РД 153-00.0-005-99

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

УДК 002:006.1.05 (083.96)                                                                                          Т53

ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ В СИСТЕМЕ ТЭК

МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СИСТЕМЕ ТЭК

ОКС 17.020

ОКСТУ 0008

Дата введения 2000-10-01

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН ОАО „Научно-технологическая компания „Российский межотраслевой научно-технический комплекс „Нефтеотдача”,

ОАО „Всероссийский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности „ВНИИНП”,

ОАО „Проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения „ГИПРОУГЛЕМАШ”,

ОАО „Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт по проектированию организаций энергетического строительства „ОРГЭНЕРГОСТРОЙ”.

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Минэнерго России от 14 августа 2000г. № 61

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий РД устанавливает задачи и общие организационно-технические правила проведения метрологической экспертизы проектов нормативных документов, в том числе технических условий, на продукцию, технологические процессы, методы испытаний, разрабатываемых предприятиями и организациями ТЭК.

РД не распространяется на проекты государственных (ГОСТ Р) и межгосударственных (ГОСТ) стандартов, разрабатываемых российскими техническими комитетами по стандартизации.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Настоящий РД разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

ГОСТ Р 1.4-93 “ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных и других общественных объединений. Общие положения”.

ГОСТ Р 1.5-92 “ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов”.

ГОСТ Р 1.11-99 «ГСС. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов».

ГОСТ 8.417-81 “ГСИ. Единицы физических величин”.

ГОСТ Р 8.563-96 “ГСИ. Методики выполнения измерений”.

ГОСТ Р 8.568-97 “ГСИ. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения”.

ГОСТ 16263-70 “ГСИ. Метрология. Термины и определения”.

ПР 50.2.013-97 “ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц ”.

РД 50-98-86 “ГСИ. Выбор универсальных средств измерений линейных размеров до 500 мм “(по применению ГОСТ 8.051-81).

РД 50-453-84 “ГСИ. Характеристики погрешности средств измерений в реальных условиях эксплуатации. Методы расчета”.

РД 153-001-94 “Положение о метрологической службе Минтопэнерго России”.

ОСТ 38.01350-95 «Нефть и нефтепродукты. Определение показателей точности и методов испытаний».

МИ 1967-89 “ГСИ. Выбор методов и средств измерений при разработке методик выполнения измерений. Общие положения”.

МИ 2179-91 “ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Оптимизация точности измерений по экономическому критерию”.

МИ 2232-92 “ГСИ. Оценивание погрешности измерений при ограниченной исходной информации”.

МИ 2233-92 “ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Общие положения”.

МИ 2267-93 “ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации”.

МИ 2335-95 “ГСИ. Внутренний контроль качества результатов КХА”.

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем РД применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Метрологическая экспертиза (МЭ) нормативных документов - анализ и оценка технических решений, включенных в нормативный документ в части выбора параметров продукции (процессов), подлежащих измерению (испытанию), установления норм точности измерений (испытаний), обеспечения методами и средствами измерений производства, эксплуатации и ремонта продукции и технологических процессов, на которые распространяются требования документа.

3.2 Нормативный документ (НД) - документ, устанавливающий общие требования, нормы, правила, принципы или характеристики различных видов деятельности, в том числе методов контроля и приемки, или их результатов.

3.3 Метрологическое обеспечение - деятельность метрологических и других служб, направленная на обеспечение единства измерений на предприятии, в подотрасли, объединении, министерстве.

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 МЭ проектов НД является частью общего комплекса работ по метрологическому обеспечению разработки, подготовки производства, производства и применения (использования) продукции и технологических процессов, разрабатываемых для ТЭК, и проводится с целью обеспечения соблюдения требований Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", стандартов Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), метрологических правил и норм в разрабатываемых НД.

4.2 МЭ подлежат проекты НД на продукцию и услуги, на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), на технологические процессы, разрабатываемые и применяемые в системе ТЭК, а также другие проекты НД, в которых регламентированы: требования к погрешности измерений, достоверности измерительного контроля; требования к методам выполнения измерений (испытаний, анализа), средствам измерений, стандартным образцам (ОСО, СОП), аттестованным смесям, испытательному оборудованию; методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля; применение стандартных образцов веществ и материалов (СОП и ОСО); методики поверки (калибровки) средств измерений; методики метрологической аттестации испытательного оборудования (аппаратов, установок, стендов и др.).

