РД 31.06.06-86 (с изм. 1987)

Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта

оюзморниипроект"

Ленинградский филиал «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»


МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

(МИНМОРФЛОТ)

103759 Москва, Жданова, 1/4

от 24.04.86 № ГФ-16/6-799

по №_________________

О введении РД 31.06.06-86

Руководителям организаций

и предприятий ММФ

(по списку)

Главфлотом ММФ утвержден руководящий нормативный документ "Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу в морских портах" РД 31.06.06-86 (взамен РТМ 31.3014-77).

Руководящий нормативный документ устанавливает единую методику расчета выбросов вредных веществ в атмосферу от загрязняющих источников морских портов и обоснование организационно-технических мероприятий, направленных на уменьшение количества этих выбросов.

Для внедрения РД 31.06.06-86

ПРЕДЛАГАЮ:

1. РД 31.06.06-86 ввести в действие с 1 октября 1986 года.

2. Начальникам морских портов внедрить РД 31.06.06-86 в установленном порядке.

3. Директору Ленморниипроекта обеспечить издание и рассылку документа заинтересованным предприятиям и организациям.

4. Контроль за соблюдением требований РД 31.06.06-86 возложить на отдел Новой техники и технологии Главфлота.

Зам. начальника Главфлота В.Г. Куриленко

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ В МОРСКИХ ПОРТАХ

РД 31.06.0686

Дата введения 1986-10-01

РАЗРАБОТАНА Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроектом)

Ленинградским филиалом (Ленморниипроектом)

Главный инженер В.А. Фирсов

Главный инженер проекта Б.Е. Керштейн

Руководитель разработки с.н.с., к.т.н. М.К. Мацкевич

Ответственный исполнитель - главный специалист К.И. Бунин

Исполнитель - инженер Н.М. Порватова

СОГЛАСОВАНА: письмом от 17.03.86 г. № 50-54-86 начальника управления нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета СССР В.П. Антоновым;

Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова,

Заместитель директора С.И. Зачек

УТВЕРЖДЕНА заместителем начальника Главфлота В.Г. Куриленко 23 апреля 1986 г.

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ письмом Министерства морского флота от 24.04.86 № ГФ-16/6-799

ВЗАМЕН РТМ 31.3014-77

ВНЕСЕНО Изменение, утвержденное Начальником Главфлота ММФ Н.П. Цахом 22 декабря 1987 г. и введенное в действие письмом Министерства морского флота СССР от 30.12.87 № ГФ-16/6-22

Настоящий руководящий документ устанавливает методы расчета валовых годовых и секундных выбросов вредных веществ в атмосферу объектами порта и транспортными судами и подготовки исходных данных для расчета рассеивания выбросов в атмосферу.

Руководящий документ распространяется на расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу при разработке норм временно согласованных выбросов (ВСВ) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), инвентаризации источников выбросов, составлении статистической отчетности по охране атмосферного воздуха, а также при разработке проектно-сметной документации.

Руководящий документ не распространяется на расчеты выбросов при хранении и перегрузке жидких и газообразных химических грузов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу должны на основе анализа технологических процессов выполняться:

методом материального баланса;

по результатам измерения параметров выбросов;

по техническим характеристикам вентиляционных систем, приводимых в их паспортах.

1.2. Метод материального баланса для расчета выбросов следует применять при отсутствии паспортов вентиляционных систем и возможности провести измерения параметров выбросов.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ

2.1. Источники выбросов классифицированы применительно к задачам нормирования выбросов и расчета рассеивания веществ в атмосферу на ЭВМ по программе "Эфир".

2.2. По характеру выбросов источники подразделяются на организованные и неорганизованные.

К первым относятся источники, в которых выброс поступает в атмосферу через специальные газоходы, трубы и воздуховоды, что позволяет применить газоочистные и пылеулавливающие установки. Через неорганизованные источники выбросы поступают в атмосферу в виде ненаправленных потоков газо- или пылевоздушной смеси.

2.3. По степени подвижности источники делятся на стационарные и передвижные (транспортные); по геометрическим характеристикам на точечные, линейные, плоскостные.

2.4. По составу выбросы делятся на основные (пыль, сернистый газ, окись углерода, окислы азота) и прочие.

2.5. Перечень источников выбросов, характерных для морских торговых портов, приведен в табл.2.1.

Таблица 2.1

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ И ВЫДЕЛЕНИЙ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ


Наименование источника выбросов, выделений

Организованный

Неорганизованный

Точечный

Плоскостной

Дымовая труба, транспортные суда на причале

+

-

+

-

Дымовая труба, транспортные суда на рейде

-

+

-

+

Дымовая труба, суда портофлота

-

+

-

+

Вентиляционная труба, сварочный или газорезочный пост

+

-

+

-

Неорганизованный, сварочный или газорезочный пост

-

+

-

+

Выхлопная труба, малая механизация

-

+

-

+

Вентиляционная труба, автотранспорт

+

-

+

-

Вентиляционная труба, заточной станок

+

-

+

-

Вентиляционная труба, деревообрабатывающие станки

+

-

+

-

Труба. Резервуары ГСМ

+

-

+

-

Труба, топливные цистерны или танки

+

-

+

-

Труба, колонка

+

-

+

-

Труба, тепловоз

-

+

-

+

Труба, котел или горн

+

-

+

-

2.6. Все неорганизованные и передвижные источники для расчета рассеивания их выбросов на ЭВМ должны быть представлены как организованные стационарные (точечные, линейные, плоскостные) в соответствии с указаниями, приведенными в разделе 3.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

3.1. Исходными данными для расчета выбросов вредных веществ и их рассеивания в атмосферу являются:

годовые и секундные количества топлива и материалов, потребляемые источниками выбросов;

объем газовоздушной смеси и ее температура;

геометрические характеристики источников выбросов (диаметр устья и высота для точечного источника, длина и ширина для плоскостного, длина для линейного);

координаты, определяемые по генплану предприятия или по карте-схеме (точечного источника, центра плоскостного, конца линейного).

3.2. Исходные данные устанавливаются для всех источников, как организованных, так и неорганизованных, независимо от того, оснащены они очистными установками или нет.

3.3. Транспортный флот.

3.3.1. Годовой расход топлива судами транспортного флота Втф вычисляется по формуле

Втф = Σвi · Ti · ki, т/год                                                   (3.1)

где вi - нормативный расход топлива на стоянке судами данного типа, т/сутки, определяемый по "Унифицированным техническим нормативам по расходу топлива и масел для транспортных судов MMФ", РД 31.27.21-82;

Ti - валовое время стоянки судов данного типа, судо-сутки/год;

ki - коэффициент, учитывающий электроснабжение судов данного типа от береговой электросети.

где - количество транспортных судов данного типа, не подключенных к береговой электросети;

ni - общее количество транспортных судов данного типа, находящихся в порту.

Типы судов, число судозаходов и валовое время стоянки по типам судов принимаются по материалам диспетчерской службы портов; определение типа конкретного судна осуществляется по "Классификации сухогрузных судов" (приложение к приказу ММФ № 180 от 09.08.83 г.) или "Списку наливных судоходных судов ММФ" (приложение к приказу ММФ № 151 от 14.08.79 г.).

3.3.2. Валовые секундные расходы топлива отдельным транспортным судном, стоящим у причала или на внутреннем рейде, определяются по суточным (часовым) нормативам из расчета равномерного использования топлива в течение суток (часа).

3.3.3. Выброс в атмосферу газовоздушной смеси (влажных продуктов сгорания, содержащих сухие газы и водные пары, образующиеся в результате сгорания водорода и испарения влаги топлива) определяется по формуле ("Расчет котельных агрегатов. Нормативный метод" М., 1973).

, м3/с                                           (3.2)

где в - нормативный расход топлива, кг/с;

Vг - суммарный объем влажных продуктов сгорания; для жидкого топлива, используемого на транспортных судах, принимается равным 11 м3/кг топлива;

α - коэффициент избытка воздуха, равный 1,4-1,7 в зависимости от марки двигателя;

Тг - температура газовоздушной смеси на выходе из трубы, при отсутствии данных принимается равной 180 °С.

3.3.4. Геометрические характеристики судна, как стационарного точечного источника выбросов, устанавливаются по справочникам морских транспортных судов Минморфлота и дополнениям к ним или по материалам механико-судовой службы пароходства.

Транспортные суда, стоящие на внутреннем рейде, в зависимости от их количества и расстановки принимаются как отдельные точечные источники или совместно, как один плоскостной.

3.3.5. Координаты транспортных судов определяются по расчетной расстановке судов.

3.3.6. Исходные данные, перечисленные в п.3.1, для иностранных судов принимаются по советским судам, имеющим одинаковый дедвейт с иностранными.

3.4. Портовый флот.

3.4.1. Годовое количество топлива, потребленное судами портового флота, устанавливается по документам материальной отчетности.

3.4.2. Расчетный максимальный секундный расход отдельных видов топлива судами портового флота впф определяется по формуле

, г/с                                               (3.3)

где k - коэффициент неравномерности работы порта;

Впф - расход топлива судами портового флота, т/год;

Тф - фактическое время работы портового флота, сутки.

Коэффициент неравномерности "k" равен отношению максимального месячного судооборота (по прибытию) к среднемесячному судообороту за год.

3.4.3. Суда портофлота работают на всей акватории порта, поэтому, при разработке задания на расчет рассеивания вредных веществ в атмосфере на ЭВМ, их следует представлять в виде одного или нескольких плоскостных источников. В этом случае отпадает необходимость в определении объема и температуры газовоздушной смеси и скорости выхода ее из труб.

