РД 20-06-2008

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ


ПРИКАЗ

от 17 июля 2008 года № 501


Об утверждении и введении в действие Положения об организации профессиональной подготовки работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору


Приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемое Положение об организации профессиональной подготовки работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-20-06-2008).


Руководитель

К.Б. Пуликовский



ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ


РД-20-06-2008


Введено в действие с 17 июля 2008 года



1. Общие положения


1. Положение об организации профессиональной подготовки работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании"; Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2001 года № 109 "Об утверждении Положения о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти"; Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 (с изменениями, внесенными в указанное Положение постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404).

2. Положение устанавливает виды профессиональной подготовки работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (первоначальную подготовку, повышение квалификации, переподготовку, стажировку) и определяет организацию каждого из указанных видов подготовки.

3. Общая организация профессиональной подготовки (кроме первоначальной подготовки) работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) возлагается на Управление государственной службы и кадров центрального аппарата Службы (далее - Управление государственной службы и кадров).

Первоначальную подготовку работников структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы (далее - территориальные органы) организуют начальники подразделений, в чьем подчинении находятся работники, подлежащие указанному виду подготовки.

4. Контроль за проведением всех видов профессиональной подготовки осуществляют:

- в части, относящейся к структурным подразделениям центрального аппарата Службы, - Управление государственной службы и кадров;

- в части, относящейся к структурным подразделениям территориального органа Службы, - руководитель соответствующего территориального органа (через посредство подчиненного ему кадрового подразделения).

При этом осуществляемый в центральном аппарате Управления государственной службы и кадров и осуществляемый кадровым подразделением в территориальном органе контроль за первоначальной подготовкой работников структурных подразделений не освобождает начальников подразделений, в состав которых назначены соответствующие работники, от обязанности по надлежащему контролю за качеством проведения этого вида подготовки.


Примечание: В необходимых случаях Управление государственной службы и кадров вправе осуществлять контроль за проведением всех видов профессиональной подготовки работников территориальных органов Службы (далее - территориальные органы).


5. Для обеспечения планирования профессиональной подготовки работников Службы (далее - работники) начальники структурных подразделений центрального аппарата и руководители территориальных органов ежегодно, к 1 октября текущего года, обязаны представлять в Управление государственной службы и кадров заявки на проведение мероприятий по повышению квалификации, переподготовке и стажировке (форма заявки определена в приложении к настоящему Положению).

6. Повышение квалификации, переподготовка и стажировка работников могут проводиться с отрывом от службы и без отрыва от службы или с частичным отрывом от службы.


2. Организация первоначальной подготовки работников


7. Первоначальная подготовка работников, вновь принятых на государственную службу, организуется с целью адаптации к условиям работы на рабочем месте, а также с целью ускоренного приобретения знаний, умений и навыков для выполнения должностных обязанностей.

8. Первоначальная подготовка осуществляется по дополнительным образовательным программам, а также с использованием дистанционных технологий, разработанных государственными образовательными учреждениями и согласованных с Управлением государственной службы и кадров.

9. Подготовка осуществляется в два этапа - посредством самостоятельного изучения нормативно-правовых документов, программ дистанционного обучения и стажировки на рабочем месте.

10. По результатам первоначальной подготовки начальники подразделений, в чьем подчинении находятся работники, подлежащие указанному виду подготовки, формируют отчетные материалы, в которых отражаются:

- персональные данные подготовленных работников;

- их возрастные показатели;

- квалификационные характеристики;

- результаты дистанционной подготовки в электронной системе дистанционного обучения;

- результаты анкетирования работника по окончании дистанционной подготовки;

- результаты прохождения стажировки.


3. Организация повышения квалификации работников


11. Целью повышения квалификации работников является систематическое обновление ими своих теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к уровню их квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.

12. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года в течение всей службы работника.

