РД 31.82.14-83

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА, ВЫПОЛНЯЮЩЕГО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ МАШИН ВНУТРИПОРТОВОГО ТРАНСПОРТА

РД 31.82.14-83

Дата введения 1984-06-01

РАЗРАБОТАНА Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект" - Ленинградский филиал "Ленморниипроект"

Зам. директора - канд. техн. наук В.В. Пузырев, зав. сектором, руководитель темы - канд. техн. наук В.А. Александров

Исполнители:

Доц. ЛВИМУ канд. экон. наук А.М. Дуберштейн, руководитель группы Н.Г. Важинский, Инженер-технолог Л.Ф. Муха, м.н.с. ЛВИМУ С.В. Латухов

СОГЛАСОВАН ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота

Зав. отделом охраны труда Е.И. Мерзлов

УТВЕРЖДЕН Отделом охраны труда и техники безопасности ММФ

Начальник отдела Т.Н. Новиков

Приказ Минморфлота СССР от 01.06.1984

ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ

Настоящая инструкция распространяется на работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом электрооборудования машин внутрипортового транспорта морских портов.

Инструкция устанавливает основные требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования внутрипортового транспорта.

На основе настоящего РД порты разрабатывают стандарты предприятия и инструкции по безопасности труда для электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт машин внутрипортового транспорта, применительно к конкретным условиям и с привязкой к соответствующим стандартам ССБТ.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. К работе в качестве электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт электрооборудования машин внутрипортового транспорта, допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе и сдавшие экзамены в квалификационной комиссии.

1.2. Допуск электромонтера к работе оформляется приказом по порту (району), после чего ему выдаются на руки удостоверение на право технического обслуживания и ремонта электрооборудования машин внутрипортового транспорта и настоящая инструкция под расписку.

1.3. В своей работе электромонтер должен знать и соблюдать:

производственную инструкцию и инструкцию по безопасности труда для электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт электрооборудования машин внутрипортового транспорта;

заводские (фирменные) инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации обслуживаемых машин внутрипортового транспорта;

Устав о дисциплине работников морского транспорта; правила внутреннего трудового распорядка порта;

правила движения пешеходов по территории порта, знаки безопасности и предупреждающие надписи.

1.4. Электромонтер обязан:

для самостоятельной работы по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования машин внутрипортового транспорта иметь квалификационную группу по технике безопасности (электробезопасности) не ниже III;

при необходимости выполнения работ, связанных с перемещением грузов (деталей, оборудования и т.п.) грузоподъемными кранами, иметь квалификацию стропальщика и сигнальщика;

для выполнения пробных включений механизмов машин внутрипортового транспорта пройти обучение и аттестацию на право управления этими машинами;

для выполнения работ на прессе, механической ножовке, сверлильном, заточном и других станках пройти обучение и получить допуск к работе на этом оборудовании;

знать и уметь пользоваться средствами пожаротушения;

знать и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, при ранениях, ожогах, обморожении, обмороке, тепловом и солнечном ударах и отравлениях.

1.5. Повторная проверка знаний электромонтера проводится квалификационной комиссией порта (ППК) периодически - не реже одного раза в 12 мес;

повторный инструктаж по технике безопасности - не реже одного раза в квартал;

внеочередная проверка знаний электромонтера - в случаях нарушения правил безопасности труда и технической эксплуатации перегрузочных машин, по требованию администрации порта (ППК).

1.6. Результаты повторной проверки знаний оформляются протоколом, номер и дата которого проставляются в удостоверении и подтверждаются подписью председателя квалификационной комиссии порта и печатью.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания при повторной и третьей проверках, к работе не допускаются и должны быть переведены на другую работу.

2. ОБЯЗАННОСТИ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Привести в порядок рабочую спецодежду. Застегнуть обшлага рукавов, аккуратно заправить одежду, чтобы не было развевающихся концов, волосы убрать под плотно облегающий головной убор.

Спецодежда и обувь должны быть исправными, соответствовать времени года, не стеснять движений в работе.

2.2. Получить конкретное задание и инструктаж по технике безопасности на рабочем месте от группового (сменного) электромеханика с подробным разъяснением о характере выполняемых работ.

2.3. Проверить наличие и исправность имеющихся инструмента, приспособлений, необходимого механизированного и электрифицированного инструмента с соответствующими индивидуальными защитными средствами (очки, диэлектрические перчатки, коврики и т.п.).

2.4. Проверить наличие и исправность ограждений, настилов, площадок, трапов, грузоподъемных средств и приспособлений, а также предохранительных защитных средств (рукавицы, защитные очки).

2.5. Проверить рабочее место, которое должно быть чистым, нескользким, хорошо освещено; посторонние предметы должны быть убраны.

2.6. Расположить рабочий инструмент и детали устойчиво на безопасном месте, в определенной последовательности.

2.7. Для переноски и хранения инструмента и мелких деталей пользоваться специальной сумкой. При общей массе инструмента, приспособлений, деталей более 30 кг их необходимо транспортировать или поднимать при помощи грузоподъемных средств.

