РД 31.82.04.15-85

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ И ПЛАВСРЕДСТВ К ГРУЗОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ

РД 31.82.04.15-85

Дата введения 1987-07-01

ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ

Настоящая инструкция распространяется на вспомогательные работы, связанные с подготовкой транспортных судов и плавсредств к грузовым операциям.

Инструкция устанавливает основные требования безопасности при выполнении работ по подготовке помещений и палуб транспортных судов и плавсредств к производству погрузочно-разгрузочных работ.

Требования инструкции должны знать и выполнять рабочие комплексных бригад, занятые подготовкой транспортных судов и плавсредств к грузовым операциям.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. К вспомогательным операциям на судне следует отнести: открытие (закрытие) люков; установку трапов, не являющихся принадлежностью судна; установку и уборку ограждений, настилов; установку и уборку перегрузочного оборудования для погрузочно-разгрузочных операций; установку стоек (лесов); установку и уборку шифтинг-бордсов и питателей для перевозки зерна насыпью; зачистку грузовых помещений.

1.2. При выполнении работ на судне следует соблюдать правила поведения при нахождении на судне, с которыми рабочие должны быть ознакомлены при текущем инструктаже на рабочем месте, а также указания судовой администрации.

1.3. Вспомогательные работы на судне должны выполняться под руководством стивидора после дополнительного инструктажа администрацией судна о правилах поведения на судне.

1.4. Переход с берега на судно и обратно, спуск и подъем из трюма судна осуществлять только по исправным трапам, которые в темное время суток должны быть освещены. Спуск или подъем по вертикальным трапам разрешается только по одному человеку.

1.5. Трюм судна должен быть освещен. Спускаться в неосвещенный трюм запрещается. Разрешение на спуск в трюм дает производитель работ (стивидор) или бригадир по согласованию с администрацией судна. Спуск в трюм разрешается только по команде стивидора после подтверждения ему администрацией судна и органов санитарного надзора отсутствия в трюме токсичных и вредных газов и других факторов, представляющих опасность для жизни и здоровья людей.

1.6. Спуск или подъем по трапам, расположенным в зоне просвета люка, разрешается осуществлять только в перерывах между опусканием или подъемом груза или грузозахватного приспособления по команде сигнальщика, осуществляющего руководство работой крана. При спуске в трюм в руках рабочего не должно быть каких-либо предметов, рукавицы и обувь должны быть не замаслены.

1.7. При передвижении по трапам не допускаются: скопление на маршах и площадках; движение встречных потоков; подъем и спуск людей с грузом по сходням и трапам, имеющим наклон к горизонту более 30°.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ

2.1. Открытие (закрытие) люков

2.1.1. Открытие (закрытие) люков транспортных судов с механическим приводом осуществляется силами судового экипажа.

В отдельных случаях к этим работам могут привлекаться рабочие комплексных бригад, прошедшие специальное обучение правилам выполнения указанных работ и инструктаж по технике безопасности. В этих случаях работы производятся под руководством судовой администрации.

2.1.2. До начала работы в трюме судна следует проверить чтобы открытые люковые крышки были установлены на стопоры.

2.1.3. Запрещается находиться на крышках люковых перекрытий в момент их перемещения.

2.1.4. Открытие и закрытие люков, не имеющих механического привода, должны осуществляться под руководством стивидора. Снимать лючины необходимо двумя рабочими, начиная с середины люка, равномерно со всех рядов. При закрытии люка укладка лючин производится в обратном порядке. Снимать и устанавливать бимсы следует при помощи берегового или судового крана (стрелы) и специальных грузозахватных приспособлений (бим-стропов) с применением оттяжек.

2.1.5. Снятые бимсы нужно укладывать плашмя или ставить устойчиво на боковые грани. Если бимсы имеют криволинейную нижнюю поверхность, их следует подклинивать с обеих сторон деревянными прокладками или укреплять другим способом во избежание падения.