Повышение квалификации работников Службы организуется и проводится на следующих уровнях:

- федеральном - осуществляются повышение квалификации и переподготовка;

- межрегиональном и территориальном - осуществляется краткосрочное повышение квалификации.

13. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

- краткосрочное (не менее 72 часов) обучение по профилю профессиональной деятельности (на базе образовательного учреждения);

- краткосрочное (72-100 часов) обучение по профилю профессиональной деятельности (на базе образовательного учреждения с использованием дистанционных технологий);

- длительное (свыше 100 часов) обучение в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности.

14. Организация мероприятий по повышению квалификации работников осуществляется в соответствии с контрактами, заключенными на основе конкурсов между Службой и образовательными учреждениями, имеющими лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию.

15. Организация краткосрочного обучения (72-100 часов) на базе образовательного учреждения (очного обучения):

а) на основании проведенного конкурса Службой заключается контракт на оказание образовательных услуг с образовательным учреждением, осуществляющим повышение квалификации государственных служащих. Организация, проведение и финансирование учебных мероприятий отражаются в контракте, неотъемлемой частью которого являются расчет стоимости обучения одного работника и акт сдачи-приемки работ.

б) Обучение работников Службы осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом, учебной программой, расписанием и другой документацией, входящей в комплект учебно-методического обеспечения программы подготовки, разработанной образовательным учреждением.

Учебно-тематические планы и программы повышения квалификации должны быть согласованы с Управлением государственной службы и кадров в срок не позднее 30 дней до начала обучения.

Содержание учебно-тематических планов и программ может дополняться актуальными темами в процессе обучения.

16. Определение видов, форм, методов, сроков, специализаций и направлений обучения осуществляется Управлением государственной службы и кадров совместно с образовательными учреждениями. Методы и формы обучения выбираются образовательным учреждением, исходя из целей, задач и содержания курса и состава (категории) работников. Около 50 процентов учебного времени должно отводиться активным методам обучения:

- работе в малых группах;

- деловым играм;

- обсуждению и анализу проблемных тем и конкретных ситуаций;

- практическим занятиям на тренажерах;

- поездкам на поднадзорные Службе объекты;

- проведению "круглых столов" и т.д.

17. Реализация учебно-тематических планов и учебных программ обеспечивается профессорско-преподавательским составом образовательного учреждения, имеющим соответствующее профилю подготовки образование и опыт практической деятельности в данной сфере. К учебному процессу могут привлекаться ведущие ученые, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти. К чтению специальных дисциплин и проведению практических занятий (семинаров, "круглых столов", деловых игр) привлекаются имеющие опыт преподавания ответственные работники структурных подразделений Службы.

18. Ответственность за выполнение учебных планов и программ, объема учебного времени, качество обучения несет образовательное учреждение.

19. При положительном результате обучения работникам выдаются удостоверения государственного образца.

20. Организация краткосрочного обучения (72-100 часов) на базе образовательного учреждения с использованием дистанционных технологий (очно-заочного обучения).

Повышение квалификации работников с использованием дистанционных форм обучения осуществляется по курсу (не менее 72 часов) в два этапа:

- первый этап (32 часа) - заочный, слушатели осваивают на своем рабочем месте в дистанционном режиме по тематическому электронному учебному пособию в электронной образовательной системе дистанционного обучения;

- второй этап (40 часов) повышения квалификации проходит в очном режиме в образовательном учреждении.

21. Организация заочного обучения работников территориальных органов в электронной образовательной системе дистанционного обучения осуществляется на рабочих местах. Ответственность за организацию рабочих мест в соответствии с требованиями к ресурсному обеспечению (программно-техническое, телекоммуникационное обеспечение), формирование графика работы в системе дистанционного обучения несет кадровое подразделение территориального органа.

22. Освоение заочного курса осуществляется на рабочем месте в дистанционном режиме по тематической учебной программе в электронной образовательной системе дистанционного обучения.

