РД 07-17-2008

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

ПОЛОЖЕНИЕ О НАДЗОРЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

РД-07-17-2008

Дата введения - с 10 февраля 2009 г.

УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2008 г. № 892

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение о надзоре за обеспечением физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" от 21.11.95 № 170-ФЗ (в ред. федеральных законов от 10.02.1997 № 28-ФЗ, от 10.07.2001 № 94-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 28.03.2002 № 33-ФЗ, от 11.11.2003 № 140-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 с изменениями, предусмотренными постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 23, от 29.05.2006 № 335, от 14.12.2006 № 767, от 29.05.2008 № 404), Правилами физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ (НП-034-01) и нормативными правовыми актами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Служба) в области надзора за безопасностью при использовании атомной энергии.

2. Положение устанавливает порядок организации и осуществления надзора за физической защитой радиационных источников, радиоактивных веществ (в том числе радиоактивных отходов), пунктов хранения радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов (далее физическая защита), проводимого Службой в поднадзорных организациях и при транспортировании радиационных источников и радиоактивных веществ.

3. Требования Положения обязательны для структурных подразделений центрального аппарата Службы, ее межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее территориальные управления Службы) и подведомственных ей организаций, привлекаемых к проведению инспекций физической защиты.

4. Надзор за физической защитой (далее надзор) представляет собой деятельность центрального аппарата Службы и территориальных управлений Службы по проверке физической защиты.

5. Основными задачами надзора являются:

- проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, и персоналом поднадзорных организаций требований федеральных и иных нормативных актов по физической защите;

- проверка соблюдения руководством поднадзорных организаций требований к физической защите, предусмотренных условиями действия лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

- предоставление в установленном порядке заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и организациям, в чьем ведении находятся радиационно опасные объекты, информации о состоянии физической защиты и выполнении руководством поднадзорных организаций требований нормативных актов по физической защите.

6. Перечень основных документов, используемых при осуществлении надзора, приведен в приложении к Положению.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ

7. Надзор должен осуществляться на всех этапах жизненного цикла радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов (далее пункты хранения), в том числе в процессе транспортирования радиоактивных веществ, радиационных источников.

8. Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой осуществляет в установленном порядке следующие функции по надзору:

- организует и принимает участие в осуществлении надзора;

- организует проведение проверок (инспекций) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в области использования атомной энергии и участвует в таких проверках (инспекциях);

- осуществляет методическое руководство деятельностью территориальных управлений Службы по осуществлению надзора.

9. Территориальные управления Службы организуют и осуществляют надзор в поднадзорных им организациях.

10. К участию в проведении инспекций могут привлекаться организации, подведомственные Службе.

3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАДЗОРА ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ

11. Надзор за выполнением установленных требований по физической защите федеральными органами исполнительной власти и органами управления использованием атомной энергии осуществляется путем получения от них необходимой информации на основании письменных запросов Службы.

12. Надзор за выполнением установленных требований поднадзорными организациями осуществляется в основном путем проведения инспекций.

13. Надзор за физической защитой предусматривает:

- проверку наличия необходимых действующих лицензий на виды деятельности в области использования атомной энергии и выполнения условий их действия в части требований к физической защите;

- проверку физической защиты на предмет ее соответствия требованиям нормативных правовых актов федерального уровня, в том числе выполнения требований:

к организационным мероприятиям физической защиты;

к инженерно-техническим средствам физической защиты;

к действиям подразделений охраны;

- проверку выполнения предписаний об устранении нарушений, выданных территориальными управлениями Службы;

- анализ состояния физической защиты и выявленных нарушений;

- выяснение существующих проблем и препятствий в осуществлении физической защиты;

- подготовку акта инспекции и при необходимости применение санкций.

14. Формами осуществления надзора являются:

- получение и анализ информации о состоянии физической защиты в поднадзорных организациях;

- проведение инспекций (проверок) и анализ их результатов;

- применение установленных законодательством Российской Федерации санкций в случаях выявления нарушений требований в области физической защиты.

15. Инспекции физической защиты проводятся:

- при рассмотрении заявлений о выдаче лицензий Службы (решение о необходимости проведения инспекции должно приниматься применительно к каждому конкретному случаю);

- в процессе осуществления организациями деятельности в области использования атомной энергии: по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации радиационного источника или пункта хранения и по обращению с радиоактивными веществами.

