п. 5.4;

- два экземпляра выдаются представителю автотранспортного предприятия - владельца автобуса для последующей его регистрации в ГИБДД МВД РФ.

6.5. К переоборудованному автобусу должна выдаваться инструкция (руководство) по эксплуатации автобуса на КПГ.

7. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ, ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОСМОТРЕ ПЕРЕОБОРУДОВАННЫХ АВТОБУСОВ

7.1. Регистрация, перерегистрация переоборудованных газобаллонных автобусов осуществляется в порядке, установленном "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", и представлении в регистрационные органы ГИБДД МВД РФ соответствующих документов на транспортные средства, а также "Свидетельства о соответствии переоборудованного для работы на компримированном природном газе автобуса требованиям безопасности" (Приложение 2).

7.2. На переоборудованный автобус выдаются соответствующие регистрационные документы, а в разделы "Особые отметки" вносится запись "Переоборудован для работы на природном газе".

7.3. Проведение государственного технического осмотра переоборудованных газобаллонных автобусов осуществляется в порядке, установленном "Правилами проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в Российской Федерации".

8. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

8.1. Доставка автобусов на предприятие, осуществляющее переоборудование, и на станции (пункты) по испытаниям топливных систем (или АГНКС) производится владельцами транспортных средств.

Перегон автобуса от пункта переоборудования до пункта опрессовки, если эти пункты расположены обособленно, осуществляется организацией, выполняющей переоборудование.

8.2. Хранение автобусов на предприятиях, осуществляющих переоборудование, и на станциях (пунктах) испытаний топливных систем (или АГНКС) безгаражное.

9. УКАЗАНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ (ПРИМЕНЕНИЕ)

9.1. Эксплуатация переоборудованных автобусов для работы на КПГ, их обслуживание, а также требования безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании должны выполняться в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации, приложенной к автобусу.

10. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

10.1. Гарантии на баллоны для КПГ, газовые редукторы и другие агрегаты и приборы газотопливной системы питания даются предприятиями - изготовителями этих изделий в соответствии с утвержденными на них стандартами или техническими условиями.

10.2. Гарантийный срок исчисляется с момента приемки автобуса заказчиком.

Приложение 1

к РД 03112194-1014-97

АКТ № ______________

ПРИЕМКИ - СДАЧИ АВТОБУСОВ НА ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ НА КОМПРИМИРОВАННОМ (СЖАТОМ) ПРИРОДНОМ ГАЗЕ

Город __________________        Дата __________________

Автотранспортное пассажирское предприятие ________________________________________

________________________________________________________________________________

(наименование предприятия, адрес, телефон, факс)

Модель автобуса ____________________; Гос. номерной знак __________________________;

Год выпуска ________________________; Шасси № __________________________________;

Двигатель, мод. ________________ № ______________, система питания _________________

__________________, тип ТВДН* ____________________________, № __________________;

____________________

* Для автобусов с дизельными двигателями.

Пробег автобуса с начала эксплуатации, км __________________________________________;

Комплектация автобуса соответствует ТУ ___________________________________________

Количество и номера шин, _________________________ шт. № ... № ____________________,

запасное колесо № _______________________________________________________________

Техническое состояние кузова ____________________________, рамы ___________________,

крыши _________________, кабины водителя _________________, салона ________________.

Особые отметки _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Приложение. Протокол проверки ТВНД и топливных форсунок на ____ листах, в одном экземпляре.

Гл. инженер предприятия - заказчика ____________ ___________________________________

(подпись)                         (фамилия, И.О.)

М.П.

Предприятие, осуществляющее переоборудование ____________________________________

________________________________________________________________________________

(наименование предприятия, адрес, телефон, факс)

Сертификат _____________________________________________________________________

(ОКУН 017603, №, дата выдачи, срок действия)

Лицензия _______________________________________________________________________

(№, дата выдачи, срок действия)

Решение предприятия по переоборудованию _________________________________________

________________________________________________________________________________

(автобус принят (не принят), если не принят причины (указать конкретно))


Представитель предприятия

____________________

_______________

_____________________

(должность)

(подпись)

(фамилия, И.О.)

М.П.




Представитель заказчика

____________________

_______________

_____________________

(должность)

(подпись)

(фамилия, И.О.)

М.П.




Приложение 2

Форма 2а

к РД 03112194-1014-97

СВИДЕТЕЛЬСТВО № _________

О СООТВЕТСТВИИ ПЕРЕОБОРУДОВАННОГО ДЛЯ РАБОТЫ НА КОМПРИМИРОВАННОМ (СЖАТОМ) ПРИРОДНОМ ГАЗЕ АВТОБУСА ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ

Город __________________        Дата __________________

Предприятие, проводившее переоборудование _______________________________________

________________________________________________________________________________

(наименование, адрес, телефон, факс)

Модель автобуса:

- до переоборудования ____________________________________________________________

- после переоборудования _________________________________________________________

шасси № _______________________, двигатель, мод. _________________ № ______________.

