СанПиН 1102-73

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель министра

Здравоохранения СССР

Главный государственный

санитарный врач СССР

П.Н. БУРГАСОВ

№ 1102-73

18 мая 1973 г.



САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ВИБРАЦИИ И ШУМА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ТРАКТОРОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МЕЛИОРАТИВНЫХ, СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН И ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА


СанПиН 1102-73



1. Назначение и область применения


1.1. Санитарные нормы и правила распространяются на рабочие места водителя (оператора) и обслуживающего персонала тракторов, самоходных шасси, самоходных, прицепных и навесных сельскохозяйственных машин; строительно-дорожных, землеройно-транспортных, мелиоративных и других аналогичных видов машин, а также грузового автотранспорта.

Санитарные нормы и правила являются обязательными для всех организаций, проектирующих, изготовляющих и проводящих капитальный ремонт машин.

1.2. Санитарные нормы и правила распространяются на вновь проектируемые и выпускаемые машины, а также машины, выходящие из капитального ремонта.

1.3. Санитарные нормы и правила устанавливают:

а) допустимые величины вибрации на рабочих местах и органах управления машин, возникающей в процессе передвижения по местности, агрофону и дорогам, выполнения производственных операций без передвижения;

б) допустимые уровни шума на рабочих местах, а также внешнего шума машин в процессе выполнения производственных операций с передвижением и без него;

в) условия измерения вибрации и шума и требования к измерительной аппаратуре;

г) санитарные правила по ограничению воздействия вибрации и шума на организм работающих.

1.4. Замеры вибрации и шума, сопоставление их с допустимыми величинами с внесением соответствующих данных в паспорт машин проводятся при:

а) государственных испытаниях опытных образцов;

б) заводских (ведомственных) испытаниях опытных образцов машин;

в) контрольных испытаниях серийно выпускаемых машин;

г) испытаниях после капитального ремонта, а также при контрольных испытаниях у потребителя.


2. Нормируемые параметры и допустимые величины


2.1. Нормируемыми параметрами вибрации являются действующие значения колебательной скорости (v) в м/с в октавных полосах со средними геометрическими частотами 1; 2; 4; 8; 16; 31,5; 63; 125; 250 Гц или их уровни (L) в дБ, определяемые по формуле

где 510-8 м/с - величина, условно принятая за стандартную и соответствующая величине действующей колебательной скорости при стандартном пороге звукового давления для тона частотой 1000 Гц.

2.2. Допустимые величины устанавливаются для вертикальной и горизонтальной вибрации, непрерывно действующей в течение 8-часовой рабочей смены, возникающей в результате работы двигателей, рабочих органов машин и в процессе передвижения машин по местности, агрофону, дорогам или при выполнении производственных операций без передвижения, и передающейся на сиденье работающего или рабочую площадку и на органы управления.



Таблица 1*


Средние геометрические частоты октавных полос, Гц

Граничные частоты октавных полос, Гц

Допустимая колебательная скорость

вертикальная вибрация

горизонтальная вибрация**

действующие значения, м/с

уровни действующих значений, дБ

действующие значения, м/с

уровни действующих значений, дБ

1

0,88+1,4

12,610-2

128

5,010-2

120

2

1,4+2,8

7,110-2

123

3,510-2

117

4

2,8+5,6

2,510-2

114

3,210-2

116

8

5,6+11,2

1,310-2

108

3,210-2

116

16

11,2+22,4

1,110-2

107

3,210-2

116

31,5

22,4+45,0

1,110-2

107

3,210-2

116

63

45,0+90,0

1,110-2

107

3,210-2

116

125

90,0+180,0

1,110-2

107

3,210-2

116

250

180,0+355,0

1,110-2

107

3,210-2

116


Примечание. До 1 января 1978 г. возможно превышение нормативных величин до 6 дБ (табл. 2).

___________

* Срок введения в действие с 1 января 1978 г.