16. Инспекции проводятся в целях:

- проверки соблюдения эксплуатирующими организациями и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии, требований к физической защите;

- принятия Службой и ее территориальными управлениями необходимых мер по выявлению и своевременному устранению нарушений в осуществлении физической защиты;

- проверки полноты и достоверности информации о физической защите, представляемой в территориальные управления Службы;

- оценки возможностей и наличия условий у заявителей лицензий для осуществления лицензируемой деятельности в части осуществления физической защиты.

17. Инспекции физической защиты подразделяются на целевые, оперативные и осуществляемые в процессе проведения комплексных инспекций, а также могут быть плановыми и внеплановыми.

Комплексная инспекция предусматривает проверку осуществления разных видов деятельности, в том числе физической защиты.

Целевая инспекция, в отличие от комплексной, предусматривает проверку вопросов только в области физической защиты.

Оперативная инспекция предусматривает проверку соблюдения требований для оперативного принятия мер по устранению нарушений. Она организуется в территориальных управлениях Службы по указанию начальников отделов инспекций, осуществляющих надзор за физической защитой, и проводится инспектором или группой инспекторов. Допускается проведение оперативной инспекции без программы.

Целевая инспекция должна проводиться не реже одного раза в 2 года, оперативная инспекция по мере необходимости (для проверки выполнения предписаний в установленные сроки, проверки инженерно-технических средств физической защиты (далее ИТСФЗ) на соответствие проектной документации в случае изменения состава ИТСФЗ и проверки других вопросов, определяемых начальниками отделов, указанных в предыдущем абзаце).

Плановые инспекции проводятся на основании годовых комплексных планов работы Службы, годовых и месячных планов работ территориальных управлений Службы.

Внеплановые инспекции проводятся в связи с нарушениями или значительными изменениями в области физической защиты и в других случаях по решению руководства Службы и ее территориальных управлений.

18. О проведении плановых инспекций территориальные управления Службы заранее уведомляют инспектируемые организации и при необходимости (в случае проверки ИТСФЗ или подразделений охраны) руководство подразделений охраны.

Программа инспекции должна быть представлена инспектируемой организации не позднее чем за 15 дней до начала инспекции.

Уведомления о проведении внеплановых инспекций могут осуществляться непосредственно перед началом инспекций.

19. Инспекции (кроме оперативных) могут проводиться комиссией центрального аппарата Службы, назначаемой приказом руководителя Службы, или комиссией территориального управления Службы, назначаемой приказом руководителя этого управления.

В приказе определяются персональный состав комиссии (председатель и ее члены),  сроки  работы  комиссии,  а также федеральные органы исполнительной власти, органы управления использованием атомной энергии и организации (помимо инспектируемой), которым следует направить акт о результатах проведенной инспекции.

Инспекция может также проводиться группой инспекторов или инспектором, назначаемыми приказом руководителя территориального управления Службы или распоряжением начальника отдела инспекции.

20. Если мероприятия по проведению инспекции затрагивают вопросы, связанные с охраной, то в таких случаях соответствующие проверки проводятся с участием представителей руководства подразделений охраны.

Вручение предписания указанным лицам запрещается.

21. При проверке ИТСФЗ и действий подразделений охраны запрещается использовать метод провокаций (проведение каких-либо проверок без согласования с руководством подразделений охраны).

22. Каждая инспекция вне зависимости от ее вида включает в себя следующие этапы:

- подготовку к проведению инспекции;

- проведение инспекции;

- оформление документов по результатам инспекции.

23. Надзор за физической защитой радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов их хранения на ядерных объектах должен быть скоординирован с надзором за физической защитой ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

На ядерных объектах целевые инспекции физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов их хранения должны, как правило, проводиться в рамках целевых инспекций по надзору за физической защитой ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИНСПЕКЦИЙ И САНКЦИИ

24. Результаты инспекций оформляются:

- при комплексных инспекциях отдельным разделом акта инспекции;

- при целевых и оперативных инспекциях актом инспекции.

25. В случае обнаружения нарушений требований в области физической защиты, невыполнения условий действия лицензий Службы оформляется предписание об устранении нарушений.

Кроме того, должностные лица Службы имеют право:

- приостанавливать и прекращать действие выданных организациям лицензий Службы на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии и выданных работникам разрешений на право ведения работ в указанной области;

- при наличии законодательно предусмотренных оснований привлекать к административной ответственности организации, должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, направлять правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий, определенных разрешениями (лицензиями), выданными органами регулирования, содержащих признаки преступлений, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации.