4.3 Проекты НД подвергаются МЭ, как правило, на стадии окончательной редакции. Проекты НД, не прошедшие МЭ, не могут быть представлены на утверждение.

4.4 Затраты на МЭ включают в затраты на разработку НД.

5 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

5.1 Проведение МЭ проектов НД обеспечивают разработчики этих документов.

5.2 МЭ проектов НД межотраслевого характера осуществляют, как правило, головные организации метрологической службы (РД 153-001-94) по указанию Главного метролога Минтопэнерго России. При необходимости проект НД может быть направлен на метрологическую экспертизу в несколько организаций.

5.3 МЭ проектов НД отраслевого характера осуществляют головные или базовые организации метрологической службы по закрепленной в РД 153-001 области деятельности Минэнерго России. Выбор экспертной организации осуществляется головной организацией метрологической службы соответствующей отрасли по согласованию с метрологической службой департамента (управления) Минэнерго по профилю деятельности.

5.4 МЭ проектов НД, разрабатываемых для применения в сфере деятельности конкретного предприятия (организации), осуществляет метрологическая служба данного предприятия (организации), которой направлен проект НД разработчиком.

Предприятия (организации), не имеющие специальных подразделений метрологической службы, привлекают для МЭ проектов разрабатываемых НД метрологические службы сторонних организаций на договорных началах.

5.5 МЭ проектов НД может также осуществляться метрологическими службами юридических лиц, аккредитованными на право проведения таких работ в соответствии с требованиями ПР 50.2.013.

5.6 Для непосредственного проведения МЭ проектов НД руководитель метрологической службы назначает эксперта (экспертов) из числа наиболее квалифицированных специалистов, имеющих стаж работы в области метрологии не менее трех лет.

5.7 МЭ проектов НД должна выполняться в течение не более 10 рабочих дней со дня поступления проекта на экспертизу.

5.8 Проект НД представляют на МЭ в комплекте с пояснительной запиской и сводкой отзывов на первую редакцию документа.

5.9 Ответственность за полноту и своевременность представления документов на МЭ несет разработчик НД.

5.10 Ответственность за полноту и достоверность результатов МЭ возлагают на руководителей метрологических служб, осуществляющих МЭ.

5.11 Методическое руководство и контроль за качеством проведения МЭ осуществляют:

головные и базовые организации метрологической службы - на подведомственных предприятиях;

Главный метролог Минэнерго России - в отношении головных и базовых организаций метрологической службы.

5.12 Координацию работ по МЭ на предприятиях и в объединениях ТЭК осуществляет служба Главного метролога Минэнерго России.

5.13 При несогласии разработчика проекта НД с замечаниями и предложениями экспертов-метрологов организация (подразделение)-разработчик НД может обжаловать результаты МЭ в вышестоящей инстанции (при проведении МЭ внутри предприятия - у заместителя руководителя предприятия, курирующего вопросы метрологии и стандартизации, при проведении МЭ базовой организацией метрологической службы - в соответствующей головной организации метрологической службы и т.д.). Вышестоящая инстанция при отсутствии договоренности между экспертами и разработчиками проводит согласительное совещание с участием экспертов-метрологов и разработчиков документов. Решение согласительного совещания считают окончательным.

5.14 Ответственность за реализацию замечаний и предложений, полученных в результате проведения МЭ, несут руководители организаций (подразделений)-разработчиков НД.

В пояснительной записке к окончательной редакции НД указывают сведения об учете замечаний по результатам МЭ.

6 СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

6.1 МЭ проектов НД осуществляют путем установления соответствия проверяемого проекта документа требованиям действующих государственных стандартов ГСИ, других государственных и отраслевых НД, в которых изложены метрологические требования, правила, нормы.

