РД 08-11-2003

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИКАЗ

от 17 ноября 2003 г. № 113

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ УЧЕТА, КОНТРОЛЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СВЯЗИ С ИХ УТРАТОЙ, ХИЩЕНИЕМ, НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, НЕДОСТАЧЕЙ И ИЗЛИШКОМ

Приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2004 г. прилагаемую Инструкцию по проведению целевой инспекции состояния учета, контроля и физической защиты ядерных материалов в связи с их утратой, хищением, несанкционированным использованием, недостачей и излишком (РД-08-11-2003).

2. Признать утратившим силу с 1 января 2004 г. Приказ Госатомнадзора России от 15 января 1996 г. № 2 "Об утверждении Положения о проведении целевой инспекции состояния учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, связанной с утратой, выявлением неучтенных излишков, хищением или несанкционированным использованием ядерных материалов".

Начальник

Госатомнадзора России

А.Б. МАЛЫШЕВ

Утверждена

Приказом Начальника

Госатомнадзора России

от 17 ноября 2003 г. № 113

Введена в действие

с 1 января 2004 года

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ УЧЕТА, КОНТРОЛЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СВЯЗИ С ИХ УТРАТОЙ, ХИЩЕНИЕМ, НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, НЕДОСТАЧЕЙ И ИЗЛИШКОМ

РД-08-11-2003

Список сокращений

ЗБМ - зона баланса материалов

ИР - инвентаризационная разница

ИТС ФЗ - инженерно-технические средства физической защиты

КТИ - ключевая точка измерений

НИР - научно-исследовательские работы

ОКР - опытно-конструкторские разработки

ПХ - пункт хранения

РАО - радиоактивные отходы

РВ - радиоактивное вещество

РИ - радиационный источник

СГУК ЯМ - система государственного учета и контроля ядерных материалов

СКД - средство контроля доступа

ТСО - технические средства охраны

ТС ФЗ - технические средства физической защиты

УИВ - устройства индикации вмешательства

ФЗ ЯМ - физическая защита ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов

ЯМ - ядерный материал

ЯОО - ядерно опасный объект

ЯУ - ядерная установка

I. Общие положения

1. Инструкция по проведению целевой инспекции состояния учета, контроля и физической защиты ядерных материалов в связи с их утратой, хищением, несанкционированным использованием, недостачей и излишком (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", "Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. № 264), "Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности" (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 265), "Основными правилами учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-01), "Положением о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов" (РД-08-01-2003).

2. Действие Инструкции распространяется на осуществляющие обращение с ядерными материалами организации, в которых произошел инцидент с ядерными материалами (здесь и далее под инцидентами с ядерными материалами имеются в виду случаи хищения, утраты, несанкционированного использования, недостачи, излишка ядерных материалов).

3. Инструкция устанавливает требования к проведению в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, целевой инспекции соблюдения предусмотренного порядка ведения учета и контроля ядерных материалов, фактического состояния учета и контроля этих материалов, а также выполнения установленных требований по обеспечению физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов с целью установления обстоятельств и причин инцидента с ядерными материалами, а также условий, способствовавших возникновению этого инцидента.

4. Основанием для проведения инспекции, указанной в п. 3 Инструкции, является поступление в Госатомнадзор России информации об инциденте с ядерными материалами.

Основным источником информации об инциденте с ядерными материалами является предусмотренный Основными правилами учета и контроля ядерных материалов (НП-030-01) и подлежащий обязательному представлению в Госатомнадзор России специальный отчет организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами (далее - организация), и, кроме того, в части, касающейся инцидентов в виде хищения ядерных материалов, - предусмотренное Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов и также подлежащее обязательному представлению указанной организацией в Госатомнадзор России уведомление о случае несанкционированных действий.

Источниками информации об инциденте с ядерными материалами могут также быть:

- доводимые до Госатомнадзора России соответствующие сообщения компетентных органов;

- представляемые в Госатомнадзор России документированные результаты проведенных комиссиями (отдельными представителями) Госатомнадзора России инспекций, в процессе которых выявлен инцидент с ядерными материалами.

Источниками вышеуказанной информации могут также считаться публикации в средствах массовой информации, а также сообщения иных источников информации (включая физических лиц) об инциденте с ядерными материалами (при условии, что достоверность упомянутых публикаций и сообщений подтверждена компетентными органами).

5. Инструкция обязательна для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России, назначаемых в состав комиссий, проводящих инспекции в связи с инцидентами с ядерными материалами.

6. Термины и определения, используемые в Инструкции, приведены в Приложении 1.