26. Служба может также применять другие санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. При проведении инспекции нельзя оставлять без внимания обнаруженные нарушения по вопросам, связанным с физической защитой, но не включенным в рабочую программу инспекции.

28. Решение об отнесении информации, содержащейся в актах инспекций и в предписаниях, к сведениям, составляющим государственную тайну, принимается председателем комиссии или, если комиссия не была создана, лицом, ответственным за проведение инспекции, по согласованию с руководством поднадзорной организации на основании действующего для этой организации перечня сведений.

29. Не допускается выдача предписаний, изменяющих сроки выполнения и содержание работ (мероприятий), предусмотренных условиями действия лицензий, а также выдача повторных предписаний при невыполнении ранее выданных.

30. Территориальное управление Службы, выдавшее предписание, должно контролировать его выполнение.

31. Неисполнение в установленные сроки требований предписаний влечет за собой применение санкций.

32. Приостановление и прекращение действия лицензий осуществляется согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии (постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.97 № 865 с изменениями, предусмотренными постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 № 731, от 01.02.2005 № 49, от 26.01.2007 № 50).

33. Порядок приостановления и прекращения действия разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии определяется соответствующими нормативными правовыми актами Службы.

34. Учет, обобщение и анализ состояния физической защиты осуществляются:

- отделами территориальных управлений Службы, осуществляющими надзор;

- территориальными управлениями Службы.

35. Территориальные управления Службы в установленном порядке представляют отчеты о состоянии физической защиты в Службу. Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла,  ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой готовит материалы для включения в соответствующие разделы годового отчета о деятельности Службы, а также в справки Службы о состоянии ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации.

Порядок подготовки и представления отчетов определяется Инструкцией по отчетности в системе Госатомнадзора России о надзоре за состоянием учета и контроля ядерных материалов и физической защиты (РД-08-14-2002).

36. Информация о состоянии физической защиты, включаемая в отчеты, должна содержать:

- сведения организаций о состоянии физической защиты;

- сообщения организаций о несанкционированных действиях в отношении радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ, транспортных средств, перевозящих радиоактивные вещества или радиационные источники, и в отношении ИТСФЗ;

- сведения о состоянии физической защиты, получаемые Службой от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридических лиц, в чьем ведении находятся поднадзорные организации, а также от других организаций;

- результаты инспекций;

- результаты экспертиз документов, связанных с вопросами физической защиты.

37. Информация о состоянии физической защиты используется при планировании инспекций и в процессе их проведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ,  РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

1. Федеральный закон от 21.11.95 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. федеральных законов от 10.02.1997 № 28-ФЗ, от 10.07.2001 № 94-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 28.03.2002 № 33-ФЗ, от 11.11.2003 № 140-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ).

2. Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии (постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.97 № 865 с изменениями, предусмотренными постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 № 731, от 01.02.2005 № 49, от 26.01.2007 № 50).

3. Положение о государственном компетентном органе по ядерной и радиационной безопасности при перевозке ядерных материалов и изделий из них (постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 204).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 № 514 "Об организации ведомственной охраны" (с изменениями, предусмотренными постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 239, от 11.08.2006 № 483, от 12.03.2008 № 163).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.99 № 1436 "О специальных средствах и огнестрельном оружии,  используемых ведомственной охраной" (с изменениями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2003 № 87).

6. Постановление  Правительства Российской Федерации от 26.01.2000 № 73 "Об утверждении Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения  специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание".

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 № 139 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства Российской Федерации по атомной энергии" (с изменениями, предусмотренными постановлениями Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49, от 01.02.2006 № 57).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.97 № 240 "Об утверждении Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии" (с изменениями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49).

9. Правила физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ (НП-034-01).

10. Правила физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источников при их транспортировании (НП-073-06).

11. Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (НП-053-04).

12. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств (РД 78.36.003-2002).

13. Положение о порядке выдачи разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов ядерного топливного цикла (РД-05-17-2001).

14. Положение о выдаче разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам пунктов хранения радиоактивных отходов (специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами) и предприятий (учреждений, организаций), эксплуатирующих радиационные источники (РД-07-14-2001).