РД 31.82.17-83

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА, ВЫПОЛНЯЮЩЕГО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПНЕВМОКОЛЕСНЫХ И ГУСЕНИЧНЫХ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

РД 31.82.17-83

Дата введения 1984-06-01

РАЗРАБОТАНА Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект" - Ленинградский филиал "Ленморниипроект"

Зам. директора - канд. техн. наук В.В. Пузырев, зав. сектором, руководитель темы - канд. техн. наук В.А. Александров

Исполнители:

Доц. ЛВИМУ канд. экон. наук А.М. Дуберштейн, руководитель группы Н.Г. Важинский, Инженер-технолог Л.Ф. Муха, м.н.с. ЛВИМУ С.В. Латухов

СОГЛАСОВАН ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота

Зав. отделом охраны труда Е.И. Мерзлов

УТВЕРЖДЕН Отделом охраны труда и техники безопасности ММФ

Начальник отдела Т.Н. Новиков

Приказ Минморфлота СССР от 01.06.1984

ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ

Настоящая инструкция распространяется на работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом электрооборудования пневмоколесных и гусеничных грузоподъемных кранов в морских портах.

Инструкция устанавливает основные требования безопасности.

На основе настоящего РД порты разрабатывают стандарты предприятия и инструкции по безопасности труда для электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт пневмоколесных и гусеничных грузоподъемных кранов, применительно к конкретным условиям и с привязкой к соответствующим стандартам ССБТ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. К работе в качестве электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт электрооборудования грузоподъемных кранов на пневмоколесном и гусеничном ходу в морских портах, допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе и сдавшие экзамены в квалификационной комиссии порта. При этом необходимо также иметь допуск и удостоверение на право обслуживания объектов Госгортехнадзора.

1.2. Допуск электромонтера к работе оформляется приказом по порту (ППК), после чего ему выдаются на руки удостоверение на право технического обслуживания и ремонта объектов Госгортехнадзора и настоящая инструкция под расписку.

1.3. В своей работе электромонтер должен знать и соблюдать:

производственную инструкцию и инструкцию по безопасности труда для электромонтера, выполняющего техническое обслуживание и ремонт электрооборудования грузоподъемных кранов на пневмоколесном и гусеничном ходу;

устройство и работу схем электрооборудования, заводские (фирменные) инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации обслуживаемых пневмоколесных и гусеничных грузоподъемных кранов;

Устав о дисциплине работников морского транспорта; правила внутреннего трудового распорядка порта;

правила пешеходного движения на территории порта, знаки безопасности и предупреждающие надписи.

1.4. Электромонтер обязан:

перед допуском к работе пройти по месту работы стажировку не менее двух недель под руководством опытного электромонтера и контролем группового (сменного) электромеханика;

для самостоятельной работы по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования пневмоколесных и гусеничных грузоподъемных кранов иметь квалификационную группу по технике безопасности (электробезопасности) не ниже III;

при необходимости выполнения работ, связанных с перемещением грузов (деталей, оборудования и т.п.) грузоподъемными кранами, иметь квалификацию стропальщика и сигнальщика;

для выполнения пробных включений механизмов пневмоколесного или гусеничного грузоподъемного крана пройти обучение и аттестацию на право управления краном. Результат аттестации оформляется протоколом с записью в удостоверении. Повторная проверка знаний проводится через 12 мес;

для выполнения работ на прессе, механической ножовке, сверлильном, заточном и других станках пройти обучение и получить допуск к работе на этом оборудовании;

знать и уметь пользоваться средствами пожаротушения;

знать и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, при ранении, ожогах, обморожении, обмороке, тепловом и солнечном ударах и отравлениях.

1.5. Повторная проверка знаний электромонтера проводится квалификационной комиссией порта (ППК) периодически - не реже одного раза в 12 мес;

повторный инструктаж по технике безопасности - не реже одного раза в квартал;

внеочередная проверка знаний - в случаях нарушения электромонтером правил безопасности труда, по требованию администрации порта (ППК), представителей Госгортехнадзора.

1.6. Результаты повторной проверки знаний оформляются протоколом, номер и дата которого проставляются в удостоверении и подтверждаются подписью председателя квалификационной комиссии порта и печатью.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания при повторной и третьей проверках, к работе не допускаются и должны быть переведены на другую работу.

1.7. Электромонтер не должен производить ремонтные и другие работы, несвойственные его квалификации.