6.2 В зависимости от вида и содержания разрабатываемого проекта НД объектами МЭ могут быть:

рациональность номенклатуры измеряемых параметров;

оптимальность требований к погрешности измерений;

полнота и правильность требований к метрологическим характеристикам средств измерений;

соответствие погрешности измерений заданным требованиям (нормам погрешности);

возможность эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в т.ч. поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта);

рациональность выбранных средств и методик выполнения измерений (испытаний, анализа), в т.ч. их соответствие требованиям, предъявляемым к средствам и методикам выполнения измерений (испытаний, анализа), применяемым в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;

соответствие алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче;

наличие и полнота требований к условиям проведения измерений (испытаний, анализа);

соответствие производительности средств измерений (испытаний, анализа) производительности технологического оборудования;

экономичность методов и средств измерений (испытаний, анализа);

возможность преимущественного применения стандартизованных методик выполнения измерений (испытаний, контроля), унифицированных и автоматизированных СИ, обеспечивающих получение результатов измерения заданной точности и производительности измерений;

целесообразность применения современной вычислительной техники для обработки результатов измерений;

обеспеченность контроля качества продукции по всем нормируемым показателям методиками выполнения измерений (испытаний), аттестованными в соответствии с ГОСТ Р 8.563 (или в соответствии с отраслевыми НД, регламентирующими порядок разработки и метрологической аттестации методов испытаний продукции и отвечающими требованиям международных стандартов);

соответствие значений норм на показатели качества со значениями оценок показателей точности методов испытаний нефти и нефтепродуктов;

достоверность показателей точности методов испытаний нефти и нефтепродуктов с учетом представительности набора проб во всем диапазоне измерений (испытаний) для всех групп нефтепродуктов;

обоснованность установленных оценок точности вновь разработанных и модифицированных методов испытаний нефти и нефтепродуктов по материалам метрологической аттестации метода;

правильность использования метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначений их единиц.

Основные методы анализа и оценивания характеристик объектов МЭ проектов НД приведены в приложении А.

6.3 Результаты МЭ оформляют в виде экспертного заключения по форме приложения Б.

6.4 Экспертное заключение оформляет в двух экземплярах, один из которых направляют разработчику НД, второй оставляют в организации (подразделении), проводившей МЭ.

6.5 Экспертное заключение подписывают эксперты и главный метролог (руководитель метрологической службы) и утверждает руководитель организации (предприятия).

6.6 Для учета НД, прошедших МЭ, ведут журнал регистрации по форме приложения Б, при котором хранят копии экспертных заключений.

7 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕРТА

7.1 Эксперт, проводящий МЭ, имеет право:

возвратить разработчикам без рассмотрения документы, не соответствующие требованиям представления НД;

затребовать от разработчиков разъяснения и дополнительные материалы по вопросам, возникающим при МЭ;

дать замечания и предложения по устранению выявленных в документации недостатков метрологического характера.

7.2 Эксперт, проводящий МЭ, обязан:

руководствоваться требованиями действующих НД, перечисленных в п.6.1 настоящего РД;

проводить учет замечаний и предложений для разработки рекомендаций по предупреждению ошибок, установленных при проведении МЭ ;

оформлять результаты МЭ в соответствии с разделом 6 данного руководящего документа;

вносить предложения руководству по совершенствованию метрологического контроля и МЭ.

7.3 Эксперт, проводивший МЭ проекта документа, наравне с разработчиком несет ответственность за его соответствие требованиям НД, перечисленным в п. 6.1 настоящего РД.

технические характеристики деталей, узлов, составных частей изделий определяются предыдущими этапами технологического процесса либо оборудованием, инструментом, поэтому рационально распределить контролируемые параметры по этим этапам и объектам;

параметры в технологическом процессе взаимосвязаны и представляется рациональным эти связи использовать для сокращения номенклатуры контролируемых параметров, а для наиболее важных параметров - для повышения точности измерений и надежности измерительных систем;

необходимо выявлять избыточность измеряемых параметров, чтобы избежать неоправданные затраты на измерения и метрологическое обслуживание средств измерений.

Приложение А

(справочное)

Основные методы анализа и оценивания характеристик объектов метрологической экспертизы проектов нормативных документов

А.1 Оценивание рациональности номенклатуры измеряемых параметров

А.1.1 Измеряемые (контролируемые) параметры определяются нормативными документами на продукцию, технологию и т.п. При этом эксперт руководствуется следующими общими положениями:

для деталей, узлов и составных частей изделий контроль должен обеспечивать размерную и функциональную взаимозаменяемость;

для готовой продукции должен быть обеспечен контроль основных характеристик и количества продукции;

для технологического оборудования, систем контроля и управления должны быть осуществлены измерение параметров, определяющих оптимальность режима по производительности и экономичности; контроль безопасности выполнения работ; контроль экологической безопасности.