II. Требования к подготовке и проведению целевой инспекции в связи с инцидентом с ядерными материалами

7. Целевая инспекция в связи с инцидентом с ядерными материалами (далее - инспекция) подготавливается в соответствии с требованиями, изложенными в Положении об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98), Инструкции по осуществлению надзора за учетом и контролем ядерных материалов на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов (РД-08-26-2001) и Положении о надзоре за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-15-98).

8. В зависимости от значимости инцидента с ядерными материалами инспекция проводится комиссией центрального аппарата Госатомнадзора России, назначаемой приказом начальника Госатомнадзора России, или по его распоряжению - комиссией межрегионального территориального округа Госатомнадзора России, назначаемой приказом руководителя соответствующего округа.

В приказе определяются персональный состав комиссии (председатель и ее члены), сроки работы комиссии, а также федеральные органы исполнительной власти, иные органы, организации и учреждения, которым (помимо инспектируемой организации) надлежит направить акт о результатах инспекции, проведенной в связи с инцидентом с ядерными материалами.

9. Инспекция проводится по рабочей программе, составляемой в соответствии с установленными в главе III Инструкции основными направлениями инспекции и их содержанием.

При составлении рабочей программы необходимо учитывать положения, изложенные в Рекомендациях по применению методов и технических средств для идентификации и определения состава ядерных материалов при осуществлении надзора за состоянием их учета и контроля (РД-08-09-94) и Временных методических указаниях по применению технических средств контроля и измерений ядерных материалов на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов (РД-08-23-2000).

10. Рабочая программа инспекции заблаговременно в инспектируемую организацию не направляется и доводится до ее руководящего состава непосредственно перед началом инспекции.

11. Инспекция проводится в присутствии полномочных представителей инспектируемой организации.

12. В процессе инспекции членам комиссии необходимо точно соблюдать требования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, режима секретности и не вмешиваться в технологические процессы, осуществляемые в инспектируемой организации.

III. Основные направления инспекции и их содержание

13. Основными направлениями инспекции являются:

а) проверка организационного обеспечения деятельности по учету и контролю ядерных материалов, физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

б) проверка ведения и данных материально-балансовых учетных документов и материально-балансовых отчетов, учетных и эксплуатационных учетных документов;

в) проверка данных физических инвентаризаций и итогов подведения материального баланса, определение инвентаризационной разницы (ИР);

г) установление фактически наличного количества ядерных материалов;

д) проверка состояния средств контроля доступа к ядерным материалам (СКД) и порядка их применения;

е) проверка процедур снятия с государственного учета ядерных материалов, переведенных в РВ или РАО (с учетом норм безвозвратных потерь);

ж) проверка документации об изменениях в технологических процессах или конструкционных изменениях, влияющих на организацию и ведение учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, произошедших с момента получения лицензии на деятельность, связанную с обращением с ядерными материалами;

з) проверка процедур применения штатных технических средств идентификации и определения состава ядерных материалов;

и) проверка организации и функционирования системы физической защиты.

В ходе инспекции необходимо также ознакомиться с существом недостатков в вопросах учета и контроля ядерных материалов, физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, отмеченных в ранее выданных полномочными должностными лицами Госатомнадзора России предписаниях, и убедиться в устранении этих недостатков.

14. По направлению, определенному в подпункте "а" п. 13, проверке подлежат:

- обеспеченность организации законодательными, иными нормативными правовыми актами, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, ведомственными нормативными документами, регламентирующими деятельность по учету и контролю ядерных материалов, физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (Приложение 2);

- наличие внутриобъектовых организационно-распорядительных и других документов (Приложение 3) и соответствие содержащихся в них положений требованиям документов, указанных в Приложении 2.

15. По направлению, определенному в подпункте "б" п. 13, проверке подлежат:

- правильность регистрации и ведения материально-балансовых учетных и эксплуатационных учетных документов, соответствие имеющихся в них записей записям в отчетах об изменении инвентарного количества ядерных материалов;

- соответствие подготовленных организацией при проведении физических инвентаризаций (на основании учетных документов) перечней инвентарных количеств ядерных материалов материально-балансовому отчету и списку фактически наличного количества ядерных материалов;

- соответствие учетных данных об изменении инвентарного количества ядерных материалов суммарным изменениям инвентарного количества этих материалов (по данным материально-балансового отчета);

- полнота и правильность ведения учетных документов и составления отчетности при передачах и перемещениях ядерных материалов.

16. По направлению, определенному в подпункте "в" п. 13, проверка включает:

а) данные физической инвентаризации;

б) баланс ядерных материалов;

в) правильность определения инвентаризационной разницы и ее погрешности для каждого ядерного материала.