2. ОБЯЗАННОСТИ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Привести в порядок рабочую спецодежду. Застегнуть обшлага рукавов, аккуратно заправить одежду, чтобы не было развевающихся концов, волосы убрать под плотно облегающий головной убор.

Спецодежда и обувь должны быть исправными, не стеснять движений в работе.

2.2. Получить конкретное задание и инструктаж по технике безопасности на рабочем месте от группового (сменного) электромеханика с подробным разъяснением предстоящих работ.

2.3. Проверить:

наличие и исправность необходимых для данной работы инструмента, приспособлений, механизированного и электрифицированного инструмента с соответствующими индивидуальными средствами защиты (каски, очки, диэлектрические перчатки, коврики и т.п.);

наличие и исправность ограждений, настилов, площадок, трапов, грузоподъемных средств и приспособлений (тали, домкраты, скобы и т.д.);

рабочее место, которое должно быть чистым, нескользким, хорошо освещено; посторонние предметы должны быть убраны.

2.4. Располагать рабочий инструмент и детали устойчиво на безопасном месте, в определенной последовательности.

2.5. Перед использованием переносной электролампы проверить наличие на ней защитной сетки, исправность кабеля. Напряжение переносной лампы допускается не выше 42 В.

2.6. Отключить кран от электросети и произвести запись в вахтенном журнале крана: "Не включать - ремонт электрооборудования".

2.7. Отключение пневмоколесных и гусеничных грузоподъемных кранов, работающих от электросети, производить таким образом, чтобы выделенные для ремонта части электроустановки крана или части его электрооборудования были отделены от токоведущих частей, находящихся под напряжением, путем снятия предохранителей, выключения рубильников.

2.8. В случае, когда работы по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования крана выполняются без применения переносных заземлений, принять дополнительные меры, препятствующие ошибочной подаче напряжения к месту работы:

механически запереть приводы отключенных аппаратов;

снять предохранители, включенные последовательно с коммутационными аппаратами;

установить накладки в рубильниках, автоматах и т.д.

2.9. На пультах управления и выключателях нагрузки, а также на основаниях предохранителей, при помощи которых может быть подано напряжение к месту работ, вывесить плакат "НЕ ВКЛЮЧАТЬ - РАБОТАЮТ ЛЮДИ".

2.10. При отключении для ремонта отдельных участков электрической цепи остальное электрооборудование, находящееся под напряжением, должно быть недоступно для соприкосновения с ним (закрыть распределительные шкафы, поставить ограждения, вывесить предупреждающие плакаты). Все ограждения и предупреждающие плакаты должны быть из токонепроводящих материалов (фанера, сухие доски и т.д.).

2.11. После установки плакатов и временных ограждений проверить отсутствие напряжения на отключенных частях установки, предназначенной для ремонта.

Проверку отсутствия напряжения производить указателями напряжения (индикаторами) или переносными вольтметрами. Проверка напряжения в крановых электрических цепях контрольными лампами запрещается.

2.12. Проверить отсутствие напряжения между фазами и на каждой фазе по отношению к "земле" и к нулевому проводу на отключенной для производства работ части электроустановки крана.

2.13. Проверку отсутствия напряжения производить после вывешивания плаката "НЕ ВКЛЮЧАТЬ - РАБОТАЮТ ЛЮДИ". Непосредственно перед проверкой отсутствия напряжения установить исправность применяемого переносного вольтметра (указателя напряжения).

Примечание. Меры безопасности, указанные в пп.2.6.-2.13, могут быть использованы при наладке и регулировке пневмоколесных и гусеничных грузоподъемных кранов, работающих от своих штатных дизель-генераторов.

2.14. О всех замеченных нарушениях требований безопасности труда, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, сообщать групповому (сменному) электромеханику, руководящему данной работой.

3. ОБЯЗАННОСТИ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Применять только исправные инструмент и приспособления. Переносить и поднимать инструмент к рабочему месту только в специальных сумках.

3.2. При получении новой (незнакомой) работы получить от группового (сменного) электромеханика дополнительный инструктаж по технике безопасности.

3.3. При работе с решетчатых подмостей установить на них плотный дощатый настил для предотвращения падения с них инструмента, приспособлений, деталей и т.д.

3.4. При работе с электроинструментом соблюдать следующие требования:

работать в диэлектрических перчатках, ботах и на коврике;

не переносить электроинструмент за питающий кабель, так как это может привести к механическому повреждению кабеля;

не производить замену рабочих органов электроинструмента до полной его остановки;

не работать с переносным электроинструментом на приставных лестницах.