** Для горизонтальной вибрации допустимая колебательная скорость является рекомендуемой.


Таблица 2


Средние геометрические частоты октавных полос, Гц

Граничные частоты октавных полос, Гц

Допустимая колебательная скорость

вертикальная вибрация

горизонтальная вибрация*

действующие значения, м/с

уровни действующих значений, дБ

действующие значения, м/с

уровни действующих значений, дБ

1

0,88+1,4

25,210-2

134

10,010-2

126

2

1,4+2,8

14,210-2

129

7,110-2

123

4

2,8+5,6

5,010-2

120

6,510-2

122

8

5,6+11,2

2,510-2

114

6,510-2

122

16

11,2+22,4

2,310-2

113

6,510-2

122

31,5

22,4+45,0

2,310-2

113

6,510-2

122

63

45,0+90,0

2,310-2

113

6,510-2

122

125

90,0+180,0

2,310-2

113

6,510-2

122

250

180,0+355,0

2,310-2

113

6,510-2

122

______________

* Для горизонтальной вибрации допустимая колебательная скорость является рекомендуемой.


2.2.1. Допустимые величины вибрации на сиденье или рабочей площадке указаны в табл. 1.

2.2.2. Допустимые величины вибрации на органах управления (рулевое колесо, рычаги, педали и т.п.) указаны в табл. 3.


Таблица 3


Средние геометрические частоты октавных полос, Гц

Граничные частоты октавных полос, Гц

Допустимая колебательная скорость

вертикальная и горизонтальная вибрация

действующие значения, м/с

уровни действующих значений, дБ

16

11,2+22,4

4,010-2

118

31,5

22,4+45,0

2,810-2

115

63

45,0+90,0

2,010-2

112

125

90,0+180,0

1,410-2

109

250

180,0+355,0

1,010-2

106


2.3. Нормируемыми параметрами шума являются уровни (L) в дБ действующих звуковых давлений в октавных полосах со средними геометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц, определяемыми по формуле

где 210-5 Н/м2 - пороговая величина среднеквадратичного звукового давления.


Примечание. Для ориентировочной оценки шума допускается пользоваться общим уровнем, измеренным по шкале "А" шумомера, именуемым "уровень звука в дБ А".


2.3.1.Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот и уровни звуков в дБ А на рабочих местах машин или внешнего шума на расстоянии 7,5 м от оси движения машин указаны в табл. 4.


Таблица 4


Средние геометрические частоты октавных полос в Гц

Уровень

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

звука в дБА

Уровни звукового давления в дБ

110

99

92

86

83

80

78

76

74

85


3. Условия измерения и требования к измерительной аппаратуре


3.1. Виброизмерительная аппаратура должна включать вибродатчик, допускающий возможность крепления его не менее чем в двух взаимно перпендикулярных направлениях, и измерительный прибор, позволяющий определять абсолютные величины или их уровни действующей колебательной скорости в октавных полосах со средними геометрическими частотами от 1 до 250 Гц с точностью ± 2 дБ и удовлетворяющий ГОСТ 16826-71 и 16168-71.

3.2. Замеры вибрации производятся на сиденье или рабочей площадке, на органах управления в процессе передвижения машин на транспортном и основных рабочих режимах.

Условия испытаний, точки измерения и частотные диапазоны устанавливаются стандартами на отдельные виды машин. Вибрацию от работы двигателей и рабочих органов машин в октавных полосах 125 и 250 Гц допускается измерять на стоянке.

3.3. Замеры вибрации рабочих мест на сиденье или рабочей площадке производятся в вертикальном и горизонтальном направлениях. Вибрация на рулевом колесе измеряется в плоскости обода и перпендикулярно к ней, а на рычагах управления и педалях - в местах контакта оператора в направлении приложения усилия при его значении, равном 80-100% максимальной величины, указанной в паспорте машины.

3.4. При измерении вибрации на мягком сиденье водителя датчик крепится к стальному листу диаметром 300 мм и толщиной 4 мм, который помещается между водителем и подушкой сиденья машины. Лист не должен иметь контакта с каким-либо металлическим элементом сиденья. Операторы, испытывающие машины, должны иметь массу от 60 до 80 кг.

3.5. Крепление вибродатчика к объекту должно проводиться способом, указанным в технической документации на виброизмерительный прибор, при этом частота установочного резонанса крепления датчика должна лежать выше нормируемого диапазона частот.