Ширина и длина расчетного прямоугольника зависят от площади акватории (в границах порта), на которой перемещаются суда портофлота. Координаты центра источника (прямоугольника) определяются по карте-схеме порта, высота принимается равной средней отметке верха труб судов при их осадке по ватерлинию.

3.5. Внутрипортовая механизация (подъемно-транспортные машины с двигателями внутреннего сгорания).

3.5.1. Годовой расход топлива подъемно-транспортными машинами определяется по документам материальной отчетности.

3.5.2. Внутрипортовая механизация принимается в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как плоскостной источник. Площадь источника в зависимости от категорийности порта и взаимного расположения грузовых районов (участков) может охватывать территорию всего порта, района (участка) или отдельного технологического перегрузочного комплекса.

Количество машин, одновременно работающих в границах площади источника, определяется по рабочим технологическим картам, составленным на период наиболее напряженной работы порта. Секундный расход топлива источником определяется по формуле

вВМ = Σвi · ni, г/с                                                         (3.4)

где вi - норма расхода топлива машиной i-го типа, г/с;

вi - принимается по утвержденным в порту "Нормам расхода топлива для подъемно-транспортных и дорожно-строительных машин";

ni - количество машин i-го типа, одновременно работающих в границах площадки источника.

3.5.3. Валовый секундный выброс внутрипортовой механизации, представленной в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как один плоскостной источник, занимающий территорию порта или грузового района, допускается определять по формуле

, г/с                                              (3.5)

где ВВМ - расход топлива машинами, т/год;

k, Тф - то же, что и в формуле (3.3).

3.5.4. При наличии на балансе порта тепловозов валовой годовой расход дизельного топлива принимается по документам материальной отчетности, а валовой секундный вт - по формуле

, г/с                                                   (3.6)

где k - коэффициент неравномерности работы порта;

Вт - годовой расход топлива тепловозами, т/год;

Тм - общее время маневровой работы тепловозов, час/год;

Тепловозы при составлении задания на расчет рассеивания на ЭВМ рассматривать как плоскостной источник, занимающий территорию порта, на которой расположены железнодорожные пути.

3.6. Автомобильный транспорт.

3.6.1. Параметры автотранспорта как источника выбросов, а также количество топлива, расходуемого автомобилями, работающими в составе ПТМ технологических перегрузочных комплексов и на территории порта, определяется в соответствии с п.3.5.

3.6.2. Количество топлива, израсходованного автомобилями, занятыми на перевозках вне территории порта, рассчитывается по методическим указаниям "Расчеты выбросов вредных веществ автомобильным транспортом", разработанным Институтом комплексных транспортных проблем (ИКТ) и Управлением нормирования Госкомгидромета.

3.7. Перегрузка и хранение нефтепродуктов

3.7.1. Источниками выбросов веществ (углеводородов) в атмосферу при перегрузке и хранении нефтепродуктов в морских портах могут быть:

резервуары для хранения нефтепродуктов;

грузовые танки танкеров, плавбункеровщиков и топливные танки сухогрузных судов;

заправочные станции.

3.7.2. Количество выбросов углеводородов зависит от сорта нефтепродуктов, срока и способов их хранения, температуры, оборудования, производительности перекачивающих насосов и сливных трубопроводов. Эти данные, наряду со сведениями об объемах перекачиваемых и хранимых нефтепродуктов, являются исходными данными для расчета годовых и секундных выбросов в атмосферу и должны быть получены при инвентаризации источников выбросов.

3.7.3. Годовое количество нефтепродуктов, поступающих в резервуары нефтебаз, находящихся на балансе морских портов, и перегружаемых на танкера, плавбункеровщики, транспортные суда и т.д., определяются по квартальным отчетам по форме № 4-СМ. Годовое количество топлива, получаемое и выдаваемое заправочными станциями в грузовых районах портов, определяется по документам материально-технической отчетности.

3.7.4. Резервуары с нефтепродуктами рассматриваются как высотные плоскостные источники. В качество локального источника выброса принимается дыхательный патрубок резервуара. В один источник объединяются близкорасположенные резервуары, обычно из общего обвалования, имеющие одинаковую высоту.

При наливе нефтепродуктов в танкеры и плавбункеровщики все грузовые танки судна объединяются в один плоскостной источник, площадь которого равна проекции суммарной площади танков на горизонтальную плоскость.

При бункеровке сухогрузных судов дыхательный клапан топливного танка принимается за точечный источник.

Сливные эстакады и заправочные станции рекомендуется рассматривать как плоскостные источники; размеры площади, занимаемой источником, определяются по генплану.

3.8. Вентиляционные выбросы.

3.8.1. Рассматриваются как организованные точечные источники. Геометрические характеристики источников, объем выделяемой газовоздушной смеси и ее температура определяются по паспортам вентиляционных систем и газоочистных установок.

Годовые и секундные расходы материалов определяются в соответствии с указаниями пункта 3.11.2.

3.9. Дымовые трубы котельных.

3.9.1. Принимаются как точечные источники.

Исходные данные для расчета выбросов и их рассеивания в атмосфере устанавливаются по паспортам котельных агрегатов.

Годовые расходы топлива определяются по отчетным документам, секундные - по часовой потребности котлоагрегатов в топливе при их максимальной нагрузке.

Для котельных, работающих по отопительному графику, расчетный секундный расход топлива определяется для двух вариантов работы:

при средней максимальной температуре наиболее жаркого месяца;

при средней температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 92%.

3.10. Определение исходных данных при проектировании.

3.10.1. Для проектируемых объектов все исходные данные, необходимые при расчетах выбросов веществ и их рассеивания в атмосфере, определяются в процессе разработки соответствующих частей проекта (архитектурно-строительной, технологической, санитарно-технической и др.).

3.11. Мелкие неорганизованные источники.

3.11.1. К этим источникам относятся сварочные посты, расположенные вне зданий, площадки для резки металла, участки распиловки древесины и т.д.

3.11.2. Годовое количество использованных источниками выбросов материалов выбирается из документов материальной отчетности.

Секундные расходы материалов определяются по технологическим операциям, в которых используются эти материалы.

3.11.3. Для расчета загрязнения атмосферы мелкие неорганизованные источники представляются как площадные низкие источники, геометрические характеристики которых принимаются на основе анализа работы источника по карте-схеме или генеральному плану порта.

4. РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ВЫБРОСОВ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОПЛИВА И МАТЕРИАЛОВ

4.1. Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу источниками в порту, рассчитывается по материальному балансу технологических процессов или количеству используемого топлива и, в общем случае, равно произведению массы израсходованного в технологическом процессе материала или использованного топлива на удельный выброс.

4.2. Удельные выбросы при сжигании топлива в судовых энергетических установках и двигателях внутреннего сгорания машин (автопогрузчиков, контейнеровозов, ролл-трейлеров и т.п.) принимаются по табл.4.1.

Таблица 4.1

Удельные выбросы судами и машинами, кг на тонну топлива


Вредные вещества

Топливо

дизельное

бензин

мазут

Сернистый ангидрид

3,9

0,83

40,8

Окись углерода

25,6

375

5,3

Окислы азота

68,06

83,33

10,7

Углеводороды

18,05

229,2

-

Сажа

6,11

1,25

-

Зола

-

-

0,5

Примечание: Для судов портового флота, оборудованных паросиловыми установками, работающими на угле, удельные выбросы определяются в соответствии с указаниями п.4.6.1.

4.3. Количество вредных веществ, выделяемых в атмосферу при работе автотранспорта, определяется в соответствии с "Методическими указаниями по расчету выброса вредных веществ автомобильным транспортом", утвержденными Госкомгидрометом СССР 6 октября 1983 года (М., Гидрометеоиздат., 1985).

4.4. Выбросы углеводородов при перегрузке и хранении нефтепродуктов.

4.4.1. Рассчитываются в соответствии с "Временной методикой по определению выбросов в атмосферу на предприятиях Госкомнефтепродукта СССР", утвержденной Госкомнефтепродуктов СССР 19.10.82 г.

4.4.2. При эксплуатации резервуаров количество углеводородов, выбрасываемых в атмосферу за год из одиночного резервуара или группы резервуаров при хранении бензинов, определяется суммированием квартальных потерь нефтепродуктов, рассчитываемых, исходя из "Норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске и хранении", по формуле

Gкв. = (n1 + n2 · τ) · Gn · 10-3, т                                                (4.1)

где n1 - норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении до 1 месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т;

n2 - норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении свыше 1 месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т·мес;

τ - продолжительность хранения за вычетом 1 месяца, мес;

если продолжительность хранения менее 1 месяца, то норма n2 не учитывается (n2 = 0);

Gn - количество нефтепродуктов, поступивших в резервуар или группу резервуаров в течение квартала, т.

Валовой секундный выброс углеводородов при наливе в резервуары ("большом дыхании") следует определять по формуле

M = Gс.н. · qy.g. · 2,8 · 10-4, г/с                                              (4.2)

где Gс.н. - производительность налива, м3/час;

qy.g. = 560 г/м3 - удельный выброс бензина при наливе в резервуар.

При сливе бензинов из резервуаров (малые дыхания) удельный выброс для летнего периода следует принимать равным - 100 г/м3.