2.8. О всех замеченных нарушениях требований безопасности труда, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, электромонтер должен немедленно сообщить групповому (сменному) электромеханику, руководящему данной работой.

3. ОБЯЗАННОСТИ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Применять только исправные инструмент и приспособления. Переносить и поднимать инструмент к рабочему месту только в специальных сумках или ящиках.

3.2. При получении новой (незнакомой) работы получить от группового (сменного) электромеханика дополнительный инструктаж по технике безопасности. Быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела, разговоры и не отвлекать других.

3.3. При рубке металла пользоваться защитными очками с небьющимися стеклами или сеткой.

3.4. При перемещении узлов и механизмов электрооборудования массой более 30 кг необходимо пользоваться грузоподъемными средствами.

3.5. При работе с электроинструментом соблюдать следующие правила:

работать в диэлектрических перчатках, ботах и на коврике;

не переносить электроинструмент за питающий кабель, так как это может привести к механическому повреждению кабеля;

не производить замену режущего рабочего элемента электроинструмента до полной его остановки;

не работать с переносным электроинструментом на приставных лестницах;

при перерывах в работе, а также при отключении подачи напряжения в питающей электросети оборудование и электроинструмент отсоединить от электросети.

3.6. При пользовании индивидуальными изолирующими средствами:

применять только сухие и чистые изолирующие средства;

обнаружив неисправности защитных изолирующих средств, пользование ими немедленно прекратить. Запрещается пользоваться защитными средствами, срок очередного испытания которых истек.

3.7. При совместной работе с газоэлектросварщиком использовать светозащитные очки или защитный экран.

3.8. Наливать горючее только в холодную паяльную лампу.

3.9. Применять переносные светильники напряжением не выше 42 В.

3.10. Чистку и продувку электродвигателей производить на открытом воздухе или в хорошо вентилируемом помещении.

3.11. Шлифование фазных колец и коллекторов электродвигателей производить при помощи специальных колодок из изолирующего материала.

3.12. Все работы по ремонту, наладке и замене электрооборудования, включая замену сгоревших плавких вставок, производить только при отсоединенных аккумуляторах.

3.13. Проверить величину напряжения на банках аккумуляторов пробником (нагрузочной вилкой), переносным вольтметром постоянного тока с пределами измерения 0-3 В.

3.14. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования автопогрузчиков производить только при неработающем двигателе (за исключением регулировки и наладки системы зажигания, момента впрыска топлива, системы питания двигателя).

3.15. При лужении и пайке пользоваться защитными очками, соблюдать особую осторожность, так как кислота, попадая на кожу, вызывает ожог.

При попадании кислоты на кожу или в глаза немедленно обильно промыть пораженное место сначала водой, а затем 1%-ным раствором очищенной питьевой соды и обратиться к врачу.

3.16. Запрещается:

пользоваться открытым пламенем и курить вблизи аккумуляторных батарей, в помещениях, где производятся зарядка батарей, промывка деталей;

производить газоэлектросварочные и другие огневые работы без наличия письменного разрешения, оформленного в соответствии с действующими Правилами пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах и береговых объектах ММФ, введенными в действие приказом ММФ № 41 от 12 марта 1973 г.;

подключать какое-либо оборудование с металлическими корпусами без заземления, использовать нестандартные нагревательные приборы;

прыгать на землю с высоты (с кабин, капотов, кузовов, ремонтируемых механизмов). Для спуска на землю с этих мест следует применять приставные лестницы.

3.17. При выполнении технического обслуживания или ремонта электрооборудования непосредственно на машинах внутрипортового транспорта соблюдать следующие меры по обеспечению безопасности работ:

контрольно-регулировочные работы, выполняемые при работающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора и т.п.), проводить на посту, оборудованном местным отсосом отработанных газов;

во время проверки генератора, стартера и прерывателя-распределителя на контрольно-испытательном стенде правильно центрировать и надежно закреплять эти агрегаты в зажимных устройствах во избежание поломки механизмов и травм работающих; предварительно проверить исправность стенда;

испытание изоляции изделия (измерение сопротивления изоляции, определение прочности изоляции повышенным напряжением и т.п.) выполнять согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ) и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок (ПТБ).

3.18. О всех поломках, авариях, несчастных случаях с людьми сообщать групповому (сменному) электромеханику. Принять меры к сохранению обстановки, при которой произошел несчастный случай.

4. ОБЯЗАННОСТИ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА ПОСЛЕ РАБОТЫ

4.1. Привести в порядок рабочее место, убрать все материалы, лишние предметы, протереть и собрать инструмент.

4.2. О выполнении работы доложить групповому (сменному) электромеханику, от которого получил задание.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Электромонтер, выполняющий техническое обслуживание и ремонт машин внутрипортового транспорта, несет ответственность за нарушение данной инструкции согласно Уставу о дисциплине работников морского транспорта и действующему законодательству.