РД 153-00.0-003-99

РД 153-00.0-003-99

Группа Т50

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ

ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ОКС 01.120

Дата введения 2001-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ОАО "Научно-технологическая компания "Российский межотраслевой научно-технический комплекс "Нефтеотдача", ОАО "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт по проектированию и организации энергетического строительства "Оргэнергострой" и ОАО "Проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения "Гипроуглемаш"

ВНЕСЕН Управлением научно-технического прогресса Министерства энергетики Российской Федерации

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Минэнерго России от 11 октября 2000 г. № 99

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 В настоящем документе реализованы нормы закона Российской Федерации "О стандартизации", требования Государственной системы стандартизации

1 Область применения

Настоящий руководящий документ является основополагающим документом по стандартизации в системе топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК) и устанавливает общий порядок разработки, согласования и утверждения отраслевых нормативных документов (далее - НД), включая:

- отраслевые стандарты - ОСТ;

- руководящие документы - РД;

- стандарты предприятий - СТП (НД хозяйствующих организаций), а также порядок их пересмотра, отмены и внесения изменений.

Положения настоящего документа подлежат применению всеми субъектами служб стандартизации ТЭК независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем документе использованы ссылки на следующие НД:

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС). Основные положения

ГОСТ Р 1.2-92 ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов

ГОСТ Р 1.3-92 ГСС РФ Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий

ГОСТ Р 1.4-93 ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

ГОСТ 2.114-95 ЕСКД. Технические условия

ГОСТ 2.201-80 ЕСКД. Обозначение изделий и конструкторских документов

ГОСТ 15.001-88 СРПП. Продукция производственно-технического назначения

СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения

ОСТ 153-00.0-001-98 Требования к обозначению нормативных документов и технических условий, порядок их регистрации в топливно-энергетическом комплексе

РД 153-00.0-005-99 Отраслевая система обеспечения единства измерений в системе ТЭК. Метрологическая экспертиза проектов нормативных документов в системе ТЭК

3 Требования к порядку разработки, согласования и утверждения НД

3.1 Отраслевые стандарты

3.1.1 Общие положения

3.1.1.1 Отраслевые стандарты разрабатываются на организационно-техническую деятельность, технические объекты, продукцию, работы (процессы) и услуги в соответствии с ГОСТ Р 1.4, а также на организацию работ по метрологическому обеспечению в ТЭКе.

3.1.1.2 Разработку отраслевых стандартов (далее - стандартов) осуществляют головные организации по стандартизации (ГОС - службы стандартизации научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций отраслей ТЭК, занимающиеся в определенной области деятельности не менее 20 лет и подтверждаемые Управлением научно-технического прогресса Минэнерго России) или технические комитеты (ТК) Госстандарта России, действующие в отраслях ТЭК в соответствии с программами по стандартизации, а также организации, выигравшие конкурс по НИОКР, организуемый Министерством энергетики Российской Федерации.

Допускается инициативная разработка стандартов организациями, входящими в число субъектов служб стандартизации ТЭК (творческими коллективами), выполняющими соответствующие требования.

3.1.1.3 Отраслевые стандарты ТЭК могут иметь ранг:

- основополагающих - обязательных для всех отраслей ТЭК;

- межотраслевых, требования которых распространяются на несколько (две и более) отраслей ТЭК;

- отраслевых, охватывающих одну отрасль ТЭК.

3.1.1.4 Стандарты на продукцию, работы (процессы) и услуги должны включать требования по безопасности и по сертификации (в необходимых случаях).

3.1.1.5 Предусматривается следующий порядок разработки стандартов:

- 1 стадия - организация разработки стандарта;

- 2 стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция), рассылка на рассмотрение (отзыв), систематизация замечаний и предложений в виде сводки отзывов;

- 3 стадия - разработка окончательного проекта стандарта (вторая редакция), его согласование;

- 4 стадия - принятие (утверждение) проекта стандарта и его регистрация;

- 5 стадия - издание стандарта.

Примечание - Допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку.

3.1.1.6 Функцию генерального заказчика на разработку отраслевых стандартов ТЭК, как правило, выполняет Управление научно-технического прогресса, а в отдельных случаях соответствующий Департамент (Управление) Минэнерго России.

3.1.2 Организация разработки стандарта

3.1.2.3 Разработке стандарта предшествует представление предложений о необходимости его разработки в соответствующую головную организацию по стандартизации (ГОС) отрасли не позднее четвертого квартала года, предшествующего началу разработки.