Годовые выбросы углеводородов при хранении темных нефтепродуктов принимаются равными потерям нефтепродуктов при хранении и определяются по формуле

Gт.н. = Vгод · qt · 10-6, т                                                      (4.3)

где Vгод - объем нефтепродукта, поступившего в резервуар за год, м3;

qt - удельные выбросы при наливе 1 м3 продукта при его среднегодовой температуре, т/м3 (таблица 4.2)

Таблица 4.2

Удельные выбросы углеводородов при наливе нефтепродуктов в резервуары


Нефтепродукты

Удельные выбросы 10-6 т/м3 при температуре

25 °С

50 °С

75 °С

Керосин

30

70

110

Дизтопливо

20

47

74

Мазут

16

38

60

Масла

4

8

14

Валовой секундный выброс при наливе нефтепродуктов в резервуар принимается равным

, г/с                                             (4.4)

где Qт.н. - производительность налива, м3/час;

qt - удельный выброс при наливе в резервуар, г/м3.

4.4.3. Количество выбросов углеводородов при наливе в грузовые танки танкеров светлых нефтепродуктов определяется в соответствии с "Нормами естественной убыли нефти и нефтепродуктов при отпуске в железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда из резервуаров наливных станций магистральных трубопроводов" по формуле

Gn = (n1 · G1 + n2 · G2) · 10-3, т/год                                             (4.5)

где n1 и n2, G1 и G2 - соответственно нормы естественной убыли и количество отгруженного продукта в осенне-зимний и весенне-летний периоды, кг на тонну нефтепродуктов.

Валовой секундный выброс углеводородов при наливе светлых нефтепродуктов в танкеры определяется по формуле 4.2.

Расчет выбросов в атмосферу при наливе темных нефтепродуктов производится по формуле 4.3 и 4.4.

4.4.4. Для заправочных станций в грузовых районах порта годовое количество выбросов углеводородов при операциях с бензином определяется при значении удельного выброса равного 1 кг/м3 выдаваемого бензина.

Валовой секундный выброс определяется по производительности топливораздаточных устройств и значению удельного выброса 0,5 кг/м3 выдаваемого бензина.

Валовое годовое количество выбросов углеводородов при операциях с дизельным топливом принимается равным произведению объема выдаваемого дизтоплива на удвоенную величину удельного выброса, принимаемого по табл.4.2.

Валовой секундный выброс определяется по производительности топливораздаточных устройств и удельному выбросу, принимаемому по табл.4.2.

4.5. Выбросы от мелких неорганизованных источников и вентиляционные выбросы.

4.5.1. Рассчитываются по материальному балансу технологических процессов. Их количество равно произведению использованных материалов на удельные выбросы вредных веществ в атмосферу.

4.5.2. Значения выбросов вредных веществ при сварке и резке металлов приведены в табл.4.3 и 4.4.

Таблица 4.3

Удельные выбросы вредных веществ при электросварочных работах


Процесс сварки

Сварочный материал

Количество вредных веществ, г на кг расходуемых сварочных материалов

Пыль

Аэрозоли в составе пыли

газ HF

Mn

CFO3

Cr2O3

1

2

3

4

5

6

7

Ручная с применением электродов с покрытием руднокислого типа

УОНИ 13/45

14

0,5

-

-

1,0

УОНИ 13/55

18

1,1

-

-

2,3

АНО-3

6

0,9

-

-

-


АНО-6

16

2,0

-

-

-


АНО-7

12

1,5

-

-

-


АЭС-3

15

0,4

-

-

-


АЭС-4

9

1,1

-

-

-


МР-3

10

1,3

-

-

0,4


ЦЛ-17

10

0,6

0,17

-

-


ЭА-606/11

12

0,7

0,39

0,3

-


ЭA-400/10У

6

0,4

0,25

-

0,5


ОЗЛ-14

8

1,4

0,46

-

0,9


ЭА-395/9

27

1,1

0,13

-

-


ЭА-981/15

10

0,7

0,72

-

-


ЭА-48М/22

10

1,0

0,73

0,7

-

Сварка порошковой проволокой

ЭПС-15/2

8

0,9

-

-

0,8

ПП-ДСК-1

12

0,8

-

-

-


ПП-АН-З

14

1,4

-

-

2,7

Полуавтоматическая сварка плавящимся электродом в среде углекислого газа

СВ08Г2С

8

0,4

-

-

-

СВ08Г6Х16Н 25M6

15

1,8

0,5

-

-

CВ10X20H7CT

8

0,7

0,02

0,4

-


СВ08ХГН2МТ

7

0,2

-

0,1

6,0


07ХНЗМД

4

0,2

-

0,1

1,2

Сварка под слоем флюса

АН-348-А

-

-

-

-

0,1


ОСЦ-45

-

-

-

-

0,2


48-ОФ-6

-

-

-

-

0,1


ФЦ-7

-

-

-

-

0,1

Таблица 4.4

Удельные выбросы вредных веществ при ручной кислородной резке


Толщина разрезаемой стали

Расход aцeтилена, м3

Расход ацетилена, кг/ч

Удельный выброс, г на кг ацетилена

пыль

2

3-8

0,4

0,47

223

83

57

8-15

0,5

0,59

356

97

59

15-30

0,65

0,76

552

99

61

Примечание: плотность ацетилена при температуре 0 °С и давлении 0,101 МПа равна 1,173 кг/м3.

4.5.3. В деревообрабатывающих цехах и участках валовые годовые и секундные выбросы древесной пыли определяются по годовому времени работы вентиляционной системы (станков) и паспортным данным пылеулавливающей установки (циклона). При отсутствии паспортных данных удельный выброс древесной пыли на один станок принимать равным 0,05 кг/час.

4.5.4. Валовые годовые и секундные выбросы при работе заточных и точильно-шлифовальных станков определяются по паспортным данным. При отсутствии этих данных удельный выброс пыли на один станок следует принимать равным 0,09 кг/час.

4.5.5. При окрасочных работах, удельные выбросы вредных веществ в кг на тонну краски принимаются по данным, приведенным в таблице 4.5.

Таблица 4.5

Удельные выбросы в процессе покраски


Метод распыления краски

Удельные выбросы, кг на тонну краски

красочный аэрозоль

пары растворителя

Пневматический

300

400

Безвоздушный

25

225

Гидроэлектростатистический

10

250

Пневмоэлектростатический

33

200

Электростатический

1

500

Горячее распыление

240

220

Электроосаждение

-

10

Окунание

-

350

Струйный облив

-

250

При ручной окраске валовой годовой выброс вредных веществ (паров растворителя) определяется по формуле

Mгод = B · m, т/год                                                       (4.6)

где B - расход краски, т/год;

m - содержание растворителя в краске, т/т.

Валовый секундный выброс составляет

M = 0,278 · n · qкр · m, г/с                                                    (4.7)

где n - среднечасовая норма покраски; при отсутствии данных принимаем равной 15 м2/час;

qкр - удельный расход краски - 0,1 кг/м2.

4.5.6. Количество выбросов при приготовлении асфальта зависит от типа асфальтосмесителей и приведено в табл.4.6.

Количество пыли, поступающей в атмосферу при приготовлении асфальта, определяется по формуле

, т/год                                                 (4.8)

где T - время работы технологического оборудования, ч/год;

q - выброс пыли, г/с (принимается по табл.4.7, графе 3)

Количество выбросов, вредных веществ от сжигания мазута при приготовлении асфальта определяется так же, как и для котлов малой производительности (см. пункт 4.6.1).

Таблица 4.6

Расчетные параметры выбросов асфальтосмесителями


Тип асфальтосмесителя

Производительность асфальтосмесителя, т/ч

Газоочистное оборудование

Средний коэффициент очистки

Характеристика источника выброса

Параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выбросов

Концентрации пыли, поступающей на очистку, г/м3

ступень

тип

высота, м

диаметр устья, м

скорость, м/сек

объем, м/сек

температура, °С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Г-1

20


Отсутствует

-

14

0,6

0,9

2,8

150

20

Д-597

25

I

Циклоны НИИОГаза ЦН-15, 500 мм - 4 шт.

75

18

0,5

14,2

2,8

120

27



II

Отсутствует

-

-

-

-

-

-

-

Д-597

25

I

Циклоны НИИОГаза ЦН-15, 500 мм - 4 шт.

-

-

-

-

-

-

32



II

Барботажный пылеуловитель "Светлана"

82

18

0,5

16,8

3,3

80

-

Д-597А

30










Д-508-2А

25

I

Циклоны СДК-ЦН-33, 800 мм - 4 шт.

-

-

-

-

-

-

30




Циклон- промыватель СИОТ

75

18

0,5

22,4

4

75

-

Д-225

12,5

I

Циклоны НИИОГаза ЦН-15, 450 мм - 2 шт.

75

18

0,5

7,1

1,4

120

30

Таблица 4.7

Концентрация и выбросы пыли


Тип асфальтосмесителя

Концентрация пыли в газах, прошедших очистку, С2, г/м3

Выброс пыли, г/с

1

2

3

Г-1

20,0

56,0

Д-597

6,7

18,7

Д-597

5,8

19,1

Д-597А

7,5

33,0

Д-508-2А

7,5

33,0

Примечание. Числа в строчках графы 3 показывают концентрацию пыли в газах, прошедших очистку в пылеулавливающих установках, указанных в соответствующих строках табл.4.6.

4.6. Котельные и нагревательные печи (горны).

4.6.1. Выбросы от котлоагрегатов производительностью более 30 т/час рассчитываются по указаниям "Методики определения валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от котлов тепловых электростанций". МТ 34-70-010-83. М., СПО Союзтехэнерго, 1984.

Для котлоагрегатов производительностью до 30 т/ч и горнов расчеты выбросов в атмосферу выполнять в соответствии с "Методическими указаниями по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/ч", утвержденными Госкомгидрометом СССР 5 августа 1984 года (М., Гидрометеоиздат, 1985).

4.7. Количество водорода , л, выделяющегося из щелочных или кислотных аккумуляторов во время заряда, определяется по формуле

, л                                                         (4.9)

где I - наибольший зарядный ток, А;

t - время заряда.