1. Автобус переоборудован для работы на КПГ и имеет комплектацию согласно акта сдачи - приемки автобуса на переоборудование (форма 1) от ____________________________________.

(дата, номер акта)

2. Автобус укомплектован газотопливной аппаратурой в соответствии с конструкторской и технологической документацией предприятия изготовителя

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

(наименование предприятия - изготовителя, адрес, телефон, факс)

Сертификат* на газотопливное оборудование ________________________________________.

(№ сертификата, дата выдачи)

____________________

* Относится к газотопливному оборудованию выпуска после 01.01.1996.

3. Количество газовых баллонов _______ шт., их № ____________,

Прочность крепления баллонов соответствует Техническим требованиям РД

________________________________________________________________________________

4. Станция (пункт) испытания топливной системы питания газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

(наименование, адрес, телефон, факс)

5. Проведена проверка герметичности газовой системы питания давления 1 МПа (10 кГс/см2) и опрессовка под давлением последовательно 2,5; 5,0; 10,0 и 20 МПа (25, 50, 100 и 200 кГс/см2) и вакуумирование*).

____________________

* Вакуумирование баллонов производится только при испытании газотопливного оборудования сжатым воздухом (см. п. 1.3 ТУ).


Представитель станции

____________________

_______________

_____________________

(должность)

(подпись)

(фамилия, И.О.)

М.П.

_____________




(дата)



Автобус получен представителем предприятия - заказчика по доверенности

________________________________________________________________________________

(№ доверенности, дата)

М.П.

Представитель предприятия, производившего переоборудование автобуса

__________________

_______________

_________________

(должность)

(подпись)

(фамилия, И.О.)

М.П.

_____________




(дата)




Представитель заказчика

__________________

_______________

_________________

(должность)

(подпись)

(фамилия, И.О.)

М.П.




Свидетельство принимается ГИБДД МВД РФ как одно из оснований для перерегистрации газобаллонного автобуса, переоборудованного для работы на компримированном (сжатом) природном газе.

Приложение 3

к РД 03112194-1014-97

МЕТОДИКА

ИСПЫТАНИЙ ГАЗОТОПЛИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ АВТОБУСОВ, РАБОТАЮЩИХ НА КПГ

1. Подготовка автобуса к испытаниям смонтированного газотопливного оборудования

1.1. Полностью укомплектованный и вымытый автобус перегнать на станцию (пункт) испытаний газотопливного оборудования (ГТО) и установить на рабочее место для проведения испытаний*.

____________________

* На АГНКС - специально выделенный бокс.

1.2. Закрыть наполнительный, магистральный и расходные вентили на баллонах.

1.3. Подготовить пост подачи сжатого воздуха (или КПГ)* к работе (по специальной инструкции).

1.4. Отвернуть заглушку ("колпачок") с патрубка наполнительного вентиля (левая резьба).

1.5. Подсоединить шланг подачи сжатого воздуха (или КПГ)* к наполнительному вентилю системы газового питания.

2. Проверка на герметичность

2.1. Подать с поста сжатый воздух (или КПГ)* давлением 1,0 - 1,2 МПа (10 - 12 кгс/см2) и проверить омыливанием (или с помощью течеискателя)* герметичность соединения заправочного шланга с наполнительным вентилем.

В случае негерметичности открыть вентиль сброса воздуха (газа)* на посту и после стравливания давления до нуля устранить негерметичность путем подтягивания резьбовых соединений либо заменой уплотнителя.

Повторить проверку герметичности подсоединения заправочного шланга к наполнительному вентилю.

2.2. Открыть наполнительный и расходные вентили баллонов и постепенно начать заполнение систем питания двигателя сжатым воздухом (или КПГ)* до давления 1,0 МПа (10 кгс/см2).

2.3. При достижении давления в системе 1,0 МПа прекратить подачу сжатого воздуха (КПГ)*, по истечении 2 - 3 минут начать проверку на герметичность.

2.4. Омыливанием (или с помощью течеискателя)* проверить:

- все соединения наполнительного вентиля;

- соединения расходных вентилей баллонов;

- соединения крестовин, переходников, угольников, манометра, установленных на баллонах;

- соединения трубопроводов.

Во всех случаях при обнаружении утечек открыть вентиль сброса воздуха (КПГ)* на посту и сбросить давление из системы до нуля.

____________________

* При испытаниях на АГНКС.

Устранить утечки путем подтягивания резьбовых соединений или заменой уплотнителей, деталей и узлов газовой системы питания двигателей.

Повторить проверку на герметичность согласно п. п. 2, 3 настоящего раздела.