3.5. При перерывах в работе, а также при отключении подачи напряжения в питающей электросети отсоединить от электросети оборудование и электроинструмент.

3.6. При пользовании основными и дополнительными изолирующими защитными средствами:

применять только сухие и чистые изолирующие средства;

обнаружив неисправность защитных изолирующих средств, немедленно прекратить ими пользоваться. Запрещается пользоваться защитными средствами, срок очередного испытания которых истек.

3.7. При совместной работе с газоэлектросварщиком носить светозащитные очки.

3.8. Все дверцы, крышки электрооборудования закрыть, за исключением участка (щита) электрооборудования, где ведутся работы.

3.9. При уходе с крана, где электрооборудование осталось под напряжением, не оставлять там лиц неэлектротехнического персонала. На дверцах кабины управления, машинного отделения, распределительном щите вывесить плакат "СТОЙ - ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ".

3.10. Для ремонта кольцевого токоприемника крана, работающего от электросети, отключить питающий кабель при помощи входного рубильника (автомата) и установить на нем плакат "НЕ ВКЛЮЧАТЬ - РАБОТАЮТ ЛЮДИ".

3.11. При сборке-разборке узлов электрооборудования крана укладывать детали на ровные и прочные настилы. Не оставлять детали, материалы, инструмент и приспособления в неустойчивом положении.

3.12. При рубке металла пользоваться защитными очками с небьющимися стеклами или сеткой.

3.13. При установке в тиски узлов и механизмов электрооборудования массой более 30 кг пользоваться грузоподъемными средствами.

3.14. Все работы по ремонту, техническому обслуживанию электрооборудования пневмоколесных и гусеничных кранов производить только при неработающем двигателе, за исключением проверки и регулировки самого двигателя (дизель-генератора) с соблюдением специальных мер безопасности.

3.15. Запрещается:

использовать нестандартные нагревательные электроприборы для обогрева кабины крана;

оставлять под напряжением открытые токоведущие части, а также неизолированные концы проводов даже при кратковременной отлучке;

пользоваться неисправными инструментом и приспособлениями;

производить газоэлектросварочные и другие огневые работы без наличия письменного разрешения, оформленного в соответствии с действующими Правилами пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах и береговых объектах ММФ, введенными в действие приказом ММФ № 41 от 12 марта 1973 г.;

производить работы по техническому обслуживанию, ремонту и наладке электрооборудования во время работы крана.

3.16. Работы по наладке, регулировке электроаппаратуры под напряжением производить по письменному распоряжению группового (сменного) электромеханика. Распоряжение обязательно записывается в вахтенный журнал крана. Выполнять эти работы разрешается под руководством электромеханика, имеющего квалификационную группу по электробезопасности не ниже IV, с обязательным применением основных и дополнительных изолирующих средств (диэлектрические перчатки, боты, коврики).

3.17. Электромонтеры, имеющие I и II квалификационные группы, должны выполнять работы по обслуживанию электрооборудования пневмоколесных и гусеничных грузоподъемных кранов только под руководством электромонтера с квалификационной группой по технике безопасности (электробезопасности) не ниже III.

3.18. Определять неисправности электрооборудования пневмоколесных и гусеничных грузоподъемных кранов разрешается группой, в составе которой должно быть не менее 2 чел., под руководством электромонтера с квалификационной группой по технике безопасности не ниже IV.

3.19. При лужении и пайке необходимо пользоваться защитными очками, соблюдать особую осторожность, так как кислота, попадая на кожу, вызывает ожог.

При попадании кислоты на кожу или в глаза немедленно обильно промыть пораженное место сначала водой, а затем 1%-ным раствором очищенной соды и обратиться к врачу.

3.20. О всех поломках, авариях, несчастных случаях с людьми сообщать групповому (сменному) электромеханику. Принять меры к сохранению обстановки, при которой произошел несчастный случай.

4. ОБЯЗАННОСТИ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА ПОСЛЕ РАБОТЫ

4.1. Привести в порядок рабочее место, убрать все материалы, лишние предметы, протереть и собрать инструмент. Проверить электроустановку крана и убедиться в ее соответствии правилам техники безопасности электроустановок.

4.2. О выполнении работы доложить групповому (сменному) электромеханику, от которого получил задание, произвести запись в вахтенном журнале крана об устранении неисправностей и техническом состоянии крана.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Электромонтер, выполняющий техническое обслуживание и ремонт пневмоколесных и гусеничных грузоподъемных кранов, несет ответственность за нарушение данной инструкции согласно Уставу о дисциплине работников морского транспорта и действующему законодательству.