Выделение водорода, определенное по этой формуле, приведено в табл.4.8.

Таблица 4.8

Выделение водорода при зарядке аккумуляторов


Тип аккумулятора

Выделение водорода, л

за время полного заряда

среднее в час

ТЖН-250

87,5

12,5

ТЖН-300

105,0

15,0

ТЖН-350

126,0

18,0

ТЖН-400

147,0

21,0

ТЖН-450

175,0

25,0

ТЖН-500

175,0

25,0

ТЖН-550

196,0

28,0

ТЖН-950

304,0

38,0

TКН-250

75,0

12,5

ТКН-300

90,0

15,0

TКН-350

108,0

18,0

ТКН-400

126,0

21,0

ТКН-450

150,0

25,0

TКН-500

150,0

25,0

TКН-550

168,0

28,0

ТКН-900

304,0

38,0

Примечание: 1. Вес одного л водорода равен 0,08987 г.

2. Количество выделяемого водорода взято из "Указаний по проектированию зарядных станций тяговых и стартерных аккумуляторных батарей" института Тяжпромэлектропроект, 1974 г.

4.8. Валовые выбросы при работе тепловозов рассчитываются по показателям, приведенным в табл.4.9 ("Методические указания по определению вредных выбросов от тепловозов железнодорожного транспорта" М., МПС СССР, 1984)

Таблица 4.9

Усредненные величины выбросов вредных веществ и показатели объемов сухих отработанных газов


Серия тепловоза

Тип дизеля

Nном, кВт

Удельные выбросы вредных веществ

Расход топлива на холостом ходу Вт, в кг/ч

Объем сухих отработанных газов, м3

на режиме х.х. в г/кг топлива

при Nном в г/кВт ч

при работе дизеля на холостом ходу

при номинальной мощности

eCO

eC

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2ТЭ116

I секция

1А-5Д49

(16ЧН26/26)

2250

50

120

3

10

25

0,2

18

2800

14800

2ТЭ1ОЛ (Ж)

I секция

10Л100

(10ЛН20, 7/2х25,4)

2200

50

120

1

10

25

0,2

33

3900

19600

ТЭ8

I секция

2Л100

(10ЛН20, 7/2х25,4)

1470

50

120

1

10

21

0,2

27

3200

12700

ТЭП 60

11Л45

(16ДН 23/30)

2200

50

120

3

10

21

0,2

24

3500

19900

ТЭП 70

2А-5Д49

(16ЧН 26/26)

2740

50

120

3

10

25

0,2

18

2800

18500

ТЭМ 1

25Д50 (М)

(6ЧН 31,8/33)

735

50

120

1

10

29

0,15

13

2500

6500

ТЭМ 2

ПД1 (М)

(6ЧН 31,8/33)

880

50

120

1

10

29

0,15

14

2500

6500

ТГМ 4

211Д-1

(6ЧН 21/21)

550

50

120

1

10

29

0,15

10

1500

2500

ТГМБ (А)

3А-6Д49

(8ЧН 26/26)

880

50

120

1

10

29

0,15

12

2500

6000

ЧМ33

КБ 310 ДК

(6ЧН 31/36)

995

50

120

1

10

29

0,2

14

3000

6500

М 62

14Д40

(12ДН 23/30)

1470

50

120

1

10

25

0,2

22

2600

13000

Примечание: (eCO), (), (eC) - удельные выбросы окиси углерода, окислов азота, сажи.

5. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПЫЛИ В АТМОСФЕРУ ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ

5.1. Методика определения выбросов пыли в атмосферу установлена РД 31.06.06-85, согласованной с Государственной инспекцией по охране атмосферного воздуха при Госкомгидромете СССР 4 октября 1985 года.

6. УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ЗАДАНИЯ НА РАСЧЕТ РАССЕИВАНИЯ ВЫБРОСОВ ВЕЩЕСТВ НА ЭВМ

6.1. Показатели, характеризующие все имеющиеся источники выбросов и определенные в соответствии с требованиями разделов 3 и 4, вносятся в таблицу "Параметры выбросов веществ в атмосферу для расчетов ПДВ", составленную по форме приложения 3 ГОСТ 17.2.3.02-78.

При наличии на источниках выбросов пылеулавливающих и газоочистных установок количество улавливаемых загрязняющих веществ устанавливается по паспортам установок. При отсутствии этих данных эффективность очистных установок рекомендуется принимать по табл.6.1, составленной на основании табл.4, приведенной в "Руководстве по расчету количества и удельных показателей выбросов вредных веществ в атмосферу", НПТИтрансстрой, M., 1982.

Таблица 6.1

Ориентировочная эффективность аппаратов газоочистки и пылеулавливания


Аппарат, установка

Эффективность, %

Твердые или жидкие части

Газообразные примеси

1

2

3

Отходящие газы котельных



Золоуловители осадительного типа

30

-

Золоуловители жалюзийного типа

50

-

Групповые циклоны ЦН-15

70-85

-

Мокропутковые золоуловители ВГИ

90-92

-

Центробежные скрубберы ЦС-ВТИ

90

-

Электрофильтры

85-95

-

Аспирационный воздух



Рукавные фильтры

98-99

-

Циклоны ЦН-15

80-85

-

Циклоны СДКЦН-33 и 34

90-91

-

Батарейные циклоны БЦ

90-93

-

Циклоны СИОТ

60-70

-

Циклоны с обратным конусом

70-60

-

Циклоны ЛИОТ

70-80

-

Пылевые камеры

45-50

-

Инерционный пылеуловитель

65-85

-

Пенные аппараты

75-95

-

Циклоны с водяной пленкой

85-90

-

Мокрые аппараты ударноинерционного действия

90-95

-

Циклон Гипродрева

70-90

-

Гидрофильтры



форсуночные

87-94

-

каскадные

86-92

40-30

барботажно-вихревые

90-92

40-50

В таблице параметров указываются максимальные секундные выбросы веществ.

6.2. Задание на расчет составляется по данным таблицы (форма приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78). В расчет должны приниматься источники выбросов, исходя из реальных условий эксплуатации объектов порта в период его наиболее напряженной работы (по грузообороту).

6.3. При подготовке исходных данных для расчета следует рассматривать целесообразность объединения источников и сокращения их числа. Эти операции выполняются в соответствии с "Временными рекомендациями по объединению источников при подготовке числового материала для расчетов загрязнения атмосферы на ЭВМ" разработанными в Главной геофизической обсерватории им. А.А.Воейкова (Л., 1983 г.).

7. РАСЧЕТ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ В МОРСКИХ ПОРТАХ НА ЭВМ

7.1. Рекомендуется расчет выбросов вредных веществ в атмосферу проводить на ЭВМ, чем обеспечивается совершенствование организации работ по нормированию и контролю выбросов вредных веществ, оперативность учета измерения количественного и качественного состава выбросов, идентификация методов расчета.

Правила использования автоматизированной системы расчета норм выбросов (АСРВ) приведены в Приложении 1 (рекомендуемое).

7.2. При реализации АСРВ необходимо провести отладку программного обеспечения по контрольному примеру. Приложение 2 (обязательное).

7.3. Классификация источников выбросов, расчет которых производится АСРВ, основные термины и определения приведены в Приложении 3 (справочное).

Расчет выбросов веществ от источников, не включенных в приложение 3, должен проводиться по соответствующим методикам, утвержденным Госкомгидрометом СССР, а их учет в соответствии с разделом 2.7 приложения 1.

7.4. Допускается при АСРВ расчет выбросов вредных веществ от общеобменной вентиляции использовать методику, изложенную в Приложении 4 (рекомендуемое).

7.5. При расчете выбросов пыли необходимо учитывать цикличность выбросов при грейферной перегрузке в соответствии с Приложением 5 (обязательное).

Раздел 7 (Внесен дополнительно, Изм. 1987 г.)

Приложение 1

(рекомендуемое)

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РАСЧЕТА НОРМ ВЫБРОСОВ

1. Общие положения

1.1. Программное обеспечение автоматизированной системы расчетов выбросов реализовано на языке PL/I для операционной системы ОСЕС.

1.2. Исходные данные для АСРВ составляются на основе:

материалов инвентаризации выбросов вредных веществ от всех источников порта и отчетности ЦСУ по форме ПОД-1 и ПОД-2;

данных о развитии порта на период установления норм ВСВ или другой период времени, определяемый конкретной задачей расчета выбросов;

плана порта по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу за рассматриваемый период времени.

1.3. Исходные данные АСРВ должны быть занесены в таблицы в соответствии с приведенными формами 2.1÷2.7 (таблицы 1÷7 комплекса задач (к/з) АСРВ);

2. Правила заполнения таблиц исходных данных АСРВ

2.1. Заполнение табл.2.1 "Источники выбросов вредных веществ".

Источники выбросов вредных веществ

Таблица 2.1

(табл.1 к/з)


Наименование производства

Наименование или № цеха, участка и т.п.

Наименование источника выделения вредных веществ (агрегат, установка, устройство, аппарат и т.п.), соответствующего источнику выбросов графы 5

Число источников выделения

Наименование источника выбросов вредных веществ (труба, аэрационный фонарь, вентиляционная шахта неорганизованные выбросы и т.п.)

Номер источника выбросов

Индекс источника выбросов

1

2

3

4

5

6

7

2.1.1. В таблицу 2.1 должны быть занесены все источники выбросов (выделений), входящие в состав порта на год проведения инвентаризации, численное значение которого следует указать в верхней части табл.2.1 в строке "Расчетный год".