А.1.2 При анализе параметров, подвергаемых измерениям и измерительному контролю, необходимо принимать во внимание следующее:

технические характеристики деталей, узлов, составных частей изделий определяются предыдущими этапами технологического процесса либо оборудованием, инструментом, поэтому рационально распределить контролируемые параметры по этим этапам и объектам;

параметры в технологическом процессе взаимосвязаны и представляется рациональным эти связи использовать для сокращения номенклатуры контролируемых параметров, а для наиболее важных параметров - для повышения точности измерений и надежности измерительных систем;

необходимо выявлять избыточность измеряемых параметров, чтобы избежать неоправданные затраты на измерения и метрологическое обслуживание средств измерений.

А.1.3 Необходимо обращать внимание на четкость формулирования измеряемой величины. Неопределенность формулирования подлежащей измерениям величины может привести к большим неучтенным погрешностям измерений.

А.2 Оценивание оптимальности требований к погрешности измерений

А.2.1 Погрешность измерений, как правило, является источником

неблагоприятных последствий (экономические потери, повышение вероятности травматизма, загрязнение окружающей среды и т.п.).

Оптимальной (в экономическом смысле) считается погрешность измерений, при которой сумма потерь от погрешности и расходов на измерения будет минимальной.

В первом приближении можно считать, что потери пропорциональны квадрату погрешности измерений, а расходы на измерения обратно пропорциональны погрешности измерений.

Если нет других данных о зависимости потерь от погрешности и расходов на измерения от погрешности измерений, то оптимальная погрешность выражается следующей зависимостью:

где Dопт - предел оптимальной относительной погрешности измерений

D - предел относительной погрешности измерений, для которого известны потери П и расходы на измерения Р.

Так как обычно потери П и расходы Р могут быть определены весьма приближенно, то точное значение Dопт найти практически невозможно. Поэтому погрешность считают практически близкой к оптимальной, если выполняется следующее условие:

0,5 Dопт < D < (1,5-2,5)Dопт,

где Dопт - приближенное значение предела оптимальной относительной погрешности измерений, вычисленное по приближенным значениям потерь П и расходов Р (в расходы на измерения включают и затраты на метрологическое обслуживание средств измерений).

Если погрешность измерений может привести к значительным потерям, при экспертизе целесообразно использовать методику, изложенную в МИ 2179.

А.2.2 Если погрешность измерений не может вызвать заметных потерь или других неблагоприятных последствий, пределы допускаемых значений погрешности измерений могут составлять 0,2-0,3 границы симметричного допуска (для несимметричного допуска - размера поля допуска) на измеряемый параметр, а для параметров, не относящихся к наиболее важным, это соотношение может быть увеличено до 0,5.

А.3 Оценивание полноты и правильности требований к погрешности средств измерений.

А.3.1 При использовании косвенных методов измерений погрешность средств измерений составляет часть погрешности измерений. В таких случаях необходимы сведения о методической составляющей погрешности измерений, чтобы правильно оценить требования к погрешности средств измерений. Типичные источники методических погрешностей приведены в МИ 1967-89.

А.3.2 При измерениях средних значений необходимо учитывать, что погрешность средних значений по n точкам измерений практически в n меньше погрешности измерений (средства измерений) в одной точке, а при многократных измерениях в одной точке погрешность среднего значения за некоторый интервал времени меньше погрешности однократного измерения за счет фильтрации высокочастотных случайных составляющих погрешности средства измерений.

А.3.3 Пределы допускаемых значений погрешности средства измерений, если они регламентированы в проекте НД, следует указывать для условий эксплуатации средства измерений (рабочий диапазон измеряемой величины, пределы возможных значений внешних влияющих величин и другие характеристики, от которых может зависеть погрешность измерений).

А.4 Оценивание соответствия погрешности измерений заданным требованиям

А.4.1 Если погрешность измерений указана в проекте НД или известна из другого документа, то она сравнивается с заданными требованиями к погрешности измерений. Если такие требования отсутствуют, границы погрешности сравнивают с допуском на измеряемый параметр (см. А.2.2).

А.4.2 Если погрешность измерений не указана в проекте НД или в другом документе, то эксперт должен, хотя бы приближенно, оценить расчетным способом границы этой погрешности. Методические рекомендации по оцениванию погрешности измерений приведены в МИ 2232.