3.6. Шумоизмерительная аппаратура должна включать шумомер и частотный анализатор, позволяющий устанавливать уровни звуковых давлений в октавных полосах частот от 31,5 до 8000 Гц, и удовлетворять требованиям ГОСТ 17168-71 и 17187-71.

3.7. Измерение параметров шума проводят на стоянке с одним человеком на рабочем месте при установившемся холостом режиме всех рабочих органов машины и двигателя в диапазоне оборотов, при котором общий уровень шума (уровень звука по шкале "А") в исследуемой точке достигает максимальной величины.

Измерение параметров шума проводят также на транспортном и основном режимах работы. Измерения проводятся при закрытых и открытых окнах кабин, включенных вентиляторах, кондиционерах, отопительных приборах и т.п., работающих на номинальном режиме.

При замерах микрофон располагается у головы работающего водителя.

3.8. Уровни звукового давления шумовых помех, отличающиеся от уровня звукового давления общего шума (включающего шум машины и помех) менее чем на 10 дБ, должны учитываться при замерах.

При этом из уровня звукового давления общего шума вычитают поправку, которая при разности между этим уровнем и уровнем звукового давления помех, равной от 9 до 6 дБ, составляет 1 дБ, а при разности от 5 до 4 дБ - составляет 2 дБ.

3.9. Измерение внешнего шума машин проводится при движении их без нагрузки. Скорость движения должна составлять 75% от максимальной скорости на наивысшей передаче, используемой для транспортных работ. Микрофон устанавливается на высоте 1,2 м над землей на расстоянии 7,5 м от оси движения машины.

3.10. Измерения вибрации и шума должны повторяться не менее 3 раз и результаты усредняться арифметически с внесением в случае необходимости поправок на чувствительность и неравномерность частотной характеристики измерительного тракта.

3.11. Измерения вибрации и шума должны проводиться виброшумометрической аппаратурой, прошедшей поверку в организациях Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР в сроки, установленные для данного вида измерительной аппаратуры, и имеющей действующее свидетельство о государственной поверке.


4. Санитарные правила по ограничению воздействия вибрации и шума на работающих


4.1. Не допускается оборудование постоянных рабочих мест без сиденья.

4.2. Поверхности рулевого колеса и рукояток рычагов управления должны облицовываться материалами с коэффициентом теплопроводности не более 0,5 (мК).

4.3. При сокращенной продолжительности работы машин, в связи с особенностями производственного цикла, что должно подтверждаться соответствующей документацией, вносятся следующие поправки к допустимым уровням звукового давления из табл. 3: при суммарной длительности воздействия шума за 8-часовую рабочую смену до 1 ч - добавляется 12 дБ, от 1 до 4 ч - 6 дБ, от 4 до 8 ч - соответствуют указанным в табл. 3.

4.4. При сокращенной продолжительности работы на машинах, в связи с особенностями производственного цикла, что должно подтверждаться соответствующей документацией, в условиях прерывистого воздействия вибрации длительностью от 30 до 60 мин, чередующейся с регулярно повторяющимися паузами длительностью не менее 15 мин допустимые уровни вибрации на сиденье или рабочей площадке (табл. 1), в диапазоне частот от 8 Гц можно увеличивать на 3 дБ.

При такой же продолжительности вибрации, чередующейся с паузами менее 8 мин, допустимые уровни соответствуют указанным в табл. 1.

4.5.Для уменьшения неблагоприятного влияния шума работающие могут применять индивидуальные защитные средства - противошумы, удовлетворяющие ГОСТ 15762-70, если это не противоречит требованиям безопасного проведения работ.

4.6. Работающим рекомендуется через каждые 2 ч работы в течение 5 мин проводить гимнастические упражнения, направленные на улучшение кровоснабжения рук и ног, а также для снятия утомления мышц туловища.

Не рекомендуется выполнение сверхурочных работ, а при необходимости использования данной машины более одной смены целесообразно организовать замену водителя.

4.7. Допуск к работе в качестве водителей машин подростков и женщин ограничивается в соответствии с действующим законодательством.

4.8. Лица, принимаемые на работу в качестве водителей машин, должны проходить предварительный медицинский осмотр и во время работы периодический медицинский осмотр в соответствии с приказом министра здравоохранения СССР от 30 мая 1969 г., № 400.