2.1.2. В табл.2.1 для расчетного года, являющегося последующим году проведения инвентаризации, допускается вносить только источники выбросов (выделений), подлежащие вводу в эксплуатацию или источники, у которых изменилось число источников выделения в данном году. При этом данная таблица учитывается только совместно с табл.2.1, составленной на год проведения инвентаризации.

Примечание. Расчетный годом ввода в эксплуатацию новых источников выброса (выделения), ликвидации старых источников выброса (выделения) и реализации природоохранных мероприятий считается год на 1 января которого вышеуказанные мероприятия уже проведены.

2.1.3. В графах 1, 2 табл.2.1 следует привести полное или краткое наименование производства и участка, в состав которого входит источник выброса (выделения). Наименование производства должно содержать не более двадцати символов, а участка не более двадцати пяти символов.

2.1.4. В графу 3 табл.2.1 необходимо занести наименование источника выделения, содержащее не более двадцати пяти символов.

2.1.5. В графу 4 табл.2.1 необходимо занести число источников выделения, составляющих конкретный источник выброса.

2.1.6. В графу 5 табл.2.1 следует занести наименование источника выброса от источников выделения. Наименование источника выброса должно содержать не более двадцати пяти символов.

2.1.7. Рекомендованные наименования производств, участков, источников выбросов и выделения представлены в табл.2.1.1.

2.1.8. В графу 6 табл.2.1 следует занести порядковый номер источника выбросов, соответствующий нумерации источников на генплане порта и в приложении к форме 1 - воздух.

2.1.9. В графу 7 табл.2.1 следует занести индекс источника выброса в соответствии с табл.2.1.1. Для источников выбросов, не указанных в табл.2.1.1, проставляется индекс "0".

2.1.10. В графу 2 таблицы 2.1 заносятся под отдельными порядковыми номерами все причалы порта, соответствующие максимальной расстановке судов в порту.

2.1.11. Сварочные или газорезочные передвижные посты, работающие на открытых площадках, следует рассматривать как отдельные плоскостные источники выбросов.

2.1.12. Для автобазы, имеющей в своем составе автомобили с карбюраторными и дизельными двигателями, их количество следует заносить отдельно строкой, соответствующей виду двигателя. Графы 1, 2 табл.2.1 в этом случае заполняются один раз.

2.1.13. Под индексом 16 следует заносить посты регулировки двигателей автомобилей и топливной аппаратуры, снабженные местным отсосом выхлопных газов двигателя.

2.2. Заполнение таблицы 2.2 "Характеристика источников выбросов вредных веществ".

2.2.1. В таблицах 2.2, составленных для каждого расчетного года в отдельности, должны быть занесены характеристики всех источников выделений (выбросов), включенных в соответствующие по годам таблицы 2.1.

Таблица 2.1.1

Правила заполнения таблицы 2.1


Наименование производства

Наименование цеха, участка

Наименование из источника выделения

Определение числа источников выделения (к п.2.1.5)

Наименование источника выбросов

Индекс источника выброса (выделения)

1

2

3

4

5

6

Транспортное

Причал №

Транспорт. суда

Проставляется величина, равная числу судов при их максимальной расстановке в порту

Дымовая труба

1

Транспортное

Рейд

Транспорт. суда

Проставляется величина, равная максимальному количеству судов, стоящих на рейде одновременно

Дымовая труба

2

Обслуживающее

Портофлот

Суда портофлота

Проставляется число судов портофлота

Дымовая труба

3

Сварочное

Цех №

Сварочн. пост

Равно максимальному количеству одновременно работающих сварочных постов в одном помещении или на территории порта, или другой территориальной единицы, рассматриваемой как один плоскостной источник выброса

Вент. труба (для стационарных постов) Неорганизов. (для передвижных постов)

4

Газорезочное

Цех №

Газорез. пост

Аналогично как для сварочных постов

Вент. труба (для стационарных постов) Неорганизов. (для передвижных постов)

5

Перегрузочное

ППК

Малая механизация

Заносится величина равная 1

Выхлоп. труба

6

Транспортное

Автобаза

Ав-тр. дизель

Заносится число автомобилей с дизельным двигателем

Вент. труба

7



Ав.-тр. карбюр.

Заносится число автомобилей с карбюраторным двигателем

Вент. труба

7

Заточное

Цех №

Заточн. станок

Заносится максимальное количество заточных станков, одновременно работающих в одном цеху

Вент. труба

8

Дерево-

обрабатывающее

Деревоцех

Деревообр. станки

Заносится максимальное количество дерево-

обрабатывающих станков, одновременно работающих в цеху

Вент. труба

9

Складское

Склад ГСМ

Резервуары ГСМ

Заносятся максимальное количество резервуаров, которые могут заправляться одновременно одним типом горючего

Труба

10

Бункеровочное

Бункеровоч.

Топл. цистерны

Проставляется 1

Труба

11

Заправочное

Бензоколонка

Колонка

Проставляется число автозаправочных колонок

Труба

12

Транспортное

Депо

Тепловоз

Проставляется максимальное количество тепловозов, одновременно работающих на территории порта

Труба

13

Литейное

Цех №

Горн (котельная до 30 т/ч)

Заносится максимальное количество одновременно работающих горнов (котлов)

Труба

14

Теплоэнергетич.

Котельная

Котел

Заносится максимальное количество одновременно работающих котлов

Труба

15

Транспортное

Пост регулировки автомобилей

ДВС

Проставляется максимальное число автомобилей, одновременно обслуживаемых постом регулировки, или число местных отсосов от выхлопной трубы автомобилей

Вент. труба

16

Характеристики источников выбросов вредных веществ

Таблица 2.2

(табл.2 к/з)


Номер источника выбросов

Высота источника выбросов, м

Диаметр или размер сечения устья источника выбросов, м

Параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выбросов

Расчетный год ....

Координаты на карте-схеме

объем, м3

температура, Тг с

массовый выброс, г/с

Точечного источника, центра группы источников или одного конца аэрац. фонаря

Второго конца аэрационного фонаря

X

Y

L1

L2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Расчетный год указывается в верхней части таблицы 2.2.

2.2.2. В графу 1 табл.2.2 следует занести порядковый номер источника выделений (выбросов), согласно графе 6 табл.2.1.

2.2.3. В графу 2 табл.2.2 следует завести высоту расположения устья источника выделения (выброса) от поверхности земли в метрах.

Для источников выделения (выбросов), указанных в табл.2.2.1, следует внести значение высоты, указанное в графе 2 данной таблицы.

Значения диаметра и высоты расположения устья источников выделения (выброса)

Табл.2.2.1


Наименование источника выделения (выброса)

Высота источника, м

Диаметр устья источника, м

1

2

3

Транспортные суда. Дымовая труба

10,0

0,2

Суда портофлота. Дымовая труба

5,0

0,2

Сварочный или газорезочный пост. Неорганизованный

2,0

Не проставляется

Малая механизация. Выхлопная труба

2,0

Не проставляется

Резервуары ГСМ. Труба

Определять по натурным измерениям или техданным

0,15

Топл. цистерны. Труба

5,0

0,25

Тепловоз. Труба

4,0

0,15

Колонка. Труба

2.0

0,1

2.2.4. В графу 3 табл.2.2 занести диаметр устья источника выделения (выброса), в метрах. Для источников выделения (выбросов), указанных в табл.2.2.1, следует занести значение диаметра, указанное в графе 3 данной таблицы.

2.2.5. В графу 4 табл.2.2 следует занести максимальную величину секундного объема выделения (выброса).

Для вентиляционных систем должна быть проставлена величина секундного объема выброса, определенная из характеристики вентиляционной системы.

Для неорганизованных или передвижных источников выделения (выбросов) и котелен графа 4 табл.2.2 не заполняется.

2.2.6. В графу 5 табл.2.2 следует занести температуру выхода газовоздушной смеси. Графа 5 заполняется только для точечных источников.

2.2.7. Графу 6 не заполнять.

2.2.8. В графы 7 и 8 табл.2.2 следует занести координаты точечного источника выбросов или координаты центра плоскостного источника в соответствии с системой координат, принятой на Генплане.

2.2.9. В графы 9 и 10 табл.2.2 следует занести соответственно длину и ширину плоскостного источника выбросов.

2.2.10. Плоскостной источник следует изображать прямоугольником.

За длину плоскостного источника необходимо принимать нижнюю сторону прямоугольника, образующую острый угол с положительной осью, принятой на генплане системы координат.

2.2.11. Порядок определения координат источников выбросов следует проводить по РД 31.06.06-86, кроме источников, указанных в табл.2.2.2.

Порядок определения координат источников выбросов (выделений)

Табл.2.2.2


Наименование источника выброса (выделения)

Порядок определения координат

Дымовая труба. Внешний рейд

Представляется в виде плоскостного источника, прямоугольный контур которого охватывает акваторию внешнего или внутреннего рейда при максимальной расстановке судов.

Труба. Резервуары ГСМ

Представляется в виде точечного источника, координаты которого принимаются равным координатам центра территории, на которой расположена группа резервуаров из общего обвалования.

Труба. Топливные цистерны или танки

Представляется в виде точечного источника с координатами центра проекции суммарной площади топливных цистерн или танков на горизонтальную плоскость.

Труба. Колонка

Представляется в виде точечного источника с координатами, определенными по генплану порта.

2.3. Правила заполнения таблицы 2.3 "Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок".

2.3.1. В таблицу 2.3 с расчетным годом проведения инвентаризации заносятся показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок, эксплуатируемых в порту и намечаемых к вводу в эксплуатацию в соответствии с планом мероприятий порта по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу.

Показатели работы газоочистных или пылеулавливающих установок

Таблица 2.3

(табл.3 к/з)

Расчетный год ...