16.1. Проверка данных физической инвентаризации включает:

- проверку материально-балансовой учетной документации и установление количества ядерных материалов, полученных в ЗБМ и отправленных из ЗБМ за период баланса материалов;

- проверку документации, касающейся проверок и применения СКД;

- проверку документации, ведущейся по метрологической аттестации и поверке измерительных средств системы измерений ядерных материалов.

16.2. Баланс ядерных материалов выражается инвентаризационной разницей по каждому виду ядерных материалов, равной разности зарегистрированного конечного инвентарного количества ядерных материалов на день физической инвентаризации и фактически наличного количества, полученного в результате инвентаризации.

17. По направлению, определенному в подпункте "г" п. 13, проверка включает:

- установление фактически наличного количества ядерных материалов на основании идентификации и определения состава ядерных материалов (взвешиванием, применением разрушающего и неразрушающего анализа), подсчета учетных единиц, идентификации по заводским серийным номерам, номерам контейнеров в результате полной или выборочной проверки ядерного материала;

- установление фактического наличия количества ядерных материалов путем проведения верификационных измерений с применением технических средств. Порядок применения технических средств измерений определяется соответствующими документами Госатомнадзора России.

При определении фактического наличия количества ядерных материалов допускается использовать штатные технические средства проверяемой организации. При этом комиссия наблюдает за проведением измерений персоналом организации или проводит эти измерения совместно с указанным персоналом.

17.1. Определение с помощью штатных технических средств идентификации состава ядерных материалов путем проведения независимой экспертизы измерения ядерных материалов (далее - арбитражные измерения) проводится при возникновении сомнений в точности результатов измерений или отсутствии в организации таких средств, пригодных для использования во время проведения инспекции. Комиссия может обратиться к руководству организации (ядерной установки) о необходимости направить заранее отобранные пробы или изделия, содержащие ядерные материалы, для проведения арбитражных измерений.

При проведении арбитражных измерений комиссии следует:

- проверить наличие в организации, которая будет проводить арбитражные измерения ядерных материалов, методики и оборудования, позволяющих провести такие измерения;

- провести выборку изделий или проб, содержащих ядерные материалы;

- присутствовать при отборе проб или изделий и проследить за направлением их на арбитражные измерения;

- установить УИВ Госатомнадзора России на отобранные пробы;

- получить результаты арбитражных измерений.

Отказ администрации ядерной установки от проведения арбитражных измерений фиксируется в акте комиссии.

18. По направлению, определенному в подпункте "д" п. 13, проверке подлежат:

- наличие и содержание программы использования СКД и инструкций по использованию СКД различных типов;

- записи о времени и характере применения СКД;

- записи о периодических проверках СКД;

- состояние и работоспособность СКД, используемых при обращении с ядерными материалами.

Период, за который проводится проверка, определяется комиссией исходя из обстоятельств инцидента с ядерным материалом.

19. По направлению, определенному в подпункте "е" п. 13, проверка включает:

- проверку наличия согласованного с органами управления использованием атомной энергии, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, величин максимальных допустимых потерь ядерных материалов (норм безвозвратных потерь ядерных материалов) при проведении технологических операций и НИР и ОКР с ЯМ;

- наличие утвержденных эксплуатирующей организацией методик расчета и норм безвозвратных потерь ядерных материалов при проведении технологических операций и НИР и ОКР для каждой ЯУ (технологической операции);

- проверку наличия актов списания безвозвратных потерь и соответствия их расчетным методикам определения безвозвратных потерь при проведении технологических операций на ЯУ;

- проверку соответствия записей в журналах ответственных хранителей ЯМ об изменении учетных количеств ЯМ актам о списании безвозвратных потерь ЯМ и внесении изменений в учетные журналы (формы) службы СХТК организации;

- проверку наличия в организации утвержденных инструкций, описывающих процедуры перевода ядерных материалов в РВ или РИ;

- проверка наличия в организации плана мероприятий по снижению безвозвратных потерь ядерных материалов при проведении технологических операций, НИР и ОКР на ЯУ.

20. По направлению, определенному в подпункте "ж" п. 13, проверке подлежат:

- изменения, внесенные в технологический регламент (инструкцию);

- изменения технологического процесса, приведшие к изменению ЗБМ и КТИ;

- изменения технологического процесса и конструкции ЯУ, приведшие к изменению нормативов безвозвратных потерь ядерных материалов;

- изменения технологического процесса, которые привели к изменению процедуры применения технических средств измерения ядерных материалов;

- изменения технологического процесса, приведшие к изменению условий действия выданных лицензий;

- процедуры ввода и выведения из эксплуатации ЯУ;

- информация об изменениях в конструкции или технологическом процессе, влияющих на организацию и ведение учета и контроля ядерных материалов.