В случае обоснованной необходимости допускается представление предложений по разработке отдельных стандартов не позже второго квартала года, в котором предполагается начать разработку этого стандарта.

3.1.2.4 Предложения представляют головные организации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации (ТК), службы стандартизации акционерных обществ, а также отдельные организации и предприятия (творческие коллективы).

3.1.2.5 В предложениях указывают наименование стандарта, сроки его разработки, ориентировочную стоимость (если заявитель просит представить ему финансирование на разработку данного стандарта) и состав исполнителей (организации). Вместе с предложениями представляют пояснительную записку, в которой приводят обоснование необходимости разработки стандарта и его предполагаемую техническую и экономическую эффективность.

3.1.2.6 Головная организация по стандартизации отрасли рассматривает заявки с привлечением в случае необходимости экспертов, как из независимых, так и из заинтересованных организаций, и принимает решение о целесообразности или нецелесообразности разработки данного стандарта, а также проект технического задания на разработку стандарта.

3.1.2.7 Рассмотрение окончательных предложений и подготовку проекта плана по стандартизации ТЭК осуществляет по поручению Управления научно-технического прогресса одна из головных организаций (ОАО |Оргэнергострой", ОАО "Гипроуглемаш", ОАО "ВНИИнефть", ОАО "ВНИИНП" или Государственное унитарное предприятие "Национальный научный центр горного производства - Институт горного дела им. А.А.Скочинского").

3.1.2.8 Итоговое формирование и утверждение годового плана по стандартизации ТЭК осуществляет Управление научно-технического прогресса Минэнерго России не позже конца первого квартала года, в котором намечена разработка. Оно же выполняет и функцию генерального заказчика.

3.1.3 Разработка проекта стандарта (первой редакции)

3.1.3.3 Разработку первой редакции стандарта может осуществлять одна или одновременно несколько организаций.

3.1.3.4 При разработке стандарта несколькими организациями (предприятиями) планом отраслевой стандартизации устанавливается ведущая организация-разработчик (далее - разработчик) и организации-соисполнители.

3.1.3.5 Стандарт разрабатывается на основе достижения согласия между всеми соисполнителями и заинтересованными организациями.

3.1.3.6 Ведущая организация-разработчик может вносить с согласия соисполнителей необходимые изменения и дополнения в представленные ими материалы.

3.1.3.7 В случае возникновения существенных разногласий между соисполнителями их разрешает ГОС отрасли и направляет соисполнителям свое обоснованное решение.

Если ГОС отрасли входит в число соисполнителей, то в случае разногласий решение принимает Управление научно-технического прогресса Минэнерго России.

3.1.3.8 Организация - разработчик стандарта готовит проект стандарта (первую редакцию) в соответствии с ГОСТ Р 1.5 и пояснительную записку к нему в соответствии с ГОСТ Р 1.2.

3.1.3.9 При разработке новых и пересмотре действующих отраслевых стандартов на продукцию и услуги следует предусматривать разделы "Обязательные требования" и "Требования к сертификации".

3.1.3.10 Разработчик рассылает проект стандарта (первую редакцию) с пояснительной запиской на отзыв заинтересованным организациям в соответствии с Перечнем, согласованным с Заказчиком и головной организацией по стандартизации отрасли.

3.1.3.11 В обязательном порядке первая редакция проекта стандарта направляется на отзыв в ГОС отрасли, а также организациям-разработчикам, производителям и основным потребителям продукции при разработке стандарта технических условий на продукцию или методы испытаний.

3.1.3.12 Проект стандарта направляется на метрологическую экспертизу в соответствии с РД 153-00.0-005-99.

3.1.3.13 Организация, получившая на отзыв первую редакцию стандарта, в своем отзыве должна обоснованно:

- высказать свое мнение о целесообразности разработки данного стандарта;

- высказать замечания по основным предпосылкам, положенным в основу стандарта;

- в случае необходимости дать свои предложения о возможном расширении числа разработчиков стандарта;

- дать предложения о возможной корректировке области распространения действия стандарта как в сторону ее расширения, так и ограничения;

- дать предложения о возможной корректировке структуры стандарта в рамках, установленных ГОСТ Р 1.5;

- сделать в случае необходимости редакционные и смысловые замечания по отдельным разделам и пунктам текста стандарта.