Номер источника выбросов

Индекс топлива, по которому проводится очистка

Индекс вещества, по которому проводится очистка

Коэффициент обеспеченности газоочисткой, %

Средняя эксплуа-

тационная степень очистки, %

Максимальная степень очистки, %

Наименование мероприятий по защите атмосферы

Мероприятия

Газоочистная установка

1

2

3

4

5

6

7

8

2.3.2. При вводе в эксплуатацию новых газоочистных или пылеулавливающих установок, осуществлении мероприятий, направленных на снижение выбросов, включая ликвидацию источника в табл.2.3. соответствующего последующего расчетного года необходимо занести новые показатели газоочистных и пылеулавливающих установок.

Расчетный год указывают в верхней части табл.2.3.

2.3.3. В графу 1 табл.2.3 следует занести порядковый номер источника выбросов согласно графе 6 таблицы 2.1.

2.3.4. В графы 2 и 3 табл.2.3 следует соответственно занести индекс топлива, потребляемого источником выбросов, и отдельными строками, индексы вредных веществ, очистка от которых производится в газоочистных или пылеулавливающих установках или снижение выбросов которых обусловлено проведением природоохранного мероприятия.

Индексация видов топлив и вредных веществ приведена в табл.2.3.1. Состав вредных веществ в выбросах источников приведен в табл.2.3.2. Для источников с индексами 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12 графа 2 не заполняется.

Таблица 2.3.1

Индексация видов топлив и вредных веществ


Индекс

Вид топлива

Вредное вещество

1

Дизельное

Окись углерода

2

Мазут

Окислы азота

3

Уголь

Сернистый ангидрид

3 Д

Уголь Донецкий


4

Бензин

Углеводороды

5

Газ

Взвешенные вещества

6

Масла

Фтористый водород

7

Керосин

Окислы ванадия

8


Сажа

9


Окислы марганца

10


Фенол

11


Окислы хрома

Таблица 2.3.2

Состав вредных веществ, входящих в выбросы от источников порта


Наименование источника выбросов (выделений)

Индекс вида топлива

Индекс вредных веществ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Дымовая труба. Транспортные суда

1

+

+

+

+

-

-

-

+

-

-

Дымовая труба. Суда портофлота

1

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

2, 3, 3 Д

+

+

+

-

+

-

-

-

-

-

Вент. труба. Сварочный пост

-

-

-

-

-

+

+

-

-

+

+

Вент. труба. Газорезочный пост

-

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

Выхлоп. труба. Малая механизация

1, 4

+

+

+

+

-

-

-

+

-

-

Вент. труба. Заточной станок

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

Труба. Резервуары ГСМ

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

Труба. Тепловоз

1

+

+

-

-

-

-

-

+

-

-

Труба. Горн или котельная до 30 т/ч

2, 3

+

+

+

-

+

-

-

-

-

-

5

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

Труба. Котел

2, 3

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-


5

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

2.3.5. В графу 4 табл.2.3 следует занести значение коэффициента обеспеченности газоочисткой, который для источников порта равен процентному отношению числа источников выделений, обеспеченных газоочисткой, к общему числу источников выделений, составляющих данный источник выброса.

2.3.6. Для источников выбросов, включающих в себя несколько источников выделений, сгруппированных по видам потребляемого топлива, коэффициент обеспеченности необходимо рассчитывать в отдельности для каждой группы.

2.3.7. При ликвидации источника выброса или группы источников выделений, потребляющих один вид топлива и входящих в один источник выброса, коэффициент обеспеченности газоочисткой источника выброса или группы источников выделения следует принимать равным 100%.

2.3.8. В графы 5 и 6 табл.2.3 следует занести соответственно среднюю и максимальную степень очистки каждого вредного вещества, входящего в состав выброса источника.

2.3.9. Для котельных, горнов и вагранок в строках, соответствующих виду вредного вещества следует проставлять:

для взвешенных веществ - процент твердых частиц, улавливаемых в золоуловителях;

для сернистого ангидрида - процент сернистого ангидрида, улавливаемого в золоуловителях, принимается равным нулю для сухих золоуловителей, для мокрых - в зависимости от щелочности орошающей воды;

окислов ванадия - процент твердых частиц продуктов сгорания жидкого топлива, улавливаемых в устройствах для очистки газов мазутных котлов;

для всех остальных вредных веществ - процент снижения выбросов в результате применения дополнительных технических решений.

2.3.10. При ликвидации источника выброса или группы источников выделения, потребляющей один вид топлива, значения средней и максимальной степени очистки следует заносить равным 100%.

2.3.11. В графы 7 и 8 табл.2.3 соответственно следует занести наименования природоохранного мероприятия и газопылеулавливающей установки, содержащие не более двадцати пяти символов.

2.4. Правила заполнения таблицы 2.4 "Характеристики порта".

Характеристики порта

Таблица 2.4

(табл.4 к/з)

Расчетный год 19...


Индекс формы выдачи выход. данных

Коэффициент неравном. работы порта

Коэффициент электроснабж. причалов

Навигац. период сутки

Валовое время стоянки у причала, судо-сутки/год

Валовое время стоянки судов на рейде, судо-сутки/год

Дедвейт судна, тыс. тонн

1-5

5-10

10-30

30-60

более 50

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2.4.1. В табл.2.4 следует занести характеристики порта на расчетный год проставляемый в верхней части табл.2.4.

При постоянстве характеристик порта в последующие годы таблицы 2.4 могут не заполняться.

2.4.2. В графе 1 табл.2.4 следует проставить индекс выдачи формы выходных данных АСРВ, в соответствии с табл.2.4.1.

Табл.2.4.1

Индексы (коды) выходной информации АСРВ


Вид информации

Код

Таблицы норм BСB по годам

1

Таблица по ГОСТ 17.2.3.02-78 (приложение 3)

2

Разделы бланков отчетности по форме 2-ТП (воздух)

3

При необходимости получения нескольких видов выходных данных АСРВ, соответствующие индексы проставляются в графе 10 в виде двух или трехзначного числа.

2.4.3. В графу 2 табл.2.4 следует занести коэффициент неравномерности работы порта, равный отношению максимального месячного судооборота (по прибытию) к среднегодовому судообороту.

2.4.4. В графу 3 табл.2.4 следует занести коэффициент электроснабжения причалов порта, равный отношению количества транспортных судов подключенных к береговой электросети к общему количеству транспортных судов, обработанных в порту за год.

Допускается определять коэффициент электроснабжения как отношение числа причалов, оборудованных электроколонками, к общему числу причалов.

2.4.5. В графу 4 табл.2.4 следует ввести значение навигационного периода работы порта.

2.4.6. В графы 5÷9 табл.2.4 следует занести валовое время стоянки у причалов судов по группам дедвейта за год.

2.4.7. В графу 10 табл.2.4 необходимо занести валовое время стоянки судов на рейде за год.

2.5. Заполнение таблицы 2.5 "Расходные характеристики источников выбросов".

Таблица 2.5

(табл.5 к/з)

Расходные характеристики источников выбросов

Расчетный год 19...


Номер источника выброса

Годовой расход топлива или материалов

Индекс используемого топлива

Максимальный секундный расход

Кол-во единиц источников выброса

Норма естественной убыли

1

2

3

4

5

6

2.5.1. В таблицу 2.5, составленную для каждого расчетного года в отдельности, должны быть занесены расходные характеристики источников выбросов, включенных в соответствующие по годам табл.2.1 и источники выбросов, у которых в расчетном году изменяются топлива (материалы) или его расходные характеристики.

Расчетный год следует занести в верхней части таблицы 2.5.

2.5.2. В графу 1 табл.2.5 следует занести порядковый номер источника выбросов согласно таблице 2.1.

2.5.3. В графу 2 табл.2.5 следует занести годовой расход топлив или материалов, потребляемых источником выброса (выделения) или группами источников выделений, входящих в данный источник выброса.

Величину годового расхода следует заносить в строку соответствующего вида топлива, указанного в графе 3 табл.2.5.

2.5.4. Для газорезочного производства значение годового расхода горючей смеси (сумма пропан-бутана, ацетилена и природного газа) необходимо проставлять в м3, а для сварочного производства - годовой расход всех марок электродов в тоннах.

2.5.5. Для котельных горнов и вагранок отдельными строками следует проставить первой строкой годовой расход основного, а второй строкой - резервного топлива. Годовой расход газового топлива проставляется в тыс. м3, а жидкого и твердого топлива в тоннах.

2.5.6. В графу 3 табл.2.5 отдельными строками следует занести индексы топлива, потребляемых источником выброса или несколькими группами источников выделений, входящих в данный источник выброса.

2.5.7. В графу 4 табл.2.5 отдельными строками следует занести максимальные секундные (часовые) расходы топлив или материалов, потребляемых источником выброса или несколькими группами источников выделений, входящих в данный источник выброса.

2.5.8. Для котельных в графу 4 табл.2.5 отдельными строками соответственно заносятся суммарные секундные расходы основного и резервного топлива, потребляемого котлами котельной при максимальной тепловой нагрузке.

2.5.9. В графу 5 табл.2.5 следует занести число вентиляционных шахт, труб, дыхательных клапанов, через которые одновременно осуществляется выброс от точечного, стационарного источника выбросов.

Для плоскостных источников в графе 5 следует проставить 1,0.

2.5.10. В графу 6 табл.2.5 следует занести нормы естественной убыли используемых нефтепродуктов, указанных в графе 3 табл.2.5.

Численное значение норм необходимо занести в строку соответствующего вида нефтепродуктов (топлива).

2.5.11.Значение норм естественной убыли нефтепродуктов следует определять по соответствующим приложениям к Постановлению Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. № 30.