2.1.6. Бимсы и лючины следует укладывать к фальшборту с таким расчетом, чтобы оставался безопасный проход между леерным ограждением или фальшбортом и комингсом люка шириной не менее 90 см. Лючины в стойках должны лежать устойчиво и ровно, не выступая одна за другую.

2.1.7. При частичном открывании люка обязательно закреплять оставшиеся бимсы с помощью стопорных устройств так, чтобы при случайном задевании за них груза или крана они не могли быть выброшены из гнезда.

2.2. Установка трапов, не являющихся принадлежностью судна

2.2.1. Перед началом работ следует убедиться в исправности трапов и о всех обнаруженных неисправностях сообщить стивидору. Используемые трапы должны иметь установленную в порту маркировку.

Устанавливать неисправные трапы не разрешается.

2.2.2. При отсутствии на конце трапа специальных катков на берегу в месте упора трапа следует подкладывать металлический лист или прочные доски.

2.2.3. В случае наличия пространства шириной более 1 м между бортом судна (плавсредства) и берегом под трапом должна быть натянута предохранительная сетка в целях предотвращения возможности падения людей в воду.

2.2.4. Леерные ограждения, устанавливаемые на трапах, должны быть либо жесткими, либо в натянутом состоянии и не иметь слабины.

2.2.5. Установку трапа следует производить с помощью крана или погрузчика; при этом работой по его установке руководит сигнальщик (старший звена).

2.3. Установка ограждений, настилов

2.3.1. Перед началом работ бригадир (звеньевой) совместно со стивидором должны определить все опасные места, подлежащие ограждению, и потребовать от администрации судна установки ограждений.

2.3.2. Ограждение может быть выполнено в виде переносного штакетника, натянутых лееров, устройства сплошных настилов и одновременной установки соответствующих знаков безопасности. Высота ограждений должна быть не менее 1,1 м.

2.3.3. При установке ограждений на высоте и на краю отвесных откосов (штабель груза, борт судна и т.п.) рабочие должны надеть предохранительные пояса со страховочным канатом, закрепленным за жесткие конструкции судна.

2.3.4. Для устройства настилов следует использовать доски или щиты, выдерживающие сосредоточенную нагрузку в 130 кг. При укладке досок необходимо проверить прочность их закрепления в местах опоры.

2.3.5. Зазоры между досками настила не должны превышать 10 мм. Общая ширина настила должна быть не менее 1 м.

2.3.6. Перемещать материалы для устройства настилов к местам их установки следует с помощью перегрузочных машин.

2.3.7. При установке леерных ограждений использовать прочные металлические или растительные канаты. Леерные ограждения, одновременно используемые для крепления на них страховочных канатов предохранительных поясов, должны быть выполнены только из стальных канатов, надежно закрепленных и находящихся в натянутом состоянии.

Для натяжения канатов использовать талрепы.

2.4. Установка (снятие) перегрузочных машин в трюм судна

2.4.1. Разрешение о возможности работы перегрузочных машин в трюме судна дают производитель работ (стивидор) совместно с администрацией судна и при необходимости осматривают место, где намечается работа перегрузочной машины. Производитель работ несет ответственность за соответствие фактических нагрузок от машин на люковые крышки допускаемым нагрузкам.

2.4.2. Перед опусканием (подъемом) перегрузочной машины в трюм (из трюма), установкой ее на рабочем месте рабочие с участием водителя (машиниста) обязаны:

произвести полный наклон грузоподъемника назад (на себя);

поднять грузозахватный орган на высоту 1 м;

перегрузочная машина с двигателем внутреннего сгорания должна быть оборудована нейтрализатором выхлопных газов;

заглушить двигатель у перегрузочной машины с двигателем внутреннего сгорания;

отключить электропитание у перегрузочной машины с электроприводом;

произвести выключение замка зажигания, ключ зажигания взять с собой;

поставить перегрузочную машину на ручной тормоз;

закрыть двери кабины и убедиться в том, что они не могут самопроизвольно открываться;

завести специальные стропы или захваты в установленные места погрузочной машины и проверить правильность строповки путем обжатия стропов и вывешиванием перегрузочной машины на высоте до 30 см от уровня настила.