21. По направлению, определенному в подпункте "з" п. 13, проверке подлежат:

- наличие инструкций по эксплуатации штатных технических средств идентификации и определения состава ядерных материалов;

- наличие у работников, проводящих измерения ядерных материалов, документа, подтверждающего факт их обучения в специализированных центрах подготовки;

- оснащенность ключевых точек измерений выбранной зоны баланса штатными техническими средствами идентификации и определения состава ядерных материалов;

- технические характеристики и принцип действия штатных технических средств, на которых предполагается проводить измерения;

- возможность использования штатных технических средств идентификации и определения состава ядерных материалов при проведении инспекций по проверке состояния учета и контроля ядерных материалов;

- наличие свидетельств о метрологической аттестации методик и оценок их погрешностей;

- проведение калибровки штатных технических средств идентификации с применением стандартных образцов (производится по методикам, разработанным и утвержденным уполномоченной на то организацией);

- наличие у применяемых стандартных образцов метрологической аттестации в соответствии с требованиями действующих государственных или отраслевых стандартов и наличие свидетельств об аттестации с указанием их наименования, типа, аттестуемой величины и ее погрешности;

- наличие действующих свидетельств о метрологической аттестации штатных технических средств идентификации и определения состава ядерных материалов, выбранных для использования во время инспекции. В случае, когда срок действия свидетельства о метрологической аттестации истек, потребовать от руководства организации провести государственную поверку выбранных штатных технических средств идентификации и определения состава ядерных материалов;

- работоспособность технических средств и подготовка стандартных образцов для обеспечения их калибровки (результаты проверки работоспособности фиксируются в журнале). О выявленных в результате проверки работоспособности технических средств неисправностях комиссией совместно с инспектируемой организацией составляется акт технического состояния, в котором подробно описываются выявленные неисправности и характер их проявления;

- ведение работником, ответственным за эксплуатацию и сохранность технических средств, журнала приема (передачи) технических средств;

- проведение измерений ядерных материалов в соответствии с расчетом объема выборки учетных единиц.

22. По направлению, определенному в подпункте "и" п. 13, проверка состоит из проверки организационного обеспечения функционирования системы физической защиты, проверки состояния и работоспособности ИТС ФЗ и проверки действий подразделения охраны.

22.1. Проверка организационного обеспечения функционирования системы физической защиты включает проверки:

- соответствия физических барьеров и технических средств физической защиты ЯОО категории ядерных материалов и проведенному анализу уязвимости;

- соответствия системы и способа охраны требованиям акта межведомственной (ведомственной) комиссии по охране ЯОО;

- наличия и состояния охраняемых зон (защищенной, внутренней, особо важной) и физических барьеров по периметру этих зон, включая конструкцию зданий и сооружений;

- организации доступа сотрудников объекта, командированных лиц в охраняемые зоны. Порядок досмотра транспортных средств и использование технических средств обнаружения проноса (провоза) ядерных материалов, металлов и взрывчатых веществ на контрольно-пропускных пунктах;

- учета доступа лиц в помещения, учет ключей, использование наборных кодов (периодическое изменение цифровых наборов последних);

- выполнения правила "двух (трех) лиц в зоне", учет лиц, уполномоченных на вскрытие хранилищ.

22.2. Проверка действий подразделения охраны включает проверки:

- состояния охраны организации (на основании имеющихся Соглашений о совместной работе Госатомнадзора России и МВД);

- организации взаимодействия подразделений охраны, службы безопасности с персоналом и администрацией организации или ядерной установки, осуществляющей обращение с ядерными материалами;

- организации взаимодействия администрации, службы безопасности и подразделений охраны ЯОО с органами ФСБ и МВД Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях.

22.3. Проверка состояния и функционирования ИТС ФЗ включает проверки:

- достаточности действующей системы физической защиты;

- состояния оборудования ИТС ФЗ объекта для обеспечения ФЗ ЯМ;

- основных характеристик ИТС ФЗ (тип, количество, вероятности обнаружения, частоту ложных срабатываний, возможные сценарии и способы преодоления потенциальным нарушителем комплекса ТСО);

- соответствия принятых проектных решений по инженерно-техническому обеспечению ФЗ ЯМ требованиям нормативных документов (применение оборудования, функционирующего на различных физических принципах, наличие резервных источников электропитания комплекса ИТС ФЗ и т.д.);

- работоспособности средств оптико-электронного наблюдения, тревожной сигнализации, связи, освещения, выработку ими ресурса; периодичность и объем проверки исправности ТС ФЗ, порядок технического обслуживания, наличие актов (журналов) проверки;

- знания персоналом охраны должностных обязанностей и инструкций.