Для резервуаров ГСМ следует заносить норму естественной убыли нефтепродуктов для соответствующих зон и весенне-летнего периода года (табл.1.2 приложения 1 к Постановлению Госснаба СССР).

Для топливных цистерн (танков) следует заносить норму естественной убыли в весенне-летний период (табл.3 приложения 3 к Постановлению Госснаба СССР).

2.5.12. Общие правила заполнения граф табл.2.5 приведены в табл.2.5.1.

Таблица 2.5.1

Правила заполнения граф таблицы 2.5


Наименование источника выброса, выделения (индекс)

Годовой расход топлива или материалов

Максимальный расход топлива

Количество единиц источников выброса

1

2

4

5

Дымовая труба.

Транспортные суда (1)

Не заполняется

Не заполняется

Заносится число 1,0

Дымовая труба.

Транспортные суда (Рейд) (2)

Не заполняется

Не заполняется

1,0

Дымовая труба.

Сварочный пост (3)

Заносятся годовые расходы в тоннах различных видов топлива судами портофлота

Не заполняется

1,0

Вент. труба.

Сварочный пост (4)

Заносится годовое потребление в тоннах всех марок электродов

Заносится расход электродов (кг/с), затрачиваемый при сварке. Ориентировочное значение 0,0004

Для стационарных сварочных постов, расположенных в помещении заносится количество выпускных шахт вентиляционной системы, обслуживающей данное помещение или источник выделения. Для передвижных проставляется 1,0

Вент. труба.

Газорезочный пост. (5)

Заносится суммарное годовое потребление в кубических метрах пропан-бутана, ацетилена и природного газа, используемых газорезочными постами

Заносится расход пропан-бутана, ацетилена или природного газа (кг/с), затрачиваемого на резку.

Ориентир. 0,0009

Заполняется по тому же правилу как для сварочных постов

Выхлоп. труба.

Малая механизация (6)

Заносится годовой расход в тоннах различных видов топлива, потребляемых средствами малой механизации

Не заполняется

1,0

Вент. труба.

Автотранспорт (7)

Не заполняется

Не заполняется

См. п.2.5.8

Вент. труба.

Заточное или деревообрабатывающее оборудование (8, 9)

Не заполняется

Не заполняется

Заполняется по тому же правилу как для сварочных постов

Труба.

Резервуары. ГСМ (10)

Заносятся годовые количества в тоннах различных видов нефтепродуктов, хранящихся в резервуаре или группе резервуаров, включенных в один источник выброса

Заносятся максимальные производительности налива различных видов топлива. Размерность производительности м3

Заносится максимальное количество резервуаров, которые могут одновременно заправляться одним типом нефтепродуктов

Труба.

Топливные цистерны (танки) (11)

Заносятся годовые количества в тоннах нефтепродуктов, отгруженных на узле бункеровки или плавбункеровщиком

Заносятся максимальные производительности отгрузки различных видов топлива. Размерность производительности - м3

1,0

Труба.

Колонка (12)

Заносятся годовые количества в тоннах выданного дизельного топлива и бензина

Заносятся максимальные производительности раздачи соответственно дизельного топлива и бензина при работе в раздаточных колонок одновременно. Размерность производительности л/с

1,0

Труба.

Тепловоз (13)

Заносится годовое количество дизельного топлива, расходуемого всеми тепловозами (в тоннах)

Заносится величина расхода, определенная по формуле

, г/с

где: вi - расход топлива тепловозом i-ой серии;

N - число тепловозов в порту;

n - максимальное число тепловозов, работающих одновременно на всей территории порта

1,0

Труба.

Котельная, горн.

Заносятся годовые расходы в тоннах основного или резервного топлива, потребляемых всеми источниками выделений, составляющие один источник выброса (для газового топлива в тыс. м3)

Заносится максимальная суммарная производительность котельной по основному или резервному топливу. При использовании твердого и жидкого топлива размерность г/с, а при использовании газа л/с

Заносится количество дымовых труб осуществляющих выброс от источника

2.5.13. Расход топлива тепловозами различных серий следует определять по РД 31.06.06-86.

2.6. Правила заполнения таблицы 2.6 "Характеристики топлива".

Таблица 2.6

(табл.6 к/з)

Характеристики топлива

Расчетный год ...


Номер источника выброса

Зольность топлива, %

Содержание серы в топливе, %

Низшая теплота сгорания натурального топлива, ккал/кг

Производительность котла, т/час

1

2

3

4

5

2.6.1. Таблицу 2.6 следует заполнять только для котелен, горнов и вагранок. В таблицу заносятся данные по всем вышеуказанным типам источников выбросов, включенных в соответствующие по годам табл.2.1 и табл.2.5.

2.6.3. В графу 1 табл.2.6 следует завести номер источника выбросов в соответствии с табл.2.1.

2.6.3. В графы 2, 3, 4, табл.2.6 следует занести соответственно п.2.5.5, зольность топлива, содержание серы в топливе, низшую теплоту сгорания топлива, определенные по сертификатам или стандартам на потребляемое топливо.

Ориентировочные значения вышеуказанных характеристик различных видов топлив приведены в "Методических указаниях по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/ч", М., Гидрометеоиздат, 1985 г.

2.6.4. В графу 6 табл.2.6 следует занести величину паропроизводительности котла.

Для вагранок и горнов следует занести значение 0,25 т/ч.

2.6.5. При переводе источника, указанного в п.2.6.1, на другой тип топлива, в таблицу соответствующего расчетного года необходимо занести характеристики нового типа топлива.

2.7. Правила заполнения таблицы 2.7 "Характеристики дополнительных источников выбросов".

Таблица 2.7

(табл.7 к/з)

Характеристики дополнительных источников выбросов

Расчетный год ...


Номер источника выбросов

Наименование вредного вещества

Индекс вредного вещества

Предельно допустимая концентрация, мг/м3

Выброс вредного вещества

Максимальная разовая насел. местн.

Рабочей зоны

Годовой, т/г

Секундный, г/с

1

2

3

4

5

6

7

2.7.1. В таблицу 2.7 с расчетным годом инвентаризации необходимо внести значения валовых годовых и секундных выбросов вредных веществ от источников порта, не включенных в табл.2.1.1 настоящего руководящего документа, без учета их очистки в системах газопылеочистки, но учитываемых при проведении расчета выбросов. Соответствующие показатели систем газопылеочистки занести в табл.2.3.

2.7.2. При изменении показателей выбросов от источников по п.2.7.1, в таблицу 2.7 соответствующего расчетного года следует занести новые показатели. Расчетный год следует занести в верхней части таблицы 2.7.

2.7.3. В графу 1 табл.2.7 следует занести номер источника выбросов в соответствии с табл.2.1.

2.7.4. В графу 2 табл.2.7 следует занести отдельной строкой наименование вредных веществ, содержащихся в выбросах источника выделения. Наименование веществ должно содержать не более двадцати пяти символов.

2.7.5. В графу 3 табл.2.7 следует занести с учетом табл.2.3.1 индексы, присвоенные вредным веществам по п.2.7.4. Для вредных веществ, выбрасываемых в виде пыли или взвешенных веществ код необходимо задавать из интервала 1÷17. Индексы газообразных веществ не включенных в табл.2.3.1 следует задавать более 17.

2.7.6. В графы 4÷5 табл.2.7 следует занести в соответствующих строках значения концентрации максимально-разовой и рабочей зоны для вредных веществ, указанных в графе 2 табл.2.7.

2.7.7. В графы 6÷7 занести соответственно валовые годовые и секундные выбросы вредных веществ, входящих в состав выброса.

Расчет годовых и секундных выбросов необходимо проводить по общесоюзным методикам, утвержденным Госкомгидрометом СССР. Для расчета выбросов от общеобменной вентиляции допускается использовать методику, изложенную в Приложении 3 (рекомендуемое).

2.7.8. При расчете выбросов пыли по РД 31.06.05-85 "Методика определения выбросов пыли в атмосферу при перегрузке сыпучих грузов", утвержденного главным инженером В/О "Мортехсудоремпром" и введенного в действие 1 мая 1986 г., необходимо учитывать цикличность выбросов при грейферной перегрузке в соответствии с Приложением 4 (обязательное).

Рис. 1. Карта-схема морского порта

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(обязательное)

КОНТРОЛЬНЫЙ ПРИМЕР

ДЛЯ ОТЛАДКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ACPВ

Требуется рассчитать годовые и секундные выбросы от всех источников порта с учетом развития порта за период с 1987 по 1990 год и плана природоохранных мероприятий, составленного на тот же период.

1. ОПИСАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ

Генеральный план порта с источниками выбросов представлен на рисунке, а изменение характеристик порта с 1987 по 1990 год в табл.1.1 данного приложения.

Показатели развития порта

Табл.1.1


Наименование показателя

Размерность

Расчетный год

1987

1988

1989

1990

1

2

3

4

5

6

Грузооборот порта по углю

тыс. тонн

5000

6000

7000

7000

Стояночное время у причалов судов дедвейтом:

судо-сутки





От 1 до 5 тыс. тонн


100

50

50

75

от 5 до 10 тыс. тонн


200

100

100

127

от 10 до 30 тыс. тонн


300

200

200

250

от 30 до 50 тыс. тонн


200

100

100

150

более 50 тыс. тонн


100

100

100

100

Стояночное время судов на внешнем рейде

"

450

450

450

540

Коэффициент электроснабжения причалов


0,5

1,0

1,0

1,0

Годовой расход топлива судами портофлота

тонн





дизельное


2000

2000

3000

3000

мазут


300

300

300

300

уголь


2000

-

-

-

Годовое потребление топлива средствами малой механизации I-го грузового района

тонн





дизельное


116

116

116

116

бензин


140

140

140

140

Годовое потребление топлива средствами малой механизации II-го района

тонн





дизельное


58

58

58

58

бензин


-

-

-

-

Годовой расход топлива средствами малой механизации III-го района

"





дизельное


-

-

116

116

бензин


-

-

140

140

Годовое потребление электродов механическим участком

тонн

4,7

4,7

4,7

4,7

в том числе






передвижными сварочными постами


0,5

0,5

0,5

0,5

Годовое потребление горючей смеси

м3

1100

1100

1100

1100

в том числе






передвижными постами


100

100

100

100

Годовое потребление угля кузницей

тонн

20

-

-

-

Количество единиц автотранспорта на автобазе

шт.