23. Работа в электронной образовательной системе дистанционного обучения начинается в соответствии с Инструкцией и Руководством пользователя, разработанными образовательным учреждением.

24. Контроль за качеством обучения, а также консультационное сопровождение слушателя осуществляет куратор - представитель образовательного учреждения. Критерием оценки качества дистанционного обучения в электронной образовательной системе дистанционного обучения Службы является контрольное тестирование - процент успеваемости, количество пересдач и учебное время, время работы с учебными материалами.

25. Итоги дистанционного обучения работников в электронной образовательной системе дистанционного обучения отображаются в отчете о повышении квалификации и представляются в Управление государственной службы и кадров.

26. Работники, успешно сдавшие зачеты и экзамены в электронной образовательной системе дистанционного обучения, допускаются в установленные сроки к прохождению очного обучения (второй этап) на базе образовательного учреждения.

27. Организация очного обучения работников на базе образовательного учреждения аналогична организации обучения в соответствии с п.15.

28. Работникам, успешно прошедшим обучение, выдаются удостоверения государственного образца.

29. По результатам очно-заочного обучения образовательным учреждением, организующим повышение квалификации кадров, формируется отчет о результатах повышения квалификации.

В отчете должны отражаться:

- персональные данные обучаемых;

- возрастные показатели обучаемых;

- квалификационные характеристики обучаемых (категории обучаемых);

- результаты дистанционного обучения обучаемых в электронной образовательной системе дистанционного обучения;

- результаты анкетирования по окончании дистанционного обучения;

- результаты вводного семинара-совещания обучаемых на базе образовательного учреждения;

- результаты итогового семинара-совещания обучаемых по результатам очно-заочного курса.

Отчет о результатах очно-заочного обучения представляется в Управление государственной службы и кадров.

30. Организация длительного (свыше 100 часов) обучения работников в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности:

31. На основании заявок Управление государственной службы и кадров формируются группы для повышения квалификации кадров на базе образовательных учреждений (свыше 100 часов).

32. На основании проведенного конкурса Службой заключается государственный контракт с образовательным учреждением, осуществляющим повышение квалификации работников Службы.

33. Организация, сроки проведения учебных мероприятий определяются образовательным учреждением и отражаются в государственном контракте, неотъемлемой частью которого являются расчет стоимости обучения одного слушателя и акт сдачи-приемки работ.

34. В соответствии с установленными сроками обучения Управление государственной службы и кадров письменно информирует работников, которые подлежат направлению в образовательное учреждение для повышения квалификации.

35. Организация повышения квалификации работников на базе образовательного учреждения аналогична организации обучения в соответствии с п.15.

36. При положительном результате обучения работникам выдаются свидетельства государственного образца.


4. Организация переподготовки работников


37. Целью переподготовки работников является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Переподготовка осуществляется также для повышения квалификации работников в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. В результате переподготовки работнику может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

38. Переподготовка работников организуется и осуществляется в соответствии с контрактами, заключенными на основе конкурсов между Службой и образовательными учреждениями.

Работникам, успешно прошедшим переподготовку, выдается диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.


5. Организация стажировки работников


39. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

40. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при первоначальной подготовке, повышении квалификации и переподготовке работников.

41. Стажировка может проводиться как непосредственно на рабочем месте, так и в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти как в Российской Федерации, так и за рубежом.

42. Продолжительность стажировки устанавливается с учетом ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.



ПРИЛОЖЕНИЕ


ФОРМА ЗАЯВКИ НА ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ, ПЕРЕПОДГОТОВКЕ И СТАЖИРОВКЕ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ


ЗАЯВКА

НА ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО

________________________________________________________________

(вид подготовки)

_________________________________________________________________

(наименование подразделения центрального аппарата или территориального органа)


№ п/п

Фамилия, имя, отчество работника, рабочий телефон

Занимаемая должность

Дата последнего прохождения подготовки

Наименование программы повышения квалификации, переподготовки, стажировки

1





2





3





4





5