IV. Документирование результатов инспекции

23. О результатах проведенной инспекции комиссия составляет акт, который должен состоять из трех частей - вводной, констатирующей и заключительной.

Во вводной части акта указываются:

- основание для составления акта (дата и номер приказа соответствующего руководителя о проведении инспекции);

- дата и место составления акта;

- должности, инициалы, фамилии председателя и членов комиссии;

- должности, инициалы, фамилии полномочных представителей инспектируемой организации, в присутствии которых работала комиссия.

В констатирующей части акта излагаются существо инцидента с ядерными материалами и задачи комиссии в связи с этим инцидентом, описывается проведенная работа и приводятся ее результаты.

В заключительной части акта излагаются выводы о причинах инцидента с ядерными материалами и предложения о применении предусмотренных законодательством Российской Федерации санкций.

24. Председатель комиссии первый экземпляр акта о результатах проведенной инспекции вручает лично руководителю инспектируемой организации или лицу, официально исполняющему его обязанности, а остальные экземпляры акта передает в делопроизводство указанной организации для их рассылки в адреса, сообщаемые председателем комиссии (при этом председатель комиссии обязан предусмотреть рассылку экземпляров акта только тем органам, организациям и учреждениям, которые указаны в приказе соответствующего руководителя о проведении инспекции в связи с инцидентом с ядерными материалами).

Приложение 1

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Аномалия в учете и контроле ядерных материалов - недостача (излишек) ядерных материалов, ошибки в учетных и отчетных документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным материалам, нарушения порядка производства, использования, передач ядерных материалов.

Баланс ядерных материалов - сравнительный итог документально зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных материалов в ЗБМ за межбалансовый период.

Выявление неучтенных излишков ядерных материалов - выявление аномально большой отрицательной инвентарной разницы либо аномального превышения на момент проверки наличного количества ядерных материалов над их зарегистрированным инвентарным количеством.

Зона баланса материалов - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени.

Инженерно-технические средства (ИТС) - инженерные средства и технические средства, входящие в систему физической защиты ЯМ и ПХ ЯМ.

Инвентаризационная разница (ИР) - разница между фактически наличным и документально зарегистрированным количеством ядерного материала. ИР данного ядерного материала в ЗБМ определяется с помощью уравнения:

ИР = КК - ДК = КК - УВ + УМ - НК,

где:

КК - фактически наличное количество ядерного материала в ЗБМ, определенное в результате данной физической инвентаризации;

ДК - документально зарегистрированное количество ядерного материала в ЗБМ на начало инвентаризации;

УВ - определенное и документально зарегистрированное увеличение количества ядерного материала в ЗБМ за данный МБП в результате всех поступлений, наработок и т.д.;

УМ - определенное и документально зарегистрированное уменьшение количества ядерного материала в ЗБМ за данный МБП в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь и т.д.;

НК - наличное количество ядерного материала в ЗБМ, определенное и документально зарегистрированное на начало данного МБП.

Инцидент - установленный факт недостачи, излишков, а также несанкционированного использования и/или незаконного перемещения ядерных материалов, в том числе через таможенную границу Российской Федерации.

Контроль ядерных материалов - административный контроль за наличием и перемещением ядерных материалов, включающий контроль доступа к ядерным материалам, оборудованию и информации, наблюдение за ядерными материалами, проверку санкционированного размещения и перемещения ядерных материалов.

Лицензия - официальный документ, выдаваемый в установленном порядке на осуществление при определенных условиях деятельности и работ.

Несанкционированное действие - совершение или попытка совершения диверсии, хищения ядерных материалов, несанкционированного доступа, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя средств физической защиты.

Несанкционированное использование ядерных материалов - производство, переработка, использование, хранение, транспортирование или торговля ядерными материалами с нарушением условий действия лицензии в части учета, контроля и физической защиты ядерных материалов, несоблюдение режима нераспространения ядерных материалов и технологий.

Организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами, - эксплуатирующая организация, а также организация, выполняющая работы и предоставляющая услуги эксплуатирующей организации, осуществляющая виды деятельности из числа следующих - производство, использование, переработка, хранение, транспортирование, экспорт, импорт, перемещение через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов.

Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых количественных характеристик и (или) атрибутивных признаков ядерных материалов, учетных единиц, продуктов.

Пункты хранения ядерных материалов (ПХ ЯМ) - не относящиеся к ядерным установкам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов.