с дизельным двигателем


20

20

20

20

с карбюраторным двигателем


10

10

5

5

с газовым двигателем


-

-

5

5

Годовое количество нефтепродуктов, поступивших на склад ГСМ (I-я группа резервуаров)

тонн





бензина


1000

1000

1000

1000

керосин


1000

1000

1000

1000

Годовое количество нефтепродуктов, поступивших на склад ГСМ (II-я группа резервуаров)

"





бензин


100000

100000

100000

200000

мазут


100000

100000

100000

200000

масла


1000

1000

1000

2000

Годовое количество нефтепродуктов, отгруженных плавбункеровщиками

"





дизельное


50000

50000

50000

100000

мазут


50000

5000

5000

100000

масла


500

500

500

2000

Годовое количество топлива, выдаваемого бензоколонкой

тонн





бензин


200

200

800

300

дизтопливо


500

500

600

600

Годовое количество топлива, расходуемого тепловозами

"

2000

2500

2500

2500

Годовое количество топлива, расходуемое котельной






мазут

тонн

1000

1000

-

-

газ

тыс. м3

-

-

1000,00

1000,00

уголь (резервное)

тонн

100

100

100

100

Порт предназначен для перегрузки генеральных и навалочных грузов. На причалах 1-4 перегружаются генеральные грузы, на причале 5 - навалочные грузы, на причале 6 осуществляется бункеровка портовских плавбункеровщиков.

При максимальной расстановке в порту находятся пять судов на причалах 1-5 (номер источников - 1-5).

Рейд порта (источ. № 6) находится на расстоянии 1000 метров от порта и представлен прямоугольником с размером сторон 1000x1200 м. Максимальное число судов на рейде - 5.

Портофлот имеет в своем составе 16 единиц, из них 6 судов потребляют дизельное топливо, 8 судов - мазут и 2 судна - уголь. Суда портофлота представлены в виде одного плоскостного источника (ист. № 7) со сторонами 1600x300 м.

В порту имеется два грузовых района, обслуживаемые своими средствами малой механизации.

Малая механизация порта представлена в виде двух плоскостных источников с границами территорий районов (ист. № 8 и 9).

В состав малой механизации I-го грузового района (ист. № 8) входит 28 единиц техники: 10 - использующие электроэнергию; 12 - потребляющие дизельное топливо; 6 - потребляющие бензин.

При этом 6 единиц средств малой механизации, использующие дизельное топливо, и 2 единицы, использующие бензин, оснащены нейтрализаторами отработанных газов.

В состав малой механизации II-го грузового района (ист. № 9) входит 12 единиц техники: 2 - использующие электроэнергию; 10 - потребляющие дизельное топливо.

На территории порта размещены механические мастерские, имеющие в своем составе четыре стационарных сварочных поста, шесть заточных станков и три газорезочных поста. Выбросы вредных веществ от вышеперечисленных источников выделений отводятся в атмосферу общеобменной вентиляционной системой через три одинаковых вентиляционных трубы диаметром 0,2 м. Общий расход воздуха вентиляционной системы равен 3600 м3/час (1,0 м3/сек).

Одновременно в помещении механических мастерских могут работать три сварочных поста (ист. № 10), четыре заточных станка (ист. № 11), два газорезочных поста (ист. № 12).

На территории порта существует участок резки металлолома, оборудованный одним постом резки металла. Пост расположен на открытой площадке и не имеет своей автономной вентиляционной системы. Пост резки представлен в виде одного плоскостного источника выбросов (ист. № 13) с границами территории участка резки металлолома.

В порту имеется два передвижных сварочных поста, работающих на территории I-го района. Передвижные сварочные посты представлены в виде плоскостного источника (ист. № 14) с границей I-го грузового района.

В состав порта входит кузница, имеющая в своем составе плавильный горн (ист. № 15). Горн снабжен индивидуальной вытяжной вентиляционной системой, осуществляющей выброс через одну трубу диаметром 0,1 м. Расход воздуха вентиляционной системы составляет 900 м3/час (0,25 м3/сек).

Горн работает на угле марки БТР Южно-Уральского бассейна, и снабжен золоуловителем.

На территории порта размещен деревообрабатывающий цех (ист. № 16). В состав цеха входят четыре деревообрабатывающих станка: торцовочный ЦМЭ-2; строгальный СФА-4; шлифовальный Шл.СЛ; типорезный ШО-6. Выброс пыли от станков осуществляется через два циклона типа ЦОЛ. Диаметр выходной трубы циклона 0,15 м, расход воздуха через один циклон составляет 900 м3/час (0,25 м3/с).

Парк автобазы порта (ист. № 17) имеет в своем составе 10 автомобилей с карбюраторным и 20 автомобилей с дизельным двигателем.

Помещение автобазы снабжено общеобменной вентиляцией, осуществляющей выброс вентиляционного воздуха через 4 трубы диаметром 0,2 м. Расход воздуха через одну трубу 1800 м3/час (0,5 м3/с). В составе автобазы имеется пост регулировки топливной аппаратуры, рассчитанный на одновременное обслуживание двух автомобилей. Пост снабжен местной вытяжной вентиляцией. Выброс осуществляется через одну трубу диаметром 0,1 м. Расход общеобменной вентиляции 100 м3/час (0,028 м3/с) (ист. № 35).

В состав порта входит склад нефтепродуктов, хранящихся в двух группах резервуаров. В первой группе резервуаров (ист. № 18) хранится бензин и керосин, а во второй группе (ист. № 19) дизельное топливо, мазут и масла.

Заправка емкостей осуществляется индивидуальными насосами. Одновременно один вид нефтепродукта может заправляться в один из резервуаров.

В состав судов портофлота входят два плавбункеровщика. Бункеровка плавбункеровщиков осуществляется на причале 6 (ист. № 20).

Плавбункеровщики обслуживают суда, стоящие на причалах 1÷5. Одновременно могут обслуживаться два судна. Условно узлы бункеровки транспортных судов отнесены к причалам 1 (ист. № 21) и 2 (ист. № 22). Годовой расход нефтепродуктов, отпускаемых транспортным судам одним плавбункеровщиком, равен половине годового потребления нефтепродуктов по источнику № 20.

На территории порта находится одна бензоколонка (ист. № 23), снабженная 2-мя колонками для бензина и 2-мя колонками для дизтоплива.

На балансе порта содержатся четыре тепловоза (ист. № 24) серий: ТЭП60 - 2 шт.; ТЭМ2 - 1 шт.; ТТМ4 - 1 шт. В соответствии с РД 31.06.06-86 расход топлива тепловозами равен:

кг/ч = 0,01 кг/с

При расчете величины "В" учитывалось, что одновременно на всей территории порта работает не более двух тепловозов.

Вне территории порта располагается котельная (ист. № 25), работающая на мазуте. Котельная имеет три котла. В весенне-летний период работает только 1 котел. Резервное топливо - уголь.

Выброс от котельной установки производится через 1 трубу высотой 20 м и диаметром 0,30 м.

В состав порта входит участок покраски, расположенный в помещении автобазы (ист. № 26) и участок подзарядки аккумуляторов (ист. № 27).

Расчет выбросов от источников № 26 и 27 выполнен по РД 31.06.06-86.

На причале № 4 производится погрузка угля в суда. Узел перегрузки включает в себя следующие источники пылевыделения:

узел разгрузки вагонов (погрузка на штабель) (ист. № 28), перештабелировка грейфером (ист. № 29), узел погрузки в судно (ист. № 30), штабель угля (ист. № 31).

Расчет валовых годовых и секундных выбросов проведан в соответствии с РД 31.06.05-85.

План природоохранных мероприятий порта на 1987-1990 годы представлен в виде таблицы 1.2.

План мероприятий по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу и ввода в действие новых источников

Табл.1.2


Мероприятие

Номер источника

Год внедрения мероприятия

1988

1989

1990

1

2

3

4

5

Ввод в эксплуатацию разворотного ковша, обеспечивающий заход в порт судов дейдветом 50 тыс. тонн

-

+

-

-

Списание двух судов портофлота, работающих на угле

7

+

-

-

Приобретение трех единиц портофлота, работающих на дизельном топливе

7

-

+

-

Ввод в эксплуатацию двух новых причалов № 7 и 8

33,34

-

-

+

Оснащение стационарных постов механических мастерских катализаторами для улавливания сварочного аэрозоля

10

-

+

-

Приобретение 15 единиц cредcтв малой механизации для нового III-го грузового района (5 - с бензиновым двигателем, 10 - с дизельным двигателем)

32

-

+

-

Перевод 50% автомашин с бензина на газовое топливо

17

-

+

-

Оснащение всех средств малой механизации с дизельными двигателями нейтрализаторами выхлопных газов

8, 9


+

-

Подключение всех судов, стоящих у причалов, к береговой электросети

1-5

+

-

-

Перевод котельной на газовое топливо