Если имеют место прямые измерения (методические составляющие и погрешности, вносимые оператором, пренебрежимо) и имеется достаточная исходная информация, то для оценивания погрешности измерений используют методы по РД 50-453.

А.5 Оценивание контролепригодности изделия (измерительных систем)

А.5.1 Под контролепригодностью изделия (измерительной системы) понимают возможность контроля его параметров в процессе монтажа, наладки испытаний, эксплуатации (обслуживания) и ремонта.

А.5.2 Основное внимание уделяют практическим возможностям по осуществлению измерительного контроля параметров, определяющих работоспособность изделия в условиях, указанных в А.5.1.

А.5.3 При экспертизе проектов НД на измерительные системы оценивают наличие и характеристики устройств и подсистем самоконтроля и диагностики.

А.6 Оценивание возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в т.ч. поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта)

А.6.1 При этом оценивании руководствуются методиками поверки, регламентированными в НД ГСИ.

А.6.2 Для измерительных систем и сложных технических систем должны быть указаны требования и (или) методы диагностики неисправностей или контроля работоспособности в процессе эксплуатации.

Методы контроля метрологической исправности средств измерений, недоступных в условиях эксплуатации, приведены в МИ 2233.

А.7 Оценивание рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений, в т. ч. их соответствие требованиям, предъявляемым к средствам и методикам выполнения измерений, применяемым в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.

А.7.1 При этом оценивании проверяют:

использование средств измерений утвержденных типов, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;

возможность использования средств измерений в заданных условиях;

трудоемкость и стоимость измерительных операций и метрологического обслуживания средств измерений;

целесообразность использования статистических методов контроля;

удовлетворение требований техники безопасности и экологической безопасности.

А.7.2 При анализе рациональности выбранных средств измерений целесообразно использовать НД по выбору средств измерений для конкретных задач, например РД 50-98.

А.7.3 При оценивании рациональности указанных в проекте НД методик выполнения измерений предпочтение должно быть отдано стандартизованным методикам. Методики выполнения измерений, используемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, должны быть аттестованы.

А.7.4 Полноту изложенных методик выполнения измерений оценивают в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563. При анализе методов контроля погрешности результатов количественного химического анализа целесообразно использовать рекомендации МИ 2335.

А.8 Оценивание соответствия алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче

Необходимо оценить, насколько алгоритм вычислений соответствует функции, связывающей измеряемую величину с результатами прямых измерений (со значениями величин на входах средств измерений).

А.9 Контроль правильности использования метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначения их единиц.

А.9.1 Метрологические термины должны соответствовать ГОСТ 16263.

А.9.2 Единицы измеряемых величин должны соответствовать ГОСТ 8.417.


Приложение Б

(обязательное)


Форма экспертного заключения

УТВЕРЖДАЮ

_______________ ____________

     подпись и.о.          фамилия

______

дата

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ №_____

на _____________________________________________________________________________

наименование и обозначение нормативного документа

Разработчик ____________________________________________________________________

наименование организации

В результате метрологической экспертизы установлено:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Предлагается при последующей доработке внести в проект нормативного документа следующие изменения и дополнения: __________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Главный метролог _________________ _______________

подпись и.о             . фамилия

Подпись лица, проводившего

метрологическую экспертизу,

с указанием должности _________________ _______________

подпись и.о.              фамилия


Приложение В

(рекомендуемое)

Форма журнала регистрации

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ, ПРОШЕДШИХ

МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ


Наименование документа

Кол-во листов документов

Разработчик

Должность и фамилия лица, проводившего экспертизу

Дата поступления на экспертизу

Дата визирования документа

Результаты экспертизы документа

1

2

3

4

5

6

7

Примечания: 1. При повторном поступлении документации на экспертизу в графе 6 делается отметка "повторно"

2. В графе 7 возможны следующие варианты отметок: без замечаний; с замечаниями; составлено экспертное заключение; возвращено на доработку разработчику.

Ключевые слова: метрологическая экспертиза, нормативный документ, погрешность


Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Общие положения

5 Организация и порядок проведения метрологической экспертизы

6 Содержание и оформление результатов

метрологической экспертизы

7 Права и обязанности экспертов

Приложение А. Основные методы анализа и оценивания характеристик объектов метрологической экспертизы проектов нормативных документов

Приложение Б. Форма экспертного заключения

Приложение В. Форма журнала регистрации