Система измерений - система организационных и технических мероприятий, обеспечивающих определение типа, изотопного и химического состава и количества ядерного материала в целях учета и контроля.

Система государственного учета и контроля ядерных материалов (СГУК ЯМ) - система организационных и технических мероприятий, обеспечивающих определение и подтверждение на периодической основе присутствия ядерного материала в предписанных местах нахождения, незамедлительное расследование аномалий, потенциально указывающих на утрату, хищение или несанкционированное использование ядерных материалов, своевременное представление информации и содействие в расследовании и возврате ядерных материалов.

Специальный отчет - отчет об обстоятельствах и причинах аномалии в учете и контроле ядерных материалов.

Средства контроля доступа (СКД) - технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированного изъятия, использования, перемещения ядерного материала, проникновения в зону ограниченного доступа без оставления явных свидетельств и признаков его изъятия или несанкционированного использования. Подразделяются на системы наблюдения и УИВ.

Технические средства - средства измерений количества и состава ядерных материалов, средства контроля доступа к ядерным материалам, используемые при учете и контроле ядерных материалов и надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.

Техническое средство измерения и контроля - любое техническое средство измерения или прибор с помощью которого возможно определение характеристик ядерного материала, используемого в целях его учета и контроля.

Технические средства физической защиты (ТС ФЗ) - устройства, предназначенные для автоматической выдачи сигнала тревоги в случае несанкционированного действия.

Устройство индикации вмешательства (УИВ) - техническое устройство, имеющее индивидуальный номер или другой идентификатор, защищенное от возможности снятия и повторного использования без нарушения его целостности или изменения одного (нескольких) поддающихся регистрации параметров и предназначенное для обнаружения несанкционированного доступа к ядерным материалам.

Утрата ядерных материалов - выявление аномально большой положительной инвентарной разницы либо аномального превышения на момент проверки зарегистрированного инвентарного количества ядерных материалов над их наличным количеством.

Учет ядерных материалов - определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов.

Физическая защита ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (ФЗ ЯМ) - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов.

Физическая инвентаризация - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в ЗБМ.

Хищение ядерных материалов - установленный факт кражи ядерных материалов или изделий на их основе либо обнаружение на территории предприятия зарегистрированных или незарегистрированных ядерных материалов или изделий на их основе при обстоятельствах, дающих основания предполагать наличие преступного умысла.

Эксплуатирующая организация - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

Ядерные установки (ЯУ) - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ, ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

А. Законодательные, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, ведомственные нормативные документы, регламентирующие деятельность по учету и контролю ядерных материалов:

- Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (№ 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г.);

- Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 962);

- Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. № 746);

- Основные правила учета и контроля ядерных материалов НП-030-01 (утверждены Постановлением Госатомнадзора России от 9 июля 2001 г. № 7);

- Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (РД-08-01-2003) (утверждено Приказом Начальника Госатомнадзора России от 31 июля 2003 г. № 86);

- Положение о размещении и использовании на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации иностранных технических средств наблюдения и контроля (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. № 633);

- ОСТ 95 10557-2000 "Система государственного учета и контроля ядерных материалов. Устройства индикации вмешательства. Основные положения";

- ОСТ 95 10560-2001 "Физическая инвентаризация ядерных материалов. Порядок проведения";

- ОСТ 95 10571-2002 "Система измерений. Основные положения";

- Инструкция № 02 "О порядке получения, хранения, отпуска, возврата, учета, финансирования и отчетности по специальным материалам для научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций", 1973;

- Инструкция по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях и организациях СССР, № 556-126 (Совет Министров СССР, 1987);

- Основные требования по обеспечению режима секретности при ведении работ со специзделиями и спецматериалами на предприятиях и в организациях Министерства атомной энергии и промышленности СССР (МАЭП, 1990);

- Типовое положение о службе хранения, транспортирования и контроля спецпродукции (СХТК) Минатома России (Утверждено Приказом от 1 ноября 1994 г. № 469);

- Типовые требования к содержанию инструкции по организации учета и контроля ядерных материалов в форме учетных единиц на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов. РД-08-13-97 (утверждены Приказом Госатомнадзора России от 22 октября 1997 г. № 66);

- Типовые требования к содержанию инструкции по организации учета и контроля ядерных материалов в "балк-форме" на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов. РД-08-17-98 (утверждены Приказом Госатомнадзора России от 29 декабря 1998 г. № 115);

- Типовая инструкция по обеспечению режима секретности при изготовлении, учете, хранении, движении и транспортировке спецпродукции, специзделий и спецматериалов на предприятиях 3-го Главного управления Минатома СССР (утверждена 15 сентября 1993 г.);