2.5. Проверить внутреннюю герметичность магистрального вентиля при давлении в системе 1,0 МПа. С этой целью:

- включить зажигание;

- установить переключатель вида топлива на панели кабины в положение "газ".

При герметичности магистрального вентиля на манометре двухступенчатого редуктора низкого давления при этом не должно наблюдаться перемещения стрелки. В случае пропуска газа через магистральный вентиль стрелка манометра должна показать наличие давления в двухступенчатом редукторе низкого давления.

После проверки выключить зажигание, установить переключатель вида топлива в положение "бензин" или "дизтопливо"*.

____________________

* В зависимости от типа двигателя автобуса.

2.6. Проверить герметичность соединений от магистрального вентиля до электромагнитного запорного клапана газового фильтра. С этой целью:

- медленно открыть магистральный вентиль;

- путем омыливания (или с помощью течеискателя)* проверить соединения (у магистрального вентиля), у редуктора высокого давления (следует омылить весь редуктор), у электромагнитного запорного клапана и трубопроводов у кронштейна под полом кабины.

2.7. Проверить герметичность газовой системы на участке от электромагнитного клапана до двухступенчатого редуктора низкого давления. С этой целью:

- включить зажигание;

- установить переключатель вида топлива в положение "газ";

- омыливанием проверить все соединения от клапана до редуктора;

- выключить зажигание.

2.8. Проверить работу электромагнитного клапана нефтяной системы питания. С этой целью:

- поставить переключатель вида топлива в положение "бензин" или "дизтопливо"*;

____________________

* При испытаниях на АГНКС.

- включить зажигание и запустить двигатель на нефтяном топливе;

- поставить переключатель вида топлива в среднее положение "0".

После кратковременной работы двигатель должен заглохнуть.

2.9. Проверить работу двухступенчатого редуктора низкого давления. С этой целью, после того как двигатель заглох (п. 2.8), установить переключатель вида топлива в положение "газ". При этом стрелка манометра низкого давления должна показать наличие давления около 0,2 МПа (2 кгс/см2).

2.10. Выключить зажигание.

3. Опрессовка газобаллонной аппаратуры

3.1. Убедившись в герметичности газовой системы питания автомобиля при давлении 1,0 МПа, увеличить давление подаваемого воздуха (или КПГ)* на посту и довести давление в системе автомобиля до 2,5 МПа (25 кгс/см2) по показателям контрольного манометра поста.

3.2. Прекратить подачу сжатого воздуха (КПГ)* и проверить соответствие показаний манометра высокого давления автобуса с показаниями контрольного манометра поста.

3.3. Провести проверку герметичности системы согласно п. п. 4, 5, 6, 7, 9 раздела 2. При этом при проверке п. 9 после п. 7 зажигание не выключать.

3.4. Убедившись в герметичности всей газовой системы питания при давлении 2,5 МПа, провести окончательную опрессовку газобаллонной аппаратуры. С этой целью согласно п. 1 настоящего раздела последовательно повышать давление в баллонах автобуса до величины 5, 10, 20 МПа (50, 100, 200 кгс/см2), проверяя при этом каждый раз соответствие показаний манометра высокого давления на автобусе показаниям контрольного манометра поста.

При каждой ступени давления воздуха (КПГ)* проверять герметичность соединения согласно п. 4 раздела 2.

3.5. После окончания опрессовки на давление 20 МПа закрыть наполнительный вентиль.

3.6. Отсоединить шланг подачи сжатого воздуха (или КПГ)* от наполнительного вентиля.

____________________

* При испытаниях на АГНКС.

3.7. Омылить выходное отверстие в резьбовых соединениях наполнительного вентиля. Вентиль должен быть герметичным.

3.8. При опрессовке газотопливного оборудования автобуса сжатым воздухом проделать следующие операции:

3.8.1. Подсоединить к наполнительному вентилю устройство специального отводящего воздухопровода. Медленно открыть наполнительный вентиль и выпустить сжатый воздух из системы - показания манометра на баллоне должны снизиться до нуля.

3.8.2. Закрыть наполнительный вентиль.

3.8.3. Отсоединить от наполнительного вентиля отводящий воздухопровод.

3.8.4. Произвести вакуумирование баллонов, с этой целью подсоединить к наполнительному вентилю шланг вакуум - насоса (вакуумной установки), закрыть магистральный вентиль и произвести откачку воздуха из баллонов до давления не менее 0,01 МПа (0,1 кгс/см2), после чего баллонные вентили закрыть и шланг от наполнительного вентиля отсоединить*.

____________________

* Вакуумирование может быть заменено продувкой баллонов природным газом (по специальной инструкции) при первой заправке автобуса газом на газонаполнительной компрессорной станции.

3.9. Сделать отметку в техдокументации автобуса о проверке газовой системы питания на герметичность и ее опрессовке (форма 2).

3.10. Завести двигатель и перегнать автобус на площадку для сдачи заказчику.