3.1.3.14 Отзыв, содержащий обоснование замечания и предложения, направляется в адрес разработчика в срок, указанный в сопроводительном письме к проекту стандарта.

3.1.4 Разработка второй (окончательной) редакции стандарта

3.1.4.3 Разработчик (ведущая организация-разработчик) на основании полученных отзывов составляет сводку отзывов по форме, рекомендуемой в приложении А.

3.1.4.4 При составлении сводки отзывов все замечания и предложения рекомендуется систематизировать и записывать в следующем порядке:

- относящиеся к проекту стандарта в целом;

- относящиеся к разделам и пунктам в последовательности их расположения в проекте стандарта.

3.1.4.5 По каждому приведенному в сводке отзывов замечанию или предложению разработчик должен либо отметить, что данное замечание полностью или частично принято, либо дать краткое обоснованное заключение, если данное замечание или предложение им не принято.

3.1.4.6. На основании рассмотрения отзывов и замечаний ведущая организация - разработчик стандарта может расширить по своему усмотрению число организаций-соисполнителей.

3.1.4.7 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта с учетом поступивших замечаний и предложений.

3.1.4.8 При наличии серьезных разногласий по первой редакции проекта стандарта, касающихся его целесообразности, положенных в его основу предпосылок и т.п., разработчик организует и проводит согласительное совещание заинтересованных сторон.

3.1.4.9 Окончательную редакцию проекта стандарта с пояснительной запиской разработчик направляет на согласование в головную организацию по стандартизации отрасли, головные организации по направлениям деятельности, организациям - разработчикам, изготовителям и основным потребителям данной продукции (при разработке стандарта технических условий на продукцию или методы испытаний), органам государственного надзора (при необходимости), а также другим организациям по усмотрению разработчика или по требованию заказчика.

3.1.4.10  ГОС отрасли при поступлении на согласование проекта стандарта проводят научно-техническую (включая экономическую, метрологическую и  терминологическую) и (в случае необходимости) правовую экспертизы.

3.1.4.11 Разногласия, возникшие при согласовании проекта стандарта, разрешаются путем проведения совещания заинтересованных сторон. В случае оставшихся после совещания разногласий решение по этим вопросам принимают ГОС отрасли.

3.1.4.12 Проект стандарта считается согласованным при наличии подписи ответственного представителя согласующей организации непосредственно на проекте стандарта либо при наличии письменного согласия с окончательной редакцией проекта стандарта.

3.1.5 Принятие (утверждение) стандарта

3.1.5.1 Разработчик представляет проект стандарта (окончательную редакцию) на принятие (утверждение) в Управление научно-технического прогресса Минэнерго России. Одновременно представляются следующие документы:

- проект приказа о принятии (утверждении) и введении в действие стандарта;

- пояснительная записка к окончательной редакции проекта стандарта;

- план мероприятий по внедрению стандарта;

- сводка отзывов на проект стандарта;

- протокол согласительного совещания (при наличии);

- копии писем, подтверждающих согласование проекта стандарта;

- перечень предприятий, которым рассылался проект (первая редакция)  стандарта на отзыв.

3.1.5.2 Основополагающие и межотраслевые стандарты утверждает министр или его заместитель, а отраслевые - заместитель министра, курирующий эту отрасль. Одновременно утверждается план мероприятий по внедрению стандарта и устанавливается дата его введения в действие.

3.1.6 Регистрация и ввод в действие стандарта

3.1.6.1 Регистрация стандарта и присвоение ему обозначения производятся в соответствии с ОСТ 153-00.0-001-98.

3.1.6.2 Проект отраслевого стандарта вводится в действие приказом по Минэнерго России.

3.2 Руководящие документы (РД)

3.2.1 Руководящие документы (РД) разрабатывают в случаях:

- когда требования к объектам стандартизации организационно-методического или общетехнического характера подлежат проверке на практике до разработки соответствующих стандартов;

- при дополнении требований соответствующих организационно-методических и общетехнических стандартов.

3.2.2 РД, наряду со стандартами и техническими условиями, регламентируют проведение работ по внедрению техники, технологических процессов, методов испытаний и контроля качества, организации управления и производства на предприятиях и в организациях ТЭК.

3.2.3 В зависимости от области распространения РД могут быть:

- основополагающими;

- межотраслевыми;

- отраслевыми;

- региональными (например, для отдельного нефтегазодобывающего района, объединения).