- Типовая инструкция по учету и контролю ядерных материалов при их использовании, хранении и транспортировании на АЭС с реактором ВВЭР;

- Типовая инструкция по проведению физической инвентаризации ядерных материалов на АЭС с реакторами ВВЭР (РД Э00090-98);

- Типовая инструкция по учету и контролю делящихся ядерных материалов при их использовании, хранении и транспортировании на АЭС с реактором РБМК;

- Типовая инструкция по учету и контролю делящихся ядерных материалов при их использовании, хранении и транспортировании на АЭС с реактором БН;

- Решения коллегии Минатома России и Приказы Министра Российской Федерации по атомной энергии по вопросам учета и контроля ядерных материалов (от 31 августа 1993 г. № 542, от 10 июля 1995 г. № 244, от 21 октября 1996 г. № 617, от 10 ноября 1996 г. № 664, от 16 января 1997 г. № 28);

- Указания концерна "Росэнергоатом" (от 26 октября 1993 г. № 93, от 28 июля 1997 г. № 139УК) и Программа мероприятий по совершенствованию системы учета и контроля ядерных материалов концерна "Росэнергоатом" (утверждена 2 марта 1998 г.);

- Требования к программе обеспечения качества для объектов ядерного топливного цикла. НП-041-02 (утверждены Постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2002 г. № 15);

- Требования к программе обеспечения качества для исследовательских ядерных установок. НП-042-02 (утверждены Постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2002 г. № 16);

- Требования к программе обеспечения качества для атомных станций. ПНАЭ Г-1-028-91 (Госпроматомнадзор СССР, 1991);

- Правила безопасности при хранении и транспортировке ядерного топлива на объектах атомной энергетики. ПНАЭ Г-14-029-91 (Госпроматомнадзор СССР, 1991);

- Типовое положение по учету и контролю ядерных материалов на предприятиях и в организациях Российского агентства по судостроению. ЯРБ 14-04-01 (Россудостроение, 2002);

- Положение о ведомственном информационно-аналитическом центре государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Российского агентства по судостроению (Россудостроение, 2002);

- Инструкция по учету и контролю ядерных материалов для каждой зоны баланса материалов (Минтранс РФ, 2002);

- Положение об учете и контроле ядерных материалов в ОАО "Мурманское морское пароходство" (Минтранс РФ, 2002);

- Инструкция по организации учета и контроля ядерных материалов ВМФ, переданных на временное хранение на плавбазы ОАО "Мурманское морское пароходство" (Минтранс РФ, 2001);

- Руководство по учету и контролю ядерных материалов в МИФИ, (Министерство образования РФ, 2002).

Б. Законодательные, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, ведомственные нормативные документы, регламентирующие деятельность по физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов:

- Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (№ 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г.);

- Федеральный закон "О государственной тайне" (№ 5485-1 от 21 июля 1993 г.);

- Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (№ 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.);

- Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (№ 27-ФЗ от 6 февраля 1997 г.);

- Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 1772 "Об утверждении Положения о государственной системе предупреждения, пресечения ядерного терроризма и ликвидации его последствий";

- Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. № 264);

- Федеральный закон "Об оружии" (№ 150-ФЗ от 13 декабря 1996 г.);

- Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" (№ 130-ФЗ от 25 июля 1998 г.);

- Федеральный закон "О ведомственной охране" (№ 77-ФЗ от 14 апреля 1999 г.);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. № 514 "Об организации ведомственной охраны";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 1436 "О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 73 "Об утверждении Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. № 139 "Об утверждении Положения о ведомственной охране министерства Российской Федерации по атомной энергии";

- Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589);

- Положение о посещении гражданами Российской Федерации объектов использования атомной энергии (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. № 1516);

- Основные правила безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов. ОПБЗ-83 (ГКАЭ СССР, МВД СССР, Минздрав СССР, 1983);

- Концепция физической защиты атомных электростанций (Минатом России, 1997);

- Положение о службе безопасности атомных станций (Минатом, 1998);

- Положение о режиме специальной безопасности на атомных станциях Минатомэнергопрома СССР (Минатомэнергопром СССР, МВД СССР, КГБ СССР, 1989);

- Положение об охране, пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах первой категории МСМ СССР (Минсредмаш СССР, 1967);

- Наставление по оборудованию особо важных объектов инженерно-техническими средствами охраны, МВД, 1991;

- Временный устав внутренних войск МВД России (МВД России, 1994);