2.4.3. Подъем (опускание) перегрузочной машины (судовой стрелой) краном должен производиться по команде сигнальщика в присутствии производителя работ.

2.4.4. Перед установкой перегрузочной машины на груз должна быть подготовлена горизонтальная площадка, достаточная для установки и работы на ней машины и свободного подхода рабочих для ее отстроповки и дальнейшего обслуживания.

2.4.5. Подключение трюмных машин к электросети производится дежурным электриком, имеющим квалификационную группу по электробезопасности не ниже III. Включение машины в сеть разрешается только после ее установки на рабочем месте. Спуск и подъем машины в подключенном состоянии не допускаются.

2.4.6. Установка пневмоперегружателей на палубе судна и прокладка трубопроводов должны осуществляться под руководством производителя работ и под контролем сменного механика, ответственного за их безопасную эксплуатацию. Размещение машин и трубопроводов на палубе судна должно быть удобным и безопасным для обслуживания.

2.4.7. Установка пневмоперегружателей внутри грузового помещения, которое заполняется зерном, не допускается.

Запрещается крепить сопло и трубопровод к шифтинговым стойкам.

2.4.8. При монтаже трассы необходимо:

прокладку трубопровода осуществлять в соответствии с установленной схемой, с которой рабочие должны быть ознакомлены до начала работ;

гибкие трубы, несущие тяговые нагрузки, следует соединять цепями или другими устройствами, предотвращающими их разрыв;

соединения отдельных секций трубопровода должны обеспечивать герметичность трассы;

для установки и поддержания вертикальной ветви всасывающего трубопровода следует использовать треноги с талями, лебедкой или другим устройством. Использовать случайные предметы и приспособления, не предназначенные для этих целей, запрещается.

2.5. Установка стоек (лесов)

2.5.1. Устанавливать стойки следует до начала погрузки палубных грузов. В процессе грузовых работ производить установку стоек не допускается.

2.5.2. Установку стоек производить при помощи судовых или береговых перегрузочных средств, а где это невозможно, допускается установка стоек не менее чем двумя рабочими вручную с применением специальных упорных вилок или других средств, обеспечивающих безопасность производства работ.

2.5.3. Стойки следует устанавливать в специальные гнезда на палубе судна. После установки стойки должны быть закреплены.

2.6. Установка и разборка шифтинг-бордсов

2.6.1. Установка и разборка инвентарных шифтинг-бордсов производятся под руководством администрации судна, а неинвентарных - силами специализированных бригад под руководством производителя работ. Самостоятельно выполнять эти работы не разрешается.

2.7. Зачистка грузовых помещений

2.7.1. По мере выгрузки груза освобождающаяся сепарация и прокладки должны своевременно удаляться из трюма. Сепарационные доски, брусья и другие материалы должны выгружаться пакетами из трюмов отдельно от грузов с помощью стропов или ковшей. Не допускается застропка пакетов сепарации к грейферу и другим сменным грузозахватным приспособлениям.

2.7.2. При зачистке грузовых помещений после выгрузки навалочно-насыпных и зерновых грузов следует использовать средства индивидуальной защиты - респираторы.

2.8. Инвентарь и приспособления следует подавать в трюм с помощью крана или судовых грузовых устройств по команде сигнальщика, предварительно предупредив об этом работающих в трюме. Надежно застропленные предметы массой до 30 кг допускается спускать и поднимать вручную на исправном канате.

2.9. Остальные подготовительные работы в процессе погрузочно-разгрузочных операций на судне производить согласно РД 31.82.04.01-85 "Типовая инструкция для рабочих комплексных бригад по безопасности труда на погрузочно-разгрузочных работах в морских портах".