3.2.4 В ранге РД могут разрабатываться организационные документы, устанавливающие:

- задачи, функции, права и обязанности органов и служб, межотраслевого и отраслевого ранга;

- порядок планирования организации и управления производственно-хозяйственной и научной деятельностью;

- содержание, порядок организации и проведения работ в регламентируемой области.

3.2.5 Документы в ранге РД в зависимости от своего назначения могут начинаться словами:

- Положения (ние),

- Правила,

- Регламент,

- Инструкция,

- Методика,

- Методические указания.

3.2.6 Разработка РД осуществляется в порядке, установленном для отраслевых стандартов ТЭК, согласно пп.3.1.1.1-3.1.1.6.

3.2.7 Необходимость согласования проекта основополагающих, межотраслевых и отраслевых РД со сторонними организациями определяют совместно заказчик и разработчик.

3.2.8 Разработчик представляет проект РД на утверждение в Управление научно-технического прогресса Минэнерго России, прикладывая следующие документы:

- проект приказа (распоряжения) Минэнерго России о принятии (утверждении) и введении в действие РД;

- пояснительную записку к окончательной редакции проекта РД;

- план мероприятий по внедрению РД;

- сводку отзывов на проект РД;

- перечень предприятий, которым рассылался проект РД на отзыв.

3.2.8.1 Основополагающие и межотраслевые РД утверждает министр или его заместитель, а отраслевые - заместитель министра, курирующий эту отрасль. Одновременно утверждается план мероприятий по внедрению РД и устанавливается дата его введения в действие.

3.2.9 Регистрация и ввод в действие РД

3.2.9.1 Регистрация РД и присвоение ему обозначения производится в соответствии с ОСТ 153-00.0-001-98.

3.2.9.2 Проект руководящего документа вводится в действие приказом по Минэнерго России.

3.3 Стандарты предприятия (СТП)

3.3.1 Стандарты предприятия (СТП) разрабатывают в случаях, предусмотренных ГОСТ Р 1.4.

3.3.2 Общий порядок разработки, согласования и утверждения СТП принимается в соответствии с ГОСТ Р 1.4.

3.3.3 Предприятия (организации) должны иметь нормативный документ в ранге СТП, регламентирующий порядок и правила разработки СТП на данном предприятии (организации), внесения в них изменений и дополнений, регистрации, а также требования к его построению и изложению.

3.3.4 Регистрацию СТП осуществляет предприятие (организация)-разработчик в соответствии с установленным им порядком.

3.3.5 Ответственность за своевременную проверку, пересмотр и изменения в СТП несет предприятие (организация)-разработчик.

4 ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В НД, ИХ ПЕРЕСМОТРУ И ОТМЕНЕ

4.1 Под изменением нормативного документа (НД) понимают коррекцию его содержания без изменения обозначения и (или) номера его редакции, включая:

- замену или добавление норм, правил, требований;

- изменение наименования или оформления;

- перенос срока введения и сроков действия;

- ограничение или расширение области применения.

4.2. Изменения не должны нарушать основных показателей, регламентируемых НД, или затрагивать значительный объем документа. В этом случае осуществляется пересмотр или отмена НД.

4.3 Изменение или отмена НД могут быть осуществлены только на основе извещений об изменениях или отмене.

Проекты извещений об изменениях или отмене НД подготавливает разработчик соответствующего НД в установленном для данного НД порядке.

4.4. Как правило, разработка изменений и пересмотр отраслевых стандартов, руководящих документов и приравненных к ним по рангу технических условий осуществляется в соответствии с планом стандартизации ТЭК, а пересмотр стандартов предприятия - в соответствии с планом стандартизации предприятия.

В особых случаях, когда внесение изменений или отмена НД по объективным причинам должны быть проведены в кратчайшие сроки, их проводят по согласованию с головной организацией по стандартизации отрасли.

4.5 Инициатором внесения изменений и пересмотра НД является их Заказчик, Разработчик или Потребитель продукции, технические требования к которой или методы испытаний регламентирует данный НД.

Допускается, что инициатором внесения изменений или пересмотра НД в обоснованных случаях может выступать субъект Службы стандартизации ТЭК.

4.6 Пересмотр нормативных документов всех рангов осуществляется в том же порядке, что и их разработка.

Приложение А

(рекомендуемое)

Форма сводки отзывов


№ п/п

№ пункта раздела документа

Наименование предприятия (организации), представившего отзыв, номер и дата документа

Содержание замечаний и предложений

Принятое решение

1

2

3

4

5