- Наставление по служебной деятельности подразделений, гарнизонов, застав, караулов и войсковых нарядов воинских частей внутренних войск МВД Российской Федерации по охране важных государственных объектов и специальных грузов (МВД России, 1995);

- Наставление по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел (МВД России, 1994);

- Наставление по организации службы военизированных, сторожевых подразделений вневедомственной охраны (МВД России, 1994);

- Наставление по оборудованию объектов инженерно-техническими средствами охраны (МВД России, 1989);

- Единые требования к оборудованию инженерно-технических средств охраны атомных станций (Минатом России, 1988);

- Руководство по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны на особо важных объектах, охраняемых внутренними войсками (МВД России, 1989);

- Техническая эксплуатация средств ОПС подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации (МВД России, 1994);

- Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией охраняемых объектов. РД 78.147-93 (МВД России, 1993);

- Системы физической защиты ядерных материалов и установок. Инструкция по организации проектирования. РД 95 10544-99 (Минатом России, 1999);

- Временные нормы проектирования систем физической защиты АЭС. РД 95 10527-95 (Минатом России, 1995);

- Системы и комплексы охранной сигнализации. Элементы технической укрепленности объектов. Нормы проектирования. РД 78.143-92 (МВД России, 1992);

- Рекомендации по выбору и применению современных технических средств охранно-пожарной сигнализации на объектах народного хозяйства (МВД России, 1991);

- Положение об обеспечении физической защиты судов с ЯЭУ и судов АТО. РД 31.21.16-95 (Минтранс России, 1995).

- Правила физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ. НП-034-01 (утверждены Постановлением Госатомнадзора России от 16 января 2002 г. № 3);

- Устав боевой службы специальных частей внутренних войск (МВД России, 1988).

Приложение 3

ПЕРЕЧЕНЬ

ВНУТРИОБЪЕКТОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗРАБОТКЕ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЩЕНИЕ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ:

- положение об учете и контроле ядерных материалов;

- документы, устанавливающие ЗБМ и схемы их расположения;

- инструкции по учету и контролю ядерных материалов в ЗБМ;

- программы измерений ЯМ для каждой ЗБМ;

- программа применения УИВ;

- документы, определяющие процедуры передачи ЯМ между организациями или между ЗБМ;

- нормы безвозвратных потерь, согласованные с органом государственного управления использования атомной энергии, осуществляющим учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне;

- инструкции и методики по проведению физической инвентаризации;

- приказы о назначении лиц, ответственных за учет наличия и передач ядерных материалов на ядерной установке;

- приказы о назначении лиц, ответственных за учет и контроль ядерных материалов, организацию сбора, хранения и сдачи радиоактивных отходов;

- должностные инструкции лиц, ответственных за учет и контроль ядерных материалов;

- договоры о материальной ответственности за ядерные материалы, заключенные между администрацией ядерной установки и ответственными хранителями;

- справки службы хранения, транспортирования и контроля ядерных материалов о ядерных материалах, числящихся за ответственными хранителями на момент проверки;

- программы обеспечения качества измерений;

- планы и программы подготовки и переподготовки ответственных хранителей и журналы проверки их знаний по ведению учета и контроля ядерных материалов;

- документы, подтверждающие аттестацию работников, осуществляющих учет и контроль ядерных материалов;

- отчеты и справки о выполнении планов мероприятий по устранению недостатков, отмеченных в актах комиссий Госатомнадзора России и предписаниях его полномочных должностных лиц;

- отчеты о расследовании нарушений в работе объектов организации;

- акты проверок деятельности организации по вопросам учета, контроля и физической защиты ядерных материалов;

- планы действий по обеспечению сохранности ядерных материалов и сохранности системы учета и контроля ядерных материалов в аварийных условиях;

- документ, описывающий действия администрации и работников ядерной установки в случае обнаружения аномалий;

- анализ уязвимости ядерно опасного объекта;

- положение о пропускном режиме и о разрешительной системе допуска и доступа к ядерным материалам, ядерным установкам, пунктам хранения ядерных материалов, определяющее организацию пропускного режима и порядок предоставления (отмены, продления, восстановления) права допуска и доступа персоналу, личному составу подразделений охраны, посетителям, командированным лицам и транспортным средствам в охраняемые зоны;

- план охраны и обороны ядерно опасного объекта, определяющий порядок действий и численность подразделений охраны в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- план взаимодействия администрации, службы безопасности, подразделений охраны и персонала ядерно опасного объекта в штатных и чрезвычайных ситуациях (кроме объектов Министерства обороны Российской Федерации);

- план взаимодействия администрации, службы безопасности и подразделений охраны ядерно опасного объекта с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- план проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты.